<< Пред.           стр. 22 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 обязанности, или нравственного
 служения<...>"1. В этическом плане
 отношения обязанности формальны. Они без
 сомнения содержательны, если рассматривать
 их в рамках общего исследования
 человеческих взаимоотношений, одну из раз-
 новидностей которых они представляют. Между
 индивидами N и M может не быть никаких
 отношений или могут быть какие-то
 отношения. Во втором случае это могут быть
 негативные отношения, отношения
 непримиримости и вражды, либо же позитивные
 отношения, которые условно можно назвать
 отношениями взаимозависимости. Последние
 могут управляться материальным интересом,
 чувственным влечением, дружественностью, а
 также, наряду с прочим, обязанностью,
 которая предполагает отношения, весьма
 специфические по сравнению с названными
 ____________________
 1 Соловьев В.С. Нравственность и политика
  // Соловьев В.С. Исторические обязанности
  России. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С.
  271.
 
 
  153
 
 отношениями. В этом сопоставлении
 обязанность выступает как содержательно
 определенное отношение. Но достаточно уточ-
 нить, о какой обязанности идет речь:
 христианский принцип обязанности,
 обязанность служения, как отношение
 обязанности окажется лишь формой, которая
 наполняется определенным содержанием и
 предстает в виде принципа, отличного от
 других принципов, например, принципа чести.
 В то же время, принцип служения задает
 своим содержанием определенные рамки прак-
 тическим действиям, но управляет действиями
 опосредствованно, через варьирующийся набор
 рекомендаций и норм. Иными словами, он
 содержателен как принцип действия, но как
 принцип задает рекомендациям и нормам,
 непосредственно регулирующим поступки
 людей, форму, наполняющуюся разнообразным,
 в зависимости от социальных, житейских,
 индивидуальных обстоятельств, содержанием.
  В современных этических работах далеко не
 всегда уделяется внимание этой диалектике
 содержания и формы; предметом анализа как
 правило оказываются нравственные формы,
 характер их действия, их роль в жизни
 общества и человека, в отношениях между
 людьми и т.д. При таком подходе к морали ее
 внутреннее содержание отходит на задний
 план, теоретически непроясненными остаются
 ценностно-императивная предметность морали,
 критерий моральности. В нашей литературе
 функционалистский подход был
 последовательно, хотя и не артикулированно,
 развит О.Г.Дробницким. И хотя сам
 О.Г.Дробницкий неоднократно ставил вопрос о
 содержательно-теоретическом определении мо-
 
 
 
 154
 
 рали2, это определение он понимал таким
 образом, что исследователь морали,
 отказавшись от использования в
 теоретическом рассуждении обыденных
 представлений и отталкиваясь от выводов
 полученных в рамках другой, более общей,
 теории, начинает изучение морали в
 контексте конкретно-исторических обще-
 ственных отношений и закономерностей, в
 контексте определенного гуманитарного
 воззрения на человека. Развивая эту методо-
 логическую установку, О.Г.Дробницкий
 сформулировал ряд специфических признаков
 морали как системы требований, посредством
 которых осуществляется нормативная
 регуляция поведения3. Это - а)
 неинституциональная регуляция, б) во многом
 основанная на мировоззренческих, идеальных,
 духовных представлениях, в)
 опосредствованная особой ролью сознания и
 субъективного мотива, в частности, г)
 используемые в ней санкции идеальны по
 своему характеру, а активизируемые мотивы
 бескорыстны (в пруденциально-прагматическом
 смысле слова), д) моральные требования
 отражают противоречие между должным и сущим
 и они направлены на его разрешение, е)
 моральная регуляция предполагает автономию
 ____________________
 2 Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-
  критический очерк. М., 1974. С. 122-227.
 3 Приводимые далее признаки морали в
  обобщенном виде представляют результаты
  исследования, проведенного Дробницким. В
  разных работах и разных местах "Понятия
  морали" он предлагает варьирующиеся
  признаки. См., в частности, Дробницкий
  О.Г. Указ.соч. С. 264-283.
 
 
  155
 
 личности по отношению к "внешне-
 эмпирическим и групповым воздействиям", ж)
 ее способность к "самозаконодательству", з)
 а также особую форму личной
 ответственности, и) моральное требование
 универсально, а моральное суждение
 универсализуемо. По родо-видовой специ-
 фикации данное определение морали
 содержательно. Однако это - содержание,
 внешнее морали. Переход от абстрактно-
 формальных определений к конкретно-
 содержательным фактически выразился в
 уточнении первоначальных родовых
 характеристик путем прояснения видовых
 признаков морали. Но при таком подходе
 действительное ценностно-императивное
 содержание морали остается за рамками
 исследования. Ограниченно функциональный
 анализ морали, не доведенный до
 рассмотрения ее ценностно-императивного
 содержания, не позволяет последовательно
 специфизировать и формально-теоретическое
 определение морали: выделенные признаки
 морали как системы требований втречаются в
 описаниях, предлагаемых разными авторами по
 отношению к науке и научному знанию, к
 художественному творчеству, вообще
 индивидуально-неподражательному образу
 жизни. Так что исследование способов
 функционирования морали, при всей важности
 полученных теоретических результатов в
 понимании механизмов морали, не позволяет
 дать ответ на вопрос, какие потребности
 лежат в ее основе и на что именно (а не
 только как) она ориентирует человека.
  На недостаточность функционального
 подхода к морали указывает Б.Герт, также не
 удовлетворенный преобладанием в этической
 
 
 156
 
 литературе формальных определений
 нравственности. Согласно Б.Герту,
 содержание морали задается действиями, ко-
 торые регулируются моральными правилами4.
 Таковы убийство, обман, кража,
 прелюбодеяние, которым соответствуют
 правила: "Не убивай", "Не лги", "Не кради",
 "Не прелюбодействуй", а также: "Исполняй
 обещания", "Не обманывай", "Не причиняй
 страдания" и т.д. В то же время, определяя
 мораль через указание на моральные правила,
 Герт не задается вопросом, что делает эти
 правила моральными, по какому критерию то
 или иное правило может быть отнесено к
 морали. Между тем очевидно, что выполнение
 некоторого правила может мотивироваться и
 обосновываться самым разным образом и,
 соответственно, вести к разного рода по-
 ступкам.
  Теоретик, придерживающийся
 функционального метода в этике, сказал бы,
 что правило становится моральным благодаря
 своему содержанию, которое определенным
 образом обосновано, вменено,
 санкционировано, что деяние становится
 моральным в силу определенного характера
 мотивации и рефлексии, так же и суждение
 морально не только по своему предмету и
 используемой лексике, но и по своей логике:
 это объективное, универсализуемое,
 предписательное, приоритетное суждение.
 Теоретик-функционалист достаточно
 методологически вооружен, чтобы оспорить
 эмпирика. Между тем его теоретических
 ____________________
 4 См.: Gert B. Morality. A New
  Justification of the Moral Rules. N.Y.:
  Oxford UP, 1988. P. 67.
 
 
  157
 
 средств недостаточно, чтобы выйти на
 содержание морали даже на том уровне, на
 котором работает эмпирик-субстанциалист.
  Антитетичность функционального и
 субстанциального подходов определяется
 различными социально-философскими кон-
 текстами теоретической рационализации
 нравственности. При функциональном подходе
 предполагается, что нормативное содержание
 морали исторически изменчиво, и ее природа
 заключается в особых формах детерминации
 поведения человека, которые в различные
 эпохи оказываются задействованными в отно-
 шении различного социально-культурного
 содержания. При эмпирически-субстанциальном
 подходе предполагается, что мораль
 воплощена в сумме определенных по
 содержанию правил, механизмы действия
 которых изменяются от эпохи к эпохе, но
 смысл которых от этого не меняется. По-
 своему этот подход также формален в той
 мере, в какой моральная идентификация
 действий и характеров ставится в
 зависимость от их соответствия правилу,
 мотивы же и ценностные ориентиры их
 исполнения во внимание не принимаются.
 Следовательно, установка на содержательный
 анализ морали не получает последовательного
 развития.
  Для конструктивного разрешения этой
 дилеммы, конечно, недостаточно
 констатировать неудовлетворительность
 каждого из этих подходов в отдельности и
 необходимость их синтеза. Здесь требуется
 смена исследовательских установок и,
 соответственно, подходов к теоретической
 рационализации морали. Так, построение
 концепции морали должно базироваться на
 
 
 158
 
 принципиальном единстве философской и
 нормативной этики. Исследование природы
 морали, особенностей ее функционирования, с
 одной стороны, и всего многообразия
 императивно-ценностных элементов
 нравственности, с другой, должно быть
 соотнесено с конечными целями и высшими
 ценностями человеческого существования5.
 Анализ различных в истории мысли моральных
 учений (не только доктринально оформленных
 и философски обоснованных) показывает, что
 так или иначе в качестве фундаментальных
 моральных ценностей выдвигались
 примиренность, взаимопонимание,
 партнерство, солидарность, милосердие и,
 соответственно, ключевыми нравственными
 императивыми считалось золотое правило: "Во
 всем, как хотите, чтобы с вами поступали
 люди, так поступайте и вы с ними" (Мф.
 7:12) и заповедь любви: "Возлюби ближнего
 своего, как самого себя" (Мф. 22:39). Как
 показывает анализ истории этики, в
 философских дискуссиях о морали, тогда,
 когда их участники ориентировались не на
 критику морали и нравов, а на выяснение
 положительного смысла нравственности, в
 качестве целей и высших ценностей рассмат-
 ривался тот комплекс идей, который отражает
 основанную на высших духовных принципах
 человеческую общность, межличностное
 единение, точнее, духовно возвышенное
 единение человека с другими людьми, с
 миром, Богом, Природой, а также пути и
 условия осуществления этого единения.
 Считается, что эти идеи осознаются с
 ____________________
 5 Ср. Холмс Р. Мораль и общественное благо
  // Настоящее издание. С. 67.
 
 
  159
 
 развитием христианской мысли. Однако если в
 восприятии античной этики не замыкаться на
 софистах и Аристотеле только, но помнить
 еще и о Гераклите, Платоне, стоиках, то
 образ морали как сферы (пути) примиренности
 и человеческого единения можно будет
 проследить в античности не в меньшей мере,
 чем в христианской традиции.
  Задача этико-философской рационализации
 морали заключается в раскрытии социально-
 культурного и этического содержания
 фундаментальных императивов нравственности
 и выяснении тех практических форм,
 посредством которых они осуществляются в
 культуре. Задача рационализации моральным
 сознанием самого себя существенно другая и
 заключается в прояснении принципиальных, в
 частности, императивно-ценностных,
 оснований человеческого бытия, и в их
 кодификации (систематизации).

<< Пред.           стр. 22 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу