<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
ISO1411ISO 14011-96 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита.
Проведение аудита для систем управления окружающей средой.
Русская версия Международного стандарта ИСО 14011-96 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой" подготовлена сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и согласована с Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИ стандарт).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 14011
Первое издание
1996-10-01
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ АУДИТУ.
ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА.
ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Русская версия
подготовлена Всероссийским научно-исследовательским
институтом классификации, терминологии и информации
по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
Госстандарта России
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения
4 Цель, роль и ответственность при проведении аудита системы управления
окружающей средой
4.1 Цель аудита
4.2 Роль, ответственность и деятельность
4.2.1 Ведущий аудитор
4.2.2 Аудитор
4.2.3 Аудиторская группа
4.2.4 Клиент
4.2.5 Проверяемая организация
5 Проведение аудита
5.1 Инициирование аудита
5.1.1 Объем аудита
5.1.2 Предварительный анализ документов
5.2 Подготовка аудита
5.2.1 План аудита
5.2.2 Распределение обязанностей в аудиторской группе
5.2.3 Рабочие документы
5.3 Проведение аудита
5.3.1 Первое заседание
5.3.2 Сбор аудиторских данных
5.3.3 Результаты аудита
5.3.4 Заключительное заседание
5.4 Аудиторские заключения и сохранение документов
5.4.1 Подготовка аудиторского заключения
5.4.2 Содержание аудиторского заключения
5.4.3 Рассылка аудиторского заключения
5.4.4 Сохранение документов
6 Завершение аудита
Приложение
А Библиография
ПРЕДИСЛОВИЕ
Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Что касается стандартизации в области электротехники, ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК).
Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
Международный стандарт ИСО 14011 был подготовлен Подкомитетом ПК 2 "Проведение экологического аудита и связанные с ним экологические исследования" Технического комитета ИСО/ТК 207 "Управление окружающей средой".
Приложение А является только информативным.
ВВЕДЕНИЕ
У разного рода организаций может возникнуть необходимость продемонстрировать свою ответственность за состояние окружающей среды. В качестве одного из путей удовлетворения этой необходимости были выдвинуты концепция систем управления окружающей средой (EMS) и связанная с ними практика проведения экологических аудитов. Эти системы предназначены для того, чтобы помочь организации установить и постоянно выполнять требования, касающиеся ее экологической политики и целей, требования стандартов и другие требования.
Настоящий международный стандарт содержит процедуры по проведению аудитов систем управления окружающей средой. Он применим к организациям любого типа и масштаба, которые используют систему управления окружающей средой.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ АУДИТУ.
ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА.
ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий международный стандарт устанавливает процедуры аудита, обеспечивающие планирование и проведение аудита системы управления окружающей средой, чтобы определить ее соответствие критериям аудита системы управления окружающей средой.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Следующие стандарты содержат положения, которые путем ссылки в этом тексте составляют положения настоящего стандарта. На время публикации указанные издания были действующими. Все стандарты подлежат пересмотру, и сторонам соглашений, основанных на настоящем международном стандарте, рекомендуется найти возможность применения самых последних изданий стандартов, перечисленных ниже. Члены МЭК и
ИСО ведут перечни действующих международных стандартов.
ИСО 14001-96Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.
ИСО 14010-96Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.
ИСО 14012-96Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Применительно к этому международному стандарту вместе с перечисленными ниже определениями используются определения, приведенные в ИСО 14010 и ИСО 14011.
Примечание. Термины и определения в области управления окружающей средой даны в ИСО 14050.
3.1 Система управления окружающей средой - это та часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения, анализа и поддержания экологической политики
(ИСО 14001-96).
3.2 Аудит системы управления окружающей средой - систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных с целью определить, соответствует ли система управления окружающей средой в данной организации критериям аудита такой системы, а также сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту.
3.3 Критерии аудита системы управления окружающей средой - политика, методы, процедуры или требования, например, содержащиеся в ИСО 14001, и, если уместно, любые дополнительные требования к системе управления окружающей средой, с которыми аудитор сравнивает собранные аудиторские данные о системе управления окружающей средой в данной организации.
4 ЦЕЛЬ, РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
4.1 Цели аудита
Аудит системы управления окружающей средой должен преследовать определенные цели; ниже приведены примеры типичных целей аудита:
a)определить соответствие системы управления окружающей средой проверяемой организации критериям аудита системы управления окружающей средой;
b)определить, внедрена ли и поддерживается ли система управления окружающей средой проверяемой организации должным образом;
c)идентифицировать области для потенциального улучшения системы управления окружающей средой проверяемой организации;
d)оценить способность процесса внутреннего анализа со стороны руководства обеспечить постоянную пригодность и эффективность системы управления окружающей средой;
e)провести оценку системы управления окружающей средой в организации, у которой есть намерения установить контрактные отношения, например, с потенциальным поставщиком или партнером по совместному предприятию.
4.2 Роль, ответственность и деятельность
4.2.1 Ведущий аудитор
Ведущий аудитор отвечает за обеспечение действенного и эффективного проведения и завершения аудита в соответствии с объемом и планом аудита, утвержденными клиентом.
Кроме того, в обязанности и деятельность ведущего аудитора должно входить:
a)консультации с клиентом и проверяемой организацией, если уместно, при определении критериев и объема аудита;
b)получение надлежащей исходной информации, необходимой для достижения целей аудита, например, подробности о деятельности проверяемой организации, ее продукции, услугах, местоположении и непосредственном окружении, а также подробности предыдущих аудитов;
c)определение того, выполнены ли требования к экологическому аудиту, приведенные в ИСО 14010;
d)формирование аудиторской группы с учетом возможных конфликтов интересов и согласование состава группы с клиентом;
e)руководство работой аудиторской группы согласно указаниям ИСО 14010 и настоящего стандарта;
f)разработка плана аудита при соответствующих консультациях с клиентом, проверяемой организацией и членами аудиторской группы;
g)сообщение окончательного плана аудита аудиторской группе, проверяемой организации и клиенту;
h)координация подготовки рабочих документов и подробных процедур, а также инструктаж аудиторской группы;
i)поиск путей разрешения любых проблем, возникающих в процессе аудита;
j)признание факта, когда цели аудита становятся недостижимыми, и извещение клиента и проверяемой организации о причинах этого;
k)осуществлять представительство аудиторской группы в дискуссиях с проверяемой организацией до, во время и после аудита;
l)немедленное оповещение проверяемой организации об обнаружении критических несоответствий во время аудита;
m)предоставление клиенту ясного с окончательными выводами заключения по аудиту в течение времени, установленного в плане аудита;
n)выдача рекомендаций по улучшению системы управления окружающей средой, если это предусмотрено в рамках объема аудита.
4.2.2 Аудитор
В обязанности и деятельность аудитора должно входить:
a)выполнение распоряжений ведущего аудитора и его поддержка;
b)объективное, эффективное и действенное планирование и выполнение порученного задания в объеме аудита;
c)сбор и анализ надлежащих и достаточных аудиторских данных для определения результатов аудита и получения выводов по аудиту относительно системы управления окружающей средой;
d)подготовка рабочих документов под руководством ведущего аудитора;
e)документирование отдельных результатов аудита;
f)сохранение документов по аудиту и предоставление этих документов по требованию;
g)оказание помощи в написании аудиторского заключения.
4.2.3 Аудиторская группа
Процесс отбора членов аудиторской группы должен гарантировать, что аудиторская группа обладает широким опытом и специальными знаниями, необходимыми для проведения аудита.
Следует учитывать:
a)квалификацию, например, по ИСО 14012;
b)тип организации, процессы, деятельность или функции, подвергаемые аудиту;
c)количество и специализацию отдельных членов аудиторской группы, а также языковые знания;
d)любой возможный конфликт интересов между членами аудиторской группы и проверяемой организацией;
e)требования клиентов и органов по сертификации и аккредитации.
В аудиторскую группу могут быть также включены технические эксперты и помощники аудиторов, приемлемые для клиента, проверяемой организации и ведущего аудитора.
4.2.4 Клиент
В обязанности и деятельность клиента должно входить:
a)определение необходимости аудита;
b)контактирование с проверяемой организацией, чтобы добиться полного сотрудничества с ней и начать процесс;
c)определение целей аудита;
d)выбор ведущего аудитора или аудиторской организации и, если уместно, утверждение состава аудиторской группы;
e)предоставление необходимых полномочий и ресурсов, чтобы сделать возможным проведение аудита;
f)консультации с ведущим аудитором по поводу определения объема аудита;
g)утверждение критериев аудита системы управления окружающей средой;
h)утверждение плана аудита;
i)получение аудиторского заключения и решение о его рассылке.
4.2.5 Проверяемая организация
В обязанности и деятельность проверяемой организации должно входить:
a)информирование служащих о целях и объеме аудита, если это необходимо;
b)предоставление помещений для аудиторской группы, чтобы обеспечить эффективность и действенность процесса аудита;
c)назначение ответственных и компетентных сотрудников для сопровождения членов аудиторской группы, которые должны действовать в качестве гидов на местах и гарантировать, что аудиторская группа осведомлена о требованиях здравоохранения, безопасности и других соответствующих нормах гигиены труда;
d)обеспечение доступа к помещениям, персоналу, надлежащей информации и зарегистрированным данным для аудиторов по их требованию;
e)сотрудничество с аудиторской группой, чтобы достичь целей аудита;
f)получение экземпляра аудиторского заключения, если только клиент специально не исключает эту организацию из перечня рассылки заключения.
5 ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА
5.1 Инициирование аудита
5.1.1 Объем аудита
Объем аудита описывает глубину и границы аудита в терминах таких факторов, как физическое расположение и деятельность организации, а также форма отчетности. Объем аудита определяется клиентом и ведущим аудитором. Обычно при определении объема аудита консультируются с проверяемой организацией.
Любые последующие изменения объема аудита требуют согласования с клиентом и ведущим аудитором. Ресурсы, выделенные для аудита, должны быть достаточны для назначенного объема.
5.1.2 Предварительный анализ документов
В начале процесса аудита ведущий аудитор должен проанализировать документацию организации, такую, как заявления об экологической политике, программы, зарегистрированные данные или руководства, чтобы ознакомиться с
их требованиями к системе управления окружающей средой. При этом следует использовать всю надлежащую исходную информацию о структуре проверяемой организации.
Если документация признается неадекватной для проведения аудита, об этом следует сообщить клиенту. Не следует расходовать дополнительные ресурсы, пока не будут получены дальнейшие инструкции от клиента.
5.2 Подготовка аудита
5.2.1 План аудита
План аудита должен быть гибким, чтобы можно было менять акцент в аудите в зависимости от собранной в процессе аудита информации и эффективно использовать ресурсы.
План должен, по возможности, включать:
a)цели и объем аудита;
b)критерии аудита;
c)идентификацию структурных и функциональных единиц проверяемой организации, подлежащих аудиту;
d)идентификацию служб и/или отдельных лиц в структуре проверяемой
организации, которые несут основную непосредственную ответственность за систему управления окружающей средой проверяемой организации;
e)идентификацию тех элементов системы управления окружающей средой проверяемой организации, которые имеют высокий приоритет с точки зрения аудита;
f)процедуры по проведению аудита элементов системы управления окружающей средой проверяемой организации, подходящие для структуры проверяемой организации;
g)рабочий язык и язык аудиторских заключений;
h)идентификацию ссылочных документов;
i)ожидаемое время и продолжительность основных видов деятельности по аудиту;
j)даты и места, где должен проводиться аудит;
k)идентификацию членов аудиторской группы;
l)график совещаний с руководством проверяемой организации;
m)требование конфиденциальности;
n)содержание и форму заключения, ожидаемую дату выпуска и рассылки аудиторского заключения;
o)требования к сохранению документов.
План аудита следует передать клиенту, членам аудиторской группы и проверяемой организации. Клиент должен проанализировать и утвердить этот план.
Если проверяемая организация имеет возражения против каких-либо положений плана, о них следует сообщить ведущему аудитору. Ведущий аудитор, проверяемая организация и клиент должны решить эти вопросы до проведения аудита. Любой пересмотренный план аудита следует согласовать между заинтересованными сторонами до или во время проведения аудита.
5.2.2 Распределение обязанностей в аудиторской группе
Как полагается, каждый член аудиторской группы должен быть назначен проверять конкретные элементы системы управления окружающей средой, функции или виды деятельности и проинструктирован по поводу процедуры
аудита, которой он должен следовать. Такое распределение обязанностей должно выполняться ведущим аудитором при консультации с соответствующими членами аудиторской группы. Во время аудита ведущий аудитор в рабочем
порядке может производить изменения в распределении обязанностей, с тем чтобы обеспечить оптимальное достижение целей аудита.
5.2.3 Рабочие документы
Рабочие документы, необходимые для обеспечения аудиторских исследований, могут включать:
a)бланки для документального оформления дополнительных аудиторских данных и результатов аудита;
b)процедуры и контрольные перечни, используемые для проведения оценки элементов системы управления окружающей средой;
c)протоколы заседаний.
Рабочие документы должны храниться по меньшей мере до завершения аудита;
документы, содержащие конфиденциальную или запатентованную информацию, члены аудиторской группы должны хранить надлежащим образом в безопасном месте.
5.3 Проведение аудита
5.3.1 Первое заседание
Необходимо провести заседание, открывающее аудит. Цель этого заседания заключается в том, чтобы:
a)представить членов аудиторской группы руководству проверяемой организации;
b)изучить объем, цели и план аудита и согласовать сроки аудита;
c)представить краткое изложение методов и процедур, которые должны использоваться при проведении аудита;
d)установить официальные каналы связи между аудиторской группой и проверяемой организацией;
e)подтвердить, что ресурсы и помещения, необходимые аудиторской группе, предоставлены;
f)подтвердить время и дату заключительного заседания;
g)поощрить активное участие проверяемой организации;
h)рассмотреть надлежащие процедуры, касающиеся обеспечения безопасности на месте и поведения в случае аварийной ситуации, для аудиторской группы.
<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>