<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, которые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того страны-члены должны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие аналогичные нарушения.
  В рамках ВТО определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты таможенными органами на границе с целью предотвращения ввоза пиратских товаров вплоть до их уничтожения. Затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, определяется порядок разрешения споров.
  Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.
  Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя - это понижение стоимости жизни благодаря снижению протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования ГА ТТ-ВТО было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Подготавливаемая реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 г., устраняет ограничения на объем импорта указанных товаров.
  Участие стран в деятельности ВТО предоставляет более широкий выбор товаров и услуг, что также является несомненным преимуществом свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное национальное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции, а цена и качество определяют конкурентоспособность фирмы и ее продукции.
  В результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью. Увеличение экспорта повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
  Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции национальных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему.
  Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение - все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для международного бизнеса. В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций создаст дополнительные рабочие места и повышае i благосостояние населения в целом.
  ВТО с самого начала своего образования активно сотрудничает с другими организациями, занимающимися многосторонним регулированием международных экономических отношений и заинтересованными в деятельности ВТО. С целью координации действий в интересах мирового сообщества были установлены связи со специализированными учреждениями системы ООН. Многие из этих организаций имеют статус наблюдателя в одном или нескольких комитетах, советах или рабочих группах ВТО. Особенно важное значение для ВТО представляет интенсификация связей с такими международными организациями, как МВФ, МБРР и ЮНКТАД, деятельность которых непосредственно затрагивает развитие и регулирование международного бизнеса и совершенствование многосторонней торговой системы в условиях глобализации мировой экономики.
  Основные термины и определения
  Организация Объединенных Наций (ООН) основана в 1945 г. По состоянию на май 2004 г. членами ООН являются 194 государства. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке (США).
  Всемирная торговая организация (ВТО) основана в 1995 г. на базе Генерального соглашения о тарифах и торговле. Членами ВТО состоят 145 государств (2004 г.). Штаб-квартира ВТО находится в Женеве (Швейцария).
  Генеральное соглашение но тарифам и торговле (ГА ТТ) заключено в Женеве в 1947 г. 23 государствами. Его основные принципы и соглашения легли в правовую основу и практическую деятельность ВТО.
  Уругвайский раунд (1986-1994 гг.) - последний раунд переговоров ГАТТ, который привел к подписанию Марраксшского соглашения о создании ВТО как специализированного учреждения системы ООН.
  Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) охватывает ГАТТ-94, а также соглашения по сельскому хозяйству, по техническим барьерам в торговле, по инвестиционным мерам, по правилам происхождения, по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам и др. С ! января 1995 г. ГА ТС вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании ВТО.
  Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). С 1 января ТРИПС вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании ВТО.
  Режим наибольшего благоприятствования означает недискриминацию товаров и услуг, когда любой из членов ВТО одинаковым образом относится к импортируемым товарам и услугам из любого другого государства - члена ВТО.
  Вопросы для самоконтроля
  Какие имеются взаимные предпосылки для сотрудничества между бизнесом и межправительственными учреждениями?
  Назовите основные функции и основные учреждения ООН, создающие инфраструктуру для более успешного функционирования международного бизнеса.
  Приведите примеры проектов ЮНКТАД по развитию предпринимательской деятельности.
  На что направлена координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК?
  Какую роль играет Международная финансовая корпорация для развития частных предприятий?
  Как сотрудничество в рамках "Глобального договора" может способствовать решению глобальных проблем?
  Раскройте роль и место ГАТТ-ВТО в либерализации и многостороннем регулировании мировой торговли.
  Что составляет правовую основу ВТО?
  9. Охарактеризуйте организационную структуру ВТО.
 10. Какова процедура присоединения новых стран к ВТО?
 Н. В чем состоят основополагающие принципы ВТО?
  Проанализируйте основные функции ВТО и их влияние на развитие международного бизнеса.
  С какими международными организациями активно сотрудничает ВТО?
  Литература
  ВТО и национальные экономические интересы России/Под ред. И.С. Королева. М.: Наука, 2003.
  Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М: Консалтбанкир, 2000.
  Доклад о мировом развитии 2002 года. Создание институциональных основ рыночной экономики/Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2002.
  Доклад о развитии человека за 2003 год. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: межгосударственная договоренность об избавлении человечества от нищеты. Минск: Юнипак. 2003.
  Киреев А.И. Международная экономика. В 2-х т. М.: Международные отношения, 1997.
  Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
  Организация Объединенных Наций. Основные факты. Справочник/Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2000.
  Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения. Курс лекций. М., 2000.
  Управление международным обменом товаров, услуг, капитала. Учебник/Под ред. Э.Э. Батизи. М.: Высшее образование и наука, 2004.
  Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. В 2-х т. М.: Экономика, 2001.
  Global Development Finance. Striving for Stability in Development Finance. Washington, World Bank, 2003.
  Global Economic Prospects and the Developing Countries 2003: Investing to Unlock Global Opportunities. Washington, World Bank, 2003.
  Nelson J. Building Partnerships: Cooperation between the United Nations system and the private sector. New York: United Nations Department of Public Information, 2002.
  Tesner S. The United Nations and Business: A Partnership Recovered. New York: St. Martin's Press, 2000.
  World Investment Report 2003. FDI Policies for Development: National and International Perspectives. New York and Geneva, United Nations, 2003.
 
 ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
 Глава 5
 
  Одной из главных тенденций современного развития мировой экономики является активизация отношений государства и международного бизнеса в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Формы такой экспансии могут быть самыми различными: от контрактов на управление существующими предприятиями до выполнения частными компаниями полного цикла строительства и эксплуатации новых объектов.
 
  5.1. Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса
 
  Последние годы во многих странах мира с рыночной, а по мере отказа от командно-административных методов управления и с переходной экономикой складывается новая институциональная структура хозяйства, осуществляются значительные изменения в системе экономических отношений государства и частного сектора в рамках либерально-консервативных доктрин. Суть происходящих изменений сводится к двум основным направлениям: изменениям пропорций распределения национального дохода в пользу предпринимательской прибыли и снижению барьеров и препятствий на пути международного бизнеса, от которого в значительной части зависят экономический рост и успех экономических преобразований.
  Такие трансформации охватывают все сферы деятельности и уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивают всевозможные стороны их отношений с частным сектором (функциональные, организационные, финансовые и др.), проявляются не только в национальном, но также и в международном и глобальном масштабах. Они совершаются на фоне других фундаментальных процессов формирования новой экономики современного общества, глобализации производства, интернационализации капитала. Главное в отношениях партнерства государства и международного бизнеса - это существенное расширение пространства для свободного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны.
  В современном понимании хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях выполнения конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
  Система партнерских отношений между государством и международным бизнесом является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики, партнерства государства и частного сектора вообще (ПГЧС, Public-Privatc-Partnership - РРР), поскольку сложные формы организации и хозяйствования в современных условиях невозможны без участия государства в той или иной степени. Но в то же время институциональная среда, в какой партнерства существуют сейчас, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявившуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом.
  Хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительный иностранный капитал, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на зарубежный предпринимательский сектор основную часть рисков и одновременно сохранить объекты в государственной собственности. В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов - государства в форме его собственности и международного бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной собственности означает частичную приватизацию некоторых определенных законодательством и договором (контрактом) функций государства.
  Наиболее активно в настоящее время партнерство государства и международного бизнеса осуществляется в реальном секторе экономики - в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т.п.). Эти отрасли составляют основу систем жизнеобеспечения экономики и общества.
  Национальные правительства уже не считают сферой своей полной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, традиционно находившиеся в ведении государства, например отрасли производственной и социальной инфраструктуры. Они передают в частную собственность или, что наблюдается чаще, во временное долго- и среднесрочное владение и пользование отечественному и иностранному капиталу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регулировать и контролировать их деятельность.
  Однако этот процесс усиления партнерских отношений государства и международного бизнеса сложен и порождает множество проблем. Так, эйфория первых лет реформирования в России (конец 80-х - 90-е годы) и надежды на создание в обозримом будущем мобильного и менее обремененного текущими хозяйственными проблемами государства, оперативно реагирующего на возникающие потребности общества, постепенно сменились трезвыми оценками трудностей. Смягчение одних проблем (например, бюджетных) поставило перед властью и обществом новые, не менее сложные задачи, которые не представлялись такими серьезными, какими они оказались в действительности.
  Все более актуальной становится проблема коррупции, причем не только на национальном, но и межгосударственном уровне, о чем свидетельствуют многочисленные конвенции по борьбе с коррупцией, принимаемые ООН, ОЭСР, Советом Европы, Европейским Союзом, ОБСЕ, другими международными организациями. Важнейшей проблемой в международных отношениях стала борьба с терроризмом.
  Пока реформы в производственной инфраструктуре во всем мире находятся лишь на начальных стадиях. Они идут методом проб и ошибок. Наблюдаются не только позитивные результаты, но и просчеты, заблуждения, возврат к прежним позициям. Но важно, что по мере накопления опыта происходит постоянный процесс корректировки концепций и методов партнерства государства и международного бизнеса, модификация подходов и инструментария.
  Развитие процесса партнерских отношений государства и международного бизнеса определяется несколькими основными факторами.
  Первый фактор -- приватизация государственных активов в той или иной форме является одним из важнейших элементов концепции либерализации экономики, курс на которую был взят в конце 80 - начале 90-х годов.
  Второй фактор - национальные правительства не имеют финансовых ресурсов в объемах, достаточных для модернизации, обслуживания и расширения находящейся у государства собственности.
  Третий фактор - частный национальный и международный бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Правительство же, в свою очередь, может облегчать условия реализации проекта посредством предоставления земли под возводимые объекты, лицензий и также за счет финансово-экономических рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки.
  Характерными особенностями партнерства государства и международного бизнеса является то, что они:
  ограничены во времени. Как правило, партнерство создастся под конкретный объект, который необходимо построить в течение определенного периода времени, а затем осуществлять его эксплуатацию;
  ограничены в пространстве,, поскольку они конституируются только для конкретных объектов. Это может быть порт, аэропорт, автомобильная дорога или ее участок;
  создают конкурентную основу рыночной экономики - за каждый контракт или концессию происходит достаточно серьезная конкурентная борьба, причем как в развитых, так и в развивающихся странах.
  Особенность современных партнерств государства и международного бизнеса заключается также в существенном расширении географических границ. Раньше они использовались только в развитых странах, причем в ограниченных размерах. За годы либеральных реформ партнерства государства и международного бизнеса стали важным элементом хозяйствования более чем в 100 странах мира.
  Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и международного бизнеса проявились в административно-финансовых реформах в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. В соответствии с неолиберальными концепциями развития в этих странах существенно сократился государственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу, в том числе и международному.
  Партнерства могут иметь три разных уровня.
  Первый уровень -- партнерство в сфере муниципальной собственности. Второй уровень - партнерство на государственном уровне, когда одним из субъектов выступает орган федеральной или региональной государственной власти.
  Третий уровень - межгосударственное партнерство. Типичными примерами являются, например, строительство Евротуннеля или программа создания трансевропейских сетей, которая активно реализуется Европейским Союзом и странами Восточной Европы с 1999 г.
  В мировой практике сложились две институциональные схемы формирования партнерства.
  Первая схема - формирование партнерства с нуля, наблюдается в странах Восточной Европы, развивающихся странах, в бывших советских республиках.
  Вторая схема представляет собой эволюционное врастание новых видов хозяйственного партнерства в сложившуюся структуру рыночной экономики. Эта схема характерна для развитых стран, в которых веками создавалась рыночная институциональная среда при государственной собственности на производственную и социальную инфраструктуру.
  На практике партнерство проявляется в нескольких формах: государственные контракты, аренда государственного имущества, соглашения о разделе продукции, совместные государственно-частные предприятия, концессии.
 
 
  5.2. Формы партнерства государства и международного бизнеса
 
  В экономической литературе существует достаточно много классификаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйственной сфере (табл. 5.1). В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проектах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.
  Контракты на оказание от имени правительства услуг в сфере социальной или производственной инфраструктуры предполагают получение зарубежной частной компанией как партнером государства компенсации в виде доли дохода, прибыли или платежей. При этом компания, заключающая контракт, не несет рисков финансирования, поскольку стоимость контракта выплачивается государством. Но в то же время риск низких доходов может возникать.
  Характерной особенностью государственных контрактов является их административная форма, а также то, что права собственности на предмет контрактных отношений не передаются государством зарубежному предпринимателю. Вся деятельность в рамках контракта (строительство, закупка материалов и т.д.) осуществляется на средства государства и регламентируется условиями контрактного договора, сметами расходов и другими документами. Подрядчик государства не имеет права произвольного распоряжения полученными из бюджета средствами. Соответственно с этим все риски несет государство.
  В настоящее время контрактная форма партнерских отношений государства и бизнеса имеет очень широкое распространение в мире. Так, в США федеральное правительство размещает ежегодно от 13 до 15 млн контрактов на все виды товаров и услуг военного и гражданского назначения.
  Аренда государственной собственности предполагает передачу на определенных условиях зарубежной компании государственного или муниципального имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе арендного договора.
  Лизинг - форма, близкая к аренде, российское законодательство трактует как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. В Федеральном законе от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" дается более корректное определение лизинга как системы отношений: "лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга". Лизингополучатель имеет право выкупа имущества, передаваемого ему в рамках договора лизинга.
  Соглашения о разделе продукции (СРП) являются самостоятельной формой партнерских отношений государства и частного сектора, близкой, но не относящейся к традиционной концессии. Согласно российскому законодательству СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности - на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.
  Имеются типы СРП, согласно которым партнер государства несет все риски. Например, по сервисному контракту с риском государство поручает частной компании на се собственный риск исследовать и (или) разведать месторождение. В случае открытия месторождения компания компенсирует понесенные издержки и получает прибыль. При отрицательном результате изыскательских работ государство не возмещает ей понесенные издержки.
  Другой тип сервисного контракта (без риска) - это, по существу, подрядный договор, который государство заключает с частной компанией. В договоре определяются типы работ, которые ведет компания, сроки их выполнения, порядок возмещения затрат и поощрения и т.д. Этот тип контракта близок к обычному государственному контракту, за одним исключением. Если при обычном государственном контракте оплата произведенных частной компанией работ осуществляется из бюджета, то согласно сервисному контракту компенсация издержек производства и начисление прибыли происходят за счет продажи полученной продукции. Таким образом, ни обычные административные контракты, ни сервисные контракты, ни соглашения о СРП не могут быть отнесены к концессиям. Они представляют собой самостоятельные типы отношений партнерства.
  Участие зарубежных компаний в капитале общественного (государственного и муниципального) предприятия может выступать в виде акционирования (корпоратизации) или создания совместных предприятий при долевом участии сторон. Предпринимательская деятельность в акционерных обществах осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать и субъекты государства. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется долей в акционерном капитале. Чем ниже доля иностранных частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Риски распределяются пропорционально доле в капитале.
  Наиболее развитую и институционально сложную форму партнерства государства и международного бизнеса представляет собой концессия.
  Концессия -это система отношений между, с одной стороны, государством или муниципальным образованием (концедентом) и, с другой стороны, юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключительным правом государства или муниципального образования.
  Концессии имеют ряд преимуществ в сравнении с другими формами хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса. В концессиях частный сектор обладает большей степенью самостоятельности и свободы в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и иных решений. Границы свободы концессионера закрепляются в концессионном договоре. Подписывая этот договор, концессионер соглашается на условия, выдвигаемые государством. Степень самостоятельности концессионера, как правило, не изменяется в худшую для него сторону в течение всего срока концессии. Кроме того, за закрепленные в договоре рамки разделения сфер, прав и обязанностей не могут выйти без существенных последствий для себя ни концедент, ни концессионер.
  В сравнении с акционированием концессии являются более предпочтительной формой, направленной на увеличение основного капитала в Стране. С точки зрения инвестиционного процесса, концессии, выдаваемые частным компаниям, как правило, предполагают чистый прирост производительного капитала за счет расширения фондов, нового строительства или модернизации производства. В случае притока инвестиций путем приобретения акций происходит лишь перераспределение акционерного капитала, не вызывающее увеличения основных фондов и численности занятых.
  У концессии есть еще одно преимущество перед акционерной формой владения государственной собственностью. В концессиях государство не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и административно-хозяйственную деятельность, а в партнерстве в форме участия в капитале государство присутствует постоянно. Кроме того, при национализации концессионного предприятия государство, согласно общепринятому в мировой практике законодательству, возмещает концессионеру стоимость вложенного (инвестированного) им в производство капитала за вычетом амортизации и полученной прибыли. Оно выплачивает ему также компенсацию за упущенную выгоду, возникшую в результате разрыва контракта. Все эти положения оговариваются в концессионном договоре.
  В случае же национализации акционерного общества государство приобретает его акции по текущему курсу независимо от объема вложенного зарубежным предпринимателем капитала. И здесь интересы государства и акционеров противоположны: государство стремится к снижению курса акций, а акционеры и менеджмент иностранной компании - к повышению. Для достижения своих целей каждая из сторон расходует непроизводительно большие средства: государство - на дискредитацию подлежащего национализации акционерного общества, предприятие - на поддержание своей репутации. Чем крупнее предприятие, могущественнее зарубежная компания, тем активнее ведется эта борьба, поглощающая значительные финансовые, интеллектуальные и иные ресурсы.
  В процессе развития партнерских отношений концессии, предоставленные зарубежным компаниям, позволяют государству:
  - при неизменном сохранении объекта в общественной (государственной и муниципальной) собственности передавать его во владение и пользование частному сектору па возвратной основе при строгом контроле за деятельностью концессионера;
  - переложить функции строительства, эксплуатации, содержания
 объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере произ
 водственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;
  -- обеспечить техническое и технологическое развитие государственных и муниципальных производств, объектов и услуг;
  - создать условия и предпосылки для эффективного функциониро
 вания производственных объектов, находящихся в общественной собствен
 ности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации при
 родных ресурсов; защиты окружающей среды:
 
 
  - прерывать действие концессионного договора в случае нарушения со стороны концессионера его условий и положений и возвращать объект в государственное управление или передавать его в концессию другому хозяйствующему субъекту;
  более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;
  обеспечивать реальное партнерство государства и международного капитала на приоритетных направлениях реформирования;
  формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;
  - получать концессионные платежи в бюджеты всех уровней.
 Заинтересованность международного бизнеса в концессиях прояв
 ляется в следующем:
  зарубежная компания получаст в долговременное управление государственные активы, ей не принадлежащие, часто на льготных условиях платы за концессию;
  вкладывая инвестиции, иностранный концессионер имеет достаточные гарантии их возврата, поскольку государство как партнер несет определенные риски по обеспечению минимального уровня рентабельности. В отдельных случаях (проекты в коммунальной сфере водо-, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии повышения им качества обслуживания;
  концессионер, обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность своего бизнеса во время срока концессии.
  Вместе с тем концессиям как форме хозяйствования присущи и недостатки, которые не характерны для других форм партнерства. В основном они связаны с тем, что концессии имеют продолжительные сроки, а следовательно, закрепленные в договоре положения могут быть изменены только по соглашению сторон или решению суда. Фиксирование системы отношений государства и бизнеса на длительную перспективу, детерминированность-многих заложенных в концессионный договор положений приводят к отсутствию гибкости и динамичности, характерной для современной экономики.
  Другой недостаток концессий заключается в том, что объекты производственной инфраструктуры имеют продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций. Сложность проведения финансово-экономических расчетов на длительные сроки по такого рода объектам вызывает неточности и даже ошибки, что приводит к дополнительным рискам невыполнения условий концессий.
  В целом можно сделать вывод, что каждая из форм партнерства имеет свои преимущества и недостатки, определяющие области их наиболее целесообразного использования в системе экономических отношений государства и международного бизнеса.
 
  5.3 Мировой опыт партнерства государства и международного бизнеса
 
  За годы либеральных реформ в мировой экономике накоплен значительный опыт партнерской государственно-частной деятельности в различных сферах, в том числе в электроэнергетике, на транспорте, коммунальном хозяйстве, в других отраслях. В 90-х годах и в начале XXI в. во многих странах и регионах мира в этих отраслях были реализованы крупные программы, основанные на партнерстве с международным бизнесом, стоимость которых исчислялась миллиардами долларов.
  На практике предпочтение отдается различным формам партнерства: в одних отраслях и странах в системе партнерских отношений преобладают концессии, в других - им отводится второстепенное место. Поэтому даже страны одинакового уровня экономического развития и единых концепций либерализации заметно отличаются по масштабам партнерской деятельности с зарубежными компаниями, динамике этого процесса, видам используемых контрактных и концессионных соглашений, тенденциями и приоритетами проводимой политики партнерства.
  К настоящему времени во многих странах концессии, контракты на строительство и другие формы управления государственной и муниципальной собственности стали полноценной заменой и альтернативой приватизации. При этом в сфере производственной инфраструктуры концессии явно доминируют среди всех инструментов косвенной приватизации (табл. 5.2).
  В результате практической реализации концессионной и других форм партнерства государства возникают элементы рыночной системы отношений в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства, а продолжает оставаться в его собственности.
 
 
  Наиболее активно система отношений партнерства государства и международного бизнеса развивается в Европе. За последнее десятилетие в этом регионе существенно укрепилось межгосударственное партнерство при реализации долгосрочных и капиталоемких проектов.
  С конца 90-х годов создание производственной инфраструктуры в странах Европейского Союза осуществляется в соответствии с двумя основными взаимосвязанными принципами развития этого сегмента экономики в рамках Европейской перспективы пространственного развития (European Spatial Development Perspective, ESDP). Первый предусматривает создание транеевропейских сетей производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика) членов ЕС между собой, а также со странами Центральной и Восточной Европы (в том числе странами-кандидатами и не членами ЕС), а второй касается развития специализированных региональных связей.
  Трансевропейские сети - одно из важных программных направлений политики ЕС и стратегии развития. Им придается особое значение в объединенной Европе, так как они рассматриваются в качестве программы, содержащей важнейший пространственный компонент для ЕС и оказывающей прямое влияние на пространственную организацию всего континента, на развитие в европейских регионах, на международные отношения.
  Идея сетей была выдвинута в начале 90-х годов в некоторых документах ЕС. Маастрихтский договор 1993 г. сформулировал цель и задачи создания и развития трансевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures, TENs). В 1996 г. Совет и Европейский парламент одобрили руководящие принципы для их развития. Трансевропейские сети были институированы как одно из направлений Европейского Союза в контексте политики Европейской перспективы пространственного развития, окончательный вариант которой принят членами ЕС в Потсдаме 10-11 мая 1999 г. Общая потребность в инвестициях для реализации TENs оценивается в 400 млрд евро.
  По существу, программа развития трансевропейских сетей - это долгосрочная стратегическая программа. Реализацию ее предполагается осуществить на частноконцсссиопной основе с использованием схем ПГЧС, дифференциации рисков и различных схем страхования. Ключевая роль в гарантировании выполнения этих проектов принадлежит Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ, European Investment Bank) и Европейскому инвестиционному фонду (ЕИФ, European Investment Fund). Это два крупнейших в структуре ЕС финансовых института.
  ЕИБ был создан в целях предоставления займов и гарантий по займам для финансирования проектов в государственной и частной сферах государств - членов ЕС. Задачей ЕИБ является содействие интеграции, сбалансированному развитию и экономическому и социальному единению государств - членов Европейского Союза. ЕИФ функционирует как структура ЕИБ и предоставляет займы и гарантии по займам в основном для финансирования европейских проектов.
  Финансовая политика, проводимая ЕС, сводится в настоящее время к тому, чтобы обеспечивать структурные схемы содействия реализации проектов не из своего бюджета, а выдавая займы через разнообразные финансово-кредитные учреждения. Ключевые роли в этом вопросе играют ЕИБ и ЕИФ. Суть проводимой политики заключается в том, что один и тот же объем финансовых ресурсов в форме займов и гарантий по займам достигает больших результатов, нежели прямое финансирование, поскольку займы имеют больший "побудительный эффект". С помощью таких инициирующих финансовых инструментов может быть продвинуто большее число инвестиционных проектов. За период 1993-2000 гг. ЕИБ вложил в проекты TENs более 50 млрд евро (табл. 5.3)
 
 
  В финансировании инфраструктурных проектов участвуют и другие финансово-кредитные институты ЕС (табл. 5.4).
 
 
  Из всего многообразия экономических функций государства одна из главных состоит в создании условий (политических, экономических, правовых) субъектам экономической деятельности для развития в интересах общества. Составной частью новой институциональной среды, формирующейся в либеральной экономике, являются институты партнерства. В той институциональной форме, в какой партнерства сложились в период либеральных реформ, они представляют собой относительно новую ступень государственного регулирования экономики и призваны играть существенную роль в развитии современных рыночных структур и отношений.
  Основные термины и определения
  Партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно-значимых проектов.
  Договор концессии регламентирует основные условия, правила, права и обязанности сторон в рамках концессии.
  Концессионная деятельность - деятельность концедента и концессионера по выполнению ими договора концессии.
  Вопросы для самоконтроля
  Раскройте экономическую природу партнерства государства и международного бизнеса.
  Дайте определение партнерства государства и международного бизнеса. Почему это партнерство является одним из проявлений либеральной экономики?
  Какие формы партнерства государства и частного сектора вы знаете; что между ними общего и чем они различаются?
  Чем различаются приватизация и партнерства государства и частного сектора; в какой диалектической взаимосвязи находятся эти два процесса разгосударствления?
  Дайте определение и характеристику концессии.
  Что дают концессии государству?
  В чем проявляется заинтересованность международного бизнеса в концессиях?
  Приведите примеры международного партнерства государства и бизнеса.
  Охарактеризуйте программу развития трансевропеиских сетей.
  Литература
  Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора (Серия "Научные доклады: независимый экономический анализ"). М.: Московский общественный научный фонд, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2003.
  Варнавский ВТ. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2002.
  Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной эконом и ке/Отв. ред. Я.А. Рекитар, Л.С. Демидова. М.: Наука, 2001.
  Концессия. Об эффективном договоре между государством и биз-несом//Сб. научных материалов. М.: Эксперт, 2002.
  Персианов В.А., Федоров Л.С., Варнавский В.Г. Концессионный механизм управления на транспорте: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2003.
  Режим концессий как формы прямых частных инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной Европы. М.: Эпикон, 1999.
  Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М.: Нестор, 2002.
  Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммуникаций (французский опыт). Изд-во Французского национального института мостов и дорог, 2002.
  GerrardM. В. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? Finance & Development. Washington, 2001. Vol. 38. N 3.
  Roll M., Verbeke A. Financing of the trans-European high-speed rail networks: new forms of public-private partnerships//Europ. Management Journal, 1998. Vol. 16. N 6.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
 Глава 6
 
  6.1. Специфика национального регулирования
 
  В последние десятилетия в подавляющем большинстве промышленно развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая новых членов из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвестиционных субсидий и льгот), и косвенной поддержки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных корпораций (ТНК). Это связано с тем, что многие меры государственного стимулирования привязаны к депрессивным и отсталым районам. Особенно это характерно для ФРГ, Великобритании, Италии, Испании, других стран Европейского Союза (ЕС). Местные инвесторы не хотят вкладывать средства в таких районах часто лишь из-за сложившихся стереотипов, тогда как представителей международного бизнеса привлекают в этих регионах низкие трудовые издержки и незначительная конкуренция.
  В то же время органы власти стран даже с самым либеральным регулированием международного бизнеса обычно оставляют за собой право выдавать предварительные разрешения, требовать предъявления деклараций и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные секторы экономики по-прежнему закрыты для зарубежных капиталовложений либо процедуры контроля особенно жесткие. Например, во Франции даже для фирм из других стран ЕС существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство и торговлю оружием, военным снаряжением и взрывчатыми веществами, в банковское дело и страхование, издательский бизнес и предприятия связи, электронные средства массовой информации, транспорт, энергетику и добычу полезных ископаемых, сферу здравоохранения и социального обеспечения. Похожие барьеры имеются и в других странах - членах ЕС, США и остальных промышленно развитых государствах. Менее либеральный режим сохраняется в Японии. Однако в каждой стране имеется своя специфика, которую должны учитывать управляющие 'ГНК. Так, в Словакии иностранным филиалам разрешено приобретать недвижимость в собственность лишь в исключительных случаях, в Швеции ограничения для международного бизнеса существуют в производстве алкогольной и табачной продукции, в Новой Зеландии разрешено получение рыболовных квот лишь при 75% участия местного партнера в капитале фирмы и т.д. Часто для иностранных фирм существуют более жесткие требования на ведение определенных операций. Ряд стран запрещает продажу ТНК земельных участков в определенных районах или крупного размера. В некоторых государствах (прежде всего в США) местные фирмы ставятся в более вьп олные условия по отношению к иностранным конкурентам благодаря надо! овым льготам и мерам торгового протекционизма.
  Тем не менее существующие в промышленно развитых странах ограничения для международного бизнеса принято считать незначительными. Прямых запретов действительно очень немного, а ухудшающие конкурентоспособность ТНК барьеры, как правило, компенсируются более профессиональным менеджментом компаний, ведущих операции по всему миру. В какой-то степени некоторые ограничения для международного бизнеса даже оправданны. Они нацелены на отбор среди ТНК стратегических инвесторов, что снижает угрозу дестабилизации национальной экономики вследствие внезапного ухода глобальных игроков под воздействием неблагоприятной конъюнктуры.
  Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся стран. Наибольшим ограничительным эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и Азии запреты или частичные ограничения возврата на родину прибыли ТНК, полученной в данном государстве. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некоторых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запрещены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса - ограничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зарубежной компанией крупного завода и т.д. Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информационной поддержкой).
  Все эти различия характера регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами - членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли.
  Особую роль играют специалмнле экономические зоны (СЭЗ), которых в мире насчитывается более тысячи. Они бывают четырех типов: зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны, свободные склады);
  промышленно-производствснныс зоны (по замещению импорта или стимулированию экспорта); технико-внедренческие зоны (научные парки, технополисы) и сервисные зоны (включая офшорные).
  Первые СЭЗ были созданы в США и Европе, причем до сих пор основная часть технико-внедренческих зон находится в промышленно развитых странах. Однако такие зоны нацелены в основном на поддержку национального бизнеса, в то время как СЭЗ в развивающихся странах обычно создаются для привлечения значительных капиталов ТНК. Прежде всего следует отметить малые государства и зависимые территории, ставшие офшорными центрами. Наибольшее их число в Карибском регионе и Океании, но есть они и в Европе (например, Андорра, Гибралтар), Азии и Африке. Один из самых известных офшоров - Бермудские острова, где объем накопленных ПИИ больше, чем в Японии.
  Кроме того, в крупных развивающихся странах часто создаются свободные (специальные) экономические зоны (районы), в которых местное законодательство принципиально отличается от правовых условий, созданных на остальной территории данного государства. В таких зонах иностранные компании находятся в привилегированном положении. Государственного регулирования международного бизнеса там иногда почти нет, что создает даже более свободные условия для ТНК по сравнению с западноевропейскими странами. В создании СЭЗ преуспел Китай, так как почти каждая из зон сразу нацеливалась на привлечение капитала из определенных стран и территорий - Тайваня, Гонконга, Японии и др. Следует, однако, помнить, что СЭЗ обычно экономически оторваны от остальной части страны.
  Национальное регулирование международного бизнеса не ограничивается достижением определенного уровня "открытости" страны для ТНК путем снижения таможенных и нетарифных ограничений в торговле, упрощения процедур прямого инвестирования "на зеленом лугу" (т.е. строительства нового предприятия) и ликвидации ограничений на слияния и поглощения фирм. В современных условиях глобализации по-настоящему ориентированное на рынок государственное управление предполагает не только создание равных условий для местных и иностранных фирм, но и постоянную поддержку конкурентной среды для предпринимательства, содействие приумножению человеческого капитала, стимулирование развития инновационных технологий, облегчение налогового бремени и многое другое. С учетом разного экономического потенциала и неодинаковых возможностей государственной хозяйственной политики в разных странах формируются собственные, весьма своеобразные системы регулирования международного бизнеса.
 
  6.2. Виды межгосударственного регулирования
 
  Наличие независимых систем государственного регулирования экономики ставит ТНК в заведомо менее выгодные условия по сравнению с компаниями, действующими в одной стране. В такой ситуации глобальным участникам приходится по несколько раз уплачивать одни и те же налоги, получать аналогичные разрешения, сертификаты качества, лицензии и многое другое отдельно в каждой из стран, где они ведут дела. Несогласованность режимов национального регулирования внешнеэкономической деятельности в последнее время стала важным сдерживающим фактором развития международного бизнеса. В конечном итоге от этого страдают страны, привлекающие иностранный капитал, так как они вынуждены предоставлять чрезмерные инвестиционные льготы для компенсации дополнительных издержек ТНК, связанных с дублированием их расходов в нескольких странах. Более эффективным решением целого комплекса проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата, является интенсивное развитие межгосударственного регулирования международного бизнеса.
  Можно выделить три уровня действия инструментов межгосударственного регулирования: глобальный, региональный и двусторонний.
  Глобальный уровень представлен прежде всего договорами и соглашениями, заключенными в рамках международных экономических организаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными конвенциями.
  Старейшей международной конвенцией, регулирующей деятельность международного бизнеса, является Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883 г., с последующими дополнениями). Это основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности, но не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц. Она учитывает национальное законодательство, поэтому ТНК вынуждены патентовать изобретения в странах-участницах по отдельности, однако после регистрации патента в одном государстве для фирмы устанавливается льготный срок его защиты до подачи заявок в других странах. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты. Эта охрана позволяет компаниям других государств не только производить аналогичные изделия в стране, где им обеспечена такая защита, но и ввозить туда подобные изделия.
  Другим важным инструментом является Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов (1958 г.), облегчающая урегулирование конфликтных ситуаций между участниками мирохозяйственных связей. Из сравнительно недавно вступивших в силу документов следует отметить Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров (1988 г.), которая обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств, применяющихся к отношениям по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах. Есть конвенции, регулирующие частные вопросы международного бизнеса, например Женевская конвенция по безопасным контейнерам, облегчающая международные контейнерные перевозки.
  Реализация на практике положений международных конвенций часто весьма затруднена. Так, в соответствии с Конвенцией по разрешению инвестиционных споров между государствами при Всемирном банке создан Международный центр, куда могут обратиться конфликтующие стороны. Однако многие страны неохотно идут на это, так как опасаются ущемления своего суверенитета. Для менеджмента частных компаний это важно учитывать при деятельности в странах, где велика угроза национализации иностранной собственности.
  Региональные инструменты регулирования международного бизнеса принимаются странами - участницами интеграционных группировок. При построении глобальных стратегий менеджмента необходимо знать, что такие инструменты улучшают условия хозяйствования внутри интеграционных группировок (в том числе для ТНК третьих стран, имеющих на территории одного из государств-участников дочернюю фирму), но обычно создают дополнительные протекционистские барьеры на своих внешних границах. Однако помимо обеспечения частичной либерализации среды функционирования международного бизнеса региональные инструменты нацелены на гармонизацию и унификацию правил, существующих в странах - участницах группировки. Это облегчает деятельность ТНК даже при протекционистских барьерах; их приходится преодолевать лишь один раз в какой-нибудь из стран - участниц группировки.
  Самая развитая система региональных инструментов регулирования международного бизнеса создана в ЕС, однако похожие документы заключены и в других интеграционных группировках. Наибольшее позитивное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают меры, устраняющие барьеры для движения товаров, услуг и капитала внутри интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближение стандартов, введение единых правил патентования и лицензирования и т.д.
  К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционные соглашения. Ликвидация двойного налогообложения оказывает влияние на все виды международного бизнеса, тогда как межгосударственные инвестиционные соглашения затрагивают преимущественно интересы компаний, осуществляющих прямые капиталовложения. Однако в последнее время инвестиционные соглашения заклю-, чаются все чаще одновременно с торговыми и другими внешнеэкономическими договорами (часто в одном пакете).
 
  6.3. Особенности соглашении о ликвидации двойного налогообложения
 
  Двойное налогообложение обычно применяется к прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее переводе за границу. В общем же случае двойное налогообложение применимо к любой налогооблагаемой базе (включая доходы физических лиц), и его суть заключается во взимании с одного и того же дохода идентичного налога в разных странах. Для защиты от двойного налогообложения подписываются межправительственные соглашения.
  Содержание каждого такого соглашения определяется спецификой налоговых систем договаривающихся сторон и результатами достигнутого компромисса. Далеко не от всех налоговых платежей, поступающих от международного бизнеса, государство готово отказаться с целью стимулирования мирохозяйственных контактов. Поэтому управляющие компании при решении установить внешнеэкономические связи в определенной стране должны не только узнать о наличии (отсутствии) с этим государством соглашения об исключении двойного налогообложения, но и определить, какие именно налоги подпадают под его действие, а также в какой стране при какой ситуации и с соблюдением каких формальных процедур их необходимо платить. Например, в соответствии с российско-германским соглашением от 1996 г. (сменило более ранний документ) двойное налогообложение не применяется в отношении подоходного налога, налогов на прибыль и имущество в России, подоходного и промыслового налогов, налогов с корпораций, на имущество и в поддержку солидарности (с восточными землями) в Германии.
  К числу старейших соглашений об исключении двойного налогообложения относятся итало-германское (1925 г.), британско-исландское (1928 г.), шведско-венгерское и шведско-французское (оба 1936 г.). Подавляющая же часть таких соглашений была заключена уже после 1960 г. (пик пришелся на середину 90-х годов). Процесс подписания соглашений продолжается до сих пор - например, в 2002 г. 64 страны заключили 68 новых соглашений об исключении двойного налогообложения. Всего в мире действовало 2256 таких соглашений (включая обновленные версии), и они затрагивали интересы 87% проектов с ПИИ.
  Основными участниками соглашений об исключении двойного налогообложения являются развитые страны. К 1 января 2003 г. США заключили 169 соглашений (в том числе 53 со старыми членами ЕС, 40 с латиноамериканскими государствами); 15 старых членов ЕС заключили 1178 соглашений (вто.м числе 166 друг с другом, 216 со странами ЦВЕ и 188 со странами Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии). Причем у Германии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Швеции, Австрии и Дании было более чем по 90 соглашений. Столь высокий показатель был также у Швейцарии, Норвегии и Канады.
  В развивающихся и постсоциалистических странах соглашений об исключении двойного налогообложения меньше, и они улучшают условия хозяйствования лишь для 57% проектов с ПИИ. В этом отношении позиции России выглядят не так уж плохо - по числу заключенных соглашений об исключении двойного налогообложения она занимает место в конце второй десятки (показатель по России сопоставим с числом соглашений с участием Польши, Чехии, Венгрии, Румынии, а также Финляндии, Индии, Китая и Японии).
  Первые два соглашения об исключении двойного налогообложения подписал еще Советский Союз с США (в 1973 г., новые редакции от 1992 г. и 1994 г.) и Великобританией (в 1974 г., новые редакции от 1985 г. и 1994 г.). В 80-е годы к ним добавились соглашения с 16 странами, в основном европейскими, а также с Японией, Малайзией и Индией. Значительную их часть в 90-е годы сменили расширенные версии. В последние 12 лет Россия заключила еще несколько десятков двусторонних соглашений (договоров, конвенций) об исключении двойного налогообложения. На 1 января 2004 г. такой режим установлен для российских граждан и компаний в 66 странах: в 20 старых и новых членах ЕС (кроме Греции, Мальты и трех стран Балтии), всех странах СНГ, кроме Грузии, а также в Албании, Болгарии, Исландии, Македонии, Норвегии, Румынии, Сербии и Черногории, Турции, Хорватии, Швейцарии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Северной и Южной Корее, Китае, Монголии, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Шри-Ланке, Израиле, Иране, Катаре, Кувейте, Ливане, Сирии, Египте, Мали, Марокко, Намибии и ЮАР.
 
  6.4. Основные задачи двусторонних инвестиционных соглашений
 
  Если действенные многосторонние инвестиционные соглашения на глобальном уровне (начиная от Гаванской хартии 1948 г. и до современных проектов, разрабатываемых под эгидой ВТО) принять пока не удается из-за принципиальных разногласий наиболее развитых и самых бедных государств, а сфера деятельности региональных соглашений покрывает лишь пространство наиболее развитых интеграционных группировок (прежде всего ЕС), то двусторонние инвестиционные соглашения охватили уже весь мир.
  Первое двустороннее инвестиционное соглашение было подписано в 1959 г., а к настоящему времени в них участвует уже 176 государств, причем за 1990--2002 г. число таких соглашений увеличилось почти в 6 раз и достигло 2181.
  Инвестиционные соглашения между двумя высокоразвитыми в промышленном отношении странами не заключаются. Развитые страны заключали соглашения с новыми членами ОЭСР (Чехией, Польшей, Венгрией, Словакией, Республикой Корея, Мексикой) в основном до их вступления в эту организацию (одно из немногих исключений - чешско-итальянское соглашение 1996 г.). Это связано с тем, что в декабре 1961 г. почти сразу после возникновения Организации экономического сотрудничества и развития все 20 стран-учредителей подписали Кодекс либерализации движения капитала (фактически многостороннее инвестиционное соглашение) - к тому моменту между странами - членами ОЭСР было заключено только западногерманско-греческое соглашение. В июне 1976 г. (а к тому времени к ОЭСР присоединились также Япония, Финляндия, Австралия и Новая Зеландия) государства-члены подписали Декларацию об иностранных инвестициях и многонациональных компаниях. В настоящее время действует ее редакция от 2000 г., подписанная уже 30 странами - членами ОЭСР.
  Множество двусторонних инвестиционных соглашений (к которым целесообразно отнести и соглашения отдельных стран с ЕС в целом) имеют существенно разное содержание. Тем не менее можно выделить несколько основных задач, которые будут решаться посредством всех этих соглашений.
  Прежде всего соглашения должны защищать капиталовложения, осуществленные фирмами одной страны в другом государстве. В 60-70-е годы соглашения обычно заключались между высокоразвитой и экономически отсталой страной и имели ярко выраженный односторонний характер защиты капиталов промышленно развитой страны. Такие соглашения до сих пор регламентируют порядок получения ТНК адекватной компенсации от правительства отсталого государства в случае оформленной в законном порядке национализации иностранной собственности. В целом инвестиционные соглашения гарантируют 7% накопленных ПИИ в мире, причем в развивающихся и бывших социалистических странах, где наиболее велики риски конфискации и других внеэкономических потерь капиталовложений ТНК, показатель достигает 22%.
  Кроме того, значительная часть инвестиционных соглашений предусматривает облегчение процедур инвестирования и регламентирует ведение переговоров по реализации проектов, а также устанавливает порядок разрешения возникающих конфликтов сторон.
  Тенденция к либерализации в мире, сопровождающаяся процессом масштабной приватизации во многих развивающихся и постсоциалистических странах, привела к тому, что угроза национализации в большинстве стран отошла на второй план. Кроме того, все чаще инвестиционные соглашения заключаются между двумя равными партнерами. Например, с конца 80-х годов Польша, Чехия и Венгрия заключили такие соглашения и друг с другом, и с большинством членов ОЭСР, и с другими бывшими социалистическими странами ЦВЕ, а также с рядом азиатских, африканских и латиноамериканских государств. При этом уже 45% соглашений заключено между двумя развивающимися или двумя постсоциалистическими странами без участия стран ОЭСР. В связи с этим новые соглашения в основном посвящены мерам взаимного стимулирования притока иностранных капиталовложений. Соответствующие разделы добавлены и во многие соглашения, заключенные в 70-80-е годы.
  В результате постепенно вырабатывается некоторый международный стандарт двусторонних инвестиционных соглашений. Прежде всего в них дается унифицированное определение иностранных инвестиций, устанавливаются единые критерии различия прямых и портфельных капиталовложений, количественные параметры отнесения инвестиционных проектов к мелким или, наоборот, крупным. Это вызвано тем, что инвестиционные соглашения нацелены преимущественно на защиту и особую поддержку прямых капиталовложений среднего и крупного размера.
  Далее в подавляющем большинстве соглашений устанавливаются правила инвестирования на начальной стадии реализации проектов и дальнейший режим функционирования предприятий с участием иностранного капитала. Кроме того, обозначаются государственные гарантии, предоставляемые инвесторам, и определяются правила выплаты им компенсации в случае полной или частичной экспроприации собственности, и правила перевода за рубеж полученной в стране прибыли, а также возможности вернуть на родину основной капитал. В соглашении могут быть отдельно определены условия реинвестирования прибыли и получения займов за рубежом. Часто в этих соглашениях устанавливается взаимный режим наибольшего благоприятствования в торговле.
  Завершающим элементом почти любого инвестиционного соглашения является описание процедуры разрешения возникающих конфликтных ситуаций как на межправительственном уровне, так и в случае переговоров частной компании одной страны с властями другой страны.
  Содержание инвестиционных соглашений, заключаемых в последние годы, выходит далеко за рамки этих общераспространенных элементов. Например, японско-сингапурское соглашение 2002 г. заключает в себе помимо прочего правила определения происхождения товара, устанавливает таможенные процедуры для внутрифирменных поставок, регламентирует торговлю услугами (прежде всего финансовыми и связи). Кроме того, в соглашении рассматриваются проблемы трансграничных поездок сотрудников компаний и взаимного признания их дипломов, регламентируются многонациональные научно-технические исследования и устанавливаются процедуры защиты интеллектуальной собственности. При этом соглашение предусматривает проведение мониторинга инвестиционной деятельности и в Японии, и в Сингапуре.
  Наибольшее число двусторонних инвестиционных соглашений (более чем по 90) заключили Великобритания, Франция, Германия, Швейцария, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Китай и Румыния. Фирмы первых восьми стран входят в число важнейших инвесторов за рубежом, а Китай является крупнейшим реципиентом иностранных капиталовложений среди развивающихся государств. Пример Румынии, не входящей в число ни основных инвесторов, ни крупных реципиентов ПИИ, показывает, что иногда власти пытаются при помощи заключения большого числа инвестиционных соглашений стимулировать внешнеэкономические связи национальных компаний. По числу заключенных соглашений (от 61 до 90) выделяются также Италия, Польша, Республика Корея, Малайзия, Турция и Египет. Из ключевых экономических держав наименьшее число двусторонних соглашений заключила Япония (только с 10 странами, в том числе в 1998 г. с Россией). Среди стран ЕС меньше 30 двусторонних инвестиционных соглашений подписано только у Ирландии. США участвуют в 45 двусторонних соглашениях (14 - со странами ЦВЕ).
  В 60-70-е годы далеко не все промышленно развитые страны заключали значительное число двусторонних инвестиционных соглашений. Например, в тот период Испания, Канада и Австралия не заключили ни одного соглашения, а Дания и Япония -- по одному. Великобритания подписала первые соглашения лишь в 1975 г. Наибольшую активность проявила Швейцария, заключившая в 1961--1979 гг. 32 соглашения (почти 3/4 - с африканскими странами). В 80-е годы заметно выросло число соглашений с участием Великобритании, половину из которых она заключила со своими бывшими колониями.
  В середине 80-х годов начался первый значительный рост числа двусторонних инвестиционных соглашений - западноевропейские страны стали их подписывать с начавшими реформы социалистическими странами Европы. До этого соглашения заключались лишь с Югославией, где были элементы рыночной экономики (с Францией - в 1974 г., Нидерландами - в 1976 г. и Швецией - в 1978 г.). В 1984 г. первые соглашения были заключены с Болгарией, в 1986 г. - с Венгрией, в 1987 г. - с Польшей. Их партнерами стали Финляндия, Мальта, ФРГ, Франция, Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, Швеция и Кипр. В 1988-1991 гг. начался бум соглашений со всеми странами ЦВЕ, с 1992 г. - и СНГ.
  С конца 80-х годов росло число соглашений, заключенных США, а также европейскими государствами со странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В середине 90-х годов заметно увеличилось число соглашений, заключенных между парами развивающихся стран.
  В 1989 г. Советский Союз подписал первые двусторонние инвестиционные соглашения - с Канадой и рядом европейских стран. Сейчас у России такие соглашения заключены более чем с 50 государствами (табл. 6.1).
 
  Основные термины и определении кгльное регулирование международного бизнеса - система мер, сочетающих прямое законодательное регулирование деятельности международного бизнеса в пределах данного государства с рычагами таможенной, инвестиционной, налоговой, валютной и антимонопольной политики, призванными защитить и улучшить структуру внутреннего рынка. Двойное налогообложение - взимание с одного и того же дохода идентичного налога в разных странах. Обычно применяется к прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее переводе за границу. Для защиты от двойного налогообложения заключаются межправительственные соглашения, принимаются нормативные акты и законы. Международная конвенция - международный договор на уровне правительств стран, устанавливающий взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его. В области регулирования международного бизнеса к числу наиболее известных относятся Парижская конвенция об охране промышленной собственности и Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов. Региональные инструменты регулирования международного бизнеса --кодексы, договоры, соглашения и декларации, принятые странами - членами региональной интеграционной группировки (например, ЕС) для либерализации внешнеэкономической деятельности внутри данного объединения государств. Часто содержат протекционистские меры в отношении фирм третьих стран. Соглашение об иностранных инвестициях - международное соглашение (двустороннее или многостороннее) по гарантированию зарубежных капиталовложений (обычно только прямых) и содействию их привлечения в национальную экономику.
  Вопросы для самоконтроля
  Каковы основные черты национального регулирования международного бизнеса в США и странах Европейского Союза?
  С какими законодательными ограничениями сталкиваются управляющие ТНК в большинстве развивающихся стран?
  Чем вызвана необходимость реализации межгосударственного регулирования международного бизнеса?
  Какова специфика воздействия региональных инструментов регулирования международного бизнеса?
  В чем заключается суть проблемы двойного налогообложения?
  Какие характерные черты межгосударственных инвестиционных соглашений необходимо учитывать при разработке глобальных стратегий менеджмента?
  Назовите основные особенности географического распределения межгосударственных соглашений о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционных соглашений.
  Литература
  Государственная экономическая политика США: современные тсндснции/Ин-т США и Канады РАН; Отв. ред. В.Б. Супян. М: Наука, 2002.
  Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве/Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова. М.: ИНФРА-М, 1998.
  Дэниеле Дж.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые опсрации/Пср. с англ. М.: Дело, 1998.
  Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. 2-е изд. М: УРСС, 2004 (гл. 2 - зарубежный опыт).
  Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. Рос-тов-н/Д, 2000.
  World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National and International Perspectives/UNCTAD. NY., Geneva, 2003 (http:// www.unctad.org).
  World Investment Directory 2003: Country Pro files/UN СТА D. NY - Geneva, 2003 (only Part С = Legal Framework).
  UNCTAD Scries on Issues on International Investment Agreement. NY - Geneva, 1999-2000 (Серия монографий по инвестиционным соглашениям, двойному налогообложению, защите прав собственности и др.).
  International Cooperation in Tax Matters/UN Department of Economic and Social Affairs. NY., 1998.
  10. Competitive and Cooperative Micromanagement: The Challenges of Structural Intcrdepcndcncc/Ed. by BoydG. Aldershot, Brookfield, 1995 (New Horizons in International Business).
 
 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА -
  ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ
  ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  Глава 7
 
  Мировой рынок - исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система обмена товарами и услугами, базирующаяся на международном разделении труда и международных торгово-экономических, валютно-финансовых и кредитных отношениях. Он является сложной совокупностью международных региональных и товарных рынков, неоднородным по составу и крайне динамичным образованием. Современный мировой рынок развивается в условиях все более углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни, что наглядно проявляется в интенсивном развитии устойчивых экономических связей между странами, повсеместном выходе воспроизводственного процесса за рамки национальных границ, международном обобществлении самого процесса производства и быстром расширении обмена результатами труда на мировой арене.
  Мировой товарный рынок охватывает в первую очередь сферу обращения, однако в современном понимании этого термина он ни в коем случае не должен абстрагироваться от более глубинных факторов, формирующих устойчивые средне- и долгосрочные тенденции развития сферы материального производства и потребления.
  Мировой товарный рынок отличается сложной иерархической структурой и формируется под воздействием широкого круга разнообразных экономических, политических и социальных факторов, что позволяет рассматривать его в качестве большой системы с развитой инфраструктурой, относительно автономным поведением слагаемых его элементов или подсистем, находящихся в повседневном взаимодействии при общей их высокой активности и способности к адаптации.
  Современный мировой рынок - это сложная совокупность различных товаров и услуг; он чутко реагирует на происходящие в мире изменения в сфере научно-технического прогресса, в формах и методах международной торговли, вопросах мирового ценообразования и участия государств в управлении международными экономическими отношениями на фоне быстро развивающихся и все более углубляющихся процессов интернационализации и глобализации всей хозяйственной жизни мирового сообщества.
  Объективный процесс расширения всех форм международного экономического сотрудничества и разделения труда неуклонно усиливает воздействие внешнеэкономического фактора в развитии хозяйства и нашей страны, делает насущной необходимостью предвидение возможных результатов, к которым приведут в перспективе те или иные хозяйственные решения. Конечный эффект от такого рода решений в значительной мере будет зависеть от состояния и перспектив развития мирового рынка, причем чрезвычайно важно, что последний будет в подавляющем числе случаев выступать как объект (деловая среда), в своем развитии практически независимый от деятельности каждого из числа иностранных и российских участников международной торговли. В полной мере это относится к таким основополагающим параметрам мирового рынка, как динамика мировых товарных цен, спроса и предложения на подавляющее большинство товаров и услуг, движение капитала, объемы и структура соответствующего экспорта и импорта по отдельным странам и миру в целом.
  Предвидение как объективно насущная потребность дальнейшего развития общества традиционно занимает важнейшее место в теории и практике управления экономическими процессами. Так, правильная и своевременная оценка перспектив развития мирового рынка в целом или отдельных его составляющих является непременным условием и предпосылкой достижения необходимой эффективности хозяйственного руководства внешнеэкономической деятельностью как на уровне страны в целом, так и применительно к конкретной компании, фирме - участнику международной торговли. Предвидение, которое в практической внешнеторговой работе выступает в форме прогнозирования, т.е. целенаправленной разработки конкретных прогнозов мирового рынка в целом или отдельных товарных рынков, создает надежную базу для выработки оптимальной тактики и стратегии участия страны или отдельной фирмы в международных экономических отношениях.
  При этом внешнеэкономические прогнозы мирового рынка и его отдельных составляющих должны сочетаться и учитывать независимые прогнозы другого характера, в частности, социально-экономические, политические, научно-технические, экологические, демографические и многие другие, составляя в итоге сбалансированное единое информационное поле в рамках общей взаимосвязанной прогнозной системы.
  Основу прогнозирования составляют законы диалектики. Принципиальная возможность составления научно обоснованного внешнеэкономического прогноза определяется объективным наличием прямой причинно-следственной преемственности в развитии мирового рынка и международной торговли. Задача разработки надежного, логически доказуемого прогноза как раз и состоит в том, чтобы на фоне настоящего состояния исследуемого объекта, с учетом его прошлого, найти новейшие элементы зарождающегося будущего и, исследуя основные тенденции и важнейшие факторы, их определяющие, выработать обоснованные суждения о наиболее вероятной картине развития анализируемого объекта в рассматриваемой перспективе.
  7.1. Сущность понятия "прогноз мирового рынка", его основные виды
  Применительно к предмету настоящего исследования наиболее правильным будет следующее определение: прогноз мирового рынка есть объективное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о динамике основных параметров (показателей) анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы. Прогноз - это всегда набор возможных исходов (вариантов), сопровождаемый соответствующим спектром вероятностей каждого из них. В самом общем случае поливариантный прогноз строится исходя из логической модели: "если..., то...", где "если..." подразумевает определенные предпосылки, допущения и принятые гипотезы, а "то..." - соответствующие прогнозные следствия, результаты.
  С учетом предпосылок и гипотез, принятых автором прогноза в процессе его разработки, он может быть одно- или многовариантным, причем в последнем случае каждый из вариантов должен иметь оценку степени вероятности его исполнения. Объективная природа предвидения будущего позволяет утверждать, что одновариантный прогноз должен всегда рассматриваться лишь как частный случай, при условии что именно он является наиболее вероятным из всех других вариантов, принципиальная возможность которых, однако, объективно неизбежна.
  Условия неопределенности, объективно и неизбежно сопровождающие любые умозаключения и суждения, касающиеся будущего в развитии исследуемого явления, требуют, чтобы прогнозирование осуществлялось не в виде единственной жесткой последовательности оценки событий и факторов, а в форме гибкого поливариантного построения. Конечная цель прогнозирования - выделить наиболее вероятные, альтернативные пути развития исследуемого объекта из широкой гаммы возможных его состояний, разумеется, при определенном уровне знаний о нем и закладываемых (сформулированных) в прогнозах предпосылках.
  Принятие конкретного управленческого решения на основе того или иного варианта прогноза является, таким образом, не чем иным, как аргументированным выбором лишь одного из возможных вариантов поведения в противовес чисто познавательному, пусть даже научно обоснованному академическому предвосхищению.
  Практика свидетельствует, что в процессе разработки прогноза мирового рынка следует учитывать ряд предъявляемых к нему обязательных требований.
  Во-первых, прогноз должен быть научно обоснованным и системным, т.е. разрабатываться на базе тщательного и всестороннего анализа "предыстории" и комплекса всех факторов, которые могут оказать существенное влияние на общую динамику рынка в прошлом, настоящем и в перспективе. Чрезвычайно важным является правильный выбор периода предыстории, т.е. "базового периода", на протяжении которого исследуются и фиксируются основные определяющие тенденции, характеризующие сущность рынка. Именно правильность выбора необходимого и вместе с тем достаточного по продолжительности "базового периода" в значительной мере предопределяет качество и надежность разрабатываемого прогноза.
  Во-вторых, прогноз должен быть доказательным и воспроизводимым, т.е. тот же конечный прогнозный результат мог бы быть получен другим независимым разработчиком теми же или иными методами, но на базе той же исходной информации и принятых предпосылках и гипотезах, положенных в основу прогноза.
  В-третьих, прогноз должен, как правило, иметь альтернативный (поливариантный) характер в строгом соответствии с принятыми его авторами-разработчиками предпосылками и гипотезами.
  В-четвертых, прогноз должен регулярно корректироваться и обновляться еще в рамках текущего прогнозного периода (горизонта) по мере поступления новейшей информации, т.е. сам процесс прогнозирования должен носить постоянно действующий, непрерывный характер.
  В-пятых, прогноз должен быть четко сформулирован и ясно изложен, не допуская в последующем каких-либо неясностей и противоречивых толкований его пользователями.
  Внешнеэкономические прогнозы можно классифицировать по следующим основным признакам:
  предмету, или объекту, прогнозирования;
  горизонту, или периоду, прогнозирования;
  функциональному признаку.
  Предмет, или объект, прогнозирования, его конкретные прогнозные характеристики (параметры) определяются на этапе постановки прогнозной задачи. Их классификация включает общемировые, страновые и отраслевые показатели производства, потребления, экспорта, импорта, мировых цен, спроса и предложения и т.п., применительно к конкретным товарным рынкам, а также параметры, характеризующие динамику основных финансовых показателей, инвестиций, движения курсов акции, валют и пр.
  Естественно, что конкретный объект прогнозирования диктует и соответствующий набор экономических показателей, анализ определенного круга основополагающих факторов их формирования и, наконец, характер и необходимый объем всей требующейся исходной информационно-статистической базы.
  Современная внешнеторговая практика свидетельствует, что первостепенный интерес представляет прогнозирование мировых цен на основные товары, спрос и предложение на них на мировом рынке. Конкретно для нашей страны, которая, как известно, является традиционно крупным экспортером многих видов промышленного сырья (топливно-энергетического, черных, цветных и драгоценных металлов, лесоматериалов и др.), а также импортером многих видов сельскохозяйственного сырья (зерновых, кофе, какао-бобов, натурального каучука, мяса и др.) с мирового рынка, эти товарные рынки и соответственно перспективы их развития имеют огромное значение. Важно при этом отметить, что именно эти рынки промышленного и сельскохозяйственного сырья в отличие от рынков машинотехнической и другой готовой продукции отличаются крайне высокой подвижностью и, как следствие, большой трудоемкостью и сложностью как объекты анализа и прогнозирования.
  Горизонт, или период, прогнозирования является важнейшей характеристикой прогноза, определяя в решающей степени его надежность, трудоемкость и используемый инструментарий.
  Применительно к мировому товарному рынку общепринятым является деление прогнозов на краткосрочные или конъюнктурные-до 1-1,5 лет, среднесрочные - порядка 4-6 лет и долгосрочные - порядка 10-15, реже 20-25 лет. Следует отметить, что границы этих определений в значительной мере условны и диктуются поставленными целями прогнозной задачи и особенностями исследуемого объекта - конкретного товарного рынка.
  Нетрудно заметить, что в основе предлагаемой классификации лежит длительность классического экономического цикла мирового воспроизводства продолжительностью 4-6 лет, столь характерного для более чем вековой истории развития экономики основных капиталистических стран. Прогнозирование краткосрочное предполагает предвидение отдельных этапов в рамках одного экономического цикла, среднесрочное - самого цикла и главным образом переломов в его развитии и, наконец, долгосрочное - основополагающих тенденций в рамках двух, трех или более экономических циклов.
  Временные границы (пределы) научно обоснованного прогнозирования в значительной мере обусловлены двумя обстоятельствами: во-первых, теми задачами, которые ставятся постановщиками проблемы и реализуются исполнителями прогнозных разработок в соответствии с уровнем развития производительных сил в обществе, его потребностями и реальными возможностями научно-технического характера, и, во-вторых, естественным объективно возможным горизонтом научно обоснованного прогноза, логически проистекающего из самой экономической сущности исследуемого явления, его масштабности и устойчивости основных тенденций, характерных для всей истории его развития.
  Приведенная классификация внешнеэкономических прогнозов по горизонту прогнозирования отнюдь не является формальной, поскольку каждый из этих видов прогноза в процессе своей разработки имеет свою специфику и требует учета сугубо своих, только ему присущих факторов формирования мирового рынка. При этом последние по мере увеличения заданного периода прогнозирования имеют все более агрегированную форму и, в противовес микроэкономическому, обобщенный макроэкономический характер.
  Наиболее логически законченной и хорошо применимой в практике прогнозирования мировых товарных рынков, на наш взгляд, представляется классификация прогнозов по функциональному признаку: на исследовательские, программные и организационные.

<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу