<< Пред. стр. 80 (из 87) След. >>
Лично для меня это самое сильное сочинение из существующих. 6/VIIIзапись из Вены (Decca)
зал "Yamaha"
Прокофьев
Вторая соната
Стравинский
Piano-rag-music
Шостакович
Прелюдия и фуга Es dur
Прелюдия и фуга с moll
Веберн
Вариации
Барток
Три бурлески
Шимановский
Метопы:
1. Остров сирен
2. Калипсо
Хиндемит
Сюита "1922"
исп.: С. Р.
Слушал с Н. Журавлевой и Н. Д. Слушаю эту кассету второй раз, чтобы как-то удостовериться в ее качестве. Ну что ж?..
Прокофьев мне понравился и оставил впечатление. Стравинский тоже (приблизительно). Шостакович как-то не дотянул и недостаточно ясен.
Веберн у меня не плох, но зал шумит, а сочинение должно исполняться в полной тишине - это очень важно.
Барток. Понравилась музыка, а исполнение... - не знаю.
Шимановский. Очень трудно судить эти сочинения по записи...
Хиндемит. Кажется... не плохо, но полной уверенности нет.
... и так всегда с моими записями - большой
знак вопроса.
? кассета
Гайдн
"Die Jahreszeiten"
дирижер: К. Bohm
Hanne - G. Janowitz
Lucas - P. Schreier
Simon - Talvela Сочинение гениальное, полнокровное и совершенное. Какие у Гайдна всегда интересные выдумки (начало: g, f, es, d!!!), и как всё свежо и, можно сказать, "современно" (недаром С. Прокофьев его так ценил).
Гроза, Охота, Прялки - какой-то рог изобилия музыки. Bohm и певцы прекрасно исполнили это произведение.
У меня ассоциация с художником Тенирсом и с Рубенсом (в пейзажах). Всё на земле, а земля прекрасна...
Слушал с нотами в одиночестве (это была немного "работа"). Живьем же слушал давно, в исполнении Маазеля, "Осень" (Прялки): тогда так же впечатлило. 407
"Сотворение мира" знаю лучше - играл клавир и слушал запись Маркевича еще на Неждановой (с Н. Д. и Володей М.). Слушал также в концерте в Ольдборо под управлением Б. Бриттена (очень хорошо) с Хэтер Харпер (сопрано).
Я очень симпатизирую этим двум так легко слушаемым прекрасным сочинениям. Вот вам мое объяснение в любви Joseph-y Гайдну (семнадцать сонат которого имею в своем репертуаре). Карлштадт
18/VIII
Осло
19/VIII Турне Финляндия - Швеция - Норвегия с программой "Лирические пьесы" Грига.
В Карлштадте, куда мы прибыли на поезде из Стокгольма, и потом в Осло (в гостинице, внизу которой знаменитое кафе, которое посещал Ибсен), где мы с Лизой Леонской играли программу "Моцарт - Григ" - сонаты и фантазия с moll.
Там же мы посетили театральный музей - очень симпатичный... Осло
24/VII1
Oslo Konserthuss
Равель
Пять греческих народных песен
Шенберг
Brettllieder (1901)
bis
Р. Штраус: Es dur
Бизе: Хабанера из "Кармен"
Американская народная песня
исп.: Джесси Норман
ф-но: Филип Молль
Слушал с М. Борромео Огромнейший зал и, конечно, полным-полно.
Мы пришли на второе отделение. Появление черной королевы в сногсшибающем туалете. Публика в трансе. Она поет на уровне высшего вокального мастерства; ее pianissimo, ее fortissimo приводят в изумление. Ей, вероятно, всё дозволено (она всё хорошо делает), даже излишняя жестикуляция. Она красива, она символ, она уникум.
Равель. Прекрасно исполнен, по большого впечатления не произвел, так как, по-моему, сочинение не на уровне его лучших сочинений (несколько примитивное и не слишком оригинальное).
Шенберг. Виртуозно исполнен, но мне не понравилось совсем это полуэстрадное собрание песен - опять-таки сложно, но не оригинально, и много пошловатого.
Пианист хорошо играл.
На bis рихард-штраусовский Es dur романс - прекрасно.
Хабанера из "Кармен" (была кульминационным пунктом восторга публики), убедительно прозвучавшая, даже в невозможно медленном темпе траурного марша, что уже совсем не годится.
Затем "Spirituals" - да да, - но не для меня, я их не люблю. 408
Успех как на стадионе. И еще одно, что меня не устраивает: всё очень по-американски и на эффект.
На следующий день Джесси Норман пришла на наш концерт с Лизой Леонской. Громадная, она спустилась по узкой лестнице в мою артистическую. После моих и ее комплиментов я ей посоветовал носить на сцене диадему; ей бы это подошло. Мы смеялись...
Она очень симпатичная. Вена
21/IX
Wiener Konzerthaus - Gro?er Saal
Шостакович
Камерная симфония (D dur) ор. 83а
(обработка четвертого струнного квартета Рудольфом Баршаем)
дирижер: Рудольф Баршай
Слушал с М. Борромео, спрятавшись справа в ложе II яруса В первом отделении этого концерта играл третий и седьмой концерт Баха с Р. Баршаем, с которым не играл последние 20 с чем-то лет (из-за того, что он покинул Москву).
Это было честно, профессионально и - по-баховски.
Он мастер...
Шостакович был исполнен также на высоком уровне и имел большой успех у венской публики (!). Сочинение прекрасное и безотрадное (с горьким юмором в конце), радости не доставляет.
Обработка Баршая очень хорошая. 23/IX
записи
в машине Р. Гоберти
по дороге в Езоло и Падую
Сен-Санс
Концерт №5 F dur
С. Р.
дирижер: К. Эшенбах
(запись из Швецинген)
Гершвин
III часть концерта in F
(обработка для эстрадного концерта)
солист: автор
Слушали с М. Борромео, Р. Гоберти В Езоло, опустевший в ноябре, мы заехали, чтобы пообедать. Сегодня белёсый солнечный день и море очень бурное (волны угрожали нам, когда мы шли по деревянному помосту навстречу им - Милена боялась). А из ресторана мы и Рауль посматривали в окно, чтобы не украли нашу машину. Плотно пообедав (оливки, паста, [ - ]), мы опять поехали под звуки сначала Сен-Санса, а потом Гершвина. Запись Сен-Санса мне понравилась (кроме небольшой зацепки в третьей части).
Эшенбах опять убедил меня. Пятый Сен-Санса я играл в Вене с сыном Игоря Маркевича - мы репетировали три раза и чего-то добились (?) на концерте. Эшенбах на первой же репетиции добился сразу же лучшего результата. С ним музицировать очень хорошо.
Гершвин. Ничего нельзя сказать против, когда автор за роялем, но эта обработка (не знаю чья) мне не слишком (то есть совсем не) понравилась. Страшно быстрый темп - также; ну а то, что это было виртуозно (почти до дешевого пошиба), я не отрицаю. Победителя не судят.
Скоро мы приехали в Падую, где меня ожидали Юра Башмет и Павел Верников, и я 409
с ними там репетировал третий и седьмой Баха. Также двадцать пятый (С dur) Моцарта для концертов в Италии. Вена
12/ХI Hotel Josefshof
запись
Кшенек
"Johnny spielt auf"
дирижер: Lothar Zagrosek
Макс - Heinz Kruse
Анита - Alexandra Marc
Джонни - Krister St Hill
Даниелло - Michael Kraus
Ивонна - Marita Posselt
Слушали:
М. Кавашима
М. Борромео
У. Фишер
Гру-Гру
С. Р. Брат Улли Фишер - Бэбэ, пекарь-кондитер, вдруг передал мне в подарок эту запись ("Entartete Musik") и в придачу испёк для нас еще вкусный пирог.
С одесских времен я не имел встреч с этим сочинением (которое, однако, хорошо запомнил во всех подробностях). Сегодняшнее прослушивание было отнюдь не разочарованием, а наоборот. Я понял, что это очень хорошо, и понял, что Кшенек замечательный композитор. (Впоследствии был рад, когда узнал, что Эшенбах разделяет это мнение.) Исполнение весьма точное и честное, начиная с дирижера, включая всех певцов.
Как это радостно, когда после стольких лет понимаешь, что был прав в своем мнении (и увлечении) насчет этого oeuvr-a (a это ведь было в тридцатом - тридцать первом году).
Одесса, оперный театр.
Дирижер - Самуил Столерман.
Режиссер - Гречнев (смелая постановка). Макс - Чишко (композитор), Анита - Жуковская, Джонни - Ильин, Даниелло - Снибровский, Ивонна - Спивак.
[ ---- ] - через глаза бинокля. Поезд, въезжающий на сцену. Как это тогда было ново и интересно! Но главное - музыка, и она не устарела... Лондон
24/ХI
English National Opera
Вагнер
"ЛОЭНГРИН"
дирижер: Марк Эльдер
Ортруда - Kinda Finnie
Эльза - Linda Mc Lead
Тельрамунд - Malcolm Donnelly
Лоэнгрин - (так плохо пел, что и фамилию можно забыть)
Слушали:
Л. Хоххаузер
М. Борромео
Н. Дорлиак
К. Осато
С. Р.
(в ложе) Опять эта опасность - посещение вагнеровской оперы. Заранее знаешь, что это будет не то, но капля надежды (очень маленькая) есть. И вот мы в ложе. Вступление более-менее удалось, "aber nicht wunderbar" <но не удивляет>.
Первое действие. Поставлено мрачновато, не в настроение музыки, серьезно, с хорошими намерениями. Декорации в сторону Брейгеля, а не Фра Анджелико. Эльза и Ортруда выразительные, но какие-то чужие. Тельрамунд весьма драматичен. Появление Лоэнгрина искусственно и надуманно (хор лежит и смотрит в небо). Лебедь (конечно, как сейчас в моде) балетный мальчик с одним большим крылом. Лоэнгрин никуда не годится.
Второе действие с мрачным дуэтом Ортруды и Тельрамунда не плохо. Дважды прерван- 410
ное шествие в храм более-менее получилось.
Третье действие в том же стиле с мрачным (что к этому сочинению не подходит) оттенком. Конец, конечно, плохой (с превращением лебедя в мальчика с [ ---- ]).
Не могу сказать, что в целом это была катастрофа, однако все не в том ключе, и результат: опера для "бедных" - опасения оправдались. В несовершенном одесском спектакле (с очень красивыми декорациями (художник Шварц) и [занавесью из кисеи нефритового цвета, на которой] красивая фигура Лоэнгрина с вытянутым мечом).
Дирижировал Столерман +. Данченко пел Лоэнгрина чрезвычайно удачно, и все забыли его неприятный голос. Жуковская - "Radbods, des Friesenfursten Spro?", Воляковская - Эльза...
И это был всё же (несмотря на купюры) настоящий праздник...
Но это было в начале тридцатых годов и быльем поросло, а сейчас...
"Alles geht herunter" <всё рушится> - Софи Пельцова (цитата). Москва
28/XI
Рихард Штраус
"Aus Italien" ор. 16 (симфония)
дирижер: Риккардо Mуmu
Слушал с Н. Дорлиак и В. Зелениным Я проникся нежностью (можно сказать) к этому сочинению давно, еще в Одессе, когда заимел карманную партитуру (желтенькую), которую часто рассматривал, хотя почти не мог в ней разобраться - досказывали названия частей и моя фантазия.
И вот, когда я впервые выступал с начинающим молодым дирижером Мути, я ему настоятельно посоветовал взяться за это сочинение (которое почти никто не исполняет); он это сделал. (Один раз после репетиции даже исполнил только для меня.) Теперь, случайно встретившись с ним в вестибюле (венского) "Imperial Hotel" (весьма изменившимся и уже не таким молодым), я был рад, когда он решил мне прислать свою запись.
"Римская Кампания", по моему, самая красивая часть (№ 1) и дает очень почувствовать эту местность. "Развалины" весьма энергичны, без ностальгии. "Сорренто" с прибоем моря, написанное и оркестрованное совсем не как у Дебюсси, несколько сладко (к сожалению, с браком на кассете). Четвертая часть - пример блестящей инструментовки (Штраусу и карты в руки...).
В целом, сочинение безусловно приятное. 411
7/XII
кассета
венгерский пианист Балаш Шоколай
Скарлатти:
Соната E dur
Соната A dur
Соната С dur
Гайдн:
Фантазия С dur
Слушал с В. Зелениным В Будапеште, среди посетителей моей артистической (которых Павел Ф. недостаточно отстраняет) систематически появлялся молодой тщедушный человек (пианист, сын композитора) и порядком действовал мне на нервы. Он появлялся и в отеле, и в ресторане. Павел Ф. даже сказал, что он бы его убил. Но вот его кассета, которую я наконец удосужился прослушать. Сейчас я в нерешительности. Все три сонаты Скарлатти мне просто понравились своей точностью исполнения и блеском техническим, не говоря уже об красоте самих произведений. Фантазия Гайдна была полной неожиданностью (я даже решил, что буду ее играть). Н. Д. слышала из своей половины и войдя спросила: "Что это за ужас вы сейчас слушали? Какой ужасный пианист, какой грубый звук!"
Что же делать? Не знаю. 19/ХII
запись
Кшенек
"Johnny spielt auf"
дирижер: Lothar Zagrosek
Слушали:
Н. Дорлиак В. Зеленин
Н. Гутман С. Р. Эта опера (-ретта) при возникновении имела бешеный успех во всем мире, но в тридцать втором году ее насильно выключили из репертуара (как расовую дискриминацию - конечно, еврей Геббельс постарался...), и ее начисто забыли во всем мире. Теперь есть попытки ее опять вызвать к жизни (через 50 лет!).
Вторично слушал эту запись с большим удовлетворением и удовольствием. Это так интересно и захватывающе...
Надо было бы познакомиться и с другими его операми. 23/ХII
Пуччини
Квартет "Хризантемы" (1890)
исп.: какой-то плохой квартет (итальянский) Совершенно слабое (я сказал бы беспомощное сочинение), да еще со вставленным финальным отрывком в fis moll из "Манон Леско". Думаю, что эти "Хризантемы" недостойны пера Пуччини. 25/XII
записи
Бах
Соната С dur № 2
С. P. (Stradivarius)
Концерт С dur для двух ф-но
С. Р., А. Ведерников
дирижер: Р. Баршай
Слушали:
Н. Д. В. Зеленин
Н. Журавлева С. Р. Вчера в сочельник предусматривалось прослушивание, но за разговорами (при зажженной елке) об этом забыли, и вот сегодня мы слушаем.
Несмотря на неуверенность в качестве диска "Stradivarius-a", труднейшая вторая соната (по "Рэйнкену") произвела на всех хорошее впечатление, а концерт (давно мне известная и единственная оставшаяся совместная запись с А. Ведерниковым) безусловно настоящая удача (может быть только, что 412
оркестр иногда несколько жестко звучит).
В ней трудно различить, кто какой рояль играет (I или II).
994
1994
Токио
22/I
После спектакля театра Но
"Падение в пропасть"
опера "Der Gasager"
Курт Вейля
либретто Б. Брехта
еатр Но - это что-то совсем особенное, для европейцев странное и чужое во всех отношениях, но совершенно замечательное в своей красоте и условности.
В этот раз я остался под большим впечатлением, как и в прошлые разы. Совсем особенный ритм, полупение-полуразговор. Внешне: костюмы в совсем другом понимании красоты. Об этом трудно рассказать.
Это в своем роде абсолют.
Но во второй половине исполнялась эта отвратительная opera Вейля - вот уж что вполне заслуженно надо было бы бросить в корзину мусора. Это было оскорбление искусству. Несмотря на старательно честное исполнение японцев - ничего не получилось, кроме бездарной пошлятины.
каяма
24/II
записи
Бах
Французская сюита с moll № 2
исп.: С. Р.
(из Будапешта ("Страдивариус")
и из Роландсэка ("Филлипс"))
Слушал с Гр. Тр.
то действительно совсем не плохо - и в Будапеште, и в Rolandseck.
Во всяком случае мне так кажется; что другие скажут - не знаю.
Две записи абсолютно равноценные, и трудно к чему-нибудь придраться.
Помню, как когда-то давно в Будапеште Анни Фишер прямо мне сказала, что ей не понравилось, - думаю, что в то время она была абсолютно права. И как это хорошо, когда говорят смело правду в глаза (я не всегда умею это).
Эта очень трудная сюита все-таки наконец стала получаться...
иото
25/II Отель Таварайя
записи
Бах
Французская сюита Es dur № 4
С. Р. ("Страдивариус")
Французская сюита E dur № 6
С. Р. ("Филлипс")
Четыре дуэта
С. Р. ("Филлипс")
Слушал с Гр.
етвертая сюита Es dur, как я и подозревал, не абсолютно безупречна (там не совсем всё ясно и звучит не так уж хорошо). (Кинозал в Аликантэ?)
Шестая же, к моему удивлению, мне понравилась и по исполнению и по звучанию.
Дуэты также...
Фирма "Филлипс" себя оправдала.
И то...
6/II
запись
ак ни странно, обе токкаты произвели впечатление и понравились. Может быть, пото-
13
Бах
Токката d moll № 1
Токката G dur № 7
С. P. ("Филлипс")
Слушал с Тр.
у что я их долго не играл и забыл музыку. Из-за этого казалось, что слушал не себя, а какого-то другого пианиста. Вот!
окио
28/II Миакоотель
запись
Играет Андреас Люшевич
Шуберт:
Соната e moll (две части)
Шуман:
Gesange der Fruhe
Яначек:
Соната es moll
Брамс:
Вариации на собственную тему D dur
Слушал с Гру.
вдреас хочет, чтобы я написал отзыв об этой записи. Я (честно говоря) не имею желания этого опубликовывать - считаю, что это ни к чему. Но здесь на этой странице можно.
Что ж, - у него всё хорошо звучит, я остаюсь при мнении, что он прекрасно (remarquable) играет.
Дальше:
Шуберт I часть. Всё абсолютно продумано и прочувствовано, но слишком замедленно и поэтому статично - надо подвинуть (считаю также, что надо играть четыре части (как предлагает Бадура-Шкода) 1 Allegretto, II скерцо и IV Rondo E dur.
Шуман хорошо, но слабое сочинение (?).
Яначек. Не люблю эту сонату, но прекрасно сыграна.
Брамс также положительно, только конец должен быть более воздушный и одухотворенный.
/III
запись
Григ
Лирические пьесы (22)
исп.: С. P. ("Страдивариус")
Слушал с Гру.
так много играл в этом году лирические пьeсы (притом с большим удовольствием), что прослушивать эту запись мне было трудно, да и просто не хотелось. Поэтому слушал без удовольствия и не почувствовал свежести Грига. Всё вроде и на месте, а в целом не слишком интересно.
Воображаю, сколько будет опять неприятных разговоров из-за этой записи.
Досадная ситуация.
/III
кассета из Киото
Григ
"Свадебный день в Трольхаугене"
исп.: С. P.
Слушал с Гру.
Сеул
15/1V
ыли сомнения. Насчет того, что в этой пьесе я все время задеваю ноты (15 или 19 раз).
И я решил прослушать ее с последнего концерта в Киото (который, как мне кажется, был удачный). Мне понравилось, и ни одной ошибки я не услышал. Может, мои уши меня обманывают?
Конечно, в таком возрасте это возможно.
После прекрасного исполнения в Лондоне с Марией Эвинг я несколько опасался Opera
14
Seoul Arts Center
Opera house
P. Штраус
"Саломея"
Opera de Paris-Bastille
дирижер: Миун Вун Чун
режиссер: Андрз Энгель
Саломея - Karen Huffstodt
Иоканаан - Philipp Joll
Ирод - Nigel Douglas
Иродиада - Elizabeth Vaughan
Наработ - Deon Van Der Walt
Слушал с Н. Д. Bastille. Но мы поехали в другой конец города и попали в громадный оперный зал (с круглыми лампами, напоминавшими окна на пароходе). Началась моя мука - опять не понимаю музыку, которую знаю, можно сказать, почти наизусть - всё сливается и всё неясно, но понимаю, что дирижер на высоте, волевой и темпераментный.
Он, конечно, очень уставший (это видно по его вялому выражению лица на репетициях со мной); он слишком много делает одновременно ("Саломея" каждый день).
Постановка. Действие перенесено в современный Израиль (а с какой это стати?) - прозаично и неприятно буднично. Саломея с прекрасным голосом и очень выразительна - и даже "ubertrieben" - масштабна. Ирод тоже (одет как еврейский портной). Иоканаан - старый рэбэ. Наработ - хороший голос, но болван. Иродиада на месте.
Танец семи покрывал. Сначала она долго отдыхает, потом (cis moll) танцует с Иродом Valse lento (когда он бросил докуренную сигарету), а в конце вдруг так бешено танцует и с таким темпераментом, что непонятно, откуда у нее силы берутся (она не тоненькая) потом еще прекрасно допеть финал.
Рядом с нами сидела корейская дама с деточкой, которую привела вероятно, чтобы смотреть голову Иоканаана на серебрянном блюде... 18/IV