<< Пред. стр. 6 (из 87) След. >>
Праздник радости, праздник горя, праздник откровенности гениального музыканта... - она в результате "победная" симфония в отличие от четвертой и шестой.Ее последняя часть заканчивается шествием триумфальных колесниц. Флоренция
Шостакович
Четырнадцатая симфония
Московский камерный оркестр
дирижер: Рудольф Баршай
солисты: Долуханова
Нестеренко Это был триумф вышеназванной симфонии, это исполнение поднялось на ту самую высоту, которая присуща этому произведению. Это был триумф солистов, оркестра и Баршая.
Флорентийский зал "Pergola" был переполнен восторженной публикой, овации длились!
Я был очень рад этому успеху, хотя не слишком люблю это сочинение. Оно "пугает", а мне не страшно.
Я предпочитаю 4-ую, 6-ую, 7-ую, 8-ую (самую замечательную), 9-ую и 10-ую...
Когда Дмитрий Дмитриевич стал вводить в симфони[и/ю] певцов (наподобие Малера), что-то утерялось в построении этих симфоний. Это во всяком случае мое мнение. Может быть, я и ошибаюсь. Но горжусь за Шостаковича сегодня во Флоренции. 129
Париж
24/XII
Нотр-Дам
Бах
Прелюдия и фуга Es dur
Дюпре
?
Пьер Кошеро (орган) С Ниночкой, специально, в сочельник, в Notre-Dame Парижа. Очень настроились и что же?..
Постигло страшное разочарование. Парижане воспользовались собором, как местом для гулянья. Они громко разговаривали, шаркали ногами и вели себя абсолютно неприлично, не обращая внимания на сидящих посетителей, пришедших слушать духовный концерт. Мы были глубоко возмущены и разочарованы этим "интеллигентным" французским поведением.
О слушаньи музыки (она в это время исполнялась) не могло быть и речи; просто ее и не было слышно.
И это, в этом городе, в этом соборе, в этой стране искусства! ...
Какой позор!!!
Мы вышли из собора в ночной город и праздника не чувствовалось. 1972
1972 Москва
1/I Встреча нового года
Бах
Токката, Adagio и фуга С dur
Хельмут Валха (орган) Вторично слушаю это абсолютно гениальное сочинение - по случаю наступившего 1972-го года.
А сколько оно уже существует на этом свете - немало времени, - не надо его только забывать (это говорю всем, не только органистам). 8/I и 9/I
Бах
"Weihnachtsoratorium" (6 частей) Все, кто был приглашен на эти два вечера, надеюсь, не совсем забыли их, и не совсем забыли музыку, которую уже не один раз слушали в праздничные дни Рождества. Какая удачная тональность D dur, не правда ли? 7/I
Большой зал консерватории
Малер
Четвертая симфония
дирижер: К. Кондрашин С каким тонким вкусом создано это идиллическое сочинение и как оригинально всё, что Малер там придумал и воплотил в музыку. Это и пантеизм (III часть), и гуманизм [без больших претензий], иногда даже юмористические игра; и в то же время, этот наивный религиозный текст также к месту. 8/I
Большой зал консерватории
Глюк
увертюра "Альцеста"
Гайдн
Концерт для скрипки и фортепиано F dur Сегодня большое музыкальное событие - (после "Альцесты" Гайдна - кстати, Крайнев меня гораздо больше убедил, чем Кремер) 15-ая (последняя) симфония Шостаковича (и как хорошо, что чисто оркестровая). I часть - прекрасна и опять полна свежести, как молодой Шостакович. Затем эти герои- 130
Гидон Кремер и Владимир Крайнев
Шостакович
Пятнадцатая симфония
дирижер: Максим Шостакович чески трагичные маршеобразные страницы (очень хорошо). Зачем только в последней части вагнеровская цитата? (Она очень помешала восприятию этого финала, и он показался каким-то скудным.) 13/I
запись
Брамс
"Magelonelieder" (15 Romanzen aus Magelone)
Д. Фишер-Дискау и С. Р. Помню, как мы работали над этим циклом и было не очень легко. Упор Дитера на все гласные и согласные часто мешал свободному течению музыки, и я не мог с этим согласиться.
Эта пластинка пользуется успехом, но я ее не очень люблю - и... сочинение... также.
