<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Протокол ARP (Address Resolution Protocol – протокол разрешения адресов), осуществляет преобразование (отображение) IP-адресов в Ethernet адреса. Обратное преобразование осуществляется с помощью протокола RARP (Reverse Address Resolution Protocol – обратный прото­кол разрешения адресов).
 Последовательность протоколов, непосредственно участвующих в пе­редаче информации, называется стеком протоколов или протокольным стеком.
 Иерархию управления в TCP/IP-сетях обычно представляют в виде следующей модели (рис. 4.3).
 
 
 4 Application level
 3 Transport level
 2 Network interface
 1 Hardware level
 
 Рис. 4.3. Иерархия управления в TCP/IP-сетях
 
 Нижний уровень hardware описывает ту или иную среду передачи данных.
 На уровне network interface (сетевой интерфейс) лежит аппаратно-зависимое программное обеспечение, реализующее, распространение информации на том или ином отрезке среды передачи данных. Отметим, что TCP/IP, изначально ориентированный на независимость от среды передачи данных, никаких ограничений "от себя" на программное обеспечение этих двух уровней не накладывает. Понятия "среда передачи данных" и "программное обеспечение сетевого интерфейса" могут на практике иметь различные по сложности и функциональности наполнения. Это может быть и простое модемное двухточечное звено, и представляющая сложную многоузловую коммуникационную структуру сеть Х.25 или Frame Relay. К этому же уровню относят уровень Internet (межсетевой), который представлен протоколом IP. Главная задача – маршрутизация (выбор пути через множество промежуточных узлов) при доставке информации от узла отправителя до узла-адресата. Вторая важная задача протокола IP – сокрытие аппаратно-программных особенностей среды передачи данных и предоставление вышележащим уровням единого унифицированного и аппаратно-независимого интерфейса для доставки информации. Достигаемая при этом канальная (аппаратная) независимость и обеспечивает многоплатформенное применение приложений, работающих над TCP/IP.
 Протокол IP не обеспечивает транспортную службу в том смысле, что не гарантирует доставку пакетов, сохранение порядка и целостности потока пакетов и не различает логические объекты (процессы), порождающие поток информации. Это задачи других протоколов – TCP и UDP, относящихся к следующему transport (транспортному) уровню. TCP и UDP реализуют различные режимы доставки данных. TCP, как говорят, – протокол с установлением соединения. Это означает, что два узла, связывающиеся при помощи этого протокола, "договариваются" о том, что будут обмениваться потоком данных, и принимают некоторые соглашения об управлении этим потоком. UDP (как, собственно, и IP) является дейтаграммным протоколом, т. е. таким, что каждый блок передаваемой информации (пакет) обрабатывается и распространяется от узла к узлу не как часть некоторого потока, а как независимая единица информации – дейтаграмма (datagram).
 Выше – на уровне application (прикладном) - лежат прикладные задачи, такие как обмен файлами (File Transfer Protocol, FTP) и сообщениями электронной почты (Simple Mail Transfer Protocol, SMTP), терминальный доступ к удаленным серверам (Telnet)
 В связи с особой ролью протоколов TCP/IP в сети Интернет остановимся на них более подробно. Знание этого семейства протоколов поможет узнать, как работает Интернет. Передаваемая по сети информация разбивается на пакеты – небольшие (не более 1500 символов) порции данных. Пакеты посылают независимо друг от друга, а в пункте приема собираются в нужной последовательности. Такой режим передачи называется дейтаграммным. Другими словами, протокол TCP/IP распределяет информацию по множеству дейтаграмм, после чего в пункте приема проверяет их достоверность и собирает снова. Протокол IP управляет адресацией, последовательностью и пересылкой. Протоколы TCP/IP относятся к транспортному уровню Эталонной модели взаимодействия открытых систем и не зависят от протоколов других уровней этой модели. Благодаря этому протоколы TCP/IP идеально подходят для современной сети Интернет. Когда сорок (или около того) миллионов людей используют в своей работе самые разнообразные системы, значительно удобнее осуществлять проверку ошибок на уровне протокола, который поддерживают все эти системы.
 В TCP/IP для проверки правильности пакета используется механизм, который носит название контрольная сумма. Контрольная сумма – это число, помещаемое в дейтаграмму и вычисляемое по специальному алгоритму для всех символов дейтаграммы. Заголовок содержит также номер дейтаграммы в передаваемой последовательности дейтаграмм, служащий для определения порядка дейтаграмм при восстановлении первоначальной информации. После добавления заголовка TCP передает дейтаграмму протоколу IP.
 Протокол IP добавляет к каждой дейтаграмме заголовок адреса. Заголовок включает в себя адреса отправителя и получателя каждой дейтаграммы. После этого IP передает дейтаграмму компьютеру-отправителю, использующему собственный протокол (например, протокол Internet Point-to-Point (точка-точка) или сокращенно – РРР), который помещает дейтаграмму в кадр данных.
 Пока кадр данных путешествует по Интернет, он проходит через несколько IP-маршрутизаторов Интернет. Каждый маршрутизатор читает адрес назначения кадра и выбирает адрес следующего маршрутизатора, которому нужно послать кадр, чтобы тот достиг пункта назначения. Вследствие того, что поток информации в сети никогда не бывает постоянным, то разные кадры могут идти через различные маршрутизаторы. Кроме того, некоторые маршрутизаторы могут не работать по какой-либо причине. Если маршрутизатор IP обнаруживает, что адрес занят или не работает, то он выбирает альтернативный адрес, по которому и посылает кадр.
 Из всего этого следует, что кадры могут прибыть по назначению совсем не в том порядке, в котором они были отправлены из исходного пункта, следовательно, все их нужно проверить и выстроить по порядку.
 После того как получающий компьютер принимает кадр, он первым делом проверяет верхний и нижний заголовки кадра, чтобы удостовериться в корректности содержащейся в нем дейтаграммы. IP отвечает за адрес каждой дейтаграммы, а TCP проверяет корректность дейтаграммы. Для этого рассчитывается контрольная сумма, которая сравнивается с исходной. Если контрольные суммы не совпадают, то TCP посылает запрос на повторную отправку пакета. После получения и проверки всех дейтаграмм, TCP восстанавливает их порядок, удаляет заголовки. Затем информация передается получающему компьютеру.
 
 4.5. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИИ
 В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ WORLD WIDE WEB
 
 World Wide Web (Web или WWW) – всемирная паутина. Это система, объединяющая информационный поиск с возможностями гипертекста.
 Рассмотрим понятия, необходимые для дальнейшего раскрытия темы.
 Гипертекст – форма организации семантической информации, разделенной на фрагменты, для многих из которых определены переходы от родственных объектов с указанием типа перехода.
 Соответственно, гипертекстовая технология – технология обработки информации, построенная на основе использования гипертекста.
 Гипермедиа – надмножество гипертекста, в котором операции производятся не только над текстом, но и над звуком, изображением, анимацией.
 Технология WWW предоставляет легкий в управлении графический интерфейс для просмотра документов Интернет. Эти документы, а также ссылки между ними образуют информационную "паутину".
 WWW работает по прин­ципу клиент – сервер, точнее, клиент – серверы. Существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипертекстовый документ, состоящий из частей с разнообразным представле­нием информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки эти в документах WWW организованы таким обра­зом, что каждый информационный ресурс в глобальной сети Интернет од­нозначно адресуется, и документ, который вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Интернет) на других компьютерах Интернет, причем пользователь не замечает этого и работает со всем ин­формационным пространством Интернет как с единым целым. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие «Сервисы и информационные ресурсы Интернет». Бо­лее того, большинство программ – клиентов WWW – не просто понимают такие ссылки, но и являются программами – кли­ентами соответствующих сервисов: ftp, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т.д. Таким образом, программные средства являются универсальными для различных сервисов Интернет, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.
 Рассматривая основные компоненты технологии WWW, П. Храмцов пишет, что к 1989 году гипертекст представлял новую, многообещающую технологию, которая имела относительно большое число реализаций с одной стороны, а с другой – делались попытки построить формальные модели гипертекстовых систем, которые носили скорее описательный характер и были навеяны успехом реляционного подхода описания данных. Идея Т. Бернес-Ли заключалась в том, чтобы применить гипертекстовую модель к информационным ресурсам, распределенным в сети, и сделать это максимально простым способом. Он заложил три краеугольных камня системы из четырех существующих ныне, разработав:
 НТМL (HyperText Markup Language) – язык разметки гипертекста. Это формат гипертекстовых документов, использующихся в WWW для предоставления информации. Этот формат описывает не вид документа, а его структуру и связи. Внешний вид документа на экране пользователя определяется программой просмотра (browser). Имена файлов в формате HTML обычно оканчиваются на html (или имеют расширение htm в случае, если сервер работает под MS-DOS или Windows).
 URI (Universal Resource Identification) представляет собой систему, учитывающую опыт адресации и идентификации E-Mail, Gopher, WAIS, Telnet, FTP и т. д. Но реально из всего, что описано в URI, для организации баз данных в WWW требуется только URL (Universal Resource Locator). URL используется в гипертекстовых ссылках и обеспечивает доступ к распределенным ресурсам сети. В URL можно адресовать как другие гипертекстовые документы формата HTML, так и ресурсы E-Mail, Gopher, WAIS, Telnet, FTP.
 HTTP (HyperText Transfer Protocol) – протокол обмена гипертекстовой информацией). Это название протокола, по которому взаимодействуют клиент и сервер WWW.
 CGI (Common Gateway Interface) – последняя составляющая технологии WWW. Это уже плод работы группы NCSA. Спецификация CGI была специально разработана для расширения возможностей WWW.
 А теперь обратимся к рассмотрению основных представителей информационных ресурсов в сети Интернет, реализованных в рамках технологии WWW.
 В настоящее время все электронные издания в сети можно разбить на несколько категорий:
 рекламные страницы;
 электронная периодика;
 серьезные электронные монографии и справочники.
 Остановимся подробнее на каждом из этих видов изданий.
 Рекламные материалы публикуются в Сети достаточно широко. Web-страницы с различного рода рекламой можно встретить очень часто. Обычно реклама размещается непосредственно на сервере фирмы, так или иначе связанной с компьютерным бизнесом. Фирмы сами публикуют о себе различного рода информацию, от истории создания до характеристик последних изделий и прайс-листов. Здесь же можно найти доклады представителей фирмы на различных конференциях и выставках, а также их интервью различного рода специализированным изданиям. Все эти материалы богато иллюстрированы графикой и фотографиями. Часто, можно даже прослушать приветствия или обращения руководителей фирмы к пользователям Web, если конечно позволяют возможности компьютера и его программного обеспечения. Качество этих рекламных материалов часто не уступает их печатным аналогам.
 Отдельное место среди материалов Web занимают каталоги. Если речь идет о коммерческой информации или коммерческих изделиях, то их также можно отнести к рекламе, но кроме коммерческого использования Сети, которое по некоторым оценкам составляет 30 – 40% от всего набора Web-страниц, существует еще и некоммерческое обслуживание пользователей сети, которое осуществляется либо за государственный счет, либо за счет энтузиазма отдельных лиц, которых на удивление много в этом мире наживы и чистогана. В каталогах содержится различного рода информация: о киноактера х, оглавления компакт-дисков, списки хит-парадов и многое другое. Существуют справочники по античному искусству, справочники по истории авиации или флота, каталоги научной фантастики.
 Первыми из печатных периодических изданий World Wide Web стали осваивать иллюстрированные журналы. Следует заметить, что в настоящее время электронные копии печатных изданий – это скорее дайджест печатного издания. Компании, выпускающие печатную продукцию, с одной стороны заинтересованы в привлечении новых читателей, а с другой стороны нельзя терять традиционных клиентов печатных изданий. Для решения этой проблемы применяется комбинированный подход, который заключается в том, что, во-первых, пользователь сети может, не отходя от своего компьютера, подписаться на издание, перечислив на счет издательства или компании-посредника необходимую сумму денег, либо списав соответствующую сумму с кредитной карточки. При этом операции с карточками также можно выполнять, используя свой компьютер. Во-вторых, можно подписаться на электронную версию издания. В этом случае после перечисления денег пользователя регистрируют в информационной службе издания, т.е. присваивают определенное имя и пароль, используя которые пользователь может войти в защищенные разделы базы данных издания. В связи с последней возможностью и расширением средств защиты данных при обмене ими по сети, число коммерческих закрытых для публичного использования информационных ресурсов Интернет стало увеличиваться.
 Электронные газеты – еще один вид периодических публикаций на сети, который стал осваивать новую технологию Интернет – World Wide Web. Электронные газеты появились несколько позже журналов, примерно с задержкой в полгода. Главным препятствием для газетного бизнеса является сложность подготовки публикаций для Сети. Первыми изданиями такого сорта стали Computer World, PC Magazine Daily и другие компьютерные издания. Подача материалов в этих газетах отличается от аналогичных материалов в печатном оригинале. Во-первых, размер страницы электронного издания ограничен размером экрана дисплея компьютера. Во-вторых, при подаче материалов следует учитывать такие возможности современных программ управления отображением информации на экране дисплеев, как одновременное открытие нескольких окон, в которых можно разместить либо разные страницы текста, либо поместить рисунок, поясняющий текст. Это позволяет "уплотнить" информацию на экране дисплея. В обычном печатном издании это просто нельзя реализовать. Авторы электронных изданий также учитывают такую возможность как звуковая подача материала, что чрезвычайно полезно при опубликовании интервью. Кроме того, в качестве обзоров часто публикуют не обширный текст, а набор графических материалов: графиков гистограмм, круговых диаграмм, сопровождая их текстовым комментарием. Является очевидным, что это порождает совершенно новый тип издания, сильно отличающийся по форме и оформлению от традиционного печатного оригинала.
 Наиболее фундаментальными электронными изданиями в Сети являются реализованные в технологии World Wide Web аналоги крупных печатных изданий типа Библии или различного рода энциклопедии. Одним из самых крупных проектов такого сорта является "Британика Он-лайн". Этот проект связан с организацией в Интернет одной из самых старых энциклопедий мира – энциклопедии "Британика". Электронная версия "Британики" представляет из себя довольно сложный конгломерат информационных технологий. Главным в этой информационной базе данных является представление статей энциклопедии в виде гипертекстовых страниц в формате языка гипертекстовой разметки документов – HTML, который применяется для опубликования материалов в World Wide Web. Каждая статья имеет связи со следующей по порядку в текстовом варианте энциклопедии статьей и статьей предшествующей. Кроме этого каждая статья связана с другими статьями гипертекстовыми ссылками, которые употребляются в тексте статьи, и базой данных персоналий, стран и графических иллюстраций. Кроме этого для навигации по энциклопедии существуют оглавление, индекс и механизм поиска статей по ключевым словам. Оглавление и индекс являются списками гипертекстовых ссылок. Причем, если в оглавлении ссылки указывают на статьи энциклопедии, то в индексе ссылки указывают на списки статей, которые в свою очередь также являются списками гипертекстовых ссылок. Отдельный интерес представляет поисковый аппарат энциклопедии. Он основан на использовании технологии распределенной информационно-поисковой системы Интернет – WAIS (Wide Area Information System). О самой этой системе речь пойдет чуть позже. Здесь мы обращаем внимание читателя на тот факт, что результат работы WAIS – это список гипертекстовых ссылок на статьи энциклопедии, который система генерирует "на лету". Этот список внешне ни чем не отличается от списка индекса, например, но с точки зрения системы - это совершенно разные объекты. Список индекса реально существует в виде файла базы данных World Wide Web, а списки, которые порождает WAIS, реально не существуют, а являются временными образованием и порождаются запросами пользователя. Зарегистрированные пользователи могут сохранять полученные таким образом списки для последующего использования при работе с системой.
 Последним видом электронных документов, о которых хочется рассказать, являются издания, подготовленные с учетом новых компьютерных технологий и специально для опубликования в Сети. Издать эти материалы в виде обычных книг просто нельзя. Всю эту продукцию принято называть виртуальной литературой. Виртуальная литература может быть разделена на специальную, развлекательную и исследования в области виртуальных публикаций. Специальную литературу составляют специализированные журналы, специализированные справочники и учебники. Развлекательная литература – это иллюстрированные журналы, художественная литература (поэзия, научная фантастика, сказки для взрослых и детей и т.п.), а исследования – это публикации, призванные продемонстрировать новые способы организации информации и ее представления для пользователей Интернет.
 Специальные журналы – это, главным образом, компьютерные издания типа журнала Национального Центра Прикладного Программного Обеспечения для Суперкомпьютеров "Access". В данном издании каждая статья оформлена в виде гипертекста. В тело статьи встроены графики, таблицы и даже результаты динамического моделирования в виде кинороликов. Как правило, графика подготавливается отдельно от текста и демонстрируется по специальному запросу пользователя.
 Справочники – это, пожалуй, первые издания в Сети, которые были реализованы в технологии WWW. В 1994 году лучшим специальным изданием "Всемирной паутины" был признан справочник по онкологии, который был рассчитан на три типа различных пользователей: пациентов, студентов и специалистов. Справочник содержал информацию как о типичных онкологических заболеваниях, так и о специальных случаях, с которыми может столкнуться врач при лечении различных раков.
 Учебники – это третий тип гипермедийных изданий, которые доступны в Сети. Ни один из видов виртуальной литературы не имеет более глубокого обоснования и более детальной проработки реализаций, чем распределенный в сети учебник.
 Сеть стала уже серьезным фактором жизни развитых стран. Президент США в 1995 году объявил о создании информационной магистрали как о национальной программе, Европейское сообщество в 1994 году рассматривало программу информатизации Европы, в России успехи в деле использования компьютерных сетей скромнее, но, тем не менее, в стране развивается около трех крупных проектов подключения к Интернет сферы образования и науки. Видимо, Интернет станет одним из основных средств международных коммуникаций, и развитие издательского дела в этом направлении вполне оправдано и своевременно.
 
 4.6 ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 
 Поиск информации – задача, которую человечество решает уже многие столетия. Прежде чем перейти к конкретной методике организации поиска в сети, рассмотрим некоторые термины теории информационного поиска, необходимые для раскрытия данной темы.
 Прежде чем начинается процедура поиска информации, возникает информационная потребность, которая представляет собой разновидность нематериальной потребности, потребность в информации, необходимой для решения конкретной задачи или   достижения некоей цели [22].
  Эта информационная потребность чаще всего даже не может быть четко выражена словами и выражается только в оценке просматриваемых документов – подходит или не подходит. В теории информационного поиска вместо слова подходит используют термин пертинентный документ, а вместо не подходит – непертинентный. Слово пертинентный происходит от английского pertinent, что значит относящийся к делу, подходящий по сути. Субъективно понимаемая цель информационного поиска – найти все пертинентные и только пертинентные документы (мы хотим найти только то, что хотим, и ничего больше).
 К сожалению, мы часто не в состоянии оценить пертинентность документа без сравнивания его с другими документами. Для того, чтобы было с чем сравнивать, необходимо некоторое количество непертинентных документов. Эти документы называют информационным шумом. Слишком большой шум затрудняет выделение пертинентных документов, слишком малый – не дает уверенности в том, что найдено достаточное количество пертинентных документов (раз мы видим только пертинентные документы, нет никакой уверенности в том, что и среди тех документов, которые не попались нам на глаза, тоже не окажутся пертинентные). Практика показывает, что когда количество непертинентных документов лежит в интервале от 10% до 30%, ищущий чувствует себя комфортно, считая, что количество найденных документов – удовлетворительно.
 Когда документов много, используется информационно-поисковая система (ИПС). В этом случае информационная потребность должна быть выражена средствами, которые "понимает" ИПС, то есть должен быть сформулирован запрос.
 Запрос редко может точно выразить информационную потребность. Однако многие ИПС по разным причинам не могут определить, соответствует ли тот или иной документ запросу. Степень соответствия документа запросу называется релевантностью. Релевантный документ может оказаться непертинентным, и наоборот.
 В настоящее время всемирная сеть Интернет хранит более миллиарда ин­формационных объектов, таких как web-документы, файловые архивы, архи­вы телеконференций и т. п. Очевидно, что для эффективного использования информационного ресурса такого уровня сложности требуется наличие у пользователя сети определенных знаний, навыков и умений в области организации и проведения поиска информации в Интернет.
 Весьма важной чертой Интернет, подчеркивает Т. В. Ростовцева, является то, что пользователь не просто получает доступ к информации, но и сам производит ее [40]. К тому же поиск информации в новых условиях и в новой информационной среде предоставляется самому специалисту. В связи с этим Т.В.Ростовцева выделяет два положительных момента:
 увеличивается вероятность выявления полезной по существу, но не соответствующей строго формально запросу информации. Специалист сам ведет диалог с поисковой системой, меняя тактику поиска в зависимости от полученных результатов;
 формируются основы научного мышления, навыки научно-исследовательской работы. Специалист учится ориентироваться в сетевом пространстве, отбирать из большого количества документов то, что действительно необходимо, и, наконец, варьировать свой запрос в зависимости от анализа уже выявленных документов.
 Тем не менее, пользователи часто не ощущают удовлетворения от результатов поиска в новой информационной среде. Обычно это происходит по следующим причинам:
 как правило, пользователи в качестве инструмента поиска используют либо поисковые машины (Яндекс, Rambler, AltaVista и т.п.), либо каталоги ресурсов (Yahoo). Несмотря на ряд достоинств, вышеупомянутые поисковые системы не обеспечивают научный контроль качества (т.е. процесс включения информации в БД этих поисковых систем не находится под контролем специалистов-предметников), что может привести к получению в результате поиска недостоверной информации;
 отсутствие знаний и навыков по составлению запроса к поисковой системе приводит к получению большого количества информационного шума;
 пользователь часто не осознает тот факт, что, несмотря на существование информации в Интернет, она находится вне поля зрения поисковых машин. Отсутствие элементарных знаний по проведению поиска приводит к снижению полноты получаемой информации.
 Таким образом, можно утверждать, что в Интернет есть больше возможностей, нежели используется в настоящий момент. И, следовательно, проблема заключается не в недостаточности качественной информации в Интернет, а в неумении специалиста ее найти.
 Поиск информации в новой информационной среде современными исследователями в области информационных технологий рассматривается больше как процесс решения поисковой задачи, стоящей перед пользователем, нежели как просто нахождение релевантной запросу информации.
 Т. В. Ростовцева предлагает методику поиска информации, разбивая его на 3 этапа и 11 шагов [40]. Суть этапов:
 Формулировка и уточнение информационного запроса. На этом этапе идет целенаправленное ограничение и конкретизация общей цели поиска.
 Планирование поисковой процедуры. Основная цель данного процесса – определение путей и способов рационального решения поисковой задачи. Этот этап включает в себя разработку поисковых стратегий, предусматривающих выполнение выявленных наборов требований.
 Реализация поиска. Окончательное решение поисковой задачи.
 Рассмотрим содержание этапов подробнее.
 Этап 1. «Формулировка и уточнение информационного запроса»
 Этап формулировки и уточнения запроса традиционно играет ведущую роль [17, 19]. От того насколько верно сформулирован запрос, будет зависеть последующий выбор информационных ресурсов. «Уточнение запроса» на практике представляет собой ряд критериев или вопросов, необходимых для уточнения потребности пользователя в информации. Первоначально выясняется тип источника, в котором будет проводиться поиск, содержание темы, глубина ретроспективного поиска. На данном этапе целесообразно сделать следующие шаги:
 Шаг 1. Формулирование запроса на естественном языке.
 Цель 1-го шага – формирование представления об искомой информации. Для того чтобы получить это представление, обладателю информационной потребности необходимо как можно более точно выразить ее на естественном языке.
 Шаг 2. Определение типа информационной потребности.
 Даже достаточно грубое представление о типе информационной потребности позволяет уточнить обусловливаемые ею требования, которые следует учитывать при поиске. Традиционно различают 2 типа информационных потребностей:
 Границы информационной потребности четко определены.
 Например: «Какие учебные курсы делового английского были опубликованы в России в 2001 году?», «Автомобили каких марок выпускались в России в 1966 году?».
 В данном случае наилучшей метаинформацией (информацией об информации) признается та, которая наиболее полно и точно описывает конкретную информационную потребность данного потребителя и позволяет получить точный ответ.
 Границы определены нечетко, а также с течением времени могут изменяться.
 Например: «Методики преподавания делового английского», «Изучение информационных потребностей». В данной ситуации потребитель будет ощущать комфорт при возможности самому разбираться в информации.
 Подчеркнем, что процессы информационного поиска, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности разных типов, в целом отличаются друг от друга, в связи с чем можно говорить о разных видах информационного поиска. Об информационном поиске, удовлетворяющем информационные потребности первого типа, исследователи говорят как о фактографическом. Об информационном поиске, удовлетворяющем потребности второго типа, – как о документальном. Однако часто, чтобы найти некоторые факты в Интернет, необходимо сначала провести поиск документов (Web-страниц), содержащих эти факты. В этом случае можно говорить о документально-фактографическом поиске.
 Шаг 3. Определение цели поиска информации.
 Определение цели поиска информации позволяет выявить степень требуемой полноты информации, что также оказывает влияние на выбор поисковых систем. Противоположными друг другу целями поиска информации традиционно являются:
 предварительное знакомство с проблемой;
 тщательное изучение проблемы.
 Как правило, обычная цель поиска информации лежит где-то между этими двумя крайностями, т.е. пользователю требуется некоторое количество информации, но абсолютная полнота сведений ему не нужна.
 Шаг 4. Определение необходимых ограничений поиска.
 К числу основных ограничений традиционно относят: ограничения по видам изданий, языкам публикаций, по географическим и хронологическим рамкам поиска. Поэтому необходимо четко выяснить:
 информация из каких источников интересует пользователя (статьи, монографии, материалы конференций, другое);
 на каком языке;
 каковы географические рамки поиска;
 каковы хронологические рамки поиска.
 Шаг 5. Окончательная формулировка информационного запроса.
 Для окончательной формулировки информационного запроса необходимо провести всесторонний лексический анализ информации, подлежащей поиску. Необходимо получить из какого-либо источника прецедент подробного и грамотного описания исследуемого вопроса. Таким источником может стать как узкоспециальный справочник, так и энциклопедия общего профиля. На основе изученного материала необходимо сформулировать максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, при необходимости на нескольких языках.
 Этап 2. «Планирование поисковой процедуры»
 Основная цель данного этапа – определение путей и способов рационального решения поисковой задачи. Он включает в себя разработку общей программы поиска, предусматривающей выполнение выявленных на первом этапе наборов требований. Параллельно осуществляется выбор и оценка качества поисковых систем, проводится поиск недостающей информации. На этом этапе целесообразно выполнить следующие шаги:
 Шаг 6. Выбор и оценка качества поисковых систем.
 Отбор и оценку качества поисковых систем необходимо проводить с точки зрения их соответствия реальной информационной потребности и специфике запроса. Каждый пользователь имеет специфические требования, оказывающие влияние на выбор поисковой системы, ее содержания и возможностей. При выборе поисковой системы необходимо обращать внимание на следующие параметры: объем индекса поисковой системы, контроль качества содержащейся в ней информации, возможности языков запросов.
 Шаг 7. Разработка общей программы поиска.
 Разработка общей программы поиска заключается в определении объектов, методов и возможных направлений (маршрутов) поиска на основе выявленных ограничений поиска (тематических, хронологических, языковых, географических), а также степени полноты поиска.
 Тактика и средства поиска могут существенно различаться в зависимости не только от тематики, но и от других параметров запроса. Здесь следует руководствоваться рядом общих методических рекомендаций. Так, например, характер поиска всецело определяется содержанием поставленной пользователем поисковой задачи. И в этом отношении важно различать, что сначала поиск как бы привязан к теме и к цели детальной, всесторонней разработки ее плана, когда особенно необходим широкий охват источников информации. Следовательно, сначала в большей мере идет поиск информационных ресурсов (т.е. совокупностей документов). И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой поисковой задачи. На этом этапе преобладает уже поиск самих документов.
 Как правило, авторы исследований предлагают обращаться к тем поисковым средствам, которые с наибольшей вероятностью содержат необходимые факты, т.е. они пытаются дать своего рода модель, рецепт решения конкретной задачи поиска [11], [29], [49]. На протяжении всего процесса поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: с одной стороны, от общих классификационных поисковых систем к предметно-ориентированным указателям ресурсов, далее к конкретным документам и содержащимся в них фактам; с другой – от уникальных слов и фраз запроса к предметно-ориентированным указателям ресурсов и/или к конкретным документам.
 
 
 Этап 3. «Реализация поиска»
 Цель последнего этапа – окончательное решение поисковой задачи. Он также включает в себя создание инструментов, необходимых для ее решения. На этом этапе необходимо выполнить следующие шаги:
 Шаг 8. Отбор совокупности информационных ресурсов по теме поиска.
 На этапе отбора совокупности информационных ресурсов по теме поиска проводится поиск в отобранной на этапе планирования (см. выше) совокупности поисковых систем. Поиск можно проводить как от частного к общему, так и от общего к частному. В результате формируется список информационных ресурсов, в которых может содержаться информация по вопросу.
 Список информационных ресурсов намечается таким образом, чтобы ресурсы, дополняя друг друга, максимально охватывали информацию по данной теме в соответствии с заранее намеченными ограничениями поиска. Если их круг слишком узок, результаты поиска могут оказаться неудовлетворительными, а если слишком широк – возрастает трудоемкость поиска.
 На этом этапе необходимо четко определить, что известно об искомой информации и что неизвестно, но необходимо выяснить. Например, пользователю может быть известно название интересующего информационного центра, но неизвестен его URL. Таким образом, ему необходимо сформировать список запросов для поиска недостающей информации. Этот список формируется на основе выявленных ключевых слов и имеющейся информации о ресурсах.
 Поиск недостающих звеньев описания ресурса (метаданных) рекомендуется проводить с помощью поисковых и метапоисковых машин. Однако если пользователю ничего не известно об искомых ресурсах, целесообразно обращаться к классификационным поисковым системам или же к специализированным словарным поисковым системам. В случае, если пользователь не является специалистом в данной области, ему следует обращаться к классификационным поисковым системам с научным контролем качества (информационным шлюзам).
 При проведении поиска рекомендуется использовать следующие методы: метод догадки, метод поиска от общего к частному, метод поиска от частного к общему. Метод догадки заключается в том, что после можно попытаться написать название искомой организации или его аббревиатуру. Метод поиска от общего к частному обычно используется при проведении поиска в классификационных поисковых системах. Поскольку поиск в них проводится только по предметным категориям и описаниям ресурсов, то целесообразно изначально максимально расширить запрос. Метод поиска от частного к общему обычно используется при проведении поиска в словарных поисковых системах.
 В результате формируется список информационных ресурсов. Данный шаг позволяет создать персональную информационную систему, направленную на решение конкретной задачи поиска.
 Шаг 9. Проведение поиска в информационных ресурсах.
 При проведении поиска документов необходимо иметь возможность как сузить, так и расширить запрос. Как правило, поиск действительно нужной пользователю информации представляет собой состоящую из ряда шагов деятельность, в процессе которой пользователь формулирует некоторые запросы, анализирует полученную выборку (результат выполнения запроса), на основании анализа уточняет свое понимание структуры базы данных и возможностей поискового аппарата информационной системы, свои информационные потребности и формулирует новый запрос (уточняет старый). И снова чередует шаги выборки и анализа, постепенно уточняя запрос и продвигаясь к цели.
 Традиционно различают две базовые стратегии поиска: отраслевой поиск и предметный. Они отражают две противоположные тенденции во взаимоотношении между науками и отраслями знания: дифференциацию наук и их интеграцию. Стратегия отраслевого поиска осуществляется от общего к частному путем просмотра иерархических классификаторов, а предметного – от частного к общему путем выборки данных по значениям дескрипторов, ключевых слов (т.е. данные рассматриваются с точки зрения их «предметных» свойств). Выбор той или иной поисковой стратегии зависит от конкретной задачи поиска. Например, при прочих равных условиях поиск по ключевым словам тем предпочтительнее поиску по классификатору, чем более конкретный характер имеет запрос. Как и при поиске информационных ресурсов, при поиске документов необходимо учитывать возможности языков запросов, предлагаемые различными СУБД.
 Шаг 10. Оценка полноты информации.
 Выявив часть документов путем проведения поиска в первичном круге информационных ресурсов, целесообразно провести просмотр и оценку полноты полученной информации. Далеко не всегда пользователю нужна вся информация по заявленной теме. Часто ему достаточно лишь нескольких авторитетных источников. На этом этапе формируется список документов и проводится проверка на возможное дублирование информации. Однако в том случае, если полнота полученной информации недостаточна, следует провести дополнительный поиск информационных ресурсов.
 Шаг 11. Расширение круга информационных ресурсов.
 При проведении поиска информации в Интернет, в котором полнота играет важную роль, необходимо помнить, что ни одна поисковая система не индексирует всего, что есть в Интернет. Расширить список информационных ресурсов можно следующими путями:
 провести поиск в зарубежных метапоисковых системах с целью выявления баз данных, посвященных конкретно тематике поиска;
 провести поиск по гипертекстовым ссылкам, двигаясь от уже найденных документов;
 провести поиск баз данных, опираясь на структуру URL уже найденных документов [40].
 Подводя итоги, можно сказать, что представленная методика позволяет пользователю самостоятельно проводить поиск информации в новой информационной среде. Она обеспечивает значительное улучшение качества получаемой в результате поиска информации и повышение ее полноты.
 
 Глобальная сеть Интернет становится все более привычным явлением в последнее время. Пожалуй, трудно найти на земле такого человека, который бы не слышал или не воспользовался возможностями сети.
 С каждым днем в сети появляются новые продукты, оказываются услуги, совершенствуются методы передачи информации и ее защиты.
 Многообразие информационных источников в сети порождает проблему эффективного поиска. В настоящее время разработаны различные методики поиска информации: с помощью ключевых слов, с помощью языка запросов и др. Наличие большого числа работ в данной области дает возможность улучшить процесс поиска, сделать его эффективнее, и, как следствие, повысить уровень информационной культуры общества и ускорить процесс принятия решений.
 Контрольные вопросы и задания
 Перечислите основные этапы развития сети Интернет.
 Что представляет собой IP-адрес?
 Перечислите основные классы IP-адресов.
 Что такое «доменная адресация»?
 Архитектура сети Интернет.
 Что такое «маршрутизация»?
 Назовите основные виды и методы маршрутизации.
 На каких протоколах основывается работа Интернет?
 Назовите основные компоненты технологии WWW.
 Перечислите основных представителей документов, реализованных в рамках технологии WWW.
 Какая технология лежит в основе функционирования сети Интернет?
 Дайте определение понятию «информационная потребность».
 Перечислите основные этапы организации поиска в сети Интернет.
 Какой из этапов является самым важным при организации поиска информации? Почему?
 Какие факторы необходимо учитывать при выборе поисковой системы?
 Каким образом можно расширить круг информационных ресурсов при поиске?
 
 ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ РЕСУРСОВ
 
 5.1. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФ­ФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ РЕСУРСОВ
 
 Создание информационных ресурсов не может быть самоцелью. Они должны использоваться, причем эффективно. Оценка эффективности использования ИР не может производиться так же, как и оценка эффективности использования других видов ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых и энергетических). В настоящее время ее определяют на основе ряда показателей.
 В общем случае под эффективностью использования ИР понимают отношение потребляемых информационных ресурсов к общему числу накопленных ИР.
 В значительной степени данный показатель связан с оборотоспособностью ИР, для оценки которой разработан соответствующий метод [55].
 Метод оценки оборотоспособности информационных ресурсов. Введение в оборот информационных ресурсов связано с постоянной необходимостью оценки их оборотоспособности [55]. Причем это касается ИР создающихся, находящихся в обороте и находящихся на хранении в базах данных и т.д. Под оборотоспособностью будем понимать время (возможно время цикла), в течение которого происходит полезная эксплуатация ИР. Особый интерес представляют короткоживущие и фундаментальные ИР. Критерием оценки оборотоспособности определим мощность ИР [8].
 Запишем мощность ИР в виде [55]: ,
 где – требуемое значение параметра, которое необходимо достичь с помощью данного ИР. – фактор, влияющий на - пределы изменения фактора. Критерий эффективности информационного ресурса запишем:
  , (1)
 где – потенциально достижимое значение параметра, – текущее значение фактора, ­– значение фактора, необходимое для достижения .
 В (1) определен в версии убывающей мощности, т.е. по мере использования ИР мощность его убывает. Выполняются условия
 
 Аналогично можно рассмотреть версию возрастающей мощности. В этом случае при использовании ИР его мощность возрастает. Заметим также, что L может быть как регулярной, так и случайной величиной.
 
 Таблица 5.1
 Полезность информационных ресурсов
 
 
 Востребованные ИР Невостребованные ИР
 Прибыльные ИР НеприбыльныеИР УтилизированныеИР ИРнахранении
 ПотенциальновостребованныеИР
 Финансовая прибыль Мотивационная прибыль
 
  Степень востребованности ИР определим как время нахождения в обороте. Необходимо отметить и влияние такой характеристики, как вероятность востребованности, которая может быть близка к единице, но по законам рынка и/или в силу асимметричности информации [4] степень востребованности будет равна нулю.
 Представим алгоритм определения оборотоспособности ИР следующей системой:
  ;
  ;
  – вероятность достоверности информации для ИР, h – пороговое значение для вероятности достоверности;
  – финансовая прибыль;
 Мотивационная прибыль определяется по социально-психологическим тестам.
 Минимальное время, удовлетворяющее 1–5, будет определять оборотоспособность ИР. Реализация этого комплексного алгоритма минимизации по времени системы и представляет собой суть метода оценки оборотоспособности ИР.
 Итак, вводится такой показатель, как показатель оборотоспособности. Это чисто коммерческая характеристика и определяется как отношение затраченных средств на создание ИР к прибыли получаемой за время полезной эксплуатации. Если это цикл, то необходимо устанавливать порог с учетом закона убывающей доходности. Оборотоспособность можно определить также (например, для фундаментальных ИР) и как время, в течение которого параметры деградации и обновления поддерживают необходимую полезность и оно больше или равно времени востребованности.
 В отличие от свойств просто информации, рассматриваемой в теории Шеннона, которая не увеличивается при преобразовании (количественная оценка), информация, преобразованная в информационные ресурсы, может увеличиваться в ценности. Это объясняется тем, что мощность ИР зависит от фактора, который, как правило, в свою очередь зависит от внешних и внутренних условий, что определяет увеличение или уменьшение мощности ИР [55]. И здесь большую роль играет понятие достоверности информации (ДИ).
 Если говорить о достоверности деловой информации, то следует учитывать, что она определяется, прежде всего, точностью сведений, представляемых хозяйствующими субъектами. Стиль работы российского предпринимателя, сложившийся в период первоначального накопления капитала, приватизации, акционирования, практически не способствовал процессам сбора достоверной информации. Лишь немногие руководители фирм стремились точно рассказать о своем бизнесе с тем, чтобы найти подходящих партнеров.
 Трудности со сбором информации приводили к снижению качества издаваемых продуктов. Упускалось множество мелких деталей, которые и придают определенную значимость информационному продукту.
 Одним из направлений исследования ДИ является теория несимметричной информации.
 Нобелевской премией 2001 года по экономике был отмечен вклад в анализ рынков с асимметричной информацией, рынков на которых одни участники знают о предмете сделки существенно больше других [23]. Один из лауреатов Дж. Акерлоф проанализировал влияние неравномерно распределенной информации на рынок. К примеру, на рынке, где продавцы знают больше о товаре, чем покупатели, доминируют товары низкого качества. Теория несимметричной информации особенно актуальна на рынке научных программ и исследований, в частности в области создания высокопроизводительных машин. Характерен пример, когда широко рекламируются достижения в создании машины на 1 терафлоп практически целиком на зарубежной элементной базе и матобеспечении [55]. С другой стороны, существует проект машины на 100 терафлоп на отечественной элементной базе. Информация об этих проектах асимметрична для внутреннего рынка. И если ИР первого проекта будет оборачиваться в короткое время и может принести финансовую прибыль разработчикам, то ИР второго проекта будет иметь более длительный оборот и принесет мотивационную прибыль.
 Подчеркнем еще раз, что обилие информационных ресурсов, ставших потенциально доступными российскому пользователю, резко актуализирует проблемы их рационального и эффективного использования, разумного сочетания возможностей приобретения баз данных на компактных оптических дисках, телекоммуникационного доступа к платным ресурсам host-центров и использования бесплатных ресурсов в сети Интернет. Это свидетельствует о том, что эффективное использование информационных ресурсов возможно лишь при наличии необходимой информации о содержании, размещении и порядке функционирования этих ресурсов, что фактически является еще одним показателем. В связи с этим возрастает роль информационных брокеров и вновь на повестку дня ставится задача корпоративного использования дорогих информационных ресурсов и создания систем информационного обслуживания, работающих на принципах информационной кооперации.
 Эффективность использования информационных услуг в некоторой степени зависит и от используемых средств информатизации, в частности от уровня внедрения информационных и коммуникационных технологий. Можно выделить несколько этапов информатизации территории [12]. Первый этап связан с компьютеризацией отдельных предприятий и организаций, второй с формированием и развитием информационных ресурсов в отдельной организации. На третьем этапе наступает момент интеграции созданных информационных ресурсов в единое информационное пространство.
 В настоящее время развитие информационных ресурсов отдельных регионов перешло к третьему этапу, что позволяет говорить о промышленной эксплуатации информационных ресурсов. Последнее фактически предопределяет то, что производство информационных ресурсов превышает потребление. Таким образом, сегодня следует говорить о таком показателе, как экономическая эффективность использования ИР.
 При оценке эффективности использования информационных ресурсов следует учитывать, что жизненный цикл ИР неразрывно связан с производителями ИР, поставщиками ИР и потребителями ИР. При этом производитель ИР может быть одновременно и поставщиком информации, кроме того производитель может являться и потребителем ИР.
 Для оценки эффективности использования информационных ресурсов необходимо определить источники этой эффективности. Это могут быть потенциальные ресурсы предприятия, упущенные возможности. Таким образом, при определении эффективности использования ИР следует дополнительно ориентироваться на следующие параметры [12]:
 значимость ИР для потребителя;
 качество и сроки доставки потребителю ИР.
 Что касается последнего из выделенных показателей, то раскроем его сущность на примере оценки качества информации в информационных системах [39]. На всех стадиях жизненного цикла информационных систем - от проектирования до сопровождения и управления - возникает множество вопросов, одним из которых является повышение качества информации. Как было отмечено во второй главе, информация, функционирующая в информационных системах на рынке информационных услуг, имеет свои составляющие: сектор деловой информации, представляющий правовую, юридическую, биржевую, финансовую, экономическую, статистическую, коммерческую информацию; сектор научно-профессиональной информации; сектор массовой потребительской информации и сектор социально-политической информации. Еще недавно проблемам качества информации и их влиянию на финансовую и производственную деятельность предприятия уделяли мало внимания. В условиях все расширяющегося влияния информационной магистрали на функционирование хозяйственного объекта, особенно в рамках сложных рыночных отношений, административная и оперативная деятельность организации все больше и больше зависит от качества потребляемой информации.
 В настоящее время широко используется метод достижения высокого качества информации – information quality. Суть метода заключается в следующем: процессы выработки и хранения информации объединяются в один уровень производства информации. Данный уровень располагается поверх информационной инфраструктуры. Основная роль отводится производству информации. Под производством информации или информационного ресурса понимается процесс превращения исходных данных в полезную информацию, которая предназначается для потребления.
 В системе производства информации принимает участие человек. Он, как было отмечено выше может быть либо производителем, либо поставщиком данных (хранителем данных), либо потребителем данных. Производители данных представляют исходный материал для систем производства информации. Хранители данных предоставляют вычислительные ресурсы и управляют ими. Потребители данных получают и используют информацию в своих целях. В процессе потребления информация может дополнительно обрабатываться (суммироваться и агрегироваться). Вопросы, связанные с качеством информации, возникают, как правило, неожиданно. К решению проблемы достоверности информации следует подходить крайне ответственно. Иначе придется возвращаться к этим проблемам вновь и вновь. Однако существует и другой путь: не ждать возникновения проблемы, а предвидеть и попытаться решить ее до того, как она выльется в информационный кризис. Для этого необходимо понять причины, приводящие к ухудшению качества информации, и определить способы их устранения.
 Таким образом, снижение качества информации – это не только неправильная оценка исходной информации, но и ошибки, допущенные в процессе ее обработки. Определенные погрешности в информации возникают и в связи с техническими трудностями, связанными со средствами хранения и обеспечения доступа. Основной задачей системы управления качеством информации является предоставление пользователю именно той информации, которая ему нужна. В специальной литературе принято стандартное определение, из которого следует, что пригодность к использованию и полезность являются основными критериями высокого качества продукта. Исследователи Diane M. Strong, Yang W. Lee, Richard Y. Wang описали основные категории определения качества информации. Эти категории построены на основе 15 характеристик: точность, объективность, достоверность, надежность, доступность, защищенность, релевантность, "добавленная" стоимость, своевременность, полнота, объемность, интерпретируемость, простота понимания, сжатость данных, согласованность.
 Данные характеристики легли в основу десяти основных проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются крупные фирмы, организации при использовании ИР. Эти проблемы влекут за собой снижение эффективности использования ИР. Суть этих проблем следующая.
 При изменении заданий и производственной среды потребителей информации изменяется характер нужной информации. Следовательно, необходим предварительный учет возможности изменения заданий потребителей и своевременного обновления информационных систем.
 Свободный доступ к информации противоречит требованиям сохранности данных, защиты авторского права и конфиденциальности информации. Отсюда следует выработка согласованной политики и процедур защиты информации.
 Отсутствие автоматизированных средств анализа собранной информации. Это предопределяет потребность в стандартных программах анализа тенденций электронных носителей информации.
 Субъективные оценки в процессе выработки информации приводят, как правило, к возникновению ошибок. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации персонала, совершенствование правил отображения информации, применение экспертных систем.
 Использование многочисленных источников для получения одной и той же информации приводит к расхождению в значениях. Следовательно, требуется разработка общих процедур для определения и согласования информации.
 Хранение больших объемов информации затрудняет своевременный доступ к данным. Путями решения проблемы могут быть: использование мощного графического пользовательского интерфейса для обновления информационной системы; регулярное проведение анализа информационных потребностей; частое формирование подгрупп требуемой информации (разагрегирование групп информации).
 Наличие систематических ошибок при выработке информации приводит к потере данных. Направлениями решения проблемы могут быть: статистический контроль процесса ввода; совершенствование процесса ввода данных; управление поведением служащих.
 Недостаток аппаратных ресурсов ограничивает доступ к информации. Отсюда вытекает разработка единой политики модернизации оборудования, которая позволит предоставить потребителям больше информационных ресурсов.
 Использование распределенных неоднородных систем приводит к несовместимым определениям, форматам и описаниям. Это приводит к одному пути решения проблемы - созданию информационных хранилищ данных.
 Трудности индексирования нечисловых данных. Следовательно, требуется предварительная оценка преимуществ хранения информации в электронном виде, стоимости ее ввода и хранения.
 Кроме перечисленных, для оценки эффективности использования ИР необходимо использовать абсолютные и относительные показатели [12].
 К абсолютным можно отнести такой показатель, как годовой экономический эффект. Он является суммарным значением экономического эффекта от изменений в сфере управления (ускорение доставки документов, уменьшение времени создания документа, уменьшение численности персонала, занятого в управленческой сфере и др.) и экономического эффекта от изменений в производственной сфере (уменьшение себестоимости продукции, ускорение движения оборотных средств при использовании электронного обмена при оформлении расчетов, уменьшение потерь прибыли вследствие сокращений штрафов, увеличение выручки от реализации продукции и др.).
 Среди относительных показателей можно выделить прибыль (Е) и срок окупаемости (Т).
 При расчетах показателей определяют эксплуатационные и капитальные затраты на формирование и содержание системы информационных ресурсов объекта.
 Эксплуатационные затраты представляют собой сумму затрат:
 содержание обслуживающего персонала (зарплата, начисления на зарплату),
 стоимость обслуживания (обслуживание технических и программных средств, коммунальные услуги, электроэнергия, услуги связи, в том числе и Интернет),
 амортизация основных средств,
 прочее (аренда помещения и др.).
 Капитальные затраты представляют собой сумму затрат:
 затраты на технические средства, программное обеспечение,
 затраты на системы связи,
 затраты на проектирование ИС, включая и периоды обследования объекта, внедрения системы, ввода информационной базы,
 прочее.
 При расчетах возникает ряд проблем, связанных с трудностью получения количественной оценки некоторых из показателей. Например, как количественно оценить способность переработать поступающие ИР в адекватные управленческие решения. Эти задачи следует решать комплексно, необходимо учитывать особенности информации как ресурса.
 Как отмечает И. А. Андреева [3], информационные ресурсы России представляют собой огромный конгломерат информационных объектов, значительно различающихся по содержанию, организации, используемым технологиям, ценности. К сожалению, значительная часть этих ресурсов недостаточно приспособлена к использованию массовым пользователем и представляет собой информационное сырье. Задача состоит в том, чтобы организовать эффективный поиск исходных информационных ресурсов, представляющих интерес, и доведение этого сырья до уровня качественного информационного продукта. Однако в стране еще недостаточно развиты структуры, специализирующиеся на такой работе. При этом успех дела, связанного с обработкой разнообразных потоков цифровой информации, зависит не столько от технологии как таковой, сколько от правильного сочетания элементов организации, деловой практики и соответствующих им инструментов.
 
 5.2. СТОИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
 
 Одной из наиболее важных проблем применительно к информационным услугам продолжает оставаться определение их стоимости и цены.
 Ввиду того, что вопросы ценообразования на традиционные информационные услуги достаточно подробно рассматриваются во многих источниках, в данном параграфе мы рассмотрим вопросы, касающиеся стоимости информационных услуг, поставляемых через компьютерные телекоммуникации (через Сети).
 На сегодняшний день фактически сложилось три модели ценообразования на предоставление информационных услуг: «условно-бесплатное предоставление информационных услуг», «полностью платное предоставление информационных услуг» и «частично платное предоставление информационных услуг».
 Условно-бесплатное предоставление информационных услуг. По мнению В. Демидова [18], многие интернет-компаниии до сих пор работают на основе этой модели. Пользователи Интернета получают бесплатно значительный перечень информационных услуг: чтение новостей, аналитики, анекдотов; получение (скачивание) необходимых программ и игр, любимых музыкальных записей; поиск необходимой информации по запросу; доступ к статьям реферативных электронных журналов; использование сетевых информационных систем (в частности, по недвижимости, медицинским услугам и пр.) и другие.
 Тот факт, что для пользователей это все бесплатно, не означает реальной бесплатности получаемых услуг. Бесплатное предоставление широкого спектра информационных услуг стало возможным в виду так называемого инвестиционного бума конца XX века. Следует вспомнить, что еще в 1995–97 годах большая часть контента серьезных, нелюбительских сайтов предлагалась исключительно за деньги. Чтобы прочитать свежий номер, например, Financial Times журнала Newsweek или «Аргументов и Фактов», нужно было заплатить некоторую сумму в долларах. Желающие получить такую информацию именно так и делали. Однако начиная с 1998 года производители «информационного наполнения» Всемирной Сети стали объектом сверхактивного инвестирования. Мода на Интернет заставляла инвесторов вкладывать все новые и новые миллионы долларов в контент-компании, рассчитывая в будущем получить прибыль за счет рекламы на сайтах, а также за счет электронной коммерции. В результате конкуренции между контент-проектами они начали предлагать потребителям все больше информации и прочих услуг бесплатно. Типичные примеры таких полностью бесплатных, снабженных весьма разнообразными сервисами медиа-компаний современного Итернетнета – cnn.com и msnbc.com.
 Традиционный информационный бизнес также научился настраиваться на практические нужды определенных категорий пользователей и старается обеспечивать посредством интернета удобный доступ к таким ресурсам. Так, например, на сервере консорциума "Кодекс" (http://www.kodeks.net) имеется информационно-консультационная система "Помощник бухгалтера". Один из ее разделов, "Справочник бухгалтера", в удобной форме (группы, включающие подборку справок по определенной тематике) позволяет знакомиться с такой информацией, которую не сразу найдешь в документах. Это ставки налогов и МРОТ, нормы, нормативы и перечни, размеры социальных пособий и компенсаций. В раздел включены справки, затрагивающие вопросы лицензирования, аудиторской деятельности, пенсионного обеспечения, валютного регулирования, и прочее. Многие справки имеют примечания, разъясняющие особенности и сферы применения приведенных экономических показателей. Чрезвычайно полезным для бухгалтеров является и специализированный портал Бух.1C (http://www.buh.ru). Фактически это является примером того, как бесплатные информационные ресурсы поддерживают успешный бизнес в сфере финансово-хозяйственного программного обеспечения.
 Другим примером реализации подобной модели являются интернет-магазины, которые предоставляют возможность автоматизированного поиска нужных источников, предоставляют информацию статистического характера: о наиболее популярных товарах и пр.
 В качестве примера приведем такие книжные интернет-магазины, как Bolero (www.bolero.ru) и OZON (http://ozon.ru). Они являются лидерами в своем направлении и всячески стремятся улучшить качество предлагаемых услуг и повысить уровень обслуживания клиентов. Так, ассортимент лидера российской электронной коммерции в области продаж книг, музыкальной и видеопродукции, мультимедийных изданий – магазина OZON – значительно превышает ассортимент любого обычного магазина и представляет практически весь спектр соответствующих товаров, выпущенных в России. Вообще обеспечить широкий ассортимент книг не так-то просто: они выпускаются множеством издательств с приростом 1200 названий в неделю, а общее количество активно продаваемых книг составляет порядка 50 тысяч наименований.
 Успех достигается в результате планомерной, рутинной работы по наращиванию ассортимента, совершенствованию систем приема, обработки и доставки заказов, предложению новых видов платежных систем. Все это ведет к позитивным изменениям клиентской базы и увеличению средней стоимости заказа. По данным компании, в первом квартале 2002 года средняя стоимость заказа по России составила 18 долл. (в этот же период 2001 года она была 12 долл.). 70% посетителей интернет-магазина OZON составляют россияне, а 30% – жители ближнего и дальнего зарубежья. Из россиян 60% – москвичи.
 Итак, в рамках данной модели за информационные услуги расплачиваются инвесторы или они покрываются за счет средств, выделяемых на рекламу товаров. Для пользователей данные услуги бесплатны.
 Частично платное предоставление информационных услуг. Время очень быстро показало, что надеждам инвесторов сбыться не суждено, заработать сверхприбыль на рекламе в интернете или за счет электронной коммерции не представляется возможным. Более того, значительная часть интернет-корпораций не способны на реализацию серьезных проектов и существуют только за счет самих инвесторов. Иллюстрацией этому стали обвалы индекса NASDAQ, произошедшие весной и осенью 2000 года. Инвестиционный бум прошел, а производителям контента пришлось искать такие новые бизнес-модели, которые позволили бы выжить в новых инвестиционных условиях. Кроме того, отечественный бизнес, занятый подготовкой информационных продуктов и услуг, достаточно осторожно относился к интернету. Его смущало декларируемая бесплатность ресурсов.
 В то время специалисты в области электронной коммерции на своих симпозиумах всерьез обсуждали перспективы возврата к торговле платным контентом. Главным для них был вопрос, на каких потребителей стоит ориентироваться: на тех, которые готовы выкладывать за доступ к необходимой им информации сотни долларов в год, или на массового потребителя, который не заплатит сотни долларов, но без сожаления отдаст несколько центов за единицу контента – электронную версию любимой газеты, файл формата mp3 или за просмотр онлайн любимого кинофильма. Однако возврат к полностью платному контенту, когда даже за вход на сайт нужно платить, был бы неоправданным.
 Все чаще стала реализовываться модель «частично платного предоставления информационных услуг». Ее суть заключается в том, что производители контента берут деньги только за «широкую» и «глубокую» информацию, либо за мультимедиа. Так, например, известный журнал Times выкладывает в свободный доступ каждый свой свежий номер, а вот за право поработать в архиве уже нужно платить.
 Аналогичная модель вполне успешно работает и в России. Сейчас вопрос о платности решается более корректно: многими пользователями уже признается, что за качественную деловую информацию можно брать плату. Развиваются системы микроплатежей в электронной форме. Одним из примеров развития платного контента стал проект "Избранные справочники "Рубрикона" (http://www.rubricon.ru).
 Сейчас для того чтобы узнать, какие информационные продукты можно приобрести на рынке, достаточно обратиться в специализированные интернет-магазины, например, многим известны справочники и базы данных "Бизнес-карта" (http://www.biznes-karta) или "АСУ-Импульс" (http://asuimp.com). Магазин юридической, деловой и бухгалтерской книги на сайте Общероссийской сети распространения правовой информации "КонсультантПлюс" (http://consultant.ru) предлагает более 8 тысяч наименований учебной и деловой книги. Здесь же можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети "КонсультантПлюс", о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
 Подобную модель реализовало агентство "РосБизнесКонсалтинг" (www.rbc.ru). На ее сайтах совершенно свободно можно читать текущую новостную ленту и смотреть котировки валют (собственно www.rbc.ru), читать важнейшие новости дня с подробностями на сайте top.rbc.ru, любые компьютерные новости и аналитику на сайте cnews.ru, можно получить адрес бесплатной электронной почты, узнать новости спорта на sport.rbc.ru, поискать работу на job.rbc.ru, можно даже поболтать в чате. Словом, все, что необходимо "рядовому обитателю" Рунета, имеется в бесплатном доступе. Тут реализована "старая" бизнес-модель: за все платят спонсоры и рекламодатели. Недаром же российское представительство Intel избрало своей рекламной площадкой бесплатные ресурсы РБК .
 А вот если вы серьезный деловой человек и хотите получать результаты торгов на различных биржах в режиме реального времени; курсы акций, прочие финансовые индикаторы; читать серьезные аналитические обзоры в различных сферах политики и экономики, дайджесты прессы; получать информацию по протоколу WAP на мобильный телефон и так далее – будьте добры подписаться на услуги агентства. Судя по тому, что три года подряд "РосБизнесКонсалтинг" (1998–2000) признавался самой успешно развивающейся российской компанией в сфере массмедиа, данная бизнес-модель при грамотном менеджменте весьма неплохо работает даже в российских условиях. Следует заметить, что в черные дни августа 1998 года, когда дела у всех шли из рук вон плохо, число подписчиков на услуги РБК утроилось.
 Другой пример – это небольшие интернет-проекты, имеющие четкую целевую аудиторию и рациональную бизнес-модель, которые могут развиваться без значительных инвестиций, принося доход даже в России.
 Примером такого подхода является отраслевой портал по медицинской технике и изделиям медицинского назначения "Медпром.Ру" (http://www.medprom.ru). Разработчики столкнулись с рядом проблем, характерных практически для всех российских отраслей:
 низкий уровень "интернетизации" как конечных потребителей, так и производителей;
 непонимание большинства поставщиков роли интернета в сбытовой деятельности и его маркетинговых возможностей;
 трудоемкость оплаты интернет-сервисов.
 В базе данных "Медпром.Ру" отражено более 1400 производителей и 5000 изделий, что составляет не менее 80% всей номенклатуры, производимой на территории бывшего СССР. База медицинских учреждений содержит 34 000 адресов. На указанном портале представлено также множество других видов материалов, характерных для любой отрасли.
 В бесплатном режиме предоставляется информация общего характера и информация, размещение которой было оплачено. Остальные ресурсы являются платными. Проект реализован на базе отраслевых справочников "Медицинская промышленность России", издаваемых на протяжении последних лет компанией "Фармико Плюс". В планах на будущее - создание отраслевой торговой площадки, позволяющей не только получать информацию, но и совершать юридически значимые сделки. А пока предусмотрены возможности оплаты интернет-сервисов с провайдерского счета клиентов "МТУ-Интел" по картам предоплаченного доступа.
 Очевидно, в разных нишах информационного рынка будут реализовываться обе эти модели.
 Полностью платное предоставление информационных услуг. Другая модель реализована на сайте TheStreet.com. Это одна из многих компаний, отчаянно пытающихся стать прибыльной, и удовлетворить своих инвесторов (в случае с TheStreet - Wall Street). В то время, как контент TheStreet.com бесплатен, информация трех ее партнерских сайтов полностью платна:
 Realmoney.com – "inside Wall Street" – сайт, предлагающий платить $19.95 в месяц, или $199 за годовую подписку.
 ipoPros.com – независимый источник исследований IPO, являющийся частью сети TheStreet.com. Плата составляет $25 в месяц, или $225 в год.
 TheStreetPros.com – "stock markets" для финансистов-профессионалов и активных трейдеров. Цена: $40 в месяц, $400 в год.
 Цены на информационные услуги и продукты за десятилетие (с 1992 по 2002 год) фактически не выросли, и это означает, что рынок рос прежде всего за счет привлечения новых потребителей, а информационные службы повысили эффективность своей работы, т. к. цены научно-технических изданий за этот период более чем удвоились (сегодня нередки журналы с годовой подпиской, стоящей более $1000, или справочники по цене $2000 и более). Попытки искусственного повышения цен на информационные услуги, например введение унифицированных цен в $75 за час доступа к базам данных, предпринятое Dialog, привели к снижению числа пользователей, и через год Dialog был вынужден вернуться к дифференцированным ценам, уровень которых, однако, невысок и колеблется от $35 за час подключения (базы данных, подготовленные государственными службами) до $300 за час (базы данных патентной или коммерческой информации) [39].
 Оказание практически каждого вида информационной услуги связано с использованием информационных ресурсов и соответствующего программного обеспечения. В этой связи важной составляющей цены информационной услуги может являться цена информационного ресурса или информации.
 Напомним, что специалисты по финансовому менеджменту склонны выделять следующие два основных этапа ценообразовательного процесса:
 Определение базовой цены, т. е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов и др.
 Определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок и прочее.
 Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно, либо в различных комбинациях друг с другом:
 метод полных издержек или, по-английски, Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Priсing;
 метод стоимости изготовления (переработки) или метод общественно-необходимых затрат труда – Conversion Cost Pricing;
 методы определения цены на базе сокращенных затрат: метод прямых затрат– Direct Cjsting Sistem – и метод маржинальных (предельных) издержек – Marginal Cost Pricing;
 метод рентабельности (доходности) инвестиций – Return on Investment Prising);
 семейство методов маркетинговых или рыночных оценок – Prising based on Market Considerations.
 Метод полных издержек. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включается перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары, которые являются известными, предлагаются на известном рынке, а объем продаж можно точно оценить.
 Метод стоимости изготовления. К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты добавляют сумму (% норму прибыли), соответствующую собственному вкладу предприятия для формирования стоимости изделия. Применяется в особых случаях: при принятии решений по наращиванию массы прибыли за счет наращивания объема производства; об отказе или продолжении конкурентной борьбы; при принятии решений об изменении ассортиментной структуры производства, а также при принятии решений по одноразовым заказам.
 Метод моржинальных издержек. Метод основан на необходимости, чтобы маржинальная прибыль, рассматриваемая как разность между выручкой и переменными затратами, позволила скомпенсировать постоянные затраты и получить заданную величину конечной прибыли. Таким образом, к переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма, покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. Метод применим практически для любых предприятий.
 Метод рентабельности инвестиций. Учитывается необходимость обеспечения окупаемости заемных средств. Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Отлично подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой.
 Стоимость информации [21] нельзя определить методом общественно-необходимых затрат труда, поскольку каждая единица информации уникальна. То есть можно посчитать такие затраты для некоторого абстрактного бита информации (без учета семантической и прагматической составляющих), но их нельзя посчитать для конкретного бита информации, удовлетворяющего потребности экономического субъекта в текущий момент времени.
 Также нельзя определить цену информации, опираясь на метод предельных издержек, поскольку не всегда кривая предельных затрат на ее производство и кривая предельной полезности от ее использования пересекаются. Это невозможно сделать в тех случаях, когда эти кривые не пересекаются или пересекаются в нескольких местах. Такие случаи возможны потому, что производство информации и ее потребление строго не определены, то есть затраты на производство информации и получаемые результаты не всегда сопоставимы. Во многих случаях нельзя точно спрогнозировать весь полезный эффект от приобретенной информации (применить метод доходности), в том числе и при изначально определенных издержках. Одной из основных причин этой неопределенности является растянутость потребления информации во времени и в пространстве.
 Растянутость потребления во времени означает возможность использования одной и той же информации в течение сколь угодно долгого временного промежутка. При этом нельзя точно определить, в какой момент времени полученная информация может принести положительный эффект и когда этот эффект будет максимальным.
 Растянутость потребления в пространстве означает допустимость одновременного использования одной и той же информации в нескольких различных географических точках и областях деятельности, причем нередко информация, произведенная в конкретной отрасли для внутреннего потребления, начинает приносить гораздо больший эффект в иной сфере деятельности через некоторый промежуток времени.
 Основываясь на приведенных выше утверждениях, становится возможным сформулировать принцип прагматической полезности информации: в каждый конкретный момент времени данная единица прагматической информации должна снимать одну единицу неопределенности по поводу некоторого конкретного события, имеющего важность для конкретного индивидуума. Если же информация не имеет оперативной субъективной значимости, то она превращается в знание. Это означает, что любой информационный продукт может иметь столько функций полезности, сколько существует людей. Для некоторых групп эти функции могут совпадать или иметь близкий характер, но, в любом случае, их достаточно много.
 Анализ рынка информации в координатах полезность-объем и в координатах цена-объем позволил выявить две взаимосвязанные особенности в поведении информационных товаров по сравнению с обычными товарами: во-первых, предельная полезность от их потребления может увеличиваться, во-вторых, кривая спроса на такие товары может иметь положительный наклон.
 
 Итак, комплексная оценка эффективности использования ИР включает в себя определение соотношения потребляемых информационных ресурсов к общему числу накопленных ИР; определение оборотоспособности ИР (времени, в течение которого происходит полезная эксплуатация ИР), включая определение мощности ИР, полезности, степени востребованности, вероятности востребованности ИР; определение отношения затраченных средств на создание ИР к прибыли, получаемой за время их полезной эксплуатации; достоверности ИР, значимости ИР для потребителя, качества и сроков доставки потребителю ИР; таких абсолютных показателей, как годовой экономический эффект, а также относительных показателей (прибыли и срока окупаемости).
 На сегодняшний день фактически сложилось три модели ценообразования на предоставление информационных услуг: «условно-бесплатное предоставление информационных услуг», «полностью платное предоставление информационных услуг» и «частично платное предоставление информационных услуг». Определение стоимости информации или информационных ресурсов на основе известных методов невозможно ввиду растянутости потребления информации во времени и в пространстве. В отличие от обычных товаров ИР характеризуются тем, что предельная полезность от их потребления может со временем увеличиваться, а кривая спроса на такие товары может иметь положительный наклон.
 
 Контрольные вопросы и задания
 Как определяется эффективность использования информационных ресурсов в зависимости от накопленных информационных ресурсов?
 Что относится к абсолютным и относительным показателям эффективности использования информационных ресурсов?
 Какова суть метода оценки оборотоспособности информационных ресурсов?
 Что такое мощность информационного ресурса?
 Что такое степень востребованности информационных ресурсов?
 Что является показателем оборотоспособности информационных ресурсов?
 Перечислите десять основных проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются крупные фирмы при использовании информационных ресурсов?
 Из чего складывается стоимость информационных услуг?
 В чем суть модели «условно-бесплатного предоставления информационных услуг»?
 В чем суть модели «полностью платного предоставления информационных услуг»?

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу