<< Пред. стр. 7 (из 87) След. >>
Мы ушли с концерта удовлетворенные. 25/VIТур
Квартет Жуллиар (Juilliard)
Гайдн:
Квартет G dur op. 77 № 1
Барток:
Квартет № 3
Бетховен:
Квартет Es dur op. 127 Это был редкостный концерт.
Они играли так, что лучше невозможно. Я никогда не слышал квартет на такой высоте.
Трудно описать это, но... чудо есть чудо! И на этом я заканчиваю. 1/VII
Typ
Оркестр de Paris
дирижер Георг Шолти
Барток:
Музыка для струнных, ударных и челесты
Бетховен:
Симфония № 7 A dur В Гранже сделали перестановку на сегодняшний вечер, и оркестр переехал с середины зала в самый конец его (по акустическим соображениям).
Шолти чувствует себя как рыба в воде в этой музыке Бартока. Это сочинение, конечно, шедевр Бартока. Шедевр необычных звучаний, ритмов и настроений.
В Бетховене Шолти весьма элементарен. Я не был под большим впечатлением этого исполнения.
Не почувствовал и общего (может быть мною выдуманного) родства этой симфонии с великим испанским классиком. Не почувствовал гордо выхваченную из ножен шпагу в первом такте. Не почувствовал и вторую часть "шествие пилигримов", и наконец не почувствовал видение креста на горизонте в D dur-ном трио. Инсбрук
июль - август
запись Три чуда, совершённые трагической оперной дивой.
Какая же у нее гигантская сила исполнения! 139
Верди
Три арии из оперы "Макбет"
Мария Каллас Да и господин Верди на высоте. С ними и равняться невозможно. Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром
Гарри Графман С большим удовольствием прослушал рапсодию (я не знал, что она была задумана как балет. Зачем???)
Гарри Графман (я его один раз встречал в Америке, и он показался мне весьма симпатичным) блестяще исполнил свою партию. Но я не хотел бы играть это сочинение, несмотря на все его прекрасные качества (если уж эта тема, то лучше Брамс, а потом считаю последний такт почти оскорблением сочинению (вроде "ну и к черту!"). Зальцбург
август
Моцарт "Cost fan tutte"
дирижер: Карл Бём Рери Грист блистала, как только она и может. Яновиц провела свою роль не без тонкого юмора. Всё было очень интересно и конечно прошло с большим успехом. Gro?er Aufwand...
<Большие усилия>
Какой же это коварный сюжет - при возвращении корабля вас просто охватывает ужас, а в то же время всё так живо, весело, смешно, и... зло. Второй раз я слушаю "Cosi fan tutte" в Зальцбурге.
Первый раз было все-таки лучше - Элизабет Шварцкопф, Христа Людвиг, Фриц Вундерлих, Херман Прей, Карл [?]. Постановка лучше - в хорошем вкусе, "старомодная"-реалистическая. В этот раз (Яновиц, Фассбиндер, Рери Грист, Фишер-Дискау) - тоже скажем, совсем не плохо, а хорошо. Постановка же менее хороша, с несколько скучно условными декорациями (всё здесь конечно упирается в изображение Везувия на заднем плане - это уж такое обязательное (почти детское) желание увидеть его во всем блеске. А он был так себе, с каким-то дымком от сигареты).
Бём прекрасно ведет оркестр - это не новость! Артисты в Зальцбурге должны быть первоклассными - это мы тоже знаем, ценим и принимаем как должное. А цены на билеты сверхмасштабные.
Участие Фишера-Дискау украсило ансамбль. Он был очень занятен в этой роли интригана-весельчака. август
Зальцбург Скажу, что Силия идеальное воплощение Марии; оба Воццека также, хотя сценически 140
Альбан Берг
"Воццек" (дважды)
дирижер: Karl Bohm
(еще раз показал свою силу и громадное дарование)
Аня Силия - Мария
Вальтер Бэрри Тео Адам
I Воццек Н Воццек Тео Адам, пожалуй, сильнее. В ночной сцене убийства Марии на заднике колоссальная луна (даже весьма красиво) - но ... (вот с чем я никак не могу примириться, это против всей моей физической сущности): во второй раз (когда Воццек возвращается) луна остается абсолютно на том же месте - всемирной катастрофы не последовало!!?!?!
Думаю, что Берг пришел в "Воццеке" в "гениальный" своего рода тупик. Такого раньше не было, да и вряд ли будет в будущем (может, это типично австрийское явление типа [Шилле] или Шницлера).
Однако я знаю, что Бриттен находился под его большим влиянием (кстати он также был под влиянием "Каменного гостя" Даргомыжского (!!!)). Всё же Бриттен нашел совсем другой путь в своем оперном искусстве. Уже Бюхнер Вас абсолютно поражает своей современностью и своим негативным мировоззрением.
Конечно, Бюхнер - Берг просто-таки оказались созданными друг для друга, и вот этот сплав дает громадную силу воздействия на [слуше-зрителя].
Я впервые попал на это сочинение и нарочно посетил его дважды. На меня оно произвело колоссальное впечатление. Музыка имеет здесь какую-то другую роль, роль (вроде) незаметную и в то же время абсолютно необходимую (роковую). Тема катящейся головы приводит Вас чуть ли не в содрогание. Финалы I и последнего действия с их оркестровыми "землетрясениями" также что-то неслыханное. Конечно, сюжетно, развязка оперы не без веризма, но Берг дает всему только ему свойственную окраску, и конец опять что-то совсем новое.
Исполнение было прекрасное (это сочинение ведь также родилось и получило свою славу в Зальцбурге - им и карты в руки). август
Зальцбург
Emilio De Cavalieri
"Rappresentazione di Anima et di Corpo"
(Das Spiel von Seele und Korper") Очень интересное сочинение (не знаю, в каком веке написанное), архаичное и ни на что не похожее. Сейчас увы не помню его; оно какое-то абстрактное, да и трудно найти слово, чтобы определить его качества. Было очень любопытно прослушать и увидеть его. В Зальцбурге иногда бывают такие неожиданные сюрпризы, несмотря на то, что в целом этот фестиваль предельно консервативен. 141
август
Зальцбург
Моцарт
"Свадьба Фигаро"
дирижер: Герберт фон Караян Для Зальцбурга - абсолютный триумф. Честно - я такого и не ожидал.
Стало ясно, кто такой Караян! И на что он способен.
Из всех "Свадьб", которые я слышал, эта "Свадьба" была вершиной во всех отношениях.
И в первую очередь музыкально. Караян показал своего Моцарта - здесь не стоит разбирать детали и прочие мелочи - это было настоящим совершенством с первого такта до последнего. Подбор артистов не оставлял желать лучшего (Яновиц - графиня, Стратас - Сюзанна и в этом духе...) Пели все прекрасно и сценически соответствовали абсолютно.
Постановка Понелля (и его же декорации) была прекрасна - выдержана в стиле (наслаждение для глаз) и абсолютно совпадала с музыкой Моцарта.
Это один из очень малочисленных в моей жизни спектаклей оперы, которые дали пример, как надо это делать, - во всяком случае, пример чрезвычайно редко встречающийся. сентябрь
Зальцбург (кукольный театр)
запись
Моцарт
"Дон Жуан"
дирижер: Эрих Лейнсдорф От Мити я держал в строгом секрете это посещение и запретил ему смотреть на афиши - хотел сделать ему сюрприз.
Сидя в зале, он также не понимал, что к чему и что мы находимся в театре кукол.
Но вот раздались первые два Fortissimo увертюры (а Митя всё детство ходил в оперную студию консерватории, находящуюся в том же доме, где он тогда жил на Вахтанговской улице). Митя знал эту оперу почти наизусть и обожал ее. Второй сюрприз были куклы. Надо сказать, что театр очень занятно поставил эту оперу и куклы были чрезвычайно выразительными, а всё в целом очень необычно. Появление командора в конце было устрашающе - он шел по центру к Дон Жуану, облокотившемуся об большой стол, и вдруг этот стол [с]ломался на две части. Затем стали лопаться все зеркала - было действительно страшно.
Запись Лейнсдорфа совсем не хороша. Schloss Kiessheim
(прослушивание записи)
Бах
Прелюдии и фуги из II тома Думаю, что качество этого исполнения не стоит здесь разбирать.
Пластинка существует, и если есть желание и время, можно ее послушать. Получим же 142
"Wohltemperiertes Klavier":
С, с Cis, cis D, d В, b, Н, h
С. Р. мы удовлетворение, это конечно еще вопрос... Так что спешить с прослушиванием, пожалуй, не стоит. Тише едешь - дальше будешь. Инсбрук
(прослушивание записи)
Шуберт
Соната с moll
Соната В dur
С. Р. Эти два шубертовских произведения (oeuvre posth.), записанные мною, имеют, пожалуй, больше достоинств, чем недостатков. Это в первую очередь касается I части B-dur-ной сонаты, где, я думаю, взят и выдержан до конца верный темп. Вена
сентябрь
опера
Альбан Берг
"Лулу"
дирижер: Догнани
Ania Silia
Фишер-Дискау Вместе с Митей Дорлиаком.
Прекрасное воплощение во всех отношениях этого рокового и отталкивающего музыкально-сценического произведения.
Аня Силия создана для Лулу; я думаю, что это ее лучшая роль. Догнани ведет оркестр четко и ясно, так что эта совсем иногда не идущая в ухо музыка показана в лучшем аспекте. Ну и на сцене всё тоже так, как надо, а появление Лулу в III действии и ее подброшенный под потолок туфель очень яркий момент. Москва
6/Х
запись
Барток
Второй концерт для фортепьяно и оркестра
Оркестр de Paris
дирижер: Лорин Маазель
С. Р.
Прокофьев
Первый концерт для фортепьяно с оркестром
Лондонский симфонический оркестр дирижер: Лорин Маазель
С. Р. Барток, с которым мы намучились во время записи, конечно и не получился. Оркестр показал себя в таком отвратительном качестве, что даже вспоминать тошно. (Результат статьи во французском журнале, объявившей его как "лучший" в мире). Бедный Лорин ничего не мог сделать; он дважды ломал свою палочку, у главного ударника не было даже минимального намека на темперамент (и это для Бартока), а вся запись протекала вяло, нерадиво и абсолютно без заинтересованности.
Вот он, результат идиотской газетной статьи --> Позорная запись.
Прокофьев с лондонцами.
Тут была совсем другая ситуация... Это была и честная работа и поиски хорошего качества. Ну и результат был совсем другой - весьма приличный...
Интересно, что Маазель и я играем абсолютно вместе (просто даже идеально), а когда слушаем, то кажется, что он хотел бы оттягивать (но - только хотел бы?!?)
Странное явление. 143
Тбилиси
24/XI
телевидение
Концерт к 100-летию со дня рождения
Марджанишвили
Палиашвили
Ария (сопрано) и дуэт (тенор, баритон) из оперы "Абесалом и Этери" Дебюсси
"Фейерверк"
пианистка: --швили Задержался в Тбилиси, так как простудился (всегда на юге простужаюсь зимой). Здесь как-то зябко и неуютно, несмотря на друзей и заботу их (и частые [обиды?]).
В новом многоэтажном отеле, [украсившем - испортившем - ] город, слегка пользовался телевизионным аппаратом и послушал эти два выступления грузинских артистов.
Оперная ария и дуэт Палиашвили имеют свои хорошие стороны, но всё же чисто местного грузинского значения.
Это довольно благородно, но и примитивно.
Пианистка отыграла Дебюсси довольно прилично. 25/XI
Телевидение
Концерт певицы Тамары Синявской
Гуно
Ария Зибеля из оперы "Фауст"
Баркаролла "[Молви] дева младая"
Бизе
Гадание из оперы "Кармен" Концерт певицы Синявской. Красивый молодой голос и присутствие культуры - вероятно ее будущее обещает успех и признание.
Она обладает также естественной выразительностью.
Было приятно. запись
Бах
"Das Wohltemperiertes Klavier", I том
Прелюдии и фуги С dur, с moll, Cis dur, cis moll
С. Р. Баха иногда надо слушать, это даже хорошо с гигиенической точки зрения. по радио
Прокофьев
1) "Гадкий утенок"
Нина Дорлиак и С. Р.
2) Первый концерт для фортепьяно Des dur
С. Р. дирижер: Кирилл Кондрашин Так приятно было опять послушать эти прекрасные сочинения в совместных выступлениях (1948?) и понять, что мы их не разлюбили. 27/ХII
запись
Бах
"Рождественская оратория" I и II части
28/XII
запись
Бах
"Рождественская оратория" III, IV, Vu VI части Ежегодняя традиция продолжается.
И присутствуют опять все друзья наши и Баха, многократно посещавшие эти вечера в эти праздничные дни.
D dur - основная тональность оратории - окрасила и эти дни в свой ликующий голубозеленый цвет радости. 144
29/XII
запись
Бах
Партита В dur № 1
Партита с moll № 2
Глен Гульд
30/XII
запись
Бах
Партита a moll № 3
Партита D dur № 4
Глен Гульд "Гульд лучший исполнитель Баха"
Гульд нашел своего Баха - он заслуженно прославлен за это.
Мне кажется, что главная его заслуга в звуке инструмента - он у него особенно баховский. Но - сама музыка Баха требует по-моему больших глубин и строгости (а у Гульда всё несколько блестяще и внешне). То, что он не делает повторения, не могу простить. Значит, недостаточно любит. 31/ХII
запись
Бетховен
"Missa solemnis"
(Шварцкопф, Лудвиг, Гедда, Заккария) дирижер: Караян Под этот новый год опять "Missa solemnis", которую мало кто действительно знает (включая музыкантов).
Вот потому-то я и поставил эту запись и заставил всех прослушать ее. А потом уже: "С наступившим новым годом", звон бокалов и шампанское. 1973
1973 7/I
запись
Для детей и взрослых
Engelbert Humperdink
"Hansel und Gretel" Сегодня настоящий праздник.
Посреди залы большая роскошная елка в лучших традициях.
Общая торжественная обстановка (может, даже несколько старомодная). Наташа Журавлева читает пересказ либретто между картинами, с несколько намеренным учетом на присутствие детей (Сережа Мильштейн и сын Эллочки Селькиной Андрюша).
Во второй картине, после дуэта-молитвы и во время появления охраняющих сон детей ангелов, я зажигаю свечи на елке и она предстает в полном великолепии.
После окончания этой очаровательной (и не такой уж простой - к примеру детская увертюра на манер "Мейстерзингеров") оперы - конечно стол с рождественскими пряниками и другими сластями.
Был и такой вечер, рождественский. 9/II
запись
Малер
Шестая симфония a moll
дирижер: Эдуард Флипс У меня просто какая-то страсть к этой симфонии. Я каждый раз полон удивления при слушании ее.
Флипс (к сожалению) далеко не дотягивает до настоящего ее воплощения, но всё равно эта глыба музыки не может оставить равнодушным. Только, пожалуйста, умоляю: после первой части Andante Es, а не скерцо!! Так лучше! 145
10/II
запись
Бриттен
Концерт для скрипки с оркестром ор. 15
Марк Лубоцкий
дирижер: автор И это сочинение Бриттена вызвало во мне чувство влюбленности к нему.
В нем неповторимый шарм неизведанных новых музыкальных оборотов, хотя, может быть, нужны повторные прослушивания, чтобы окончательно уяснить качества их. И подумать, что это написано совсем молодым человеком. 17/II
запись
В. Овчинников
1) "На русском празднике", увертюра
дирижер: Проваторов
2) Первая сюита
("Вступление", "На лужайке", "За бабочкой", "В лесу", "Заключение")
дирижер: Жюрайтис Экскурс в советскую музыку не оставил большого впечатления. У меня остался привкус какой-то подсахаренности всех этих сочинений Овчинникова. Вена
запись
Бах
"Das Wohltemperierte Klavier" II том
С. Р. Я впервые выучил и сыграл II том Баха в 1943-ем году в Тбилиси - это была, прямо скажу, опасная "спортивная" афера, но...
я справился и (если не ошибаюсь) выучил этот том за один месяц (конечно наизусть), а I том я учил уже потом (в Москве).
В Тбилиси меня очень поддерживала Валентина Константиновна [Куфтина] в этом моем "марафоне". Она была совсем особенная женщина, пианистка, педагог Тбилисской консерватории.
Я сначала играл для студентов, а потом и в концерте (тогда же впервые играл "Арраssionat-y"). Это собственно и было началом моей "карьеры" (а вовсе не Нью-Йорк, как думают во всем мире). Будапешт
19/III
Театр марионеток
запись
Барток
"Деревянный принц"
Барток
"Волшебный мандарин"
Стравинский
"Петрушка"
дирижер: автор Странное заведение, этот Будапештский театр марионеток, и думаю, это не место для балетов Бартока и Стравинского.
Когда видишь такие бездарные вещи на сцене (я имею в виду фантазии режиссера - балетмейстера кукол), то пропадает даже охота слушать такую прекрасную музыку (и даже в хорошей записи). Этот вечер порядком испортил мне настроение, и Павел не был в состоянии его исправить (это не его стиль). Город также показался несимпатичным с его фонарями и безвкусными разноцветными рекламами.
А на ужин всё с паприкой... 146
Москва
4/IV
запись
Бах
Партита В dur № 1
Дину Липати Эта партита действительно чудо и в этом исполнении.
Красота, [обаяние?] (у Баха!), прекрасный звук рояля и прекрасный пианист! 7/IV
запись
Шостакович
Симфония № 9 Es dur
Сергей Кусевицкий Какое же это блестящее исполнение! Думаю, это как раз так, как должно быть в этой симфонии.
Браво Кусевицкий! 12/IV
Встречи с пианистами
Концертный зал имени Чайковского
Анни Фишер
Моцарт:
Соната с moll
Шуман:
Соната fis тoll № 1
Бетховен:
Соната g moll № 19
Соната f moll № 23 (Appassionata)
Шопен:
Ноктюрн F dur op. 15
Вальс As dur
Дебюсси:
"Движение"
"Затонувший собор" Прекрасная музыкантша и пианистка, "die gro?e Dame des Pianoforte". С интересной несколько пестрой (почему Бетховен после Шумана?) программой вызвала у меня немало возражений своей свободной, но для меня не всегда логичной интерпретацией.
Конечно, ей можно и всё простить, но только не финал Appassionat-ы без повторения - (соната стала какая-то куцая). А потом бисы: Шопен, Дебюсси, не знаю, подходило ли это? 16/IV
запись
Шопен
Концерт e moll № 1
Генрих Нейгауз
дирижер: Александр Гаук Слушаем -
Много раз, и каждый раз опять живой шопеновский образ - в этом единственном (уникальном) исполнении.
Аристократизм - это и есть простота и естественность. 18/IV
запись
Барток
Концерт для фортепьяно № 1
Золтан Кочиш
дирижер: Дердь Лекел Кочиш - на высоте.
Дирижер - далеко не на ней.
Жалко, так как это должно быть одним целым, и необходим должный баланс между пианистом и оркестром.
Сочинение оригинальное и истинно бартоковское (должно ли оно исполняться в полурубато? Вероятно - да.) 19/IV
запись Эта симфония для меня всегда оказывается каким-то противоречивым сюрпризом, она 147
Брукнер
Симфония № 9 d moll
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер как бы направляется совсем в другую сторону от восьмой и других симфоний.
А почему это так - не пойму. 22/IV Встреча с Анни Фишер
записи
Прокофьев
Концерт G dur № 5
С. P.
Шопен
Баллада g moll № 1
С. Р.
Шопен
Концерт e moll № 1
Генрих Нейгауз
дирижер: А. Гаук
Лист
"Es mu? ein Wunderbares sein"
Dieter Fischer-Dieskau
(Jorg Demus) Очень приятно было увидеть Анни Фишер у нас дома в солнечный весенний день. Она сразу же выразила желание послушать мои записи (я не ожидал этого) и с большим любопытством следила за исполнением.
Пятый Прокофьева ее привел в полный удивления восторг (она конечно никогда раньше его не слышала). Первая баллада искренне понравилась и также удивила. Затем мы прослушали 1 концерт Шопена с Нейгаузом и песню Листа с Фишером-Дискау.
Она очень прямой человек и по-моему лишена черт дипломатии; поэтому ей абсолютно веришь - она Вам скажет всё в лицо (помню, как она справедливо критикнула мою c-moll-ную французскую сюиту и также большую сонату Моцарта F dur из двух опусов).
Жаль, что мы так редко (почти никогда) встречаемся. 29/IV Первый день Пасхи
Музыкальный вечер (Пасха)