<< Пред. стр. 54 (из 87) След. >>
е очень помню, кто были приглашенные (и были ли они); вероятно ученики (старые и новые) Толи. Вероятно была атмосфера "царения" Толи, внимательная, спокойно-нормальная приветливость Ольги; некоторые "гаффы" [Марселы], уют в столовой - ну а если по настоящему судить, то хороша была только эта симфония Стравинского - всё остальное - суета сует. Чепухные разговоры. La vie./V
домашняя репетиция
Шуберт
Струнный квартет Es dur op. 125 №1
Квартет имени Бородина
то стало хорошей традицией: перед предстоящим концертом проигрывать сочинения у меня дома. Это делают Наташа Гутман, Олег и "Порфирьевичи" (Квартет им. Бородина).
/V (днем) Экспозиция картин В. Шухаева
Памяти Владимира Софроницкого
запись
Скрябин
Мазурка cis moll op. 3 № 6
егодня другое музыкальное освещение, совсем другое...
И в своем роде прекрасно-поэтическое... Скрябин - создан для Софроницкого, и также: Софроницкий создан для Скрябина. Я, который в молодости не слишком был
31
Мазурка gis moll op. 3 № 9
ривязан к этой, как мне тогда казалось, "салонноместной" музыке, благодаря Софроницкому и конечно Нейгаузу понял этого композитора и полюбил его уже по-настоящему. Скрябинистом, правда, я не стал, хотя на некоторые периоды времени я претерпевал эти превращения с большим увлечением (затем на какое-то время всё улетучивалось).
Скрябин - не хлеб насущный, нет, он прекрасное временное опьянение, поэтический опиум и легко разбивающийся хрусталь. На его могиле на Новодевичьем кладбище стоял хрустальный крест. Его к величайшему огорчению в один прекрасный день украли, по чисто русскому обычаю.
релюдия h moll op. 13 № 6
Прелюдия Н dur op. 16 № 1
релюдия Н dur op. 16 № 1
Прелюдия Ges dur op. 16 № 3
Прелюдия es moll op. 16 № 4
Прелюдия E dur op. 22 № 1
Этюд b moll op. 8 № 7
Этюд gis moll op. 8 № 9
Вальс As dur op. 38
Темное пламя op. 73 № 2
Гирлянды op. 73 № 1
К пламени (поэма) op. 72
исп.: Владимир Софроницкий
Слушали:
Диза Картышева Л.О. Гутман
Лина Просыпалова Н. В. Оболенский
Паша Рыбникова Коля Оболенский
Элла Селькина Наталия Гутман
Ирина Воеводская Олег Каган
Таня Коваленко Толя Либерман
Н. В. Лаптева С. Р.
В. К. Лаптев
14/V
запись
Берг
Камерный концерт для фортепья-
но, скрипки и 13 духовых
С. Р., Олег Каган, ансамбль солистов
Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Шимановский
Песни влюбленного муэдзина ор. 42
Галина Лукомска
ф-но: [Ержин Сушковский] Наконец вышла эта пластинка, долгоработанная и долгожданная.
Результат (возможно ли поверить?) положительный. Всё в ней выверено и музыку можно понять. Есть несколько недочетов по вине англичанина из EMI, записывавшего этот концерт и недостаточно знавшего сочинение. Он не всегда выводил на первый план нужные инструменты (в частности у фортепьяно трель в конце первой части на ррр сделал гораздо громче вопреки тексту).
Цикл Шимановского в исполнении польской певицы (весьма экстравагантной дамы в брюках с интересным лицом) меня не до конца устроил. Слабо -> последняя песня. 15/V
запись
Монтеверди
"Орфей"
Орфей - Эрик Таппи и др.
дирижер: Мишель Корбоз
(Текст читала Н. Дорлиак)
Слушали:
Ю. Николаевский А. Либерман
E. Сорокина Т. Поспелова
И. Воеводская С. Поспелов
Л. Наумов Н. Дорлиак
И. Наумова E. Лелина
И. Антонова С. Р. Слушал, стоя в холле, и не позволял себе смотреть на приглашенных (а ведь такой соблазн всегда есть), сидевших в большой комнате.
Это было замечательно во всех отношениях, и я понял, какое это смелое сочинение для того времени - почти как Вагнер в девятнадцатом веке.
232
17/V (днем)
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
Прослушивание японских записей
Шуберт
Соната Н dur
Соната f moll (неполная)
Шопен
Баллада As dur № 3
(московская запись из Большого зала, Концерт памяти Д. Ойстраха)
С. Р. Н dur. Очень интересная, смелая первая часть. Истинно шубертовская драгоценная вторая. Третья, очень симпатичная.
f moll. Странная, с неоконченной на самом интересном месте первой частью, с патетическим финалом, напоминающим "Молитву во время бури" (влияние Шопена в [????] - d-moll-ная прелюдия).
Баллада. La noblesse in person... <Олицетворение благородства... > 18/V 69 лет со дня смерти Густава
Малера
запись
Малер
Восьмая симфония Es dur
дирижер: Хайтинг
(Текст Гете читал В. Виленкин) После седьмой симфонии, которая мне очень понравилась у Хайтинга, восьмая была некоторым разочарованием. Причина тому: недостаточное maestoso в первой части - слишком метрично.
А вторая часть как-то от этого растянулась и слегка поблекла.
Но какое сочинение!!.. Слушали:
Н. Меллер И. Наумова
Т. Дударева В. Виленкин
Т. Капица-Дамир И. Антонова
С. Капица А. Либерман
Ю. Николаевский Н. Дорлиак
Л. Наумов С. Р. 26/V
домашний концерт Могилевский крепкий пианист, но со вкусом не всё в порядке, его тянет к слюнявой сентиментальности .
Его Шопен - совсем не в моем духе (хотя я счастлив, что услыхал в В dur верный текст, так как сам играл с вопиющей ошибкой: Шопен
Двенадцать прелюдий (№ 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24)
Рахманинов
Вторая соната b moll (II редакция)
bis: Рахманинов
Прелюдия gis moll op. 32
Глюк - Сгамбати
Мелодия
Соната Рахманинова мне гораздо больше понравилась, но это сочинение не из лучших
oeuvr-ов Рахманинова.
Шопен
Этюд f moll op. 10 № 9
исп.: Евгений Могилевский
Слушали:
О. Могилевская И. Шостакович
А. Сумбатян В. Виленкин
Д. Картышева А. Золотов
Т. Крайнева М. Нейгауз
В. Крайнев Т. Поспелова
Н. Слободяник С. Р.
А. Слободяник
233
27/V
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
Прослушивание японских записей
Шуберт
Соната A dur ор. 120
Соната a moll ор. 143
С. Р. Без особенных колебаний мы (Бунеева, Вепринцев, Рихтер) единодушно согласились на выпуск пластинки с этими сонатами.
Решение "объективное".
(Не "субъективное" -> с моей точки зрения). 31/V
Домашний камерный концерт
Шуберт
Квартет Es dur ор. 125 № l
Квартет имени Бородина
(М. Копельман
А. Абраменков
Д. Шебалин
В. Берлинский)
Соната E dur для фортепьяно (1816)
С. Р.
Квинтет A dur D. 667 ор. posth. 114
М. Копельман
Д. Шебалин
В. Берлинский
Г. Ковалевский
С. Р. Перед нашим выступлением в одном из старых соборов, [-ихся] за новым (некрасивым, уже раз горевшим) зданием гостиницы "Россия", концерт-репетиция с большим (как вы видите) количеством слушателей.
И конечно Шуберт, несмотря на свой сравнительно скромный музыкальный язык, всегда становится победителем.
Сонату E dur играю впервые, и это один из первых опытов перейти на исполнение по нотам, так долго откладываемое мною.
Соната в пяти частях, это тоже исключение. Соната наивно гениальная.
Ну а квинтет про бедную рыбку не требует комментарий. Мы записали его затем в Хоэнэмсе, и довольно удачно, у фирмы ЕМ1 с помощью обаятельного легкомысленного Джона Мордлера. Слушали:
И. Антонова В. Берлинский
Т. Дударева Д. Шебалин
В. Журавлева А. Ковалевская
Д. Журавлев Г. Ковалевский
E. Мильштейн Г. Писаренко
Я. Мильштейн А. Подрезан
С. Мильштейн Ю. Николаевский
И. Воеводская Н. Меллер
E. Лелина Н. Башмет
В. Прохорова Ю. Башмет
И. Соколовская И. Крамова
Ю. Соколовский В. Виленкин
А. Копельман Т. Коваленко
М. Копельман Д. Дорлиак
Э. Назаренко Н. Дорлиак
3. Берлинская С. Р.
Л. Берлинская Ю. Борисов
Хоэнэмс
17/VI
Замок, Рыцарский зал
Шуберт
"Зимний путь"
исп.: Христа Людвиг
ф-но: Эрих Верба Христа Людвиг глубоко и серьезно, не без некоторой тяжести исполняет этот гениальный цикл (стала старше). Она перенесла нас из июня в декабрь [и] даже в январь (может быть).
Думаю, что Шуберту было совсем нелегко на душе (по меньшей мере), когда он писал это 234
сочинение, и наверное оно отразилось и на его подорванном здоровье.
Э. Верда мне не понравился; он сам себе переворачивал ноты, упуская каждый раз такт в левой руке, - нечестно. 19/VI
Palasthof
Шуберт
увертюра "в италианском стиле" С dur D. 591
Zwischenaktmusik № 3 und Balletmusik № 2
из "Розамунды" D. 797/5 und 9
Arie des Oswald aus der Oper "Des
Teufels Lustsschlo?" D. 84
Arie des Alfonso aus der Oper "Alfonso und Estrella"
Rezitativ und Arie des Adrast aus dem Singspiel "Adrast" D. 137
Arie des Pedro aus dem Singspiel "Claudine von Villa Bella" D. 239
тенор Томаз Мозер
Пражский камерный оркестр Хоэнэмс очень красивое место. Das Schlo? стоит защищенный с востока отвесными высокими скалами. Он большой, но в то же время производит симпатичное впечатление, как вообще австрийские строения. Внутри двор, в котором происходят концерты. Если погода плохая, то можно этот двор защитить подвижной стеклянной крышей, что весьма комфортабельно.
Тут, как правило, устраивают симфонические, а есть еще другой "рыцарский" зал, там происходят камерные.
Устроитель концертов весьма примерный, довольно пресный молодой человек - можно сказать, безупречный и скучный. В Хоэнэмсе играют только Шуберта, и это тоже создает немного монотонную атмосферу из года в год (конечно, если слушать все концерты). Я не хочу критиковать и организацию, у них всё в хорошем вкусе и первоклассные музыканты. Они молятся [своему?] Францу. 20/VI
Rittersaal
Шуберт
Соната для скрипки и фортепьяно D dur D. 384
Олег Каган
Василий Лобанов
Соната для арпеджионе и фортепьяно a moll D. 121
Наталия Гутман
Василий Лобанов
Трио В dur D. 898
Олег Каган
Наталия Гутман
Василий Лобанов Этот для меня новый ансамбль весьма порадовал меня.
Новый был пианист Василий Лобанов, который вполне гармонировал с двумя признанными большими артистами. Он профессионально точен, обладает настоящим серьезным вкусом и как бы в классическом ключе. Я получил большое удовольствие и от двух [мне] ранее не знакомых произведений: сонаты для скрипки D dur и трио. Арпеджионе слыхал несколько раз.
Трое музыкантов прекрасно гармонируют друг с другом и с исполняемой музыкой. А что сказать про Шуберта? - он есть, и это большое счастье для нас.
Публика наградила артистов громким рукоплесканьем. Затем мы, по-моему, вместе ужинали в приятном окружении, хотя это уже не важно. Тур
27/VI Необычный вечер с отсутствием pianoforte (привычной базой для камерной музыки). 235
Амбар Мэле
Бах
Партита № 3 для скрипки соло E dur BWV 1006
исп.: Олег Каган
Хиндемит
Соната для виолончели соло ор. 25/3
исп.: Наталия Гутман
Лютославский
"Буколики" для альта и виолончели
исп.: Олег Каган и Наталия Гутман
Равель
Соната для скрипки и виолончели
исп.: Олег Каган и Наталия Гутман Всё несколько парит в воздухе, и хочется это поймать не только ушами, а даже применить движения рук (во всяком случае, это чистое мое восприятие, привыкшего уж слишком к мною употребляемому инструменту).
Бах в славословии не нуждается, Олегу же оно вполне к месту; поэтому скажу, что тональность E dur ему родственна, и он в ней купается в свое и наше удовольствие.
Наташа поразила своим выступлением, показав композитора в полном его великолепии.
"Буколики" были симпатичным интермеццо. Равель. Неоднократно слушал это сочинение в этом же исполнении.
В этот вечер это было очень удачно, но... всё же мне не хватало рояля. Это вероятно какой-то изъян в моей сравнительной музыкальности - даже может быть не рояль, а... педаль. Импрессионизм несколько теряет, если ее нет. 28/VI
Амбар Мэле
Россини
увертюра "Шелковая лестница"
Моцарт
Adagio E dur К. 261 для скрипки и струнного оркестра
исп.: Жан-Пьер Валлез
Моцарт
Две арии из оперы "Свадьба Фигаро" (Керубино)
исп.: Эва Галь
Россини
Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром
исп.: Richard Vieille
Оркестровый ансамбль Парижа
дирижер: Жан-Пьер Валлез Весьма веселый концерт: уже одна манера Валлеза и его музыкантов способствует легкомысленному настроению. Он бегает туда и назад и дирижирует в это время. Музыканты играют, а в паузах почесываются весьма непринужденно и не совсем даже прилично. Играют на этом же уровне.
Россини восхитителен и ослепительно "lumineux" <блестящ>.
Эва Галь имела успех у турэнцев. Была на месте.
Все очень были довольны, а чего еще надо?..
Разъезд и толкотня машин, людей и приветствий.
Ворота освещены.
Турэнский флаг развевается... 7/VII Луинь - у Буаль в "Дурандьер"
Просмотр телевизионного фильма "Святослав Рихтер в Турэни"
(режиссер Шааф)
фрагменты из:
Бах
Концерт d moll для ф-но
Концерт E dur для скрипки
Гендель
Сюита E dur № 5 Мой контакт с Johannes-ом Шаафом всё-таки как-то не состоялся. Человечески это было интересно (интереснее это может быть было даже с Rosemarie Fendel), но какие-то его черты в характере и в творчестве остались мне глубоко чуждыми. Например: иронически-пренебрежительное восприятие великого гения Вагнера, очень сомнительный вкус (если не сказать дурной); когда они были в Москве, полное отсутствие интереса и ува- 236
Сюита G dur № 7 жения к прошлому Художественного театра.
Такой и фильм. исп.:
Олег Каган, С. Р., Андрей Гаврилов
дирижер: Карл Рихтер
Мейссен
19/VII
Albrechtsburg
Гендель
Сюиты № 1 A dur, № 4 e moll, № 6 fis moll, № 7 g moll
Андрей Гаврилов У Андрея иногда темп не держится, и он начинает ускорять. Однако он тотчас же интуитивно чувствует, что я это не принимаю (хотя я ничем это не показываю), и исправляет эту ошибку. Он обладает в этом отношении настоящей sensibilite <восприимчивостью>. Зал замка, расположенного на высоте над городом, очень красив и импозантен. 21/VII
Albrechtsburg
Гендель
Сюиты № 15 d moll, № 10 d moll, № 13 В dur, № 11 d moll
bis:
Каприччио g moll
Фугетта D dur
Андрей Гаврилов
Архангельское
(около Москвы)
28/VII
Овальный зал
Гендель
Сюита № A dur
Сюита № 4 e moll
Сюита № 6 fis moll
Сюита № 7 g moll Архангельское. Строгая величественная красота. Залы полны прекрасными изваяниями скульптуры, картины [?]; из главной двери виден симметричный длинный двор во французском стиле, кончающийся обрывом к реке.
Овальный зал место центральное - здесь и были концерты, посвященные сюитам Генделя. 30/VII
Овальный зал
Сюита № 15 d moll
Сюита № 10 d moll
Сюита № 13 В dur
Сюита № 11 d moll
bis: