<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 ISO1404
 
 ISO 14004-96 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования
 Русская версия Международного стандарта ИСО 14004-96 "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования" подготовлена сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и согласована с Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИ стандарт).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 14004
 
  Первое издание
  1996-09-01
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ,
 ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИНЦИПАМ,
 СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
 
 
 
 
 
 
  Русская версия
 
  подготовлена Всероссийским научно-исследовательским
  институтом классификации, терминологии и информации
  по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
  Госстандарта России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
  Предисловие
  Введение
 1 Область применения
 2 Нормативные ссылки
 3 Определения
 4 Принципы и элементы системы управления окружающей
 средой (EMS)
 4.1 Обязательства и политика
 4.1.1 Общие положения
 4.1.2 Обязательства высшего руководства и его ведущая роль
 4.1.3 Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду
 4.1.4 Экологическая политика
 4.2 Планирование
 4.2.1 Общие положения
 4.2.2 Идентификация экологических аспектов и оценка связанных
 с ними воздействий на окружающую среду
 4.2.3 Законные и другие требования
 4.2.4 Внутренние критерии экологической эффективности
 4.2.5 Целевые и плановые экологические показатели
 4.2.6 Программа(ы) управления окружающей средой
 4.3 Реализация
 4.3.1 Общие положения
 4.3.2 Обеспечивающие возможности
 4.3.2.1 Людские, физические и финансовые ресурсы
 4.3.2.2 Совмещение и интеграция системы управления
 окружающей средой
 4.3.2.3 Подотчетность и ответственность
 4.3.2.4 Осведомленность о проблемах окружающей среды и мотивация
 4.3.2.5 Знания, навыки и подготовка
 4.3.3 Поддерживающие действия
 4.3.3.1 Сообщение и отчетность
 4.3.3.2 Документация системы управления окружающей средой
 4.3.3.3 Управление операциями
 4.3.3.4 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
 4.4 Измерение и оценка
 4.4.1 Общие положения
 4.4.2 Измерение и контроль (текущей экологической эффективности)
 4.4.3 Корректирующее и предупреждающее действие
 4.4.4 Управление зарегистрированными данными и информацией для
 системы управления окружающей средой
 4.4.5 Аудиты системы управления окружающей средой
 4.5 Анализ и улучшение
 4.5.1 Общие положения
 4.5.2 Анализ системы управления окружающей средой
 4.5.3 Постоянное улучшение
 Приложения
 А Примеры международных руководящих экологических принципов
 А.1 Декларация по окружающей среде и развитию, принятая
 в Рио-де-Жанейро
 А.2 Деловая Хартия Международной торговой палаты
 (ICC) по устойчивому развитию
 В Библиография
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан
 технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Что касается стандартизации в области электротехники, ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК).
 Проекты международных стандартов, принятые техническим комитетами, рассылаются комитетами-членами на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
 Международный стандарт ИСО 14004 был подготовлен Подкомитетом ПК 1 "Системы управления окружающей средой" Технического комитета ИСО/ТК 207 "Управление окружающей средой.
 Приложения А и В являются только информативными.
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
 0.1 Общие сведения
 По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и
 постоянно улучшать систему управления окружающей средой (EMS).
 Общая цель настоящего международного стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.
 Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержатся только в стандарте ИСО 14001. В качестве альтернативы, настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.
 Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.
 В настоящем международном стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержаться рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой.
 Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.
 Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой - процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура,
 ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с уже ведущимися работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).
 Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:
 - признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;
 - установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
 - определение законных требований и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;
 - формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;
 - поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;
 - установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;
 - обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;
 - оценка экологической эффективности исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;
 - разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;
 - поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.
 
 Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения международных стандартов на системы управления окружающей средой:
 - применение стандарта ИСО 14001-96 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;
 - применение настоящего международного стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;
 - применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной между сторонами, заключившими контракт, что может быть удобно для некоторых деловых отношений;
 - применение смежных документов ИСО.
 
 Выбор будет зависеть от таких факторов, как:
 - политика организации;
 - уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;
 - возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;
 - масштаб организации.
 
 Настоящий стандарт может быть использован организациями любого масштаба. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.
 
 0.2 Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой
 Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.
 Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:
 - существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;
 - особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;
 - могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;
 - в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.
 Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.
 От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.
 Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя
 - предоставление гарантии потребителям в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;
 - поддержание крепких государственных/общественных связей;
 - удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;
 - получение страховки по разумной цене;
 - улучшение репутации и увеличение рыночной доли;
 - соблюдение критериев сертификации поставщика;
 - усиление контроля за издержками;
 - сокращение случаев, ведущих к задолженности;
 - демонстрирование разумной осторожности;
 - консервация входных материалов и энергии;
 - содействие получению разрешений и полномочий;
 - поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;
 - улучшение связей между правительством и промышленностью.
 
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ
 
 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИНЦИПАМ,
 СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
 
 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
 
 Настоящий международный стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.
 Руководящие указания, приведенные в настоящем международном стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.
 Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления
 окружающей средой.
 
 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
 
 В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
 
 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
 Применительно к настоящему международному стандарту используются приведенные ниже определения.
 
 3.1 Постоянное улучшение - процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.
 Примечание. Этот процесс необязательно происходит одновременно во всех сферах деятельности.
 
 3.2 Окружающая среда - внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.
 Примечание. В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации и до глобальной системы.
 
 3.3 Экологический аспект - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
 Примечание. Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.
 
 3.4 Воздействие на окружающую среду - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
 
 3.5 Система управления окружающей средой - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.
 
 3.6 Аудит системы управления окружающей средой - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных, с тем чтобы определить, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также сообщить результаты, полученные в ходе этого процесса, руководству.
 
 3.7 Целевой экологический показатель - общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.
 
 3.8 Экологическая эффективность (характеристики экологичности) - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.
 
 3.9 Экологическая политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей.
 
 3.10 Плановый экологический показатель - детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевые показатели.
 
 3.11 Заинтересованная сторона - отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.
 
 3.12 Организация - компания, объединение, фирма, предприятие орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.
 Примечание. Применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей, одна такая единица может быть определена как организация.
 
 3.13 Предотвращение загрязнения - использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.
 Примечание. Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.
 
 4 ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
 
 Модель системы управления окружающей средой (см. рис. 1) отражает упрощенную точку зрения организации, которая признает принципы, приведенные ниже.
 
 Принцип 1. Обязательства и политика
 Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой.
 
 Принцип 2. Планирование
 Организация должна сформулировать план реализации своей экологической политики.
 
 
 
 *Термины использованы в ИСО 14001
 
 Рис.1 Модель системы управления окружающей средой согласно данному стандарту
 
 Принцип 3. Реализация
 С целью эффективной реализации организация должна создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.
 
 Принцип 4. Измерение и оценивание
 Организация должна измерять, контролировать и оценивать свою экологическую эффективность.
 
 Принцип 5. Анализ и улучшение
 Организация должна анализировать и постоянно улучшать свою систему управления окружающей средой с целью повышения своей общей экологической эффективности.
 С учетом всего вышесказанного система управления окружающей средой скорее всего видится как организационная структура, которая должна постоянно контролироваться и периодически анализироваться, с тем чтобы обеспечить эффективное направление экологической деятельности организации в зависимости от изменяющихся внутренних
 и внешних факторов. Каждый служащий организации должен нести ответственность за улучшения в области охраны окружающей среды.
 
 4.1 Обязательства и политика
 
 Принцип 1. Обязательства и политика
 Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой.
 
 4.1.1 Общие положения
 Организации следует начать с того, что приносит очевидную пользу, например с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушения, или c более эффективного использования материалов.
 По мере того, как организация набирается опыта и ее система управления окружающей средой начинает вырисовываться, могут быть разработаны процедуры, программы и технологии для дальнейшего повышения экологической эффективности.
 Затем, когда система управления окружающей средой сформируется, экологические соображения могут быть включены во все деловые решения.
 
 4.1.2 Обязательства высшего руководства и его ведущая роль
 Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации на ранней стадии разработки или улучшения системы управления окружающей средой должно принять на себя обязательство по улучшению управления деятельностью своей организации, ее продукцией или услугами с точки зрения их воздействия на окружающую среду.
 Неукоснительное соблюдение обязательства и ведущая роль высшего руководства являются решающими факторами.
 
 4.1.3 Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду
 Текущая позиция организации по отношению к окружающей среде может быть установлена с помощью первоначальной оценки воздействия на окружающую среду.
 Первоначальная оценка может охватывать следующее:
 - идентификацию законных и регламентных требований;
 - идентификацию экологических аспектов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить те аспекты, которые имеют или могут иметь значительные воздействия на окружающую среду и повлекут за собой ответственность;
 - оценку эффективности, проводимую по применяемым внутренним критериям, внешним нормативам, регламентам, сводам правил, установившемуся порядку, принципам и руководящим указаниям;
 - существующие порядок и процедуры управления окружающей средой;
 - идентификацию существующих политики и процедур, касающихся закупочной и контрактной деятельности;
 - обратную связь после изучения предшествующих случаев несоответствия;
 - возможности для конкурентного преимущества;
 - точки зрения заинтересованных сторон;
 - функции или операции других систем в организации, которые могут либо содействовать экологической эффективности, либо противодействовать ей.
 Во всех случаях следует рассмотреть весь диапазон условий работы, включая возможные нарушения и аварийные ситуации.
 Процесс и результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду должны быть документально оформлены, а возможности для развития системы управления окружающей средой должны быть идентифицированы.
 
 Практические советы. Проведение первоначальной оценки воздействия на окружающую среду
 Первым важным шагом является разработка перечня сфер, подлежащих оценке. Сюда могут войти деятельность организации, конкретные операции или конкретный участок.
 Некоторыми общепринятыми средствами для проведения оценки являются:
 - анкеты;
 - интервью;
 - контрольные листы;
 - прямая проверка и измерение;
 - анализ зарегистрированных данных;

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу