<< Пред.           стр. 6 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 Праздник радости, праздник горя, праздник откровенности гениального музыканта... - она в результате "победная" симфония в отличие от четвертой и шестой.
 Ее последняя часть заканчивается шествием триумфальных колесниц. Флоренция
 Шостакович
 Четырнадцатая симфония
 Московский камерный оркестр
 дирижер: Рудольф Баршай
 солисты: Долуханова
 Нестеренко Это был триумф вышеназванной симфонии, это исполнение поднялось на ту самую высоту, которая присуща этому произведению. Это был триумф солистов, оркестра и Баршая.
 Флорентийский зал "Pergola" был переполнен восторженной публикой, овации длились!
 Я был очень рад этому успеху, хотя не слишком люблю это сочинение. Оно "пугает", а мне не страшно.
 Я предпочитаю 4-ую, 6-ую, 7-ую, 8-ую (самую замечательную), 9-ую и 10-ую...
 Когда Дмитрий Дмитриевич стал вводить в симфони[и/ю] певцов (наподобие Малера), что-то утерялось в построении этих симфоний. Это во всяком случае мое мнение. Может быть, я и ошибаюсь. Но горжусь за Шостаковича сегодня во Флоренции. 129
 Париж
 24/XII
 Нотр-Дам
 Бах
 Прелюдия и фуга Es dur
 Дюпре
 ?
 Пьер Кошеро (орган) С Ниночкой, специально, в сочельник, в Notre-Dame Парижа. Очень настроились и что же?..
 Постигло страшное разочарование. Парижане воспользовались собором, как местом для гулянья. Они громко разговаривали, шаркали ногами и вели себя абсолютно неприлично, не обращая внимания на сидящих посетителей, пришедших слушать духовный концерт. Мы были глубоко возмущены и разочарованы этим "интеллигентным" французским поведением.
 О слушаньи музыки (она в это время исполнялась) не могло быть и речи; просто ее и не было слышно.
 И это, в этом городе, в этом соборе, в этой стране искусства! ...
 Какой позор!!!
 Мы вышли из собора в ночной город и праздника не чувствовалось. 1972
 1972 Москва
 1/I Встреча нового года
 Бах
 Токката, Adagio и фуга С dur
 Хельмут Валха (орган) Вторично слушаю это абсолютно гениальное сочинение - по случаю наступившего 1972-го года.
 А сколько оно уже существует на этом свете - немало времени, - не надо его только забывать (это говорю всем, не только органистам). 8/I и 9/I
 Бах
 "Weihnachtsoratorium" (6 частей) Все, кто был приглашен на эти два вечера, надеюсь, не совсем забыли их, и не совсем забыли музыку, которую уже не один раз слушали в праздничные дни Рождества. Какая удачная тональность D dur, не правда ли? 7/I
 Большой зал консерватории
 Малер
 Четвертая симфония
 дирижер: К. Кондрашин С каким тонким вкусом создано это идиллическое сочинение и как оригинально всё, что Малер там придумал и воплотил в музыку. Это и пантеизм (III часть), и гуманизм [без больших претензий], иногда даже юмористические игра; и в то же время, этот наивный религиозный текст также к месту. 8/I
 Большой зал консерватории
 Глюк
 увертюра "Альцеста"
 Гайдн
 Концерт для скрипки и фортепиано F dur Сегодня большое музыкальное событие - (после "Альцесты" Гайдна - кстати, Крайнев меня гораздо больше убедил, чем Кремер) 15-ая (последняя) симфония Шостаковича (и как хорошо, что чисто оркестровая). I часть - прекрасна и опять полна свежести, как молодой Шостакович. Затем эти герои- 130
 Гидон Кремер и Владимир Крайнев
 Шостакович
 Пятнадцатая симфония
 дирижер: Максим Шостакович чески трагичные маршеобразные страницы (очень хорошо). Зачем только в последней части вагнеровская цитата? (Она очень помешала восприятию этого финала, и он показался каким-то скудным.) 13/I
 запись
 Брамс
 "Magelonelieder" (15 Romanzen aus Magelone)
 Д. Фишер-Дискау и С. Р. Помню, как мы работали над этим циклом и было не очень легко. Упор Дитера на все гласные и согласные часто мешал свободному течению музыки, и я не мог с этим согласиться.
 Эта пластинка пользуется успехом, но я ее не очень люблю - и... сочинение... также.
 Бэн вообще не признавал Брамса, да и Бетховена, но это уж слишком! Ленинград
 18/I
 Малый зал
 Моцарт
 увертюра "Директор театра"
 Парижская симфония D dur
 дирижер: Николай Рабинович Николай Рабинович очень хороший музыкант и дирижер, по-настоящему не признанный официально и публикой также, по ценимый настоящими музыкантами.
 Он также очень симпатичный собеседник, и с ним я давно знаком.
 Специально слушал этот концерт, чтобы удостовериться в том, что про него говорят и думают, и разочарования не было.
 Он представляет собой часть музыкального Ленинграда. Москва
 24/I
 Овчинников
 Соната "МЕТАМОРФОЗЫ"
 (памяти Г. Г. Нейгауза)
 пианист Игорь Архангельский Памяти Генриха Нейгауза.
 Музыка Овчинникова абсолютно говорит о настоящем профессиональном мастерстве, но [его] можно отнести в разряд композиторов второстепенных (таких композиторов очень много, их исполняют лишь при их жизни, а затем их поглощает медленная Лета). Игорь Архангельский оказался молодцом, выучив это сложное сочинение, и я решил, что он как-нибудь его у меня дома (это теперь уже на Большой Бронной) сыграет на музыкальном собрании. 4/I 25/I
 запись
 Бетховен
 "Missa solemnis"
 Шварцкопф
 Лудвиг
 Гедда
 Заккария
 дирижер: Караян Эта запись Караяна значительное событие в музыкальном мире (событие уже давно прошедшее). Missa solemnis не легкое (во всяком случае для меня) сочинение; оно требует от слушателя предельной концентрации, и несмотря на прекрасную запись я всё еще как-то не вслушался в нее. Недостаточная музыкальность, по-видимому. 131
 27/I
 Большой зал консерватории
 Оркестр Ленинградской филармонии
 Шостакович
 Шестая симфония
 дирижер: E. Мравинский
 Стравинский
 "Апполон Мусагет"
 дирижер: E. Мравинский
 Чайковский
 "Франческа да Римини"
 дирижер: E. Мравинский Долго мы в Москве ожидали появления Евгения Александровича и его оркестра.
 Евгений Мравинский безусловно лучший наш дирижер, и это установилось сразу же после дирижерского конкурса (который состоялся в Москве уже очень давно). - Помню его "Прелюды" Листа, после этого все конкуренты как-то побледнели (и изо всех сил старающийся Рахлин, и Иванов со своей увертюрой - Ромео и Джульеттой, единственной его настоящей удачей).
 Мравинский и Шостакович - они были созданы друг для друга (наподобие Р. Штрауса и Гофмансталя). Вот опять Шестая, неповторимая, жесткая - какая радость услышать вновь это исполнение!
 Затем "Апполон" Стравинского, исполненный с редким изяществом и классической строгостью.
 Чайковский (слышал раньше пластинку) совсем не хорошо. Оркестр грохочет, никакого проникновения в музыку, впечатление досадное. А сочинение ведь потрясающее... (думаю, что оно никогда не удавалось Евгению Александровичу). Внешне Мравинский заметно осунулся и постарел - не от хорошей жизни... 6/II
 запись
 Стравинский
 "Rag-time" Блеск, изыск, острота ритма, прозрачное звучание оркестра делает эту запись истинным удовольствием слушателя. запись
 Барток
 Музыка для струнных, ударных и челесты
 "Волшебный мандарин" В этих двух сочинениях Барток показал себя во весь свой рост, и тут уже двух мнений не может быть - это явление абсолютно единственное в своем роде!
 Хотя вообще весь Барток мне кажется чужим (так же, как венгерский язык), здесь я сдаюсь и могу понять его (каким-то седьмым чувством) - он принуждает Вас покориться его музыке. 10/I1 (Вечер памяти Пушкина и Пастернака)
 запись
 Моцарт
 Квинтет Es dur (К. № 452) для духовых инструментов и фортепьяно
 филадельфийский духовой ансамбль и Рудольф Серкин Этот квинтет прекрасен в исполнении американских музыкантов. Исполнение безупречное, полное жизни и подлинно моцартовское. 132
 Белград
 20/II
 Зал Исторического (?) музея
 Бриттен
 "Поругание Лукреции" Впервые услышал эту оперу (ранее мне совсем незнакомую). Исполнение, думаю, было вполне качественное, как в музыкальном смысле, так и в сценическом. Лукрецию исполняла югославская оперная "звезда" (к сожалению, имя ее я не записал). Исполняла с полным пониманием, хорошим голосом, хорошо играла и была красива. Однако, самое сильное впечатление на меня произвели пролог и эпилог оперы, исполненные двумя певцами (он и она). Это было особенно и, думаю, лучшее в этой опере. Вся эта несимпатичная история мне не нравится - я вижу в ней даже некоторую банальность, а у Бриттена мне не хотелось бы это чувствовать...
 В опере есть несомненно некоторый веризм (который несколько обнаженно был выражен в последнем соло Лукреции перед ее самоубийством). Сцена "поругания" сопровождается какой-то [поспешно] суетной музыкой и не произвела впечатления.
 Скажу, что другие оперы Бэна мне гораздо больше нравятся, но... - а вдруг это всё было из-за не совсем подлинного исполнения югославской труппы?
 Возможно...
 И тогда в итоге я окажусь неправым в моем суждении. Москва
 7/IV
 запись
 Дебюсси
 "Море"
 дирижер: Роже Дезормьер И вот опять "Море"; сколько же его можно слушать, видеть и вдыхать его воздух!
 И каждый раз это как в первый!..
 Загадка, чудо воспроизведения подлинной природы, а может быть - магия! запись
 Рихард Штраус
 "Альпийская симфония"
 дирижер: Кемпе Я имел знакомство с горами (но с горами Кавказа), и вся эта эпопея восхождения на вершину мной была проделана.
 Когда слушаю это сочинение, понимаю (хотя точно не знаю), что Рихард Штраус также побывал на этих высотах и отобразил свои впечатления в симфонии. И как верно он их воспроизвел!.. 15/IV
 запись
 Стравинский
 "Петрушка" Озава меня не слишком удовлетворил в этом таком явно русском oeuvre. Он конечно одарен - но его дар подражательный, а сущность несколько мелкая для этой музыки. 133
 дирижер: Озава Эффекты он конечно производить умеет.
 И стяжает успех. 17/IV
 запись
 Малер
 Шестая симфония
 дирижер: [Флипс] Много раз слушал эту не слишком удачную запись моей (почти) любимой малеровской симфонии.
 В записи не всё абсолютно ясно, симфония недостаточно прочувствована дирижером - и определенно не так прочувствован [а], как ее чувствую я. 19/IV
 запись
 Моцарт
 Концерт для скрипки G dur № 3
 Концерт для скрипки A dur № 5
 Олег Каган
 дирижер: Давид Ойстрах Записи, доказывающие большой приоритет русской скрипичной школы.
 Сам факт, что Давид Ойстрах аккомпанирует своему талантливому ученику, говорит о самом чутком отношении и "демократичности" этого великого артиста.
 Олег Каган, думаю, очень близок к правильному пониманию Моцарта, и я в будущем собираюсь попробовать совместно с ним приобщиться к этому музыкальному чуду. (Давид Федорович немного ревниво отнесся к этому и объявил цикл сонат Моцарта с пианистом Бадурой-Шкода).
 Обе записи концертов следует почаще слушать, и вы оцените их по существу и получите истинное удовольствие. 20/IV
 запись
 Бетховен
 1) Струнный квартет F dur ор. 18
 № 1 (Gewandhausquartett)
 2) Квинтет Es dur op. 16 (для духовых инструментов и фортепьяно)
 Филадельфийский ансамбль и Рудольф Серкин Первый прекрасный квартет уже свидетельствует о гении Бетховена. С самого начала он уже абсолютное совершенство (я говорю о композиторе) - это как случай с Шубертом (Лесной царь), Брамсом (Первая фортепьянная соната) ...
 Квинтет Es dur... - ну конечно тоже чудо... Только я несогласен в исполнении филадельфийских музыкантов с темпом второй части...
 Абсолютно не согласен. 21/IV
 запись
 Шуман
 Фантазия С dur ор. 17
 С. Р.
 Скрябин
 12 этюдов (ор. 2, 8, 42, 65)
 Шестая соната ор. 62
 С. Р. Старая лондонская запись, составленная из многих кусочков, не цельная и в общем неудачная. Помню, как я целую ночь мучился с ней и потом оказался в [Saun-e?] отеля Imperial (которой уже давно не существует). Скрябин с концерта; довольно живое искреннее исполнение, и в шестой сонате много интересного, хотя есть и промахи.
 Думаю, что и 65 opus этюдов не без достоинств.
 Во всяком случае не провал. 134
 26/IV
 запись
 Барток
 Первая соната для скрипки и фортепьяно
 Олег Каган
 Алексей Любимов Эту сонату играл с Ойстрахом, и есть запись с концерта.
 Трудная соната, и я не до конца ее осилил (главный дефект, в конце на последней странице не чувствуется тоника fis). Олег с Любимовым сыграли сонату точно и ясно. 29/IV В день папиного столетия (!) запись
 Шуман
 Квартет A dur № 3 ор. 41
 Квартет Parrenin Я уже много высказывался об этом квартете, так что не хочется повторяться.
 Этот квартет я очень люблю, без оговорок, целиком.
 P. S. Восхищаюсь последними страницами финала, смелостью их... 1/V u 2/V
 запись
 Бах
 Das Wohltemperiertes Klavier
 (первая часть)
 24 прелюдии и фуги
 С. Р. Первые 24 прелюдии и фуги безусловно удачнее [вторых] 24-ех.
 Во втором же не получились самые, может быть, значительные: dis moll-ная, fis moll-ная и замечательная b moll-ная, что и лежит камнем на моей совести. 4/V
 запись
 Шопен
 Скерцо № 4 E dur
 Равель
 "Игра воды"
 "Долина звонов"
 С. Р. (Карнеги-холл) Четвертое скерцо Шопена я уже исполнял в первом моем концерте в Одессе (1934), это одно [из] произведение, наиболее часто исполняемых мной.
 А в равелевские пьесы невозможно быть не влюбленным. 5/V
 запись
 Рихард Штраус
 "Саломея"
 дирижер: Клеменс Краус Живая, прекрасная запись под управлением знаменитого Клеменса Крауса (уже старые времена - "добрые") и с триумфальным участием, как говорят, лучшей Саломеи - певицы Любы [Велич].
 Лучшая опера Рихарда Штрауса и очень не в стиле Оскара Уайльда - но это всё равно... 7/V
 запись
 Хиндемит
 Третья соната для фортепьяно (В dur)
 Мария Юдина Марии Вениаминовне Юдиной весьма пристало играть сочинения Хиндемита. Это ей подходит (не то что Шопен, Рахманинов, Скрябин и подобные "сентименты"). Здесь она ничего особенного не выдумывает и остается верной тексту сочинения. запись
 Шостакович Документ первого исполнения этой замечательной сонаты, которая (признаться) не 135
 Соната для скрипки и фортепьяно g тоll
 Давид Ойстрах и С. Р. слишком уж мне по душе и поэтому также в ответ не очень мне шла навстречу во время репетиции. Однако премьера состоялась. Успех громадный, и Дмитрий Дмитриевич, выходя на эстраду, всё время боялся упасть: "Скандала боюсь.... Понимаете? Скандала ..." 8/V
 запись
 Гайдн
 Квартет В dur ор. 76 № 4
 Бетховен
 Квартет D dur ор. 18 № 3
 Квартет Татраи Гайдн конечно писал музыку для удовольствия (для XVIII-го века это типично - ее и заказывали для удовольствия). Теперь в 20-ом веке она остается такой же - нам на радость. Третий квартет Бетховена - одно звено его драгоценной цепи квартетов. Какое же это богатство - эта золотая цепь! 10/V
 запись
 Булез
 "Молоток без мастера"
 дирижер: Крафт В данном случае совершенно ясно, что "без мастера" - и хорошо бы так, да за пультом некий господин Крафт (кстати, всегда вдруг оказывающийся около больших композиторов), так что лучше было бы, если [бы] "молоток" был без мистера Крафта, это весьма не талантливый [тип?] при "новой" музыке. 12/V
 запись
 Малер
 Седьмая симфония
 дирижер: Бернард Хайтинг Был приятно удивлен и обрадован этой действительно прекрасной записью.
 И Хайтинг сделал много хорошего; он поднял эту симфонию (не лучшую) на настоящую высоту. За что его можно искренне поблагодарить.
 Симфония не кажется растянутой (последняя часть) и слушается с напряженным интересом.
 Оркестр звучит прекрасно. 18/V
 запись
 Мусоргский
 "Картинки с выставки"
 С. Р. У меня есть две записи "Картинок" - одна с концерта в Софии и одна московская - студийная. Обе, кажется, имеют успех, но меня не радуют - что-то в них утеряно, какая-то реальность. Я желаю чего-то большего, всеобъемлющего, как мир со всеми его противоречиями.
 Не признаю и ненавижу это сочинение в оркестровом варианте, а считаю первым и лучшим русским фортепианным сочинением. Amen. 18/V (61 год со дня смерти Малера)
 запись Малер. Самое оригинальное по форме сочинение. 136
 Малер
 "Песнь о земле"
 дирижер: Пауль Клецки
 солисты: Муррей [Дикких], Д. Фишер-Дискау В симфонии (а это все-таки симфония) двое певцов. Тексты пришли с крайнего востока, 6 частей! В оркестре играет даже мандолина и т. д., и т. д.
 Всё необычно!
 I часть поражает пессимистическим восторгом опьянения.
 II - это одиночество. III - игрушечностью. IV - сложной программной композицией пейзажа с фигурами. V - легкомысленным безумием. VI - угасанием и примирением с вечностью ["Eurg"].
 Это довольно сумбурная и неточная характеристика этого произведения. Оно сложно и театрально. Его нельзя часто слушать.
 Качество этой записи прекрасное, и я люблю ее. Гайдн
 Концерт D dur ор. 21 для фортепьяно
 23/V
 запись
 исп.: Жан-Бернар Помье
 25/V
 запись
 исп.: Вассо Деветси
 дирижер: Р. Баршай С удовольствием прослушал две эти записи Гайдна.
 Надо же мне наконец его выучить и показать правильный темп первой части.
 Все ведь опять ее играют так, как будто боятся опоздать на поезд, и как это снижает музыку (странным образом - я давно это заметил - что от чрезмерно быстрых и неверных темпов музыка становится скучной, это действительно факт).
 Исполнителям следует серьезно подумать об этом. 25/V
 Штраус
 "Саломея"
 дирижер: Клеменс Краус Опять "Саломея" с ее странной, смазанной инструментовкой, с ее гигантскими взлетами и падениями, с ее почти венским шармом, с ее странной луной и лужей крови, на которой спотыкается Ирод. "Das ist ein schlechtes Zeichen" <плохая примета>.
 Какая же фантазия бывает у творцов искусства; это смесь кошмаров в восхитительных садах. Это красота рядом со смертью, и всё это реальнее, чем наша жизнь. Пал Кадоша
 Фортепьянный концерт Длинный, длинный.
 Безусловно чувствуется школа и профессионализм, но всё время - "венгерские стружки".
 Почему же вся плохая музыка так похожа между собой!
 Таким людям не надо делаться композиторами. У Кадоша же слава лучшего интерпрета- 137
  тора Бартока (это, конечно, уже лучше). (Это сказал 3. Кочиш).
 I часть якобы что-то от Бартока
 
 
 и т. д.
 но бесформенно, мозаично,
 
 
 
 и всё одни и те же приемы.
 
 
 
 II часть - fff и очень пафосно.
 III часть - конечно венгерская.
 Всё это мучительно слушать. Эт[а] музыка только для знакомых и из пальца высосана. Думаю, что супруга его Марта во многом более интересная личность, чем он сам.
 Прошу прощения за эти высказывания. 29/V
 запись
 Бетховен
 Соната e moll op. 90
 Шуман
 Симфонические этюды
 С. Р. Мои "Симфонические этюды" довольно приличная запись.
 Бетховен хуже (что-то там не совсем получилось).
 Демонстрировал мои новые записи друзьям - они конечно хвалили, иначе не бывает... К сожалению... запись
 Шуман
 Bunte Blatter op. 99
 Брамс
 Интермеццо a moll op. 118
 Баллада g moll op. 118
 Интермеццо es moll op. 118
 С. Р. То же самое с этой записью. Вроде всё в порядке, а где-то затаилась досада, и даже непонятно почему.
 Наверное все-таки виною этому техника - она всё равно что-то убивает, и остается может быть прекрасный, но суррогат. 30/V
 запись
 Рахманинов
 13 прелюдий ор. 23 и 32
 С. Р. А вот и Рахманинов...
 Думаю, что хорошо, а редактор грамзаписи считает прошлую запись живее и лучше ("за что его потом и зверски убили").
 Лев Наумов тоже нашел непростительную ошибку в gis-мольной прелюдии. Но g-moll-ная не грешит в этом, я уверен. Тур
 Liederabend
 24/VI
 Мэди Метле (сопрано)
 Вивальди Эта певица хорошо известна во Франции, хорошо известна и любима.
 Ее программа была не плохо составлена и легко слушалась. Против нее ничего нельзя сказать отрицательного. 138
 Шуберт
 Рихард Штраус
 Форе
 Руссель
 Пуленк
 Дебюсси В большой восторг она не приводит, к ней вероятно привыкли. (Думаю, что если бы она выступала в Москве, то люди бы [?] ломали стулья и уж успех она имела бы сверхшумный.)
 Николетт ле Шевалье после концерта с гордостью сказала: "Elle est aussi meridionale, comme moi" <Она южанка, как и я>. Принадлежность к "meridional" не всеми французами одинаково расценивается. Помню, как Анжель Ван де Вельде сказала с некоторым пренебрежением про ту же Николетт: "[seulement?] elle est un peu meridionale" <[только] она немного южанка>. Ну да, в конце концов, это не важно. Мистраль был ведь тоже "meridional"... a во Франции много места.

<< Пред.           стр. 6 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу