<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 порядок правовой защиты информации.
 Система государственного управления в целом, а следовательно и система управления государственными информационными ресурсами, включает три параллельно существующие схемы управления: функциональную, ведомственную и региональную.
 По функциональной (межведомственной) схеме происходит управление определенным видом деятельности, независимо от ведомственного или регионального подчинения организаций, осуществляющих эту деятельность (например, архивы подчиняются Росархиву, библиотеки – Минкультуре, НТИ – Миннауки и т.д.).
 При ведомственной (иерархической) схеме управление осуществляется всеми функциями подчиненных организаций.
 Региональная схема – управление организациями, расположенными на данной территории.
 Перечисленные схемы управления сосуществуют, создавая сложную структуру, тем более при управлении столь неоднородным объектом как государственные информационные ресурсы.
 Таким образом, на сегодняшний день существует достаточное количество законодательных актов, постановлений и законопроектов, которые регулируют значительный круг вопросов, касающихся отношений в области создания, хранения, организации доступа к информационным ресурсам. Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в области информационных ресурсов предполагает разработку новых и внесение поправок в действующие законодательные акты, а также активную разработку подзаконных актов различного уровня на основе полученных в процессе применения законов результатов.
 
 С каждым днем информационные ресурсы все более уверенно занимают положение стратегических, постепенно вытесняя традиционные виды ресурсов. Информационный рынок, несмотря на определенные разногласия по поводу его инфраструктуры, существует и развивается. Одним из самых популярных продуктов на рынке информационных продуктов и услуг являются базы данных, предоставляющие пользователям возможности долговременного хранения информации, беспрепятственного переноса, удаленного доступа к данным.
 Библиотечная сеть также развивается в условиях информационного общества. С каждым днем предлагаются новые продукты и услуги, автоматизируются процессы поиска и доступа к информационным ресурсам. Многие библиотеки осваивают просторы сети Интернет.
 При этом круг задач государственной политики регулирования в области информационных ресурсов все расширяется и усложняется спецификой объекта управления. Появляются новые требования к защите прав интеллектуальной собственности, принимаются законодательные акты, вносятся поправки в уже принятые законы.
 Контрольные вопросы и задания
 Перечислите и охарактеризуйте основные виды ресурсов современного общества.
 Почему информация становится важнейшим видом ресурсов в информационном обществе?
 Что представляет собой рынок информационных продуктов и услуг?
 Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития информационного рынка.
 Какие виды информационных услуг предоставляются в соответствии с основными видами продуктов?
 Назовите основные сектора информационного рынка.
 Какие носители используются для хранения баз данных?
 Перечислите основные виды баз данных на компакт-дисках.
 Что представляют собой интегрированные мировые библиотечно-информационные системы?
 Дайте определение понятию «электронная библиотека».
 Перечислите основные направления государственной политики в области информационных ресурсов.
 Какие задачи решает государство для создания и организации доступа к информационным ресурсам?
 
  ГЛАВА 3. МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ
 
 3.1. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ
 
 Вычислительная сеть представляет собой систему распределенной обработки информации, состоящую как минимум из двух компьютеров, взаимодействующих между собой с помощью специальных средств связи. Или другими словами сеть представляет собой совокупность соединенных друг с другом персональных компьютеров и других вычислительных устройств, таких как принтеры, факсимильные аппараты и модемы. Сеть дает возможность отдельным сотрудникам организации взаимодействовать друг с другом и обращаться к совместно используемым ресурсам; позволяет им получать доступ к данным, хранящимся на персональных компьютерах в удаленных офисах, и устанавливать связь с поставщиками.
 Компьютеры, входящие в сеть, выполняют следующие функции:
 организация доступа к сети;
 управление передачей информации;
 предоставление вычислительных ресурсов и услуг абонентам сети.
 Виды компьютерных сетей
 Локальная сеть (LAN) связывает ПК и принтеры, обычно находящиеся в одном здании (или комплексе зданий). Территориально-распределенная сеть (WAN) соединяет несколько локальных сетей, географически удаленных друг от друга.
 Локальные сети (ЛС), представляющие собой самую элементарную форму сетей, соединяют вместе группу ПК или связывают их с более мощным компьютером, выполняющим роль сетевого сервера. Все ПК в локальной сети могут использовать специализированные приложения, хранящиеся на сетевом сервере, и работать с общими устройствами: принтерами, факсами и другой периферией. Каждый ПК в локальной сети называется рабочей станцией или сетевым узлом.
 Локальные сети позволяют отдельным пользователям легко и быстро взаимодействовать друг с другом. Вот лишь некоторые задачи, которые позволяет выполнять ЛС:
 совместная работа с документами;
 упрощение документооборота: вы получаете возможность просматривать, корректировать и комментировать документы не покидая своего рабочего места, не организовывая собраний и совещаний, отнимающих много времени;
 сохранение и архивирование своей работы на сервере, чтобы не использовать ценное пространство на жестком диске ПК;
 простой доступ к приложениям на сервере;
 облегчение совместного использования в организациях дорогостоящих ресурсов, таких как принтеры, накопители CD-ROM, жесткие диски и приложения (например, текстовые процессоры или программное обеспечение баз данных).
 Территориально-распределенные сети обеспечивают те же преимущества, что и локальные, но при этом позволяют охватить большую территорию. Обычно для этого используется коммутируемая телефонная сеть общего пользования (PSTN, Public Switched Telephone Network) с соединением через модем или линии высокоскоростной цифровой сети с предоставлением комплексных услуг (ISDN, Integrated Services Digital Network). Линии ISDN часто применяются для передачи больших файлов, например содержащих графические изображения или видео.
 Встраивая в базовые локальные сети функциональность территориально-распределенных сетей, реализуемую с помощью модема или сервера удаленного доступа, можно выгодно использовать технологии внешних коммуникаций, в том числе:
 передачу и прием сообщений с помощью электронной почты (e-mail);
 доступ в Интернет.
 Любая компьютерная сеть характеризуется: топологией, протоколами, интерфейсами, сетевыми техническими и программными средствами.
 Сетевые технические средства – это различные устройства, обеспечивающие объединение компьютеров в единую компьютерную сеть.
 Сетевые программные средства осуществляют управление работой компьютерной сети и обеспечивают соответствующий интерфейс с пользователями.
 Протоколы представляют собой правила взаимодействия функциональных элементов сети.
 Интерфейсы – средства сопряжения функциональных элементов сети. Следует обратить внимание, что в качестве функциональных элементов могут выступать как отдельные устройства, так и программные модули. Соответственно, различают аппаратные и программные интерфейсы.
 Топология компьютерной сети отражает структуру связей между ее основными функциональными элементами.
 При создании сети в зависимости от задач, которые она должна будет выполнять, может быть реализована одна из сетевых топологий.
 
  а б в г
 
 Рис. 3.1. Основные топологии компьютерных сетей
 
 Шинная топология (рис. 3.1а) представляет собой сеть, где рабочие станции с помощью сетевых адаптеров подключаются к общей магистрали /шине/ (кабелю). Аналогичным образом к общей магистрали подключаются и другие сетевые устройства. В процессе работы сети информация от передающей станции поступает на адаптеры всех рабочих станций, однако воспринимается только адаптером той рабочей станции, которой она адресована.
 Звездообразная топология (рис. 3.1б) характеризуется наличием центрального узла коммутации – сетевого сервера, которому или через который посылаются все сообщения.
 Кольцевая топология (рис. 3.1в) характеризуется наличием замкнутого канала передачи данных в виде кольца или петли. В этом случае информация передается последовательно между рабочими станциями до тех пор, пока не будет принята получателем и затем удалена из сети. Недостатком подобной топологии является ее чувствительность к повреждению канала.
 Древовидная топология (рис. 3.1г) характеризуется наличием «главного» компьютера, которому подчинены компьютеры следующего уровня.
 Кроме того, возможны конфигурации без отчетливого характера связей.
 3.2. СЕМИУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ ISO/OSI
 
 В настоящее время используется достаточно большое количество сете­вых протоколов, причем в рамках одной и той же сети определяется сра­зу несколько из них. Стремление к максимальному упорядочению и уп­рощению процессов разработки, модернизации и расширения сетей оп­ределило необходимость введения стандартов, регламентирующих прин­ципы и процедуры организации взаимодействия абонентов компьютер­ных сетей. С этой целью международной организацией стандартизации (ISO, International Standards Organization) была разработана так называемая эталонная модель взаимодействия открытых систем, состоящая из семи уровней (OSI, Open Systems Interconnection). Модель OSI напоминает разные "уровни" обычного почтового адреса – от страны и штата (округа) до улицы, дома (места назначения) и фамилии получателя. Для доставки информации соответствующему получателю устройства на маршруте передачи используют разные уровни детализации. Каждый из уровней представляет определенную группу функ­ций, необходимых для работы компьютерной сети.
 Основным, с точки зрения пользователя, является прикладной уровень. Этот уровень обеспечивает выполнение прикладных процессов пользова­телей. Наряду с прикладными протоколами он определяет протоколы передачи файлов, виртуального терминала, электронной почты.
 Следующий (шестой) уровень называется представительным (уровень представления данных). Он определяет единый для всех систем синтак­сис передаваемой информации. Необходимость данного уровня обуслов­лена различной формой представления информации в сети передачи дан­ных и компьютерах. Этот уровень играет важную роль в обеспечении «открытости» систем, позволяя им общаться между собой независимо от их внутреннего языка.
 Пятый уровень называют сеансовым, так как основным его назначе­нием является организация сеансов связи между прикладными процесса­ми различных рабочих станций. На этом уровне создаются порты для приема и передачи сообщений и организуются соединения – логические каналы между процессами. Необходимость протоколов этого уровня оп­ределяется относительной сложностью сети передачи данных и стремле­нием обеспечить достаточно высокую надежность передачи информации.
 Четвертый, транспортный уровень (уровень сквозной передачи) слу­жит для передачи данных между двумя взаимодействующими открытыми системами и организации процедуры сопряжения абонентов сети с сис­темой передачи данных. На этом уровне определяется взаимодействие рабочих станций – источника и адресата данных, организуется и поддер­живается логический канал (транспортное соединение) между абонента­ми.
 Третий, сетевой уровень, предназначен для маршрутизации информа­ции и управления сетью передачи данных. В отличие от предыдущих, этот уровень в большей степени ориентирован на сеть передачи данных. Здесь решаются вопросы управления сетью передачи данных, в том числе маршрутизация и управление информационными потоками.
 Канальный уровень обеспечивает функциональные и процедурные средства для установления, поддержания и расторжения соединений на уровне каналов передачи данных. Процедуры канального уровня обеспе­чивают обнаружение и, возможно, исправление ошибок, возникающих на физическом уровне.
 Физический уровень обеспечивает механические, электрические, функциональные и процедурные средства организации физических со­единений при передаче бит данных между физическими объектами.
 Четыре нижних уровня образуют транспортную службу компьютерной сети, которая обеспечивает передачу («транспортировку») информации между рабочими станциями, освобождая более высокие уровни от реше­ния этих задач.
 В свою очередь, три верхних уровня, обеспечивающие логическое взаимодействие прикладных процессов, функционально объединяются в абонентскую службу.
 В рамках эталонной модели также определяются услуги, которые должны обеспечивать ее уровни. Услуги, по сути дела, представляют со­бой функции, выполняемые на соответствующем уровне эталонной мо­дели.
 В частности, физический уровень должен обеспечивать такие виды услуг, как установление и идентификация физических соединений, орга­низация последовательностей передачи бит информации, оповещение об окончании связи.
 Канальный уровень обеспечивает организацию нужной последова­тельности блоков данных и их передачу, управление потоками между смежными узлами, идентификацию конечных пунктов канальных соеди­нений, обнаружение и исправление ошибок, оповещение об ошибках, которые не исправлены на канальном уровне.
 Сетевой уровень в числе основных услуг осуществляет идентифика­цию конечных точек сетевых соединений, организацию сетевых соедине­ний, управление потоками блоков данных, обеспечение последовательно­стей доставки блоков данных, обнаружение ошибок и формирование со­общений о них, разъединение сетевых соединений.
 Транспортный уровень обеспечивает установление и разъединение транспортных соединений, формирование блоков данных, обеспечение взаимодействия сеансовых соединений с транспортными соединениями, управление последовательностью передачи блоков данных, обеспечение целостности блоков данных во время передачи, обнаружение и устране­ние ошибок, сообщение о неисправленных ошибках, предоставление приоритетов в передаче блоков, передачу подтверждений о принятых блоках, ликвидацию тупиковых ситуаций.
 На сеансовом уровне предоставляются услуги, связанные с обслужи­ванием сеансов и обеспечением передачи данных в диалоговом режиме, установлением сеансового соединения, обменом данными; управлением обменом; синхронизацией сеансового соединения, сообщениями об ис­ключительных ситуациях, отображением сеансового соединения на транспортный уровень, завершением сеансового соединения.
 Представительный уровень обеспечивает выбор вида представления данных, интерпретацию и преобразование передаваемой информации к виду, удобному для прикладных процессов, преобразование синтаксиса данных, формирование блоков данных.
 Прикладной уровень обеспечивает широкий набор услуг, в том числе управление терминалами, управление файлами, управление диалогом, управление задачами, управление сетью в целом.
 К дополнительным услугам уровня относятся услуги по организации электронной почты, передачи массивов сообщений и т.п.
 Услуги различных уровней определяются с помощью протоколов эта­лонной модели взаимодействия открытых систем. В соответствии с семиуровневой моделью взаимодействия открытых систем вводятся семь ти­пов протоколов, которые именуются так же, как уровни.
 
 3.3. ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ
 
 Сегодня в бизнесе имеет больший успех тот, кто опережает конкурентов по объему доступной для анализа и использования информации. Если раньше ресурсы экономического развития были достаточно жестко привязаны к территориям, технологиям, то сейчас главными ресурсами становятся интеллект, финансы и информация. Последнему немало способствовало и развитие сети Интернет как среды существования и распространения информации
 Дело в том, что Интернет стремительно превращается в "абсолютный", по оценкам западных маркетологов, рынок. При правильном использовании предоставляемых Интернетом возможностей практически любой вид бизнеса может получить мощный толчок в своем развитии. Однако объем знаний, которыми должен обладать бизнесмен, выходящий со своим делом в Сеть, весьма велик. При этом информации по организации бизнеса в Интернет не так уж много. Однако несмотря на это, осваивать этот вид рынка все равно необходимо, так как он предоставляет большие возможности участникам рынка.
 Перейдем к рассмотрению сути данного явления. На общем фоне высоких достижений средств связи, программного обеспечения, средств вычислительной техники в целом, а также появления новых возможностей для развития бизнеса единого мнения по поводу терминологии, связанной с этими новыми возможностями, нет. В ряде источников понятия «электронный бизнес», «электронная коммерция», «Интернет бизнес», «электронное сотрудничество» трактуются как синонимы. В [13] приводится следующее определение бизнеса.
 Бизнес – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц и организаций.
 В [59] термин электронный бизнес трактуется как осуществление деятельности в области бизнеса в упомянутом выше смысле полностью или частично электронным образом.
 А электронная коммерция представляет собой составную часть электронного бизнеса, связанную с продажей и приобретением товаров и услуг [59].
 Тогда под Интернет-бизнесом предлагается понимать электронный бизнес, ведущийся в среде Интернет [59].
 Интернет, как уже было сказано, предоставляет большие возможности для развития бизнеса, а именно:
 1) Является орудием для проведения маркетинга и осуществления продаж,
 так как Интернет обеспечивает оперативное получение, а соответственно, и более быстрые анализ и реакцию потребителей на действия, изменение товаров и услуг компании посредством размещения Web-сайта в глобальной сети. Возможность рассылки электронных сообщений повышает эффективность сотрудничества и облегчает поиск новых клиентов. Открытие Интернет-магазина влечет за собой гораздо меньшие затраты, чем при открытии обычного магазина с наймом сотрудников, их обучением. Маркетинговые исследования в Интернет по охвату аудитории, скорости обработки результатов, полноте предоставляемой информации не имеют аналогов.
 2) Предоставляет лучшую на данный момент систему коммуникаций, позволяющую установить и поддерживать постоянную связь с любым абонентом в мире (при условии его подключения к Сети),
 так как электронная почта, списки рассылки, электронные конференции, IP-телефония предоставляют безграничные возможности для ведения бизнеса, общения, обмена информацией.
 3) Является мощнейшим инструментом управления,
 так как для крупных компаний и корпораций, имеющих филиалы в разных частях не только страны, но и мира необходимыми условиями нормального функционирования являются наличие постоянной связи с головным офисом компании, получение доступа к необходимым базам данных, получение квалифицированных консультаций от специалистов компании;
 так как существует возможность поддерживать связь с опытным персоналом компании, который в силу каких-либо причин, например болезни, не может в течение рабочего дня находиться в офисе. Это, в свою очередь, позволяет компании сэкономить время и деньги на использовании услуг кадровых агентств и обучении новых сотрудников;
 так как Интернет также предоставляет мощные бухгалтерские и экономические ресурсы, что позволяет оперативнее получать полную информацию о том или ином законе, указе или распоряжении.
 4) Дает возможность повышения уровня обслуживания клиентов,
 так как Вы можете получать информацию непосредственно от клиентов. Вы можете учитывать их рекомендации, давать советы по применению вашей продукции, по уходу за ней и т.д.
 5) Служит неоценимым источником информации для научных и практических разработок,
 так как Интернет является мощным источником информации различного характера, как было указано выше, трудно переоценить Интернет по охвату территории, скорости обработки и степени полноты получаемой их сети информации.
 Мы рассмотрели преимущества сети Интернет для развития виртуального бизнеса. Теперь поговорим о важных принципах, которые необходимо учесть при создании бизнеса в Интернет.
 В первую очередь необходимо определиться с рынком, а точнее с тем, кто составляет его целевую аудиторию. Необходимо определить страну, язык, на котором будет происходить общение, социальный статус потенциального клиента, место работы, размер заработной платы, определить пол, привычки, хобби, интересы и т. д. Эти знания нужно использовать не только для того, чтобы наиболее эффективно проводить продвижение компании на рынке, но и чтобы сделать подачу своего бизнеса уникальной. Для этого необходимо угадывать интересы потенциальных клиентов, быть объективным, иногда кроме конкретных предложений дать совет, рекомендацию, что позволит завоевать доверие клиентов. Многих клиентов привлекают не только товары и услуги компании, но и стиль представления информации. Одним из главных факторов для привлечения аудитории служит степень актуальности предоставляемой информации, то есть отсутствие устаревшей информации, наличие новых предложений. Для достижения цели необходимо анализировать промежуточные результаты и делать выводы. Отвечайте на корреспонденцию сразу, если ее слишком много, организуйте специальную службу для работы с корреспонденцией и тщательно инструктируйте ее, и, конечно, будьте неизменно вежливы и доброжелательны.
 Стремительный рост отрасли мирового электронного бизнеса оказывает существенное влияние на работы по использованию Интернет в российской экономике. Развитие Интернет в мире имеет свою 30-летнюю историю. Датой начала присутствия Интернет в России принято считать 1993 год, когда сеть Релком была подключена к Интернет. Естественно, Россия находится на начальной стадии внедрения информационных технологий в бизнес-процессы. Консалтинговым Агентством Университета в первой половине 2000 года было проведено маркетинговое исследование состояния электронного бизнеса в России. Исследование показало, что развитие электронного бизнеса, в том числе электронной коммерции, идет теми же путями, что и на Западе. Однако, как показывают результаты исследования, в России имеются особенности, которые оказывают существенное влияние на этот процесс.
 Электронная коммерция в России находится сегодня на начальном этапе развития, появления первых законченных проектов. На этом рынке мало крупных операторов. Пока не решены проблемы с организацией и безопасностью электронных расчетов. Данный рынок развивается достаточно сложно в силу ряда причин – малого количества пользователей, еще меньшего числа владельцев банковских карт, отсутствия действенных законов, регулирующих криптографию. По официальным данным, объем электронной торговли не превысил в 1998 году уровня 1 млн долларов, а в 1999 году, по данным А.Т. Kearney, суммарный оборот российского рынка электронной торговли составляет около 40 млн долларов, а по данным инвестиционной компании RuNet Holding совокупный объем этого сегмента в текущем году не превысит 12 млн долларов. Вместе с тем в России насчитывается около 230 тыс. компаний, являющихся потенциальными участниками электронной торговли, в т. ч. почти 20 тыс. фирм с иностранным капиталом.
 За 1999 год примерно на порядок возникло количество Интернет-магазинов: в начале года их насчитывалось 50–60, а в конце «Навигатор электронной коммерции» зарегистрировал более 400 виртуальных магазинов, в т.ч. несколько крупных проектов. Одновременно с количественным ростом расширился ассортимент предлагаемой продукции, стало больше виртуальных торговых рядов, возникли первые торговые порталы, получили развитие системы электронных платежей (сегодня их в России полтора десятка), системы логистики, ориентированные на обслуживание Интернет-покупателей.
 В 1999 году начали действовать первые российские Интернет-аукционы. Несмотря на то, что по каталогам Интернет-ресурсов аукционов в России несколько десятков, реально работающие исчисляются единицами.
 По мнению А. В. Хорошилова, Н. И. Максюкова и С. Н. Селеткова, в настоящее время существует ряд факторов, сдерживающих географическое расширение Е-commerce [59]:
 неразвитость в России всевозможных инфраструктур (в частности финансовой и транспортной), низкая платежеспособность населения и недоверие покупателей к Интернет-магазинам,
 розничная Интернет-торговля сдерживается проблемами организации электронных платежей и логистики.
 Услуги электронных магазинов в России не приносят в настоящее время значительных доходов, однако растут темпы создания электронных торговых систем. Компании-владельцы этих систем используют их сейчас, в основном, как электронные витрины, но при решении проблемы электронных платежей эти компании будут первыми на рынке электронной коммерции.
 В [59] сформулированы следующие основные особенности российского рынка электронного бизнеса:
 Количество клиентов Интернет незначительно – оно существенно ниже уровня развитых стран, как по абсолютной величине, так и по отношению числа клиентов Интернет к общей численности населения.
 Учитывая статистику продаж компьютеров в 1999 году, число частных клиентов-пользователей Интернет, работающих со своего компьютера, в 2000 году не может увеличиться более чем на 25%.
 Низкая покупательная способность основной массы населения, характерная для настоящего времени, ограничивает объем потребляемых услуг электронного бизнеса частными клиентами.
 Недостаточно развиты в России телекоммуникационные (для доступа в Интернет), транспортные (для доставки товаров), финансовые (для оплаты товаров и услуг электронной коммерции) инфраструктуры.
 Указанные обстоятельства в определенной степени тормозят развитие сектора электронной торговли с частными лицами.
 В России принимается ряд действенных мер по обеспечению интенсивного развития различных видов электронного бизнеса:
 разрабатывается комплекс нормативных актов, предназначенных для регулирования процессов ведения электронного бизнеса;
 свыше 20 компаний ведут разработку платежных систем, ряд из них находится в настоящее время в эксплуатации;
 создаются общественные и государственные организации и фонды по поддержке развития электронного бизнеса;
 значительно увеличился приток инвестиций в рассматриваемый сектор;
 российский рынок электронной коммерции имеет значительное количество высококвалифицированных программистов, способных разрабатывать сложные программные комплексы и их приложения для различных отраслей и видов обработки;
 во всех средствах массовой информации проводится рекламная работа по перспективности использования электронных технологий в различных сферах жизни населения;
 регулярно и с большой активностью проводятся семинары, конференции и форумы по различным проблемам электронного бизнеса.
 Все это позволяет сделать вывод о хороших перспективах в России развития рассматриваемого рынка. Этот вывод подтверждается также тем, что за последние 2,5 года аудитория Интернет утроилась, а за последний год число электронных магазинов возросло в пять раз, что говорит об интенсивном развитии рынка.
 
 На третьем этапе развития процесса информатизации большее значение придается развитию вычислительных сетей как основы функционирования распределенных баз данных. Принятые стандарты широко применяются в процессах получения, обработки и передачи данных. Качественно новый этап развития экономики стал возможным именно благодаря наличию необходимых средств вычислительной техники, программного обеспечения, сетевого оборудования.
 Однако электронный бизнес предъявляет требования к знаниям бизнесменов, а информации, способной удовлетворить потребности предпринимателей, не так уж много. Есть определенные трудности в освоении современного рынка, но на данном этапе развития общества нельзя не воспользоваться предоставляемыми им возможностями.
 Контрольные вопросы и задания
 Дайте определение вычислительной сети.
 Перечислите основные топологии построения сетей.
 Перечислите и охарактеризуйте уровни эталонной модели взаимодействия открытых систем.
 Для чего была создана данная модель?
 Дайте определения терминам «электронный бизнес», «электронная коммерция», «Интернет-бизнес», «электронное сотрудничество».
 Охарактеризуйте основные возможности, предоставляемые сетью Интернет для бизнеса.
 Какие принципы необходимо соблюдать для эффективного ведения бизнеса в глобальной сети?
 Каковы основные особенности развития электронной коммерции в России?
 Назовите основные меры, принимаемые в России, по обеспечению интенсивного развития различных видов электронного бизнеса.
 ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 
 4.1. ИСТОРИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ
 
 Интернет – мировая компьютерная сеть, состоящая из множества соединенных друг с другом меньших по размеру сетей. Это – глобальная информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность общения и передачи информации между любыми компьютерами по всему миру вне зависимости от того, кому они принадлежат и каким программным обеспечением оснащены.
 Размер сети постоянно увеличивается. В сети используются практически все известные линии связи, начиная от низкоскоростных телефонных линий и заканчивая высокоскоростными цифровыми спутниковыми каналами.
 Рассмотрим основные этапы истории возникновения и развития сети Интернет.
 В 1957 году в США создано ARPA (Advanced Research Projects Agency) – исследовательское учреждение, занимающееся перспективными разработками в военной области. Одной из таких разработок станет в будущем ARPANet.
 В 1965 году ARPA приступает к разработкам модели совместной работы компьютеров.
 В 1967 году Ларри Робертс публикует первый проект сети ARPANet.
 В 1969 году осуществлена первая связь между двумя компьютерами, установленными в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). На расстоянии 5 м было передано слово LOGIN (удалось передать только две буквы).
 Затем первые четыре компьютера крупнейших исследовательских учреждений США были соединены между собой в сеть ARPANet – прародителя современной Интернет:
 Калифорнийский университет (Лос-Анджелес);
 Стэндфордский Исследовательский Институт (Стэнфорд);
 Калифорнийский университет (Санта-Барбара);
 Университет Юты (Солт-Лейк-Сити).
 Экспериментальная сеть ARPANet была создана для поддержки научных исследований в военнопромышленной сфере США, а именно для управления и контроля системами вооружений, прежде всего, противовоздушной и противокосмической обороны, которые уже тогда, в начале 70-х годов, были достаточно сложными. Это было время так называемой холодной войны.
 Основным принципом, которым руководствовались при создании ARPANet, был принцип независимости работы сети как целого в тех случаях, когда в результате какой-либо вражеской атаки, бомбового удара или любого другого повреждения (даже самого безобидного, например временного отключения электроэнергии или обрыва кабеля) отдельные части сети переставали функционировать.
 В 1971 году к ARPANet были подключены уже 15 исследовательских учреждений США.
 В 1973 году число пользователей достигает 2000. Начата работа над концепцией новой всемирной сети. Винтон Серф и Боб Канн публикуют статью «Межсетевой протокол передачи данных», с которой рождается концепция будущего сетевого протокола TCP/IP, позволившего пользователям с легкостью подключаться к сети при помощи обычной телефонной линии.
 В 1974 году Тэдом Нельсоном была опубликована книга «Computer Lib/Dream Machine», в которой впервые было высказана идея «фрагментов текста, содержащего ссылки на другие текстовые материалы». Рождается идея гипертекста.
 В 1975 году Джон Витталь разрабатывает первую программу для электронной почты, допускающую создание ответов на письма и их пересылку.
 В 1976 году создана первая программа (UUCP) для соединения двух компьютеров через обычные телефонные линии. Роберт Мэдкалф разрабатывает коаксиальный кабель, предназначенный для передачи данных между компьютерами по локальной сети. Передача данных по сети впервые осуществляется через канал спутниковой связи. К ARPANet постоянно подключено уже более 100 компьютеров.
 С 1 января 1983 года ARPANet переходит на новый протокол передачи данных по сети – TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). Вследствие резкого увеличения пользователей сети руководство ARPA принимает решение о выделении ресурсов военного значения в отдельную сеть MILNet. Сеть ARPANet становится открытой и общедоступной. Число подключенных компьютеров превышает 500.
 В 1985 году сеть переходит с медленных каналов связи (56 КБ/с) на быстрые линии (1,5 МБ/с).
 Несколько небольших научных сетей, входящих в ARPANet, создают новую сеть NFSNet – прямую предшественницу Интернет. Эта сеть была разработана по инициативе Национального Научного Фонда в Америке. В конце 80-х годов NSF создал пять суперкомпьютерных центров, которыми могли пользоваться любые научные учреждения. Так как центров было всего лишь пять, возникла проблема связи: необходимо было соединить эти центры и предоставить доступ к ним различным пользователям. Решено было создать сети по региональному принципу, то есть в каждой части страны заинтересованные учреждения должны были соединиться со своими ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютеру в одной из своих точек, таким образом суперкомпьютерные центры были объединены вместе.
 В течение 1987 года число серверов сети увеличивается в 10 раз (28 000).
 В 1988 году число серверов достигает 50 000.
 В начале 90-х годов в сети начинается повсеместное распространение графического способа отображения информации в виде «страниц», способных нести не только текст, но и графику, а позднее еще и элементы технологии мультимедиа (звук и видео).
 19 сентября 1990 года на «карте» сети официально появилась новая зона – домен.SU. Таким образом родился Рунет.
 Летом этого же года в России регистрируется первый узел сети Фидонет.
 Федеральным советом по информационным сетям США было отменено правило, запрещавшее подключаться к сети без рекомендации одного из государственных органов. Интернет становится общедоступным.
 В 1994 году появляются первые Интернет-магазины и виртуальные банки, в октябре на страницах Интернет появляются первые баннеры.
 В 2000 году объем сделок и торговых операций, совершенных в Интернет, достиг 1 триллиона долларов. 6 июня этого же года впервые в мире в сети Интернет был организован показ кинофильма компаниями Cisco и 20th Century Fox.
 Очевидно, что развитие сети Интернет продолжается и по сей день. Появляются новые возможности, программное и аппаратное обеспечение, способствующие более эффективному использованию сети для поиска, получения и обмена информацией в повседневной жизни.
  4.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ IP-АДРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ IP-АДРЕСАЦИИ
 
 Для организации всемирной сети нужна хорошая система адресации, которая будет использоваться для направления информации всем адресатам. Союз Интернет установил для адресации всех узлов Интернет единый стандарт, называемый адресацией IP. Каждый компьютер в сети TCP/IP имеет адреса трех уровней:
 Локальный адрес узла, определяемый технологией, с помощью которой построена отдельная сеть, в которую входит данный узел. Для узлов, входящих в локальные сети – это MAC-адрес сетевого адаптера или порта маршрутизатора, например 11-АО-17-3D-BC-01. Эти адреса назначаются производителями оборудования и являются уникальными адресами, так как управляются централизовано. Для всех существующих технологий локальных сетей MAC-адрес имеет формат 6 байт: старшие 3 байта – идентификатор фирмы производителя, а младшие 3 байта назначаются уникальным образом самим производителем. Для узлов, входящих в глобальные сети, такие как Х.25 или frame relay, локальный адрес назначается администратором глобальной сети.
 IP-адрес, состоящий из 4 байт, например 10.18.49.102. Этот адрес используется на сетевом уровне. Он назначается администратором во время конфигурирования компьютеров и маршрутизаторов. IP-адрес состоит из двух частей: номера сети и номера узла. Номер сети может быть выбран администратором произвольно, либо назначен по рекомендации специального подразделения Интернет (Network Information Center, NIC), если сеть должна работать как составная часть Интернет. Обычно провайдеры услуг Интернет получают диапазоны адресов у подразделений NIC, а затем распределяют их между абонентами. Номер узла в протоколе IP назначается независимо от локального адреса узла. Деление IP-адреса на поле номера сети и номера узла – гибкое, и граница между этими полями может устанавливаться весьма произвольно. Узел может входить в несколько IP-сетей. В этом случае узел должен иметь несколько IP-адресов, по числу сетевых связей. Таким образом IP-адрес характеризует не отдельный компьютер или маршрутизатор, а одно сетевое соединение.
 Символьный идентификатор – имя, например SERV1.IBM.COM. Этот адрес назначается администратором и состоит из нескольких частей, например, имени машины, имени организации, имени домена. Такой адрес, называемый также DNS-именем, используется на прикладном уровне, например, в протоколах FTP или Telnet.
 Как было указано выше, IP-адрес имеет длину 4 байта и обычно записывается в виде четырех чисел, представляющих значения каждого байта в десятичной форме, и разделенных точками, например:
 128.10.2.30 – традиционная десятичная форма представления адреса;
 10000000 00001010 00000010 00011110 – двоичная форма представления этого же адреса.
 Ниже представлена структура IP-адреса (рис. 4.1).
 
 Класс А
 
 0 № сети № узла
 
 Класс В
 
 1 0 № сети № узла
 
 Класс C
 
 1 1 0 № сети № узла
 
 Класс D
 
 1 1 1 0 адрес группы multicast
 
 Класс E
 
 1 1 1 1 0 зарезервирован
 
 Рис. 4.1. Структура IP-адреса
 
 IP-адрес можно использовать для построения как сетей с несколькими узлами, так и сетей, содержащих миллионы узлов. Для этого Союз Интернет определил три класса сетей, отличающихся друг от друга по размеру. Если организация небольшая, то, скорее всего, в ее сети немного компьютеров (а следовательно, IP-адресов).
 Адрес состоит из двух логических частей – номера сети и номера узла в сети. Какая часть адреса относится к номеру сети, а какая к номеру узла, определяется значениями первых бит адреса:
 Если адрес начинается с 0, то сеть относят к классу А, номер сети занимает один байт, остальные 3 байта интерпретируются как номер узла в сети. Сети класса А имеют номера в диапазоне от 1 до 126 (номер 0 не используется, а 127 зарезервирован для специальных целей, о чем будет сказано далее). В сетях класса А количество узлов должно быть больше 216, но не превышать 224.
 Если первые два бита адреса равны 10, то сеть относится к классу В и является сетью средних размеров с числом узлов 28-216. В сетях класса В под адрес сети и под адрес узла отводится по 16 бит, то есть по 2 байта.
 Если адрес начинается с последовательности 110, то это сеть класса С с числом узлов не больше 28. Под адрес сети отводится 24 бита, а под адрес узла – 8 бит.
 Если адрес начинается с последовательности 1110, то он является адресом класса D и обозначает особый, групповой адрес – multicast. Если в пакете в качестве адреса назначения указан адрес класса D, то такой пакет должны получить все узлы, которым присвоен данный адрес.
 Если адрес начинается с последовательности 11110, то это адрес класса Е, он зарезервирован для будущих применений.
 Благодаря такой структуре компьютеры в разных сетях могут иметь одинаковые номера, но так как адреса сетей различны, эти компьютеры идентифицируются однозначно и не могут быть спутаны друг с другом.
 В стандартных сетевых операционных системах, например Novell InternetWare и Microsoft Windows NT, есть специальные утилиты, с помощью которых можно присвоить сети IP-адрес. Естественно, довольно тяжело запомнить IP-адреса всех компьютеров сети, не говоря уже о всей сети Интернет. Поэтому в 1993 году был создан Информационный центр сети Интернет (Internet Network Information Center – InterNIC), который управляет системой доменных имен (Domain Name System – DNS).
 Протокол DNS является служебным протоколом прикладного уровня. Этот протокол несимметричен – в нем определены DNS-серверы и DNS-клиенты. DNS-серверы хранят часть распределенной базы данных о соответствии символьных имен и IP-адресов. Эта база данных распределена по административным доменам сети Интернет. Клиенты сервера DNS знают IP-адрес сервера DNS своего административного домена и по протоколу IP передают запрос, в котором сообщают известное символьное имя и просят вернуть соответствующий ему IP-адрес.
 Если данные о запрошенном соответствии хранятся в базе данного DNS-сервера, то он сразу посылает ответ клиенту, если же нет – он посылает запрос DNS-серверу другого домена, который может сам обработать запрос, либо передать его другому DNS-серверу. Все DNS-серверы соединены иерархически, в соответствии с иерархией доменов сети Интернет. Клиент опрашивает эти серверы имен, пока не найдет нужные отображения. Этот процесс ускоряется путем постоянного кэширования серверами информации, предоставляемой по запросам. Клиентские компьютеры могут использовать в своей работе IP-адреса нескольких DNS-серверов для повышения надежности своей работы.
 База данных DNS имеет структуру дерева, называемого доменным пространством имен, в котором каждый домен (узел дерева) имеет имя и может содержать поддомены. Имя домена идентифицирует его положение в этой базе данных по отношению к родительскому домену, причем точки в имени отделяют части, соответствующие узлам домена.
 Корень базы данных DNS управляется центром Internet Network Information Center. Домены верхнего уровня назначаются для каждой страны, а также на организационной основе. Имена этих доменов должны следовать международному стандарту ISO 3166. Для обозначения стран используются трехбуквенные и двухбуквенные аббревиатуры:
 ua – Украина,
 ru – Россия,
 de – Германия,
 ca – Канада,
 uk – Великобритания.
 Для организаций используются следующие аббревиатуры:
 com – коммерческие организации (например, microsoft.com),
 edu – образовательные (например, mit.edu),
 gov – правительственные организации (например, nsf.gov),
 org – некоммерческие организации (например, fidonet.org),
 net – организации, поддерживающие сети (например, nsf.net).
 Кроме того, имена доменов включают категорию верхнего уровня. Например, www в начале имени домена обозначает, что сервер поддерживает связь по World Wide Web (обычно называют просто Web), которая является одной из самых больших категорий Интернет-серверов.
 Для того чтобы быть частью World Wide Web, сервер должен использовать стандартный метод форматирования документов, называемый Языком разметки гипертекста (HyperText Markup Language – HTML), благодаря чему документ может быть прочитан на любом компьютере, поддерживающем HTML.
 Другую распространенную категорию верхнего уровня образуют серверы, поддерживающие протокол передачи файлов (File Transfer Protocol – FTP). Эти серверы предназначены преимущественно для хранения и загрузки файлов данных.
 
 4.3. АРХИТЕКТУРА СЕТИ И МАРШРУТИЗАЦИЯ
 
 Всемирная глобальная сеть Интернет до 1995 года, когда она контролировалась National Science Foundation (NSF), имела строго иерархическую трехуровневую структуру. На верхнем (первом) уровне находилась базовая высокоскоростная магистраль, к которой подключались сети второго уровня – региональные поставщики услуг доступа в Интернет. К сетям регионального уровня подключались сети третьего, локального уровня (сети предприятий, учебных заведений, научных учреждений).
 По мере своего развития и особенно с появлением гипертекстовой системы WWW сеть Интернет значительно увеличилась, превратилась в коммерческую сеть, и связи перестали представлять трехуровневую иерархическую структуру. Теперь Интернет имеет типичную для глобальных сетей узловую структуру. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных коммуникационных центров, к которым подключаются региональные поставщики сетевых услуг и через которые осуществляется их взаимодействие. Следовательно, с точки зрения пользователя, в сети Интернет выделяются поставщики услуг, поддерживающие необходимую информацию на серверах, и потребители услуг – клиенты.
 Для четкого понимания технологии работы сети приведем определения понятий «клиент» и «сервер».
 Клиент – приложение, посылающее запрос серверу, отвечает за обработку, ввод информации и передачу запросов серверу. Именно он выполняет практически все необходимые информационно-вычислительные работы.
 Сервер – реальная или виртуальная ЭВМ, реализующая функции по обслуживанию клиента, обеспечивающая распределение ресурсов сети.
 Среду передачи соединения в Интернет нельзя рассматривать только как паутину проводов или оптоволоконных линий. Оцифрованные данные пересылаются через маршрутизаторы.
 Маршрутизатор – устройство, которое объединяет локальные сети с общим протоколом. Задача маршрутизатора состоит в выборе маршрута для передачи от отправителя к получателю. Это необходимо в сетях, где не только необходим, но и возможен выбор оптимального или приемлемого маршрута.
 В виртуальных сетях задача маршрутизации при передаче сообщения, расчленяемого на пакеты, решается единственный раз, когда устанавливается виртуальное соединение между отправителем и получателем. В дейтаграммных сетях маршрутизация выполняется для каждого отдельного пакета.
 Выбор маршрутов в узлах связи телекоммуникационной системы производится в соответствии с реализуемым алгоритмом (методом) маршрутизации.
 Алгоритм маршрутизации – это правило назначения выходной линии связи данного узла связи телекоммуникационной системы для передачи пакета, базирующееся на информации, содержащейся в заголовке пакета (адреса отправителя и получателя), и информации о загрузке этого узла (длина очередей пакетов) и, возможно, сети в целом [15].
 Основные цели маршрутизации заключаются в надежной доставке пакета и его минимальной задержке, максимальной защите пакета при его передаче, обеспечении максимальной пропускной способности сети и, наконец, минимальной стоимости передачи пакета его адресату.
 Маршрутизатор имеет в своем распоряжении базу топологической информации, по которой он узнает, например, о том, между какими подсетями общей сети имеются связи и в каком состоянии (работоспособном или нет) они находятся. Имея такую карту сети, маршрутизатор может выбрать один из нескольких возможных маршрутов доставки пакета адресату. В данном случае под маршрутом понимают последовательность прохождения пакетом последовательности маршрутизаторов.
 Маршрутизатор видит всю картину связей подсетей друг с другом, поэтому он может выбрать правильный маршрут и при наличии нескольких альтернативных маршрутов. Решение о выборе того или иного маршрута принимается каждым маршрутизатором, через который проходит сообщение.
 Для того, чтобы составить карту связей в сети, маршрутизаторы обмениваются специальными служебными сообщениями, в которых содержится информация о тех связях между подсетями, о которых они знают (эти подсети подключены к ним непосредственно или же они узнали эту информацию от других маршрутизаторов).
 Построение графа связей между подсетями и выбор оптимального по какому-либо критерию маршрута на этом графе представляют собой сложную задачу. При этом могут использоваться разные критерии выбора маршрута – наименьшее количество промежуточных узлов, время, стоимость или надежность передачи данных.
 Различают следующие способы маршрутизации [15]:
 1) Централизованная маршрутизация реализуется обычно в сетях с централизованным управлением. Выбор маршрута для каждого пакета осуществляется в центре управления сетью, а узлы сети связи воспринимают и реализуют результаты решения задачи маршрутизации.
 2) Распределенная (децентрализованная) маршрутизация выполняется в сетях с децентрализованным управлением. Функции управления распределены между узлами сети, которые располагают для этого соответствующими средствами.
 3) Смешанная маршрутизация представляет собой совокупность принципов централизованной и распределенной маршрутизации.
 Выделяют следующие методы маршрутизации:
 1) Простая маршрутизация при выборе маршрута не учитывает топологии и состояния (загрузки) сети. Из этого вида применение получили случайная и лавинная маршрутизация.
 a) Случайная маршрутизация характеризуется тем, что выбирается одно, случайно выбранное, свободное направление, по которому «в свободное плавание» отправляется пакет, который, в конечном счете, попадает к адресату.
 b) Лавинная маршрутизация может использоваться в незагруженных сетях, так как предусматривает передачу пакета из узла по всем свободным выходным линиям, что влечет за собой «размножение» пакета. Проблему решают путем уничтожения на каждом узле дубликатов и продвижения только одного пакета по сети.
 2) Фиксированная маршрутизация применяется в сетях с мало изменяющейся топологией и установившимися потоками информации. При выборе маршрута учитывается топология сети и не учитывается изменение ее нагрузки. Для каждого узла направление передачи выбирается по таблице маршрутов (каталогу). Каталоги составляются в центре управления сетью. Они составляются заново при изменении топологии сети.
 3) Адаптивная маршрутизация учитывает как изменение топологии, так и нагрузки сети. Выделяют модификации данного вида:
 a) Локальная адаптивная маршрутизация основана на использовании имеющейся в данном узле информации: таблицы маршрутов; данных о состоянии выходных линий связи; длины очереди пакетов, ожидающих передачи. Информация о состоянии других узлов не используется.
 b) Распределенная адаптивная маршрутизация основана на использовании локальной информации и данных, получаемых с соседних узлов сети. В каждом узле формируется таблица маршрутов ко всем узлам назначения, где указываются маршруты с минимальным временем задержки. В процессе работы сети узлы периодически обмениваются информацией о загрузке узла (длине очереди). После обмена каждый узел перерассчитывает задержки и корректирует маршруты с учетом поступивших данных и длины очередей в самом узле.
 c) Централизованная адаптивная маршрутизация отличается от перечисленных методов тем, что задача маршрутизации для каждого узла сети решается в центре маршрутизации. Каждый узел периодически формирует сообщение о своем состоянии и передает его в центр маршрутизации. По этим данным в центре составляются таблицы маршрутов для каждого узла.
 d) Гибридная адаптивная маршрутизация включает принципы организации централизованной и локальной маршрутизации. Основана на использовании таблиц маршрутов в сочетании с анализом длины очередей в узлах.
 
 4.4. ПРОТОКОЛЫ ИНТЕРНЕТ
 
 В настоящее время исполь­зуются два основных подхода к формированию межсетевого взаимодей­ствия: прото­кол IP (относится к протоколам без установления логического соединения (дейтаграммным)) и рекомендация Х.25 (предполагает организацию вир­туального соединения (канала)).
 С сетью Интернет связано появление группы протоколов – так называемых межсетевых протоколов, или IP-протоколов (сокращение от Internet Protocol). Территориально располагаясь на сетевом уровне Эталонной модели, межсетевой протокол согласовывает транспортную и сетевую службы различных компьютерных сетей.
 По мере развития различных компьютерных сетей стала очевидной потребность в их объединении. В связи с этим, начиная с 1973 г., агент­ство ARPA начало осуществлять программу Interneting Project. Следовало определить, как связать сети между собой с учетом того, что каждая из них использует различные протоколы передачи информации. Для этой цели был предложен протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol). Собственно протокол TCP/IP состоит из двух протоко­лов: TCP и IP. Протокол TCP является стандартным транспортным про­токолом и предоставляет сервис для надежной передачи информации между клиентами сети. Протокол IP обеспечивает сервис доставки паке­тов между узлами сети Интернет и отвечает за адресацию сетевых узлов. В процессе своего функционирования протокол IP постоянно взаимодейст­вует с протоколом межсетевых управляющих сообщений (ICMP – сокра­щение от Internet Control Message Protocol), образуя с ним так называемый межсетевой модуль (IP-модуль).
 Протоколы TCP и IР располагаются в середине Эталонной модели взаимодействия открытых систем и тесно связаны с протоколами других уровней. В связи с этим термин “TCP/IP” обычно охватывает все, что связано с протоколами TCP и IP. Сюда входит целое семейство протоко­лов, прикладные программы и даже сама сеть. На рис. 4.2 приведены ос­новные протоколы этого семейства и их соотношение с Эталонной моде­лью взаимодействия открытых систем.
 
 Уровни эталонной модели Протоколы TCP/IP модели
 
 7 Прикладной Telnet FTP TFTP SMTP
 6 Представительный
 5 Сеансовый
 4 Транспортный TCP UDP
 3 Сетевой
  ICMP IP ARP RARP
 2 Канальный IEEE 802.2
 1 Физический IEEE 802.3 … IEEE802.12...
 
 Рис. 4.2. Соотношение семейства протоколов TCP/IP
 с идеальной моделью взаимодействия открытых систем
 
 Протокол UDP (User Datagram Protocol) – протокол пользовательских дейтаграмм является одним из двух основных протоколов, расположен­ных непосредственно над протоколом IP. Он предоставляет прикладным процессам ограниченный набор транспортных услуг, обеспечивая нена­дежную доставку дейтаграмм. Протокол UDP использует такие сетевые приложения, как NFS (Network File System – сетевая файловая система) и SNMP (Simple Network Management Protocol – простой протокол управле­ния сетью).
 В отличие от UDP протокол TCP обеспечивает гарантированную дос­тавку с установлением соединений в виде потоков байт.
 Протокол Telnet является протоколом эмуляции терминала и позволя­ет рассматривать все удаленные терминалы как стандартные «сетевые виртуальные терминалы». Протокол FTP (File Transfer Protocol – прото­кол передачи файлов) позволяет пользователю просмотреть каталог уда­ленного компьютера, скопировать один или несколько файлов.
 Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol – простой протокол пе­редачи почты) поддерживает передачу электронной почты между произ­вольными узлами сети Интернет.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу