<< Пред. стр. 2 (из 7) След. >>
При рассмотрении политико-правовой среды в международном маркетинге первое на что следует обращать внимание - это форма правления.Виды политических систем
(форм правления)
При рассмотрении окружающей среды в международном маркетинге рассматривается степень государственного вмешательства (централизация доходов и расходов).
Страны Доля централизованных
доходов
в % от ВНП Доля централизованных расходов
в % от ВНП Япония 13,6% 17% Швеция 42,9% 40,8% Германия 28,5% 29,9% США 19,7% 27,9%
Лекция 3.
4. Виды торговых барьеров.
Таможенная пошлина
Расчет таможенной пошлины может производиться различными способами на основе установленных нормативов.
1. Расчет пошлины исходя из стоимости товара (ad valorem)
Пимп1=Ст* Кпш, где
Пимп1 - размер пошлины с импорта
Ст - стоимость товара (обычно по контракту)
Кпш - нормативный коэффициент пошлины
Пример. Ст=700000 у. ед.; Кпш=20%, тогда Пимп1=700000*0,2=140000 у. ед.
2. Специфический способ расчета пошлины с учетом количества единиц поставляемого товара.
Пимп2=В* Кпш*Кэ/Квк, где
Пимп2 - величина товара
Кпш - пошлина с единицы товара (обычно в экю)
В - количество единиц товара
Кэ - курс экю
Квк - курс валюты контракта
Кэ/Квк - переводной коэффициент
3. Смешанный способ расчета пошлины.
Этапы: - рассчитывается пошлина, исходя из стоимости товара
- рассчитывается пошлина, исходя из количества товара
- взимается пошлина по тому варианту, по которому ее величина больше
Пример. Таможенные тарифы США.
* тариф на ввоз норковых шуб - 0%
* тариф на детские товары - до 35%
* тариф на детское питание - 18%
* тариф на ввоз омаров - 0% и др.
Внетарифные барьеры
Экспортная квота - это отношение объема экспорта в натуральном (стоимостном) выражении к объему производства данного товара в стране за определенный период.
Импортная квота - это отношение импорта товара к объему потребления этого товара в стране за определенный период времени.
Статистика. В малых станах квоты обычно выше, нежели в крупных государствах, так как имеют малый внутренний рынок.
Страны Квоты на экспорт Квоты на импорт Япония 13% 9% Германия 27% 20% Франция 23% 25% Великобритания 23% 28% Бельгия 60% 70% Ирландия 69% 63%
Очень большое влияние на внешнеполитические связи оказывают экономические сообщества (в частности, ЕЭС).
Культурная среда бизнеса и ее влияние
на международный маркетинг
План.
1. Основные понятия и элементы культуры, влияние на бизнес.
2. Сравнительные характеристики национальных культур.
3. Понятие культурного облика страны. Распределение стран по атрибутам культуры.
4. Деловые отношения с новыми культурами.
1. Основные понятия и элементы культуры, влияние на бизнес.
Культура - это сложное единое целое, включающее знание, искусство, мораль, веру, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества.
Культура - коллективное программирование мышления.
Состав элементов культурной среды
в международном бизнесе
Право - чем выше культура, тем четче определены правовые акты и законодательная система, что помогает избегать конфликтные ситуации.
Политическая система - чем выше культура, тем легче проводить демократические преобразования.
Технология - совмещает в себе уровень науки и развитость инфраструктуры (по отношению общества к науке можно судить о его культуре).
Образование и искусство - уровень образования говорит о будущем нации.
Ценности, отношения, религия и язык очень тесно взаимосвязаны. В настоящий момент в международном маркетинге большое внимание уделяется изучению религии, так как она во многом предопределяет взаимоотношения между партнерами (например: в странах с преобладающей протестантской церковью экономическая эффективность государств выше, нежели в странах с католической церковью; в странах, где преобладает ислам очень высока ответственность людей за совершенные поступки и пр.). Очень важное значение в международном маркетинге имеет язык.
Например. В мире насчитывается:
* 44 англоязычные страны
* 27 стран с преобладающим французским языком
* 20 стран, в которых говорят на испанском
Например. В Японском языке насчитывается около 20000 английских слов.