Бэн вообще не признавал Брамса, да и Бетховена, но это уж слишком! Ленинград
18/I
Малый зал
Моцарт
увертюра "Директор театра"
Парижская симфония D dur
дирижер: Николай Рабинович Николай Рабинович очень хороший музыкант и дирижер, по-настоящему не признанный официально и публикой также, по ценимый настоящими музыкантами.
Он также очень симпатичный собеседник, и с ним я давно знаком.
Специально слушал этот концерт, чтобы удостовериться в том, что про него говорят и думают, и разочарования не было.
Он представляет собой часть музыкального Ленинграда. Москва
24/I
Овчинников
Соната "МЕТАМОРФОЗЫ"
(памяти Г. Г. Нейгауза)
пианист Игорь Архангельский Памяти Генриха Нейгауза.
Музыка Овчинникова абсолютно говорит о настоящем профессиональном мастерстве, но [его] можно отнести в разряд композиторов второстепенных (таких композиторов очень много, их исполняют лишь при их жизни, а затем их поглощает медленная Лета). Игорь Архангельский оказался молодцом, выучив это сложное сочинение, и я решил, что он как-нибудь его у меня дома (это теперь уже на Большой Бронной) сыграет на музыкальном собрании. 4/I 25/I
запись
Бетховен
"Missa solemnis"
Шварцкопф
Лудвиг
Гедда
Заккария
дирижер: Караян Эта запись Караяна значительное событие в музыкальном мире (событие уже давно прошедшее). Missa solemnis не легкое (во всяком случае для меня) сочинение; оно требует от слушателя предельной концентрации, и несмотря на прекрасную запись я всё еще как-то не вслушался в нее. Недостаточная музыкальность, по-видимому. 131
27/I
Большой зал консерватории
Оркестр Ленинградской филармонии
Шостакович
Шестая симфония
дирижер: E. Мравинский
Стравинский
"Апполон Мусагет"
дирижер: E. Мравинский
Чайковский
"Франческа да Римини"
дирижер: E. Мравинский Долго мы в Москве ожидали появления Евгения Александровича и его оркестра.
Евгений Мравинский безусловно лучший наш дирижер, и это установилось сразу же после дирижерского конкурса (который состоялся в Москве уже очень давно). - Помню его "Прелюды" Листа, после этого все конкуренты как-то побледнели (и изо всех сил старающийся Рахлин, и Иванов со своей увертюрой - Ромео и Джульеттой, единственной его настоящей удачей).
Мравинский и Шостакович - они были созданы друг для друга (наподобие Р. Штрауса и Гофмансталя). Вот опять Шестая, неповторимая, жесткая - какая радость услышать вновь это исполнение!
Затем "Апполон" Стравинского, исполненный с редким изяществом и классической строгостью.
Чайковский (слышал раньше пластинку) совсем не хорошо. Оркестр грохочет, никакого проникновения в музыку, впечатление досадное. А сочинение ведь потрясающее... (думаю, что оно никогда не удавалось Евгению Александровичу). Внешне Мравинский заметно осунулся и постарел - не от хорошей жизни... 6/II
запись
Стравинский
"Rag-time" Блеск, изыск, острота ритма, прозрачное звучание оркестра делает эту запись истинным удовольствием слушателя. запись
Барток
Музыка для струнных, ударных и челесты
"Волшебный мандарин" В этих двух сочинениях Барток показал себя во весь свой рост, и тут уже двух мнений не может быть - это явление абсолютно единственное в своем роде!
Хотя вообще весь Барток мне кажется чужим (так же, как венгерский язык), здесь я сдаюсь и могу понять его (каким-то седьмым чувством) - он принуждает Вас покориться его музыке. 10/I1 (Вечер памяти Пушкина и Пастернака)
запись
Моцарт
Квинтет Es dur (К. № 452) для духовых инструментов и фортепьяно
филадельфийский духовой ансамбль и Рудольф Серкин Этот квинтет прекрасен в исполнении американских музыкантов. Исполнение безупречное, полное жизни и подлинно моцартовское. 132
Белград
20/II
Зал Исторического (?) музея
Бриттен
"Поругание Лукреции" Впервые услышал эту оперу (ранее мне совсем незнакомую). Исполнение, думаю, было вполне качественное, как в музыкальном смысле, так и в сценическом. Лукрецию исполняла югославская оперная "звезда" (к сожалению, имя ее я не записал). Исполняла с полным пониманием, хорошим голосом, хорошо играла и была красива. Однако, самое сильное впечатление на меня произвели пролог и эпилог оперы, исполненные двумя певцами (он и она). Это было особенно и, думаю, лучшее в этой опере. Вся эта несимпатичная история мне не нравится - я вижу в ней даже некоторую банальность, а у Бриттена мне не хотелось бы это чувствовать...
В опере есть несомненно некоторый веризм (который несколько обнаженно был выражен в последнем соло Лукреции перед ее самоубийством). Сцена "поругания" сопровождается какой-то [поспешно] суетной музыкой и не произвела впечатления.
Скажу, что другие оперы Бэна мне гораздо больше нравятся, но... - а вдруг это всё было из-за не совсем подлинного исполнения югославской труппы?
Возможно...
И тогда в итоге я окажусь неправым в моем суждении. Москва
7/IV
запись
Дебюсси
"Море"
дирижер: Роже Дезормьер И вот опять "Море"; сколько же его можно слушать, видеть и вдыхать его воздух!
И каждый раз это как в первый!..
Загадка, чудо воспроизведения подлинной природы, а может быть - магия! запись
Рихард Штраус
"Альпийская симфония"
дирижер: Кемпе Я имел знакомство с горами (но с горами Кавказа), и вся эта эпопея восхождения на вершину мной была проделана.
Когда слушаю это сочинение, понимаю (хотя точно не знаю), что Рихард Штраус также побывал на этих высотах и отобразил свои впечатления в симфонии. И как верно он их воспроизвел!.. 15/IV
запись
Стравинский
"Петрушка" Озава меня не слишком удовлетворил в этом таком явно русском oeuvre. Он конечно одарен - но его дар подражательный, а сущность несколько мелкая для этой музыки. 133
дирижер: Озава Эффекты он конечно производить умеет.
И стяжает успех. 17/IV
запись
Малер
Шестая симфония
дирижер: [Флипс] Много раз слушал эту не слишком удачную запись моей (почти) любимой малеровской симфонии.
В записи не всё абсолютно ясно, симфония недостаточно прочувствована дирижером - и определенно не так прочувствован [а], как ее чувствую я. 19/IV
запись
Моцарт
Концерт для скрипки G dur № 3
Концерт для скрипки A dur № 5
Олег Каган
дирижер: Давид Ойстрах Записи, доказывающие большой приоритет русской скрипичной школы.
Сам факт, что Давид Ойстрах аккомпанирует своему талантливому ученику, говорит о самом чутком отношении и "демократичности" этого великого артиста.
Олег Каган, думаю, очень близок к правильному пониманию Моцарта, и я в будущем собираюсь попробовать совместно с ним приобщиться к этому музыкальному чуду. (Давид Федорович немного ревниво отнесся к этому и объявил цикл сонат Моцарта с пианистом Бадурой-Шкода).
Обе записи концертов следует почаще слушать, и вы оцените их по существу и получите истинное удовольствие. 20/IV
запись
Бетховен
1) Струнный квартет F dur ор. 18
№ 1 (Gewandhausquartett)
2) Квинтет Es dur op. 16 (для духовых инструментов и фортепьяно)
Филадельфийский ансамбль и Рудольф Серкин Первый прекрасный квартет уже свидетельствует о гении Бетховена. С самого начала он уже абсолютное совершенство (я говорю о композиторе) - это как случай с Шубертом (Лесной царь), Брамсом (Первая фортепьянная соната) ...
Квинтет Es dur... - ну конечно тоже чудо... Только я несогласен в исполнении филадельфийских музыкантов с темпом второй части...
Абсолютно не согласен. 21/IV
запись
Шуман
Фантазия С dur ор. 17
С. Р.
Скрябин
12 этюдов (ор. 2, 8, 42, 65)
Шестая соната ор. 62
С. Р. Старая лондонская запись, составленная из многих кусочков, не цельная и в общем неудачная. Помню, как я целую ночь мучился с ней и потом оказался в [Saun-e?] отеля Imperial (которой уже давно не существует). Скрябин с концерта; довольно живое искреннее исполнение, и в шестой сонате много интересного, хотя есть и промахи.
Думаю, что и 65 opus этюдов не без достоинств.
Во всяком случае не провал. 134
26/IV
запись
Барток
Первая соната для скрипки и фортепьяно
Олег Каган
Алексей Любимов Эту сонату играл с Ойстрахом, и есть запись с концерта.
Трудная соната, и я не до конца ее осилил (главный дефект, в конце на последней странице не чувствуется тоника fis). Олег с Любимовым сыграли сонату точно и ясно. 29/IV В день папиного столетия (!) запись
Шуман
Квартет A dur № 3 ор. 41
Квартет Parrenin Я уже много высказывался об этом квартете, так что не хочется повторяться.
Этот квартет я очень люблю, без оговорок, целиком.
P. S. Восхищаюсь последними страницами финала, смелостью их... 1/V u 2/V
запись
Бах
Das Wohltemperiertes Klavier
(первая часть)
24 прелюдии и фуги
С. Р. Первые 24 прелюдии и фуги безусловно удачнее [вторых] 24-ех.
Во втором же не получились самые, может быть, значительные: dis moll-ная, fis moll-ная и замечательная b moll-ная, что и лежит камнем на моей совести. 4/V
запись
Шопен
Скерцо № 4 E dur
Равель
"Игра воды"
"Долина звонов"
С. Р. (Карнеги-холл) Четвертое скерцо Шопена я уже исполнял в первом моем концерте в Одессе (1934), это одно [из] произведение, наиболее часто исполняемых мной.
А в равелевские пьесы невозможно быть не влюбленным. 5/V
запись
Рихард Штраус
"Саломея"
дирижер: Клеменс Краус Живая, прекрасная запись под управлением знаменитого Клеменса Крауса (уже старые времена - "добрые") и с триумфальным участием, как говорят, лучшей Саломеи - певицы Любы [Велич].
Лучшая опера Рихарда Штрауса и очень не в стиле Оскара Уайльда - но это всё равно... 7/V
запись
Хиндемит
Третья соната для фортепьяно (В dur)
Мария Юдина Марии Вениаминовне Юдиной весьма пристало играть сочинения Хиндемита. Это ей подходит (не то что Шопен, Рахманинов, Скрябин и подобные "сентименты"). Здесь она ничего особенного не выдумывает и остается верной тексту сочинения. запись
Шостакович Документ первого исполнения этой замечательной сонаты, которая (признаться) не 135
Соната для скрипки и фортепьяно g тоll
Давид Ойстрах и С. Р. слишком уж мне по душе и поэтому также в ответ не очень мне шла навстречу во время репетиции. Однако премьера состоялась. Успех громадный, и Дмитрий Дмитриевич, выходя на эстраду, всё время боялся упасть: "Скандала боюсь.... Понимаете? Скандала ..." 8/V
запись
Гайдн
Квартет В dur ор. 76 № 4
Бетховен
Квартет D dur ор. 18 № 3
Квартет Татраи Гайдн конечно писал музыку для удовольствия (для XVIII-го века это типично - ее и заказывали для удовольствия). Теперь в 20-ом веке она остается такой же - нам на радость. Третий квартет Бетховена - одно звено его драгоценной цепи квартетов. Какое же это богатство - эта золотая цепь! 10/V
запись
Булез
"Молоток без мастера"
дирижер: Крафт В данном случае совершенно ясно, что "без мастера" - и хорошо бы так, да за пультом некий господин Крафт (кстати, всегда вдруг оказывающийся около больших композиторов), так что лучше было бы, если [бы] "молоток" был без мистера Крафта, это весьма не талантливый [тип?] при "новой" музыке. 12/V
запись
Малер
Седьмая симфония
дирижер: Бернард Хайтинг Был приятно удивлен и обрадован этой действительно прекрасной записью.
И Хайтинг сделал много хорошего; он поднял эту симфонию (не лучшую) на настоящую высоту. За что его можно искренне поблагодарить.
Симфония не кажется растянутой (последняя часть) и слушается с напряженным интересом.
Оркестр звучит прекрасно. 18/V
запись
Мусоргский
"Картинки с выставки"
С. Р. У меня есть две записи "Картинок" - одна с концерта в Софии и одна московская - студийная. Обе, кажется, имеют успех, но меня не радуют - что-то в них утеряно, какая-то реальность. Я желаю чего-то большего, всеобъемлющего, как мир со всеми его противоречиями.
Не признаю и ненавижу это сочинение в оркестровом варианте, а считаю первым и лучшим русским фортепианным сочинением. Amen. 18/V (61 год со дня смерти Малера)
запись Малер. Самое оригинальное по форме сочинение. 136
Малер
"Песнь о земле"
дирижер: Пауль Клецки
солисты: Муррей [Дикких], Д. Фишер-Дискау В симфонии (а это все-таки симфония) двое певцов. Тексты пришли с крайнего востока, 6 частей! В оркестре играет даже мандолина и т. д., и т. д.
Всё необычно!
I часть поражает пессимистическим восторгом опьянения.
II - это одиночество. III - игрушечностью. IV - сложной программной композицией пейзажа с фигурами. V - легкомысленным безумием. VI - угасанием и примирением с вечностью ["Eurg"].
Это довольно сумбурная и неточная характеристика этого произведения. Оно сложно и театрально. Его нельзя часто слушать.
Качество этой записи прекрасное, и я люблю ее. Гайдн
Концерт D dur ор. 21 для фортепьяно
23/V
запись
исп.: Жан-Бернар Помье
25/V
запись
исп.: Вассо Деветси
дирижер: Р. Баршай С удовольствием прослушал две эти записи Гайдна.
Надо же мне наконец его выучить и показать правильный темп первой части.
Все ведь опять ее играют так, как будто боятся опоздать на поезд, и как это снижает музыку (странным образом - я давно это заметил - что от чрезмерно быстрых и неверных темпов музыка становится скучной, это действительно факт).
Исполнителям следует серьезно подумать об этом. 25/V
Штраус
"Саломея"
дирижер: Клеменс Краус Опять "Саломея" с ее странной, смазанной инструментовкой, с ее гигантскими взлетами и падениями, с ее почти венским шармом, с ее странной луной и лужей крови, на которой спотыкается Ирод. "Das ist ein schlechtes Zeichen" <плохая примета>.
Какая же фантазия бывает у творцов искусства; это смесь кошмаров в восхитительных садах. Это красота рядом со смертью, и всё это реальнее, чем наша жизнь. Пал Кадоша
Фортепьянный концерт Длинный, длинный.
Безусловно чувствуется школа и профессионализм, но всё время - "венгерские стружки".
Почему же вся плохая музыка так похожа между собой!
Таким людям не надо делаться композиторами. У Кадоша же слава лучшего интерпрета- 137
тора Бартока (это, конечно, уже лучше). (Это сказал 3. Кочиш).
I часть якобы что-то от Бартока
и т. д.
но бесформенно, мозаично,
и всё одни и те же приемы.
II часть - fff и очень пафосно.
III часть - конечно венгерская.
Всё это мучительно слушать. Эт[а] музыка только для знакомых и из пальца высосана. Думаю, что супруга его Марта во многом более интересная личность, чем он сам.
Прошу прощения за эти высказывания. 29/V
запись
Бетховен
Соната e moll op. 90
Шуман
Симфонические этюды
С. Р. Мои "Симфонические этюды" довольно приличная запись.
Бетховен хуже (что-то там не совсем получилось).
Демонстрировал мои новые записи друзьям - они конечно хвалили, иначе не бывает... К сожалению... запись
Шуман
Bunte Blatter op. 99
Брамс
Интермеццо a moll op. 118
Баллада g moll op. 118
Интермеццо es moll op. 118
С. Р. То же самое с этой записью. Вроде всё в порядке, а где-то затаилась досада, и даже непонятно почему.
Наверное все-таки виною этому техника - она всё равно что-то убивает, и остается может быть прекрасный, но суррогат. 30/V
запись
Рахманинов
13 прелюдий ор. 23 и 32
С. Р. А вот и Рахманинов...
Думаю, что хорошо, а редактор грамзаписи считает прошлую запись живее и лучше ("за что его потом и зверски убили").
Лев Наумов тоже нашел непростительную ошибку в gis-мольной прелюдии. Но g-moll-ная не грешит в этом, я уверен. Тур
Liederabend
24/VI
Мэди Метле (сопрано)
Вивальди Эта певица хорошо известна во Франции, хорошо известна и любима.
Ее программа была не плохо составлена и легко слушалась. Против нее ничего нельзя сказать отрицательного. 138
Шуберт
Рихард Штраус
Форе
Руссель
Пуленк
Дебюсси В большой восторг она не приводит, к ней вероятно привыкли. (Думаю, что если бы она выступала в Москве, то люди бы [?] ломали стулья и уж успех она имела бы сверхшумный.)
Николетт ле Шевалье после концерта с гордостью сказала: "Elle est aussi meridionale, comme moi" <Она южанка, как и я>. Принадлежность к "meridional" не всеми французами одинаково расценивается. Помню, как Анжель Ван де Вельде сказала с некоторым пренебрежением про ту же Николетт: "[seulement?] elle est un peu meridionale" <[только] она немного южанка>. Ну да, в конце концов, это не важно. Мистраль был ведь тоже "meridional"... a во Франции много места.