<< Пред. стр. 17 (из 17) След. >>
Кроме того, в спортивном бизнесе США существует еще один элемент, позволяющий удерживать интерес болельщиков к чемпионату до самого последнего матча. Это система розыгрыша игр "плей-офф" - по-европейски называемая олимпийской. Ее основное условие - проигравший в любом раунде плей-офф выбывает из турнира, не получая никаких наград. Таким образом, в американском спорте бывает не столь важно, какое место команда заняла по итогам регулярного чемпионата (турнира, где каждый играет с каждым), так как в плей-офф может победить даже команда-аутсайдер текущего сезона. Никогда в профессиональной американской лиге не может быть той ситуации, при которой одна из команд стала чемпионом досрочно, за несколько матчей до окончания чемпионата, что весьма часто случается в самых престижных турнирах Европы.В США состав чемпионата, как правило, всегда постоянный: ни а одном из игровых видов спорта (баскетболе, хоккее, бейсболе или футболе) не существует вторых или третьих дивизионов, поэтому команды, занявшие по итогам сезона последние места, не покидают высшую лигу, как это происходит в европейском спорте. Вся эта система направлена на сохранение спортивной интриги и удержание внимания спортивных болельщиков. В американском спорте, в отличие от европейского, не существует практики какого-либо ограничения зааботной платы спортсменам. Поэтому игроки, желая заработать как можно больше, совершенствуют свое игровое мастерство, стремятся работать только в США.
В спортивном бизнесе США имеет место жесткая конкуренция в борьбе за завоевание внимания зрительской аудитории не только между хоккейными командами, но и между различными видами спорта вообще. Так, команды бейсбольной лиги всячески стараются завоевать болельщиков у баскетбольных клубов, что для Европы совершенно нехарактерно. Конечно, в истории американского спорта есть и положительные примеры менеджмента. За последние годы в НХЛ произошло несколько банкротств канадских клубов, таких, как "Оттава Сенаторз" и "Баффало Сейбрз". Основная причина тому - неэффективная стратегия клубного менеджмента, приведшая к финансовому краху отдельной команды, но не кризису американского спорта в целом. Кроме того, это были канадские, а не американские клубы. В отличие от многих европейских команд, стоящих сегодня на грани банкротства и не представляющих интереса для новых инвесторов, "Оттава Сенаторз" и "Баффало Сейбрз" были сразу же выкуплены американскими предпринимателями и в настоящее время успешно функционируют.
Таким образом, в мировом спорте существуют в настоящий момент две явно выраженные модели спортивного менеджмента - американская и европейская. Каждая из них, несомненно, имеет право на существование, поскольку у каждой есть свои позитивные и негативные стороны в силу сложившихся индивидуальных экономических, политических и культурных особенностей стран.
Серьезная коммерциализация российского спорта стала зарождаться с распадом СССР. Начало 90-х годов совпало с массовым отъездом в зарубежные клубы сильнейших спортсменов практически из всех видов спорта. Особенно большим спросом в то время пользовались в американской НХЛ отечественные хоккеисты. Россия быстро превратилась в крупнейшего экспортера перспективных спортивных талантов. Государственные расходы на спорт в эти годы резко сократились. Была практически полностью разрушена система массовой подготовки молодых спортсменов по всем видам спорта.
Еще одним ударом по молодому российскому спортивному бизнесу стал экономический кризис 1998 г., при котором заработная плата игроков и тренеров, а также расходы команд значительно сократились. Однако уже в начале XXI в. российский спортивный бизнес начал постепенно набирать обороты. Во многие виды спорта стали поступать серьезные инвестиции. Так, инвестиции в российский футбол в 2004 г., по некоторым оценкам, составили почти 250 млн дол.
Некоторые крупнейшие представители российского бизнеса стали проявлять к спорту определенный интерес. Так, в марте 2004 г. компания "Сибнефть" и футбольный клуб "ЦСКА" подписали один из крупнейших контрактов в истории российского спорта на 54 млн дол. сроком на три года. По условиям контракта армейский клуб получает указанную сумму на развитие своей инфраструктурной базы и покупку новых игроков, а компания "Сибнефть", став генеральным спонсором "ЦСКА", получила эксклюзивное право в течение срока действия договора использовать в России и за рубежом торговые марки, название клуба, клубный знак, фотографии и имидж команды в маркетинговых и рекламных целях.
Бюджеты ряда известных футбольных и хоккейных клубов начали достигать 30 млн дол. Более того, в российские клубы стали все чаще приезжать сильные зарубежные игроки, подписывая многомиллионные контракты. Российская хоккейная лига, к примеру, благодаря высоким гонорарам стала сильнейшей в Европе по подбору исполнителей. Многие хоккеисты из НХЛ потянулись обратно в Россию за более выгодными контрактами.
Учитывая то, что российский рынок спортивной индустрии находится еще на начальном этапе своего развития, в этом бизнесе существует большое количество нерешенных проблем: практически полностью отсутствует информация о суммах сделок на трансфертном рынке, клубные бюджеты непрозрачны, в большинстве команд существует серьезный дефицит профессиональных менеджеров, обладающих необходимыми знаниями в области экономики и законодательной базы, а также современными методами маркетинговых исследований. В силу этого у многих российских федераций и профессиональных клубов нет серьезных спонсоров и партнеров, выгодных контрактов с телевидением, собственной рекламы и, как следствие, к ним пока еще проявляется слабый интерес со стороны массовых потенциальных болельщиков.
Таким образом, большинство российских клубов имеют относительно низкую рентабельность, так как основным источником их дохода (до 80%) являются средства их непосредственных владельцев и генеральных спонсоров, в то время как доходы от рекламы, продажи телевизионных прав и билетов составляют около 20%. Даже самые именитые клубы, успешно выступающие в различных крупных международных турнирах и зарабатывающие тем самым несколько миллионов долларов за сезон, окупают пока еще только четверть своего бюджета.
Спорт как объект бизнеса является сегодня своеобразной лакмусовой бумажкой, отражающей реальные достоинства и недостатки современного социально-психологического состояния общества и его экономики. Вместе с тем мировой опыт позволяет утверждать, что серьезные и разумные вложения в российский спорт в перспективе неизбежно принесут доход их инвесторам, а российский спортивный бизнес станет неотъемлемой частью международной сферы услуг в области спортивной индустрии.
Основные термины и определения
Основные участники современного международного бизнеса в спорте - государственные спортивные комитеты, федерации по видам спорта, профессиональные клубы, представители бизнеса (спонсоры, инвесторы, рекламодатели), спортивные и маркетинговые агентства, средства массовой информации, производители спортивной продукции и атрибутики и, конечно же, главные потребители рынка спортивной индустрии - многомиллионные зрители и болельщики.
Вопросы для самоконтроля
Какую роль в мировой экономике играет мировой рынок спортивной индустрии? Назовите его характерные черты и особенности на современном этапе.
Перечислите основных участников современного рынка мировой спортивной индустрии. Какие страны являются лидерами в этом бизнесе и почему?
В чем заключаются причины быстрого роста объема мирового рынка спортивной индустрии в начале 90-х годов?
Что такое "трансфертный рынок" в спортивном бизнесе?
Перечислите наиболее удачные с коммерческой точки зрения спортивные проекты последних лет. Какие виды спорта привлекают наибольшее количество инвестиций и почему?
Из чего состоит доходная часть бюджета профессионального спортивного клуба? Дайте подробную характеристику основным частям его бюджета.
В чем причина серьезного финансового кризиса, охватившего европейский спортивный бизнес в начале XXI в.?
В чем основные принципиальные отличия моделей менеджмента американского спортивного бизнеса от европейского?
Назовите главные проблемы, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться молодому российскому спортивному бизнесу.
Литература
Алешин В.В., Переверзин И.И. Менеджмент и маркетинг на европейских стадионах. М.: Советский спорт, 1999.
Ефимов В.К., КакузинВ.А., Контанистов А.Т., Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие. Малаховка: МГАФК, 2000.
Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень: Вектор Бук, 1998.
Кузин В.В., Kymenoe M.E. Спортивный менеджмент и практика развития спорта: выводы и предложения зарубежных специалис-тов//ТиМФК, 1996. № 2.
Настольная книга спортивного менеджера: справочное пособие// Авторы-сост.: М.И. Золотое, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сей-ранов. М.: Физкультура, образование, наука, 1997.
Томич М. Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты. М., 2002.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
Глава 34
Само понятие филателистического бизнеса включает два взаимоисключающих определения, поскольку филателия, являясь, по сути, одной из форм коллекционирования, а значит, и увлечения, длительное время не признавалась серьезным, деловым занятием. Бизнес, в свою очередь, признаваясь профессиональным занятием, в чисто семантическом трактовании этого английского термина вроде бы исключал какое бы то ни было любительское начало и личное увлечение.
Однако именно филателия, являясь самым распространенным в мире видом коллекционерского увлечения (по данным ООН, в конце XX в. каждый десятый житель Земли в той или иной форме был связан с коллекционированием почтовых марок), предопределила развитие широкой сети торгово-посреднических услуг по купле-продаже и перепродаже знаков почтовой оплаты и различных сопутствующих товаров. Иными словами, развитие коллекционирования почтовых марок стимулировало развитие инфраструктуры филателистического бизнеса, давно уже перешагнувшего национальные границы и ставшего полноправным субъектом международной торговли и товарообмена.
34.1. Мировой филателистический рынок и международный филателистический бизнес
Термин "филателия" содержит два греческих понятия: phileo -люблю и ateleia - освобождение от оплаты, т.е. филателия - это любовь к знакам, освобождающим от почтовой оплаты. Именно такая функция и была заложена в первые почтовые марки, появившиеся на свет в 1840 г. в Великобритании в ходе претворения в жизнь общенациональной почтовой реформы, которая по замыслу ее инициатора Р. Хилла должна была упростить процесс оплаты почтовой корреспонденции. Ранее оплату осуществлял получатель письма при его вручении почтальоном. Более эффективным и экономичным было взимать авансированную фиксированную в зависимости от веса письма оплату его отправителем, а квитанцией, подтверждающей реализацию всех фискальных операций, должна была стать почтовая марка, приклеиваемая к конверту и гасящаяся в целях предотвращения ее повторного использования почтовым штемпелем с датой отправки.
Успех нововведения Р. Хилла быстро сказался на повышении собираемости почтовой оплаты за пересылку корреспонденции и позволил значительно упростить все денежно-фискальные операции, что в самом скором времени вызвало широкое распространение почтовых марок в ряде государств. Первая российская почтовая марка была введена в обращение с начала 1858 г., а в 1874 г. был уже учрежден Всемирный почтовый союз (ВПС), вошедший впоследствии на правах специализированного учреждения в состав ООН, регламентировавший международный порядок оплаты при отправке почтовыми марками всех видов корреспонденции.
Повсеместное появление почтовых марок повлекло за собой внимание к ним со стороны многочисленных коллекционеров, первые объединения которых возникли уже в середине XIX в. в Великобритании и во Франции. Немного позже клубы и кружки филателистов появились в Германии и некоторых других европейских странах. Первые объединения российских филателистов были оформлены как Московский и Санкт-Петербургский филиалы Международного дрезденского общества филателистов в 1883 г.
Естественно, что увлечение филателией в Европе повлекло за собой формирование специализированной сети торговли почтовыми марками и сопутствующими товарами, т.е. альбомами для их хранения, каталогами и рядом других принадлежностей постоянного коллекционерского обихода. Первые зарегистрированные торговцы филателистической продукцией обосновались в Лондоне в районе Стрэнда, а также по улице Шсрше-мили в Брюсселе и в предместье Елисейских полей - Фобург де Шамп Елизе, неподалеку от Президентского дворца. Впоследствии в Париже возник еще один торговый центр - филателистический рынок "Марше о'тэмбр" поблизости от здания Парижской биржи. Именно в этих трех европейских столицах в 70-80-е годы XIX в. возникают и первые специализированные филателистические фирмы и торговые дома - "Теодор Шампион" во Франции, "Стенли Гиббоне" в Великобритании и "Жорж Моэнс" в Бельгии. Два первых из них сохранились до настоящего времени и многократно увеличили объемы своего оборота, включив в сферу своей деятельности выпуск специализированных каталогов, филателистических журналов, иллюстрированных альбомов для почтовых марок и т.п.
В итоге к последней четверти XIX в. в Европе, а также в ряде государств Америки, и прежде всего в США, сложилась прочная инфраструктура бизнес-филателии, профессионально ориентированная на удовлетворение самых разнообразных запросов коллекционеров.
Первоначально филателисты ограничивались торгово-посредниче-скими контактами с торговцами марок в своих странах. Однако по мере распространения увлечения филателией в мире, а также с развитием ее научной базы поиск требуемых материалов становится повсеместным, что повлекло развитие не только широких и постоянных международных контактов между коллекционерами, но и деловых связей между филателистическими торговыми домами и фирмами. К началу XX в. в мире сформировались три общепризнанных филателистических бизнес-центра - в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Потом к ним добавились Брюссель, Турин и Мадрид, в послевоенное время - Гонконг, ставший филателистическим бизнес-лидером Азиатского региона.
Сегодня более 75% мирового филателистического товарообмена происходит через названные центры. Через них ведется международная торговля как почтовыми новинками, чем занимаются непосредственно национальные почтовые агентства, так и торговля на вторичном филателистическом рынке, где лидерство держат американская фирма "Скотт", французские "Теодор Шампион" и "Тэмбропресс", английская "Стенли Гиббоне" и испанская группа "Афинса".
Особую сферу международного филателистического бизнеса занимает аукционная торговля редкими материалами. Первые филателистические аукционы прошли еще в 60-70-х годах XIX в. в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Цюрихе. Постепенно с развитием спроса на эту продукцию свои филателистические департаменты образовали такие всемирно известные английские аукционные дома, как "Сотбис" и "Кристи". Однако основной объем международной филателистической аукционной торговли происходит сегодня в Швейцарии, где лидируют такие специализированные филателистические аукционные дома, как "Дэвид Фельдман" и "Коринфила". Объемы торгов этих фирм ежегодно колеблются от нескольких десятков до сотен миллионов швейцарских франков, а их итоги ежегодно публикуются в специализированном итальянском издании "Болаффи-аукцион".
На крупных филателистических аукционах идет оборот не только многомиллионных сумм, но и филателистических раритетов мирового значения. Так, рекордные продажи в конце XX в. были связаны с торгами вокруг первых конвертов острова Маврикий 1847 г., один из которых был продан почти за 1,5 млн дол.
В XX в. была разработана особая правовая сфера международного обмена почтово-филателистическими раритетами, регламентирующая как порядок их провоза через государственные границы, так и вес таможенно-фискачьные операции. Вследствие длительной изоляции советской России на мировом филателистическом рынке эта отрасль таможенного права у нас до еих пор не разработана. Более того, по действующему законодательству вывоз из страны ряда редких филматериалов, отнесенных к категории национального культурного достояния, запрещен, а на экспорт других товаров требуется специальное разрешение Министерства культуры и информации.
Особняком на мировом филателистическом рынке стоят национальные почтовые ведомства, предлагающие филателистам всех стран мира абонемент-подписку на текущие новинки. Масштабы торговли почтово-филатслистическими новинками для отдельных небольших стран составляют весьма существенный источник пополнения национального бюджета. Так, Лихтенштейн на 10% свой бюджет пополняет именно за счет экспорта почтовых марок, а самое маленькое в мире государство-княжество Монако - почти четверть национального бюджета формирует за счет торговли почтовыми марками, сопоставимой для него по своим объемам с суммами поступлений от офшорной деятельности.
Самостоятельно, через специализированные торговые фирмы на мировом филателистическом рынке выступают, как правило, лишь про-мышленно развитые государства, тогда как для развивающихся стран эту функцию на себя берут посреднические структуры. Самыми известными по масштабам деятельности из них являются Коронное филателистическое агентство в Великобритании, представляющее на международном рынке интересы почтовых администраций самоуправляемых территорий, находящихся под короной Великобритании: Генси, Джерси и Мэна, а также других 12 аналогичных британских территорий. Другим, не менее известным агентством является американская частная фирма "Межправительственная филателистическая корпорация", которая получила лицензионное право от более чем 80 национальных почтовых администраций развивающихся государств Америки, Азии, Африки и Океании на право разработки их эмиссионной политики и приоритетной торговли филателистическими новинками.
Подобная практика чисто коммерческого характера нередко негативно сказывается на развитии мировой филателии, поскольку организует многочисленные и разнообразные по тематике выпуски почтовых марок, ориентированных на молодежь, далеко не всегда учитывая реальную конъюнктуру этого рынка.
С распадом СССР несколько постсоветских республик, в первую очередь Казахстан и Молдавия, попали в сферу опеки подобных мультинацио-нальных филателистических корпораций, одна из которых - немецкая фирма "Германн Ролл" в течение нескольких лет жестко контролировала этот рынок, первоначально получив эксклюзивное право торговли всеми новинками.
34.2. Международные филателистические программы и выставки
Одним из традиционных направлений международного бизнеса современной филателии является разнообразная выставочная деятельность. Первые филателистические выставки прошли во второй половине XIX в., а с началом XX столетия они прочно вошли в культурный обиход, приобретя в дополнение еще серьезную коммерческую составляющую. Так, в 20-е годы XX в. по случаю проведения ряда крупномасштабных филателистических экспозиций в Люксембурге и Франции почтовые ведомства этих государств выпустили в продажу специальные памятные блоки - миниатюрные листки из нескольких марок, обрамленных широкими полями с памятными текстами. В самом скором времени отметился бурный рост цен на эти выпуски, что послужило сигналом для почтовых ведомств других государств последовать примеру Люксембурга и Франции. Кроме того, учитывая мощный приток посетителей-филателистов на специально организуемые для них экспозиции, почта и различные филателистические фирмы стали придумывать новые виды продаж. В обиход широко вошли разного рода филателистические выставочные сувениры: памятные гашения на специальных конвертах и почтовых карточках, специальные издания, альбомы и т.п. В итоге крупные филателистические выставки стали одним из главных элементов стабильного филателистического бизнеса, а с введением международных и всемирных филателистических выставок - и объектом серьезного бизнеса.
Практика организации и проведения всемирных филателистических выставок берет начало из послевоенной Европы, когда после колоссального успеха нескольких международных филателистических выставок в 1962 г. было решено провести первую всемирную - "Прага-62" - в столице Чехословакии. Это послужило прекрасным поводом для национальной почты страны осуществить многомарочную эмиссионную программу. В расчете на огромное внимание почта осуществила выпуск выставочных марок не только в их традиционном исполнении, но и в специальном - в виде малых листов, беззубцовых вариантов с гашением памятными штемпелями и т.д., предназначенными в основном для удовлетворения спроса широкого круга коллекционеров. Успех этой первой всемирной выставки превзошел все ожидания, и начиная со следующего года, ряд европейских, азиатских и американских городов стали претендовать на право проведения подобных экспозиций.
Почтовые ведомства, официально участвующие в подобных мероприятиях, наладили массовый выпуск сопутствующей сувенирной продукции. Такая практика во многом определила повышенный спрос к разного рода нефилателистическим сувенирам с выставочной символикой, распродаваемой столь же успешно, как и сувениры с олимпийской символикой в предолимпийский период и в дни проведения игр летних и зимних Олимпиад. По имеющимся экспертным оценкам, выручки некоторых почтовых ведомств, успешно разворачивающих в предвыставочный период специальную маркетинговую кампанию, достигают десятков миллионов долларов, что соответствует 20-25% суммарной годовой выручки почты от реализации новых знаков почтовой оплаты, специально ориентированных на коллекционеров.
Как и в случае с Олимпийскими играми, всемирные филателистические выставки планируются и утверждаются заранее Всемирной федерацией филателии (ФИП) со штаб-квартирой в Швейцарии. За четыре года заявки направляются в ФИП, где рассматриваются выставочной комиссией, дающей впоследствии почетный патронат этой организации.
Все всемирные выставки имеют две составляющие: собственно экспозиционную и коммерческую. В коммерческой части выставки участвуют наряду с частными торговыми фирмами национальные почтовые администрации, закупающие торговые стенды. Их стоимость, в зависимости от предполагаемого Оргкомитетом уровня посещаемости будущей экспозиции, колеблется от 1 до 5 тыс. дол., а традиционные сроки проведения подобных выставок составляют от пяти до 10 дней. Естественно, что за столь сжатые сроки следует максимально эффективно "отработать" изначально вложенные средства на организацию экспозиции и получить соответствующий доход, покрывающий все расходы по оплате и оформлению стенда. Все это предопределяет потребность в тщательной и заблаговременной разработке соответствующих выставочных коммерческих программ, когда почты - участницы проводимых экспозиций планируют и рассылают специальные рекламные выпуски филателистической продукции для ее реализации на будущей выставке.
Сложилась традиция, что те или иные экспозиции раз в 10 лет повторяются в городе их первоначального проведения. Так, повторная всемирная выставка в Праге была в 1968 г., после чего регулярно в 1978, 1988 и 1998 гг.
Из других крупнейших, традиционно проводимых всемирных фил-выставок следует отметить выставки "Филэксфранс", регулярно организуемые в Париже в 1982, 1989 и 1999 гг., в Лондоне - 1970, 1980, 1990 и 2000 гг., а также выставки в Вене, Брюсселе, Вашингтоне, Токио и ряде других городов. В России первая и пока единственная всемирная филателистическая выставка прошла в 1997 г. в Москве по случаю 850-летия основания города.
Генеральными спонсорами Всемирной филателистической выставки "Москва-97" стали Почта России и АО "Международное сотрудничество", обеспечив основной инвестиционный пакет выставочного бюджета и в соответствии с подписанными соглашениями получив эксклюзивные права на доходы. Интересно заметить, что проведение выставки планировалось и состоялось в московском Манеже. Недавний пожар в его помещении заставил вспомнить о том, что если бы эта катастрофа произошла не в 2004, а в 1997 г. во время проведения филателистической экспозиции, то сумма страховки, которую обеспечивала известная английская компания "Ллойд", составила бы около 3 млн дол., что повлекло бы за собой резкое повышение страховых ставок во всем мире, в результате чего могла бы резко подскочить конъюнктура цеп на мировые филателистические раритеты. Тем более что в Манеже тогда демонстрировались уникальные экспонаты из всемирно известных коллекций королевы Великобритании Елизаветы И и князя Монако Ренье III.
Успех всемирных филателистических выставок (в том числе чисто коммерческий) открыл новое направление - проведение региональных (континентальных) европейских и азиатских международных филателистических выставок. В Европе эта практика, введенная в конце 80-х годов XX в., рассматривается как дополнительная возможность успешно реализовать ряд филателистических и коммерческих программ, а в Азии, где демографический взрыв привел к "взрыву коллекционному", стимулировать рост регионального филателистического международного рынка, признанным центром которого с начала 90-х годов XX в. стал Гонконг. К настоящему времени проведено уже 17 международных азиатских филателистических выставок, центрами которых помимо Гонконга был Пекин и ряд столиц стран - членов АСЕАН: Бангкок, Джакарта, Сингапур, По экспертным данным, проведение подобных всемирных и региональных выставок обходится организаторам около 2-3 млн дол. каждая, а ожидаемая выручка составляет не менее 5 млн дол.
Кроме международных коммерческих выставочных программ в последней четверти XX в. широкое распространение получили тематические международные филателистические программы, у истоков которых стоит уже упоминавшаяся Межправительственная филателистическая корпорация, инициировавшая параллельные тематические выпуски ряда развивающихся стран, посвященных какому-нибудь примечательному событию мировой культурной или спортивной жизни, а также известным и популярным персоналиям.
Наиболее ярким примером может служить долгосрочная программа выпусков марок, посвященных персонажам мультипликаций У. Диснея. Этот филателистический Диснейленд ежегодно приносит инициаторам до 20 млн дол. чистой прибыли. Другой пример - программа международных выпусков марок, посвященных Элвису Пресли, Мадонне или доисторическим представителям фауны, что было связано с успешной демонстрацией американского фильма "Парк юрского периода". Как правило, такого рода выпуски рассчитаны на начинающих филателистов, и прежде всего молодежь, рассматривающих их скорее не как марки, а в качестве модных картинок-наклеек. К сожалению, это направление филателистического бизнеса наносит значительный урон развитию мировой филателии, в определенной мере подтачивает основы подлинного филателистического бизнеса.
34.3. Международная ценовая политика и особенности ценообразования в филателии
Вопросы ценообразования на марки интересуют не только коллекционеров-филателистов, но и профессионалов-экономистов. Здесь интересен феномен относительной стабильности, временами, однако, сменяющийся взлетами и падениями, как правило, не связанными напрямую с экономическими условиями производства этой продукции. Филателистический рынок - это совершенно особенный рынок, где соотношение спроса и предложения, с одной стороны, серьезно определяется текущей модой, как и на рынке классических произведений искусства, а с другой - массовым сознанием, находящимся под влиянием политической конъюнктуры или определяемым потребностью средне- и долгосрочного вложения избыточных средств в надежные источники.
По экспертным оценкам, сразу же после вложений в драгоценные камни и металлы следуют вложения в нумизматику. Филателия уверенно занимает четвертое место вслед за инвестициями в ценные бумаги. Собственно говоря, и сама почтовая марка представляется своеобразной разновидностью ценной бумаги, своеобразной квитанцией-облигацией.
Не вдаваясь в тонкости описания чисто филателистических аспектов роста и падения цен на отдельные раритеты и уникумы (стабильный рост филматериалов XIX - первой половины XX вв.), остановимся на более широком поле ценообразования и ценовой политики на массовые эмиссии марок.
Может показаться, что выпускаемые многомиллионными тиражами почтовые новинки не имеют сколько-нибудь серьезных шансов стать если не раритетами, то довольно-таки надежным источником роста своих номинальных стоимостей. Однако чаще всего это не так, поскольку еще до их выпуска почтовые ведомства заранее оценивают и планируют не только теоретически наиболее вероятное количество марок для чисто утилитарных нужд в деле оплаты пересылаемой корреспонденции, но и учитывают поведение коллекционеров на филателистическом рынке. Поэтому, с учетом ожидаемого спроса, зависимого и от политической конъюнктуры, и от экономической стабильности страны-эмитента, и от веяний моды, прогнозируется количество новинок, которое будет распродано в соответствующие сроки. В целом сегодня заметна тенденция роста спроса, а значит, и цен на европейские, американские и японские марки периода 50- 70-х годов XX в., а также на так называемые закрытые страны, т.е. марки тех государств, которые в силу тех или иных причин уже прекратили эмиссионную деятельность, как, например, СССР после его распада в 1991 г. или ГДР после ее объединения с ФРГ в 1989 г.
Традиционно сложилось, что цены на филматериал определяют несколько десятков международных каталогов, издаваемых крупными филателистическими фирмами, ведущими широкую международную торговлю новинками и запасами прошлых выпусков действующих почтовых администраций. С определенной долей условности эти цены можно причислить к справочным ценам, широко известным в практике международной торговли готовой продукцией.
Наиболее авторитетными и популярными среди коллекционеров всего мира являются американские каталоги "Скотт", английские "Стенли Гиббонса", французские "Ивер и Телье", немецкие "Михель", итальянские "Болаффи" и "Сассоне", а также швейцарские "Цумштейн" и испанские "Домфил". Оценка почтовых марок в них представлена в ведущих мировых валютах, однако в своеобразных условных денежных единицах - "долларах Скотта", "фунтах Гиббонса", "франках Цумштейна" и "условных евро", до введения в обиход которых были широко известны "Михель-марки" и "франки Ивера". Такое название они получили вследствие того, что реальная рыночная цена продаваемых материалов колеблется в достаточно широком диапазоне 10-60% каталожной цены, в зависимости от степени сохранности, популярности, истории происхождения и иных факторов.
Каталогизация текущих новинок разных почтовых ведомств осуществляется теми же фирмами, что издают перечисленные каталоги, в специальных периодических выпусках - бюллетенях или журналах, где стоимость новых эмиссий, как правило, удваивается по сравнению с их номинальной стоимостью, а это гарантирует возможность продавать их при отсутствии повышенного спроса по номиналу (сами же дилеры покупают в соответствии со специально заключаемыми с почтовыми ведомствами соглашениями новинки с 20%-ной скидкой) либо при активизации рынка автоматически доводить цену популярных позиций до 200%-ного уровня.
Регулярный пересмотр цен осуществляется ежегодно для каталогов "Скотт" и "Цумштейн" либо раз в пять - семь лет для остальных. Переиздание отдельных томов по регионам происходит ежегодно, хотя обновление всего комплекта из 8-11 выпусков - в среднем раз в восемь лет.
На разумную ценовую политику, обеспечивающую держателям почтовых марок стабильный 5-15%-ный рост в зависимости от объекта коллекционирования (что существенно выше многолетнего среднегодового инфляционного роста мировых цен), решающим образом влияет поведение крупных фирм-участников на международных филателистических рынках. При повышении спроса на отдельные марки часто в продажу дополнительно выпускается лишь очень ограниченное их количество. Более того, при желании тех или иных почтовых администраций, напротив, повысить цены и внимание к своим товарам нередко происходит даже публичное, с широким привлечением представителей прессы, уничтожение запасов старых выпусков.
Наиболее ярким событием в связи с этим стали недавние публичные сжигания запасов старых (периода 60-80-х годов XX в.) марок Сан-Марино, Ватикана, Монако и тихоокеанского острова Питкэрн, в то время находящегося под английским колониальным владычеством. Пример резкого роста цен на марки Китайской Народной Республики без проведения каких бы то ни было специальных акций - это бум спроса на коллекционирование марок с изображением Мао Цзе Дуна.
Что касается классических выпусков первых 70-80 лет мировой филателии, то, как правило, цены на них находятся в устойчивом движении в сторону роста, вне зависимости от моды и конъюнктурных пристрастий коллекционеров, что делает эти выпуски достаточно надежным средством вложения денег.
34.4. Международные филателистические бизнес-организации
К середине XX в. торговля марками и другой филателистической продукцией приобрела столь широкие масштабы, что возникла насущная необходимость в организации международного сообщества профессионально занятых структур в этой сфере бизнеса. Таким образованием в 1947 г. стала Международная федерация национальных ассоциаций филателистических дилеров (ИФСДА), объединяющая в своих рядах национальные союзы торговцев филателистическими товарами около 50 стран Европы, Америки и Азии. Деятельность этой организации была направлена на регулирование взаимоотношений торговцев с национальными почтовыми организациями в области ценовой и эмиссионной политики, на поддержку дилеров и защиту их интересов при разрешении спорных ситуаций с таможенными органами, нередко возникающих при ввозе и вывозе филателистической продукции, на соблюдение правил цивилизованной торговли в третьих странах, где отсутствуют подобные национальные организации. Сегодня во всех промышленно развитых странах действуют национальные объединения филателистических дилеров и торговцев марками, которые в свою очередь являются полноправными членами ИФСДА. В России, в частности, это Ассоциация торговцев марками - ATM, вступившая в ИФСДА в 1998 г.
Серьезный урон нормальному развитию международного филателистического бизнеса наносит "пиратская деятельность" фальшивомонетчиков от филателии. Подделки марок и филателистических материалов подразделяются на две категории: подделка знаков почтовой оплаты, что находится в поле зрения правоохранительных органов, поскольку здесь напрямую затрагиваются монопольные интересы государства, и фальсификация коллекционных материалов, уже давно вышедших из почтового употребления, но представляющих большую коллекционную ценность.
В деле борьбы с фальшивым коллекционным товаром большие надежды возлагаются на экспертов-профессионалов, которые делают заключения о подлинности или подделке того или иного филателистического материала. Как правило, это серьезные, широко известные в профессиональных кругах коллекционеры, обладающие высоким авторитетом в области их собирательства и оценки у себя в стране и на международном уровне.
В послевоенной Европе, где на фоне разрухи и экономического упадка резко возросло количество подделок филателистических материалов, а отдельные из них, например, псевдораритсты, выходившие из мастерской незаурядного итальянского мошенника Ф. Спсратти, имели даже не штучный, а массовый характер, сложилась ситуация, когда подлинная рыночная и, в частности, международная аукционная цена редких марок могла быть признана реальной лишь в случае официального подтверждения их подлинности и качества экспертами-профессионалами.
Все это побудило филателистическую общественность и руководство ведущих филателистических организаций и аукционных домов поставить вопрос о формировании международного союза экспергов-филателистов для решения всех насущных вопросов, содействующих развитию нормального коммерческого коллекционирования. Таким союзом стала Международная ассоциация экспертов-филателистов (АИЕП), куда по рекомендации ее руководства во время очередных конгрессов, приурочиваемых к проведению крупных международных и всемирных филателистических выставок, принимают наиболее знающих филателистов из разных стран. Как правило, это не только известные филателисты, но и коллекционеры, обладающие уникальным филателистическим материалом, демонстрировавшимся на международных экспозициях и удостаивавшимся высших выставочных наград.
Список членов АИЕП регулярно публикуется в специальных изданиях и распространяется во всех заинтересованных структурах, связанных с филателией. В этом списке приведены фамилии экспертов - членов АИЕП, сертифицированная экспертиза (мнение) которых признается на международном уровне и принимается в качестве гарантии подлинности раритетов, выставляемых на аукционах. Естественно, что и для иных целей допустимо обращение к экспертам, каждый из которых специализируется в определенном направлении классической и современной филателии. Подобная экспертиза носит всегда коммерческий характер, а стоимость услуг эксперта составляет до 10% каталожной оценки рассматриваемого и заверяемого им материала. Еще одной международной организацией в профессиональном филателистическом бизнесе является Международная ассоциация издателей каталогов и филателистической литературы (АСКАТ), учрежденная в 1974 г. и объединяющая сегодня более 80 издателей из более чем 30 стран мира, включая и Россию.
Главной целью АСКАТ является защита интересов производителей филателистических аксессуаров, таких, как альбомы, кляссеры и прочие принадлежности, необходимые в повседневном обиходе коллекционерам, а также защита интересов и координация общей политики издателей, специализирующихся в деле обобщения и распространения информации филателистического характера.
Последнее направление сегодня подразделяется на две ветви: издатели каталогов и издатели филателистической периодики. И для тех, и для других крайне важно придерживаться единых международных стандартов представления и распространения филателистической информации, соответствующей нормам ФИП, а значит, и востребованной рядовыми коллекционерами. А если учесть, что тиражи отдельных каталогов, распространяемых на всех континентах, достигают сотен тысяч экземпляров, то понятно, с какой потенциально емкой аудиторией им приходится иметь дело. То же относится и к издателям филателистической периодики, где тиражи наиболее популярных журналов часто составляют десятки тысяч экземпляров.
Во многих странах Европы, в США, Австралии и Японии традиционно в течение уже более чем векового периода популярны так называемые иллюстрированные альбомы, куда рядовые коллекционеры, иронически прозванные заядлыми филателистами "собиратели", помещают все вновь выходимые знаки почтовой оплаты той или иной страны.
Для примера отметим, что только в Германии каждая четвертая семья имеет таких собирателей, продолжающих семейные традиции, ранее заложенные предками-коллекционерами. В такой атмосфере филателия рассматривается не только как одна из форм экономически рациональных сбережений, но и как форма продолжения семейной традиции. Зачастую комплектацию семейных альбомов продолжают лица, практически лишенные интереса к собиранию марок, но считающие для себя честью продолжать дело предков. Именно для таких собирателей и предназначены красочно иллюстрированные альбомы, выпускаемые крупными фирмами Европы ("Даво" в Нидерландах, "Лейхттурм", "Ка Бе", "Линднерт" и "Сейф" в Германии, "Афинса" в Испании, "Марини" и "Болаффи" в Италии), Америке ("Скотт") и Японии ("Сакура").
При этом каждый из производителей специализируется на производстве и продаже таких альбомов по наиболее "собираемым" странам, к числу которых относится около 30 развитых в промышленном отношении стран Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, Израиль, Япония, ранее Советский Союз, а сегодня Россия.
Почтовые марки постсоветских государств пока еще мало коллекционируемы на Западе, за исключением трех прибалтийских стран: Латвии, Литвы и Эстонии, вошедших в структуру ЕС и НАТО. Кроме того, иллюстрированные альбомы изготовляются для знаков оплаты бывших немецких, английских, испанских, итальянских, голландских и французских колоний, традиционно активно собираемых в странах-метрополиях. В последнее время в связи с резкой активизацией интереса к филателии в Китае иллюстрированные альбомы выходят и для этой страны.
В конце XX в. ряд тревожных тенденций в мировой филателии (рост числа массовых подделок, выпуск неоправданно малотиражных марок для развивающихся государств, "пиратские фантастические" выпуски для "горячих" точек планеты, общее снижение интереса молодежи к филателии) привел к необходимости поиска новых форм международного сотрудничества в этом бизнесе. Так, в 1994 г. была учреждена новая международная филателистическая бизнес-организация - Всемирная ассоциация развития филателии (ВДАП), деятельность которой направлена на достижение более полного взаимопонимания почтовых администраций, коллекционеров и филателистического бизнес-сообщества и сбалансирования интересов коллекционеров с деловыми интересами издателей, производителей и распространителей филателистической продукции. К началу текущего столетия ВДАП объединила представителей 33 стран и провела ряд консультативных встреч с заинтересованными международными структурами, деятельность которых развивается в направлении всемерного расширения и углубления международных филателистических бизнес-контактов.
Основные термины и определения
Филателия - коллекционирование, собирание и изучение почтовых и гербовых марок, конвертов с марками и штампами.
Вопросы для самоконтроля
Что включает понятие мирового филателистического рынка? Назовите основные этапы его развития.
Что понимается под международным филателистическим бизнесом?
Какое место в сфере международного филателистического бизнеса занимают специальные программы и всемирные выставки?
В чем состоят особенности мирового ценообразования на филателистические материалы и как формируется международная ценовая филателистическая политика?
Какие существуют международные филателистические бизнес-организации? Укажите их основные функции.
Литература
Стрыгин А.В. Мир коллекционера. М.: Экон-Информ, 2002.
СтрыгинА.В. Нетрадиционный бизнесШовое в экономике и управлении. М: Знание, 1991.
??
??
??
??
<< Пред. стр. 17 (из 17) След. >>