Классификации культур
1. По первому признаку:
* культуры низкого контекста
* культуры высокого контекста
Культура высокого контекста - в межличностных отношениях самую большую роль играют интуиция и ситуация, а так же традиция (формализация отношений не обязательна). Данный тип культуры характерен для народов Азии.
Культура низшего контекста - все межличностные отношения должны быть формализованы, отсутствует влияние традиций. Этот тип культуры характерен для Европы, США.
2. Деление культур на основе четырех критериев:
* длина иерархической лестницы (характеризует степень равенства между людьми - чем больше разница между людьми, тем длиннее иерархическая лестница)
* отношение к состоянию неопределенности (отношение к планированию и контролю)
* индивидуализм - насколько независимо человек принимает решение
* маскулинизм - это предпочтение, отдаваемое людьми мужским или женским ценностям в манере поведения (чем больше мужское начало, тем выше маскулинизм)
2. Сравнительные характеристики национальных культур.
Сравнительные характеристики культур
==> Россия:
* многонациональная культура
* один язык
* традиция верности
* склонность к благотворительности
* высокая способность к выживанию
* храбрость, отсутствие страха перед риском
* недоверчивость
* пренебрежение прошлым опытом
==> Франция:
* рациональность
* стремление во всем найти логику
* индивидуализм
* высоко ценятся опыт и зрелость
* порядочность
* уход от конфликтных ситуаций
* выносливая нация, не отличающаяся большой силой
==> Германия, Австрия:
* люди не приемлют риска
* сосредоточенность на самореализации, независимости и лидерстве
* процветание соперничества
* консерватизм
* жесткая, суровая организация, иерархия
* аккуратность, тщательность
Лекция № 4.
==> Испания
* эмоциональность
* низкая дисциплина (особенно в группе)
* строгая иерархия
* диктаторский стиль руководства
* важность лозунгов
* видение кратко- и среднесрочных перспектив
==> Великобритания
* классовые традиции
* основные цели:
* безопасность жизни
* обеспечение ресурсами
* получение удовольствия
* логичность (при принятии решений, в поведении)
* высокий уровень адаптации к новым условиям
* индивидуализм
* мужественность
* слабая выносливость
* гордость за страну и королеву
* полная децентрализация при принятии решений
* ориентация на краткосрочную перспективу
==> США
* индивидуализм (каждый "за себя")
* терпимость к риску
* низкий уровень избежания неопределенности
* главные ориентиры:
* самореализация
* лидерство
* благосостояние
* умеренная мужественность, предпочтительнее деликатность; ориентация на межличностные отношения
* принятие действий на основе точных данных
* каждый ответственен за конечный результат
* карьера превыше семьи
* высокая ориентация на перемены (даже выше, чем на стабильность)
==> Бразилия
* преобладание португальских традиций над испанскими
* патернализм (преданность в рамках фирмы)
* централизация власти (принятие решений только на высшем уровне)
* не ценится время
* сложность работы в группе
* строгая субординация
* предпочтение долгосрочным связям
* личное ведение дел (а не по телефону и пр.)
* важен престиж работы, а не удовольствие от нее
==> Китай
* хорошее владение искусством переговоров
* сочетание древней цивилизации и современного максимализма
* философия взаимной выгоды
* нацеленность на будущее
* авторитарное лидерство
* способность предвидения
* особое отношение к старшим (глубочайшее уважение и почтение)
==> Япония
* высокий уровень избежания неопределенности
* высокий уровень мужественности
* тепло и сочувствие ценятся выше, чем престиж, безопасность и удовольствие
* вертикально-горизонтальные группы
* разделение ответственности
* теневая роль лидера
* культура групповой работы, инициатива групп
* преданность целям фирмы (патернализм)
* чувствительность к структуре капитала
* принцип старшинства важнее квалификации
* неприятие иностранного менеджмента
3. Понятие культурного облика страны. Распределение стран по атрибутам культуры.
Графическое представление культурного
облика стран
Распределение стран по атрибутам культуры
4. Деловые отношения с новыми культурами.
При установлении деловых отношений с новыми культурами необходимо проделать следующие процедуры:
1. Необходимо определить в какой мере следует воспринимать новую культуру. Обязательно следует знать:
* императивы культуры
* эксклюзивы (то, что специфично для усвоения иностранцами)
* что находится в "серой зоне" (когда простительно незнание иностранцу)
2. Необходим учет квалификации и склонностей к самооценке.
3. Определение схемы возможных барьеров при вхождении на новый рынок, зная культурные особенности.
4. Проведение сортировки барьеров на:
* устранимые (например, язык)
* неустранимые (к ним следует приспосабливаться)
5. Подбор местных гарантов при проникновении в новую культуру.
6. Проверка всех предложений перед внедрением на небольших группах.
Отношение к товарам в разных странах
Отношение к характеристикам товара в различных странах отличается в силу культурных и прочих специфик, под влиянием которых формируются свои уникальные приоритеты.
Характеристики товара Германия Франция Испания Великобритания Италия 1. Марка товара 3 3 2 3 4 2. Гарантия 4 4 4 4 3 3. Цена 2 2 3 2 2 4. Качество (потребительские свойства)
1 (72%)
1 (58%)
1
1
1 5. Упаковка 5 5 5 5 5
Лекция № 5.
Предпринимательский климат и культура на
международных рынках
План.
1. Понятие предпринимательского климата. Инфраструктура бизнеса.
2. Стимулы и ограничения предпринимательской деятельности на примере США.
3. Особенности налогообложения и их учет при выходе на рынок США.
1. Понятие предпринимательского климата. Инфраструктура бизнеса.
Предпринимательский климат всегда рассматривается во взаимосвязи с инфраструктурой бизнеса.
Строгой классификации компонентов инфраструктуры бизнеса не существует, но по сферам деятельности все же можно произвести их некоторую группировку.
Предпринимательский климат - это отношение государства и общества к бизнесу. Предпринимательский климат определяется во многом морально-этическими ценностями, действующими в данном обществе.
Инфраструктура бизнеса - это объекты, обеспечивающие нормальное функционирование материального производства.
- это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение деловых отношений и увязывающие их в единое целое.
2. Стимулы и ограничения предпринимательской деятельности на примере США.
Исходными посылками для введения стимулов и ограничений являются ценностные установки общества.
В США основополагающие ценности - это принцип индивидуализма и принцип личной предприимчивости, опоры на свои силы (следствием этого является личный упорный труд). Эти принципы порождают свободу предпринимательства и особое отношение к собственности (потеря собственности отождествляется с потерей свободы).
Ключевые моменты ведения хозяйства:
* трудолюбие
* бережность
* предприимчивость
* трезвость
* самосовершенствование
Результатом такого подхода является прагматизм и особое отношение к знаниям, как к обязательному элементу достижения успеха. При всем этом большое значение имеет религия.
Факторы, способствующие благоприятному
предпринимательскому климату
* стабильность государственной поддержки предпринимательства (не прямое администрирование, а создание благоприятных условий для предпринимательства)
* льготный налоговый режим
* система мер, обеспечивающих приток денежных средств в область бизнеса
* создание инновационных центров (сочетание государственного финансирования и частных вливаний)
* создание и развитие сети фирм, оказывающих финансовую помощь предприятиям
* консалтинговые центры
* эффективная система защиты интеллектуальной собственности
* упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельностью, в том числе, упрощение отчетности
* обеспечение информацией и средствами коммуникаций
* свобода творчества
* повышение качества рабочей силы
* ориентиры на достижение успеха
Стимулы и ограничения деятельности иностранных предприятий
на рынке США
1. Федеральный уровень
Стимулы:
* те же льготы и налоги, что и для местных фирм
* поощрение прямых вложений и инкорпарирования (вхождение в долю)
* нет ограничения на частные вложения
* нет ограничений на ввоз валюты и биржевые операции
Ограничения:
* запрещена предпринимательская деятельность иностранных инвесторов на предприятиях национальной безопасности, авиационной промышленности, атомной промышленности, судоходства и связи
2. Уровень правительства штатов
Стимулы:
* большая лояльность по отношению к иностранным вложениям: существует порядка 6000 комитетов по привлечению иностранного капитала (для создания, в частности, новых рабочих мест)
* вводятся специальные стимулы для иностранных инвесторов