<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Как отмечается в специальной литературе, существует свыше 200 подходов к понятию консультирования и моделей консультирования и психотерапии. К основным школам консультирования относятся:
  1) Гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование; гештальт-консультирование; трансактный анализ; терапия реальностью (консультирование по реализму).
  2) Экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия.
  3) Психоанализ.
  4) Поведенческий подход.
  5) Когнитивные и когнитивно-поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование; когнитивное консультирование.
  6) Аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика.
  7) Эклектические и интегративные подходы: мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.
  В последние годы получили также распространение такие подходы, как гипноз по М. Эриксону, психосинтез, нейролингвистическое программирование, ориентированная на решение проблемы краткосрочная психотерапия и др.
  Некоторые авторы считают, с методологической точки зрения следует выделять 3 базовых подхода ? психодинамический, когнитивно-бихевиористский и гуманистический, которые наиболее фундаментально отличаются друг от друга по своим взглядам на человека и природу его эмоциональных и поведенческих проблем (2; 3; 4; 5; 7; 15; 18; 19).
  С самого начала развития консультирования и психотерапии отдельными специалистами отмечалось, что сходства в различных подходах к консультированию гораздо больше, чем различий. В 1940 г. на симпозиуме с участием таких крупных фигур, как К. Роджерс и С. Розенцвейг, получила одобрение идея, что для всех успешных видов психотерапии являются общими такие факторы, как поддержка, хорошие взаимоотношения между консультантом и клиентом, инсайт (интенсивное понимание проблемы) и изменения в поведении.
  В 1974 г. G. Frank выдвинул тезис, что эффективность психотерапии связана первоначально нес применением особых стратегий в рамках того или иного концептуального подхода, а с рядом общих, или "неспецифических", факторов. К таким факторам относятся построение поддерживающих отношений, предоставление клиенту разумного объяснения, позволяющего понять проблему, и совместное участие клиента и консультанта в терапевтических ритуалах.
  Позднее (Grencavage and Norcross, 1990) были выделены следующие группы неспецифических, или общих факторов, способствующих терапевтическим изменениям.
  Характеристики клиента:
  * позитивные ожидания, надежда или вера;
  * состояние дистресса или неконгруэнтности;
  * активный поиск помощи.
  Качества терапевта:
  * профессионально ценные черты личности;
  * формирование надежды и положительных ожиданий;
  * теплота и позитивное отношение;
  * эмпатическое понимание;
  * наличие социального статуса терапевта;
  * безоценочность и принятие.
  Процесс изменений:
  * возможность для катарсиса и эмоционального отреагирования;
  * овладение новыми элементами поведения;
  * предоставление разумного объяснения или модели для понимания;
  * стимулирование инсайта (осознания, понимания);
  * эмоциональное и межличностное научение;
  * внушение и убеждение;
  * опыт успешности и компетентности;
  * эффект "плацебо";
  * идентификация с терапевтом;
  * поведенческий самоконтроль;
  * ослабление напряжения;
  * десенсибилизация;
  * предоставление информации/обучения.
  Методы воздействия:
  * использование техник;
  * фокусировка на "внутреннем мире";
  * строгое соответствие теории;
  * создание благотворной окружающей обстановки;
  * взаимодействие между двумя людьми;
  * общение;
  * объяснение ролей клиента и терапевта.
  Хотя эти факторы реализуются в рамках различных подходов по-разному, все они предназначены для усиления у клиента чувства господства над давящими внешними и внутренними силами посредством их обозначения, концептуализации и получения позитивного опыта. Такая позиция противоречит широко распространенному в среде консультантов и психотерапевтов убеждению, что к позитивным результатам приводят исключительно применяемые ими техники и стратегии воздействия. Однако в пользу концепции общих, или "неспецифических", факторов, могут быть выдвинуты следующие аргументы, полученные в результате проведенных, начиная с 1975 г., многочисленных исследований.
  Во-первых, показано, что различные теоретические подходы и соответствующие специальные стратегии характеризуются сходными показателями успешности. Во-вторых, обнаружено, что непрофессиональные консультанты, не обученные должным образом специальным техникам, могут, похоже, работать не менее эффективно, чем получившие хорошую подготовку профессиональные консультанты. В-третьих, сами клиенты оценивают значимость "неспецифических факторов" более высоко, чем специальных техник (18, с. 80?81). В этом мы видим значительный шанс менеджеров по работе с персоналом, даже не имеющих психологического образования, оказывать эффективную консультативную помощь сотрудникам организаций. Тем не менее, нельзя абсолютизировать роль общих факторов, которые в любом консультативном подходе тесно взаимодействуют с теоретическими моделями и специальными техниками.
  Начиная с 60-х гг., все больше и больше практиков, как показали специальные исследования, считают себя приверженцами не какой-либо единственной модели, а "эклектичного" или "интегрированного" подхода к консультированию. Они полагают, что ни одна модель не является самодостаточной и универсальной, и заимствуют идеи и приемы из различных подходов. Именно по этой причине начало 80-х гг. охарактеризовалось выходом в свет большого количества книг по проблематике эклектизма и интеграционизма, созданием "Журнала интегративной и эклектической психотерапии" и "Общества исследования интеграции в психотерапии", а также учебно-тренинговых программ по интегративной терапии.
  Термин "эклектический" применительно к консультированию означает, что консультант для удовлетворения запросов клиента выбирает из ряда теорий и моделей наилучшие или наиболее подходящие идеи и методики.
  В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют методики, использующиеся в различных подходах, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. Ставший более популярным в 80-е гг. термин "интеграция" означает более амбициозный концептуализированный подход, в рамках которого консультант создает новую теорию или модель из элементов различных теорий или моделей.
  Тем не менее, и по сей день сохранилось немало сторонников "чистого" подхода (концептуальный "пуризм"), выдвигающих против эклектизма немало серьезных аргументов. К ним, в первую очередь, относится справедливое утверждение, что в основе различных подходов лежат совершенно разные и нередко противоречивые философские взгляды (на природу человека, механизмы его аффективной сферы, поведения и пр.). В результате имеют место разные языки, интерпретации и объяснения одних и тех же феноменов, выбор разных техник воздействия, и все это может привести к путанице либо отсутствию аутентичности. Наконец, неясно, а как и на каком профессиональном языке осуществлять подготовку ? обучение и супервизию ? специалистов-практиков в условиях отсутствия единой теоретической модели консультирования? Тем не менее, большинство практикующих консультантов находятся как бы между двумя полюсами ? концептуальным и эмпирическим, и среди них нет ни "чистых теоретиков", ни "прагматичных техников".
  В 90-е гг. в рамках интегрирующего подхода все большее распространение получили так называемые "транстеоретические" конструкты, то есть подходы, в рамках которых была сделана попытка разработать такие механизмы и процедуры направленных на изменения воздействий, которые не вписывались бы ни в одну из существующих моделей. Наиболее яркими примерами транстеоретического подхода (хотя можно сказать, что фактически созданы новые концептуальные модели) являются модель "умелого помощника", осуществляющего "менеджмент проблем" (G. Egan, 1986,1990), модель "самоутверждения" (J. Andrews, 1991) и когнитивно-аналитическая терапия (A. Ryle, 1990, 1992).
  В практике консультативной работы большое распространение получила модель Дж. Игена (G. Egan, 1994). Он предположил, что клиент ищет помощи консультанта в тех случаях, когда ему трудно справиться со своими жизненными проблемами, и первоочередная задача консультанта ? помочь клиенту найти и реализовать соответствующие решения этих проблем.
  Дж. Иген рассматривает консультирование как "менеджмент проблем", то есть управление проблемами (именно не "решение", поскольку не все проблемы могут быть окончательно разрешены) и выделяет 9 стадий помощи клиенту, из которых центральными являются три:
  1) Определенней прояснение проблемы:
  1.1. помощь клиенту в изложении его истории;
  1.2. фокусировка;
  1.3. активизация.
  2) Формирование целей:
  2.1. разработка нового сценария и набора целей;
  2.2. оценка целей;
  2.3. выбор целей для конкретных действий.
  3) Осуществление действий:
  3.1. выработка стратегий действий;
  3.2. выбор стратегий;
  3.3. реализация стратегий.
  Успешно проведенная стадия 1 завершается установлением доверительных отношений и ясной картиной "текущего сценария", то есть возникшей проблемной ситуации. На стадии 2 в представлении клиента формируется "новый сценарий", в частности, как должна выглядеть ситуация клиента в "улучшенном" варианте. Стадия 3 связана со стратегиями достижения целей и ориентирована на развитие и реализацию действий, необходимых для перехода от "текущего сценария" к "желательному" (18; 19).
  Как отметил A. Kadushin (1990), собственно консультирование в принципе аналогично такому методу, как терапевтическая беседа, имеющая своей целью инициирование изменений. Однако в нее включены элементы как интервью-сбора информации (социальное исследование), так и диагностической беседы (оценки и принятия решений о желательности предоставления той или иной услуги). Соответственно, целью терапевтической беседы являются изменения в клиенте и/или в его социальной ситуации для более эффективного социального функционирования, в частности, помощь клиенту более эффективно взаимодействовать с проблематичной социальной ситуацией (17, с. 13). Успешность работы с клиентом во многом зависит от личностных и профессиональных характеристик консультанта. Прежде всего, в данном контексте можно ориентироваться на структурное определение консультирования как "набора верований/убеждений, ценностей и поведенческих элементов". Верования: особая форма взаимоотношении и контактирования могут быть полезны клиенту и способствовать его личностному росту. Ценности: признание значимости каждого человека, уважение личностной автономии и желательность саморегуляции и контроля над своей жизнью. Поведение: слушание, ощутимая теплота, открытые вопросы, ободрение, предметность и конкретность, сочетание поддержки и противостояния, выбор стратегии для определения задач и плана действий (15, с. 184).
  В конце 60-х ? середине 70-х гг. был поставлен под сомнение тезис К. Роджерса, что необходимыми и достаточными для успешного консультанта являются такие качества, как безусловное положительное отношение и принятие клиента, конгруэнтность, открытость и искренность, эмпатийность. Ряд авторов отметил, что эти качества являются необходимыми, но не достаточными. В частности, консультанты должны уметь обучать клиентов различным жизненным умениям и навыкам стрессоустойчивости, иначе они могут не только не принести пользу клиентам, но и способствовать углублению их проблемы.
  Вообще выяснилось, что в таких помогающих сферах деятельности, как консультирование, психотерапия и обучение качество межличностных отношений между профессионалом и клиентом гораздо важнее методологии помощи, которой придерживается специалист. В конце 70-х гг. в рамках ряда корреляционных исследований в области консультирования и психотерапии было обнаружено, что эффективность оказываемой помощи положительно коррелирует не только с эмпатийностью, уважительностью и искренностью консультанта, но и со степенью совпадения ценностных ориентации консультанта и клиента: чем она выше тем более успешной оказывалась оказываемая помощь. Не обнаружено положительной корреляции успешности оказываемой помощи с полом, этнической принадлежностью и опытностью консультанта, а также тем, подвергался ли он сам ранее психотерапии. Наконец, эффективность оказываемой помощи снижается, если у консультанта есть собственные эмоциональные проблемы (15, с. 175?176).
  В проведенном Р. Кочюнасом обзоре зарубежной специальной литературы и нормативных документов (2, с. 26?32) перечисляются разнообразные профессионально желательные личностные характеристики консультанта: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; доверие к людям и способность вызывать доверие других людей; уважение ценностей и прав других людей; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга; эмпатия, внимательность и чуткость (но не высокая сензитивность), умение выслушать, теплота и сердечность (но не сентиментальность); объективность (неотождествление себя с клиентами), высокий социальный интеллект, внутренний локус контроля, гибкость и отсутствие собственных серьезных проблем.
  В интегративную модель личности эффективного консультанта должны входить также аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, постановка реалистичных целей.
  В целом можно утверждать, что эффективный консультант, а можно сказать, и консультирующий менеджер по персоналу - это прежде всего личностно и социально зрелый человек. Так, в перечень требований к подготовке консультантов Британской ассоциации консультирования входят:
  * самоосознание, зрелость и стабильность;
  * способность использовать и осознавать жизненный опыт;
  * способность работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами;
  * способность выстраивать помогающие отношения;
  * способность быть самокритичным (12, с. 73?74).
  Наличие всех вышеперечисленных качеств необходимо и в контексте профессиональной психогигиены, поскольку как консультанты, так и руководители и менеджеры по работе с персоналом нередко страдают от одних и тех же "производственных вредностей". К ним можно отнести, в первую очередь, навязанность общения, монотония и психическое пресыщение из-за рутинности запросов и психологической "типажности" объективно сложных клиентов, невозможность эмоциональной разрядки во время работы и необходимость все время быть "в форме" (психологическая несвобода), наконец, соприкосновение с отчаянием и страданиями либо манипуляциями и агрессией других людей. Все это может приводить к психологической истощаемости, "синдрому выгорания" и снижению степени удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
  К особо нежелательным для консультанта чертам относят авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей (манипулирование), неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег (2).
  Кроме того, как отмечает Ф. Парслоу, некоторым консультантам трудно (возможно, бессознательно) отказаться от власти и контролирующих функций, то есть выйти из роли экспертов и помогать клиентам самоутвердиться (6, с. 13).
  Loughary and Ripley (1979) выделили 4 типа нежелательных подходов в работе людей, претендующих на то, чтобы считаться консультантами:
  1) "Вы думаете, что это у Вас проблема?! Давайте-ка я расскажу Вам о своей!".
  2) "Давайте-ка я расскажу Вам, что нужно делать".
  3) "Мне это понятно, поскольку у меня однажды была точно такая же проблема".
  4) "Я все заботы возьму на себя".
  Первые три подхода считаются однозначно непродуктивными, в то время как четвертый, хотя и предполагает непосредственные действия по решению проблемы и может быть применен при вмешательстве в кризисную ситуацию, не дает возможности клиенту освоить идеи и навыки, которые в будущем помогли бы клиенту самостоятельно справляться с вновь возникшими проблемами такого же рода (15, с. 175?176).

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу