<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Международный маркетинг
 
 
 Лекция № 1.
 
 Сущность международного маркетинга.
 Основные этапы интернационализации фирмы.
 План.
 1. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России.
 2. Сущность и основные задачи, решаемые в международном маркетинге. Виды и последовательность решений.
 3. Интернационализация предприятия, мотивы и этапы.
 
 1. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России.
 
 Внешнеторговый оборот - это стоимость импорта + стоимость экспорта.
 
 Внешнеторговый оборот России
 1995 г.: 102 млрд. $ (экспорт - 65 млрд. $ - темп роста на 2-3 % меньше, чем в 1996 г.)
 1996 г.: 133 млрд. $ (экспорт - 86,5 млрд. $) - это примерно 16 место в мире по товарообороту.
 
 Долг России на 1996 г. - 26 млрд. $.
 Долг стран СНГ России на 1996 г. - 9 млрд. $.
 
 Структура экспорта России
 45% - вывоз энергоносителей
 15% - вывоз металлов
 9% - вывоз продукции машиностроения
 
 Торговля со странами дальнего зарубежья составляет 77% от внешнеторгового оборота России.
 Основные внешнеторговые партнеры России по объему оборота:
 * Германия
 * Италия
 * Нидерланды
 * Польша
 * США (за последний год торговый оборот с США возрос на 5-7%)
 
 Торговый оборот со странами СНГ в 1996 г. возрос на 10% по отношению к 1995 г.
 В 1996 г. наблюдалось падение импорта из стран дальнего зарубежья (снижение импорта составило ? 4,4%), что компенсировалось импортом из стран СНГ.
 
 Перспективы развития внешней торговли России:
 * усиление связей со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического блока
 * рост экспорта:
 * нефти до 127 млн. т
 * газа до 200 млн. м3
 * криминализация внешней торговли (в основном торговли нефтью)
 * рост неплатежей из стран СНГ
 * отсутствие качественных товаров, поступающих из стран СНГ
 
 Структура бартерных операций со странами дальнего зарубежья
 (данные за 1995 г.)
 вид товара экспорт импорт 1. Продовольствие и сырье для его производства. 2,4% 22,4% 2. Топливно-энергетические товары. 14,1% 1,7% 3. Товары химической промышленности. 11,5% 11,9% 4. Черные и цветные металлы и изделия из них. 43,8% 2,9% 5. Древесина и изделия из дерева. 5,2% 1,9% 6. Изделия машиностроения. 13,7% 48,1% 7. Продукция текстильной и обувной промышленности 2,5% 9%
 Зарубежные активы предприятий и граждан РФ
 виды активов 1991 г., млрд. $ 1995 г., млрд. $ 1. Легальные 7,5 29,9 2. Депозиты 2,9 9,8 3. Наличные 5 20,1 4. Нелегальные 3 19,9 Наблюдается значительный рост (в среднем в 4,33 раза) российских активов за рубежом.
 
 Структура внешней торговли стран дальнего зарубежья
 (данные на 1995 г.)
 Страны экспорт, млрд. $ импорт, млрд. $ 1. Германия 421 356 2. США 394 515 3. Великобритания 185 224 4. Италия 170 182 5. Нидерланды 134 127 6. Бельгия 118 120
 
 2. Сущность и основные задачи, решаемые в международном маркетинге. Виды и последовательность решений.
 
 Международный маркетинг - это логика предпринимательского мышления, рассматривающая весь мировой рынок как сферы производственно-сбытовой деятельности и источник получения прибыли на систематизированной плановой основе.
 Сущность международного маркетинга - рассмотрение всего мира как своего потенциального рынка, его анализ и удовлетворение его потребностей.
 Особенности международного маркетинга
 1. Большой риск, так как международному маркетингу нужны большие усилия, чтобы определить метод работы на рынке.
 2. Более высокие требования к конкурентоспособности товара.
 3. Большие трудности в изучении рынка.
 4. Более высокая конкуренция рынка и необходимость учета международного ведения дел.
 5. Международный маркетинг дает возможность определить целевые позиции фирмы в управлении деловой активности фирмы на мировом рынке.
 
 Признаки экспортной операции:
  * пересечение товаром границы
  * оплата в иностранной валюте
 
 Основные понятия
 
 Традиционный экспорт - продажа за рубежом для передачи в собственность при этом продажа осуществляется без дальнейшего сопровождения (экспортер несет ответственность только до момента поставки) Экспортный маркетинг - экспортер систематически обрабатывает заграничный рынок, приспосабливает свой товар к нему, контролирует весь путь товара от поставщика к потребителю Международный маркетинг - экспортер глубоко и постоянно исследует зарубежный рынок, использует все инструменты маркетинга и различные формы внешнеэкономических связей:
 * обмен
 * контракт
 * совместное предприятие
 * дочерние предприятия и пр. Международный менеджмент (бизнес) - предполагает маркетинговую деятельность за границей, которая охватывает не только сбыт, но и все сферы деятельности предприятия (снабжение, НИОКР, финансы, кадры и пр.) - часто имеет место в рамках ТНК (транснациональных корпораций)
 Задачи международного маркетинга
 
 Задачи международного маркетинга можно сформулировать как ответ на следующие вопросы:
 1. Выходить или нет на зарубежный рынок? (этот вопрос решается при определении целей выхода и угроз)
 2. На какой рынок выходить? (определяется с каким товаром выходить - со старым или с новым)
 3. Как выйти на рынок и как найти потребителя? (самостоятельно или с партнером; в качестве экспортера или импортера; самостоятельно или с посредником; поставлять готовую продукцию или полуфабрикаты)
 4. Какую программу маркетинга необходимо разработать, чтобы достичь целей?
 5. Какие экономические, научно-технические результаты можно получить, участвуя в международном разделении труда?
 6. Как организовать на предприятии процесс разработки и реализации программы международного маркетинга?
 
 Последовательность решений, принимаемых в международном маркетинге
 1. Анализ среды международного маркетинга.
 2. Определение целей выхода на международный рынок.
 3. Анализ и определение рынка выхода.
 4. Определение способа выхода на внешний рынок.
 5. Принятие решения о комплексе маркетинга.
 6. Выбор структуры организации работ по маркетингу (службы маркетинга).
 
 3. Интернационализация предприятия, мотивы и этапы.
 
 Мотивы выхода на внешний рынок
 (мотивы интернационализации)
 1. Стремление лучше использовать имеющиеся производственные мощности.
 2. Стремление приобрести известность экспортера в своей стране.
 3. Ожидание ухудшения экономического состояния страны.
 4. Возможность улучшить финансовое положение за счет экспорта для модернизации производства.
 5. Возможность получения иностранной валюты.
 6. Стремление обеспечить преимущество перед конкурентами в своей стране.
 7. Обеспечить более высокую рентабельность оборота на зарубежных рынках.
 8. Стремление получить ценное "ноу-хау".
 9. Желание работать в условиях более низкой конкуренции за рубежом, чем в своей стране.
 (мотивы расположены в порядки уменьшения значимости для малых предприятий)
 
 Лекция № 2.
 
 Этапы интернационализации
 (этапы выхода за рубеж)
 
 Этапы интернационализации можно представить в виде следующего рисунка:
 
 
 
 1-ый этап: Местная стадия развития, которая характеризуется местным производством.
 2-ой этап: Начальная стадия интернационализации отличается наличием контактов за рубежом до момента операций зарубежных дилеров и агентов.
 3-ий этап: Стадия развития характеризуется всеми видами контактов с зарубежными контрагентами до создания производственного предприятия за рубежом.
 4-ый этап: Стадия роста предполагает наличие производственных предприятий за рубежом, которые расположены не более чем в 6 странах.
 5-ый этап: Многонациональная стадия интернационализации предполагает создание производственных предприятий в более чем 6 странах мира (данная стадия характерна для транснациональных корпораций).
 
 Сущность интернационализации
 Движущие силы интернационализации - это прежде всего взаимодействия между отечественными и зарубежными партнерами в виде следующих способов действий:
  * экспорт товара;
  * передача "ноу-хау";
  * торговля;
  * прямые инвестиции
 (по сути это прямые и обратные связи между элементами различных национальных рынков).
 
 
 Пути к созданию первого зарубежного предприятия
 
 
  Наиболее эффективными считаются варианты (г) и (д) при создании производственного предприятия за рубежом.
 
 Изучение среды обитания международного маркетинга
 План.
 1. Экономическая среда. Виды стран по структуре хозяйства и характер распределения доходов.
 2. Факторы конкурентоспособности стран.
 3. Политико-правовая среда.
 4. Виды торговых барьеров.
 
 1. Экономическая среда. Виды стран по структуре хозяйства и характер распределения доходов.
 
 Изучение среды международного маркетинга начинается с определения тенденций развития мировой экономики.
 
  Основные тенденции развития мировой экономики:
 * активный рост объемов международной торговли (и как следствие - рост конкуренции), рост капитальных вложений за рубежом
 * утрата доминирующего положения США и рост производственной и торговой мощи Японии
 * становление международной финансовой системы
 * рост торговых барьеров, стремление защитить внутренний рынок от конкуренции
 * открытие новых больших рынков (самый большой - Россия)
 
 Классификация стран для международного маркетинга
 
  При рассмотрении окружающей среды в международном маркетинге страны необходимо рассматривать по:
  - структуре хозяйства
  - структуре распределения дохода
 По структуре хозяйства различают:
 * страны с экономикой типа натурального хозяйства (с преимущественным самопотреблением товаров и с небольшим прямым обменом).
  Например: Эфиопия, Бангладеш и др.
 * страны-экспортеры сырья.
 Например: Чили, Заир, Саудовская Аравия и др.
 * промышленно-развивающиеся страны (примерно 10% ВНП составляет обрабатывающая промышленность)
 Например: Филиппины, Индия и др.
 * промышленно-развитые страны
 По характеру распределения дохода различаю страны:
 * с очень низким доходом
 * с преимущественно низким доходом
 * с очень низким и в тоже время с очень высоким доходом
 * с низким, со средним и с высоким уровнем дохода
 * с преимущественно средним уровнем дохода
 
 ВНП на душу населения
 
  * высокий уровень (25 стран) - 6 тыс. $
  * средний уровень (54 страны) - от 545 $ до 6 тыс.
 * высший средний уровень (37 стран) - от 2,2 тыс. $ до 6 тыс. $
 * низший средний уровень (17 стран) - от 545 $ до 2,2 тыс. $
  * низкий уровень дохода (42 страны) - меньше 545 $
 
 2. Факторы конкурентоспособности стран.
 
  Определение конкурентоспособности страны необходимо при выходе на внешний рынок и определении сравнительных преимуществ.
 
 Факторы конкурентоспособности стран
 ==> динамика экономики
 ==> промышленная эффективность
 ==> динамика рынка
 ==> финансовая динамика
 ==> человеческие ресурсы
 ==> государственное вмешательство
 ==> национальные ресурсы
 ==> внешняя ориентация (ориентация на внешний рынок)
 ==> инвестиционная ориентация
 ==> социально-экономический консенсус и стабильность
 
 Различают две группы стран:
  - промышленно-развитые
  - промышленно-развивающиеся
 
 Основные страны входящие в эти группы
 
 Промышленно-развитые страны Промышленно-развивающиеся страны * Австрия
 * Австралия
 * Бельгия
 * Люксембург
 * Канада
 * Дания
 * Франция
 * Германия
 * Греция
 * Ирландия
 * Финляндия
 * Италия * Япония
 * Нидерланды
 * Новая Зеландия
 * Норвегия
 * Португалия
 * Испания
 * Швеция
 * Швейцария
 * Турция
 * Великобритания
 * США * Бразилия
 * Гонконг
 * Индия
 * Южная Корея
 * Малайзия
 * Мексика
 * Сингапур
 * Таиланд
 
 Конкурентоспособность стран по факторам
 
 №
 п/п Факторы
 конкурентоспособности Промышленно-развитые страны Промышленно-развивающиеся страны 1 Динамика экономики 1. США
 2. Швейцария
 3. Япония 1. Таиланд
 2. Сингапур
 3. Гонконг 2 Промышленная эффективность 1. Швейцария
 2. Япония
 3. Дания 1. Гонконг
 2. Южная Корея
 3. Сингапур 3 Динамика рынка 1. США
 2. Япония
 3. Германия 1. Гонконг
 2. Сингапур
 3. Таиланд 4 Финансовая динамика 1. Швейцария
 2. США
 3. Новая Зеландия 1. Гонконг
 2. Сингапур
 3. Таиланд 5 Человеческие ресурсы 1. США
 2. Япония
 3. Дания 1. Гонконг
 2. Сингапур
 3. Таиланд 6 Государственное вмешательство 1. Турция
 2. США
 3. Швейцария 1. Гонконг
 2. Сингапур
 3. Таиланд 7 Национальные ресурсы 1. Норвегия
 2. Австралия
 3. Канада 1. Мексика
 2. Бразилия
 3. Таиланд 8 Внешняя ориентация 1. Япония
 2. Нидерланды
 3. Ирландия 1. Сингапур
 2. Гонконг
 3. Таиланд 9 Инновационная ориентация 1. Япония
 2. Швейцария
 3. Германия 1. Таиланд
 2. Южная Корея
 3. Гонконг 10 Социально-политический консенсус 1. Швейцария
 2. Дания
 3. Новая Зеландия 1. Сингапур
 2. Таиланд
 3. Малайзия
 Источники информации по состоянию и развитию мировой экономики:
 * Ежегодник статистики международной торговли
 Year book of International Trade Statistics
 * Статистика товаров внешней торговли
 Commodity Trade Statistics
 * Ежегодник платежных балансов
 Balance of Payments Yearbook
 * Международная финансовая статистика (ежемесячник)
 International Finance Statistics
 
 3. Политико-правовая среда.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу