<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 ISO1401
 
 ISO 14001-96 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.
 Русская версия Международного стандарта ИСО 14001-96 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" подготовлена сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и согласована с Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИ стандарт).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 14001
 
  Первое издание
  1996-09-01
 
 
 
 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.
 ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
 
 
 
 
 
 
  Русская версия
 
  подготовлена Всероссийским научно-исследовательским
  институтом классификации, терминологии и информации
  по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
  Госстандарта России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
 1 Область применения
 2 Нормативные ссылки
 3 Определения
 4 Требования к системе управления окружающей средой
  4.1 Общие требования
  4.2 Экологическая политика
  4.3 Планирование
  4.3.1 Экологические аспекты
  4.3.2 Законные и другие требования
  4.3.3 Целевые и плановые экологические показатели
  4.3.4 Программа(ы) управления окружающей средой
  4.4 Внедрение и функционирование
  4.4.1 Структура и ответственность
  4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
  4.4.3 Связь
  4.4.4 Документация системы управления окружающей средой
  4.4.5 Управление документацией
  4.4.6 Управление операциями
  4.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
  4.5 Проведение проверок и корректирующие действия
  4.5.1 Мониторинг и измерения
  4.5.2 Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия
  4.5.3 Зарегистрированные данные
  4.5.4 Аудит системы управления окружающей средой
  4.6 Анализ со стороны руководства
 Приложения
 A Руководство по использованию требований
 B Связь между стандартами ИСО 14001 и ИСО 9001
 C Библиография
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
  Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО.
  Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Что касается стандартизации в области электротехники, ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК).
  Проекты Международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
  Международный стандарт ИСО 14001 был подготовлен Подкомитетом ПК 1 "Системы управления окружающей средой" Технического комитета ИСО/ТК 207 "Управление окружающей средой".
  Приложения A, B и C являются только информативными.
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей.
  Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие.
  Многие организации провели экологический "анализ" или "аудит", чтобы оценить свою экологическую эффективность. Однако сами по себе эти "анализы" и "аудиты" могут быть недостаточными для того, чтобы обеспечить организации уверенность в том, что ее эффективность не только удовлетворяет, но и в дальнейшем будет удовлетворять требованиям, налагаемым законом и ее собственной политикой. Чтобы быть действенными, эти "анализы" и "аудиты" должны проводиться в рамках структурированной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью.
  Международные стандарты, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления, с тем чтобы содействовать организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Эти стандарты, так же как и другие международные стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.
  Настоящий международный стандарт устанавливает требования к такой системе управления окружающей средой. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и масштабов с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рис. 1. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого международного стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.
  Есть важное различие между настоящим стандартом, содержащим требования к сертификации/регистрации и/или самостоятельному заявлению организации о ее системе управления окружающей средой, и не утвержденными официально руководящими указаниями, предназначенными для оказания общей помощи организации в вопросах реализации или улучшения системы управления окружающей средой. Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого международного стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой.
  Руководство, касающееся методов управления окружающей средой, будет приведено в других международных стандартах.
  Настоящий международный стандарт содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации и/или самостоятельного заявления. Организациям, которым требуется более общее руководство по широкому диапазону проблем, касающихся системы управления окружающей средой, следует обратиться к стандарту ИСО 14004-96 "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения".
  Следует отметить, что настоящий международный стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективности помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но показывающие различную экологическую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.
 
 Рис. 1. Модель системы управления окружающей средой согласно данному стандарту
 
  Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.
  Стандарт не предназначен для рассмотрения аспектов управления безопасностью и гигиеной труда и не содержит требований к ним; однако он не запрещает организациям заняться проблемой интеграции таких элементов системы административного управления. Тем не менее, процесс сертификации/регистрации будет применим только к аспектам системы управления окружающей средой.
  К настоящему международному стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандартам на системы качества серии ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы административного управления может варьироваться в зависимости от целей и заинтересованных сторон. В то время как системы административного управления качеством имеют дело с потребностями пользователя, системы управления окружающей средой обращены к потребностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся охраны окружающей среды.
  Требования к системе управления окружающей средой, содержащиеся в настоящем стандарте, необязательно должно устанавливаться независимо от существующих элементов системы административного управления. В некоторых случаях появится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптации существующих элементов системы административного управления.
 
 
 
 
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ
 
 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
 
 
 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
 
  Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления окружающей средой в целях оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о существенных воздействиях на окружающую среду. Он применим к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать и на которые она может, предположительно, оказывать влияние. Стандарт не устанавливает конкретных критериев экологической эффективности.
  Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:
  a) внедрить, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой;
  b) удостовериться в своем соответствии сформулированной ею экологической политике;
  c) продемонстрировать это соответствие другим;
  d) добиться сертификации/регистрации внешней организацией своей системы управления окружающей средой;
  e) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему международному стандарту и самой заявить об этом соответствии.
 
  Все требования, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует. В приложении A настоящего стандарта содержится информативное руководство по использованию требований.
  Область любого применения настоящего международного стандарта должна быть четко определена.
  Примечание. Для простоты использования подпункты настоящего стандарта и приложения A имеют схожие номера. Например, в подпунктах 4.3.3 и A.3.3 рассматриваются целевые и плановые экологические показатели, а в подпунктах
  4.5.4 и A.5.4 - аудит системы управления окружающей средой.
 
 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
 
 В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
 
 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
  Применительно к настоящему международному стандарту используются приведенные ниже определения.
 
  3.1 Постоянное улучшение - процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.
  Примечание. Этот процесс необязательно происходит одновременно во всех сферах деятельности.
 
  3.2 Окружающая среда - внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.
  Примечание. В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации и до глобальной системы.
 
  3.3 Экологический аспект - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
  Примечание. Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.
 
  3.4 Воздействие на окружающую среду - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
 
  3.5 Система управления окружающей средой - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.
 
  3.6 Аудит системы управления окружающей средой - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных, с тем чтобы определить, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также сообщить результаты, полученные в ходе этого процесса, руководству.
 
  3.7 Целевой экологический показатель - общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.
 
  3.8 Экологическая эффективность (характеристики экологичности) - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.
 
  3.9 Экологическая политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей.
 
  3.10 Плановый экологический показатель - детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевые показатели.
 
  3.11 Заинтересованная сторона - отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.
 
  3.12 Организация - компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или не акционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.
  Примечание. Применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей, одна такая единица может быть определена как организация.
 
  3.13 Предотвращение загрязнения - использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.
  Примечание. Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.
 
 4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
 
  4.1 Общие требования
  Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления окружающей средой, требования к которой приведены в пункте 4.
 
  4.2 Экологическая политика
  Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:
  a) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;
  b) включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
  c) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
  d) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
  e) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;
  f) была доступна для общественности.
 
  4.3 Планирование
 
  4.3.1 Экологические аспекты
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать существенные воздействия на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими существенными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации.
  Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.
 
  4.3.2 Законные и другие требования
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законных и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается и которые применяются к экологическим аспектам ее деятельности, продукции или услуг.
 
  4.3.3 Целевые и плановые экологические показатели
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации.
  При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать законные и другие требования, свои существенные экологические аспекты, свои технологические варианты, свои финансовые, эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также точку зрения заинтересованных сторон.
  Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды.
 
  4.3.4 Программа(ы) управления окружающей средой
  Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать:
  a) распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках организации;
  b) средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.
  Если проект связан с новыми разработками и новыми или модифицированными видами деятельности, продукции или услуг, то программа должна быть изменена там, где это необходимо, чтобы обеспечить применимость системы управления окружающей средой к такому проекту.
 
  4.4 Внедрение и функционирование
 
  4.4.1 Структура и ответственность
  Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой.
  Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, специальные знания и опыт, технологию и финансовые ресурсы.
  Высшее руководство организации должно назначать своего(их) специального(ых) представителя(лей), который(е) независимо от других обязанностей должен(жны) иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы
  a) гарантировать, что требования системы управления окружающей средой выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне в соответствии с настоящим международным стандартом;
  b) представлять отчеты о функционировании системы высшему руководству для анализа и в качестве основы для совершенствования системы управления окружающей средой.
 
  4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
  Организация должна определить свои потребности в обучении персонала.
  Она должна требовать, чтобы весь персонал, чья работа может в значительной степени повлиять на окружающую среду, прошли соответствующее обучение.
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, позволяющие ее служащим или сотрудникам каждого соответствующего подразделения и уровня понимать:
  a) важность соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы управления окружающей средой;
  b) существенные, реальные или потенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду и пользу в повышении персональной эффективности для окружающей среды;
  c) свои обязанности и свою ответственность в деле достижения соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям системы управления окружающей средой, включая требования к подготовленности к аварийным ситуациям и к реагированию на них;
  d) потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур.
  Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.
 
  4.4.3 Связь
  Относительно своих экологических аспектов и системы управления окружающей средой организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:
  a) внутренней связи между различными уровнями и подразделениями организации;
  b) получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.
  Организация должна предусмотреть процессы внешних сообщений о своих существенных экологических аспектах и регистрации своих решений.
 
  4.4.4 Документация системы управления окружающей средой
  Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе для:
  a) описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия;
  b) указания связанной с ними документации.
 
  4.4.5 Управление документацией
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:
  a) их можно было найти;
  b) они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;
  c) текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;
  d) устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения, или каким-либо другим способом предотвращалось их непреднамеренное использование;
  e) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.
  Документация должна быть удобочитаемой, датированной (даты пересмотра также должны быть указаны), легко идентифицируемой. Она должна содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены процедуры и определены обязанности, касающиеся разработки и актуализации документов различного вида. Процедуры должны поддерживаться в рабочем состоянии.
 
  4.4.6 Управление операциями
  Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующимися с ее политикой, целевыми и плановыми экологическими показателями.
  Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем:
  a) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от экологической политики, целевых и плановых экологических показателей;
  b) обусловливания в процедурах рабочих критериев;
  c) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщения о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам и подрядчикам.
 
  4.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.
  Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.
  Организация также должна периодически проверять такие процедуры, если это осуществимо.
 
 
  4.5 Проведение проверок и корректирующие действия
 
  4.5.1 Мониторинг и измерение
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации.
  Аппаратура дозиметрического контроля должна поверяться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этих процессов, должны сохраняться согласно процедурам, установленным организацией.
  Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим природоохранному законодательству и регламентам.
 
  4.5.2 Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу