<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
 получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
 организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);
 выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).
 Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
 База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
 Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
 С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
 Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
 Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
 Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
 Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
 справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
 полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
 числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
 текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
 финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
 юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
 Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов можно представить классификацию информационных услуг (рис. 2.1).
 Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.
 Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
 
 
 Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
 Рис. 2.1. Виды информационных услуг
 
 Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
 Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
 подготовку обзоров в виде рукописей;
 подготовку переводов текстов.
 Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
 все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
 высокой оперативности предоставления услуг;
 возможности отказа от собственных информационных систем.
 Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
 В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
 Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
 непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
 косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
 услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
 регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
 Подготовка и оказание информационных услуг:
 связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
 обработка данных в вычислительных центрах;
 программное обеспечение;
 разработка информационных систем;
 разработка информационных технологий.
 
 Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
 Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
 Рынок информационных продуктов и услуг (информационный ры­нок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
 Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национальных рынков информационных услуг началось в середине 50-х годов. До середины 60-х годов основными поставщиками на этом рынке выступали информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений, работающие преимущественно на некоммерческой основе. В этот период возникли и укрепились коммерческие информационные органы. Основными потребителями информационных услуг выступали ученые и специалисты в области науки и техники. Услуги включали информационные издания, распространяемые по подписке (в том числе и за рубежом), содержащие библиографическую, реферативную и обзорно-аналитическую информацию, библиотечное обслуживание и копии первоисточников, предоставляемые по запросам.
 С начала 60-х годов параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных.
 С середины 60-х до середины 70-х годов в результате широкого внедрения в информационную деятельность вычислительной техники важнейшим видом информационных услуг на рынке стали базы данных, содержащие библиографическую, реферативную, фактографическую и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большей части торгово-экономическую, статистическую и профессиональную текстовую и цифровую информацию и данные. Базы данных, первоначально использующиеся как промежуточный продукт при подготовке печатных изданий, при предоставлении на магнитной ленте приобрели самостоятельное значение информационных услуг. На основе баз данных помимо подготовки информационных изданий можно вести обслуживание потребителей в режимах избирательного распространения (ИРИ) и ретроспективного поиска информации (РПИ). Среди поставщиков информационных услуг выделились фирмы, специализирующиеся на создании баз данных – центры-генераторы, и фирмы, специализирующиеся на ведении информационного обслуживания с использованием баз данных – центры-распределители, работающие на коммерческой основе. На коммерческой основе начало работать и большинство ранее существовавших информационных органов и систем.
 Коммерциализация информационной деятельности была связана с изменениями условий ее осуществления. Развитие науки и техники, формирование межотраслевых и проблемно-ориентированных знаний породили потребности в значительных объемах новых видов информационных услуг. С другой стороны, использование новой информационной технологии и технических средств резко подняло производительность труда и эффективность работы крупных информационных органов. В информационную деятельность стало эффективным вкладывать капитал, так как в ней обеспечивалась норма прибыли, превышающая среднюю.
 Лидерство на мировом рынке информационных услуг захватили США. Среднегодовые темпы роста предоставления информационных услуг в стоимостном выражении составляли в США в 1971–1977 гг. 24% и сохранились в течение следующего десятилетия, достигнув в отдельных областях, например в подготовке баз данных и их использовании, 25–30%. В этот период были созданы национальные и международные информационные системы, подготавливающие информационные услуги в кооперации участников на основе разделения труда и специализации. Основной объем потребления информационных услуг стал приходиться на специалистов, работающих в сфере бизнеса, торговли, промышленности и права.
 Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. После недолгого периода узкой специализации на основе центров обработки баз данных возникли информационные службы с наибольшей централизацией, концентрацией и интеграцией информационной деятельности и вовлеченных в нее ресурсов, в которых объединяются не только создание и использование баз данных, но и работа в области массовой информации и предоставление первоисточников.
 Доля баз данных научно-технической информации стабилизировалась и, например, в США составляла в начале 80-х годов по разным оценкам от 4 до 30% предложения на рынке и до второй половины 80-х годов постепенно сокращалась. Основную долю рынка информационных услуг стала занимать торгово-экономическая и финансовая информация.
 Развитие услуг диалогового доступа к удаленным базам данных вызвало новый рост числа мелких информационных служб, которые имели возможность эффективно работать за счет предоставления посреднических услуг потребителям, не располагающим опытом использования дорогостоящих новых видов диалоговых услуг.
 Осознание полезности и ценности, рост потребностей в информационных услугах вызвал появление на рынке информационных посредников (брокеров), под которыми понимаются организации или лица, профессионально занимающиеся платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием услуг специализированных информационных служб. Информационные услуги, как правило, представляются клиенту в доработанном виде, содержат добавленную стоимость, соответствуют конкретным информационным потребностям. Основная специализация посредников – диалоговый поиск информации в удаленных базах данных. В качестве дополнительных услуг могут предоставляться копии первоисточников и консультации.
 Для второй половины 80-х годов было также характерным появление на рынке новых поставщиков информационных услуг – центров, специализирующихся на подготовке баз данных на компактных оптических дисках, служб телетекста и видеотекса, телекоммуникационных сетей, объединяющих владельцев персональных микро ЭВМ, многовходовых шлюзовых служб доступа к ЦБД, обеспечивающих для потребителей возможность удобной и простой работы одновременно с десятками ЦБД, в совокупности предоставляющих доступ к тысячам баз данных и т. д.
 В середине и во второй половине 80-х годов темпы роста сектора информационных услуг в Западной Европе и Японии догнали американские и составляли 20–30% в год, а в 1983–1985 гг. даже 25–35% в год.
 С начала 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
 В настоящее время основные группы поставщиков информационных услуг на рынке различных стран включают:
 информационные службы при академических, профессиональных и научно-технических обществах, в том числе входящие в национальные и международные информационные системы;
 государственные информационные органы и информационные службы при государственных организациях, в том числе входящие в национальные и международные информационные системы;
 коммерческие информационные органы, в том числе с международной сферой деятельности.
 В последнее время границы между тремя названными основными группами организаций, подготавливающих информационные услуги, перестают быть четкими. Это происходит в связи с переходом к работе на коммерческих принципах ряда организаций, ранее работавших на бесприбыльной основе. От государственных информационных органов и служб правительства США и ряда западноевропейских стран также в последние годы требуют достижения самоокупаемости за счет покрытия затрат на отдельные услуги путем использования доходов от предоставления других услуг на коммерческой основе.
 Хотя значительная часть информационных услуг по-прежнему оказывается отдельными категориями информационных органов и служб бесплатно, в настоящее время все острее встает вопрос о достижении финансовой независимости и самоокупаемости всех информационных органов и служб: от специализированных до публичных и университетских библиотек.
 К особенностям поставщиков информационных услуг относятся: высокая степень специализации по сферам деятельности, значительная роль мелких и средних фирм, платный характер большинства услуг, высокие темпы роста, быстро и постоянно снижающиеся удельные затраты на накопление, хранение и поиск информации, высокая доля в структуре затрат стоимости рабочей силы, широкий спектр информационных услуг, применение высокоэффективной техники, эффективные формы кооперации в области вторичной информации и доступа к первоисточникам.
 Считается, что признание новых методов научно-технической коммуникации и повышение на этой основе уровня развития информационной инфраструктуры в качестве эффективного инструмента увеличения производительности труда в общественном производстве произошло в других ведущих капиталистических странах с опозданием на 5–10 лет по сравнению с США. В Западной Европе в 1983 г. только 25% фирм, представленных на рынке, существовали более 10 лет назад, в то время как 38% из них появились после 1980 г.
 
 2.3. СЕКТОРА РЫНКА
 ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
 
 Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, ад­министративных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
 В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информа­ционных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
 Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
 Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
 Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структу­ры, помогающие находить нужную информацию.
 Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
 В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и продолжающейся информати­зации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информа­ционного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.
 Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагаю­щих однородные информационные продукты и услуги.
 Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, предложенный Н. В. Макаровой (рис. 1.2), которая выделяет пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
 1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
 биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками явля­ются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компа­нии, банки;
 статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по эко­номической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются госу­дарственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
 коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям рабо­ты и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специаль­ные информационные службы.
 2-й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:
 профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
 научно-техническая информация – документальная, библиографическая, рефератив­ная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
 доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
 
 
 
 
 Рис. 2.2. Структура информационного рынка
 
 3-й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:
 новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
 потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
 развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
 4-й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессинальное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие сис­темы, методики обучения и пр.
 5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
 программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от про­фессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспе­чение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типо­выми математическими методами и др.;
 технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтех­ника, сопутствующие материалы и комплектующие;
 разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуаль­ных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, со­здание и сопровождение баз данных;
 консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую при­обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятель­ность и т.д.;
 подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, облас­ти, явлению и т.п.
 Примечание. В каждом секторе может быть организован любой из возможных видов доступа:
 непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
 дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении ком­пьютерным базам данных.
 Необходимо отметить, что информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информа­ционных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
 
 2.4. БАЗЫ ДАННЫХ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ: КЛАССИФИКАЦИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
 
 Очень активно развиваются в последнее время базы данных (БД) на оптических носителях, использующих луч лазера для записи и чтения информации. Создаются так называемые оптические информационные системы, включающие технические устройства для записи, считывания и обработки информации с оптических носителей, программное обеспечение и сами информационные БД, записанные на различных типах оптических дисков. В зависимости от возможностей использования оптических носителей для записи и считывания информации различают три вида оптических дисков:
 ОROM (Optical Read Only Memory). Диски этого вида предназначены только для считывания и обработки, однократно записанной на диск информации. Наибольшее распространение среди оптических носителей этого класса получили оптические компакт-диски СD-ROM (Compact Disc - Real Only Memory), известные также под названием OROS (Optical Real Only Storage).
 WORM (Write Once Read Мanу), известные также под названием WOOD (Write Once Optical Discs). При работе с дисками этого вида пользователю предоставляется возможность непосредственной записи информации на диск, однако без возможности стирания записанной информации. Хотя физическое использование дисков этого вида очень сходно с CD-ROM, их стоимость примерно вчетверо выше.
 WMRA (Write Many Read Always), предусматривающие возможность записи, стирания и считывания информации.
 Информация на оптических дисках хранится в цифровой форме и может отражать данные в виде текстов, графиков, таблиц, рисунков, структур. Информационная технология, основанная на создании и использовании БД на оптических дисках с записью данных в цифровом виде, является в настоящее время последним достижением мировой науки и техники в этой области.
 Наибольшее применение в настоящее время находят компакт-диски (CD-ROM), обладающие целым рядом достоинств. Это, во-первых, их большая информационная емкость порядка 600–700 МБ (при диаметре диска 120 мм и толщине 1,2 мм). Во-вторых, долговечность хранения информации, сохранность данных при воздействии электромагнитных полей. Важным достоинством компакт-дисков является быстрота доступа к информации на них. Из технических характеристик следует, что доступ к необходимой информации на CD-RОМ обеспечивается за время, не превышающее 1 секунды, и найденная информация передается в компьютер для обработки со скоростью 150 килобайт в секунду. Очень важным является то, что формат записи данных на CD-ROM вполне стандартизован совместными усилиями компаний, являющихся пионерами в освоении этого нового вида информационной технологии (Philips, Sony, High Sierra Group).
 Недостатками же являются необходимость наличия записывающего устройства для чтения компакт-дисков, наличие программы для записи информации на диск, а также невозможность замены данных на диске или внесения пользователем своих данных на диск, в случае его заполнения и/или закрытия сессии при записи.
 Технология, связанная с применением оптических компакт-дисков, получает распространение в самых различных областях человеческой деятельности. В настоящее время пользователями информации на CD-ROM являются многие информационные и библиотечные органы, учебные и медицинские учреждения, банковские, юридические, социологические, сервисные службы, промышленные корпорации и издательства. Причем области приложения различны. На оптических компакт-дисках имеются обучающие и тренирующие программы, энциклопедии, словари, библиотечные каталоги, телефонные справочники, различного рода руководства, деловая и коммерческая информация, карты, диаграммы, статистические данные, а также множество библиографических и полнотекстовых БД.
 С момента первого объявления в декабре 1985 года на 9-й международной информационной встрече в Лондоне по системам теледоступа о создании нового типа информационно-поисковых систем, базирующихся на CD-ROM технологии, разработки в этой области продвинулись весьма внушительно. Только за 1988 год количество БД на CD-ROM удвоилось. В выпускаемом каталоге коммерческих БД на CD-ROM на начало 1989 года насчитывалось 390 доступных пользователям БД. Сейчас получение информации на CD-ROM рассматривается рядом специалистов как альтернатива информационному поиску в режиме on-line. Сравнительный анализ возможностей, предоставляемых доступом к БД через CD-ROM и в режиме on-line, показывает, что каждая из этих информационных технологий имеет свои достоинства и недостатки и полностью заменить друг друга они не могут. Однако в странах со слаборазвитой сетью телекоммуникаций для доступа к внешним БД в режиме on-line и для организаций со стесненным бюджетом для поиска информации в режиме теледоступа БД на CD-ROM могут явиться весьма эффективной альтернативой. Библиотеки и информационные центры, приобретая БД на CD-ROM (актуализируемые распространителями в основном ежемесячно или ежеквартально), способны осуществлять информационное обслуживание своих абонентов с использованием информации с компакт-дисков. Тем более что развитие БД на CD-ROM идет в направлении отражения на компакт-дисках практически всей информации, доступной в настоящее время в режиме on-line.
 В связи с большой информационной емкостью CD-ROM существенно увеличилось количество полнотекстовых БД на этом виде носителей информации. Анализ структуры информационного потока на CD-ROM показывает, что если в 1987 году на БД с библиографической информацией, справочными данными и рефератами приходилось по 30% информационного продукта на компакт-дисках, а на полнотекстовые БД только 10%, то к началу 1989 года на полнотекстовые и фактографические БД приходится уже по 30% информационного продукта. В настоящее время эти показатели выросли еще больше.
 Кроме того, БД на CD-ROM имеют значительно более широкие возможности отображения информации, чем БД на магнитных носителях. В частности, в БД на CD-ROM могут быть введены рисунки, графики, диаграммы, схемы, фотографии, что может существенно повысить качество БД по различным техническим дисциплинам, медицине, биологии, пополнить иллюстративным материалом патентную информацию.
 Появление БД на CD-ROM открывает новые перспективы для библиотек разного уровня. Дело в том, что помимо их более низкой стоимости по сравнению с БД на магнитных лентах или в режиме on-line производители БД на CD-ROM все программное обеспечение для поиска и обработки информации в конкретной базе поставляют как неотъемлемую часть на тех же компакт-дисках, что и информацию. Поэтому пользователь, имеющий персональный компьютер и устройство считывания информации с CD-ROM, приобретя БД на CD-ROM, получает полностью готовую к использованию информационно-поисковую систему. Связывая же персональные ЭВМ в локальные сети, можно обеспечить доступ к БД на CD-ROM большому количеству пользователей.
 Основные виды баз данных, разделяя их по секторам информационного рынка (структура рынка представлена в п. 2.3. «Сектора рынка информационных продуктов и услуг»), можно представить следующим образом (рис. 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7).
 В секторе деловой информации (рис. 2.3) в базах данных биржевой информации в отдельные категории выделяют информацию по фондовому рынку (включает информацию по акциям и облигациям) и информацию по товарным рынкам. Финансовая информация подразделяется на информацию по обменным курсам валют и рынку денежных ресурсов.
 В демографической информации отдельно рассматривают статистику спроса, потребителей и потребления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.3 БД сектора деловой информации
 
 Информация по предприятиям и организациям в свою очередь подразделяется на информацию по промышленным предприятиям; предприятиям непроизводственной сферы; научно-исследовательским организациям; о финансовом состоянии и операциях предприятий и организаций; информацию по руководителям и специалистам предприятий и организаций.
 Информация по продукции подразделяется на информацию по промышленной (в том числе о вычислительной и коммуникационной технике, программном обеспечении, электронных компонентах; строительных объектах, технологиях и недвижимости) и непромышленной продукции (научно-технические результаты).
 Информацию по коммерческим предложениям, инвестициям и контрактам включает сведения об электронных биржах.
 Деловые новости состоят из общеэкономических и узкоотраслевых деловых новостей.
 Базы данных сектора информации для специалистов представлен на рис. 2.4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.4 БД сектора информации для специалистов
 
 Базы данных секторов массовой и потребительской информации; обеспечивающих информационных систем и средств; услуг образования представлены соответственно на рис. 2.5, 2.6, 2.7.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.5 БД сектора массовой и потребительской информации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.6 БД сектора обеспечивающие информационные системы и средства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.7 БД сектора услуги образования
 Следует заметить, что в 1996 году [6] сетями диалогового телекоммуникационного доступа было охвачено немногим более 10 тысяч российских пользователей, причем в их числе около одной трети составляют иностранные пользователи, находящиеся в России. Ввиду высокой потенциальной потребности пользователей в выходе на мировые и отечественные сети ЭВМ и базы данных за последние годы резко увеличилось число организаций и частных лиц, подключенных к различным сетям передачи данных, и прежде всего к сетям, дающим возможность выхода в мировую сеть Интернет.
 В 2000 году в подготовленном министром связи докладе "О концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации" отмечалось, что количество пользователей Интернет в России к 2010 году должно возрасти до 26,1 млн В 2005 году прогнозировалось наличие 6 млн пользователей Интернет. Эти прогнозы строились на том, что количество абонентов Интернета увеличивается на 50% в год и в дальнейшем также ожидался активный рост.
 По другим оценкам 2005–2006 году количество пользователей Интернет должно дойти до 20 млн человек.
 В настоящее время (2004 год) количество пользователей Интернет в России составляет 13% от всего населения страны. Таковы данные очередного, шестого по счету опроса "Интернет в России", размещенные на сайте CNews.ru агентства РБК. Для сравнения: аналогичный показатель в Украине, по данным Государственного комитета по связи и информатизации Украины, составляет 8% от всего населения страны или примерно 3,5 млн человек. Как видно, он пока значительно ниже как в абсолютных, так и в относительных величинах. По сообщению Регионального общественного центра Интернет-технологий, организатор опроса "Интернет в России" – Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) – пользователем Интернета считает жителя России от 18 лет, который за последние полгода как минимум один раз пользовался Интернетом. Последние оценки ФОМ свидетельствуют: число российских Интернет-пользователей составляет 14,6 млн человек (осенью 2003 года – 13,1 млн), или 13% от населения страны. Самая большая "плотность" интернет-пользователей России – в европейской части страны: в Москве пользуются Интернетом 35% населения, в Северо-Западном регионе – 21%. Еще одна интересная деталь: дома в Интернете бывают менее половины пользователей (6,1 млн человек), остальные – только на работе.
 На доступ к Интернет пользователи тратят немалые средства. Так, в 1999 году доходы от этих услуг составили в России 190 млн долл.
 Как отмечалось ранее, одним из главных аккумуляторов информационных ресурсов являются базы данных, в частности базы данных на компакт-дисках.
 Что касается России, то производство баз данных в нашей стране было начато примерно с середины 70-х гг. (имеются в виду промышленно тиражируемые по заказам организаций – потребителей баз данных). К 1996 году число созданных в стране баз данных составляло около 30 тысяч, в том числе доля крупных (более 100 тысяч записей) составляло 26 %, средних – 49% и малых (менее 1 тысячи записей) – 25 %. При этом количество баз, содержащих массовую, коммерческую, официальную и финансовую информацию, не превышает 5% от всего числа существующих баз данных. На мировом же информационном рынке большая часть центров-генераторов баз данных занята именно в области деловой и коммерческой информации [6]. В связи с этим за последние годы налицо расширение и развитие в России именно этого сектора информационного рынка.
 Для примера рассмотрим, какие БД предлагает к продаже лишь одна компания. Компания АИТЭРА создает и распространяет базы данных по различным отраслям промышленности. На текущий момент их ассортимент составляет 61 компакт-диск. Состав данных: название компании, описание видов деятельности, товары и услуги (классификатор), почтовый адрес, телефон, факс, www-адрес, e-mail, руководитель. Для хранения данных используется собственная оболочка с поисковой системой, с возможностью экспорта в Excel и персонализированой печати (этикетки, конверты).
 Широко разнообразие предлагаемых баз данных. Перечислим некоторые из них. Автомобильная промышленность (информация о тюнинге, продаже, производстве запчастей, автомобилей, мототехники, услугах автосервиса). Банки и кредитные учреждения (информация о государственных и коммерческих банках, банкоматах, банковских услугах, о связанных с банками госорганизациях, общественных организациях, об оборудовании для банков и программном обеспечении.) Легкая промышленность (текстильные материалы, ткани, одежда и текстильная продукция, ателье, модельеры модной одежды, импортеры и экспортеры готовой одежды и обуви, сети магазинов розничной торговли готовой одеждой, сети магазинов розничной торговли обувью). Лесная промышленность (бумажная, картонажная, лесная, лесозаготовительная, деревобрабатывающая, мебельная промышленность, оборудование, комплектующие, сырье). Медицина (фармакология, гомеопатия, оборудование, аксессуары, медицинские центры, аптеки, инструменты). Медтехника (аптеки, магазины, медицинское оборудование, стоматологические инструменты, фармацевтическое оборудование, принадлежности, продажа, производство). Металлобработка (механическая, гальваническая, лазерная обработка, сварка, оборудование, инструменты, ремонт и обслуживание). Нефтяная и нефтехимическая промышленность (нефтепродукты, газы, лакокрасочная продукция, резиновые изделия, смазочные вещества, трубопроводы, химикаты, реактивы, оборудование, технологии). Парфюмерия и косметика (информация о производстве и продаже косметики, парфюмерии, оборудования, об услугах косметологии, средствах гигиены, изделия, описание упаковки, используемого сырья).
 Кроме того, имеются БД Продукты питания. Пищевая промышленность. Полиграфия. Строительство, ремонт и отделочные материалы. Электротехника. Энергетика. Ювелирные изделия.
 Наиболее популярными электронными базами правовой информации стали продукты фирм "Гарант-Сервис", ЗАО "Консультант Плюс", "Интралекс", консорциума "Кодекс". НЦПИ при Минюсте России занимается почти исключительно информационным обеспечением органов государственной власти, и большинство хозяйствующих субъектов для получения необходимой им нормативно-правовой информации пользуется услугами перечисленных выше лидеров рынка правовой информации. Интересно, что многие органы государственной власти также пользуются услугами коммерческих баз правовой информации.
 В последнее десятилетие западный информационный рынок интенсивно наполняется базами данных на компактных оптических (CD-ROM) дисках. К 1996 году число производимых баз данных и мультимедиадисков превышает 16 тысяч, причем наблюдается стабильный ежегодный рост количества производимых баз данных и фактически определились основные фирмы-производители. В России в соответствии с мировой тенденцией в середине 90-х годов наблюдалось активное развитие этой области деятельности.
 Число баз данных, доступных в режиме диалога, к середине 90-х годов стабилизировалось на уровне 5000, а число баз данных на носителях для персональных компьютеров (сначала дискеты, а потом – CD-ROM и DVD) достигло в это время пика в 4000 и в последние годы снижается. Базы данных получили мультимедийные свойства, однако основная их часть по-прежнему остается текстовой, причем заметного успеха в развитии гипертекста не замечается.
 Указанные БД предполагается использовать разнопланово: как для информационного обеспечения ученых, проведения научных исследований, связанных с проблемами структурирования науки, выявлением тенденций развития науки с целью обеспечения информационной поддержки научных менеджеров, так и для их широкого использования в других сферах общественной жизни. Для этих целей будут анализироваться, приобретаться и обрабатываться и другие БД на компакт-дисках.
 
 2.5. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МИРОВЫЕ
 БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
 
 Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:
 публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);
 систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;
 информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
 библиотечную сеть высших учебных заведений России;
 сеть медицинских библиотек;
 сеть сельскохозяйственных библиотек;
 другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).
 Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.
 На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого развития их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям. Активизируется использование электронных изданий.
 Автоматизированная информационная система (АИС) – комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи данных в заданной форме или виде для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы» [14].
 В круг задач таких систем входит замена традиционных библиотечных технологий на автоматизированные, начиная с комплектования и заканчивая разнообразным обслуживанием пользователей. В основе традиционной АБИС лежит электронный каталог (ЭК) со всеми его функциями. При этом обязательно следует отметить, что все присущее традиционной библиотеке при работе в АБИС сохраняется не очень изменяясь и, главное, сохраняются фонды в том виде, к которому все привыкли. Издания хранятся на полках и, если среди изданий есть издания на электронных носителях, то это только вид издания и только. Если благодаря хорошей системе автоматизации библиотек в ЭК присутствуют ссылки на полные тексты, рисунки, аудио- и видеоматериалы и даже ссылки на ресурсы Интернет, то это носит лишь иллюстративный характер и не является основной функцией АБИС.
 В состав современной традиционной АБИС, безусловно, входит возможность работать с глобальными сетями, но основной целью такой работы является предоставление собственных ресурсов, в основном баз данных ЭК, удаленным пользователям. Но если пользователь нашел необходимое ему издание (в локальной системе или через Интернет) и даже заказал его в автоматизированном режиме, он в любом случае должен обратиться на кафедру выдачи за получением издания.
 Основной составной частью традиционной АБИС является система автоматизации библиотек (САБ) [31], разработанная самостоятельно или приобретенная, но обеспечивающая, с точки зрения конкретной библиотеки, максимально комфортный и адекватный доступ пользователей к фондам библиотеки. Именно благодаря САБ обеспечиваются функции пополнения, ведения и предоставления пользователям ЭК. Там же поддерживаются библиотечные форматы и стандарты. Благодаря САБ поддерживаются лингвистические средства ЭК.
 Самые значительные базы данных сформированы в ИНИОН (более 2 млн записей), РНБ (около 2 млн записей), РГБ (более 1 млн записей), ГПНТБ России (более 1 млн записей, из них "Сводный каталог научно-технической литературы" – около 480 тыс. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей), ГЦНМБ (БД "Российская медицина" – 450 тыс. записей) и другие.
 РКП, компания "Мир-Диалог" и издательство "К.-G. Saur" выпустили 3-е издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей обо всех изданных в СССР и России с 1980 по 1996 гг. книгах и базу данных диссертаций (60 тыс. записей).
 Набирает темпы процесс формирования собственных электронных ресурсов и в центральных региональных библиотеках. В Мурманске, Туле, Перми, Ставрополе, Челябинске, Омске, Смоленске и Петрозаводске они превысили 200 тыс. записей, а в Кемерово и Екатеринбурге приблизились к 400 тыс. записей.
 На повестке дня – задача максимального представления этих ресурсов в Интернет. Наиболее успешными в этом плане оказались: ГПНТБ России, ЦНСХБ, Научная библиотека МГУ, ГЦНМБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН.
 Электронные библиотеки – локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа [20].
 В случае с электронными библиотеками мы можем говорить только о фондах ЭБ и о доступе к ним. Так же как и фонды традиционных библиотек, электронные библиотеки могут включать разнообразные виды изданий, но только представленные в электронной (оцифрованной) форме. При этом в качестве вида издания могут выступать Web-сайты или другие ресурсы глобальной сети.
 Каждый разработчик ЭБ имеет свой взгляд на способы доступа к ресурсам электронных библиотек. Используемые системы индексирования существенно отличаются от применяемых в традиционных АБИС. Это понятно и оправданно, так как индексирование, например полных текстов, позволяет находить не только сам текст, но и искомые части текста. Библиографическое описание, используемое в ЭБ чаще всего также отличается от применяемого в традиционных АБИС библиографического описания.
 Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – ЛИБНЕТ", реализуемой под эгидой Минкультуры России.
 Между тем, расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе пока еще плохо осознается властными структурами на всех уровнях. В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большинства библиотек в 1996–1997 гг. (средства выделялись практически только на выплату заработной платы) сложилось тяжелое положение по важнейшим направлениям их деятельности, прежде всего таким, как пополнение библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям. В результате до 80–90% издаваемых в России новых книг отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. Приток новых изданий в библиотеки Минкультуры России в 1996 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в два раза. Ситуация с поступлением новых изданий в библиотеки других систем в последние годы была намного хуже. В последние годы списание литературы в ГПНТБ России превышает объемы пополнения фондов.
 Заметим, что сегодня существует немало специализированных программных средств автоматизации библиотек. Одной из таких является система ИРБИС 64.
 Ее использование позволяет создавать базы данных на основе произвольных текстов практически любых форматов (TXT, DOC, RTF, PDF, HTML) без какой бы то ни было предварительной обработки. Обеспечивается поиск в полнотекстовых базах данных по запросам на естественном языке с использованием оригинальных алгоритмов ранжирования найденных текстов. Реализована автоматизированная технология создания тематических классификаторов, на основе которых осуществляется смысловой поиск «похожих» текстов (т.н. контекстный поиск). Достаточно дружественным является поисковый интерфейс конечного пользователя полнотекстовых баз данных. Имеются встроенные средства публикации полнотекстовых баз данных на CD-ROM и в Интернете, а также специальные средства пользователя-эксперта для смыслового анализа текстов.
 Одним из наиболее перспективных путей поддержания и развития библиотечной сети является активное использование для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией.
 Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.
 
 2.6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
 И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
 
 Постепенно, по мере увеличения объема использования новых знаний, уменьшается удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности.
 Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.
 Проблемы информации как объекта правоотношений возникают в очень широком круге вопросов: информация и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в информационных сетях, информационные ресурсы как объект правового регулирования, базы, банки данных в структуре информационных ресурсов, конфиденциальная информация, коммерческая, служебные, профессиональные данные, персональные данные, массовая информация и массмедиа, субъекты информационной деятельности, информационные сети и электронные документы, договорные связи в информационных отношениях, информационные ресурсы органов государственной власти.
 Проблема собственности на информационные ресурсы не нова и на страницах периодической печати возникает часто. Тем не менее, практика нормативного творчества и правоприменения требует все большей ясности в сути институтов собственности и интеллектуальной собственности в сфере формирования и использования информационных ресурсов.
 По законодательству Российской Федерации государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.
 В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов:
 "Об информации, информатизации и защите информации".
 "Об авторском праве и смежных правах".
 "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
 "О правовой охране топологий интегральных схем".
 Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
 обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
 формирование и защита государственных информационных ресурсов;
 создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
 создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
 обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
 содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
 формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
 поддержка проектов и программ информатизации;
 создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
 развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
 Статья 4 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует основы правового режима информационных ресурсов.
 Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
 Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
 порядок документирования информации;
 право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
 категорию информации по уровню доступа к ней;

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу