<< Пред.           стр. 5 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу

 Наиболее распространены два основных вида холдинговых компаний: финансовые («чистые») и смешанные. Финансовая холдинговая компания создается с целью реализации функций финансового контроля и управления. Напротив, смешанная холдинговая компания занимается определенной предпринимательской деятельностью: промышленной, торговой, транспортно-логистической, кредитно-финансовой и т. д.
  Смешанные холдинги типичны в качестве головных компаний («штаб-квартир») большинства МНК, представляющих собой промышленные концерны, либо конгломераты, характеризующиеся большей степенью диверсификации и ослаблением функциональных связей между компаниями группы. Однако в последние десятилетия наблюдается рост числа финансовых холдинговых компаний, объединяющих финансовые и нефинансовые фирмы в многонациональные групповые структуры.
  Будучи финансовыми организациями, такие холдинговые компании имеют ряд функциональных отличий от других финансовых институтов — банков, инвестиционных фондов. В отличие от банков, холдинговые компаний не ограничены законодательством в осуществлении прямых инвестиций в нефинансовые предприятия, т. е. промышленные, торговые, строительные и прочие фирмы. При этом, при наличии соответствующих лицензий, холдинговая компания может заниматься и определенной финансовой деятельностью, за исключением собственно банковской. Данное различие существенно в тех государствах, где действуют значительные законодательные ограничения на участие банков в капиталах компаний нефинансового сектора (как, например, в США). В некоторых других странах (как в Германии) подобных ограничений нет, поэтому грань между банками и холдинговыми компаниями не столь очевидна.
  В отличие же от инвестиционных фондов, холдинговые компании не ограничиваются международными портфельными инвестициями, то есть диверсифицированными вложениями в акции компаний различных стран. Целью холдинговой компании является получение контроля над акционерным капиталом, что позволяет эффективно осуществлять управленческие функции.
  Таким образом, основным отличием финансовой холдинговой компании от других финансовых институтов является выработка и реализация инвестиционной стратегии, ставящей целью установление делового контроля над уже существующими или вновь созданными фирмами, находящимися в поле ее интересов.21
 21А. И. Майзель, И. С. Пивоваров, С. Э. Пивоваров и др. Предпринимательские структуры в рыночной экономике / Общая редакция С. Э. Пивоварова и Л. С. Тарасевича. —, СПб: СПбУЭФ, 1995.
 
 3.4.3. МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
 Процесс организации группы компаний (финансово-промышленной группы) может идти «снизу», «сверху», или совмещать оба эти способа. На первой стадии, при организации «снизу», происходит объединение юридически независимых компаний-учредителей с образованием «ядра» будущей группы. В качестве учредительского вклада при создании холдинговой компании могут быть внесены любые активы, как материальные (денежные средства, ценные бумаги, здания, сооружения, оборудование и др.), так и нематериальные (права пользования природными ресурсами, права на интеллектуальную собственность, патенты, лицензии). В случае, когда учредителем холдинговой компании является акционерное общество, то в качестве учредительского взноса могут выступать акции (паи) этого общества.
  В дальнейшем, после учреждения головной холдинговой компании процесс организации МНК идет «сверху». При этом возможно несколько вариантов событий. Самым распространенным вариантом является учреждение дочерней фирмы в выбранной стране с целью развития через нее торгово-сбытовых операций по продвижению на местный рынок товаров МНК, произведенных в других регионах, либо оказания услуг, либо организации местного производства. Иногда созданию дочернего предприятия предшествует стадия открытия отделения (филиала — по российскому законодательству) зарубежной компании, не имеющего статус самостоятельного юридического лица.
  Как правило, над подобными дочерними предприятиями устанавливается 100% контроль со стороны материнской компании, либо субхолдинга (при более сложной иерархической структуре группы), — если это не противоречит местным законам. В дальнейшем возможно частичное снижение участия группы в акционерном капитале дочерней фирмы. Это происходит, например, когда на уровне руководства МНК принимается решение о привлечении дополнительного капитала из местных источников путем распродажи некоторой части акций дочернего предприятия. В любом случае, до тех пор, пока МНК не принимается решение о выведении инвестиций из данного региона или страны, акционерный контроль над заграничным дочерним предприятием сохраняется.
  Другие схемы возникают при установлении контроля над уже существующим зарубежным предприятием. Если достигнуто согласие между руководством холдинговой компании и советом директоров поглощаемой компании-цели на куплю-продажу акций («дружественное» поглощение), то чаще всего происходит обмен акций этой фирмы на акции холдинговой компании. Возможен также сценарий «дружественного» поглощения в форме передачи контрольного пакета акций холдинговой компании в траст или доверительное управление. В случае же невозможности достижения согласия с советом директоров компании-цели, МНК вынуждена выходить с предложениями о покупке акций на ее крупных акционеров, а также прибегать к скупке акций на фондовом или неорганизованном рынке с целью концентрации в своих руках пакета, достаточного для установления контроля через общее собрание акционеров («агрессивное» или «жесткое» поглощение). Результатом такого варианта событий становится полная смена руководства поглощаемой компании.22
 22Н. Б. Рудык, Е. В. Семенкова. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием. — M.: Финансы и статистика, 2000.
 
  Если акции зарубежного предприятия ранее находились в государственной собственности или управлении, то получение акций возможно при его приватизации, например, путем выигрыша МНК инвестиционного конкурса. Возможен также вариант инвестиционного кредитования под обеспечение в виде залога акций. Наконец, еще одним способом установления делового контроля над зарубежным предприятием, причем зачастую наиболее дешевым, но и наиболее конфликтным, является скупка его долгов с последующей угрозой банкротства.
 
 3.4.4. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 Деятельность холдинговых компаний регулируется местным корпоративным и антимонопольным законодательством. Именно американские антитрестовские законы (первым из них был Закон Шермана от 1890 г.) положили начало бурному преобразованию в холдинговые компании бывших корпораций — «трестов», монополизировавших рынки.
 Первой «жертвой» антимонопольного законодательства стал концерн Standard Oil Company Trust, основанный Джоном Д. Рокфеллером. Было установлено, что компания монополизировала до 90% рынка очищенных нефтепродуктов того времени и использовала незаконные виды деятельности (шпионаж, демпинг) с целью вытеснения конкурентов из бизнеса и их ослабления с дальнейшим поглощением. В результате в 1911 г. по решению Верховного суда США Standard Oil была распущена на 34 самостоятельные компании. Чтобы спасти бизнес, центральные органы крупнейшего подразделения треста — Standard Oil Company of New Jersey — были зарегистрированы в виде холдинговой компании Standard Oil, впоследствии выросшей в концерн Еххоп (см. пример в разделе 3.3.1 настоящей главы). В новых условиях дочерние предприятия, входящие в группу, получили юридическую самостоятельность и определенную операционную независимость. В то же время, руководство холдинговой компании осталось в состоянии оказывать стратегическое влияние на деятельность концерна. В целом же была создана более конкурентная деловая среда при сохранении крупного товарного производства.
 
  В дальнейшем Закон Шермана успешно применялся при роспуске и преобразовании табачного и других трестов в Соединенных Штатах в период с 1911 по 1920гг.23
 23О. Е. Williamson. Market and Hierarchies: Ananlysis and Antitrust Implications. — N.Y.: Free Press, 1975. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства см. также: Groups of Companies in European Laws: Legal and Economic Analysis on Multinational Enterprises / Ed. by K.J. Hopt. - Berlin, N.Y.: De Gruyter, 1982.
 
  В настоящее время антимонопольное законодательство играет важную роль при проведении сделок по слиянию и поглощению как на национальном, так и на международном уровне. Следует, однако, учитывать, что в условиях глобализации мировой экономики и формирования международных рынков товаров и услуг ограничения, накладываемые антимонопольным регулированием на объединения МНК, несколько изменились. Так, если в начале 1900-х гг. деятельность Standard Oil Company Trust на рынке Соединенных Штатов с точки зрения конкуренции была признана неприемлемой, то на новом историческом витке в конце 1990-х гг. объединение (или воссоединение?) правопреемников империи Рокфеллера — гигантских американских компаний Еххоп и Mobil не рассматривается как нечто противозаконное, поскольку конкурировать им теперь приходится уже на мировом рынке с другими, не менее мощными МНК.
 3.4.5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
 Холдинговые компании стоят во главе современных МНК, большинство из которых представляют собой диверсифицированные концерны, то есть объединения предприятий различных отраслей и секторов экономики. Разветвленность деловых связей, многоотраслевой характер деятельности таких структур, повышение самостоятельности хозяйственной деятельности отдельных подразделений (особенно — на удаленных географических рынках), все это значительно усложняет механизм взаимодействия и управления МНК. Становится очевидной необходимость финансово-управленческого центра, объединяющего и координирующего усилия всех партнеров. Эту роль и выполняет головная холдинговая компания МНК.
  При расширении бизнеса МНК становится эффективным использовать цепочки холдинговых компаний, включая промежуточные субхолдинги. В этом случае головная компания (как правило — финансовая холдинговая компания) получает возможность контролировать капиталы, многократно превосходящие ее собственный. Этот мультипликативный эффект расширения влияния является одним из факторов, позволяющих МНК добиться успехов в глобальной конкуренции.
  Разветвленные групповые структуры имеют ряд преимуществ перед единичными предприятиями24:
 • единый центр реализует стратегический менеджмент в рамках всей группы;
 • единая финансовая и налоговая политика позволяет маневрировать денежными ресурсами и инвестициями;
 • отраслевая и географическая диверсификация активов снижает общий, риск деятельности МНК;
 • вертикальная интеграция и создание замкнутых технологических цепочек, позволяют снизить производственные издержки, а также оказывать меньшее воздействие на окружающую среду, учитывая экологические требования;
 • использование единой инфраструктуры (банковской, телекоммуникационной, сбытовой, транспортно-логистической) при горизонтальной интеграции позволяет сократить трансакционные издержки;
 • существует широкая возможность для ротации кадров, их обучения, переподготовки и повышения квалификации, создания стимулов профессионального роста.
  24А. И, Майзель, И. С. Пивоваров, С. Э. Пивоваров и др., см. ранее.
 
  Важное значение имеет правильное разграничение функций между головной холдинговой компанией МНК и ее дочерними фирмами. Как правило, головная компания группы осуществляет следующие функции25:
 • выработку долгосрочной деловой политики и экономической стратегии всей группы;
 • стратегическое управление дочерними компаниями, включая единую маркетинговую, производственную, финансовую, инвестиционную и кадровую политику;
 • координацию оперативной хозяйственной деятельности дочерних предприятий;
 • координацию НИОКР, выполнение крупных проектов;
 • финансовый и административный контроль деятельности дочерних компаний, внутренний аудит.
 25И. С. Пивоваров, см. ранее.
 
  Таким образом, перечисленные стратегические направления деятельности в рамках группы относятся к компетенции головной холдинговой компании. Оперативные же вопросы бизнеса находятся в компетенции дочерних фирм, имеющих определенную самостоятельность в принятии решений по ним. Будучи юридическими лицами, они несут по принимаемым решениям экономическую и юридическую ответственность в соответствии с местными законодательными нормами и своими уставными документами.
  Реализацию своих функций на дочерних предприятиях головная холдинговая компания осуществляет через институт представителей. Представители холдинговой компании являются членами советов директоров дочерних фирм и проводят выработанную на уровне руководства МНК политику при принятии решений по стратегическим и оперативным вопросам. С другой стороны, являясь менеджерами холдинговой компании, эти представители могут входить в состав ее совета директоров, а также возглавлять деятельность некоторых ее подразделений.
  Более подробно вопросы, связанные с разграничением в рамках МНК управленческих функций холдинговой компании и дочерних предприятий, рассматриваются в главе 5.
 3.4.6. НЕИЕРАРХИЧЕСКИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ
 Особенностью большинства МНК в США и Европе является чёткая иерархическая, древовидная структура участия в капитале. Это связано с управлением корпорацией через финансовую сферу: группа зарубежных компаний создается при одном господствующем инвесторе, но при этом развивается инфраструктура, стабилизирующая функционирование основного капитала.
  Однако далеко не все современные МНК представляют собой интегрированные структуры, организованные по иерархическому принципу. В наше время многие компании входят в многочисленные альянсы с другими фирмами, при этом бывает затруднительно определить, какую компанию считать вышестоящей, а какую — подчиненной. Аналогичная ситуация возможна при создании совместных предприятий. При этом возникает неиерархическая структура МНК, или этархия.26
 26Джон Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба, см. ранее.
 
  Развитие таких структур МНК характерно для финансово-промышленных групп в Японии. Развитие японских ФПГ, выросших впоследствии в крупнейшие многонациональные компании, было вызвано демонополизацией промышленности после Второй мировой войны, проходившей под контролем оккупационных сил союзников, государства и банков. В противоположность США, где универсальные банки не могут заниматься прямыми инвестициями в производственную деятельность, в Японии — в силу слабости и незрелости фондового рынка — процесс концентрации происходил через банки и правительственные учреждения. Основное число крупных промышленных предприятий Японии стало частью различных групп: в настоящее время около 75% компаний, зарегистрированных на Токийской финансовой бирже, могут рассматриваться как члены шести крупнейших групп: Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo, Fuji, Dai-ichi Kangyo и Sanwa.
  К японским финансовым группам принадлежат, как правило, крупные фирмы капиталоемких отраслей. Благодаря ключевому положению в финансово-промышленной группе банковских структур предприятия члены группы получают необходимые средства в значительной степени за счет «собственных» банков (см. табл. 3.2). Из этой таблицы также видно, что контроль над финансовой группой обеспечивается благодаря владению примерно 20% акционерного капитала, что позволяет аккумулировать значительные ресурсы без потери управления.
  Для японских ФПГ характерна высокая взаимозависимость: совокупная доля остальных пяти финансовых групп в капитале компаний группы Mitsui составляет 20%, Fuji — 27%, a Sanwa — 35%. Данные о взаимном участии японских групп в акционерном капитале друг друга и независимых компаний приведены в табл. 3.3.
 Тенденция взаимоучастия при реализации крупных, либо высокорисковых проектов прослеживается и при создании зарубежных дочерних предприятий японских МНК. Так, например, петербургская фирма NEC-Нева по производству электронных АТС является одним из редких примеров российско-японского сотрудничества в области высоких технологий. Из 65% акций, контролируемых японскими партнерами, 55% принадлежат компаниям группы Sumitomo, а остальные 10% — группе Mitsui.
 
 Таблица 3.2. Внутренние финансовые связи ведущих ФПГ Японии
 
  Mitsui
  Mitsubishi
  Sumitomo
  Sanwa
  Fuji
  Dai-ichi Kangyo
  Число фирм
  24
  28
  21
  44
  29
  47
  Доля членов ФПГ в групповой собственности, %
  18
 
  25
 
  25
 
  17
 
  16
 
  13
 
  Доля головного банка ФПГ
 в кредитовании компаний группы, %
  21
 
  22
 
  28
 
  20
 
  28
 
  12
 
 
 Таблица 3.3. Взаимное владение акциями в японских ФПГ (в %)
 
  Mitsui
  Mitsubishi
  Sumitomo
  Fuji
  Dai-ichi Kangyo
  Sanwa
  Независимые
  Mitsui
  52,2
  5,4
  7,3
  4,9
  2,1
  —
  25,2
  Mitsubishi
  1,7
  74,2
  0,8
  3,8
  3,8
  1,0
  14,7
  Sumitomo
  1.7
  0,3
  68,8
  3,6
  1,6
  0,2
  23,8
  Fuji
  3,5
  6,4
  6,8
  49,2
  5,5
  4,9
  23,7
  Dai-ichi Kangyo
  4,2
  9,1
  4,7
  6,2
  42,3
  2,4
  31,1
  Sanwa
  3,2
  5,6
  2,6
  12,7
  11,3
  32,8
  31,8
  Независимые
  11,2
  13,0
  9,8
  9,2
  9,5
  7,2
  40,0
  В результате складывается ситуация, когда роль головной компании МНК выполняет не одна доминирующая фирма, а ядро из нескольких фирм, действующих каждая в своей области и осуществляющих свои функции в группе, при этом основной банк группы играет роль системообразующего центра. В подобной интегрированной корпоративной структуре прибыль и риск распределяются по всей группе взаимосвязанных промышленных, торговых и финансовых компаний, что предопределяет коллективное поведение. Финансово-промышленная группа должна быть достаточно велика для взаимодействия нескольких фирм, и в то же время ее размер ограничен необходимостью поддержания системы взаимного контроля.
  Международная интегрированная структура, выстроенная по неиерархическому принципу, отличается сетевой активностью (см. также раздел 3,6.5), что обусловлено:
 • тесным переплетением взаимных владений акциями и обязательств;
 • доминированием основного банка в качестве управленческого, контрольного и финансово-инвестиционного центра ФПГ;
 • взаимным представительством высших менеджеров в органах управления компаний ФПГ;
 • обширной внутренней торговлей;
 • созданием групповых норм менеджмента.
 
 3.4.7. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ФОРМИРОВАНИЕ В ЯПОНИИ ФПГ С НЕИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ
 К 1920-м гг. сложившаяся в Японии экономическая система основывалась на деятельности иерархически выстроенных холдинговых структур — дзайбацу. Большинство промышленных и торговых предприятий находилось под контролем дзайбацу, принадлежащих нескольким десяткам семейных группировок, среди которых выделялась «большая пятерка»; Mitsui, Sumitomo, Iwasaki (Mitsubishi), Yasuda и Fumkawa. Многочисленные (более 1500 к 1930 г.) и не слишком крупные банки не играли важной роли в инвестиционном финансировании предприятий, а выполняли более традиционные функции коммерческого кредитования. Такая корпоративная структура экономики Японии просуществовала с небольшими изменениями до окончания Второй мировой войны.
  После Второй мировой войны правительственные гарантии банковских кредитов компаниям — производителям военного снаряжения, а также облигации государственных займов были аннулированы с целью борьбы с растущей инфляцией. Это привело к неплатежеспособности компаний и, как следствие, колоссальным потерям у финансовых институтов, общие же потери экономики достигли 20% ВНП. Чтобы ликвидировать военный потенциал Японии, а затем преодолеть системный кризис и реформировать институциональное устройство экономики, был разработан комплекс решительных мер, реализацией которого занялось Верховное командование оккупационными силами союзников — СКАП (The Supreme Commander Allied Powers, SCAP).27
 27Корпоративное управление в переходных экономиках: Инсайдерский контроль и роль банков / Под ред. Маcахико Аоки и Хьюнг Ки Кима, Пер. с англ..— СПб:. Лениздат; 1997.
 
  Целью программы СКАП являлось создание экономического уклада Японии по подобию англо-американского варианта. При этом предполагалось, что распыление акций компаний между многочисленными индивидуальными собственниками станет основой экономической демократизации и «рыночного» корпоративного контроля за деятельностью менеджеров. Ведущая роль отводилась Комиссии по ликвидации холдинговых компаний (КЛХК), занимавшейся реализацией Указа Императора (ноябрь 1946 г.), который распустил дзайбацу и передал акции предприятий во владение КЛХК. Параллельно в 1947 г. был принят Антитрестовский закон, запретивший промышленным компаниям владеть акциями других компаний и ограничивший финансовые институты владением не более 5% акций каждой компании. Также были приняты законы, ограничивающие активность банков на фондовом рынке и деятельность крупных акционеров в руководстве компаний.
  Вместо того, чтобы проводить массовое банкротство предприятий и банков, была проведена реструктуризация компаний в форме реконструкции и реорганизации. Прежде всего бухгалтерские балансы банков и компаний были очищены от «плохих долгов». На первой стадии балансы были разделены на новые и старые счета по специальной методике. На второй стадии банки и компании продолжили свою деятельность, используя новые счета, в то время как старые были подвергнуты реорганизации. Затем старые счета были слиты обратно с новыми, после чего должна была последовать рекапитализация банков и компаний за счет эмиссий. акций (т. е. ресурсов фондового рынка). Наконец, на заключительной, наиболее продолжительной стадии, аннулированные в ходе реорганизации долги возвращались кредиторам за счет вновь заработанной прибыли. Предполагалось вести реорганизацию банков и промышленных предприятий параллельно, однако на практике и СКАП, и правительство Японии отдали приоритет скорейшей реорганизации финансовых институтов, что и предопределило дальнейшее развитие событий.
  Практическая реализация изложенной выше схемы была начата в августе 1946 г., причем ключевым элементом должен был стать этап рекапитализации. Банковские структуры, где реорганизация продвигалась значительно более быстрыми темпами, чем в промышленности, успели успешно эмитировать акции в конце 1948—начале 1949 г. Однако вследствие жесткой антиинфляционной политики правительства в октябре 1949 г. фондовый рынок рухнул, сделав эмиссию новых акций чрезвычайно сложной. Тем самым банки получили значительное преимущество перед нефинансовыми корпорациями, заняв ключевую роль в экономике. Именно через банки и инвестиционные компании проходила скупка акций промышленных предприятий, сбрасываемых населением после фондового кризиса 1949 г. В табл. 3.4 проиллюстрирована динамика структуры собственников компаний в послевоенный период. Таким образом, в результате краха фондового рынка СКАП и правительство Японии отклонились от первоначального плана реформ.
  Важнейшую роль в усилении роли банков в послевоенном устройстве Японии сыграло государство, поощрявшее владение акциями финансовыми институтами. Была проведена постепенная ревизия антитрестовского законодательства: в 1949 г. отменен запрет на владение акциями промышленными компаниями, а в 1953 г. предел владения банком акциями промышленных компаний увеличен до 10%. В результате произошло резкое изменение структуры собственности от индивидуальной к институциональной. Наиболее значительный вклад в изменение структуры собственности внесли финансовые институты, в особенности трастовые банки и страховые компании. С другой стороны, чтобы справиться с трудностями выпуска новых акций и избежать угрозы поглощения, промышленные компании (как правило, ранее принадлежащие к одной дзайбацу) стали договариваться о перекрестном владении акциями. Данный процесс получил значительное развитие в 1949-1955 гг. Все это создало основу современных японских ФПГ в виде неиерархических корпоративных структур, сгруппированных вокруг 10 основных банков.
  Для обеспечения восстановления и инвестиционного развития промышленности требовались долгосрочные финансовые ресурсы. Такие ресурсы не могли быть получены с фондового рынка, их источником стало специфическое банковское кредитование, получившее название кейрецу-финансирование. При этом «большая шестерка» банков (Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo, Fuji, Dai-ichi Kangyo, Sanwa) и Промышленный банк Японии покрывали около 50% спроса на инвестиции со стороны зависимых компаний, в то время как остальные средства предоставлялись с помощью синдицированных кредитов других банков. Подобное кейрецу-финансирование стало возможным лишь в результате активной поддержки со стороны Банка Японии, который предоставлял основным банкам долгосрочные финансовые ресурсы под залог корпоративных облигаций и необеспеченных обязательств самих банков. Фактически
 
 Таблица 3.4. Динамика структуры собственников японских компаний (в %)
 Собственник
  1945
  1949
  1951
  1953
  1955
  1960
  Правительство
  8,3
  2,8
  1,8
  0,7
  0,4
  0,2
  Банки
  11,2
  9,9
  18,2
  22,9
  3,6
  30,6
  Инвестиционные компании
  2,8
  12,6
  9,2
  7,3
  7,9
  3,7
  Нефинансовые компании
  24,6
  5,6
  13,8
  13,5
  13,2
  17,8 Иностранные резиденты
  0
  0
  1,8
  1,7
  1,7
  1,3
  Физические лица
  53,1
  69,1
  57,0
  53,8
  53,2
  46,3
 
 именно государство профинансировало послевоенное восстановление и развитие промышленности Японии, однако при этом контроль за использованием средств осуществлялся менеджерами крупнейших банков, ставших центрами обновленных ФПГ.
 
 3.4.8. МЕХАНИЗМ ВЗАИМНОГО УЧАСТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
 Неиерархическая структура ФПГ Японии явилась ответом на необходимость ускоренного восстановления и развития производств в капиталоемких, быстро изменяющихся отраслях в конкретных политических, экономических и правовых условиях. В период относительной экономической стабильности (1960-е-1970-е гг.) японские ФПГ, используя механизм взаимного участия, в короткие сроки мобилизовали огромные инвестиционные ресурсы, обеспечившие экономике Японии интенсивный рост, а японским производителям — выход на доминирующие позиции на мировых рынках.
  Результаты мировой экспансии японских МНК были столь впечатляющи, что многие ученые и практики всерьез полагали, будто за неиерархическими структурами — будущее международного бизнеса. Впоследствии, однако, выявились и негативные особенности, присущие таким структурам. Под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов период бума в японской экономике сменился периодом естественного замедления темпов роста, граничащего со спадом. В новых условиях явный олигополистический характер экономики Японии, дополнительно усиленный тесной взаимозависимостью ключевых участников рынка, явился в конце 1990-х гг. одной из основных причин тяжелого системного кризиса.
  Наиболее слабым оказалось финансовое звено, причем банкротства ряда связанных друг с другом ведущих финансовых институтов последовали по цепочке, одно за другим («эффект домино»). Результатом явилось заметное ослабление позиций японских многонациональных компаний на мировом рынке как в финансово-банковской, так и в промышленной сфере. Перспектива выживания японских ФПГ в нынешних условиях связана, с одной стороны, — с государственной поддержкой и консолидацией национальных ресурсов (например, за счет слияний), с другой стороны — с участием международных инвесторов. Так, например, ряд крупнейших японских автомобильных производителей был недавно куплен американскими и европейскими МНК (General Motors установил контроль над Isuzu и Suzuki, a Renault приобрел контрольный пакет Nissan), в перспективе возможны и другие поглощения.
 
 3.5. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ СТРУКТУРЫ
 К числу наиболее заметных интегрированных структур в международном бизнесе относятся группы, образованные международными банками. Таким термином обычно определяют крупные банки, имеющие банковские офисы (подразделения) во многих странах и занимающиеся обширной международной деловой активностью. Деятельность международных банков тесно связана с бизнесом МНК: международные банки предоставляют зарубежным компаниям МНК необходимые финансовые услуги, тем самым способствуя их развитию. Кроме того, международные банки сами по себе являются многонациональными предприятиями.
  Международные банки совмещают в своей деятельности традиционные услуги и процедуры с новыми финансовыми инструментами, выработанными для большей конкурентоспособности в мировом масштабе. Среди направлений деятельности международных банков выделим следующие28:
 • финансирование международных импортно-экспортных операций;
 • торговля иностранной валютой;
 • операции с иностранными ценными бумагами, включая еврооблигации;
 • привлечение займов и предоставление кредитов на рынке евровалют;
 • организация и участие в международных синдицированных кредитах;
 • проектное финансирование;
 • международные переводы;
 • кредитно-депозитные операции в местных валютах;
 • консультирование своих клиентов, в особенности из числа МНК.
  28David K. Eiteman, Arthur I. Stonehill, см. ранее
 
  Некоторые из международных банков стремятся выполнять все из перечисленных операций. Другие, напротив, считают целесообразным специализироваться на некоторых направлениях международной деятельности. Специализация или универсализация международного банка зависят от его финансовых ресурсов, а также во многом от того, какого рода финансовые услуги за рубежом необходимы его основным клиентам.
 3.5.1. ЭЛЕМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БАНКОВСКОЙ ГРУППЫ
 Начальным этапом международной деятельности любого банка является установление корреспондентских отношений с местными банками других стран, которые называют банками-корреспондентами. Это необходимо для осуществления клиринга международных платежей по экспорту и импорту, проведения документарных операций, связанных с международной торговлей (оплаты векселей, подтверждения и исполнения аккредитивов и инкассо и пр.), а также предоставления разнообразной информации.
  По мере расширения головным банком своих международных финансовых операций формы зарубежного присутствия усложняются. Зачастую следующим шагом становится создание банковского отделения (филиала) на территории вненационального или оффшорного финансового центра. Вненациональные центры представляют собой более дешевые источники капитала для МНК, чем национальные рынки. Важными характеристиками оффшорных финансовых центров являются экономическая и политическая стабильность, а также благоприятный режим нормативного регулирования деятельности финансовых институтов и инвесторов.
  Через свое оффшорное отделение международный банк принимает вклады и выдает кредиты в евровалютах, ведя обособленный учет этих операций. Преимуществом ведения банковского бизнеса через оффшорные отделения являются простота регистрации, отсутствие резервных требований при приеме депозитов, льготное (либо нулевое) налогообложение и высокая секретность. При этом оффшорные отделения международных банков в таких регионах, как Карибский бассейн (Багамские и Каймановы острова), фактически выполняют роль учетных центров и имеют минимальный штат. Отделения же, расположенные в крупнейших мировых финансовых центрах, таких как Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Люксембург, Сингапур или Гонконг, выполняют значительно более широкий круг банковских операций, включая участие в международной торговле, валютно-обменных операциях, привлечении и размещении крупных объемов денежных ресурсов в евровалютах, международных синдицированных кредитах. Такие отделения имеют численность банковских специалистов, достигающую иногда нескольких десятков человек.
  Наконец, максимальный уровень международных обязательств возникает, когда банк (банковская группа) принимает решение о своем полноценном присутствии на местном финансовом рынке той или иной страны. При этом могут быть учреждены представительства, банковские филиалы, дочерние, либо зависимые (ассоциированные, аффиллированные) банки, а также небанковские финансовые компании. Такой шаг предполагает вовлечение международного банка в обслуживание местной клиентуры (включая дочерние компании МНК), операции с местной валютой, а также в конкуренцию с другими банковскими институтами, присутствующими в этой стране.
  В совокупности с головным банком (и его филиальной сетью и дочерними структурами в стране регистрации) эти организации образуют международную банковскую группу.
 3.5.2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
 Международный банк учреждает представительство в зарубежной стране в первую очередь с целью содействия своим клиентам при ведении бизнеса в этой стране или соседних государствах. Представительство не является «банковским офисом», оно не может принять банковский вклад, выдать от имени головного банка кредит, учесть вексель, авизовать аккредитив, либо провести операцию на рынке евровалют. Турист, имеющий на руках чек, выданный головным банком, либо эмитированную им кредитную карту, не сможет, получить в представительстве наличные деньги. Основной функцией представительства является предоставление информации, консультаций, организация деловых контактов на месте для клиентов головного банка, а также предоставление информации для местных бизнесменов о продуктах и услугах головного банка. Представительство организует контакты руководителей головного банка с местными банками, и способствует установлению корреспондентских отношений. Также представительство организует контакты между клиентами головного банка и заинтересованными местными деловыми кругами, а также с правительственными чиновниками. Важной задачей представительства является предоставление головному банку аналитических исследований и обзоров экономической, социальной и политической ситуации в стране, а также выполнение кредитного анализа местных фирм как потенциальных заемщиков.
  Представительство имеет небольшой штат, состоящий из одного руководителя и двух-трех ассистентов. Эти специалисты могут быть командированы из головного банка, но с равной вероятностью они могут являться и местными гражданами. Как правило, штат представительства двуязычен.
  Основным преимуществом представительства является то, что его штат лучше представляет потребности клиентов банка и может предоставить необходимую информацию или консультацию. Представительство также может стать важным базовым элементом, если головной банк решит со временем открыть полноценный банковский офис. Зачастую, однако, представительство является единственной законной формой присутствия иностранного банка на местном рынке. Очевидным недостатком представительства является его неспособность предоставлять банковские услуги: для проведения операций клиенты должны переадресовываться банкам-корреспондентам.