<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Федеральное агентство по образованию
 Омский государственный институт сервиса
 Кафедра высшей математики и информатики
 
 
 
 
 В. В. Басгаль
 З. В. Семенова
 
 
 
 
 
 
 Мировые информационные ресурсы
 
 Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ОГИС 2004
 
 
 УДК 681.3
 Б 27
 
 
 Басгаль В. В., Семенова З. В.
 Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие. – Омск: ОГИС, 2004 – С.
 
 Современный человек должен быть вооружен необходимыми знаниями и умениями находить, оценивать и использовать с максимальной пользой информационные ресурсы. Данное пособие призвано помочь будущим специалистам в достижении этой цели.
 Изложены основные разделы курса «Мировые информационные ресурсы»: информация и бизнес, информационный рынок, мировые ресурсы и сети, поиск информации в сети, комплексная оценка эффективности использования мировых информационных ресурсов. Кроме необходимого теоретического материала даны вопросы для проведения самоконтроля.
 Материал, изложенный в пособии, соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 351400 и 060800. Пособие рекомендовано заседанием кафедры № 3 от 07.10.2004 г., научно-методическими советами специальностей 351400 и 060800 и может быть использовано студентами экономических специальностей в рамках изучения курса «Мировые информационные ресурсы», а также студентами других специальностей и направлений, желающими самостоятельно получить дополнительные знания по данной теме.
 
 УДК 681.3
 
 
 Библиогр.: 60 назв. Рис. 11. Табл. 2. Алфавитно-предметный указ. (в конце)
 
 Рецензенты:
 доктор физ.-мат. наук, профессор, декан факультета компьютерных наук ОмГУ А. К. Гуц;
 доцент каф. ВМ и И ОГИС Е. В. Морарь.
 
 
 
  © Омский государственный
 институт сервиса, 2004
  Оглавление
 
 Предисловие 4
 Введение 6
 ГЛАВА 1. МИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО 9
 1.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: СУЩНОСТЬ 9
 И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 9
 1.2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА 12
 И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 12
 1.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ 20
 Контрольные вопросы и задания 25
 ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА 25
 2.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 25
 2.2. РЫНОК МИРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОСТОЯНИЕ 26
 И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 26
 2.3. СЕКТОРА РЫНКА 35
 ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 35
 2.4. БАЗЫ ДАННЫХ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ: КЛАССИФИКАЦИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 39
 2.5. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МИРОВЫЕ 48
 БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 48
 2.6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 52
 И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 52
 Контрольные вопросы и задания 55
 ГЛАВА 3. МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ 56
 3.1. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ 56
 3.2. СЕМИУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ ISO/OSI 59
 3.3. ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ 61
 Контрольные вопросы и задания 67
 ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 68
 4.1. ИСТОРИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ 68
 4.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ IP-АДРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ IP-АДРЕСАЦИИ 71
 4.3. АРХИТЕКТУРА СЕТИ И МАРШРУТИЗАЦИЯ 75
 4.4. ПРОТОКОЛЫ ИНТЕРНЕТ 78
 4.5. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИИ 83
 В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ WORLD WIDE WEB 83
 4.6 ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 89
 Контрольные вопросы и задания 97
 ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ РЕСУРСОВ 98
 5.1. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ РЕСУРСОВ 98
 5.2. СТОИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 106
 Контрольные вопросы и задания 116
 Библиографический список 117
 Предметный указатель 121
  Предисловие
 
 Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться степень внимания, которое уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономи­ческих проблем.
 В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого - рынка информации.
 Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.
 В условиях трансформации постиндустриального общества в информационное, информация превращается в ведущий всеобщий производственный фактор, а деятельность по ее сбору, передаче, хранению, обработке и анализу становится одной из наиболее значимых сфер общественного производства. Это позволяет утверждать, что именно информационный путь развития является магистральным направлением развития постиндустриального общества.
 Современный человек должен быть вооружен необходимыми знаниями и умениями находить, оценивать и использовать с максимальной пользой информационные ресурсы. Курс «Мировые информационные ресурсы» как раз и ориентирован на достижение указанной цели. В пособии рассматриваются практически все теоретические вопросы курса, отраженные в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Прикладная информатика».
 В пособии освещены основные проблемы, касающиеся различных сторон информационной деятельности, главным образом связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг (мировых информационных ресурсов). Каждая глава пособия завершается перечнем контрольных вопросов и заданий.
 Учебное пособие состоит из пяти глав. Первая глава раскрывает особенности процесса информатизации общества, выявляет роль и место информационных технологий в становлении мирового информационного пространства, а также специфику развития экономики в условиях становления информационного общества. Вторая глава посвящена описанию состояния рынка информационных продуктов и услуг, сложившемуся к сегодняшнему дню. Приведена развернутая характеристика его основных секторов. Здесь же рассматриваются правовые аспекты создания и использования информационных ресурсов. В третьей главе раскрывается роль телекоммуникаций в развитии электронного бизнеса, раскрыты основные понятия телекоммуникационных сетей. Четвертая глава пособия раскрывает различные аспекты появления, развития и использования глобальной сети INTERNET, включая вопросы эффективного поиска информации в этой глобальной сети. В пятой главе пособия рассмотрены показатели эффективности использования информационных ресурсов, а также современные модели ценообразования на информационные услуги.
 Предисловие, введение, заключение и V глава пособия написаны д.п.н., профессором З.В. Семеновой, главы I-IV написаны В.В. Басгаль под редакцией З.В. Семеновой.
  Введение
 
 В XIX веке научная картина мира строилась на таких двух фундаментальных понятиях, как вещество и энергия. В этой связи формирование научного мировоззрения основывалось на науках, в рамках которых эти понятия возникли и шло их развитие и становление. Таким образом, научная картина мира основывалась на достижениях в области математики, физики и химии. К началу ХХ века ситуация начала изменяться: появились новые концептуальные идеи, в соответствии с которыми пришло осознание того, что современная научная картина мира основывается на признании фундаментальной роли информационного фактора, информационных процессов в системах различной природы. В самостоятельную научную отрасль выделилась информатика, предметом которой являются информация и информационные процессы.
 Сегодня приходится учитывать и то, что резко усиливается социальная значимость информации. Это происходит в связи с тем, что, во-первых, возрастают информационные потребности людей, а во-вторых, информация становится массовым продуктом (получает рыночную цену). И это в свою очередь обуславливает создание рынка информационных услуг (срабатывают экономические законы спроса и предложения). При этом информационный рынок является инновационным и предлагает новейшие технологические решения, а создание, распространение, обновление и применение информации идет опережающими темпами.
 В-третьих, среди различных технологий технологии сбора, хранения, обработки и передачи информации (информационные технологии) начинают занимать лидирующее место.
 В-четвертых, ввиду неравномерности распределения информации и неравных возможностей доступа к ней, одни члены общества имеют информационное преимущество перед другими, что в конечном итоге сказывается на перераспределении социальных и экономических ресурсов. В-пятых, становится неэффективно изолированно, самостоятельно накапливать и осваивать информацию: осуществляется переход к технологиям, предусматривающим подготовку и принятие решения на основе коллективного знания.
 И, наконец, изменился социальный заказ на специалистов в области информатики. Если в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия высока была потребность в программистских кадрах (отсюда известный всем лозунг: «Программирование – вторая грамотность»), то сегодня значительно более высокой стала потребность в специалистах по системному ведению информационных процессов, их автоматизации и управлению. Потребность в таких специалистах предопределяется тем, что в настоящее время информационный рынок России можно считать сформированным. В то же время он продолжает динамично развиваться в разных направлениях, а его основу составляют: собственно информация разного вида и назначения, электронные сделки и электронная коммуникация и многое другое. Огромное количество как государственных, так и негосударственных фирм и компаний работает в области информационного обслуживания. На мировом рынке выделился ряд фирм и компаний, которые предоставляют своим потребителям комплекс услуг, охватывающих все основные сектора информационного рынка.
 В отличие от мирового рынка ситуация на российском рынке информации сложилась достаточно непростая. Нет ни одной российской фирмы, которая готова была бы предоставить потребителю услуги, охватывающие все основные сектора рынка информации. Наблюдается определенная специализация среди поставщиков информации в России. Большое количество фирм предоставляет различного рода справочную информацию о деятельности различных государственных и коммерческих структур, ряд фирм предлагает финансово-экономическую информацию, есть и такие, которые распространяют информацию юридического характера. При этом следует отметить, что большую часть российского информационного рынка занимают фирмы, предоставляющие обзоры прессы по различным проблемам общественной жизни, деятельности предприятий и организаций.
 Специалисты отмечают, что в России появился спрос на новый вид продукта - информационно-аналитические исследования. Это выражается прежде всего в том, что коммерсантов стали интересовать аналитические исследования, с помощью которых можно получить более достоверную картину деятельности отдельной отрасли промышленности или фирмы. Постепенно на рынке стали появляться аналитические исследования различных направлений деятельности. Среди них такие, как оценка динамики финансового состояния банков (так называемые мониторинги), исследования политической обстановки в различных регионах России, аналитика развития той или иной отрасли промышленности, маркетинговые отчеты и многие другие аналитические продукты. Эти задачи частично решают появившиеся в нашей стране информационные фирмы, информационные подразделения (а зачастую службы безопасности) банков, крупных коммерческих структур. Однако многие из них выполняют указанные услуги, которыми сами и пользуются. Таким образом, сегодня достаточно остро стоит проблема формирования специализированных структур, которые могли бы для широкого рынка предлагать продукты информационно-аналитического характера, в частности, обобщенные данные, полученные из различных источников, что фактически является качественно новой информацией. Потребность в таких информационных продуктах постоянно возрастает, и вполне возможно, что это направление развития российского информационного рынка в ближайшее время займет лидирующее положение. Специалисту в данной сфере, безусловно, необходимы знания в области создания и использования мировых информационных ресурсов.
  ГЛАВА 1. МИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
 
 1.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: СУЩНОСТЬ
 И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
 
 Информация превращается в ведущий всеобщий производственный фактор ввиду перехода общества от постиндустриального к информационному. Информатизация – сложный и неоднозначный процесс. Однако, прежде чем говорить об информатизации общества, необходимо разобраться с основным понятием данного явления – «информация». Сразу необходимо отметить, что само это понятие является универсальным и толкование его зависит от сферы, в которой термин употребляется. Так как в дальнейшем информация будет рассматриваться нами как важнейший ресурс современного общества, представляется, что следующее определение является наиболее точным.
 Информация – по законодательству РФ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [35].
 Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д. [2]
 Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [35].
 Понятие информатизация общества представляется разными авторами по-разному. По мнению Соколовой И. В., важнейшая цель социальной информатизации – обеспечение широкого доступа граждан к накопленным в обществе знаниям, снятие организационных, технологических, излишних идеологических и других ограничений в области циркулирования информации в общественном организме. В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его духовной культуры, развитием социального интеллекта [48].
 Шауцукова Л. З. предлагает рассматривать в качестве цели информатизации улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда [54].
 Информатизация является сложным социальным процессом, связанным со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий во многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
 Инфраструктура информатизации включает: системы коммуникаций, вычислительных машин и сетей, программное обеспечение этих систем; информационные средства; систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного обеспечения; экономические и правовые механизмы, обеспечивающие и способствующие эффективному развитию процесса информатизации.
 Анализ научных источников свидетельствует о том, что процесс информатизации делят условно на два этапа – немашинный и машинный. Немашинный этап рассматривают с точки зрения информационных революций:
  связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.
  (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общество, культуру.
 (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передать информацию.
 (70-е годы XX в.) связана с изобретением компьютера.
 Машинный вариант рассматривают неоднозначно. Одни связывают этапы развития информатизации с этапами развития средств вычислительной техники (поколениями ЭВМ) ( табл. 1.1).
 Таблица 1.1
 Поколения ЭВМ
 
 Поколение Годы Элементная база Быстродействие Программное обеспечение Применение Примеры
 1 2 3 4 5 6 7
 1-е 1946–1959 Электронные 10-20 тыс.on/c Машинные языки Расчетные задачи ЭНИАК (США),
 Окончание табл. 1.1
 
 1 2 3 4 5 6 7
  лампы МЭСМ (СССР)
 2-е 1960-1969 Полупроводники 100-500 тыс.on/c Алгоритмические языки, диспетчерские системы, пакетный режим Инженерные, научные, экономические задачи IBM 701 (США), БЭСМ-6, БЭСМ-4 (СССР)
 3-е 1970-1979 Интегральные микросхемы Порядка 1 млн on/c Операционные системы, режим разделения времени АСУ, САПР, научно-технические задачи IBM 360 (США), EC 1030. 1060 (CCCР)
 4-е 1980-настоящее время БИС, микропроцессы Десятки и сотни млн on/c Базы и банки данных Управление, коммуникации, АРМ, обработка текстов, графика ПЭВМ, серверы
 
 Примечание. БИС - большие интегральные схемы; АСУ - автоматизированная система управления; САПР - система автоматического проектирования; АРМ - автоматизированное рабочее место; БЭСМ и МЭСМ - соответственно большая и малая электронные счетные машины; ПЭВМ - персональная электронная вычислительная машина.
 Другие машинный этап связывают с внедрением средств вычислительной техники на предприятии, автоматизацией производственных процессов. Здесь выделяют три этапа:
 1) внедрение средств вычислительной техники на отдельных рабочих местах и попытки автоматизировать сложные процессы;
 2) объединение разрозненных мест в единое целое, предоставление возможности эффективнее и быстрее обмениваться необходимой информацией, а также возможность автоматизировать рутинные процессы;
 3) объединение различных предприятий в единую сеть, внедрение и широкое использование сетевых технологий в производстве.
 Анализ научных источников и периодических изданий свидетельствует о том, что в данный момент процесс информатизации находится на третьем этапе своего развития. Подтверждением этому может служить бурное развитие информационной экономики, электронного бизнеса и электронной коммерции, широкое использование средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств связи для организации эффективного производства.
 С середины XX в. начался постепенный переход от индустриального общества к информационному. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
 
 1.2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
 И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
 Для сохранения и поддержки высокого научно-образовательного потенциала и уровня деятельности российской высшей школы, научных учреждений, библиотечных и управленческих структур необходимо на основе современных информационных технологий обеспечить работникам и студентам, профессорско-преподавательскому составу широкий и открытый доступ к накопленным в России и за рубежом информационно-вычислительным ресурсам.
 Для этого необходимо единое информационное пространство, способное удовлетворять информационные потребности разных пользователей (толкование понятия «информационная потребность» дано в п. 4.6. «Поиск в сети Интернет») и предоставлять новые возможности для ведения бизнеса.
 Если рассматривать информационное пространство (information space) как сферу  современной общественной жизни мира, в которой информационные коммуникации играют ведущую роль, то в этом значении понятие информационного пространства приближается к понятию информационной среды – совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации [22].
 Т. Мерсадыкова предлагает рассматривать единое информационное пространство как слияние двух информационных сред: традиционной (оффлайновой) и новой (сетевой) [32].
 Человек всегда существовал в окружающем его информационном пространстве. Даже относительно кратковременное прекращение поступления информации извне приводит к тяжелым и непоправимым расстройствам психики человека. Отсутствие возможности обмениваться информацией с себе подобными также плохо сказывается на его психическом здоровье. До последнего времени информационное пространство человека было локальным. Толчком к глобализации информационного пространства послужило появление письменности, которая позволила связывать источники информации не только с пространственно удаленными потребителями, но и потребителями, удаленными во времени.
 Расширению информационного пространства человека способствовало появление книгопечатания и почты, изобретение телеграфа и телефона, открытие радио и телевидения. Огромный и решающий вклад в глобализацию информационного пространства внесло массовое применение во всех сферах деятельности человека, по крайней мере, в странах западной цивилизации, современных информационно-коммуникационных технологий, которые сделали реальностью превращение информационного пространства человека из локального, охватывающего довольно ограниченную общность людей (семью, профессиональные и общественные группы, этнос, государство), в глобальное, включающее практически все цивилизованное человечество. Использование Интернета и интернет-технологий по всему земному шару в конце XX века подтвердило объективность и неизбежность глобализации информационного пространства со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для безопасности личности, общества и государства.
 Многовековое существование человека в локальном информационном пространстве позволило выработать достаточно эффективные нормы и правила поведения людей в этом пространстве, создать действенные административные, правовые и этические механизмы, регулирующие взаимодействие всех элементов общества в информационном пространстве и обеспечивающие безопасность такого взаимодействия. Эти меры в совокупности с соответствующими моральными нормами поведения в информационном пространстве позволяли до последнего времени относительно успешно реализовывать задачу обеспечения безопасности человека в локальном информационном пространстве.
 Формирующееся глобальное информационное пространство, в котором циркулируют информационные потоки, создаваемые всей человеческой цивилизацией, ставит на повестку дня решение не только технических, но и нравственных проблем, порождаемых самим фактом существования этого пространства. Активизация и глобализация информационных взаимодействий в современном обществе предъявляют все более высокие требования к обеспечению информационной безопасности личности, общественных групп и всего общества, и без выработки и соблюдения соответствующей совокупности норм поведения в информационном пространстве, предписываемых общественным или профессиональным статусом человека, эти требования вряд ли могут быть выполнены.
 Характерными особенностями современного глобального информационного пространства являются:
 охват всего цивилизованного человечества;
 прозрачность современного глобального информационного пространства, наличие практической возможности оказывать воздействия на любого человека и общественные группы через их информационные сферы;
 резкое расширение спектра возможных информационных воздействий и увеличение их силы;
 трудность своевременного выявления оказываемых информационных воздействий и предотвращения их негативных последствий.
 Эти особенности не дают оснований считать, что введение только правовых норм, регламентирующих деятельность человека в глобальном информационном пространстве и использование им этого пространства, позволит обеспечить требуемый уровень информационной безопасности личности, общественных групп и всего общества. Велик соблазн нарушить все и всяческие нормы поведения человека в информационном пространстве, так как нарушитель чаще всего остается не только безнаказанным, но даже и невыявленным.
 Административные меры регулирования взаимоотношений людей и их деятельности в расширяющемся информационном пространстве становятся все менее и менее эффективными. Невозможно создать всеобъемлющую систему запретов, ограничений и предписаний, регламентирующих эти отношения и деятельность. Практически невозможно проследить за выполнением этих запретов, ограничений и предписаний каждым человеком, живущим в этом пространстве. В этих условиях отрицательную роль сыграло несвоевременное применение, по крайней мере, в России принципа «что не запрещено, то можно». Российское общество оказалось не готово к этому, так как в этом случае должны срабатывать определяемые этикой нравственные и моральные нормы и принципы, которых явно не хватает и которые нужно еще создать, привить и воспитать в основной массе членов общества.
 При этом этика рассматривается в широком смысле как:
 философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе;
 совокупность норм поведения в обществе и в отношениях с другими людьми, предписываемых общественным или профессиональным статусом человека;
 мораль какой-нибудь общественной группы.
 Современное состояние глобального информационного пространства создает у человека, взаимодействующего в нем, ощущение могущества и безнаказанности.
 Аналогичное поведение наблюдается у многих наших современников, впервые приобщившихся к современному информационному миру. Особенно это касается молодого поколения, которому информационное пространство одно из первых предоставляет возможность самостоятельно действовать и проявить себя как личности в мировом масштабе. Примеров асоциального поведения человека в информационном пространстве достаточно много. К ним относятся хакерство и разработка вирусных программ, случаи преднамеренного взлома программного обеспечения для нанесения ущерба и извлечения дохода.
 Десятки тысяч номеров украденных и предлагаемых для продажи в Интернете кредитных карт свидетельствуют о той легкости, с которой совершается в информационном пространстве подобного рода преступления, связанные с несанкционированным доступом к персональной информации и наносящие значительный ущерб их владельцам. Только воровство и использование украденных кредитных карт наносит их законным владельцам ущерб не менее одного миллиарда долларов ежегодно. Анонимность воровства и особенно использования украденных кредитных карт в сочетании с отсутствием у многих людей моральных ограничений позволяет утверждать, что сферы и размер такого рода преступлений в процессе расширения информационного пространства будут только возрастать.
 Особую тревогу вызывает увлечение компьютерными играми, в том числе азартными, которое широко охватило современную молодежь. Большое число пользователей, особенно подростки в переходном возрасте, оказываются не в состоянии противостоять засасывающему эффекту игр. Наблюдались случаи тяжелых психических расстройств и даже самоубийств подростков в результате увлечения компьютерными играми. Однако производство компьютерных и особенно онлайновых игр относится к наиболее прибыльным и активным сферам бизнеса, поэтому не следует ожидать, что эта сфера деятельности будет сокращаться или хотя бы ограничиваться какими-либо рамками. Общество и государство должны принять всю совокупность мер, включая и моральные, для защиты подрастающего поколения от пагубного влияния такого увлечения.
 Отдельные государства уже начали действовать в этом направлении. Так, Министерство здравоохранения Таиланда сочло необходимым предупредить родителей, чтобы те со всей серьезностью подходили к выбору видеоигр и учитывали при этом возраст и эмоциональное состояние своих детей [47].
 Формирование глобального информационного пространства резко обострило проблемы, в том числе и этические, связанные с интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность – это фактически информация, на владение которой претендует или имеет право лицо, называемое собственником. При этом носитель информации в ценности интеллектуальной собственности играет незначительную роль. Основная проблема заключается в том, что получение информации каким-либо лицом чаще всего не связано с уменьшением ее на носителе, находящемся в чьей-то собственности, и перемещением носителя от собственника к собственнику.
 Глобальное информационное пространство создает пользователю практически неограниченные возможности перемещения по информационным сетям любой информации, даже не ставя в известность об этом ее собственника. Поэтому защита интеллектуальной собственности в таком пространстве является почти неразрешимой задачей, так как либо технически и юридически невозможна, либо стоит слишком дорого. Следствием такого положения являются расцвет сетевого пиратства и хакерства, запуск по сетям вирусов, разрушающих компьютерные программы и уничтожающих информацию, сбор различной информации без ведома лиц и компаний, о которых эта информация собирается. Многие исследователи считают, что проблемы интеллектуальной собственности в глобальном информационном пространстве должны сначала решаться на этическом уровне и только потом переводиться в правовую и другие плоскости.
 Одной из серьезных проблем поведения человека в глобальном информационном пространстве является проблема «информационного мусора», или спама. В своем обследовании «Marketing & Branding Forecast: Online Advertising & E-mail Marketing Through 2007» аналитики Jupiter Media Metrix спрогнозировали, что ежегодные затраты на проведение e-mail-маркетинговых кампаний в мире увеличатся с 1,4 млрд долларов в 2002 году до 8,3 млрд долларов в 2007 году, то есть за пять лет они вырастут почти в шесть раз. Это означает, что абсолютно все группы пользователей информационными телекоммуникационными сетями столкнутся с проблемой несанкционированной доставки электронных посланий. По самым скромным оценкам, в 2007 году каждый пользователь будет получать не менее 3 900 подобных посланий в год, хотя еще в 2000 году нижняя граница числа таких посланий, получаемых среднестатистическим пользователем за год, была близка к 450. Это так называемый «классический» или «коммерческий спам» [47].
 В заметке «Виртуальный мир: Почта – под запретом», составленной по материалам информагентств, газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила, что директор британской компании «Phones 4u», специализирующейся на продаже мобильных телефонов, запретил сотрудникам этой компании вести переписку по электронной почте, так как, по его мнению, на чтение электронной почты, в том числе и спама, сотрудники тратят ежедневно до трех часов в день, причем утром, в самое продуктивное время. Таким образом он надеется экономить до миллиона фунтов стерлингов (1,5 млн долларов США) ежемесячно [47].
 Однако не только классический спам является проблемой информацио-телекоммуникационных сетей. Как следует из выполненного американскими исследователями анализа статистических данных, еженедельно среднестатистический служащий получает от своих знакомых до 30 писем с «пустым» содержанием (шутками, анекдотами, картинками). Такого объема электронных посланий вполне достаточно для того, чтобы «подвесить» корпоративную компьютерную сеть. Ежегодный объем такого «дружеского» спама составляет около 1500 писем на человека, что значительно больше, чем настоящий, коммерческий, спам. Данное явление получило название «junk-email».
 Европарламент принял проект постановления о защите данных электронных коммуникаций (Electronic Communications Data Protection Directive), согласно которому рассылка рекламных писем должна осуществляться на основе принципа «opt-in». Это означает, что маркетинговым компаниям перед массовыми рекламными рассылками по электронной почте, факсу или другим информационно-телекоммуникационным каналам необходимо получить согласие на это со стороны адресата. Альтернативный принцип «opt-out» позволял свободно осуществлять подобные рассылки до тех пор, пока получатель рекламы не попросит исключить его из списка рассылки.
 В ряде европейских стран к инициаторам несанкционированной рассылки информации (спама) по телекоммуникационным каналам становится возможным применение достаточно жестких административных и правовых мер. В Великобритании, например, с 11 декабря 2003 года вступает в действие закон, согласно которому автор непрошеных электронных писем может быть оштрафован на значительную сумму.
 Главный вред от несанкционированных рассылок заключается в занятии каналов передачи данных спамом и увеличении времени, которое пользователям приходится тратить на работу с корреспонденцией. Так, например, экономические потери российских пользователей от спама за 2002 год были оценены экспертами в размере от 47 до 200 миллионов долларов. Отмечено, что этот ущерб имеет тенденцию стремительно нарастать.
 Тем не менее, следует отметить, что примеры положительного влияния общества на этику поведения современных пользователей в информационном пространстве существуют. Ярким свидетельством этому является постепенное повышение культуры пользования мобильной телефонной связью в результате воздействия общественности.
 То же самое можно сказать о поведении общественных групп и государств в глобальном информационном пространстве. Единственным видом войн, которые непрерывно ведутся со времен окончания второй мировой войны, является информационная война. Считается, что начало информационным войнам положила утвержденная 18 августа 1948 года Советом национальной безопасности США директива 20/1 «Цели США в отношении России». Эта директива была нацелена на ведение войны качественно нового типа, в которой оружием служит информация, а борьба ведется за целенаправленное изменение общественного сознания таким образом, чтобы создать возможность манипулировать как населением страны, так и ее правящей элитой. С тех пор театры информационных военных действий и круг вовлекаемых в них государств, общественных групп и отдельных личностей постоянно расширяются. Изобретаются новые виды все более изощренных и эффективных информационных воздействий, которые не отправляются на склад, а тут же находят свое применение. Информационные технологии уже сегодня играют первостепенную роль в военной сфере, и современную войну можно выиграть лишь благодаря победе в глобальном информационном пространстве [47].
 Cредства массовой информации (СМИ) также активно используют возможности, которые предоставляет им современное глобальное информационное пространство для проведения массированной информационно-психологической обработки населения в интересах отдельных государств, общественных групп и отдельных личностей.
 В таких обстоятельствах только этика, и особенно этика личности, позволяет избежать многих негативных последствий, обусловленных особенностями глобального информационного пространства, и создать условия для выполнения необходимых требований обеспечения информационной безопасности. При этом информационная безопасность личности рассматривается в двух аспектах [47]:
 как состояние личности, в котором ей путем воздействия на ее информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;
 как свойство личности, характеризующее ее неспособность причинять другим личностям, общественным группам и государству существенный вред или ущерб путем воздействия на них через их информационную сферу.
 Этика глобального информационного пространства играет определяющую роль в формировании информационно безопасной личности, то есть личности, которая в силу своего воспитания и этики не будет наносить ущерб другим людям, обществу и государству даже в том случае, если для этого представится возможность, а нанесение ущерба останется безнаказанным.
 Глобальное информационное пространство таит в себе определенные угрозы, и по мере его развития эти угрозы могут усиливаться, так как это обусловлено указанными выше свойствами данного пространства. Но человек не может жить вне этого пространства. Необходим целый комплекс специальных мер для обеспечения допустимого уровня безопасности жизни и деятельности человека в глобальном информационном пространстве. Данный комплекс должен включать мониторинг всех точек этого пространства, осуществляемый в режиме реального времени с целью своевременного выявления существующих и возникающих в нем информационных угроз, их предотвращения и нейтрализации, а также ликвидации негативных последствий этих угроз. Такой мониторинг станет возможным, если основная масса субъектов глобального информационного пространства станет сознательно в нем участвовать и возьмет на себя моральную ответственность за безопасность этого пространства. Это означает, что должна быть соответствующая этика – этика глобального информационного пространства, которой будут следовать субъекты данного пространства и без которой безопасность человека в глобальном информационном пространстве будет практически недостижима. Основу этой этики должна составлять традиционная этика взаимоотношений людей, которая создавалась и проверялась на практике в течение многих веков и без которой трудно представить существование человеческого общества как сейчас, так и в обозримом будущем. Однако в нее должны быть внесены соответствующие коррективы и дополнения, которые учли бы реалии, связанные с формированием глобального информационного пространства.
 
 1.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
 
 Как было указано выше, отличительной особенностью постиндустриального общества является то, что в нем определяющая роль принадлежит информационному обмену. Этому свидетельствуют многие факторы. Во-первых, это рост социальной и экономической значимости информации в жизни людей, не только управляющей элиты, но и миллионов граждан, принимающих самостоятельно большие и малые решения. Во-вторых, информация стала экономической категорией, она продается и покупается, операции с ней приносят прибыли или убытки. Инвестиции в информационную среду постоянно расширяются, именно в этой среде и через нее формируются потоки инноваций, которые служат извлечению дополнительной прибыли. В-третьих, владение релевантной информацией в данное время и в данном месте обеспечивает преимущества, легко трансформируемые в экономические, социальные или политические, способствует перераспределению природных ресурсов, труда и капитала. В-четвертых, это ускорение социальных и экономических процессов, побуждающее правительства быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы управления общественной жизнью.
 Именно факт интенсивного информационного обмена дает возможность экономике в условиях постиндустриального общества развиваться динамичнее.
 Информационная экономика – экономика, в которой большая часть ВВП обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, и  больше половины занятых участвует в этой деятельности [46].
 Р. П. Скляров выделяет следующие предпосылки возникновения информационной экономики [46]:
 1) развитие машинного производства в середине XX века привело к созданию и успешному функционированию в сфере материального производства первых автоматов;
 2) полная автоматизация промышленного производства стала возможной к концу 70-х годов благодаря внедрению и широкому освоению микропроцессов и промышленных роботов. Наиболее яркими примерами полностью автоматизированных предприятий стали заводы японской фирмы Fanuc, а также сборочные предприятия автомобильных компаний Швеции и США;
 3) к середине 80-х гг. в промышленно развитых странах стали активно применяться управленческие информационные системы, т.е. произошло распространение процессов автоматизации и компьютеризации с уровня непосредственного создания благ на уровень управления ими. Это привело к радикальной переоценке ценностей: главным, определяющим развитие, стал нематериальный ресурс - информация;
 4) в первой половине 90-х годов в мире начали функционировать объединенные информационные системы, связавшие воедино те процессы и ресурсы, которые ранее использовались разрозненно;
 5) развитие современных информационных технологий и телекоммуникаций сделало реальностью подлинную глобализацию во второй половине 90-х гг.
 В модели информационной экономики выделяют 4 главных, тесно взаимосвязанных компонента [46]:
 1) все сферы и отрасли, где создается, обрабатывается и распространяется информация в форме, удобной для потребителя. В этой составной части ИЭ выделяют 4 основные области:
 a) производство научно-технической информации (НТИ), имеющей самое широкое применение и касающейся практически всех субъектов экономической и иной общественной деятельности;
 b) создание соответствующими специалистами и клерками коммерческой информации в интересах, главным образом, частного бизнеса; круг ее потребителей ограничен рамками данного вида деятельности; касается данного предприятия и отчасти его партнеров;
 c) создание и распространение клерками и отчасти специалистами деловой информации, касающейся отдельных субъектов или их групп, связанных между собой какими-либо обязательствами или служебными отношениями;
 d) производство иной информации, интересующей отдельных физических лиц и носящей, как правило, конфиденциальный характер; масштабы ее распространения очень незначительны;
 2) образовательная система, главным звеном которой выступают университеты. Образовательная система не только готовит работников для национального хозяйства и формирует их мировоззрение, она сама - часть информационного производства;
 3) материальное производство, так как ни одно общество не может существовать без производства материальных благ. Однако его удельный вес в структуре всего общественного производства в условиях постиндустриального общества гораздо более скромный, чем в условиях индустриального и аграрного;
 4) разветвленная система здравоохранения и социальной защиты, важность которой в условиях ИЭ в том, что здесь главными целевыми установками выступают не столько количественные показатели (объем ВВП, национальный доход и др.), сколько показатели качества жизни.
 Продуктом информационной экономики могут быть теоретические, методологические и практические выводы и предложения по повышению эффективности функционирования инфор­мационно-электронной сферы.
 Услуги труда в такой экономике опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.
 Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных услуг труда, пере­стающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в "необходимое" (т.е. несвободное) рабочее время, постепенно заменяется свобод­ным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. Это часть свободного времени работника, которое используется им не для отдыха и развлечений, а для (само) образования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов.
 Информационная экономика, решая свою главную задачу – выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности общества, неразрывно связана с практикой стратегического планирования структурной перестройки производства. Практическое применение знаний информационной экономики, таким образом, всесторонне связано с перспективами развития современного технологического потенциала общества, с аван­гардными отраслями, обеспечивающими экономический рост и благосостояние населения индустриально развитой страны.
 Анализ научных источников позволяет утверждать, что в мировом экономическом пространстве сегодня господствуют новые структуры: обширные, сложные, иерархически построенные и саморегулирующиеся организации, комбинации государственных и предпринимательских субкультур (ассоциации, корпорации, холдинги, объединения на национальном, региональном и отраслевом уровнях, финансово-промышленные группы).
 Этот факт легко подтверждается на примере мировых банковских расчетов. Информационная экономика – это быстрая экономика. Теоретически и практически это означает быстроту, точность и надежность переработки банковской информации.
 Именно банки оперативно отслеживают общую экономическую конъюнктуру, добывают и анализируют информацию о кредитоспособности экономических субъектов, состоянии и перспективах развития финансовых рынков. Хотя ведущие мировые банки объединены специализированной сетью "Спринт", открытые компьютерные сети типа Интернет предоставляют банкам не виданные ранее возможности сбора и анализа информации.
 Сетевая информационная революция - это пролог революции в системе денежного обращения вообще. Сеть банкоматов представляет собой первый пример объединения информационной и финансовой инфраструктур. Тенденция к совместному функционированию информационных и денежных потоков в рамках единой инфраструктурной сети делает национальные экономики весьма уязвимыми от надежности информационной инфраструктуры.
 Сегодня в сеть сброшены огромные ресурсы коммерческой информации. Как следствие, резко возросло число реальных и потенциальных потребителей и производителей этой информации. Это обстоятельство наложило отпечаток на весь облик мировой торговли.
 Что же представляет собой информационная экономика в России? Развитие ИЭ в России происходит с некоторым отставанием, одной из причин которого является изолированность российской экономики от общемировой. Второй существенной причиной запаздывания в развитии ИЭ является низкая скорость инновационного цикла и слабая связь между его этапами (по данным статистики, примерно третья часть всех научно-технических разработок, ведущихся в России и имеющих практическую значимость, не внедряется). Третьей причиной ученые называют значительное опережение развития оборонных отраслей над гражданским сектором. В результате чего к началу 1996 года Россия, по оценкам международных экспертов, занимала лишь 48-е место в мире по уровню обеспеченности гражданских секторов экономики средствами ВТ и связи.
 Однако, по мнению российских ученых, глобальный информационный рынок уже сейчас приводит к появлению новейших форм производства в России. Так, ежегодно с 1998 года в стране появляется около 100 виртуальных компаний, производящих нейросетевое программное обеспечение. Таким образом, информационная экономика в России со временем будет оказывать все большее влияние на традиционные и индустриальные производственные отрасли, улучшая в целом производственный сектор российской экономики.
 
 Таким образом, процесс информатизации постепенно охватывает все сферы человеческой деятельности, а обработка информации становится ведущим видом деятельности. Развитие информационного пространства оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человечество. С одной стороны, появляется возможность беспрепятственно в любой точке земного шара удовлетворить практически любую информационную потребность любого пользователя, с другой стороны – выдвигаются повышенные требования к информационной безопасности, этике пользователя, существуют опасения за здоровье нации.
 Информационная экономика, являясь пока еще достаточно новым видом экономической деятельности, уверенно и быстро входит в жизнь общества. А повышенные требования к качеству подготовки специалистов информационной сферы с каждым днем становятся привычным явлением.
  Контрольные вопросы и задания
 Дайте определение понятию «информация».
 Что представляет собой процесс «информатизации общества»?
 Назовите цель и этапы информатизации.
 Почему создание и развитие единого информационного пространства является достаточно сложной задачей?
 Перечислите и кратко охарактеризуйте основные проблемы национальной безопасности.
 Каковы основные особенности информационной экономики в России?
 Каковы перспективы развития информационной экономики в России?
 
 ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА
 
 2.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
 
 Ресурс – запасы, источники чего-нибудь [36].
 В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:
 материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;
 природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
 трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
 финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
 энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
 В 1995 году был принят федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», который в некотором смысле разрешил спорные моменты в определении понятия «информационные ресурсы».
 Информационные ресурсы – по законодательству РФ – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) [35].
 По мнению Н. В. Макаровой, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
 Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
 В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.
 Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
 Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
 1) превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
 2) сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
 3) образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
 4) повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
 
 2.2. РЫНОК МИРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОСТОЯНИЕ
 И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
 
 Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.
 Продукт – предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования и т.д.).
 Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
 Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
 Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
 Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
 Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
 В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
 При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указывается срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
 Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
 Для примера рассмотрим библиотеки как место сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
 предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу