<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
Анализ развитиямикрофинансирования
в России
Михалкин Игорь Васильевич
директор Ресурсного центра малого предпринимательства
Часть II. Оценка предложения небанковских микрофинансовых организаций
Аналитические материалы
Москва, 2004
Исследование финансировалось из средств гранта, предоставленного Агентством США по международному развитию.
Мнения, высказанные в данном исследовании, отражают взгляды авторов и не обязательно совпадают с точкой зрения Агентства США по международному развитию.
http://www.usaid.ru Материалы подготовлены Ресурсным центром малого предпринимательства в рамках проекта Агентства США по международному развитию "Межпарламентская рабочая группа по малому предпринимательству "Дума РФ - Конгресс США".
Участники проекта:
ФИНКA Интернэшнл, ЛЛС
http://www.villagebanking.org Фонд "Российский Микрофинансовый Центр"
http://www.rmcenter.ru НКО Ресурсный центр малого предпринимательства
http://www.rcsme.ru , http://www.sme-news.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация 2
Основные результаты 6
Выражение признательности 9
Что такое микрофинансирование: определение объекта исследования 10
Информационная база, оценка объема выборки 13
Структура информационной базы 15
Типология организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги 17
География российского микрофинансирования 25
Целевые клиентские группы российских микрофинансовых организаций 27
Спектр микрофинансовых услуг российских МФО 29
Информация о займах 30
Портфель займов российских небанковских МФО 30
Размер клиентской базы микрофинансовых организаций в части выдачи займов 35
Доступность микрофинансирования 37
Характер обеспечения займов 37
Возможный объем кредитования 38
Плата за пользование микрофинансовыми ресурсами 40
Привлечение сбережений: объемы и условия 42
Объемы сберегательных операций 42
Условия привлечения денежных сбережений и вкладов 44
Сбережения как источник формирования имущества МФО 46
Качество портфеля займов 47
Рентабельность 49
Приложение 1 Распределение числа организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги, по регионам, принявших участие в опросе. Отсортировано по числу МФО. 51
Приложение 2 Список сокращений 54
АННОТАЦИЯ
Предлагаемая работа является второй частью исследования "Анализ развития микрофинансирования в России", реализуемого в рамках проекта Агентства США по международному развитию "Межпарламентская рабочая группа по малому предпринимательству "Дума Российской Федерации - Конгресс США". Исследование проведено Ресурсным центром малого предпринимательства совместно с Российским микрофинансовым центром и "ФИНКА Интернэшнл, ЛЛС", при поддержке "Девелопмент Альтернативз, Инк", Лиги кредитных союзов, Национального союза организаций финансовой взаимопомощи, Союза сельских кредитных кооперативов и Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
Если в первой части работы давалась оценка спроса на микрофинансовые услуги, то настоящий материал формирует представление об основных участниках рынка микрофинансирования, объеме и характере реализованных в 2003 году микрофинансовых услуг.
Объявляя текущий 2005 год Международным годом микрофинансирования, Организация Объединенных Наций помимо достижений социальных и экономических задач, четко означила и такую цель, как сбор и анализ достоверных данных о состоянии микрофинансирования: доступность и условия получения в отдельных странах мира, информация о клиентах, а также типах и объемах предлагаемых услуг1.
Действительно, без информационного обеспечения невозможно принимать качественные решения в области регулирования микрофинансовой деятельности, оценивать эффективность проводимых мер по стимулированию ее развития, а также отслеживать результативность самого инструмента.
Одной из главных целей предлагаемой работы является формирование качественной и количественной агрегированной картины состояния рынка предложения микрофинансовых услуг. Но помимо общего обзора не менее важной задачей проекта являлся пообъектный анализ основных участников рынка. Подобного рода исследование, проведенное на основе единой методологии вне зависимости от организационно-правовой формы, статуса и срока функционирования, позволит построить сравнительную оценку деятельности отдельных организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги. Пообъектная информация поможет сориентироваться потенциальным инвесторам и донорам как внутри страны, так и за ее пределами, при выборе наиболее эффективных направлений вложения средств в развитие российского микрофинансирования. На основе собранной информации планируется выпуск Всероссийского каталога микрофинансовых организаций (МФО), где будут представлены профили институтов, занимающихся микрофинансированием.
В настоящий момент единственной организацией, специализирующейся на проведении сравнительных анализов деятельности микрофинансовых организаций в различных странах, является Microfinance information еXchange2. К сожалению, информация о российских МФО практически отсутствует в сети MixMarket, что отрицательно сказывается на вовлечении доноров и инвесторов в развитие российского рынка микрофинансирования. Разработанный по результатам данного проекта Всероссийский каталог должен положить начало пообъектного мониторинга МФО в России, который в дальнейшем должен быть скорректирован в сторону стандартов Microfinance information еXchange, в том числе за счет включения в опросный инструментарий бОльшего числа показателей и характеристик, отслеживаемых данной международной организацией.
Основные результаты
Микрофинансирование получает все большее распространение на российском рынке, постепенно становясь частью ее финансовой системы, дополняющей традиционный банковский сегмент, расширяя доступ к заемным средствам той категории бизнеса и населения, которая не отвечает требованиям банков к заемщикам.
Формальное определение микрофинансовой деятельности на законодательном уровне в России отсутствует. Однако существующая нормативно - правовая база позволяет легитимно осуществлять микрофинансовую деятельности в различных организационно-правовых формах. Как правило, это некоммерческие организации: потребительские и кредитные кооперативы, фонды, неправительственные МФО. Микрофинансовый рынок на данный момент полуформален, но это является положительным моментом, позволяющим путем "естественного отбора" выработать наиболее эффективные формы и продукты микрофинансирования.
Микрофинансирование можно определить как легитимное предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их социальных услуг, направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства. Подчеркнем, что речь идет не только о выдаче займов, но и о депозитном микрофинансировании, микро-лизинговых операциях, о консультировании и обучении.
В территориальном плане распространение микрофинансирования в России неравномерно и определяется, во-первых, присутствием (ранее или на данный момент) международных программ, во-вторых, отношением региональных и местных властей к малому предпринимательству. Хотя сегодня этот инструмент признан официально на уровне государства как эффективный способ решения финансовых проблем малого бизнеса (микрофинансовая составляющая присутствует практически во всех региональных программах развития малого предпринимательства), из-за нечеткости законодательной базы позиция региональных и местных властей существенно влияет на развитие микрофинансирования в отдельных субъектах Российской Федерации. По результатам анкетирования, микрофинансирование наиболее представлено в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Лидерами среди регионов стали Нижегородская и Ростовская области.
С точки зрения жизненного цикла рынок микрофинансовых услуг проходит этап институционального формирования. На рынке четко выделяется группа лидеров из числа МФО, достаточно продолжительно и успешно функционирующих в этой нише. Большой разрыв между спросом на микрофинансирование и его предложением, не позволяет формироваться "барьерам входа" для новых организаций, желающих заниматься этим видом деятельности.
По экспертным оценкам, сделанным на основе результатов проекта, объем микрофинансового рынка в части предоставления займов можно определить в 4,6 - 5,6 млрд. руб. В 60% случаев средства предоставляются на предпринимательские цели со сроком погашения до 12 месяцев под относительно высокие по сравнению с банковским кредитом проценты. Усредненная максимальная записанная в политике организаций годовая ставка процента составила 45%, минимальная - 26% годовых. Отметим, что в ряде случаев, например, в рамках определенных подпрограмм, МФО устанавливают специальный льготный процентный режим для целевых клиентских групп, чаще всего, таковыми становятся сельскохозяйственные производители или промышленный малый бизнес. Таким образом, микрофинансирование наиболее адекватно для пополнения оборотных средств и предназначено, в первую очередь, для сферы торговли и услуг.
Качество микрофинансовых услуг с позиций доступности, требований к обеспечению и возможных (допустимых) размеров займов свидетельствует, что этот инструмент существенно больше отвечает характеру спроса на внешнее финансирование со стороны субъектов малого предпринимательства, нежели традиционное банковское кредитование.
Важной характеристикой масштаба рынка является показатель охвата клиентов. По экспертным оценкам, сделанным на основании результатов исследования, клиентская база микрофинансовых институтов оценивается в 160-180 тыс. получателей займов.
Привлечение сбережений - второй по распространенности вид микрофинансовых услуг. Здесь емкость рынка составляет порядка 2 млрд. руб. с охватом 100 тыс. клиентов-вкладчиков. Законодательно не все МФО могут заниматься сберегательными операциями. Результаты обследования подтвердили, привлекают сбережения только микрофинансовые институты, зарегистрированные в форме потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Говоря о финансовой эффективности, следует отметить, что риски портфелей у большинства российских МФО отвечают международным нормам и не превышают в 50% случаев четырех процентный рубеж. Уровень возвратности практически такой же, как в банковском секторе. У каждой второй МФО уровень просрочек не превышал 2,7%. Кроме того, микрофинансовые организации работают с достаточно хорошей рентабельностью - в среднем по обследованным МФО операционная окупаемость составляла 127%.
Таким образом, несмотря на то, что российский рынок микрофинансовых услуг появился относительно недавно, и существует целый комплекс нерешенных методологических и законодательных проблем, у него хорошие перспективы для развития в России. Причин тому несколько, назовем главные:
- во-первых, высокая действенность (качественное соответствие характера спроса и предложения) микрофинансового инструмента в расширении доступа к внешнему финансированию субъектам малого предпринимательства;
- во-вторых, высокий и реально существующий спрос на подобного рода услуги.
- в-третьих, хорошая эффективность и финансовая устойчивость организаций, работающих в этом сегменте;
- в-четвертых, активные процессы по его институализации и формированию единых стандартов деятельности;
- и наконец, опыт других стран, в том числе Западной Европы и США свидетельствует об устойчивом сосуществовании различных форм финансовых посредников на рынке возвратного финансирования малого бизнеса, что позволяет предполагать долгосрочный характер развития микрофинансового рынка и в России.
Выражение признательности
В первую очередь, все участники проекта крайне признательны представителям организаций, нашедшим время и возможность заполнить анкету, рассказавшим о своих достижениях и проблемах, что, безусловно, стало ключевым моментом в достижении целей проекта.
Мы также признательны всем упомянутым в данном аналитическом обзоре организациям и учреждениям, оказавшим всестороннее содействие в его подготовке.
Команда исполнителей проекта благодарна Агентству США по международному развитию, "ФИНКА Интернэшнл ЛЛС", Российскому Микрофинансовому Центру, компании "Девелопмент Альтернативз, Инк" за поддержку, замечания и комментарии, которые были сделаны в ходе работы по данному исследованию.
Информацию о состоянии микрофинансирования в России, а также другие материалы по вопросам развития малого предпринимательства в России можно получить на сайтах:
- Ресурсного центра малого предпринимательства. Раздел Электронной библиотеки в подразделе Финансовые ресурсы/Микрофинансирование http://www.rcsme.ru/lib.asp;
- Российского Микрофинансового Центра - http://www.rmcenter.ru
Руководство проектом: Михалкин Игорь Васильевич
Концепция и научное редактирование: Мамута Михаил Валерьевич
Экспертный совет: Мамута Михаил Валерьевич, Федяева Ирина Валериевна
Автор текста: Ермилова Галина Анатольевна
Подготовка территориальных отчетов по полевым обследованиям в 12 регионах: Прилепин Александр Маевич, Нехаев Алексей Александрович, Тихомирова Ирина
Подготовка исходной статистической информации - Лапшина Елена Юрьевна
Что такое микрофинансирование: определение объекта исследования
В российской законодательной практике нет формального определения микрофинансовой организации или микрофинансовой деятельности. Это обусловлено легитимной возможностью применения данного инструмента в рамках существующего законодательства3. Таким образом, в России рынок микрофинансовых услуг развивается на полуформальной основе - то есть работающие здесь организации подчиняются общим или специальным отраслевым законам, и их деятельность не регулируется специальным законодательством о микрофинансировании. В условиях, когда рынок продолжает формироваться4, введение жесткой дефиниции его субъектов может отрицательно сказаться на динамике развития. Более того, наиболее эффективные стандарты и методы микрофинансирования могут выработаться только в условиях "естественного отбора". И наконец, в условиях специального регулирования нельзя будет проявиться всему многообразию форм и методов микрофинансирования, что на данном этапе отрицательно скажется на динамике развития отрасли. Безусловно, конечной целью развития рынка микрофинансовых услуг должна стать его формализация и установление специального правового поля, регулирующего его деятельность. Однако факт введения такого регулирования будет оправдан только тогда, когда объемы деятельности небанковских микрофинансовых организаций станут существенными в масштабах общего финансового рынка.
На данный момент нет единственного определения микрофинансирования. Как правило, этот сектор определяется характером оказываемых услуг и качеством клиентской базы, формирующей целевое назначение предоставляемых услуг.
По мере своего развития, также расширяется и определение понятия "микрофинансовая услуга". Если изначально, в узкой трактовке под услугами микрофинансовых организаций понималась только выдача небольших денежных займов (ссуд), то в более широкой - к микрофинансовой деятельности относятся, помимо кредитования, операции по привлечению сбережений, страхование, осуществление платежей и ряд других финансовых услуг5, а также некоторые социальные услуги, по сути выступающие услугами-комплементами, добавочным продуктом к финансовым услугам. Речь идет о развитии управленческих навыков у клиентов, обучении их правилам и условиям бизнеса, организации и ведению отчетности, в том числе касающейся использования полученных средств. Помимо общественного эффекта, социальные услуги микрофинансовых организаций позволяют добиваться высокой возвратности размещенных средств, в том числе за счет установления доверительных отношений с клиентами.
В определении микрофинансовых услуг, как правило, делается ограничение на их максимально возможный объем, который не должен превышать определенной небольшой величины (отсюда в названии инструмента добавляется приставка "микро-" ).
При идентификации клиентской базы микрофинансовых организаций, мнения также различаются. Встречаются достаточно жесткие определения, относящие к микрофинансированию только те услуги, которые предоставляются мелким уже действующим или стартующим предпринимателям, в том числе из состава населения с низким уровнем дохода или из социально-незащищенных групп (женщины, молодежь, безработные)6. При таком подходе под микрофинансированием понимается предоставление финансовых услуг исключительно на предпринимательские цели и категорически исключаются потребительские займы. В действительности, это не соответствует практике микрофинансирования, как мировой, так и российской.
С нашей точки зрения, давать определение микрофинансирования в России следует исходя из тех макроэкономических эффектов, с которыми связывают развитие этого инструмента, то есть исходя из социально-экономических целей, достигаемых благодаря этому инструменту.
В макроэкономическом контексте микрофинансирование выполняет, прежде всего, социальные функции. Оно предоставляет возможность реализовать предпринимательскую инициативу у широких слоев населения, помогая им создавать свой микро- и малый бизнес. С другой стороны, за счет предоставления потребительских займов микрофинансирование повышает покупательную способность и уровень жизни населения, причем наиболее социально незащищенной его части.
Даже если микрофинансирование нацелено на кредитование предпринимателей, имеющих небольшой бизнес, оно продолжает оставаться инструментом социальной политики. Поскольку, чем мельче бизнес, тем более злободневные и острые социальные задачи он решает в обществе, тем чаще бизнес является для человека единственным способом обеспечить приемлемый уровень дохода.
Распространение микрофинансирования позволяет не только повысить уровень жизни населения, простимулировать развитие бизнеса, но и снизить теневую составляющую в экономике. Во-первых, поскольку все институты, работающие в этой нише, ведут достаточно прозрачную деятельность сами, они жестко требуют того же от своих клиентов. Во-вторых, с развитием микрофинансирования постепенно станет исчезать "теневое ростовщичество". Предпринимателям будет выгоднее обращаться в микрофинансовую организацию, где плата за пользование денежными средствами ниже, оформление займов происходит оперативно и, что самое главное, сделка совершается законно. Кроме того, микрофинансовые организации не просто кредитуют, они активно работают со своими клиентами, консультируют и обучают их. В целом микрофинансовые организации помогают "дорасти" мелкому бизнесу до уровня клиентов банковской системы.
Если говорить о функциях микрофинансирования, то в зависимости от экономического уровня развития страны задачи микрофинансовых программ варьируются. В частности, в беднейших странах Латинской Америки, Африки и Азии микрофинансирование направлено на снижение уровня бедности. В странах с лучшим состоянием экономики - на обеспечение самозанятости и поддержку предпринимателей, не имеющих доступа к банковскому кредитованию. В развитых странах культивирование микрофинансирования не является проблемой "жизни и смерти", здесь оно выступает как сегмент внебанковского финансирования, дополняющий традиционную систему кредитования, создающий альтернативное пространство и стимулирующий развитие предпринимательства.
Поскольку концепция, задачи и стандарты микрофинансирования модифицируются в зависимости от конкретных экономических условий, дать универсальное определение этому финансовому инструменту затруднительно. Определить сектор, охарактеризовав организации реализующие микрофинансовые программы, также крайне сложно, поскольку стандарты только формируются и специализированных участников пока еще мало. Тем не менее, есть ряд моментов, которые в обязательном порядке присутствуют в российских программах микрофинансирования. Предоставление займов осуществляется преимущественно на развитие бизнеса, хотя не исключаются и займы на потребительские цели. Микрофинансирование - это скорее "первая помощь", его нельзя рассматривать как базовое финансирование. Но на практике вполне реальна ситуация, когда микрофинансовые институты - это единственный способ для мелких предпринимателей получить доступ к внешнему финансированию, например, в ситуации, когда традиционные финансовые структуры не работают с подобного рода клиентами. Действительно, в России микрофинансовые ресурсы используются предпринимателями не только для пополнения оборотных средств, но и на финансирование инвестиционных проектов. Достаточно часты случаи, когда бизнес обращается к микрофинансовым организациям постоянно, независимо от стадии жизненного цикла. Еще одной отличительной чертой рассматриваемого финансового инструмента является качественная особенность его клиентской базы. Клиентами микрофинансовых организаций выступают начинающие мелкие или уже состоявшиеся малые предприниматели, испытывающие финансовые трудности и не имеющие доступа к традиционному финансированию из-за отсутствия залога и малого объема необходимого кредита, а также часть населения, испытывающая сложности при получении потребительского займа в банке7.
Обобщив вышесказанное, в предлагаемой работе микрофинансирование определяется как легитимное предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их социальных услуг, направленных, с точки зрения макроэкономического эффекта, на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства.
Поскольку такое определение микрофинансовой деятельности носит дескриптивный характер, в рамках представляемого проекта для отбора респондентов были искусственно введены количественные ограничения. Для целей настоящего исследования микрофинансовыми считаются услуги объемом не более 300 тыс. руб.
Информационная база, оценка объема выборки
В связи с отсутствием в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности такого вида деятельности, как микрофинансирование, органами официальной статистики, в том числе банковской, работа микрофинансовых организаций не отслеживается. Нет необходимой информации и в лицензирующих органах, поскольку для осуществления микрофинансовых операций лицензия не требуется.
Для преодоления сложившегося информационного вакуума в ходе реализации проекта по специально разработанной формализованной анкете был проведен опрос основных участников рынка.
Одной из наиболее сложных проблем, возникшей в ходе реализации проекта, стало формирование представления о размерах генеральной совокупности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также получение контактной информации по потенциальным респондентам, включаемых в выборку. Изначально список микрофинансовых организаций формировался на основе наиболее актуальной к началу проекта базы данных, держателем которой выступал Российский микрофинансовый центр. В ней содержались сведения по основным организациям на рынке микрофинансовых услуг. Информация дополнялась данными из Справочника по микрофинансовым организациям России, подготовленным Ресурсным центром малого предпринимательства в 2001г. по заказу "ФИНКА Интернэшнл ЛЛС". Перед стартом анкетирования при помощи администраций регионов, региональных структур поддержки малого предпринимательства, Союзов и Ассоциаций проведена значительная работа по уточнению и расширению контактной информации по МФО.
Для обеспечения более полного охвата микрофинансовых организаций кроме дистанционного анкетирования в 12 регионах были проведены работы по уточнению списка действующих МФО. Ниже в разбивке по федеральным округам представлен список регионов, где была проведена эта работа:
Северо-Западный федеральный округ:
* Ленинградская область
* Новгородская область
Центральный федеральный округ:
* Белгородская область
* Рязанская область
* Тульская область
Южный федеральный округ:
* Астраханская область
* Ставропольский край
Приволжский федеральный округ:
* Пензенская область
* Пермская область
Уральский федеральный округ:
* Челябинская область
Сибирский федеральный округ:
* Республика Алтай
* Новосибирская область
Отбор субъектов Российской Федерации проходил с соблюдением принципа представительства всех федеральных округов. Из списка были исключены регионы Дальневосточного федерального округа, поскольку Российским микрофинансовым центром по заказу Международной компании "Винрок Интернешнл" недавно уже проводилось обследование деятельности МФО в указанном федеральном округе, которое позволяло без дополнительных работ сформировать представительный список потенциальных респондентов.
При выборе регионов внутри федеральных округов ориентировались на те, где в ходе дистанционного обследования было получено мало анкет, где была высока доля организаций, не найденных по имеющимся адресам, а также значительна доля отказов от участия в анкетировании.
Проделанная полевая работа позволила, во-первых, скорректировать сведения, полученные дистанционным путем, во-вторых, уточнить контактную информацию по тем организациям, которые не были найдены по имеющимся адресам, в-третьих, дополнительно включить в обследование значительное число вновь выявленных МФО. И наконец, приблизительно оценить параметры генеральной совокупности (к сожалению, о статистической надежности речь не идет, слишком разнится ситуация в регионах, слишком неоднородны показатели по добору).
В выборку МФО, строящуюся из имеющихся баз данных, изначально были включены наиболее крупные организации. Это подтвердили результаты проекта - дополнительно выявленные МФО имели существенно меньшие обороты, в частности, медианное значение портфеля займов у вновь включенных организаций было ниже в 3 раза по сравнению с присутствующими в базах МФО, а число активных клиентов - меньше в 2 раза.
В результате информация по итогам деятельности в 2003 г. без учета обособленных подразделений, сетей и филиалов была получена от 229 организаций, действующих в 62 регионах. С учетом филиалов, подразделений, а также сетевых организаций число участников микрофинансового сектора, по которым были собраны сведения увеличивается до 600 единиц. Это наиболее активные и легально работающие представители микрофинансового рынка. По экспертным оценкам, попавшие в обследование организации - это около 30-40% всех действующих участников российского микрофинансового рынка, а по объемам и масштабам операций они составляют 50-60%. Еще раз отметим, что при оценке емкости рынка не учитывались его неформальные участники, такие как ломбарды, кассы взаимопомощи, "частные теневые ростовщики" и так далее. В тоже время мы понимаем, что в настоящих условиях неформальный сегмент микрофинансирования достаточно значим для российского малого бизнеса. Спрос на заемные средства и, прежде всего, на микрозаймы, предъявляемый субъектами малого предпринимательства, огромен и, по самым скромным оценкам, составляет более 200 млрд.руб.8 Как показывают многочисленные обследования, традиционное банковское кредитование большинству представителей малого предпринимательства не доступно, а существующие микрофинансовые институты могут удовлетворить этот спрос лишь в небольшой его части. Как следствие - малый бизнес вынужден обращаться к неформальному финансовому рынку. Это также подтверждается высоким уровнем теневой активности в малом бизнесе, которая, по экспертным оценкам, составляет от 30% до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства9.
Структура информационной базы
При разработке инструментария мы исходили из того, что необходимо получить сквозную информацию по всем типам организаций, работающих на рынке микрофинансовых услуг. Требовалось собрать показатели, которые позволили бы не только сформировать представление о качественных и количественных аспектах деятельности организаций, но и сравнить индикаторы деятельности отдельных участников рынка между собой.
В структуре формализованной анкеты можно выделить следующие разделы:
1. Общие сведения об организации, включающие ее название, тип, географию деятельности, контактную информацию.
2. Характер и условия предоставления услуг, где после выяснения спектра услуг и структуры клиентской базы, более подробно рассматриваются две основные финансовые услуги: выдача займов и привлечение сбережений.
2.1. В подразделе "займы" дается качественная структура портфеля, цели, на которые выдавались денежные средства, характер обеспечения. Собирается и количественная информация о сумме сделок, размере портфеля, а также условиях, на которых выдавались займы, уточняется число клиентов.
2.2. Структура подраздела "сбережения" схожа. Здесь также определяются размеры привлеченных сбережений, число клиентов, условия размещения средств.
3. В ходе обследования удалось получить представление о структуре активов и пассивов организаций, работающих на рынке микрофинансирования, а также о размерах отдельных базовых статей источников формирования имущества.
4. Заключительный блок анкеты содержит показатели, позволяющие дать оценку эффективности работы МФО, их финансовой устойчивости, определить риски портфеля и уровень возвратности средств.
В ходе анкетного опроса были собраны и обработаны показатели, отражающие как качественный, так и количественный аспект функционирования микрофинансовых организаций.
Относительно количественных индикаторов следует сделать ряд замечаний. Поскольку сквозная официальная статистика по микрофинансовым организациям отсутствует, а параметры деятельности как изначально попавших в выборку микрофинансовых организаций, так и включенных в нее в результате добора по отдельным регионам, слишком неоднородны и значительно разнятся по регионам, крайне затруднительно дать статистически обоснованное определение объема генеральной совокупности микрофинансовых институтов, их параметров деятельности. Подобная информация в отчете приводится в качестве экспертных оценок, сделанных по результатам обследования. В связи с этим наибольшего внимания заслуживают не абсолютные величины, а усредненные количественные показатели, структурные индикаторы, которые с достаточной степенью точности характеризуют ситуацию применительно к условиям функционирования различных типов МФО.
Типология организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги
В России организации, предоставляющие микрофинансовые услуги, могут легитимно функционировать в различных организационно-правовых формах. Именно такое многообразие обеспечивает эффективность развития рынка микрофинансовых услуг. Однако, от выбора правового статуса организации зависит спектр услуг и характер ее клиентской базы, которые во многом определяется законодательными ограничениями, накладываемыми на организационно-правовую форму, в которой зарегистрирована организация.
Обследование касалось только небанковских МФО. Исключение банковского сегмента связано как с концептуальной стороной определения данного инструмента (если конечно речь не идет о специализированных программах и банках), так и с техническими сложностями реализации проекта, а именно: трудностями формирования списков банков; вычленения из объемов банковских операций микрофинансовой компоненты. Кроме того, следует четко понимать, что банковская услуга объемом менее 300 тыс. руб. не всегда является микрофинансовой, в том понимании, как был определен данный инструмент.
По принципу наиболее часто встречающихся организационно-правовых форм была проведена типологизация организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги. Как правило, это некоммерческие организации, и, прежде всего, потребительские кооперативы и фонды.
Российское законодательство допускает существование нескольких форм потребительской кооперации, каждая из которых для занятия микрофинансовой деятельностью имеет свои плюсы и минусы.
Создание и условия деятельности Кредитных потребительских кооперативов граждан (КПКГ) регулируются Федеральным законом "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Законодательство четко указывает на возможность осуществления ими микрофинансовой деятельности, поскольку в качестве целей создания таких кооперативов устанавливается удовлетворение потребностей членов в финансовой взаимопомощи. Вполне легитимно КПКГ могут привлекать сбережения и выдавать денежные средства, правда, легитимными эти операции остаются применительно только к членам кооператива. Этот тип потребительских кооператив имеет право получать займы от различных кредитных и иных организаций, собирать паевые взносы и аккумулировать личные сбережения членов (т.е. у них существует достаточно широкая база для формирования кредитного портфеля). Законодательство также не запрещает осуществлять платежи, заключать договора страхования от имени и по поручению своих членов, а также консультировать их. К основным особенностям этой организационно-правовой формы, как стандарта микрофинансовой организации, относится возможность оказания финансовых и других, незапрещенных законодательством услуг только своим членам. Причем членство предусматривается только для физических лиц, хотя данное ограничение успешно обходится путем вступления в КПКГ не юридического лица, а его руководителя, который может использовать полученные средства в целях своего бизнеса. Однако имеются определенные ограничения для КПКГ, как микрофинансовой организации. Выдача займа на предпринимательские цели разрешается при условии, что доля таких займов в структуре фонда финансовой взаимопомощи кооператива составляет не более 50%. Общее количество членов КПКГ не может превышать 2 000 человек. Тем не менее, возможности и достоинства этой организационно-правовой формы позволили ей получить широкое распространение среди микрофинансовых организаций. Так, по результатам проведенного обследования, 31% от всех участников рынка, попавших в выборку, предоставляют микрофинансовые услуги в форме КПКГ (Диаграмма 1).
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) работают в рамках закона "О сельскохозяйственной потребительской кооперации". Эта форма вполне адекватна для занятия микрофинансированием, но ограничения также достаточно жесткие. К преимуществам этой формы относится возможность включения в члены, как физических, так и юридических лиц. То есть пользоваться услугами СКПК могут не только индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, население, но и малые предприятия, а также та часть крестьянских хозяйств, которая еще не перерегистрировалась в форму ПБОЮЛ и остается юридическими лицами. Российское законодательство позволяет этому типу потребительской кооперации привлекать денежные сбережения своих членов, а также выдавать им кредиты. У СКПК достаточно широкая база по привлечению внешних средств. Кроме упомянутых сбережений и займов у своих членов, они могут объединять их паевые взносы, а также получать займы от различных организаций, в том числе и кредитных. В качестве основных ограничений СКПК, как формы для занятия микрофинансовой деятельностью, следует отнести возможность проведения кредитных и сберегательных операций только среди своих членов. Причем, по количеству пайщиков, как в части физических, так и юридических лиц также законодательно устанавливаются ограничения. Кроме того, в состав учредителей и членов должны в определенной мажоритарной пропорции входить сельскохозяйственные производители. СКПК по поручению своих членов не могут осуществлять расчетные операции. Есть ограничения и на формирование кредитного портфеля - закон не позволяет привлекать средства физических лиц, не являющихся членами кооператива. Тем не менее, несмотря на законодательные ограничения, в ходе опроса 17% всех включенных в выборку организаций были зарегистрированы как СКПК (Диаграмма 1).
Кредитные кооперативы (потребительские общества) (КК) образуются в рамках закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". При создании КК, по сравнению с другими типами кооперативов, законодательство предъявляет меньше всего требований к составу и количеству учредителей и пайщиков. Ими могут являться как физические, так и юридические лица, т.е. услугами КК могут пользоваться все субъекты малого предпринимательства. Нет прямых законодательных запретов в вопросах привлечения средств членов КК, они могут осуществлять кредитование и авансирование своих пайщиков. Кроме того, у КК достаточно широкий выбор возможных источников финансирования: паевые и вступительные взносы, заемные средства пайщиков и других граждан. При этом, деятельность КК должна быть направлена на удовлетворение потребностей своих пайщиков. Как и в случае с СКПК - потребительские общества не могут осуществлять расчетные операции от имени своих членов. Такой организационно-правовой формой воспользовались 13% от числа опрошенных организаций, оказывающих микрофинансовые услуги (Диаграмма 1).
Следующий тип некоммерческих организаций, в форме которых на территории России осуществляется микрофинансовая деятельность - фонды. Как правило, они создаются в соответствии с законом "О некоммерческих организациях". Основная проблема функционирования участников рынка, решивших заниматься микрофинансированием в форме фондов, связана с отсутствием прямого указания в российском законодательстве на допустимость осуществления ими микрофинансовой деятельности. Легитимность финансовых операций фондов обосновывается утверждением в качестве задач микрофинансирования - развитие малого предпринимательства, решение социальных проблем, согласующихся с целями, записанными в законе, для которых могут создаваться фонды (а именно "достижение социальных,... или иных общественно полезных целей"). Тем не менее, достижение этих целей во многом зависит от квалификации юристов микрофинансовой организации и позиции местных властей. Законодательные коллизии возникают при обосновании права фондов выдавать микрозаймы без получения банковской лицензии. Противоречия есть в трактовке собственных и привлеченных средств, из которых могут выдаваться эти займы. Если сравнивать фонды и потребительские кооперативы, как способ осуществления микрофинансовой деятельности, то фонды имеют более ограниченные источники формирования имущества, поскольку в отличие от кооперативов не могут получать паевые, вступительные и другие взносы, а также привлекать сбережения пайщиков10.
В ходе анкетирования отдельно выделялись частные и государственные (муниципальные) фонды поддержки малого предпринимательства. Вследствие не совсем четкого законодательного пространства, частные фонды получили меньшее распространение, нежели потребительские кооперативы. По результатам обследования в качестве частных фондов функционировало всего лишь 10% организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги. Государственные и муниципальные фонды до внесения в конце 2004г. поправок в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", являлись значимыми игроками на рынке микрофинансовых услуг. В отличие от частных фондов, их статус подтверждался вышеупомянутым законом, кроме того, они имели дополнительную возможность получения бюджетного финансирования, за счет которого во многом и реализовывались их микрофинансовые программы. Исключение статьи о Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства из названного выше закона уже негативно отразилось на тенденциях в развитии и уровне представленности этой части некоммерческих организаций. Тем не менее, на момент проведения опроса (лето - осень 2004г.) из всех включенных в выборку организаций чуть менее четверти были государственными или муниципальными фондами (Диаграмма 1).
Неправительственные микрофинансовые организации, созданные в рамках международных проектов. В эту группу вошли наиболее крупные, с четко выраженной микрофинансовой специализацией институты, созданные с участием иностранных и международных организаций, а также их представительства и филиалы, работающие на территории России. Вот основные участники этой группы:
* Фонд поддержки малого предпринимательства "ФОРА", являющийся крупнейшей в России небанковской микрофинансовой организацией, с 29 филиалами, работающими в 16 российских регионах;
* Филиалы Международной Некоммерческой компании "ФИНКА Интернэшнл, ООО";
* Фонд поддержки малого предпринимательства "Каунтерпарт Бизнес Фонд", успешно реализующий микрофинансовую программу на Дальнем Востоке;
* Женская Микрофинансовая Сеть, созданная при участии и поддержке Всемирного Женского Банка на средства гранта, выделенного Фондом Форда, на момент анкетирования работала в 6 российских регионах.
Хотя на долю неправительственных МФО приходится всего лишь 3% от общего числа участников опроса, этот тип организаций, как будет показано ниже, формирует существенную долю предложения микрофинансовых услуг.
Диаграмма 1 Типология организаций, оказывающих микрофинансовые услуги (без учета обособленных подразделений, филиалов и сетей), ед. и % от числа опрошенных
Диаграмма 2 Типология организаций, оказывающих микрофинансовые услуги (с учетом обособленных подразделений, филиалов и сетей), ед. и % от числа опрошенных
Доминирование того или иного типа микрофинансовых организаций зависит от региональной практики, специализации субъектов Российской Федерации. Например, в Сибирском, Приволжском и Южном федеральных округах интенсивно развивается сельская кредитная кооперация. На долю этого типа потребительской кооперации приходится соответственно 30%, 27% и 22% от общего числа микрофинансовых организаций работающих в данных федеральных округах, что обуславливается значительным количеством крестьянских (фермерских) хозяйств в этих округах, являющихся основной целевой группой клиентов для этого типа кооперативов (Диаграмма 4). В Северо-Западном и Центральном федеральных округах доминируют государственные фонды поддержки малого предпринимательства, которые составляют соответственно 42% и 36% от количества МФО этих округов.
Ранее приводимые процентные распределения числа МФО не учитывали обособленные подразделения и сети этих организаций. В то время как около трети от числа участников опроса имеют таковые, причем достаточно часто подразделения и элементы сетей расположены в разных регионах (в 12% случаев). Отметим, что организации, имеющие сложную структуру, включающие целые сети или несколько обособленных подразделений, являются ядром российского микрофинансового рынка, обеспечивающего его устойчивость и единство стандартов. Как правило, это достаточно долго функционирующие институты, имеющие высокую эффективность деятельности, которая в конечном итоге и позволила им активно развиваться.
Наиболее разветвленная структура у неправительственных МФО, где число обособленных подразделений достигает 29 единиц (Фонд ФОРА), что обусловлено историей развития микрофинансирования в России. Этот инструмент заимствован из международной практики, а первые программы микрофинансирования были запущены в 1993-1994гг. при участии Международной организации "Оппортьюнити Интернешнл", на базе опыта которой в результате объединения ее российских партнеров и был создан Фонд ФОРА.
Региональные государственные фонды с системой муниципальных фондов также могут представлять достаточно крупные сети. Из принявших участие в обследовании следует отметить:
* Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства, который реализует микрофинансовую программу через 19 муниципальных фондов;
* Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области - 16;
* Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области - 5 муниципальных фондов и 14 районных центров поддержки бизнеса .
Причем во всех названных фондах реализуются специальные микрофинансовые программы.
Часто разветвленные организационные структуры встречаются у КПКГ. Среди наиболее долго функционирующих и специализирующихся в области микрофинансирования КПКГ, принявших участие в опросе, можно назвать следующие:
* Кредитный потребительский кооператив граждан "Женский деловой центр", работающий с 1995г. на территории Челябинской области, и имеющий 19 обособленных подразделений;
* Кредитный потребительский кооператив граждан "Содействие", созданный в Смоленской области в 1997г. и включающий на настоящий момент 10 обособленных подразделений.
С учетом филиалов, обособленных подразделений и элементов сетей, распределение типов МФО немного смещается в сторону бОльшей представленности государственных (в том числе муниципальных) фондов поддержки малого предпринимательства за счет сокращения удельного веса КПКГ с 31% до 25%. Доля неправительственных МФО увеличивается с 3% до 8% от принявших в обследовании организаций. (Диаграмма 2).
Стабильность рынка характеризуется периодом функционирования его основных участников: чем больше участников с продолжительной историей работы, тем он устойчивее. На данный момент практически треть из числа опрошенных организаций имеют более чем пятилетнюю практику работы в микрофинансовом секторе. Особенно высока доля таких организаций среди неправительственных МФО, где более 70% организаций начали свою деятельность до 1999г.; 43% от числа опрошенных КК также открылись более 5 лет назад.
Основная доля участников рынка (41%) начала предоставлять микрофинансовые услуги в период с 2000 по 2003гг. Особенно активно в это время на рынке микрофинансирования начали работать фонды, в том числе и государственные (40% от принявших в опросе фондов поддержки малого предпринимательства). Именно в данный период государство стало относиться к микрофинансированию, как к эффективному инструменту развития малого бизнеса. Что, в частности, нашло отражение и в программных документах того времени. Впервые создание системы микрофинансирования в качестве приоритетного направления поддержки малого бизнеса достаточно четко было зафиксировано в 2000г. в тексте четвертой Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001гг., позднее пролонгированной до конца 2002г.
Представленный на 2003-2005гг. проект пятой Программы поддержки предусматривал в плане мероприятий специальный раздел "Создание условий для микрокредитования субъектов малого предпринимательства", где была установлена необходимость "реализации программ микрокредитования за счет средств федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства и других внебюджетных источников". Хотя в силу различных причин пятая Программа так и не была принята, еще треть государственных и муниципальных фондов, из включенных в обследование, с 2003г. стала применять микрофинансирование, как инструмент, расширяющий доступ субъектам малого предпринимательства к внешним заимствованиям.
В настоящий момент разрабатывается Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на 2005-2008гг., где микрофинансированию отводится существенное место. Предусматривается ряд направлений по совершенствованию законодательства для деятельности микрофинансовых организаций, а также предложено несколько схем работы данного инструмента, в том числе, как встроенного в традиционную банковскую систему. Концептуальный подход к использованию микрофинансирования в рамках данной программы заключается в том, что оно должно создать мультипликационный эффект от средств, выделяемых на развитие бизнеса, а также отчасти превратить МФО в посредников между конечными заемщиками, формально не удовлетворяющими требованиям банковской системы, и собственно банками.
Кроме государственных инициатив активный процесс создания и развития МФО за последние годы во многом обусловлен реализацией программ международной помощи, в рамках которых заложено предоставление реальных финансовых средств для этих целей, расширение возможностей российских организаций по выдаче займов малому бизнесу, совершенствование систем и механизмов микрофинансирования, обучение и повышение квалификации российского персонала организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги. Такие программы и проекты в России реализует Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) через сеть уполномоченных банков, а также Агентство США по международному развитию (USAID) на средства, выделяемые Правительством США. Компоненты микрофинансирования есть в проектах, осуществляемых Всемирным банком, Правительством Канады, Правительством Швейцарской Конфедерации, Фондом "Евразия", программой Тасис, различными частными международными фондами.
Важную роль в стимулировании развития микрофинансирования, его институциональном оформлении играют проводимые в России ежегодные международные микрофинансовые конференции. В ходе их работы определяются методы и пути развития сектора. Они предоставляют возможность российскому микрофинансовому сообществу совместно с представителями власти, государственных организаций, банков, международных компаний обсудить актуальные проблемы и выработать законодательные инициативы по улучшению правового статуса МФО11.
В последнее время большая работа по популяризации, внедрению единых стандартов микрофинансирования, информационному обеспечению проводится созданным в 2002г. Российским Микрофинансовым Центром.
Корректность полученных опросных данных о начале работы организаций на рынке микрофинансовых услуг подтверждается мнением экспертов об этапах развития микрофинансирования в России. В частности, экспертами выделяются следующие четыре этапа, которые четко коррелируют с результатами обследования:
* начало 1990-х - 1993 гг. - доминирование неформальной системы микрофинансирования (поскольку в рамках данного проекта информация собиралась от легально функционирующих организаций, в отчете этот период практически не нашел отражение);
* 1993/1994 - 1999гг. - начало, при поддержке международных организаций и доноров, первых легальных программ микрофинансирования. Действительно, как было показано выше, 71% неправительственных МФО появились на российском рынке именно в этот период времени;
* 1999/2000 - 2003гг. - фаза активного развития рынка микрофинансирования, период официального признания этого инструмента и формирования базового нормативно-правового поля. Как показывают результаты исследования, именно в этот период времени на рынок пришла основная масса его участников (41%);
* с 2003 - по настоящее время - период институционального оформления рынка микрофинансовых услуг12.
Таблица 1. Распределение организаций по году начала занятием микрофинансовой деятельностью, % от опрошенных организаций
По выборке в целом, в том числе в том числе Государственные фонды поддержки малого предпринимательства Частные фонды Неправительственные МФО КПКГ СКПК КК А 1 2 3 4 5 6 7 1993 1 2 - - 1 - 1 1994 1 - - 14 1 - 1 1995 3 - - - 4 - 4 1996 3 2 - - 3 3 3 1997 6 5 4 14 4 5 4 1998 6 11 4 29 - 8 - 1999 9 7 4 14 7 13 7 2000 11 13 17 - 9 13 9 2001 16 20 30 - 13 11 13 2002 15 7 9 14 19 21 19 2003 19 16 22 14 23 18 23 2004 11 16 9 - 16 8 16 ИТОГО: 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% География российского микрофинансирования
Представленность организаций, занимающихся микрофинансированием, по территории России не равномерна. Выделяются территории лидеры - это Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, где зарегистрировано по 20% от числа опрошенных МФО. Южный, Дальневосточный и Северо-Западный - федеральные округа занимают среднее положение, меньше всего МФО зарегистрировано в Уральском федеральном округе13.
Диаграмма 3 География деятельности МФО, % от числа ответивших МФО
Диаграмма 4 Число субъектов малого предпринимательства, тыс. ед.
/Данные официальной статистики/
Такой характер территориального распределения МФО обусловлен несколькими факторами. Во-первых, географией реализации международных программ микрофинансирования на территории России, собственно и давших старт развитию этого инструмента финансовой поддержки бизнеса. Основными регионами развертывания микрофинансовых программ, финансируемых международными донорами, стали: Центральная Россия, Поволжье и Дальний Восток. Во-вторых, территориальное распределение МФО обусловлено уровнем развития регионального законодательства. Например, в Волгоградской области создана уникальная законодательная база, устанавливающая и регулирующая границы деятельности потребительской кооперации. В-третьих, позицией региональных и местных властей. Там, где руководство региона стремится развивать малое предпринимательство, рынок микрофинансирования более развит. Из-за несовершенства, нечеткости законодательного поля, регулирующего деятельность МФО, позиция региональной и местной власти по отношению МФО приобретает особое значение. Безусловно, география распространения МФО связана также с общим уровнем развития региона, главным образом, его финансового рынка, наличием клиентской базы.
В распределении МФО по регионам социальная составляющая микрофинансирования, как инструмента, направленного на преодоление бедности и работающего с населением, имеющим низкие доходы, четко не прослеживается. Так, в беднейших российских регионах, наличие легально функционирующих микрофинансовых институтов либо вообще не выявлено, либо микрофинансовые услуги предоставляются только одной МФО. Как правило, это государственный фонд поддержки малого предпринимательства, причем его целевыми клиентами являются субъекты малого предпринимательства, а не физические лица. (Таблица 2).
Таблица 2.
Беднейшие регионы в 2003г.14 Число МФО Тип МФО А 1 2 Корякский АО не выявлено Агинский Бурятский АО не выявлено Республика Ингушетия 1 фонд поддержки малого предпринимательства Коми-Пермяцкий АО не выявлено Ивановская область 1 фонд поддержки малого предпринимательства Усть-Ордынский Бурятский АО не выявлено Республика Калмыкия 1 фонд поддержки малого предпринимательства Республика Марий Эл 2 фонд поддержки малого предпринимательства и СКПК Республика Дагестан не выявлено Читинская область 4 гос. и частные фонды, КПКГ, 2 СКПК, Карачаево-Черкесская Республика 1 КПКГ
Региональное распределение микрофинансовых организаций, принявших участие в обследовании, приводится в Приложении №1. Регионами-лидерами по числу действующих микрофинансовых организаций стали Нижегородская область - первый российский регион, начавший внедрять легальные микрофинансовые программы; Ростовская область, где региональные и местные власти делают очень много для развития малого предпринимательства, Республика Бурятия и Тульская область.
Целевые клиентские группы российских микрофинансовых организаций
Как показали результаты проведенного обследования, основными получателями микрофинансовых услуг являются индивидуальные предприниматели (ПБОЮЛ). С ними работают 80% МФО, участвовавших в опросе. Учитывая российскую специфику микрофинансирования, а именно его нацеленность на поддержку малого предпринимательства, которое более чем на 80% состоит из ПБОЮЛ, полученный результат закономерен. Физические лица - вторая по численности клиентская группа МФО (в данном случае речь идет, как о работе со стартующими предпринимателями, так и о потребительском кредитовании). Малым предприятиям - юридическим лицам микрофинансовые услуги предоставляла каждая вторая из принявших участие в опросе организаций. И, наконец, крестьянские (фермерские) хозяйства могли получить микрофинансовые услуги у 40% от попавших в выборку МФО, вполне обосновано, что чаще всего они работали с СКПК (Диаграмма 5).
Структура клиентской базы во многом определяется типом организации, предоставляющей микрофинансовые услуги. Как было показано выше, это связано с законодательными ограничениями, накладываемыми на выбранные организационно-правовые формы. С другой стороны, доминирование того или иного типа заемщика зависит от целевых установок самих МФО, выбранной ими специализации, используемых источников финансирования, а также территориальной расположенности.
Диаграмма 5 Структура клиентской базы российских МФО, % от числа ответивших (N=229)
Диаграмма 6 Структура клиентской базы отдельных типов МФО, % от числа ответивших
Учитывая статус государственных (и муниципальных) фондов поддержки предпринимательства, их расположение в городах, а также их источники финансирования, где доминируют целевые бюджетные средства на поддержку малого бизнеса, вполне логичен результат по структуре клиентской базы: фонды работают главным образом с субъектами малого предпринимательства, прежде всего, с ПБОЮЛ и малыми предприятиями (в 98% и 96% случаев соответственно). Присутствующие среди клиентов государственных фондов физические лица - это, как правило, стартующие предприниматели.
Практически все КПКГ (96%) предоставляли микрофинансовые услуги физическими лицам и две трети из них работали с индивидуальными предпринимателями. В то же время юридические лица в составе пайщиков и учредителей (а значит и клиентов) КПКГ отсутствуют, что однозначно связано с законодательными ограничениями для этой организационно-правовой формы.
У СКПК, в отличие от других видов МФО, в достаточной степени представлены различные категории заемщиков, хотя четко прослеживается и специализация этой формы потребительской кооперации - 79% СКПК работают с К(ф)Х (Диаграмма 6).
Спектр микрофинансовых услуг российских МФО
Для всех без исключения организаций, занимающихся микрофинансированием, выдача займов является основной услугой. Немногим более половины МФО осуществляют сберегательные операции. Названные услуги являются основными составляющими российских микрофинансовых программ. Если каждый из клиентов микрофинансовых организаций брал займы, то сбережения размещали далеко не все: среди клиентов МФО спрос на такую услугу, как сбережения колебался от 31% среди малых предприятий до 83% у физических лиц. Необходимо напомнить, что привлекать сбережения могут не все типы МФО и результаты обследования еще раз показывают, что такие операции осуществляются МФО, работающими в форме кооперативов. В списке финансовых услуг, отметим также гарантийные и микролизинговые операции, которыми занимались соответственно 10% и 7% МФО.
В выборке присутствовали микрофинансовые организации, обучающие и консультирующие своих клиентов. Такие МФО, с одной стороны, помогают представителям малого бизнеса более профессионально вести в дальнейшем свою деятельность и увереннее ориентироваться на рынке, а с другой, обеспечивают более высокий уровень возвратности предоставляемых средств. Хотя было выявлено только 4% МФО, предоставляющих такие нефинансовые услуги, без всякого сомнения, консалтинговая составляющая на рынке МФО гораздо значительнее. С каждым клиентом, как на стадии получения займов, так и по мере их погашений индивидуально работает кредитный менеджер, в обязанности которого также входят различного рода консультации. Возможно, в ходе обследования респонденты не посчитали, что подобного рода работа может быть оценена, как отдельное направление их деятельности. Отметим, что эти 4% МФО приведены без учета филиалов и обособленных подразделений, а ведь именно организации со сложной структурой (в частности неправительственные МФО) наиболее активно предоставляют подобного рода услуги.
Диаграмма 7 Спектр микрофинансовых услуг российских МФО, % от числа ответивших (N=226)
Диаграмма 8 Спектр услуг по типам МФО, % от числа ответивших
Как и в случае со структурой клиентской базы, спектр услуг определяется типом микрофинансового института. Так, государственные (муниципальные) фонды в силу законодательных ограничений не могут осуществлять сберегательных операций. Тем не менее, учитывая функции фондов поддержки, как элемента инфраструктуры развития малого бизнеса, спектр их услуг достаточно широк. Они занимаются лизингом, гарантийными операциями, обучением - то есть комплексно подходят к поддержке малого бизнеса.
Привлечением сбережений занимаются исключительно потребительские кооперативы. Поскольку в подобного рода услуге заинтересовано главным образом население (физические лица), именно КПКГ, для которых это основная категория клиентов, чаще других форм потребительской кооперации предоставляют услуги по привлечению сбережений (99% против 74% у СКПК и КК).
Наиболее "консервативными" по характеру предоставляемых услуг оказались неправительственные МФО, занимающиеся только кредитованием и обучением своих клиентов.
Информация о займах
Портфель займов российских небанковских МФО
Совокупный портфель займов организаций, принявших участие в обследовании, на 1 января 2004г. составил 2,8 млрд. руб. Как отмечалось, попавшие в выборку МФО, формируют порядка 50-60% объемных показателей рынка. Распространяя полученное значение показателя на все организации, предоставляющие микрофинансовые услуги, объем этого сегмента рынка можно оценить в 4,6 - 5,6 млрд. руб.
Практически на 30% совокупный портфель был сформирован кредитными кооперативами (потребительскими обществами). На четверть - это средства, выданные государственными (муниципальными) фондами поддержки малого предпринимательства, что еще раз подтверждает официальное признание микрофинансирования в качестве эффективного способа поддержки бизнеса, причем признание, на уровне региональных и местных властей. Действительно, если учитывать, что Федеральная программа поддержки предпринимательства на 2003г. не была принята, средства из федерального бюджета, выделяемые на развитие бизнеса были крайне ограничены. Более того, среди направлений расходования средств микрофинансирование отдельно выделено не было и портфель государственных (муниципальных) фондов формировался, главным образом, за счет региональных и местных бюджетов. По данным Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства, из федерального бюджета на микрозаймы было направлено 8,9 млн. руб. и 3,5 млн. руб. на приобретение оборудования и обучение в рамках реализации проекта по созданию Межрегионального Центра микрофинансовых услуг..
Почти 20% совокупного портфеля займов принадлежало неправительственным микрофинансовым организациям. Поскольку они создавались при участии международных донорских организаций, такие большие объемы средств, размещенных в займы, являются наглядной иллюстрацией роли международных программ в развитии микрофинансового сектора в России. На сегодняшний момент, часть из неправительственных МФО продолжает финансироваться за счет международных грантов. Даже если исключить прямое участие международных доноров в формировании портфелей займов, трудно переоценить их роль в становлении и расширении российского рынка микрофинансирования. Ведь именно они являются основными разработчиками и поставщиками базовых методик и стандартов этого финансового инструмента, одновременно адаптируя их для России. (Диаграмма 9).
Диаграмма 9 Распределение совокупного портфеля займов на 1 января 2004 года /совокупный портфель займов по всем 118 ответившим МФО- 2,8 млрд. руб. /, млн. руб., % от числа ответивших
Диаграмма 10 Размеры портфелей займов у отдельных типов МФО, тыс. руб.
Поскольку по размеру портфеля займов выборка оказалась крайне неоднородной, оставаясь таковой и внутри отдельных типологических групп МФО, то говорить о среднем размере портфеля российской МФО, в том числе и по отдельным их видам не корректно. В данном случае средняя величина абсолютно не типична, она практически никак не характеризует изучаемое явление.
Как будет сказано ниже, по остальным количественным показателям, отражающим масштабы деятельности микрофинансовых организаций, совокупности также были крайне неоднородными.
Такая неоднородность косвенно свидетельствует о том, что рынок еще только формируется, идет процесс выработки стандартов и форм микрофинансовой деятельности. Абсолютно четко в каждой группе МФО уже определились лидеры, давно и успешно работающие на рынке этих услуг. Но это не означает его монополизацию, рынок остается достаточно емким, без конкурентных ограничений на входе, о чем свидетельствует наличие в каждом типе МФО представительного числа организаций с небольшими объемами операций, а также присутствие существенной доли организаций, пришедших на этот рынок сравнительно недавно.
Наглядно процессы формирования рынка, как фактора неоднородности совокупностей прослеживается в следующих цифрах. Совокупный портфель займов на 78% сформирован организациями, созданными до 2000г., а доля таких организаций в общем числе составляет лишь треть. МФО, пришедшие на рынок с 2000 по 2002 гг., а таких было 47% от ответивших, формируют только 18% совокупного размера портфеля займов. Организации, начавшие деятельность в 2003г. и составляющие в выборке 21%, имеют всего лишь 4% в совокупном портфеле займов.
Наиболее крупные портфели займов были у неправительственных МФО. Половина из них располагала кредитным портфелем объемом не менее чем 68,7 млн. руб. Отчасти столь большие значения связаны с методикой обработки данных - организации, имеющие сложную структуру (сеть, обособленные подразделения, филиалы) учитывались как один объект наблюдения, а как было сказано выше - неправительственные МФО - это сложные структуры, имеющие большое число подразделений. Но с другой стороны, наличие сетей и высокие показатели размещенных средств является показателем высокой эффективности их функционирования, намеренности и в дальнейшем работать в данном сегменте рынка. Это еще раз подтверждает значительную роль международных институтов в развитии российского микрофинансирования, как напрямую финансирующих неправительственные МФО, так и оказывающих им методологическую поддержку в эффективном размещении средств и в работе с инструментарием в целом.
На фоне других типов МФО, относительно большие портфели займов у сельских кредитных потребительских кооперативов. Каждый второй из них на начало 2004г. имел непогашенную сумму займов не менее чем 3,8 млн. руб. Следует назвать и потребительские общества, где 25% организаций сформировали кредитные портфели размером не меньше чем 10 млн. руб. (Диаграмма 10).
По всем МФО в структуре портфеля займов основная доля приходилась на средства, выдаваемые на предпринимательские цели (62%). Безусловно, целевая структура кредитного портфеля определяется типом организации. Так, неправительственные МФО предоставляли займы исключительно на бизнес - цели. Причем, кредитовался не только уже действующий, но и стартующий бизнес. Действительно, поскольку 29% этих институтов работает с физическими лицами, то в условиях отсутствия потребительских займов - это означает, что средства идут на создание мелкого бизнеса.
Институциональная составляющая присутствует в деятельности государственных (муниципальных) фондов, которые в 11% случаях (6 фондов) работают с физическими лицами, и только два фонда выдают потребительские займы, следовательно, как минимум, четыре из попавших в выборку фонда финансировали стартующих предпринимателей.
Максимальная доля потребительских займов у КПКГ - 58%, что соответствует структуре клиентской базы, где основными получателями услуг являются физические лица. Примечательно, что 40% средств этот тип кооперативов выдает на развитие бизнеса, что является практически максимальным законодательно установленным пределом для этой организационно - правовой формы в части ограничений на структуру портфеля. Это значит, что МФО практически полностью используют возможности данного типа организаций для финансирования малого предпринимательства (Диаграмма 11).
Диаграмма 11 Целевая структура портфеля займов на 1 января 2004г., %
Диаграмма 12 Структура портфеля займов по срокам, на которые они выдавались, на 1 января 2004г., %
В структуре кредитного портфеля доминируют краткосрочные ссуды, предоставляемые клиентам на срок менее года. Только 12% совокупного портфеля составляли "длинные" деньги, выдаваемые более чем на год, что косвенно свидетельствует о предназначении микрозаймов - финансирование оборотных средств. Это отвечает сущности данного финансового инструмента, как "первой помощи". Это согласуется с потребностями подавляющей части клиентов, которые, будучи субъектами микро-бизнеса, работают преимущественно в сфере торговли и услуг, где инвестиции в основные средства минимальны, а главной проблемой выступает обеспечение бесперебойного финансирования текущий деятельности.