<< Пред.           стр. 13 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу

 3) обходятся ограничения по валютному контролю (так как нет необходимости добиваться разрешения властей для финансирования иностранного партнера);
 4) осуществляется репатриация блокированных фондов;
 5) возможно получение инвалютного финансирования по привлекательной процентной ставке.
 Недостатками параллельного финансирования являются:
 1) трудности в нахождении контрагента, удовлетворяющего следующим требованиям:
 а) наличие филиала в стране базирования головной компании;
 б) намерение инвестировать в него денежные средства на тот же срок и на ту же сумму, что и компания-инициатор данной сделки;
 2) высокие кредитные риски, так как погашение задолженности оформляется двумя несвязанными кредитными соглашениями, и в результате неблагоприятного изменения динамики валютного курса свой долг филиал контрагента может вернуть позднее, или данное соглашение вообще не будет выполнено филиалом по причине его банкротства.
  В случае, если внутрифирменное финансирование невозможно или слишком дорого, фирма может прибегнуть к внешнему финансированию.
 
 Временные (спонтанные) источники финансирования
 К источникам спонтанного финансирования фирмы относится торговый кредит. Его возникновение связано с совершаемыми фирмой сделками. Так, при закупках у других фирм товаров, сырья, комплектующих в кредит у рассматриваемой фирмы возникает долг, который учитывается в виде кредиторской задолженности (торгового кредита). Чем дольше период погашения кредиторской задолженности и больше объем реализации закупок, тем значительнее дополнительное финансирование для фирмы.
  Торговый кредит (счета к оплате) — денежные средства, которые компания должна вернуть поставщикам.
  Торговый кредит является самой простой и часто наименее дорогой формой финансирования товарно-материальных запасов.
 Правительственное финансирование
 Большой интерес представляет для фирмы получение правительственного финансирования, которое является наиболее дешевым. Для этого фирма должна принять участие в реализации определенной государственной программы. В этом случае финансовые ресурсы обычно предоставляются ей под процент существенно ниже среднерыночного и часто на длительные сроки.
 Банковское финансирование
 Фирма может получить «короткие» деньги путем получения торгового кредита от продавца товара. Однако часто получение торгового кредита и увеличение срока его предоставления осложняются из-за его неэффективности для продавца или из-за ненадежности оплаты поставки покупателем с низкой кредитоспособностью. Если этот способ получения денежных средств для фирмы недоступен, то она может прибегнуть к банковскому финансированию.
 Виды банковского финансирования
 Банковское финансирование может осуществляется в следующих основных видах:5
 5Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник/ Научн. ред. В. В. Круглов - M.: ИНФРА-М, 1998, с. 128-130.
 • кредитная линия;
 • револьверный кредит;
 • срочный заем;
 • овердрафт.
 1) Кредитная линия — договор между банком и его клиентом, содержащий обещание банка предоставить клиенту определенную сумму денег до некоторого лимита в течение определенного срока.
 Кредитная линия обычно оформляется в виде письменного кредитного соглашения клиента с банком и открывается под регулярное использование. Различают обусловленную (связанную) и необусловленную кредитные линии. При открытии связанной кредитной линии банк предоставляет возможность фирме использовать денежные средства только под определенные цели. В случае необусловленной кредитной линии фирма может использовать полученный кредит на любые цели.
 2) Револьверный кредит — возобновляемые в течение длительного периода времени кредитные линии, юридически формализованные контракты.
 Если финансовое положение фирмы не изменяется, то ранее предоставленная ей кредитная линия пролонгируется на фиксированный срок (обычно на год). При пересмотре кредита уточняются следующие параметры кредита: размер кредитной линии, процентная ставка по кредиту и другие условия. Размер процентной ставки — особо важная категория для банка, так как в настоящее время изменчивость процентных ставок во времени резко возрастает.
 Револьверная кредитная линия чаще всего является обеспеченной, когда банк требует внесения залога для ее открытия.
 3) Срочный заем — краткосрочный кредит (чаще всего на 90 дней), обычно оформляемый в виде простого векселя, подписанного заемщиком. Денежные средства по срочному займу предоставляются единовременно в полной сумме и возвращаются с процентами в полной сумме займа одномоментно.
 Заимствование средств таким способом фирма осуществляет, когда возникают неожиданные, внеплановые потребности в денежных фондах. При предоставлении незапланированных ранее денежных сумм банк также может резко изменить свою валютную позицию. Поэтому срочные займы имеют высокую стоимость, связанную с крупными административными издержками по оформлению и исполнению договоров такого типа.
 4) Овердрафт — это допущение дебетового остатка на счете клиента. Во многих странах клиентские овердрафты запрещены законодательно (однако они активно используются, например, в Великобритании). Овердрафт рассматривается как своеобразная ссуда клиенту, которая должна быть погашена в короткие сроки и по процентной ставке, превышающей среднерыночную.
 
 Классификация банковского финансирования по видам используемых валют Банковское финансирование может осуществляться в национальной и иностранной валютах. Соответственно, различают национальное, иностранное и евровалютное (оффшорное) банковское финансирование, которое может быть реализовано во всех четырех ранее приведенных формах.
  Если фирма получает кредитование от национального банка в иностранной валюте, речь идет о внутреннем валютном финансировании: например, российский банк предоставил кредит российской фирме в долларах США. Если фирма получает финансирование от иностранного банка в его национальной валюте, то речь идет об иностранном кредитовании: к примеру, немецкая фирма получила кредит от английского банка в фунтах стерлингов. Если фирма получает финансирование от иностранного источника в валюте третьей страны, то речь идет о евровалютном финансировании: например, компания из Великобритании получает кредит от банка США в немецких марках.
  Структура валютно-финансовых рынков представлена на рис.6.5.
 
 
 Рис. 6.5. Структура валютно-финансовых рынков
  При предоставлении крупных кредитов банки обычно объединяют свои ресурсы, чтобы предоставить кредит крупному корпоративному заемщику и снизить возникающие при этом риски.
  В целом, иностранное банковское финансирование встречается крайне редко и имеет высокую стоимость. Наиболее дешевым, и, соответственно, наиболее распространенным в современных условиях является евровалютное финансирование. Широкое распространение в мире получили евровалютные кредиты.
 
 Общая характеристика еврокредитов
 Еврокредиты — краткосрочные или среднесрочные банковские кредиты в евровалюте, предоставляемые на базе корректируемых плавающих (roll over — ролловерных) процентных ставок за пределами страны, в валюте которой открыт кредит.
  Сумма кредитов обычно колеблется в размерах от 100 до 500 млн долларов США при пересчете в валюту займа, хотя сумма займа может сильно различаться в каждом конкретном случае. Кредиты чаще всего предоставляются в долларах США, японских иенах, немецких марках, английских фунтах стерлингов, швейцарских франках, евро и других свободно конвертируемых валютах. Процентная ставка зависит от ведущей ставки еврорынка (по доллару США используется ставка ЛИБОР), кредитного рейтинга компании-заемщика, характера займа, ситуации на страновом рынке и других факторов.
  Данные кредиты доступны только крупным компаниям, хорошо известным мировому сообществу, а также крупным коммерческим банкам, центральным банкам стран и правительствам. Они представляют собой очень гибкие финансовые инструменты с широким выбором форм их использования.
  Еврокредиты предоставляются в виде синдицированных еврокредитов и в виде кредитов с оговоркой о валютном опционе.
  При предоставлении синдицированного кредита выбирается управляющий банк, который формирует банковский синдикат и определяет условия кредита вместе с заемщиком. Члены синдиката берут на себя обязательства по предоставлению заемщику частей кредита. При этом кредитные риски для каждого конкретного банка резко снижаются.
  При использовании еврокредитов с оговоркой о валютном опционе, заемщику при наступлении срока платежа предоставляется право выбора валюты (или валют) погашения долга. В этом случае заемщик избегает валютного риска, так как доходы и затраты его будут выражены в одной и той же валюте.
 Крупнейшими российскими заемщиками, выступающими на мировом рынке, до 1998 г. являлись российские банки. Они привлекали синдицированные кредиты в больших объемах. За этот период российскими банками было получено кредитов на сумму приблизительно 1710 млн долларов США. Самый крупный кредит был получен Центральным банком РФ в конце 1997 г. на сумму 225 млн долларов США с премией к ЛИБОР в 2% годовых.6
  6 Эксперт,1998год,№11,12.
 
  Банковские займы часто оказываются невыгодными для заемщика, так как имеют относительно высокую стоимость. У международного финансового менеджера есть возможность в этом случае прибегнуть к краткосрочному небанковскому иностранному или евровалютному финансированию, размещая на финансовых рынках свои коммерческие бумаги.
 Финансирование с использованием рынка ценных бумаг
 Финансирование с помощью инструментов денежного рынка включает в себя выпуск коммерческих бумаг, представляющих собой простые векселя компании.
 Данный способ привлечения денежных средств доступен только для крупных компаний, имеющих высокий кредитный рейтинг как в своей стране, так и в мире. Получение такого рейтинга является обычным при работе на финансовом рынке. Кредитный рейтинг должны присваивать крупнейшие рейтинговые агентства:
 Moody's Investor Service, Standard and Poor's, другие.
  Простые векселя, эмитируемые компаниями, необеспечены. Срок их хождения — от 14 до 270 дней (чаще всего — от 30 до 90 дней). Номинал векселей достаточно высок, обычно он составляет величину кратную 100 тыс. долларов США.7
 7Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник/ Научн. ред. В. В Круглов. - M.: ИНФРА-М, 1998, с. 132.
 
  Различают иностранные, евровалютные коммерческие ценные бумаги и евроноты.
  Иностранные коммерческие бумаги деноминированы в валюте страны размещения, а евровалютные коммерческие бумаги и евроноты выпускаются в обращение вне страны, в валюте которой они деноминированы.
  Различие между евронотами и еврокоммерческими бумагами состоит в присутствии у евронот поддерживающих их выпуск банковской кредитной линии и гарантированного размещения по предопределенной цене. В отличие от иностранного кредитования, срок евронот более длинный, для них существует развитый вторичный рынок, возможно присутствие на рынках непервоклассных заемщиков. К ним относятся те заемщики, которым присваивают кредитный рейтинг не ведущие международные агентства, а коммерческие банки — крупнейшие покупатели этих ценных бумаг.
  Положительным моментом эмиссии данных ценных бумаг является то, что процентная ставка по коммерческим бумагам, как правило, ниже ставки, предоставляемой по кредитам для первоклассных заемщиков, что и делает финансирование с использованием коммерческих бумаг более предпочтительным, чем обычное банковское заимствование.
  В начале 1980-х г. рынок коммерческих бумаг существовал практически только в США, Канаде и Австралии. В следующее десятилетие рынки коммерческих бумаг появились во многих странах. В конце 1986 г. доля США на этом рынке составляла 90%, в 1992 г. — 60%, в 1995 году — 75%. В Европе рынок коммерческих бумаг стал развиваться лишь в последние 10-15 лет. Самый молодой рынок коммерческих бумаг — немецкий, он появился лишь в 1991 г. В Японии впервые коммерческие бумаги появились в 1987 г., и уже сейчас по объему эмиссии данный рынок занимает второе место после США.8
 8 International Finance. — Cambridge University Press, 1994. — p. 324.
 
  По сути, выпуск коммерческих бумаг — альтернатива банковскому кредиту. Так, в начале 1990 г. банк Испании начал проводить политику ограничения банковского кредита. Результатом стал масштабный выпуск коммерческих бумаг испанскими компаниями, которые продавали их на рынке (зачастую тем же банкам, которые не могли предоставлять им ссуды).
  Коммерческие бумаги — высокономинальные. В США самый низкий номинал — 100 тыс. долларов США, а наиболее типичный — 1 млн долларов США. Значительная доля всех коммерческих бумаг (до 1/3) размещается прямо или косвенно иностранными эмитентами. Минимальный номинал коммерческих бумаг в Японии — 100 млн японских иен (примерно 800 тыс. долларов США). Аналогичные данные можно получить и на рынках Германии, Франции и других стран. Единственное исключение составляет Испания, где минимальный номинал составляет 250 тыс. испанских песет (примерно 1400 долларов США), что делает коммерческие бумаги доступными для мелких инвесторов.
  Рынок же еврокоммерческих бумаг начал развиваться фактически лишь с середины 1980-х г., но к началу 1990-х г. его объем достигал около 10% совокупного объема национальных рынков ценных бумаг. В 1984 г. рынок оценивался в 5 млрд долларов США, а в 1996 г. — более 400 млрд долларов США. По своей роли в привлечении ссудного капитала из-за рубежа коммерческие бумаги (в форме непосредственно коммерческих бумаг и евронот) превосходят прямые банковские кредиты.
 
 ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМПАНИИ
 Долгосрочное финансирование международной компании осуществляется в двух
 основных видах:
 • от инвесторов (через покупку ими акций и облигаций);
 • от кредиторов (в форме банковского кредита или размещения долгосрочных ценных бумаг — облигаций).
  В свою очередь, международное финансирование подразделяется на иностранное и евровалютное, в зависимости от типа взаимоотношений резидент — нерезидент и той валюты, которая предоставляется.
  По источникам долгосрочное финансирование компании подразделяется на внутреннее и внешнее.
 Внутренние источники финансирования компании
 Внутренними источниками долгосрочного финансирования компании являются накопленные чистые денежные потоки (net cash flow), возникающие при осуществлении международных операций. Основой нетто-денежных потоков являются нераспределенная прибыль и накопленная амортизация.
  Чистый денежный поток компании рассчитывается следующим образом:
 NCF = NP - DIV + Am,
 где NCF — чистый (нетто) денежный поток фирмы; DIV — выплаченные дивиденды; Am — амортизация; NP — чистая прибыль компании.
  В свою очередь, чистая прибыль равна:
 NP = TR - ОС - IP - Tax,
 где TR — общая выручка от операций компании; ОС — операционные издержки; IP — процентные платежи; Tax — налоги.
  Целью финансового менеджмента любой компании является увеличение стоимости капитала акционеров. Поэтому чистый денежный поток компании должен постоянно увеличиваться.
  Самофинансирование инвестиционных долгосрочных проектов за счет собственных источников более характерно для торгово-промышленных фирм, чем для финансовых институтов. Это объясняется значительно более высокой долей собственного капитала фирмы в ее пассивах, по сравнению с аналогичным показателем для кредитных институтов. Поэтому для финансовых институтов большее значение имеют внешние источники финансирования долгосрочных вложений.
 
 Внешние источники долгосрочного финансирования
 Внешними источниками долгосрочного финансирования фирмы выступают банковское финансирование в виде банковского кредита и привлечение средств за счет эмиссии акций и облигаций на открытом рынке.
  Структура долгосрочного финансирования различна для фирм разных стран. Так, опора на самофинансирование традиционно характерна для крупных американских и японских компаний.
  Банковское финансирование преобладает, в основном, как источник долгосрочного финансирования в Германии, Франции, других странах континентальной Европы и в Японии. Это связано, в первую очередь, с исторически сложившимися здесь тесными связями банков и промышленных предприятий, и, кроме того, с меньшей активностью фондового рынка.
  Банковское финансирование осуществляется, в основном, в форме евровалютных синдицированных займов, предоставляемых на базе ролловерной ставки. Их характеристики были рассмотрены ранее. В настоящее время роль этого источника финансирования снижается из-за большей привлекательности финансирования с рынка ценных бумаг.
  Финансовые инструменты, представленные на международных финансовых рынках, довольно многочисленны. Они варьируются в зависимости от потребностей клиентов, тенденций изменения курсов и ставок, ситуации на рынке;
  Небанковское финансирование с рынка ценных бумаг предполагает использование иностранных облигаций, еврооблигаций и евроакций.
  Небанковским источником финансирования с иностранных рынков является выпуск иностранных облигаций. Традиционно наибольшие рынки иностранных облигаций находятся в США и Швейцарии; иностранное облигационное финансирование активно используется также в Японии и Люксембурге.
 Примером выпуска иностранных облигаций является вариант, когда канадская корпорация заимствует капитал на рынке облигаций в США. При получении разрешения от Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку США она может продавать собственные облигации, деноминированные в долларах США, американцам. Кроме иностранного происхождения заемщика, эта облигация ничем не отличается от облигаций, выпущенных в обращение аналогичными корпорациями США. Но так как канадская корпорация является иностранной корпорацией, эти облигации будут называться иностранными.
  Чаще всего доступ иностранных компаний к местному рынку капитала ограничивается. Так, существуют правительственные ограничения относительно сроков и сумм, которые могут получить иностранцы, и направлений их использования. Полученный капитал может быть ограничен лишь локальным использованием посредством введения валютного контроля. Но крупные компании имеют возможности переводить фонды даже при существовании подобных ограничений и готовы идти на риск, тем не менее постоянно отслеживая регулятивные, налоговые и рыночные условия получения денежных средств в зарубежных странах.
  Еврооблигационное финансирование является альтернативным выше приведенным способам привлечения средств на длительные сроки.
 Термин еврооблигация используется для обозначения любой облигации, продаваемой в стране иной, чем та, в валюте которой данная облигация выражена.
 Например, британская фирма эмитирует облигации, выраженные в фунтах и продает их в Германии. Другим примером будет являться размещение во Франции облигаций Ford Motor Company, выраженных в долларах США.
  Еврооблигации представляют собой среднесрочные займы, выпускаемые международными банковскими консорциумами (табл. 6.2).
  Существует отличия в нормах обращения на рынке еврооблигаций и облигаций на внутреннем рынке. На рынке еврооблигаций:
 1) значительно более низкий уровень требований к раскрытию информации, чем для облигаций на внутреннем рынке;
 2) более низкие совокупные затраты на сделки с еврооблигациями, так как исключаются финансовые посредники, сделку осуществляет непосредственно размещающий синдикат;
 
 
 Таблица 6.2. Основные характеристики еврооблигационных займов9
 
  Характеристики Общая сумма займа
  От 50 до 100 тысяч долларов США
  Срок погашения
  От 5 до 15 лет
  Процентные ставки
  Краткосрочная рыночная ставка, изменяющаяся каждые 6 месяцев
  Котировка
  Биржи Люксембурга, Лондона, Франкфурта.
  Срок получения средств
  В среднем через 6 недель после передачи поручения руководителю консорциума
  3) еврооблигации обычно выпускаются в форме облигаций на предъявителя, поэтому лица, их приобретающие, остаются неизвестными по личным причинам или для избежания налогообложения;
 4) большинство правительств не взимают налог, получаемый по еврооблигациям;
 5) быстрота получения средств.
 9 Ж. Перар. Управление международными денежными потоками. — M.: Финансы и
 статистика,1998,с. 15.
 
  Данные преимущества еврооблигаций перед другими видами ценных бумаг дали мощный толчок к развитию их рынка.
  Распространение еврооблигаций осуществляется с помощью андеррайтеров — синдикатов по их гарантированному размещению.
  Андеррайтер — лицо, организующее подписку на ценные бумаги.
  Эмиссия еврооблигаций требует прохождения заемщиком следующей многоэтапной процедуры.
  1-й этап: заемщик обращается в банк, который становится управляющим консорциума или «ведущим менеджером». На данном этапе изучается финансовое положение заемщика и уточняются параметры предстоящего займа. Ведущий менеджер выбирает банки (со-менеджеров), которые будут участвовать в руководстве эмиссией. Эти банки объединяются в менеджерскую группу, которая берет на себя условное обязательство купить установленную часть (около 40%) общей суммы займа.
  2-й этап: создается гарантийный консорциум. Ведущий менеджер выбирает участников гарантийного консорциума, которые совместно с членами управляющего синдиката подписывают соглашение о гарантиях. По этому соглашению члены консорциума обязуются подписаться на часть займа.
  3-й этап: создание синдиката по размещению. Образуется новая группа банков для создания размещающего синдиката, основной задачей которого является размещение займа — подписка на него частных и государственных инвесторов.
  Привлеченные банки могут выполнять одновременно все три функции: управляющего, гаранта и размещающего банка.
  Расходы по эмиссии чаще всего составляют около 2-2,5% годовых, что обычно ниже стоимости выпуска облигаций на национальном рынке.
  В настоящее время рынок еврооблигаций весьма разнообразен. Представлены как еврооблигации с фиксированной ставкой (обычные облигации с фиксированной ставкой; облигации, конвертируемые в акции; с варрантом на подписку; многовалютные), так и облигации с плавающей ставкой (облигации «мини-макс», с регулируемыми ставками; с фиксированным верхним пределом; с валютным купоном) и другие виды (например, облигации с нулевым купоном и гарантированные ипотекой).
  До недавнего времени еврооблигации выпускались только МНК, международными финансовыми институтами или национальными правительствами. Сегодня рынок еврооблигаций активно используют и крупные национальные фирмы, например, компании электросистем общего пользования, которые с помощью еврозаймов снижают свои издержки на обслуживание задолженности.
  В основном еврооблигационные займы размещаются в Европе, однако ими активно торгуют и в других регионах мира, например, в Бахрейне и в Сингапуре.
 
 С 1996 г. РФ является участницей рынка еврооблигаций. В этом году правительство РФ осуществило выпуск еврооблигаций, деноминированных в долларах США и немецких марках на сумму 3 млрд долларов США и 2 млрд немецких марок. К подобным займам прибегли также отдельные субъекты Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, получившие от размещения евробондов соответственно 500,300 и 100 млн долларов США).
  В целом, 57% займа было размещено в США, 24% — в Азии, а оставшиеся 23% — в Европе.10 Параметры выпусков российских еврооблигаций представлены в табл. 6.3.
 10Н. А. Милъчаков. Кредитные рейтинги и российские еврооблигации // Финансы и кредит,1998, № 3, с.54.
 
  Долгосрочное финансирование может быть получено и с помощью эмиссии евроакций. Эмиссии евроакций — это эмиссии, размещаемые одновременно на нескольких рынках международным синдикатом финансовых учреждений.
  Однако эта операция представляется рискованной из-за возможности потери контрольного пакета акций компании. Тем не менее, она желательна для фирм, которые планируют экспорт на иностранные рынки и развитие зарубежного производства, так как имя компании в этом случае становится широко известным за рубежом, что способствует продвижению ее продукции на этом рынке. При выпуске евроакций часто улучшается кредитная репутация фирмы-эмитента, что облегчает ей доступ к другим ресурсам. Выпуск евроакций является и косвенной рекламой компании за рубежом. Такие компании, как Nestle, Volvo и другие, осуществили выпуск своих акций на международном рынке, чтобы воспользоваться тенденцией институциональных инвесторов разных стран к покупке акций зарубежных предприятий. Международные акции активно продаются в Лондоне.
  Если крупная компания расположена в малой стране или в стране со слабой экономикой, то такое размещение акций может быть для нее жизненно необходимым.
 Например, в 1991 г. в США была произведена эмиссия в 1,2 млрд долларов мексиканской компании Telephones de Mexico, являвшаяся частью глобального размещения акций этой компании в 2,2 млрд долларов США.11
 11Ю. Бригхем, Л. Гапенски. Финансовый менеджмент. — Спб: Экономическая школа, 1997.-с. 356.
 
  Акции, продаваемые на местных рынках резидентам, имеют специальные наименования во многих ведущих странах: например, акции «янки» — в США, «самурай» — в Японии, «бульдог» — в Великобритании. В 1991 г. эмиссии акций «янки» насчитывали более 5,8 млрд долл.12
 12Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник/ Научн. ред. В. В. Круглов. - M.: ИНФРА-М, 1998, с. 151.
 
  Если рассматривать возможности иностранного и евровалютного финансирования российских предприятий, то в первую очередь такое финансирование до августовского кризиса 1998 г. было доступно крупным корпоративным клиентам — так называемым «голубым фишкам». Однако в РФ получить кредит в иностранной валюте и под достаточно льготные проценты имели возможность и предприятия малого бизнеса.
 
 
 
 
 
 Таблица 6.3. Основные параметры выпусков российских еврооблигаций (составлено по информации управляющих выпуска)
 Характеристика эмиссии
  1-й транш
  2-й транш
  3-й транш
  Дата выпуска
  27.11.1996
  25.03.1997
  26.06.1997
  Объем выпуска
  $1 млрд США
  2 млрд нем. марок
  $2 млрд США
  Срок обращения, лет
  5
  7
  10
  Купон, % годовых
  9,25
  9
  10
  Спред, базисных пунктов
  345
  370
  375
  Генеральные управляющие выпуска
  JP Morgan, SBC Warburg
  Deutsche Morgan, Grenfell, CS First Boston
  JP Morgan, SBC Warburg
 
 Так, под гарантии правительства РФ привлекались зарубежные кредиты. В частности, подписано постановление правительства о предоставлении гарантий на получение из Германии кредитной линии для малого бизнеса в размере 50 млн марок. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг., на реализацию которой в федеральном бюджете 1996 г. было предусмотрено 386,6 млрд руб.13 Российские банки совместно с ЕБРР и МБРР также реализовывали Программу поддержки малого бизнеса; в Санкт-Петербурге такие программы осуществлялись банками «Петровский» и «Балтийский», ПСБ и другими совместно с ЕБРР. Кредиты в инвалюте можно было получить и от инвестиционных фондов, например, от Инвестиционного Фонда США — Россия (TUSRIF) и других.
 13С. Е. Егоров. Банки и малый бизнес // Деньги и кредит. — 1996. — № 5, с. 71.
 
 В основном, данные кредиты выдавались под конкретные проекты в сфере производства и оказания услуг, являлись целевыми, среднесрочными и предоставлялись под невысокий процент. На такой источник финансирования могли расчитывать предприятия, где число рабочих не привышало 100 человек; доля государства или иностранных партнеров не привышала 10% или доли любого другого собственника. Кредиты выдавались в долларах США на срок от 1 месяца до 2 лет. Сумма кредита – от 25 тыс. долларов США до125 тыс. долларов США; процентная ставка не привышала 19% годовых.
  В 1995 г. МБРР на конкурсной основе распределил кредит в 300 млн долларов США на реконструкцию предприятий, выпускающих автобусы. Столичный «Про-бизнесбанк», аккредитованный для работы по линии Фонда поддержки малых предприятий России, учрежденного ЕБРР, только в январе 1998 г. выдал кредитов на общую сумму 300 тыс. долларов США.14
 14Россия и кредитная политика МВФ и МБРР// МЭ и МО. — 1996. — № 5, с. 10.
 
 Оценка альтернативной стоимости форм международного финансирования
 Задача международного финансового менеджера в вопросах займов сводится к минимизации процентных ставок с учетом конкретного уровня риска.
  Существуют три группы вопросов для международного финансового менеджера, связанных с решениями по поводу формирования обязательств различной срочности:
 • Какой вид финансирования наиболее предпочтителен для фирмы в данный период: финансирование инвестиций в сильной валюте по низким процентным ставкам или в слабой валюте, но с высокой процентной ставкой?
 • Как можно аккумулировать кредиты, получаемые в различной валюте таким образом, чтобы уменьшить или исключить риск валютных потерь?
 • До какого уровня многовалютный кредит эффективно поддается рисковому управлению?
  Решение по первому вопросу принимается менеджером путем использования в вычислениях Международного эффекта Фишера. Международный финансовый менеджер должен сравнить стоимость заимствования в национальной и в иностранной валютах и выбрать наиболее предпочтительный вариант с учетом рисков, осложняющих принятие решений.
 Так, используя Международный эффект Фишера, получим:
 
 где М — общая сумма займа; rh — стоимость заимствования на национальном рынке; гf — стоимость заимствования на иностранном рынке; SRa1 — будущий обменный курс спот; SR0 — курс-спот на дату осуществления займа.
  Если при введении в формулу Международного эффекта Фишера реальных цифровых данных отсутствует равенство, то менеджер определяет, на каком рынке (национальном или иностранном) выгодно заимствовать ресурсы.
  Стоимость заимствования при этом будет зависеть от размера процентной ставки и от величины изменения курса национальной валюты по отношению к иностранной.
  В первую очередь необходимо рассчитать номинальную (котировочную) и эффективную ставки процента. Эффективная ставка процента получается при корректировке номинальной на тип используемой процентной ставки (простой или сложной, с дисконтным базисом или без него). Наиболее выгодной будет эффективная ставка процента по кредиту, рассчитанная на основе простого процента и в отсутствие компенсационного баланса.
  Эффективная стоимость кредита определяется по формуле:15
 er = (1 + г ) ( 1 + е ) - 1,
 где er — эффективная процентная ставка по кредиту в национальной валюте для заемщика; r — стоимость кредита на международном рынке; е — ожидаемое изменение обменного курса.
 15Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы: Пер.с англ. — M.: Филинъ, 1996,с. 111.
 
  В стоимость заимствования фондов должна быть включена также величина комиссионных начислений и других косвенных доходов.
  Важное значение имеет получение достоверного прогноза изменения обменного курса на момент заимствования и в момент возвращения кредита. Для этих целей используются как методы экспертной оценки, так и математические методы. Наиболее часто применяют для определения направления изменения курса валюты теорию паритета процентной ставки.
  Для сравнения долгосрочных кредитов, полученных на еврорынке и на внутреннем рынке, необходимо рассмотреть дисконтированный денежный поток, связанный с каждым кредитом.
 
  Так, при непокрытом финансировании в национальной валюте эффективная стоимость кредита равна нрминалу его стоимости и может быть определена как
 
 где R обозначает национальную валюту.
  Для определения стоимости долгосрочного кредита в форме револьверного (ставка пересматривается раз в год) следует рассматривать дисконтированные величины, когда чистая текущая стоимость денежного потока для заемщика, порожденная этим кредитом, определяется по формуле:
 
 где F — номинальный объем кредита в долларах США; NCFt — чистый денежный поток процентных платежей по кредиту в соответствии с изменением стоимости кредита; r — ставка дисконтирования для каждого года, n — срок кредита.
  Эффективную стоимость валютного кредита, полученного на внутреннем рынке, можно сравнивать со стоимостью кредита в национальной валюте. При этом эффективная стоимость валютного кредита к эквиваленту национальной валюты рассчитывается через обменный курс валют по формуле:
 
 где er — эффективная национальная процентная ставка по кредиту в национальной валюте для заемщика; r$— стоимость кредита в иностранной валюте (долларах США) на международном или внутреннем рынках; еa$ — ожидаемое изменение обменного курса при непокрытом финансировании. Изменение курса е рассчитывается по формуле:
 
 где: SRa1 — ожидаемый обменный спот-курс в момент времени 1; SR0 — обменный курс спот в момент 0.
  В целом, стоимость займа в иностранной валюте, выраженная в национальной валюте, равняется процентным издержкам по кредиту за минусом валютного дисконта при возврате кредита. Однако конечный результат определения стоимости займа во многом зависит от налоговой политики государства и развития рынка форвардных контрактов. Международный финансовый менеджер должен просчитать все возможные варианты заимствования средств и выбрать наиболее приемлемый в данных условиях.
  Решение двух последних вопросов во многом связано с географией международного рынка, который используется для получения долгосрочных ресурсов. При прочих равных условиях наиболее предпочтительным будет рынок, где сочетаются такие характеристики, как эластичность рынка, конкурентность, стабильность системы финансовых рычагов и инструментов, невосприимчивость процентной ставки к внеэкономическим процессам, небольшая маржа между ставками процента по кредиту и депозитам, предсказуемость условий кредитования и заимствования.
 В настоящее время наиболее эффективно потребности международного финансового менеджмента реализуют Лондонский рынок иностранной валюты, еврокредитные рынки и национальный рынок США.
 Выбор рынков и инструментов при краткосрочном заимствовании показан на рис. 6.6.
 Рассмотрев возможности получения фирмой финансовых ресурсов различного срока, перейдем к ответу на вопрос, куда эти ресурсы направляются международной фирмой.
 
 
 Рис. 6.6. Выбор рынков и инструментов при краткосрочном заимствовании
 
 УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ФИРМЫ
 Управление оборотным капиталом связано с различными формами использования оборотных активов и текущих обязательств.
  Текущие активы — это наличность, ценные бумаги, которые безусловно, по первому требованию, могут быть реализованы на рынке. Текущие активы имеют срок возврата на счета фирмы в течение 1 года.
  Текущие пассивы формируют краткосрочные ресурсы фирмы (обязательства перед предоставившими их лицами). Срок их выполнения составляет до одного года. К ним относятся счета и расписки, подлежащие оплате, а также проценты по кредитам.
  Разница между текущими активами и текущими пассивами называется оборотными фондами фирмы (табл. 6.4).
  Международная фирма использует оборотные валютные ресурсы для осуществления ожидаемых платежей, обеспечения необходимой ликвидности, получения доходности, стимулирования продаж и поддержания процесса производства. Средства, размещенные в эти текущие международные валютные активы, генерируют валютные потоки между фирмой и внешней для нее финансово-экономической средой.
 Целями размещения международных краткосрочных средств являются:
 • своевременное осуществление платежей;
 • поддержание ликвидности компании;
 • обеспечение доходности вложений.
  В целом методы менеджмента оборотного капитала многонациональной компании те же, что и при управлении оборотным капиталом фирмы, действующей на внутреннем рынке страны. Различия сопряжены с необходимостью учитывать в своей деятельности валютный и политический риски, необходимостью расходования средств на проведение валютных обменов и больший набор инструментов, которые имеются в распоряжении международного менеджера.
 
 Таблица 6.4. Структура оборотного капитала компании
 Текущие активы
  Текущие пассивы
  Денежные средства
 Запасы и материалы
 Счета к получению
 Краткосрочные финансовые
 вложения
 Прочие текущие активы
  Краткосрочные займы
 Счета к оплате
 Начисленные налоги на доходы
 Текущие обязательства по долгосрочному долгу
 Прочие текущие пассивы
 
  Большинство решений, принимаемых по поводу формирования и использования краткосрочных активов фирмы, связано с оценкой положения иностранных валют и влияния их соотношения на торговые и кредитные, операции фирмы. При этом международный финансовый менеджер должен отвечать на целый ряд вопросов:16
 • применение какой валюты в настоящий момент времени и на данном рынке является наиболее эффективным с точки зрения риска потерь, не связанных с производственной деятельностью?
 • какие условия краткосрочного кредитования могут быть достаточными при реализации определенного коммерческого плана или этапа предпринимательской деятельности?
 • может ли фирма использовать штрафы и пени по просроченным платежам и скидки по опережающим возвратам денежных средств и облегчит ли это реализацию основной задачи фирмы?
 • до какого уровня валютный риск должен покрываться форвардными сделками, сделками «своп», локальным кредитованием?
 • каков должен быть оптимальный портфель краткосрочных инвалютных активов на данный момент или на данных этапах ведения предпринимательской деятельности?
 16Ю. В. Пашкус, О. Н. Мисько. Введение в бизнес (практическое руководство для предпринимателей). — Л.: Северо-Запад, 1991, с. 195.
 
  При решении задач управления оборотным капиталом большое значение имеет то, о каком виде компании идет речь (производственная, торговая или смешанного типа).
  Фирма, занимающаяся торговой деятельностью, больше, чем производственная, ориентирована на маркетинговую стратегию, а следовательно, влияние факторов, определяющих выбор маркетинговых мероприятий (например, изменение спроса на отдельные товары), выше у торговых предприятий. Особенностью структуры оборотных средств торговой компании является пропорциональное соотношение между текущими активами и текущими пассивами. Это объясняется более коротким, чем производственный, циклом оборота и существенной подверженностью торговой компании влиянию таких внешних факторов, как сезонность, инфляция, ситуация на рынке.
  Решения финансового менеджера должны учитывать эти особенности.
  Основная идея построения структуры оборотного капитала любой компании состоит в том, что все элементы оборотных активов и пассивов с течением времени превращаются друг в друга. Следовательно, намеченный объем вложений в конкретный элемент зависит от особенностей самой компании, отрасли и состояния внешней среды.
  Выделяют четыре основных направления работы, связанной с оборотными средствами, которые позволяют реализовывать цели размещения международных краткосрочных средств:
 1) управление денежной наличностью;
 2) менеджмент денежных средств;
 3) кредитный менеджмент;
 4) финансовое планирование.
 
 Управление денежной наличностью
 (кэш-бюджетирование, кассовый бюджет, бюджет наличности)
 Составление кэш-бюджета связано с составлением квартальных планов, в некоторых случаях — с разбивкой по месяцам и даже по неделям. При этом иногда проводится анализ инвестиций средств в того или иного поставщика (на основе данных по оборачиваемости товарных запасов на складе или поступлению денег в оплату товара или на основе данных отгрузок по товарам). Составление кассовых бюджетов помогает решить проблему «узких» мест при недостаточности поступающих денежных средств для осуществления расходов. Кассовые бюджеты дают возможность прогнозировать потребности в дополнительном финансировании, и, следовательно, создают временной лаг для поиска руководством компании недостающих средств.
  На основе составленных планов поступления и использования денежных средств компания может заниматься управлением последними для достижения поставленных целей.
 Менеджмент денежных средств
 Для этого определяют резервный остаток денежных средств на счетах и в кассе в зависимости от прогноза поступления денег в планируемом периоде (и точности самого прогноза), сроков погашения долгов и возможностей новых заимствований. Существует несколько расчетных коэффициентов для определения необходимого и оптимального запасов наличности.
 1. Необходимый запас наличности:
 
 где Х — необходимый запас наличности; F — постоянные расходы по операциям; Т — количество наличности, необходимое на планируемый период; i — процентная ставка по легко реализуемым ценным бумагам; С — существующий остаток наличности.
 2. Оптимальный объем наличности (формула У. Баумоля):
 
 
 3. Средний остаток наличности в кассе:
 Y=K / 2.
  Однако на практике чаще встречается модель Миллера-Орра, согласно которой рассчитываются следующие коэффициенты:17
 1. Оптимальный объем наличных средств:
 

<< Пред.           стр. 13 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу