<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Исследовательский прогноз (его часто также называют поисковым) должен ответить на следующие вопросы: во-первых, как и в каком направлении (или направлениях) может изменяться в обозримом будущем анализируемый объект и, во-вторых, какие из этих изменений желательны и необходимы с позиций разработчика и пользователя прогноза. Задачей такого прогноза является определение целей для последующего взаимодействия с этим объектом в виде некоторой проблемы либо комплекса мер, которые требуется четко сформулировать для их последующего решения в течение прогнозного периода.
  Программный прогноз должен уже выявить средства достижения желаемых и необходимых результатов, установить промежуток времени, в течение которого будет реализован каждый из возможных вариантов и, наконец, определить степень уверенности в получении некоторого положительного результата по тому или иному варианту. В итоге формулируются вероятные пути достижения поставленных целей в отношении исследуемого объекта.
  В задачу организационного прогноза входит подготовка ответов на следующие вопросы: что собственно нужно сделать, какие финансовые, материально:технические и кадровые ресурсы и необходимый комплекс организационно-технических мероприятий потребуется для практической реализации каждого из возможных вариантов. Результатом прогноза является определение возможных вариантов распределения ресурсов и осуществление комплекса конкретных организационно-технических мероприятий, необходимых для успешного достижения поставленных целей.
  Взятые как единое целое эти три типа прогнозов логически дополняют друг друга, предоставляя участнику внешнеэкономической деятельности надежную и полную информацию для принятия оптимальных управленческих решений в соответствии с основными целями и задачами прогнозирования мировых товарных рынков.
  Кроме того, при классификации прогнозов по функциональному признаку часто выделяют так называемые нормативные прогнозы, которые в значительной мере включают понятие и сущность программного и организационного прогнозов, указанных выше. Нормативный прогноз, в отличие от исследовательского или поискового, предполагает его построение в обратной последовательности: от заранее сформулированных генеральных целей и ориентиров в будущем - обратно в настоящее с четкой формулировкой тех путей развития, условий и средств, которые необходимы для практического достижения поставленных целей. Нормативно-целевой подход к задачам прогнозирования во многом близок к традиционному процессу поэтапного планирования внешнеэкономической деятельности.
  Очевидно, что предлагаемая выше классификация внешнеэкономических прогнозов по функциональному признаку предопределяет и строгую последовательность их разработки от исследовательских через программные - к организационным.
  В современной научной литературе часто также используют другую, близкую к описанной выше, классификацию прогнозов на активные и пассивные. Под первыми подразумеваются такие, когда разработчик в процессе выработки прогноза заранее принимает собственные действия, предпосылки и управленческие решения, которые целенаправленно формируют желательный для него конечный прогнозный результат. При пассивном прогнозе разработчик, напротив, пытается лишь предсказать варианты развития конечных событий, не имея, однако, возможности как-либо управлять этими событиями, формировать их прогноз в нужном, выгодном для себя направлении. Аналогию в последнем случае можно провести с погодой: ею трудно управлять, но учитывать прогнозы всем крайне важно.
  И наконец, с позиций пользователя прогнозы можно также подразделять на предсказательные и предуказательные. Под первым подразумевается прогнозное суждение, отражающее один, но всегда наиболее вероятный вариант развития событий, т.е. попытки дать конкретный ответ на вопрос "что будет?", оставляя как бы в стороне вероятностную, многовариантную сущность и природу прогноза, в то же время давая вполне конкретное суждение о перспективах развития анализируемого явления. Такого рода прогнозы наиболее характерны для краткосрочной перспективы, когда крайне ограниченный горизонт прогнозирования не позволяет детально рассматривать и объективно оценивать последствия многовариантного сценария. Краткосрочные (конъюнктурные) прогнозы предсказательного характера исходят из предположения, что в прогнозируемом периоде не произойдет каких-либо существенных качественных внутриструктур-ных изменений в развитии исследуемого объекта, касающихся его сущности и основных факторов формирования. Однако будут иметь место некоторые количественные изменения в рамках тенденций и закономерностей, наблюдавшихся в пределах базового периода предыстории.
  Во внешнеэкономической сфере одповариантные прогнозы, носящие ярко выраженный предсказательный характер, наиболее часто используют в процессе разработки оптимальной тактики выступления на рынке на краткосрочную перспективу.
  В подавляющем большинстве случаев средне, а тем более долгосрочные прогнозы должны обязательно носить предуказатсльный многовариантный характер, когда разработчик ставит задачу дать по возможности весь набор (веер) возможных направлений развития исследуемого явления на рассматриваемую перспективу, оценивая при этом степень вероятности того или иного варианта. В рамках такого рода прогноза главным будет не просто попытка предвидеть то, что будет, но дать широкую палитру возможных вариантов на базе широкого набора предпосылок и допущений, четко сформулированных в процессе проведения прогнозного исследования. Средне- и долгосрочный характер такого рода прогнозов дает их пользователю реальную возможность для серьезного анализа возможных рыночных ситуаций на перспективу и своевременной подготовки мер по их использованию в рамках разработки вариантов стратегии своего поведения на рынке.
  Прогнозы предсказательного типа в отличие от прогнозов предуказа-тельных с чисто методологических позиций целенаправленно носят как бы упрощенный одновариантный характер, однако именно благодаря этому они общепонятны, легко интерпретируются и, что особенно важно, в конечном итоге поддаются более четкой оценке степени их реальной сбываемое(tm) и возможности практического использования.
  В арсенале современной науки известно более 100 различных мето-. дов и приемов прогнозирования, отличающихся по своему инструментарию, области применения, научной обоснованности и требованиям к исходной информации. Результаты прогнозирования, их качество, доказательность и надежность в свою очередь в решающей степени зависят от правильности выбора и корректности использования того или иного метода или их группы (системы), логического соответствия используемых методов объекту исследования и поставленной конечной цели. Опыт свидетельствует, что для разработки, например, конъюнктурных прогнозов разных мировых товарных рынков могут применяться одни и те же методы, как два или несколько независимых и различных по своей природе методов часто дополняют друг друга при совместной разработке прогноза по одному из рынков.
  Задача прогнозиста состоит в том, чтобы, учитывая специфику объекта прогнозирования, оптимальным образом отобрать и квалифицированно
  Весьма характерным примером краткосрочных прогнозов предсказательного типа являются прогнозы Гидрометеоцентра на один или несколько дней, когда предлагается лишь один (но наиболее вероятный) вариант изменения погоды, при этом, как правило, не сопровождающийся возможными прогнозными альтернативами и формулировкой допускаемых при этом предпосылок использовать комплекс доступных ему методов прогнозирования в целях достижения наиболее надежных конечных результатов.
 
  7.2. Прогнозы как исходная основа для принятия эффективных тактических и стратегических решений рыночного поведения
 
  Внешнеэкономические прогнозы в условиях рыночных методов хозяйствования, общей неустойчивости, столь свойственной для современного мирового рынка, и высокой изменчивости факторов его формирования выступают в качестве основополагающей исходной информации для принятия обоснованных управленческих решений, позволяющих минимизировать коммерческие риски при проведении внешнеэкономических операций.
  Именно прогнозы, показывающие, при каких обстоятельствах и с какой вероятностью могут возникать те или иные рыночные тенденции, возможные переломы в их развитии, описывают наиболее вероятные варианты событий. Они не только отвечают на вопрос, что собственно может происходить на рынке, но дают реальную возможность заранее разработать для последующей реализации те или иные организационные мероприятия, которые будет необходимо проводить участнику внешнеторговой деятельности для достижения им максимального коммерческого успеха.
  Для продавца, например, наличие краткосрочных прогнозов мировых цен будет означать возможность априорной разработки оптимальной тактики выступления на рынке, т.е. целенаправленного распределения своих продаж в течение года с обеспечением максимально возможной экспортной выручки в периоды наиболее благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Напротив, для покупателя это даст возможность в течение того же годового периода минимизировать свои суммарные расходы на закупку товара при обеспечении заранее планируемого физического объема импорта.
  Как свидетельствует опыт, практическая реализация этой идеи возможна в довольно редком числе случаев, прежде всего тогда, когда удается достоверно установить на строго количественной основе влияние закупок или продаж, осуществляемых определенным участником рынка, на динамику соответствующих мировых цен. Это возможно, в частности, с помощью многофакторных экономико-математических моделей, разумеется, при том обязательном условии, что эти закупки или продажи входят в модель в качестве одного из значимых показателей - аргументов. Устанавливается это влияние, естественно, на опыте прошлого, т.е. базовом периоде.
  Критерием наибольшей эффективности в случае выступления на рынке в качестве продавца (экспортера) в течение заданного периода будет максимально возможный уровень средневзвешенных продажных цен или максимально возможный объем валютных поступлений от реализации заданного количества соответствующей продукции на мировом рынке.
 
  В математической постановке эта задача в общем виде выглядит так:
 
 
 
  При условии, что:
 
  где Qt - общее количество товара, предназначенного к реализации;
  St - общая предельная емкость рынка на всем заданном периоде реализации товара.
  Следует при этом констатировать, что постановка и успешное решение такого рода оптимизационной задачи реально имеют шанс только в том случае, если участник внешнеэкономической деятельности - конкретная фирма или государственная организация - достаточно регулярно выступает на внешнем рынке с относительно крупными продажами или, напротив, закупками соответствующего товара.
  И это вполне закономерно, поскольку тактика массированного выступления такого участника становится еще одним из весомых конъюнктуро-образующих факторов формирования рынка, что незамедлительно отражается на динамике (как правило, краткосрочной) мировых цен. Наиболее часто это наблюдается на рынках сырьевых товаров, особенно тех, которые относятся к числу биржевых. Известно, что именно последние отличаются повышенной динамичностью, почти всегда проявляя заметную реакцию на любое более или менее значимое изменение соотношения текущего спроса и предложения.
  Не менее важным представляется также и то обстоятельство, что для основных сырьевых товаров понятие "мировая цена" является всегда не только более конкретной и достоверной, но и более доступной всем участникам рынка в отличие от многих разновидностей цен на бесчисленное разнообразие ассортимента, например, по машинотехнической продукции.
  Важен еще один вопрос, касающийся проблемы объективной верификации, так называемого активного прогноза, о чем уже упоминалось ранее.
  В самом деле, учет управляемых параметров в процессе разработки прогноза, а именно к их числу следует отнести факторы крупных закупок и продаж, предопределяет качественный переход от традиционного "пассивного" прогноза к его "активной" версии. Иначе говоря, неизбежно начинают действовать обратные связи от первоначально разработанного "пассивного" варианта прогноза вновь к начальному этапу его разработки и, как следствие, к новой прогнозной версии, учитывающей предполагаемую тактику выступления на рынке того или иного его участника.
  Общеизвестно, что конъюнктурный прогноз, особенно если он выполнен серьезной, авторитетной фирмой или организацией и стал достоянием широких деловых кругов, уже сам по себе оказывает заметное влияние на предполагаемую деятельность (тактику) других участников рынка. Это явление в специальной литературе по прогностике получило название "феномен обратной связи", который часто серьезно осложняет оценку качества и надежности ранее разработанных прогнозов, не учитывающих этого явления. Учесть же это на практике крайне сложно, поскольку управляющие действия того или иного участника рынка редко становятся достоянием гласности, а сами прогнозы конъюнктуры и мировых цен практически всегда носят конфиденциальный характер и являются коммерческой тайной.
  Не редка и другая ситуация, когда в общедоступной печати публикуются прогнозы, скрытая цель которых, напротив, дезавуировать рынок, стимулировать соответствующий эффект обратной связи в направлении, выгодном той или иной конкретной торговой фирме, что можно рассматривать как один из важных элементов ее деятельности по повышению конкурентоспособности на мировом рынке.
  С точки зрения российских участников международной торговли, особенно в рамках сырьевого сектора, лишь для очень ограниченного круга товаров могут быть использованы функции активного управления рынком и то при условии четкой, хорошо организованной и координируемой работы в этом направлении. Пожалуй, наибольшие шансы достижения положительного успеха сегодня можно ожидать при экспорте золота, нефти, газа, платины, палладия, алмазов, никеля, стали, аммиака, минеральных удобрений, а также при закупках кофе, какао-бобов, сахара, мяса, где российские фирмы традиционно занимают достаточно серьезные позиции.
  Еще более важным представляется прогнозная информация по мировому рынку касательно долгосрочных перспектив его развития, поскольку она становится первоосновой для эффективной реализации крупномасштабных проектов, охватывающих не только область текущих сугубо тор-гово-рыночных отношений, но и первичной материальной их первоосновы, включая развитие соответствующих производств, предшествующих им затрат на НИОКР, организацию обеспечения устойчивого финансирования на долговременной основе с привлечением, как правило, нескольких инвесторов - участников проекта и т.п.
  Не будет преувеличением сказать, что именно надежность долгосрочных внешнеэкономических прогнозов, оценка вероятности тех или иных возможных вариантов развития рынка являются определяющим условием обеспечения реальной коммерческой эффективности любого инвестиционного проекта с внешнеэкономической направленностью. Иллюстрацией последнего может служить уже более 30 лет существующий, но пока еще не реализованный проект освоения меднорудного Удоканского месторождения в Восточной Сибири в районе БАМа. Это крупнейшее в России по запасам меди месторождение, расположенное в труднодоступном, слабообжитом районе, предполагается разрабатывать с возможным участием иностранного капитала с последующим экспортом медного концентрата.
  Ключевым вопросом эффективной реализации этого проекта, привлечения весьма значительных заемных средств для строительства рудника и его обустройства является не столько поиск соответствующих иностранных партнеров-инвесторов, сколько неуверенность в скорой окупаемости предполагаемых инвестиций, что в решающей степени будет зависеть от средне- и особенно долгосрочных перспектив движения цен на медь на мировом рынке, от четко обоснованного ответа на вопрос - в какой степени будут расти эти цены в сопоставлении с общим индексом мировых цен на товары и услуги, со стоимостью кредита и других показателей мирового финансового рынка в обозримой перспективе. Именно такого рода надежные прогнозы будут решающим фактором оценки экономической целесообразности освоения этого месторождения и дадут объективную информацию, необходимую для реальной оценки экономической эффективности требующихся капиталовложений и решения, наконец, судьбы этого крупномасштабного проекта. Пока, к сожалению, этим вопросам не придается должного значения.
  Долгосрочные прогнозы играют исключительно важную роль при решении задач стратегического характера. В качестве иллюстрации можно указать, например, на крупномасштабную задачу инвестиционного характера, которая в общем виде может быть сформулирована как выбор наилучшего объекта (проекта) инвестирования (среди множества других), но строго с позиции интересов инвестора с учетом возможностей и потребностей внутреннего и внешнего рынка, т.е. с ориентацией на экспортную составляющую в расчете на долгосрочную перспективу.
  Успешное решение такого рода проблемы потребует наличия уже целой системы взаимосвязанных долгосрочных прогнозов мировых товарных рынков, наиболее важными среди которых будут соответствующие прогнозы мировых цен и спроса на различные виды продукции, в производство которых и предполагаются определенные капиталовложения. В качестве основной целевой функции этой оптимизационной задачи может быть принят максимально достижимый доход (или прибыль) на вложенный капитал при заданном периоде его окупаемости и обеспечении при этом экономически максимального оправданного масштаба производства соответствующей продукции в рамках рассматриваемых инвестиционных проектов.
  Подобная задача представляет несомненный практический интерес, в частности, при выборе конкретного объекта для приложения капитала среди различных горнодобывающих или горно-металлургических проектов, расположенных в различных регионах страны, хотя, в принципе, этот же подход правомерен и при рассмотрении пути оптимальных капиталовложений на более высоком, межотраслевом уровне.
  Долгосрочные прогнозы цен на ту или иную продукцию на мировом рынке в сопоставлении с оценками наиболее вероятной себестоимости ее производства на отечественных предприятиях позволят оценить валютную эффективность будущего экспорта этого товара и выявить инвестиционные объекты, наиболее выгодные в обозримой перспективе.
  Вместе с тем очевидно, что на этом проблема полностью не исчерпывается, поскольку остаются неопределенными максимально допустимые масштабы отечественного производства в рамках наиболее эффективных проектов, т.е. того количества товара, что реально может поглотить внутренний и внешние рынки. В последнем случае речь идет об уровне максимально возможного экспорта соответствующей российской продукции на мировой рынок с учетом его емкости. Очевидно, что внутренние и внешние потребности будут выступать объективными ограничениями производственной программы проекта и его возможной доходности.
  В условиях уже сложившегося зрелого крупномасштабного товарного рынка, в целом не лимитированного уровнем производственных возможностей и ограниченностью сырьевой базы на рассматриваемый горизонт предвидения, экономическая категория потребления того или иного товара на практике тождественна (во всяком случае очень близка) к категории платежеспособной потребности как объективной необходимости в том или ином виде продукции, требующейся обществу для его нормального функционирования в процессе естественного развития.
  В связи с этим с позиции большинства российских участников внешнеэкономической деятельности, которые выступают на рынке в подавляющем числе случаев в качестве, например, независимых экспортеров, пока еще, к сожалению, занимающих очень скромные сегменты международной торговли по большей части товарных позиций (исключая рынки нефти, газа, платины, палладия, минеральных удобрений и немногих других сырьевых товаров), в долгосрочном плане наибольший интерес для отечественных компаний будут представлять не столько потенциально возможные потребности мирового рынка в той или иной продукции и как отправная точка уже сложившийся уровень экспорта из России, сколько наиболее вероятный уровень (либо среднегодовые темпы) его возможного годового прироста. По всей видимости, именно этот показатель рынка может приниматься как наиболее реальный, верхний предел возможного расширения и относительно легко достижимого российского экспорта в долгосрочной перспективе.
  Суммируя сказанное выше по проблеме нахождения оптимальных направлений капиталовложений в те или иные отрасли и проекты, необходимо сказать, что для успешного решения этой задачи требуется следующая информация:
  прогнозные оценки по широкому кругу конкретных мировых товарных рынков, представляющих первостепенный внешнеторговый интерес для нашей страны, включая прогнозы цен, потребностей, экспорта и импорта;
  прогнозные оценки, характеризующие наиболее вероятные перспективы развития российской экономики и внутреннего рынка, его экспортных возможностей и импортных потребностей;
  прогнозы макроэкономического характера по тенденциям развития мировой экономики в целом, что будет рассматриваться как информация, определяющая самые общие предпосылки и фон для разработки всего комплекса необходимых прогнозов, выступая логически необходимым звеном при построении и сравнительной оценке долгосрочных прогнозов внутрироссийского и внешнего рынков по соответствующим товарным позициям.
  В итоге такого рода работы появляется реальная возможность объективной сравнительной оценки важнейших технико-экономических параметров развития российских отраслей народного хозяйства, в первую очередь тех, которые обладают значительным экспортным потенциалом. Это в свою очередь даст возможность сравнить эффективность величины соответствующих затрат (капиталовложений) в различные отрасли хозяйствования.
  Просчитывая и сопоставляя эти затраты по широкому кругу товарных рынков, можно выявить наиболее перспективные из них. В соответствии с такого рода подходом к разработке системы сбалансированных долгосрочных прогнозов, полученные на их основе выводы и рекомендации о предпочтительности тех или иных направлений капиталовложений в российские отрасли с экспертной ориентацией будут не только правомерными с научно-методической точки зрения, но и, что особенно важно с практической точки зрения, эти выводы будут в значительной мерс объективно представительными, достоверными и независимыми даже от сделанных нами альтернативных макроэкономических представлений (предпосылок) мирового хозяйства в целом.
  В общем виде задача оптимального распределения капиталовложений в российские отрасли с экспортной их ориентацией па долговременную перспективу с учетом возможностей и потребностей мирового рынка может быть сформулирована в виде следующей системы неравенств.
 
 Пусть Ц, -- цена единицы/-го товара на мировом рынке (/= 1, 2, 3,..., и); С, - количество i-ro товара, производимого в нашей стране; Д . - количество j-го товара, потребляемогоу-й отраслью народного хозяйства России (у = 1, 2, 3,..., т); у. - необходимые удельные капиталовложения в производство /-го товара внутри страны.
  Количество российского товара {Q), которое может быть экспортировано на мировой рынок, сверх потребностей внутреннего рынка, составит:
 
  (7.4)
  При условии, что экспортная валютная выручка от продаж /-го товара российского производства на внешний рынок (Э;) составит
 
  (7.5)
  При этом общая валютная выручка от российского экспорта всей номенклатуры рассматриваемых товаров (Эобщ) будет
  (7.6)
  Принимая, что производство каждого из товаров внутри страны прямо пропорционально капитальным вложениям в эту отрасль (R), т.е.
 
  а общая сумма капиталовложений во все отрасли (Я^) равна
  (7.7)
 
  (7.8)
  следует, что экспортные возможности России (Q,) будут выражены так:
 
  (7.9)
  Далее исходя из уравнений (7.6) и (7.9) следует выразить целевую функцию (критерий оптимальности) полученной задачи - максимизации получения валютной выручки от экспорта рассматриваемых товаров, производимых в нашей стране:
 
  (7.10)
 
  при следующих ограничениях:
 
  (7.11)
  и
 
  (7.12)
  Приведенная система неравенств, базирующаяся на соответствующих долгосрочных прогнозных оценках, даст возможность рассчитать оптимальную структуру капиталовложений в различные отрасли и производства с учетом потребностей и производственных возможностей российского и внешнего рынков.
  Принимая во внимание, что прогнозирование уже по своей природе носит вероятностный и поливариантный характер, одним из основополагающих вопросов принятия экономически эффективного хозяйственного решения является обязательный учет в планировании и управлении внешнеэкономической деятельностью объективных возможностей и пределов надежного прогнозирования мировых товарных рынков. Задача состоит не в том, как вообще избежать возможных потерь, а в том, как их уменьшить, минимизировать.
  Решать эту проблему можно по двум направлениям.
  Во-первых, путем разработки методов и приемов раннего обнаружения признаков нарождающихся ошибок прогнозирования и соответственно своевременной корректировки прогноза даже в том случае, если этот прогноз первоначально охватывал горизонт, превышающий 15-летний период. Мировой опыт свидетельствует, что даже такие весьма долгосрочные прогнозы следует систематически (по крайней мере 1-2 раза в год) корректировать, стремясь по возможности учесть новейшие тенденции в развитии мирового рынка, вновь появляющиеся факторы и обстоятельства его формирования, по тем или иным причинам не учтенные ранее.
  Во-вторых, собственными оперативными действиями и принятием соответствующих управленческих решений в качестве незамедлительной реакции на расхождение прогнозных и фактических тенденций рынка с тем, чтобы принятые мероприятия позволили минимизировать возможные хозяйственные потери.
  На практике, однако, часто чрезвычайно трудно выявить тот критический момент, когда наметившееся расхождение между ранее сделанным прогнозом и фактическим развитием ситуации на рынке требует немедленного принятия тех или иных радикальных управленческих решений. Это объясняется тем, что такого рода расхождения могут носить несистематический, кратковременный характер и в итоге как бы компенсировать друг друга. Ответить на вопрос о необходимости срочной корректировки прогноза, как правило, могут лишь очень опытные эксперты, мнения которых часто основываются на их богатом жизненном опыте и просто на интуиции.
  Вместе с тем практика убедительно свидетельствует, что необходимость гибкого реагирования на нестандартные рыночные проявления требует весьма осторожного, взвешенного и диалектического подхода, поскольку имеет свои неформальные разумные пределы, вытекающие скорее из соображений здравого смысла, чем из каких-либо строгих научных критериев. Так, если прогнозы развития конъюнктуры, например рынков сырьевых товаров, которые, как известно, отличаются особой подвижностью и даже нервозностью, будут в корне меняться, скажем, ежемесячно или даже чаще, то акцент должен быть перенесен уже с аспекта гибкого реагирования и необходимости уточнения ранее сделанного прогноза на проблему более общую - на неудовлетворительное качество прогнозирования и в целом плохую постановку всей работы в этой области.
  Очевидно, что в критической рыночной ситуации, когда нет сколько-нибудь надежных прогнозов, оптимальным поведением участников внешнеторговых операций является тактика "скольжения по рынку", т.е. выступать на рынке с продажами или закупками мелкими партиями в рамках планируемого количества. Эта тактика, к сожалению, не обещает принести какой-либо дополнительной коммерческой выгоды, поскольку не использует благоприятные колебания конъюнктуры, но вместе с тем позволит избежать крупных неожиданных потерь.
  В связи со сказанным закономерно встает вопрос о методах и объективных подходах к общей оценке экономической эффективности самого процесса прогнозирования в целом как целенаправленной деятельности. Эта проблема с методологической точки зрения оказывается достаточно сложной, она решается не всегда строго доказательно.
  В самом общем виде экономический эффект от внешнеторгового прогнозирования (Э) может быть рассчитан как разность между неким дополнительным доходом (Д), полученным исключительно от использования данного прогноза в процессе внешнеторговой деятельности, и фактическими затратами (3) на его разработку, т.е.
  Э = Д~3. (7.13)
  В приведенной формуле несложно определить затраты, понесенные в процессе разработки соответствующего прогноза, включая расходы на заработную плату постоянных сотрудников, привлечение сторонних экспертов, использование вычислительной техники, приобретение соответствующей литературы и других информационных источников и пр. Важным в этой связи, как показывает многолетний опыт, является то, что эти затраты практически всегда весьма значительны, поскольку требуют привлечения многих высококвалифицированных специалистов, причем на достаточно продолжительный период времени. Требования, предъявляемые к ним, очень высоки, поскольку они должны не только обладать широким комплексом внешнеэкономических знаний, но и свободно владеть современными методами экономического прогнозирования с использованием средств вычислительной техники и экономико-математических методов. Подобрать таких специалистов и эффективно организовать их работу в рамках единого творческого коллектива в реальных российских условиях весьма сложно. Поэтому осуществлять серьезное прогнозирование мирового рынка сегодня под силу только крупным российским компаниям (либо по их заказам соответствующим специализированным организациям), имеющим постоянные деловые интересы во внешнеэкономическом бизнесе.' Еще более сложно реально оценить конкретный экономический эффект от использования внешнеэкономического прогноза на практике. Действительно, каждый прогноз при всей своей важности является лишь одним из многих других факторов, учитываемых в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности, и выделить роль и влияние именно этого прогноза в общем итоговом эффекте деятельности фирмы далеко не всегда возможно.
  Особенно трудно решать эту задачу при оценке экономической эффективности результатов долгосрочного прогнозирования, где время разработки прогноза отдалено многими годами (15 и более лет) до момента фактической его реализации. Проблема еще более осложняется тем обстоятельством, что сам процесс долгосрочного прогнозирования носит поливариантный характер, многократно корректируется и дополняется в течение прогнозного периода. Практическая ценность такого прогноза состоит не в том, что он предсказал то или иное развитие событий, а прежде всего в том, что он дает многоаспектную объективную картину будущего.
  Упрощенный, с методологической точки зрения самый общий подход к оценке эффективности прогнозирования, например, краткосрочных (конъюнктурных) прогнозов цеп мировых товарных рынков может быть предложен через увязку конечных прогнозных результатов с их качеством и практической полезностью. Предлагается за определенный период, в течение которого разрабатывались соответствующие прогнозы, рассчитать соотношение успешных прогнозов к их общему числу, принимая при этом под успешными прогнозами только тс, где была правильно предсказана фактическая динамика (понижательная или повышательная) мировых цен, т.е.
 
  где К'э - коэффициент эффективности прогнозирования; п, - количество успешных прогнозов; т, - общее количество сделанных прогнозов; t - период, в течение которого делались зги прогнозы.
  (7.14)
 
 Коэффициенты эффективности краткосрочного прогнозирования мировых цен или, что, по существу, то же самое, что доля (в процентах) успешных краткосрочных прогнозов среднеквартальных мировых цен на многие виды промышленного или сельскохозяйственного сырья, могут быть иллюстрированы фактическими данными (табл. 7.1).
 
  Как видно из приведенных данных, доля успешных прогнозов, правильно предсказавших поквартальную тенденцию мировых цен, по всем без исключения товарам существенно снижается по мерс увеличения горизонта (шагов) прогнозирования, и прогнозные оценки уже не представляют коммерческого интереса за пределами ранее выявленного периода надежного прогнозирования. Для ряда товаров (сталь сортовая, стальной лист холоднокатаный, олово, аммиак, синтетические волокна, пшеница, кофе) на первых двух шагах прогнозирования коэффициенты эффективности прогнозирования очень высоки. Значит, по этим товарам можно успешно планировать внешнеторговые операции с учетом колебаний конъюнктуры мирового рынка. Напротив, по рынкам меди, каучука натурального, хлопку, какао-бобам полученные прогнозы среднеквартальных мировых цен являются существенно менее надежными, и участникам рынка следует использовать прогнозную информацию с большой осторожностью, особенно на период более 2-3 шагов (кварталов).
  В связи с этим не случайно то, что именно последние биржевые рынки, отличающиеся исключительной нервозностью и большими амплитудами кратковременных колебаний цен, являются наиболее популярными объектами азартной и внешне легкодоступной "биржевой игры", т.е. часто весьма масштабных и массовых операций, проводимых исключительно с целью получения, казалось бы, "легких" доходов на основе быстро меняющейся, но крайне трудно предсказуемой разнице биржевых котировок. Объемы такого рода спекулятивных сделок, практически виртуальных по характеру, которые вовсе не заканчиваются реальным переходом товара от одного владельца к другому, а ограничиваются простой многократной перепродажей ими контрактов на товар, т.е. передачей "бумаги", сегодня во многие десятки раз превышают масштабы классических традиционных реальных товарных сделок, часто создавая тем самым неуправляемый ажиотажный спрос, биржевые потрясения, паники и кризисы.
  Вполне очевидно, что конечная и главная цель разработчика прогнозов состоит в том, чтобы свести ошибки к возможному минимуму, обеспечивающему при данном уровне знаний возможность принятия наиболее эффективных управленческих решений.
  Основные термины и определения
  Прогноз мирового рынка-- объективное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о динамике основных параметров (показателей) анализируемого объекта и об альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы.
  Предвидение - целенаправленная разработка конкретных прогнозов мирового рынка в целом или отдельных товарных рынков, которая создает надежную базу для выработки оптимальной тактики и стратегии участия страны или отдельной фирмы в международных экономических отношениях.
  Вопросы для самоконтроля
  Что из себя представляет современный мировой рынок, его отличительные черты?
  В чем состоит практическая необходимость разработки прогнозов мирового рынка?
  Дайте определение понятия "прогноз мирового рынка"; перечислите основные требования, предъявляемые к нему.
  Приведите классификацию различных видов прогнозов мирового рынка.
  Обоснуйте классификацию прогнозов мирового рынка по предмету или объекту прогнозирования.
  В чем заключаются особенности классификации прогнозов мирового рынка по горизонту или периоду прогнозирования?
  Приведите классификацию прогнозов мирового рынка по функциональному признаку.
  В чем состоят особенности "активных" и "пассивных" прогнозов, а также прогнозов "предсказательных и предуказательных"?
  Как используются краткосрочные прогнозы мировых цен для выработки оптимальной тактики выступления на мировом рынке?
  10. Как используются долгосрочные прогнозы мирового рынка для разработки долговременной стратегии развития внешнеэкономической деятельности?
  Литература
  Бестужев-Лада И.В. и др. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. И.В. Бестужева-Лады. М.: Мысль, 1982.
  Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. М.: КНОРУС, 2004.
  Поляков В.В. Можно ли доверять прогнозам конъюнктуры и цен на мировых товарных рынках?//Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 11.
  Поляков ВВ. Мировой рынок: вопросы прогнозирования, объективные пределы желаемого и возможного//Внешнеэкономичсский бюллетень. 2001. № 7, 9, 11.
 
  ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ __ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
  Глава 8
 
  8.1. Стандартная модель международной торговли
 
  Эта модель служит основным теоретическим инструментом анализа международной торговли. Модель оперирует совокупным спросом и предложением и исходит из предпосылки о существовании торговли двумя товарами между двумя странами. В рамках стандартной модели рассматривается и производство товаров с растущими издержками замещения.
  Простейший случай обмена товаров. В стандартной модели обмен товаров принято задавать прямой линией, что соответствует идее линейного (пропорционального) обмена. Рисунок 8.1 иллюстрирует случай, когда некая страна, обладая количеством b товара В, желает обменивать его на некоторое количество а товара А. "Условия торговли", т.е. соотношение обмена товара В на товар А, задаются прямой аЪ (линией обмена товаров).
 
  Рис. 8.1. Простейший случай обмена товаров
  Другими словами, обмен задается одним и тем же коэффициентом пропорциональности (? = tga). Функция предпочтения между товарами А и В как обычно выражена графически кривыми безразличия, позволяющими точно оценить степень предпочтительности того или иного набора благ (товаров А и В), а также определить по этому признаку различные комбинации двух товаров. При анализе влияния международной торговли на общественное благосостояние используют кривые безразличия, отражающие вкусы и предпочтения страны в целом, или так называемые общественные кривые безразличия. При переходе от индивидуальных кривых безразличия к общественным делается необходимое предположение о том, что каждый потребитель имеет одни и те же вкусы и предпочтения и наделен одними и теми же факторами производства.
  Кривые безразличия С0, ГУ,, U2 на рис. 8.1 показывают, каким количеством единиц одного товара общество готово пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу другого товара и при том чтобы благосостояние общества оставалось на прежнем уровне. Иными словами, предельный уровень замещения характеризуют совокупный спрос.
  Карта кривых безразличия, отражающих предпочтение товара В товару А, и пучок линий обмена, выражающих улучшение условий торговли, позволяют найти множество новых точек максимальной удовлетворенности. Данные точки образуют кривую спроса (рис. 8.2).
 
  Рис. 8.2. Кривая спроса
  Имея карту кривых безразличия, а также линию обмена, можно найти и проанализировать различные кривые спроса на обмениваемые товары, получающиеся соединением точек касания. Очевидно, что изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров в ответ на изменение в условиях торговли зависит от формы кривых безразличия.
  Производство или перераспределение. Прямые линии обмена товаров при условии неизменности вмененных издержек, отражающих упущенные возможности, могут использоваться и для иллюстрации распределения данного объема производительных сил страны между альтернативными отраслями промышленности А и В. Наклон линии обмена отражает возможные варианты перевода производительных сил из одной отрасли производства (например, из отрасли В) в другую (например, в отрасльЛ).
  В условиях отсутствия торговли страна должна найти такое сочетание внутреннего производства двух товаров, которое бы максимизировало благосостояние общества. Такое наилучшее сочетание обеспечивается точкой касания границы производственных возможностей с одной из кривых безразличия.
  На практике же стране приходится жертвовать все большим количеством единиц одного товара, чтобы обеспечить производство каждой дополнительной единицы другого товара, т.е., как правило, мы сталкиваемся с возрастанием издержек замещения одного товара другим. Кривая производственных комбинаций поэтому представляет собой выпуклую вверх линию (рис. 8.3). Кривая производственных комбинаций иногда называется линией предельного уровня трансформации и задает совокупное предложение.
 
  Рис. 8.3. Линии производственных комбинаций
  Точка касания линии производства и соответствующей кривой безразличия задает набор, максимизирующий полезность от производства товаров А и В и, следовательно, оптимизирующий распределение производственных ресурсов. Эта точка (точка Р) связана с оптимальной переориентацией страны с производства одного товара на другой и называется точкой специального равновесия.
  Сдвиг границы производственных возможностей (ЛП, ЛП;) приводит к установлению нового равновесия в некой точке - точке касания линии производственных возможностей с общественной кривой безразличия более высокого порядка, что обеспечит более высокий уровень благосостояния общества и, следовательно, более высокую полезность (точка Pt). При этом в стране одного товара производится больше, чем другого.
  Таким образом, до вступления одной страны в торговые отношения с другой баланс устанавливается путем взаимодействия между спросом и предложением. В точке касания достигается максимальное удовлетворение потребностей страны - страна потребляет максимальное количество производимых ею же двух товаров.
  Торговля и производство. Возможность выбора между производством и обменом, позволяющую достигнуть более высокий уровень удовлетворенности набором товаров и В, можно проиллюстрировать на рис. 8.4.
 
 
 
  Рис. 8.5. Ситуация самообеспечения
  Возможна ситуация, при которой кривая предельного уровня трансформации страны имеет более крутую форму, что свидетельствует о производстве относительно незначительного количества товара В и большого количество товара А, часть которого может быть обменена на товар В из другой страны, а оставшаяся часть использована для внутреннего потребления.
  Рисунок 8.6 иллюстрирует ситуацию, при которой страна производит nK(tnf) товара 5, при этом дополнительно количество/Р2 того же товара обменивается в соответствии с линией обмена на nm(Kf) товара А. В результате совокупный объем товара В, полученный страной, превысит возможный объем выпуска при переориентации производства. Форма кривой
 
 
 
  Рис. 8.4. Выбор между производством и обменом товаров
  В ситуации автаркии (обособленности) равновесие устанавливается в так называемой точке национального равновесия - Kt, При вступлении страны в торговые отношения производство из этой точки по границе производственных возможностей сдвигается в другую точку Рх - точку касания кривой предельного уровня замещения и линии обмена.
  В результате международной торговли обе страны получают возможность выйти на такой уровень потребления, который был недостижим для них в условиях автаркии. Так, в точке Р1 страна В переходит на более высокий уровень удовлетворения спроса, чем в точке Р.
  Любые изменения в условиях торговли отразятся на соотношении экспорта и импорта страны, а также на количестве произведенного и обмениваемого товара. На графике это выразится в смещении точки К вправо либо влево.
  В случае совпадения точек касания необходимость в торговле отсутствует, а потому страна, по всей видимости, прекратит свои внешнеторговые операции и перейдет на самообеспечение (рис. 8.5).
  Рис. 8.6. Производство и обмен товара в предельного уровня замещения свидетельствует о том, что в данной стране отдается предпочтение товару В и, следовательно, в новой точке равновесия Р2 достигается больший уровень удовлетворенности набором благ А и В, Отрезок та соответствует количеству товара Л, который остается внутри страны после достижения новой точки равновесия.
  Таким образом, второй стране выгодно экспортировать товар Л и импортировать товар В, тогда как первой - наоборот.
  В результате международной торговли обе страны получают возможность выйти на такой уровень потребления, который был недостижим для них в условиях автаркии.
  Торговля и производство двух стран с одинаковыми предпочтениями. Графическая интерпретация торговых отношений между двумя странами представлена на рис. 8.7, который получается при совмещении рис. 8.4 и рис. 8.6 в одной системе координат. В этом случае данными выступают кривые предельного уровня замещения (спрос) без ярко выраженных предпочтений и кривые предельного уровня трансформации (предложение).
 
  Рис. 8.7. Совмещение рис. 8.4 и 8.6
  При рассмотрении торговли между двумя странами с разными производственными возможностями необходимо определить условия торговли так, чтобы повысить полезность от производства и обмена товаров для обеих стран. Следует заметить, что баланс в условиях торговли, обеспечивающий международное равновесие, выводится методом подбора, исходя из следующих двух предпосылок:
 
 
  в силу того, что обе страны действуют в одинаковых условиях торговли, линии обмена должны быть параллельны;
  в сбалансированной экономике экспорт одной страны равняется импорту другой и наоборот.
  Торговля и производство двух стран с одинаковыми производственными возможностями. В случае, когда производственные возможности двух стран абсолютно одинаковые, возникает вопрос о целесообразности развития торговых отношений. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать спрос, который основывается на вкусах и предпочтениях потребителей и не может полностью совпадать в двух странах.
  Странам с одинаковыми производственными возможностями также выгодно вступать в торговые отношения друг с другом, которые в данном случае строятся на различном спросе потребителей. В итоге страны получают большее количество предпочитаемого товара, нежели при полной переориентации на его производство.
  Резюмируя основные положения стандартной модели международной торговли, необходимо отметить следующее:
  -- предложение характеризуется предельным уровнем трансформации, а спрос - предельным уровнем замещения;
  баланс объемов производства рассмотренных товаров до вступления стран в торговые отношения друг с другом устанавливается путем взаимодействия между линией производственных комбинаций и кривой безразличия;
  баланс в условиях торговли находится подбором;
  - международная торговля позволяет странам достигнуть более высокого уровня потребления товаров, который был недостижим в условиях самообеспеченности и, следовательно, достигнуть более высокого уровня удовлетворенного спроса, что и объясняет причину вступления стран в торговые отношения;
  - каждая из стран от международной торговли выигрывает ровно столько, сколько она получает в результате перехода на более высокую кривую безразличия.
  Международное равновесие. Модель международного равновесия является развитием стандартной модели международной торговли. Она основывается на теории взаимного спроса - показателе, объединяющем спрос и предложение и показывающем, какое количество импортного товара требуется стране, чтобы побудить ее экспортировать различные количества другого товара.
  Кривые взаимного спроса показывают точное соотношение между парой экспортного и импортного товаров, которое возникает в результате торговли. Объем международной торговли представляет собой разность между внутренним производством товара и его потреблением. Когда производство больше потребления, страна экспортирует, когда меньше - импортирует. Следовательно, если QlwQ2 - объемы производства (предложение) товаров А и В, a D, и D2 - потребление (спрос) товаров А и В, то (Ql - D,) - экспорт товара А, а (?>2 - Qt ) - импорт товара В.
  Поскольку теория международной торговли использует понятие относительной цены, то в условиях общего равновесия импорт товара В должен быть равен экспорту товара А, умноженному на его относительную цену:
  D1-Q2 = (Qx-Dl)Pi:Pr (8.1)
  Международное равновесие - одновременное уравновешивание спроса и предложения на товар во внутренней и международной торговле (на внутреннем и мировом рынке) (рис. 8.8).
 
  Рис. 8.8. Международное равновесие
  Модель общего равновесия в международной торговле позволяет изучить все основные параметры международной торговли и связанные с ней параметры национальной экономики. Она показывает условия производства (предложения) и предпочтения потребителей (спроса), а также размеры производства и потребления и относительные товарные цены в условиях отсутствия торговли, как и относительное преимущество каждой из стран. В условиях торговли модель показывает уровень специализации стран на производстве каждого товара, физический объем торговли, условия торговли, выигрыш от торговли и его распределение между странами. Общее международное равновесие достигается тогда, когда одновременно урав-новешиваются спрос и предложение на товар во внутренней и между народной торговле.
  8.2. Гравитационные модели
  Для моделирования товарных потоков между парами стран построень специальные эконометрические модели, получившие название грави тационных. Каждая модель представляет собой функцию, связываюшук товарный поток с несколькими факторами: социально-политическими экономическими, географическими. Гравитационные модели определяют зависимость однонаправленного внешнеторгового потока от параметра внутриэкономического состояния как страны-экспортера, так и страны импортера.
  В основе названия гравитационных моделей лежит известная и: физики формула притяжения. Впервые в экономических процессах эта фор мула была применена для описания зависимости между продавцом в го роде и покупателем, живущим за городом, исходя из предпосылки, что и> "притягивает" друг к другу:
  (8.2)
 
  где Л/, - показатель "притягивания" (например, число поездок); Pi - численность населения в городе; J - расстояние от клиента до центра.
  В общем случае гравитационная модель экспорта представляет собой экономическую функцию, связывающую товарный поток из страны или региона / в страну или региону с различными факторами, в том числе с издержками по продвижению потока из / в:
  (8.3)
 
  где Е\- - экспорт из страны (региона) / в страну (регион)у;
  2\ - внутренние факторы страны /, определяющие экспортное
  предложение; Z' - внутренние факторы страны у, определяющие импортный спрос;
  Щ - фактор интенсивности товарного потока из i в у, определяемый географическим положением торгующих стран и особенностями
  транспортировки (вид транспорта, расстояние и т.п.).
  Одна из первых моделей экспорта была предложена известным голландским экономистом Я. Тинбергеном. Зависимость интенсивности товарного потока от расстояния между торгующими странами и обусловленность импорта страны величинами их валового национального продукта (ВНП) задается формулой
 
  (8.4)
  где ?, - экспорт из страны / в странуу;
  а- константа;
  Y- ВНП страны /;
  Y-ВНП страны У;
  D - расстояние между странами i ну;
  а,- эластичность экспорта от ВНП страны-экспортера;
  а,- эластичность экспорта от ВНП страны-импортера;
  а3- эластичность экспорта от расстояния между / иу.
  Другая модель экспорта выражает зависимость величины меж-странового товарного потока от национального дохода стран-экспортеров и стран-импортеров, расстояния между ними, величины транспортных тарифов и др.:
  Еще одна модель импорта была разработана для известного проекта международной торговли ЛИНК (о нем см. ниже):
 
  (8.7)
  где М -объем валового импорта в текущих ценах;
  i - индекс импортных цен; q - отношение индексов цен внутреннего рынка к отношению
  индексов импортных цен; W - показатель "экономической активности":
 
  (8.8)
  где S, - автономные расходы, определяемые по формуле
 
  (8.9)
 
 
  (8.10)
  где Et. - экспорт из / в у;
  а - константа; С,. - параметр экспорта /; Cj - параметр импортау; Nt, N - национальный доход соответственно стран i иу; D . - расстояние между странами i иу;
  а - параметр эластичности экспорта от дохода;
  Р - параметр эластичности импорта от дохода;
  у - коэффициент транспортных расходов на одну морскую милю;
  S - "параметр изоляции".
  Примером-модели импорта может служить модель, разработанная для национальной экономики США:
 
  (8.6)
  где М: - импорт товара /;
  Х: - емкость внутреннего рынка по этому товару; Рт - импортная цена; Р3_ - цена внутреннего потребления; Tt - импортная пошлина; Vt - ошибка расчетов; Pi, j32, Pj - коэффициенты эластичности.
  где G, -государственные расходы;
  - валовые инвестиции в основной капитал; ?, - экспорт.
  Гравитационные модели международной торговли продолжают свое развитие и в настоящее время. В своем исследовании, посвященном роли ВТО в международной торговле, профессор школы бизнеса Хаас Калифорнийского университета Э. Роуз использовал стандартную гравитационную модель двусторонней торговли. На основе статистических данных за период 1948-1999 гг. для 178 страной приходит к выводу, что эффект от членства в ГАТТ-ВТО экономически несуществен, часто негативен и находится в пределах статистической ошибки. Используя более 60 индикаторов степени либерализации торговой политики (например, соотношение объема импорта к ВВП, уровни тарифной и нетарифной защиты), Роуз исследует данные о торговле 168 стран за период с 1950-го по 1998 г. и не находит существенной зависимости между степенью свободы торговой политики и членством в ВТО.
  8.3. Глобальная модель международной торговли - проект ЛИНК
  Проект ЛИНК представляет собой глобальную модель международной торговли, разработанную в 1968 г. Уортонской ассоциацией экономических прогнозов (WEFA) под руководством лауреата Нобелевской премии Л. Клейна для оказания консультативной помощи Государственному департаменту США в выборе эффективных мероприятий во внутренней и внешней политике. Проект замышлялся для того, чтобы интегрировать статистические модели разных стран, в том числе стран третьего
  мира
 
  При этом векторы-столбцы экспорта и импорта обозначены через
  а цены экспорта и импорта - через РЕ и Рм соответ-
  и социалистических государств, в единую общую систему с целью улучшения понимания международных экономических связей и прогнозирования в области мировой торговли.
  Моделирование международной торговли с использованием проекта ЛИНК базируется на идее объединения национальных регионально-страновых эконометрических макромоделей на основе общей методики с целью проведения расчетных процедур для вычисления показателей международной торговли. Такой подход позволяет объединять автономно рассчитанные страновые и региональные эконометрическис модели с широким спектром параметров при условии использования в них одной централизованно выработанной методики проведения расчетов.
  При построении модели ЛИНК используются показатели экспортных цен, импорта и прочих факторов, определяющих особенности уровня социально-экономического развития каждой страны. Необходимо отметить, что эта модель учитывает только международную торговлю товарами, однако показатели экспорта и импорта услуг при наличии статистических данных могут быть отражены в моделях отдельных стран.
  В проект ЛИНК вошли модели промышленно развитых стран, а также развивающихся регионов (Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки) и группы стран с переходной экономикой.
  Расчеты в проекте ЛИНК проводятся в разрезе четырех товарных групп:
  - продукты питания, напитки, табачные изделия;
  - сырье и материалы;
  - топливо;
  - готовые изделия, полученные в результате укрупнения 10 позиций Международной стандартной торговой классификации (МСТК).
  С помощью проекта ЛИНК были проимитированы последствия энергетического кризиса 1973 - 1974 гг., "новой экономической политики" Р. Никсона, а также возможных вариантов налоговой политики администрации Дж. Картера для экономики США и ряда других стран. В частности, "постлинковые" результаты расчетов по последнему сценарию показали, что снижение налогов в США, передавшись по цепи межстрановых экономических взаимодействий, обнаруживает наибольшее воздействие на улучшение платежного баланса Франции.
  Методическим каркасом проекта является матрица мировой торговли (сводного баланса международной торговли) (табл. 8.1), которая отражает движение товарного потока из страны (региона) / в страну (регион)/имеет вид X - Хг :
  ственно. Тогда матрица коэффициентов удельной торговли, полученная путем деления соответствующих элементов таблицы на импорт страныу, записывается следующим образом:
  (8.10)
 
  где
 
  Соотношение между экспортом и импортом в матричной форме задается как
  (8.П)
 
  Сумма по столбцу матрицы А равна единице, следовательно, в данной модели мировой торговли имеет место тождество:
  (8.12)
 
  Другими словами, мировой экспорт равен мировому импорту. Однако необходимо отмстить, что ошибка этого тождества может составлять около 1 млрд дол. из-за различия в оценках стран ввиду возникновения статистических ошибок, ошибок в определении таможенных режимов и т.п.
 
  Используя равенство (8.11) и сопоставив предыдущие равенства, выводим
  Уравнение, связанное с предыдущим и демонстрирующее равенство номинальной стоимости экспорта и импорта в одних денежных единицах, выводится так. Из равенства (8.12) получаем
 
  (8.14)
 
  откуда
  где j-,...,n.
  Окончательно
  (8.15)
 
 
  В результате
  (8.16)
  представляет собой известную систему ЛИНК и является инструментом для превращения экспортных и импортных цен в эндогенные переменные. Строки матрицы А в равенстве (8.11) выступают в роли корректирующих величин при сопоставлении объемов национального импорта с экспортом. Столбцы матрицы А в тождестве (8.15) -- веса при сопоставлении национальных экспортных цен и превращении их в импортные как средневзвешенные. Алгоритм проекта ЛИНК реализуется следующим образом.
  На первом этапе задаются обоснованные значения экспорта и импортных цен, которые поступают в систему уравнений национальной модели; таким образом рассчитываются значения импорта и экспортных цен.
  Затем полученные значения вводятся в систему уравнений ЛИНК и по ним определяются новые значения экспорта и импортных цен, которые сравниваются с заданными ранее, и при наличии расхождений, выходящих за допустимые пределы, процесс повторяется до обеспечения сходимости. Мировая торговля при этом трактуется как сумма мирового
  импорта.
  Проект ЛИНК ставил своей целью определение областей приложения усилий Соединенных Штатов по балансированию внешнеторговой политики исходя из условий сбалансированности мировой торговли (равенство глобального экспорта и импорта), что достигается с помощью определенного алгоритма коррекции.
  Несмотря на то что система ЛИНК была разработана для того, чтобы служить инструментом прогнозирования в мировом масштабе, она не оправдала себя в этом качестве. Так, построение системы на основе краткосрочных и среднесрочных национальных и региональных экономических моделей препятствует ее использованию при составлении долгосрочных прогнозов. Между тем, большинство глобальных проблем носит долгосрочный характер. Кроме того, система даст неточные результаты даже при краткосрочном прогнозировании цен - ключевом показателе системы. Наконец, она ориентирована на нужды ведущих развитых стран, хотя важнейшая часть глобальных экономических проблем связана с поиском путей ликвидации отсталости развивающихся стран.
  С методической точки зрения автономные страновые компоненты проекта ЛИНК, а также способ их увязки в единую систему представляют несомненный интерес.
  Проект ЛИНК известен наиболее широко, но это только одна из моделей подобного рода. Государственными агентствами во всем мире были разработаны несколько подобных моделей: ЕРРА - мировая эконометри-ческая модель, созданная Японским агентством экономического планирования; EEC - модель Европейской экономической комиссии; MINIMOD - сравнительно небольшая модель МВФ. Кроме того, широкомасштабные модели были разработаны частными фирмами, занимающимися экономическими консультациями, например DRI - модель объединенных данных о ресурсах.
 
  8.4. Анализ структуры мировой экономики методом "затраты - выпуск"

<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу