<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. Каким образом организация признает достижения сотрудников в области охраны окружающей среды?
 
 4.3.2.5 Знания, навыки и подготовка
 Следует выявить те знания и навыки, которые необходимы для достижения целевых экологических показателей. Их необходимо учитывать при выборе персонала, приеме на работу, профессиональной подготовке, совершенствовании мастерства и непрерывном обучении.
 Для всего персонала в рамках организации должна быть обеспечена соответствующая подготовка, необходимая для осуществления экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей. Сотрудники должны иметь необходимую базу знаний, которая включает в себя обучение методам и навыкам, требующимся для эффективного и компетентного выполнения стоящих перед ними задач, а также знаний о тех воздействиях, которые может оказать их деятельность, если она осуществляется некорректно.
 Организация должна также гарантировать, что подрядчики, работающие на местах, предоставляют доказательство своих знаний и навыков, необходимых им для выполнения работы с пониманием своей ответственности за состояние окружающей среды.
 Образование и подготовка необходимы как гарантия того, что сотрудники обладают надлежащими и современными знаниями о регламентных требованиях, внутренних нормативах, а также о политике и целевых экологических показателях организации.
 Уровень и детальные подробности подготовки могут варьироваться в зависимости от стоящей задачи.
 Программы подготовки обычно включают в себя следующие элементы:
 - идентификацию потребностей в подготовке сотрудников;
 - разработку плана подготовки в соответствии с определенными ранее потребностями;
 - проверку соответствия программ подготовки регламентным или организационным требованиям;
 - подготовку групп сотрудников для выполнения плановых показателей;
 - документацию, касающуюся полученной подготовки;
 - оценивание полученной подготовки.
 
 Некоторые вопросы относительно знаний, навыков и подготовки, подлежащие рассмотрению:
 1. Как организация идентифицирует потребности в экологической подготовке?
 2. Как анализируются потребности служб, выполняющих специальную работу в подготовке кадров?
 3. Совершенствуется ли, анализируется ли и изменяется ли подготовка, как это требуется?
 4. Каким образом документально оформляется и отслеживается подготовка?
 
 Практические советы. Знания, навыки и подготовка
 
  Примеры типов экологической подготовки, которые могут быть обеспечены организацией, представлены ниже.
 
 Типы подготовки Слушатели Цель Повышение степени осведомленности о стратегической важности вопросов управления окружающей средой Старшее руководящее звено Принять обязательство в отношении экологической политики организации и добиться согласованности с ней Повышение уровня общей осведомленности о проблемах окружающей среды Все сотрудники Принять обязательство в отношении экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации; развить чувство личной ответственности Повышение квалификации Сотрудники, несущие ответственность за состояние окружающей среды Повысить экологическую эффективность в конкретных областях деятельности организации, например, в области операций, научных исследований и разработок, а также организации производства Соответствие Сотрудники, действия которых могут сказаться на соответствии Обеспечить выполнение регламентных и внутренних требований к подготовке
 4.3.3 Поддерживающие действия
 
 4.3.3.1 Сообщения и отчетность
 Сообщение включает в себя организацию процессов оповещения об экологической деятельности организации внутри нее и, если это требуется, вне ее, с тем чтобы:
 - продемонстрировать обязательства руководства в отношении окружающей среды;
 - решить проблемы и вопросы, касающиеся экологических аспектов деятельности организации, ее продукции или услуг;
 - повысить степень осведомленности об экологической политике организации, ее целевых и плановых экологических показателях и программах;
 - проинформировать внутренние и внешние заинтересованные стороны о системе управления окружающей средой и экологической эффективности организации, если это целесообразно.
 Результаты мониторинга и аудита системы управления окружающей средой, а также анализа со стороны руководства следует сообщать тем лицам внутри организации, которые несут ответственность за экологическую эффективность.
 Предоставление надлежащей информации сотрудникам организации и другим заинтересованным сторонам служит для побуждения сотрудников и содействия повышению общественного сознания, а также для признания усилий организации в повышении ее экологической эффективности.
 Некоторые вопросы относительно сообщения и отчетности, подлежащие рассмотрению:
 1. Каков процесс получения данных о проблемах, интересующих сотрудников, и реагирования на них?
 2. Каков процесс получения данных о проблемах, интересующих другие стороны, и рассмотрения этих данных?
 3. Каков процесс сообщения об экологической политике и эффективности организации?
 4. Каким образом результаты аудитов и анализов системы управления окружающей средой сообщаются всем имеющим отношение к делу лицам в организации?
 5. Как сделать экологическую политику доступной для общественности?
 6. Пригодна ли внутренняя система сообщения для того, чтобы поддерживать постоянное улучшение, связанное с экологическими вопросами?
 
 Практические советы. Сообщение и отчетность
 
  a) Пункты, которые могут быть включены в отчеты:
  - профиль организации;
  - экологическая политика, целевые и плановые экологические показатели;
  - процессы управления окружающей средой (включая вовлечение заинтересованных сторон и признание сотрудников);
  - оценивание экологической эффективности (включая выбросы, сохранение ресурсов, соответствие, распоряжение продукцией и риск);
  - возможности для улучшения;
  - дополнительная информация, например словари;
  - независимая проверка содержания.
 
  b) Применительно к внутренним и внешним сообщениям и отчетности важно помнить о том , что:
  - следует поощрять двухсторонние сообщения;
  - информация должна быть понятной и адекватно объяснимой;
  - информация должна быть проверяемой;
  - организация должна представить точную картину своей экологической эффективности;
  - информация должна представляться в постоянной форме (например, единицы измерения должны быть одни и те же, чтобы можно было сравнивать один период с другим).
 
 с) Организация может сообщать информацию об окружающей среде разными способами:
  - для внешних сторон через ежегодный отчет, регулятивные представления, правительственные документы общественного характера, публикации промышленных ассоциаций, средства массовой информации, оплачиваемую рекламу;
  - проведения дней открытых дверей, публикации номеров телефонов, по которым могут быть направлены жалобы и вопросы;
  - для внутренних сторон через объявления на доске объявлений, стенные газеты, совещания и сообщения по электронной почте.
 
 
 4.3.3.2 Документация системы управления окружающей средой
 Следует установить процедуры и процессы, касающиеся операций, надлежащим образом их документировать и по мере необходимости актуализировать. Организация должна четко определить различные типы документов, в которых устанавливаются и описываются эффективные процедуры, касающиеся операций, и меры управления операциями.
 Наличие документации системы управления окружающей средой способствует осведомленности персонала в отношении того, что требуется для достижения экологических целевых показателей организации, и делает возможной оценку системы управления окружающей средой и экологической эффективности организации.
 Характер документации может меняться в зависимости от масштаба и сложности организации. Там, где элементы системы управления окружающей средой объединены с общей системой административного управления организации, документация, касающаяся окружающей среды, должна составлять единое целое с существующей документацией. Для легкости пользования организация может рассмотреть вопрос о создании и поддержании в рабочем состоянии сводного документа, с тем чтобы:
 - сопоставить экологическую политику, целевые и плановые экологические показатели;
 - описать средства достижения экологических целевых и плановых показателей;
 - документально оформить основные обязанности, ответственность и процедуры;
 - отослать к смежной документации и описать другие элементы системы административного управления организации, если это необходимо;
 - продемонстрировать, что элементы системы управления окружающей средой, которые необходимы для организации, внедрены.
 Такой сводный документ может служить справочником при внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы управления окружающей средой в рамках организации.
 
 Некоторые вопросы относительно документации системы управления окружающей средой, подлежащие рассмотрению:
 1. Каким образом идентифицируются, документально оформляются, передаются и пересматриваются процедуры управления окружающей средой?
 2. Владеет ли организация процессом разработки и поддерживания в рабочем состоянии документации системы управления окружающей средой?
 3. Каким образом документация системы управления окружающей средой объединяется в случае необходимости с существующей документацией?
 4. Каким образом сотрудники получают доступ к документации системы управления окружающей средой, необходимой для их работы?
  Практические советы. Документация системы управления окружающей средой
  Документы могут быть на любом носителе и должны быть информативными и легко усваиваемыми.
  Все документы должны быть датированы (с указанием дат пересмотров), легко идентифицируемы, храниться в определенном порядке и в течение установленного времени. Организация должна обеспечить, чтобы:
  - документы могли быть идентифицированы по соответствующим реквизитам: организация, отдел, подразделение, вид деятельности и/или контактное лицо;
  - документы периодически анализировались, пересматривались по необходимости и утверждались уполномоченным персоналом до их выпуска;
  - текущие издания необходимых документов имелись в наличии повсюду, где выполняются операции, существенные для эффективного функционирования системы;
  - устаревшие документы быстро изымались из всех пунктов их выпуска и использования.
 
 
 4.3.3.3 Управление операциями
 Реализация достигается с помощью установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, касающихся операций, и мер по управлению операциями, с целью обеспечения выполнения экологической политики организации и достижения ее целевых и плановых экологических показателей.
  Практические советы. Управление операциями
  При разработке или модификации мер по управлению операциями и процедур, касающихся операций, организация должна учесть различные операции и виды деятельности, значительно воздействующие на окружающую среду. Эти операции и виды деятельности могут включать в себя:
  - планирование и инженерное обеспечение научных исследований и разработок;
  - закупки;
  - заключение контрактов;
  - погрузку, разгрузку и хранение сырья;
  - производственные процессы и процессы технического обслуживания;
  - лабораторные исследования;
  - хранение продукции;
  - транспортирование;
  - маркетинг, рекламу;
  - обслуживание покупателей;
  - приобретение, строительство или модификацию собственности и средств.
 
 Виды деятельности могут быть подразделены на следующие три категории:
  - деятельность по предотвращению загрязнения и сохранению источников при реализации новых проектов капиталовложений, при изменениях процессов и управлении ресурсами, при приобретении, отторжении собственности и управлении ею, а также при выпуске новой продукции и ее упаковывании;
  - ежедневная административная деятельность по подтверждению соответствия внутренним и внешним требованиям организации, а также по обеспечению ее эффективности и продуктивности;
  - стратегическая административная деятельность по прогнозированию изменяющихся экологических требований и реагированию на них.
 
 
 4.3.3.4 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
 Должны быть разработаны аварийные планы и процедуры, с тем чтобы обеспечить надлежащее реагирование на неожиданные или аварийные ситуации.
 Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры предотвращения экологических происшествий и потенциальных аварийных ситуаций.
 В процедурах, касающихся операций, и мерах по управлению операциями следует, по возможности, учесть:
  - аварийные выбросы в атмосферу;
  - аварийные сбросы в воду и землю;
  - специфический эффект аварийных выбросов на окружающую среду и экосистему.
 
 В процедурах необходимо учитывать происшествия, возникающие или могущие возникнуть как следствие
  - аномальных рабочих условий;
  - аварий или потенциальных аварийных ситуаций.
 
 Практические советы. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
  Аварийные планы могут включать в себя:
  - организационные меры на случай аварии и ответственность за них;
  - перечень ответственных лиц;
  - подробные данные об аварийных службах (пожарном отделении, службах по борьбе с разливами);
  - планы передачи внутренних и внешних сообщений;
  - действия, предпринимаемые в случае различных видов аварий;
  - информацию об опасных материалах, включая потенциальное воздействие каждого материала на окружающую среду, и меры, которые следует принять в случае аварийного выброса;
  - планы подготовки и проверка эффективности.
 
 
 4.4 Измерение и оценка
 
  Принцип 4. Измерение и оценка
  Организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности.
 
 4.4.1 Общие положения
  Измерение, контроль и оценка являются ключевыми видами деятельности в системе управления окружающей средой, которые гарантируют, что организация действует согласно установленной программе управления окружающей средой.
 
  4.4.2 Измерение и контроль (текущей экологической эффективности)
 Следует использовать надлежащую систему измерения и контроля текущей эффективности исходя из целевых и плановых экологических показателей организации в области системы управления и в области процессов, касающихся операций. Эта система включает в себя оценку соответствия необходимым природоохранным законам и регламентам. Результаты должны быть проанализированы и использованы для определения областей, в которых достигнут успех, и для идентификации видов деятельности, которые требуют корректирующего действия и улучшения.
 Следует использовать надлежащие процессы, с тем чтобы гарантировать надежность данных, например, о поверке приборов, испытательного оборудования, а также о выборочном контроле программного и аппаратного обеспечения.
 Постоянным процессом должна быть идентификация соответствующих характеристик экологической эффективности для организации. Такие характеристики должны быть объективными, проверяемыми и воспроизводимыми. Они должны быть соответствующими деятельности организации, согласованными с ее экологической политикой, практичными, экологически эффективными и технологически выполнимыми.
 Примечание. Примеры характеристик экологической эффективности приведены в пункте "Практические советы. Целевые и плановые экологические показатели" (4.2.5).
 
 Некоторые вопросы относительно измерения и контроля, подлежащие рассмотрению:
  1.Каким образом экологическая эффективность регулярно контролируется?
  2.Как устанавливались конкретные характеристики экологической эффективности, которые имеют отношение к целевым и плановым экологическим показателям, и каковы они?
  3.Какие процессы управления являются годными для того, чтобы регулярно поверять и выборочно контролировать измерительную и контрольную аппаратуру и системы?
  4.Каков процесс периодической оценки соответствия имеющим отношение к делу законным и другим требованиям?
 
  4.4.3 Корректирующее и предупреждающее действие
 Выводы, заключения и рекомендации, сделанные в результате измерения, контроля, аудитов и других видов анализа системы управления окружающей средой, должны быть документально оформлены, а необходимые корректирующие и предупреждающие действия идентифицированы. Руководство должно обеспечить выполнение этих корректирующих и предупреждающих действий и систематический контроль сроков исполнения с тем, чтобы гарантировать эффективность этих действий.
 
 4.4.4 Управление зарегистрированными данными и информацией для системы управления окружающей средой
 Зарегистрированные данные являются свидетельством постоянного функционирования системы управления окружающей средой и должны охватывать:
 - законные и регламентные требования;
 - разрешения;
 - экологические аспекты и связанные с ними воздействия;
 - деятельность по экологической подготовке;
 - деятельность по проверке, поверке и техническому обслуживанию;
 - данные мониторинга;
 - подробности, касающиеся несоответствия: случайности, жалобы и последующее действие;
 - идентификацию продукции: данные о составе и характеристиках;
 - информацию о поставщике и подрядчике;
 - экологические аудиты и анализы со стороны руководства.
 В результате может появиться комплексная информация. Эффективное управление этими зарегистрированными данными весьма существенно для успешной реализации системы управления окружающей средой. Основные признаки качественного управления экологической информацией включают в себя средства идентификации, сбора, индексации, регистрации, хранения, актуализации, поиска, сохранности и изъятия соответствующей документации системы управления окружающей средой и зарегистрированных данных.
 
 Некоторые вопросы относительно управления зарегистрированными данными/информацией для системы управления окружающей средой:
 1. Какой экологической информацией организация должна управлять эффективно?
 2. Какими возможностями обладает организация, чтобы идентифицировать и отслеживать основные характеристики эффективности и другие данные, необходимые для достижения своих целевых показателей?
 3. Каким образом система управления зарегистрированными данными/информацией в рамках организации делает информацию доступной для тех сотрудников, кто в ней нуждается, и тогда, когда она им нужна?
 
 4.4.5 Аудиты системы управления окружающей средой
 Аудиты системы управления окружающей средой должны проводиться периодически, с тем чтобы определить, соответствует ли система запланированным мероприятиям и должным ли образом она реализуется и поддерживается в рабочем состоянии.
 Аудиты системы управления окружающей средой могут выполняться персоналом организации и/или внешними сторонами, выбранными организацией. В любом случае лицо(а), проводящее(ие) аудит, должно(ы) иметь соответствующую подготовку.
 Частота аудитов должна диктоваться характером операции с точки зрения ее экологических аспектов и потенциальных воздействий. При установлении частоты аудита следует принимать во внимание результаты предыдущих аудитов.
 Отчет об аудите системы управления окружающей средой должен быть представлен в соответствии с планом аудита.
 
 4.5 Анализ и улучшение
 
  Принцип 5. Анализ и улучшение
  Организация должна анализировать и постоянно улучшать свою систему управления окружающей средой, с тем чтобы повышать свою общую экологическую эффективность.
 
 4.5.1 Общие положения
 Для того чтобы добиться общего повышения экологической эффективности, система управления окружающей средой должна постоянно улучшаться.
 
 4.5.2 Анализ системы управления окружающей средой
 Руководство организации должно через необходимые интервалы проводить анализ системы управления окружающей средой, с тем чтобы гарантировать ее постоянную пригодность и эффективность.
 Анализ системы управления окружающей средой должен быть достаточно широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособную позицию.
 Анализ системы управления окружающей средой должен включать в себя:
 - анализ целевых и плановых экологических показателей и экологической эффективности;
 - результаты аудитов системы управления окружающей средой;
 - оценку ее эффективности;
 - оценку пригодности экологической политики и необходимости изменений в ней в свете:
 - изменений в законодательстве;
 - изменений в ожиданиях и требованиях заинтересованных сторон;
 - изменений в продукции или в деятельности организации;
 - уроков, извлеченных из экологических аварийных ситуаций;
 - предпочтений рынка;
 - отчетов и сообщений.
 
 Некоторые вопросы относительно анализа системы управления окружающей средой, подлежащие рассмотрению:
 1. С какой периодичностью анализируется система управления окружающей средой?
 2. Каким образом соответствующие сотрудники привлекаются к проведению анализа системы управления окружающей средой и контролю за сроками исполнения?
 3. Как при проведении анализа учитываются точки зрения заинтересованных сторон?
 
 4.5.3 Постоянное улучшение
 В системе управления окружающей средой реализуется концепция постоянного улучшения. Это достигается с помощью постоянного оценивания экологической эффективности системы управления окружающей средой исходя из экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации с целью выявления возможностей для улучшения (см. рис. 1).
 В процессе постоянного улучшения следует:
 - идентифицировать области, где возможно улучшение системы управления окружающей средой, которое ведет к повышению экологической эффективности;
 - установить коренную причину или причины несоответствий или недостатков;
 - разработать и внедрить план(ы) корректирующих и предупреждающих действий, касающихся коренной(ых) причины(ин);
 - проверить эффективность корректирующих и предупреждающих действий;
 - документально оформить любые изменения в процедурах, являющиеся результатом процесса улучшения;
 - провести сравнения с целевыми и плановыми экологическими показателями.
 Некоторые вопросы относительно корректирующего и предупреждающего действия и постоянного улучшения, подлежащие рассмотрению:
 1. Каким процессом пользуется организация, чтобы идентифицировать корректирующее и предупреждающее действие и улучшение?
 2. Как организация проверяет эффективность и своевременность корректирующих и предупреждающих действий и улучшений?
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ А
 (информативное)
 
 ПРИМЕРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РУКОВОДЯЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
 ПРИНЦИПОВ
 
 Руководящие принципы представляют собой формальные заявления, выражающие основу, на которой может быть построена экологическая политика и которая обеспечивает обоснование для действий.
 
 А.1 Декларация по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро
 Конференция ОНН по окружающей среде и развитию, на заседаниях в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 г., подтверждая Декларацию Конференции ООН по окружающей человека среде, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 г., и стремясь построить на ее основе, с целью установления нового и равноправного глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между Государствами, ведущие сектора в обществе и у народов, работая в направлении заключения международных соглашений, в которых учитываются интересы всех и защищается целостность
 глобальной системы экологии и развития, признавая всеобщую и взаимозависимую природу Земли - нашего дома, провозглашает, что:
 Принцип 1
 Человеческие существа находятся в центре внимания при проявлении заботы об устойчивом развитии. Они имеют право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой.
 Принцип 2
 В соответствии с Уставом ООН и принципами международного законодательства Государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов, согласно своей собственной экологической политике и политике развития, и обязаны гарантировать, что различные виды деятельности в рамках их юрисдикции или контроля не причиняют ущерба окружающей среде других Государств или территорий, находящихся вне национальной юрисдикции.
 Принцип 3
 Право на развитие должно осуществляться так, чтобы равным образом удовлетворялись потребности в развитии и экологические потребности настоящего и будущего поколений.
 Принцип 4
 Для того чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не должна рассматриваться отдельно от него.
 Принцип 5
 Все Государства и народы должны сотрудничать в решении важнейшей задачи искоренения бедности, что является необходимым требованием устойчивого развития, с тем чтобы уменьшить неравенство в уровнях жизни и наилучшим образом удовлетворять потребности большинства народов мира.
 Принцип 6
 Основным приоритетом должны пользоваться особые ситуации и потребности развивающихся стран, особенно наименее развитых и наиболее экологически уязвимых. Международная деятельность в области окружающей среды и развития должна также быть направлена на интересы и потребности всех стран.
 Принцип 7
 Государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства, с тем чтобы сохранять, защищать и восстанавливать здоровье и целостность экосистемы Земли. С точки зрения различного вклада в глобальное ухудшение качества окружающей среды Государства несут общую, но дифференцированную ответственность. В стремлении всех народов к устойчивому развитию развитые страны признают свою ответственность с точки зрения того давления, которое их общество оказывает на глобальную окружающую среду, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.
 Принцип 8
 Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни всех народов Государства должны снизить и уничтожить неустойчивые формы производства и потребления, а также содействовать проведению надлежащей демографической политики.
 Принцип 9
 Государства должны сотрудничать в укреплении эндогенного создания возможностей для устойчивого развития путем повышения научного понимания проблем с помощью обмена научными и технологическими знаниями, а также путем усовершенствования разработок, адаптации, проникновения и передачи технологий, включая новые технологии.
 Принцип 10
 Экологические вопросы лучше всего решаются при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждое лицо должно иметь соответствующий доступ к экологической информации, которой обладают государственные власти, включая информацию об опасных материалах и видах деятельности в местах проживания, а также иметь возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства должны содействовать тому, чтобы общественность была осведомлена об экологических проблемах и участвовала в их решении, делая для этого информацию широко доступной. Должен быть обеспечен эффективный доступ к производству судебных и административных дел, включая возмещение ущерба и санкции.
 Принцип 11
 Государства должны принимать эффективные природоохранные законы. Экологические стандарты, цели и приоритеты руководства должны отражать те экологические условия и условия развития, к которым они применимы. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неподходящими и необоснованными с экономической и социальной точек зрения для других стран, особенно развивающихся.
 Принцип 12
 Государства должны сотрудничать, с тем чтобы способствовать развитию поддерживающей и открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах, и лучшему решению проблемы ухудшения качества окружающей среды. Меры торговой политики, предпринимаемые с экологическими целями, не должны являться средством произвольной или необоснованной дискриминации или скрытого ограничения в международной торговле. Следует избегать односторонних действий по решению экологических спорных вопросов, находящихся вне юрисдикции импортирующей страны.
 Экологические меры, направленные на решение межграничных или глобальных экологических проблем, должны по мере возможности основываться на международном консенсусе.
 Принцип 13
 Государства должны разработать национальный закон об ответственности и о компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства должны также сотрудничать ускоренным и более решительным образом в области разработки последующего международного закона об ответственности и компенсации за отрицательные последствия экологического ущерба, причиненного различными видами деятельности в пределах их юрисдикции или контроля на территориях, находящихся вне их юрисдикции.
 Принцип 14
 Государства должны эффективно сотрудничать в вопросах предотвращения перемещения или передачи другим Государствам любых видов деятельности и веществ, которые вызывают серьезное ухудшение качества окружающей среды или являются опасными для здоровья людей.
 Принцип 15
 Для того чтобы защитить окружающую среду, Государства должны широко применять предупредительный подход сообразно своим возможностям. Там, где есть угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности нельзя использовать в качестве причины для откладывания эффективных с точки зрения стоимости мер по предотвращению экологической деградации.
 Принцип 16
 Национальные органы власти должны способствовать интернализации затрат на охрану окружающей среды и использованию экономических рычагов, учитывая подход, при котором лицо, загрязняющее окружающую среду, должно, в принципе, расплачиваться за загрязнение, принимая во внимание государственные интересы и не препятствуя
 международной торговле и инвестициям.
 Принцип 17
 В качестве национального рычага необходимо использовать оценку воздействия на окружающую среду предлагаемых видов деятельности, которые предположительно окажут существенное отрицательное воздействие на окружающую среду и которые являются объектом для принятия решения компетентным национальным органом власти.
 Принцип 18
 Государства должны немедленно уведомлять другие Государства о любых стихийных бедствиях или других аварийных случаях, которые предположительно произведут внезапное отрицательное воздействие на окружающую среду этих последних Государств. Международное сообщество должно предпринять все усилия, чтобы оказать помощь потерпевшим Государствам.
 Принцип 19
 Государства должны предварительно и своевременно уведомить те Государства, которые потенциально могут потерпеть ущерб, о деятельности, которая может оказать значительное отрицательное воздействие на межграничную окружающую среду и проконсультироваться с этими Государствами на ранней стадии и с полным доверием.
 Принцип 20
 Женщины играют жизненно важную роль в управлении окружающей средой и в развитии. Поэтому их активное участие является существенным для достижения устойчивого развития.
 Принцип 21
 Необходимо мобилизовать молодежь с ее творческой способностью, идеалами и мужеством, чтобы создать глобальное партнерство с целью достижения устойчивого развития и обеспечения лучшего будущего для всех.
 Принцип 22
 Коренные народы и их общины, а также другие местные общины играют жизненно важную роль в управлении окружающей средой и в развитии, поскольку они обладают знаниями и традиционным опытом. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы, а также предоставлять им возможность эффективно участвовать в достижении устойчивого развития.
 Принцип 23
 Необходимо защищать окружающую среду и природные ресурсы народов, находящихся под тиранией, чужим господством и оккупацией.
 Принцип 24
 Войны по своей сути разрушительны для устойчивого развития. Поэтому Государства должны уважать международные законы, обеспечивающие охрану окружающей среды во время военных конфликтов, и сотрудничать в вопросах ее последующего развития по мере необходимости.
 Принцип 25
 Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
 Принцип 26
 Государства должны разрешать все спорные экологические вопросы мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
 Принцип 27
 Государства и народы должны сотрудничать на полном доверии и в духе партнерства в реализации принципов, провозглашенных в настоящей Декларации, и в дальнейшей разработке международных законов в области устойчивого развития.
 
 А.2 Деловая Хартия Международной торговой палаты (ICC) по устойчивому развитию
 
 1. Корпоративный приоритет
 Признать управление окружающей средой одним из высочайших корпоративных приоритетов и ключевым определяющим фактором для устойчивого развития; сформулировать политику, принять программы и установить методы проведения операций экологически приемлемым способом.

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу