<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 - установление базового уровня1).
 
 Организации, включая малые и средние предприятия, могут получить консультации у ряда внешних источников, таких, как:
 - правительственные ведомства (по поводу законов и разрешений);
 - местные или региональные библиотеки или базы данных;
 - другие организации (по поводу обмена информацией);
 - промышленные ассоциации;
 - крупные потребительские организации;
 - изготовители находящегося в эксплуатации оборудования;
 - деловые партнеры (например, удаляющие отходы);
 - организации, оказывающие профессиональную помощь.
 
 4.1.4 Экологическая политика
 Экологическая политика определяет общий смысл направления и устанавливает принципы деятельности организации. Она устанавливает целевой показатель, касающийся требуемого от организации уровня ответственности за состояние
 окружающей среды и экологической эффективности, по которому будут оцениваться все последующие действия.
 Все большее число международных организаций, включая правительственные, промышленных ассоциаций и групп граждан имеют разработанные руководящие принципы (см. два примера в приложении А). Эти принципы помогли организациям определить общий масштаб своих обязательств в отношении охраны окружающей среды. Они содействуют также тому, чтобы различные организации использовали общие для всех ценности. Такие руководящие принципы могут оказать организации помощь в разработке ее политики, которая может быть такой же индивидуальной, как и
 организация, для которой она формулируется.
 Обычно ответственность за определение экологической политики ложится на высшее руководство организации. Руководство организации отвечает за реализацию политики и предоставление входной информации, необходимой для формулирования и изменения политики.
 
 Экологическая политика должна учитывать следующее:
 - предназначение организации, ее взгляды, основные ценности и надежды;
 - требование заинтересованных сторон и установление с ними связи;
 - постоянное улучшение;
 - предотвращение загрязнения;
 - руководящие принципы;
 - координацию с другими аспектами политики организации (например, гигиена труда и безопасность);
 - конкретные местные или региональные условия;
 - соответствие надлежащим природоохранным регламентам, законам и другим критериям, признаваемым организацией.
 Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках экологической политики:
 1. Имеется ли у организации экологическая политика, надлежащая с точки зрения ее деятельности, продукции и услуг?
 2. Отражены ли в этой политике ценности и руководящие принципы организации?
 3. Утверждена ли экологическая политика высшим руководством, а также определено ли какое-либо лицо и даны ли ему полномочия контролировать и проводить в жизнь эту политику?
 4. Направлена ли экологическая политика на установление целевых и плановых экологических показателей?
 5. Направляет ли эта политика организацию на мониторинг надлежащих технологий и методов управления?
 6. Какие обязательства воплощены в экологической политике, например: обеспечение постоянного улучшения, обеспечение борьбы с загрязнением, мониторинг, выполнение или превышение законных требований, рассмотрение ожиданий заинтересованных сторон?
 
 Практические советы. Экологическая политика
 Любая деятельность, продукция или услуга могут воздействовать на окружающую среду. Это следует отразить в экологической политике.
 Подробное изучение руководящих принципов, содержащихся в приложении А, может помочь при разработке соответствующей политики. Вопросы, рассматриваемые в ней, зависят от характера организации. Кроме соответствия природоохранным регламентам политика может устанавливать обязательства в отношении:
 - минимизации любых значительных отрицательных воздействий на окружающую среду со стороны новых разработок, достигаемой путем использования интегрированных процедур управления окружающей средой и планирования соответствующих мероприятий по управлению;
 - разработки процедуры оценивания экологической эффективности и связанных с ней показателей;
 - воплощения замысла, касающегося жизненного цикла;
 - проектирования продукции таким образом, чтобы минимизировать ее воздействие на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации;
 - предотвращения загрязнения, сокращения отходов и потребления ресурсов (материалов, топлива и энергии), проведения восстановления и рециклинга вместо утилизации там, где это возможно;
 - образования и подготовки;
 - обмена опытом в области экологии;
 - привлечения заинтересованных сторон и установления с ними связи;
 - работ, ведущих к устойчивому развитию;
 - поощрения к применению системы управления окружающей средой поставщиками и подрядчиками.
 
 4.2 Планирование
 
 Принцип 2. Планирование
 Организация должна разработать план реализации своей экологической политики
 
 4.2.1 Общие положения
 Элементы системы управления окружающей средой, связанные с планированием, включают в себя:
 - идентификацию экологических аспектов и оценку связанных с ними воздействий на окружающую среду;
 - законные требования;
 - экологическую политику;
 - внутренние критерии экологической эффективности;
 - целевые и плановые экологические показатели;
 - планы действий по охране окружающей среды и программы управления ею.
 
 4.2.2 Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду
 Политика организации, ее целевые и плановые экологические показатели должны основываться на знании экологических аспектов и значительных воздействий на окружающую среду, связанных с деятельностью, продукцией или услугами этой организации. Такой подход может гарантировать, что при установлении целевых экологических показателей значительные воздействия на окружающую среду, связанные с этими аспектами, будут приняты во внимание.
 Идентификация экологических аспектов является постоянным процессом, который определяет прошлое, настоящее и потенциально возможное (положительное или отрицательное) воздействие деятельности организации на окружающую среду. Этот процесс также предусматривает идентификацию потенциального воздействия на организацию, оказываемого регламентными, законными и требованиями бизнеса. Он также может охватывать идентификацию воздействия на здоровье и безопасность, а также оценку экологического риска.
 Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению при идентификации экологических аспектов и оценивании воздействий на окружающую среду:
 1. Каковы экологические аспекты деятельности организации, ее продукции и услуг?
 2. Оказывают ли деятельность, продукция или услуги организации значительное отрицательное воздействие на окружающую среду?
 3. Имеет ли организация процедуру оценки воздействия новых проектов на окружающую среду?
 4. Требует ли местонахождение организации особого экологического рассмотрения, например, есть ли там районы, уязвимые в экологическом отношении?
 5. Как повлияют любые преднамеренные изменения в деятельности, продукции или услугах либо дополнения к ним на экологические аспекты и связанные с ними воздействия?
 6. Насколько значительными или серьезными окажутся потенциальные воздействия на окружающую среду, если процесс будет нарушен?
 7. Как часто возникает ситуация, ведущая к определенному воздействию?
 8. Каковы значительные экологические аспекты с учетом воздействий, вероятности, серьезности и частоты?
 9. Являются ли по своему масштабу значительные воздействия на окружающую среду локальными, региональными или глобальными?
 
 Практические советы. Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду
 Связь между экологическими аспектами и воздействиями на окружающую среду является связью причины и следствия
 Экологический аспект связан с элементом деятельности организации, ее продукции или услуги, который может оказать положительное или отрицательное воздействие на окружающую среду. Например, это может быть сброс, выброс, потребление или повторное использование материала либо шум.
 Воздействие на окружающую среду связано с изменением, которое вызывает в окружающей среде данный аспект. Примерами воздействий могут служить загрязнение или заражение воды либо истощение природных ресурсов.
 Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду являются процессом, который может быть осуществлен в четыре этапа.
 
 Этап 1. Выбрать вид деятельности, продукцию или услугу
 Выбранные вид деятельности, продукция или услуга должны быть достаточно широкомасштабны для убедительного исследования и достаточно узконаправленными для правильного понимания.
 
 Этап 2. Идентифицировать экологические аспекты деятельности, продукции или услуги
 Идентифицировать как можно больше экологических аспектов, связанных с выбранными видом деятельности, продукцией или услугой.
 
 Этап 3. Идентифицировать воздействия на окружающую среду
 Идентифицировать как можно большее количество имеющих место и потенциально возможных, положительных и отрицательных, воздействий на окружающую среду, которые связаны с каждым идентифицированным аспектом.
 
 Ниже приведены примеры трех перечисленных выше этапов.
 
 Вид деятельности,
 продукция или услуга Аспект Воздействие Вид деятельности: погрузка и разгрузка опасных веществ Возможность аварийной утечки Заражение грунта или воды Продукция: очистка продукции Переделка продукции с целью уменьшения ее объема Консервация природных ресурсов Услуга: техническое обслуживание автомобиля Выбросы выхлопных газов Сокращение выбросов в воздух
 
 Этап 4. Оценить значительность воздействий
 Значительность каждого идентифицированного воздействия на окружающую среду может быть различной для каждой организации.
 Количественное выражение воздействия может помочь при вынесении суждения по данному вопросу.
 Оценке может способствовать рассмотрение следующих вопросов.
 Экологические вопросы:
 - масштаб воздействия;
 - серьезность воздействия;
 - вероятность события;
 - продолжительность воздействия.
 Деловые вопросы:
 - потенциальное влияние законных и регламентных требований;
 - сложность изменения воздействия;
 - стоимость изменения воздействия;
 - влияние изменения на другие виды деятельности и процессы;
 - участие заинтересованных сторон;
 - влияние на общественный имидж организации.
 
 4.2.3 Законные и другие требования
 Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации всех признаваемых ею законных и других требований, непосредственно касающихся экологических аспектов ее деятельности, продукции или услуг. Эти процедуры должны также обеспечивать доступ к таким требованиям и их понимание.
 Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению с связи с законными и другими требованиями:
 
 1. Как организация получает доступ к необходимым законным и другим требованиям и как она их идентифицирует?
 
 2. Как организация отслеживает законные и другие требования?
 
 3. Как организация отслеживает изменения в законных и других требованиях?
 
 4. Как организация сообщает служащим нужные сведения о законных и других требованиях?
 
 Практические советы. Законные и другие требования
 Для того чтобы сохранить соответствие регламентам, организация должна идентифицировать и понимать регламентные требования, применимые к ее деятельности, продукции или услугам. Регламенты могут существовать в нескольких видах:
 - регламенты, относящиеся к деятельности (например, разрешения на проведение работ на данном участке);
 регламенты, относящиеся к продукции или услугам организации;
 - регламенты, относящиеся к отрасли промышленности, к которой принадлежит организация;
 - природоохранные законы общего характера;
 - санкции, лицензии, разрешения.
 Для идентификации природоохранных регламентов и происходящих в них изменений можно использовать несколько источников, включая:
 - правительственные органы всех уровней;
 - промышленные ассоциации или группы;
 - коммерческие базы данных;
 - профессиональные службы.
 
 4.2.4 Внутренние критерии эффективности
 В том случае, когда внешние нормативы не отвечают потребностям организации или их не существует, следует разработать и реализовать внутренние приоритеты и критерии. Внутренние критерии эффективности вместе с внешними нормативами помогают организации в разработке ее собственных экологических целевых и плановых показателей.
 
 Практические советы. Внутренние критерии эффективности
 Примерами областей, где организация может иметь свои внутренние критерии эффективности, могут быть
 - системы административного управления;
 - обязанности сотрудников;
 - приобретение, управление собственностью и отторжение;
 - поставщики;
 - подрядчики;
 - управление продукцией;
 - передача информации об окружающей среде;
 - связи, определяемые регламентами;
 - готовность к аварийным ситуациям в окружающей среде и реагирование на них;
 - осведомленность и обучение в области (охраны) окружающей среды;
 - измерение и улучшение состояния окружающей среды;
 - уменьшение степени риска при осуществлении процесса;
 - предотвращение загрязнения и консервация ресурсов;
 - инвестиционный проект;
 - изменение в процессах;
 - управление опасными материалами;
 - организация сбора и утилизация отходов;
 - водоиспользование (например, сточные воды, ливневые, грунтовые);
 - управление качеством воздуха;
 - рациональное использование энергии;
 - транспортирование.
 
 4.2.5 Целевые и плановые экологические показатели
 Для того чтобы осуществлять свою экологическую политику, организация должна установить целевые экологические показатели. Эти целевые показатели являются общими показателями экологической эффективности, идентифицированными в экологической политике. Устанавливая свои целевые показатели, организации должны также принимать во внимание соответствующие результаты оценки воздействия на окружающую среду, а также идентифицированные экологические аспекты и связанные с ними воздействия на окружающую среду.
 Затем для того чтобы достичь целевые экологические показатели в заданные сроки, можно установить плановые экологические показатели. Эти показатели должны быть конкретными и измеряемыми.
 После того, как будут установлены целевые и плановые экологические показатели, организации следует рассмотреть вопрос об установлении измеряемых характеристик экологической эффективности. Эти характеристики могут быть использованы в качестве основы для системы оценки экологической эффективности и могут обеспечить информацию как о системе управления окружающей средой, так и об оперативных системах.
 Целевые и плановые экологические показатели могут быть широко применимы ко всей организации или более узко к какому-либо конкретному для данного места или отдельному виду деятельности. Целевые и плановые экологические показатели должны определяться руководителями соответствующего уровня. Эти показатели должны периодически анализироваться и пересматриваться с учетом точки зрения заинтересованных сторон.
 Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в связи с целевыми и плановыми экологическими показателями:
 1. Как целевые и плановые экологические показатели отражают экологическую политику и значительные воздействия на окружающую среду, связанные с деятельностью организации, ее продукцией или услугами?
 2. Какой вклад служащие, ответственные за достижение целевых и плановых экологических показателей, внесли в их разработку?
 3. Насколько учитывается точка зрения заинтересованных сторон?
 4. Какие конкретные измеряемые характеристики устанавливаются для целевых и плановых экологических показателей?
 5. Насколько регулярно анализируются и пересматриваются целевые и плановые показатели, с тем чтобы отразить желаемое повышение экологической эффективности.
 
 Практические советы. Целевые и плановые экологические показатели
 Целевые показатели могут включать в себя обязательства:
 - сократить отходы и истощение ресурсов;
 - сократить или уничтожить совсем выброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
 - проектировать продукцию таким образом, чтобы свести к минимуму ее воздействие на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации;
 - регулировать воздействие источников сырья на окружающую среду;
 - сводить к минимуму любое значительное отрицательное воздействие новых разработок на окружающую среду;
 - способствовать осведомленности служащих и общества о проблемах окружающей среды;
 
 Достижение целевых экологических показателей обычно может быть определено с помощью таких характеристик экологической эффективности, как:
 - количество использованного сырья или потребленной энергии;
 - количество выбросов, например, СО2;
 - полученные отходы на количество готовой продукции;
 - эффективность использования материала и энергии;
 - количество событий в окружающей среде (например, отклонения в сторону превышения установленных пределов);
 - количество экологических аварий (например, незапланированные выбросы);
 - утилизованные отходы в процентах;
 - утилизованный материал, используемый для упаковки, в процентах;
 - количество километров, пройденных транспортным средством, на единицу продукции;
 - количество специфических загрязняющих веществ, например, NOX, SO2, CO, HC,Pb, CFCS;
 - капиталовложения в охрану окружающей среды;
 - число судебных преследований;
 - участки земли, отведенные под места обитания диких животных.
 
 Совокупный пример:
 Целевой показатель: снизить количество энергии, необходимой для производственных операций.
 Плановый показатель: достичь десятипроцентного снижения потребления энергии по сравнению с предыдущим годом.
 Характеристика: количество топлива и электричества на единицу продукции.
 
 4.2.6 Программа(ы) управления окружающей средой
 В рамках общего планирования своей деятельности организация должна разработать программу управления окружающей средой, направленную на достижение всех своих целевых экологических показателей. Чтобы быть наиболее эффективным, планирование мероприятий по управлению окружающей средой должно быть включено в стратегический план организации. Программы управления окружающей средой должны отражать сроки, ресурсы и ответственность за достижение целевых и плановых экологических показателей организации.
 В рамках структуры, предусмотренной при планировании мероприятий по управлению окружающей средой, программа управления окружающей средой предписывает конкретные действия в порядке их приоритета для организации. Эти действия могут относиться к отдельным процессам, проектам, продукции, услугам, местам или к объектам, расположенным в этих местах.
 Программы управления окружающей средой оказывают организации помощь в повышении ее экологической эффективности. Они должны быть динамичными и регулярно пересматриваемыми, чтобы отражать изменения в целевых и плановых экологических показателях организации.
 
 Некоторые вопросы относительно программ(ы) управления окружающей средой, подлежащие рассмотрению:
 1. Каков процесс, используемый организацией для разработки программ(ы) управления окружающей средой?
 2. Вовлечены ли в процесс планирования мероприятий по управлению окружающей средой все ответственные стороны?
 3. Разработан ли процесс периодического анализа программы?
 4. Как в этих программах решаются вопросы ресурсов, ответственности, сроков и приоритетов?
 5. Как в программах управления окружающей средой сказываются экологическая политика и деятельность по общему планированию?
 6. Как контролируются и пересматриваются программы управления окружающей средой?
 
 Практические советы. Программа управления окружающей средой
 Ниже приведен пример процесса разработки программы управления окружающей средой
 
 Обязательство и
 политика Планирование Пример Обязательство в области экологической политики 11) Сохранить природные ресурсы Целевой показатель 1 Свести к минимуму использование воды там, где это технически и коммерчески целесообразно Плановый показатель 1 Сократить расход воды на выбранных участках на пятнадцать процентов от настоящего уровня в течение года Программа мероприятий 1 Повторно использовать воду Действие 1 Установить оборудование для рециркуляции воды, использованной для промывания в процессе А, с тем чтобы повторно использовать в процессе В 1)Этот повторяющийся процесс следует повторять для всех принятых в политике обязательств, целевых и плановых экологических показателей
 
 4.3 Реализация
 
 Принцип 3. Реализация
 С целью эффективной реализации организация должна создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей
 
 4.3.1 Общие положения
 Возможности и поддержка, требуемые для организации, постоянно развиваются в ответ на меняющиеся требования заинтересованных сторон, динамичную экологическую обстановку и процесс постоянного улучшения. Для того чтобы достичь своих экологических целевых показателей, организация должна нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру.
 Многие организации могут использовать поэтапный подход к реализации мероприятий по управлению окружающей средой; при этом она должна основываться на степени понимания экологических требований, аспектов, ожиданий и выгод, а также на наличии ресурсов.
 
 4.3.2 Обеспечивающие возможности
 
 4.3.2.1 Людские, физические и финансовые ресурсы
 Людские, физические (например, средства, оборудование) и финансовые ресурсы, необходимые для реализации экологической политики организации и достижения ее целевых экологических показателей, должны быть определены и должны иметься в наличии. При распределении ресурсов организации могут разработать процедуры отслеживания выгод и затрат, связанных со своей экологической и смежной деятельностью. Сюда могут быть включены такие вопросы, как затраты на контроль загрязнения окружающей среды, отходы и их удаление.
 Некоторые вопросы относительно людских, физических и финансовых ресурсов, подлежащие рассмотрению:
 1. Как организация идентифицирует и распределяет людские, технические и финансовые ресурсы, необходимые для достижения ее экологических целевых и плановых показателей, включая ресурсы для новых проектов?
 2. Как организация отслеживает затраты на экологическую деятельность и выгоду от нее?
 
 Практические советы. Людские, физические и финансовые ресурсы
 Материальная база и организационная структура малого и среднего предприятия (SME) могут наложить некоторые ограничения на реализацию. Для того чтобы справиться с этим, малые и средние предприятия должны по мере возможности рассмотреть вопрос о стратегии сотрудничества с
 - более крупными организациями-клиентами, чтобы разделить с ними технологии и "ноу-хау";
 - другими малыми и средними предприятиями на основе "цепной" зависимости поставщиков или на местной основе, с тем чтобы определить и обсудить общие для них вопросы, разделить с ними "ноу-хау", содействовать техническому развитию, совместно использовать средства, разработать метод изучения системы управления окружающей средой, совместно пользоваться услугами консультантов;
 - организациями по стандартизации, ассоциациями малых и средних предприятий, Торговой палатой в целях разработки программ подготовки и ознакомления;
 - университетами и другими научно-исследовательскими центрами с целью поддержки производства и нововведений.
 
 4.3.2.2 Совмещение и интеграция системы управления окружающей средой
 Для того чтобы эффективно решать экологические проблемы, элементы системы управления окружающей средой следует проектировать или пересматривать, с тем чтобы они успешно совмещались и объединялись с существующими элементами системы административного управления.
 В элементы системы административного управления, которые могут выиграть от интеграции, входят:
 - политика организации;
 - распределение ресурсов;
 - меры оперативного контроля и документация;
 - информационные и обеспечивающие системы;
 - подготовка и развитие;
 - организационная структура и структура подотчетности;
 - системы компенсации и оценки;
 - системы измерения и мониторинга;
 - сообщения и отчетность.
 Некоторые вопросы относительно организационного совмещения и интеграции, подлежащие рассмотрению:
 1. Как система управления окружающей средой включена в общий процесс управления предприятием?
 2. Каков процесс сглаживания и разрешения противоречий между экологическими и другими целевыми показателями и приоритетами?
 
 4.3.2.3 Подотчетность и ответственность
 Ответственность за общую эффективность системы управления окружающей средой должна быть возложена на лицо(а) высшего ранга или на подразделение(я), обладающее(ие) достаточной властью, компетенцией и ресурсами.
 Руководители по оперативным вопросам должны четко определить обязанности занятого персонала. Они также должны быть ответственны и подотчетны за эффективную реализацию системы управления окружающей средой и экологическую эффективность. Служащие всех уровней должны быть подотчетны в рамках своих обязанностей за экологическую эффективность в поддержку общей системы управления окружающей средой.
 Некоторые вопросы относительно подотчетности и ответственности, подлежащие рассмотрению:
 1. Каковы ответственность и подотчетность лиц, которые руководят, выполняют и проверяют работу, влияющую на окружающую среду; определены ли и документированы ли они?
 2. Какова связь между ответственностью за состояние окружающей среды и индивидуальной экологической эффективностью и анализируется ли периодически эта связь?
 3. Каким образом ответственный и подотчетный персонал
 - проходит необходимое обучение, получает ресурсы и набирает персонал для реализации системы управления окружающей средой?
 - инициирует действие для того, чтобы обеспечить соответствие экологической политике?
 - предвидит, идентифицирует и регистрирует любые экологические проблемы?
 - инициирует, рекомендует или обеспечивает решения этих проблем?
 - проверяет выполнение принятых решений?
 - контролирует последующие действия до тех пор, пока любой экологический недостаток или неудовлетворительное условие не будут откорректированы?
 - получают необходимую подготовку, чтобы действовать в аварийных условиях?
 - достигает понимания последствий несоответствия?
 - достигает понимания подотчетности, применимой к нему?
 - поддерживает добровольные действия и инициативы?
 
 Практические советы. Подотчетность и ответственность
 Для того чтобы гарантировать эффективную разработку и реализацию системы управления окружающей средой, необходимо назначить ответственных. Один из возможных подходов к назначению ответственных за состояние окружающей среды показан ниже. Следует признать, что компании и учреждения имеют различные организационные структуры, и им необходимо понять и установить ответственных за состояние окружающей среды на основании своих собственных рабочих процессов
  Ниже представлена примерная модель назначения ответственных за состояние окружающей среды.
 
 Примеры ответственности за состояние
  окружающей среды Типичные примеры ответственных лиц Определить общее направление Президент, главный управляющий, совет директоров Разработать экологическую политику Президент, главный управляющий, главный руководитель по вопросам экологии Разработать целевые и плановые экологические показатели и программы мероприятий Руководители, имеющие отношение к данным вопросам Осуществить контроль за общей эффективностью системы управления окружающей средой Главный руководитель по вопросам экологии Обеспечить соответствие регламентным требованиям Старший руководитель по оперативным вопросам Обеспечить постоянное улучшение Все руководители Идентифицировать ожидания потребителей Сотрудники, занятые продажами и маркетингом Идентифицировать ожидания поставщиков Закупщики, покупатели Разработать и поддерживать в рабочем состоянии учетные процедуры Руководители по вопросам финансов/учета Обеспечить соответствие установленным процедурам Все сотрудники Примечание. В средних и малых предприятиях ответственным лицом может быть владелец.
 
 4.3.2.4 Осведомленность о проблемах окружающей среды и мотивация
 Высшее руководство играет ведущую роль в появлении у своих служащих осведомленности о проблемах окружающей среды и в побуждении их заниматься этими проблемами, разъясняя им экологические ценности организации и сообщая им о принятом на себя обязательстве в отношении экологической политики. Именно это обязательство отдельных лиц в условиях разделения всеми экологических ценностей преобразует систему управления окружающей средой из проекта на бумаге в эффективный процесс.
 Все члены организации должны понимать важность достижения целевых и плановых экологических показателей, за которые они подотчетны и несут ответственность, и их следует поощрять в этом. В свою очередь, если необходимо, они должны поощрять других членов своей организации поступать подобным же образом.
 Мотивация к постоянному улучшению может возрасти, если сотрудникам отдается должное в деле достижения целевых и плановых экологических показателей, и их поощряют вносить предложения, которые могут привести к повышению экологической эффективности.
 Некоторые вопросы относительно осведомленности о проблемах окружающей среды и мотивации, подлежащие рассмотрению:
 1. Каким образом высшее руководство установило, подкрепило обязательство организации в отношении экологической политики и сообщило о нем?
 2. В какой степени сотрудники понимают, признают и разделяют экологические ценности организации?
 3. В какой степени разделяемые всеми экологические ценности служат для побуждения к ответственным с точки зрения экологии действиям?

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу