<< Пред.           стр. 2 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  Важным фактором, обеспечивающим финансовую эффективность программы, является подготовка социально грамотных и системно мыслящих молодых региональных (и отраслевых) лидеров и их команд.
  Стабилизация негативной демографической ситуации, улучшение здоровья молодежи, рост доходов молодых семей и семей с детьми, обеспечение занятости молодежи, рост деловой активности молодежи.
 Важным результатом реализации программы является оправдание ожиданий и надежд
 населения, основными из которых являются благополучие и безопасность жизни в регионе.
 
 
 Ожидаемый социально-экономический эффект.
 
  Эффективность реализации программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.
  Позитивная оценка обществом видимых признаков заботы государства о будущем социума, его основательности, и несиюминутности.
  Подбор для властных структур кадров, имеющих практику работы и видение ситуации; запуск дебюрократизации. Приход молодых людей с системным мышлением, необходимых, в частности, для управления процессами реструктуризации.
  Экономический эффект: при замене старых элит новыми молодыми командами с системным мышлением в территориальных или отраслевых образованиях, появляется возможность за счет оптимизации управления вернуть, в общем итоге, в бюджет области средства, сопоставимые с затратами на реализацию программы или превышающие их.
 Оценка эффективности реализуется через наблюдение, анализ и прогноз при сравнении
 показателей по плану этапов. (В частности, по уровню социального благополучия как интегральному показателю эффективности регионального развития).
 
  Мероприятия программы
 
  В мероприятиях программы предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи, включая:
 - информационное обеспечение,
 - организационное обеспечение,
 - научные исследования,
 - материально-техническое обеспечение,
 - капитальное строительство,
 - кадровое обеспечение,
 - нормативно-правовое обеспечение.
 
 Социализация
 По следующим пунктам:
 1. Воспитание гражданственности (патриотизма)
 2. Комплексное содействие самостоятельности молодых граждан и реализация их трудовых прав и обязанностей
 3. Создание комплексной системы содействия молодым гражданам в решении жилищной проблемы
 4. Создание системы комплексной поддержки молодых семей
 5. Обеспечение условий для выявления и развития творческого потенциала подростков и молодежи
 
 
 Управляемость
 По следующим пунктам:
 
 6. Формирование и развитие областной системы информационного обеспечения молодежной политики
 7. Научно-исследовательское и нормативно-правовое обеспечение молодежной политики
 8. Повышение кадрового потенциала в сфере реализации государственной молодежной политики
 9. Мероприятия, направленные на инициирование и поддержку общественных инициатив.
 10. Обеспечение эффективной деятельности учреждений, работающих с молодежью.
 
 
 Санация
 По следующим пунктам:
 
 Обеспечение условий для борьбы с социальными пороками молодежи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2. Паспорт.
 
 Областная целевая программа "Молодежная политика Пермской области на 2001-2005 годы".
 
 Наименование программы:
 Областная целевая программа "Молодежная политика Пермской области на 2001-2005 годы".
 
 Заказчик программы:
 Комитет по молодежной политике Администрации Пермской области.
 
 Разработчики программы:
 Общественное клубное объединение "Губернский клуб", АО "ОРВИНИТ" ("Организация внедрения информационных и интеллектуальных технологий"), Комитет по молодежной политике Администрации Пермской области.
 
 Цель программы:
 Основной целью государственной молодежной политики является повышение уровня социальной защищенности молодежи и социального развития подрастающего поколения путем создания экономических, политических, правовых условий и гарантий для его наиболее полной самореализации в российском обществе.
 
 Сроки реализации:
 2001 - 2005 годы.
 
 Основные направления мероприятия программы:
 - социализация молодежи, путем реализации направлений программы: работа, жилье, семья, обучение, творчество;
 - управляемость процессов в регионе;
 - санация негативных общественных явлений в обществе.
 
 Исполнители программы:
 Структуры Администрации Пермской области, органы местного самоуправления территорий ПО, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности, общественные организации, граждане, проживающие на территории Пермской области.
 
 Объемы и источники финансирования программы:
 Финансирование из федерального бюджета (Постановление Правительства РФ № 1015 от 27.12.2000 г.) на все субъекты Федерации;
 Бюджет Пермской области - 10 млн. рублей (см. раздел № 4 "План мероприятий" программы);
 Внебюджетные источники.
 
 Ожидаемые результаты реализации программы:
 - Регион, как субъект инноваций (генерация инициатив в обществе, поддержка инициатив региональной власти);
 - "Прозрачность" общественных процессов в регионе (экономия средств, связанных с общественными тенденциями);
 - Стабилизация негативных общественных явлений.
 
 Система организации контроля за исполнением программы:
 Контроль за реализацией программы осуществляет в установленном порядке Комитет по МП АПО, совместно с другими органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления территорий региона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Концепция МП
 
  Концепция основывается на Уставе и законах Пермской области.
  Пермская область - социальный регион, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
 
  Концепция выполняет функцию ориентира для органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в осуществлении прав и законных интересов молодых граждан, в стимулировании их экономической и гражданской созидательной активности во всех сферах жизни российского общества.
 
 3.1. Введение.
 
  По определению - "политика" - это столкновение, поиск компромиссов и реализация разных интересов. Этимология слова политика (франц - нем - лат - греч) это "планирование города", "обустройство государства". Это диалоги, блоки, фракции, интриги, временные соглашения, выборы, голосования, лоббирование, кворум и т.д., но никак не текст документа.
  Тем не менее, основанием для разработки программы по молодежной политике являются правовое поле, процессы, протекающие в регионе, наличие стратегий (информационной, идеологической, межведомственной, кадровой).
  Политика должна выражаться в натуральных количественных показателях заявленных целей, то есть - власть измеряема, за нее борются. Измерение молодежной политики - власть в будущем.
  Социальная переориентация экономики, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор функционирования общества и производства.
  "Молодежь" - культурологическое клише, мешающее эффективному анализу и управлению общественными процессами. В программе используется как рамочное возрастное понятие. Установление возрастных границ для лиц, в отношении которых проводятся конкретные меры государственной молодежной политики, регулируется нормативными правовыми актами.
  Молодежь является стратегической составляющей ресурса "Люди"; изменение качеств этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе к моменту входа граждан из "молодежи", в зрелую жизнь. Учитывая миграционные тенденции и существующую практику, можно отметить, что наиболее активная часть молодежи сегодня будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
  В современных формах развития общества социальное развитие не является просто затратной сферой, лишь поглощающей средства, а само становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики и страны в целом. Сегодня усиливается региональный антропоцентризм, который становится стержнем социальной политики регионов, всех общественных нововведений.
  Осуществление активной региональной политики в настоящее время сталкивается с необходимостью разработки и отработки системы методов регионального управления. Особенности регионального управления в настоящее время заключаются в том, что административные методы заменяются правовыми и экономическими, которые базируются на принятии местных законов, использовании финансово-кредитных механизмов, маркетинга (продвижения), прогнозирования, индикативного планирования, регионального программирования.
 
 
  Концепция государственной молодежной политики в Пермской области исходит из:
 - признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развивающегося общества;
 - понимания важности в период социально-экономической трансформации общества государственной поддержки молодых граждан
 - в их образовании, воспитании и развитии на этапе социального становления,
 - в процессе включения в социально-профессиональную деятельность,
 - при создании семьи,
 - при проявлении социальных, гражданских инициатив
  признания необходимости:
 - повышения ответственности органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления в части их деятельности, связанной с молодежью,
 - активизации взаимодействия этих органов на принципах сотрудничества и партнерства с неправительственными организациями и иными юридическими и физическими лицами по защите прав и законных интересов молодых граждан,
 - стимулированию самостоятельности и созидательной активности молодежи в решении личных и общественных задач.
 
  Территориально регион находится на стыке континентов, рас и мировых культур, что накладывает определенный отпечаток на все процессы, этим определяется и разнообразие представленных, на территории области культур.
  Наш регион - один из немногих, где можно было бы начать работу по формированию перспективной социальной политики через молодежную политику, не дожидаясь, когда к этому повернется, наконец, Центр. Эта повышенная пригодность Пермского региона определяется следующим:
  * регион донорский, не дотационный;
  * регион относительно самостоятельный, мало зависимый по разнообразию сырьевой базы и многоотраслевому
  промышленному производству;
  * регион имеет объективно большие возможности развития
  высоких современных технологий;
  * налицо высокий уровень образования, культуры населения,
  * профессионализма работников и их современной
  квалификации;
  * имеется достаточный уровень конструктивного
  сотрудничества политических сил, создаются основы
  налаживания социального партнерства.
  Процессы, запущенные программой в среде молодежи, определяют картину будущего для региона, основания для окружных и федеральных инициатив.
 
 3.2. Характеристика проблем.
 
  Существует много разных и правильных программ, написанных грамотным и научным языком, с открытым для них финансированием. Во многом существующие программы предлагают модернизацию старых форм работы, что их и закрепляет. Во-первых это не эффективно, во-вторых это не "лечение" проблем, болезнь глушится, общественный организм уродуется дальше.
  В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде:
 - ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 процентов выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 процентов имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии;
 - размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти;
 сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 процентов лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Эта проблема является одной из серьезнейших проблем национальной безопасности России.
  Молодежь является мощным фактором нестабильности в обществе. Криминализация общества воспринимается молодежью как норма существования. Недоверие к властям влияет на развитие личности и состояние семьи, а возникающее пассивное поведение деформирует личность.
  Сохранение сегодняшней ситуации - фактор дестабилизации общества в будущем.
 
  Причины, негативных для общества поведенческих проявлений групп молодежи, подчас кроются в том, что имеет общественное сознание по отношению к этим самым группам молодежи.
  Отсутствует массовое социальное самоопределение, отчасти это связано с непониманием складывающегося постреформенного реального устройства общества. В обществе не сформирована потребность в осознании о своей роли и степени ответственности, для преодоления группового эгоизма.
  Одним из необходимых для этого обстоятельств, является социальное самочувствие людей вне зависимости от возрастной принадлежности - это состояние самосознания себя самих в структуре общества, во всех сферах общественной жизни, собственное представление о своей роли в обществе и значимости для него своей деятельности.
  Молодежь это и группа, чаще аморфная, и, безусловно, всего лишь этап в жизни человека. Необходимо решать в каждом конкретном случае, надо ли его продлевать как можно дольше, либо помогать быстрей становиться взрослыми.
  Молодежь живет со своей системой ценностей, переживаниями, воспоминаниями и опытом, образом мыслей, диапазоном чувств, формами поведения с обостренным чувством справедливости и правды в том, что для них очень значимо. Она является результатом существующей системы воспитания, образования, продуктом семьи, в общественной среде, где не работают многие законы. Крайностью является и вмешательство государства в эти процессы, и безразличие к ним (недостаточное финансирование), что порождает ответный негатив.
  Немотивированная, на первый взгляд, агрессия молодого человека может быть направлена на первый попавшийся случайный объект или в отношении родных и близких, на самого себя (нарушение сна, снижение настроения, тонуса, уход в себя, злоупотребление алкоголем и наркотиками) с последующими психическими расстройствами.
  Психологические проблемы присутствуют практически у всех, различна лишь степень выраженности этих проблем и острота их переживаний.
  Современный уровень отношений в обществе создает среду, являющейся травмирующим фактором для неокрепшей психики. Декларированные государством ценности неоднозначно преломляются в общественном сознании, что находит свое отражение в различных отношениях между группами людей в обществе. Нет оснований считать, что в обществе существует согласие даже по общим принципиальным подходам.
  Молодежный период - это главные социальные и демографические события в жизни человека, завершение одних важных этапов и начало других. За короткий период переживается смена статусов несколько раз, что способствует возникновению стрессов. Неопределенность, являющаяся постоянной составляющей сегодняшней жизни, это стрессообразующий фактор. Постоянное проживание в условиях стресса носит психотравмирующий характер, т.е. негативное, разрушающее воздействие на психику, что обеспечивает постоянное стрессовое напряжение. Выходом из стресса могут стать повышенное внимание или полное пренебрежение - телом (спорт, болезни), работой, контактами с людьми (так называемые "тусовки") и мечтами (уход в себя, наркотики). Слабо защищенные и предрасположенные к этому подростки, зачастую остаются вне поля зрения семьи и родителей.
  Необходимо отметить существование необоснованного мифа, что всей молодежи присуща склонность к насилию, повышенная агрессивность, отсутствие внутренних регуляторов поведения, массовая алкоголизация, наркотизация и криминализация. Такому мифотворчеству способствует стадия формирования личности, характеризующаяся стремлением к освоению и захвату мест, территорий, приоритетов.
 
  Проблемы молодежи, для работы с ними, целесообразно различать по следующим группам:
 - обстоятельства: работа, жилье, образование;
 - условия: досуг, здоровье, творчество;
 - специфика: семья, мужчина и женщина, общество.
 
  Нужна готовность и способность молодого человека самому разрешить свои сомнения, найти ответы на все вопросы, чтобы обрести веру, смысл и ценности жизни.
 
 Специфика молодежи как группы:
 - отторжение наставничества,
 - внутренний резонанс переживаний,
 - недооценка рисков,
 - слабая экономическая база,
 - закрытость.
 
 Специфика молодежи как этапа в жизни человека:
 - психологическая незащищенность,
 - яркое репродуктивное поведение,
 - ситуация постоянного выбора,
 - низкая внутренняя ответственность за последствия совершаемого.
 
 Специфика молодежной среды:
 - наличие субкультуры,
 - явно выраженный собственный язык общения между собой,
 - в поведении - неопределенность, непредсказуемость, неформальность, закрытость, "упертость", претензионность, амбициозность, заносчивость, отсутствие "тормозов", ситуативность, податливость, подражание, готовность
 - и все это при дефиците жизненного опыта и отсутствии внутреннего "стержня".
 
 Специфика региона проживания молодежи:
 - разбросанность и разнообразие территорий,
 - огромная территория для проживания,
 - исторические проблемы с дорогами (протяженность, несовершенство),
 - центр региона - крупный российский транспортный узел, в том числе транзитных грузов,
 - многонациональность проживающего населения,
 - уникальные недра и полезные ископаемые территорий (которые по Конституции принадлежат, в частности, молодежи, как гражданам )
 - ВПК,
 - критическое земледелие,
 - стагнация сельского хозяйства, бедность населения проживающего в сельской местности,
 - слишком яркий контраст между массовой нищетой и богатством отдельных семей.
  Специфическими факторами являются остающийся высоким промышленный, научный, культурный потенциал и сложная, экологически уязвимая природа нашего края, с уникальными природными экосистемами.
 
  Центр региона наиболее ярко демонстрирует расслоение на богатых и бедных, где молодежь видит образцы хорошей жизни и соотносит с ними свои требования, вне зависимости от возможностей своих семей. Происходит видимое расслоение: на бедных и богатых, на тех, кто учится и тех, кто не смог поступить, на тех, кто работает, и на тех, кто берет деньги у родителей, на тех, кто участвует в криминальном бизнесе, и на тех, кто не имеет столкновений с законом. Это сопровождается снижением доверия молодежи к власти, ко всему - именно в центре, растет тревожность относительно других территорий. Возможно, это зависит и от темпов, уклада жизни в областном центре, но именно в нем наибольшее количество молодежи, студенчества. Растет озабоченность кризисными явлениями в экономике, в окружающей среде. Предполагается начало процесса оздоровления общества, но это связано и с ростом ожиданий.
 
  Общество начинает демонстрировать образцы проявлений экстремального поведения в форме несанкционированных публичных акций.
  Во-первых это не оправданные ожидания,
  во-вторых это тот резерв активных, инициативных людей, находящихся вне поля зрения властей, с которым никто не работает.
  Основные проблемы, служащие причинами этому - цены (все слои населения), здоровье (люди в возрасте), Чечня (молодые люди в призывном возрасте и их родители), преступность (все слои населения). Необходимо отметить - 20% населения области не довольны работой с молодежью, в основном это Кизел, Гремячинск, Александровск, Горнозаводской, Нытвенский, Осинский, Очерский районы, как следствием отсутствия возможности трудоустройства.
  Существующий кризис должен стать стимулом изменений.
 
  По результатам проведенного семинара в г. Соликамске (15-19.03.2001) были востребованы и явно сформировались при участии молодежи и тех, кто с ней работает следующие значимые направления по убыванию: досуг, семья и жилье, в/патриотизм и воспитание, информационное обеспечение происходящих процессов, культура. Был сформулирован заказ на построение вертикали власти по вопросам молодежи. Проявилась специфика молодежной политики в практике, как внешнее давление по отношению к объекту воздействия - молодежи.
  Методы работы участников семинара раскладываются и отличаются друг от друга отнесением их к следующим позициям:
 - настоящее, как отречение или догматизация;
 - прошлое, как забвение или канонизация;
 - будущее, как ересь или конформизм (приспособление).
  Необходимо отметить отсутствие культуры работы с документами, правовыми актами, отчетами, включая отчет по семинару, что является восполняемым дефицитом при минимальном ресурсном обеспечении данного направления.
 
  Поведенческая мотивация молодежи мало отличается от общечеловеческой и упрощенно делится на социальную, бытовую, семейную, производственную, личностную и т.п. Это практика жизни, последовательности выборов и отказов, под которыми всегда находятся основания - мотивы: рациональные, иррациональные, интуитивные, ситуативные, импульсивные. И касается это всей практики жизни (события), всех представлений (отражение), всех идеальных планов (инновация, раздел 6.).
  Отличие молодежи - в не до конца оформленной системе ценностей. Мероприятия настоящей программы являются воздействием на формирование этой системы ценностей.
 
  На сегодняшний день существует уже не конфликт поколений, а их автономное существование. У молодежи нет "эталона сравнения" и она копирует то, что видит. У молодежи формируется образ коррумпированного, криминального государства, от которого надо защищаться. Данные исследования на 1998 г. показывают, что ситуация с молодежью по стране в целом хуже, чем по Пермской области, за исключением жилищной проблемы. Молодежное безразличие к выборам является, по сути, выражением молчаливого несогласия, когда активность в политике объясняется личной выгодой. Низкая политическая активность в молодежной среде является следствием отсутствия общественных ценностей. Изменение ценностей возможно двумя способами: время и активизация ценностей в условиях имитации реальности (игра).
 
  Государственная политика в отношении молодежи находится в кризисном состоянии. Концепции и программы разрабатываются без широкого привлечения молодежи (обсуждение, предложения).
  Концепцию по молодежной политике на федеральном уровне делает Министерство Образования РФ. Министерство Образования создает институт по проблемам молодежи (рабочие места для научных кадров сферы образования). Заявлено значительное увеличение разрабатываемых документов.
  По данным исследований в 1995 г. молодежь ПО составляла 22,7% (703808 человек) от общего числа населения. На тот период 75% молодежи отмечали, что не информированы о своих правах.
  В 1995 г. предполагалось, согласно принятой программе, в рамках молодежной политики по Пермской области использовать бюджетные средства за 1995-1997 гг. по следующим направлениям в размере:
 - информация - 1900 млн. руб. (неденоминированых)
 - жилье (незавершенно) - 16460 млн. руб.
 - семья - 585 млн. руб.
 - предпринимательство - 1289 млн. руб.
 - занятость - 2642 млн. руб. (в том числе 1990 млн. руб. из центра занятости)
 - патриотическое воспитание - 1985 млн. руб.
 - таланты - 760 млн. руб.
 - творчество - 2315 млн. руб.
 - спорт - 2093 млн. руб.
 - социальные службы для молодежи - 3345 млн. руб.
 - отдых - 3120 млн. руб.
 - международное сотрудничество - 1305 млн. руб.
 - переподготовка специалистов - 773 млн. руб.
 - поддержка молодежных объединений - 608 млн. руб.
 - система контроля за реализацией - без затрат.

<< Пред.           стр. 2 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу