<< Пред.           стр. 26 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  181
 
  В этом свете проясняется старая,
 встречающаяся как правило в религиозно-
 философских традициях, идея о том, что че-
 ловек должен пройти через страдания, чтобы
 обрести смысл жизни, чтобы почувствовать
 потребность в изменении себя, в са-
 мосовершенствовании. Только сталкиваясь со
 страданием, переживая страдание, человек
 осознает неразмеренность бытия, неод-
 нозначность происходящего в жизни - как
 жизни не только наполненной удовольствиями.
 Но вырастают духовное пробуждение и
 стремление к духовному стяжанию из
 страдания, при этом не обязательно
 физического (как это часто понимается), а
 скорее даже духовного. Именно в этом смысле
 "великое совершенство похоже на несо-
 вершенство <...>"15. Этим можно обозначить
 еще один парадокс перфекционистской этики:
 осознание своего несовершенства знаменует
 начало процесса личного усовершенствования.
 Личность начинает свой путь к совершенству,
 отталкиваясь от собственного
 ___________________________________________
  // Dialectics and Humanism (The Polish
  Philosophical Quarterly), Winter 1980.
  Vol. VII. No. 1. P. 78. На это же в
  исследовании о совершенстве и
  несовершенстве личности указал
  Л.П.Карсавин: "В сознании тварью своего
  несовершенства уже наличествует некоторое
  знание ею своего совершенства, благодаря
  которому несовершенство только и может
  быть опознано". (Карсавин Л.П. О личности
  // Карсавин Л.П. Религиозно-философские
  сочинения. Т. 1. М., 1992. С. 222).
 15 Дао де цзин, 45 // Древнекитайская
  философия. Т. 1. М., 1972. С. 128.
 
 
 182
 
 несовершенства, отказываясь от себя-несо-
 вершенного. Таким образом, мы приходим к
 идее значимости аскезы как практики
 жертвенного изменения себя; - жертвенного,
 ибо человек отвергает наличное в себе ради
 желанного и требуемого возвышенного. В
 религиозной мысли этот процесс представлен
 в наиболее контрастных понятиях преодоления
 плоти, умирания во плоти и возрождения в
 Божестве - обожения.
  Но только как идея, как исходный принцип
 совершенство обнаруживается в своей
 противоположности несовершенству.
 Самосовершенствование как практическая
 задача человека опосредовано целым рядом
 моментов внутреннего нравственного опыта,
 которые человек должен пережить, чтобы
 действительно продвинуться по пути к
 совершенству. И чем более продвигается
 человек по этому пути, чем более высокие
 цели он ставит перед собой, тем тяжелее
 дается ему этот путь, тем более осознает он
 собственное несовершенство. И в этом
 заключается еще один парадокс
 самосовершенствования16, который можно
 дополнить противоречивым и пессимистическим
 перфекционистким требованием: "Стремись к
 совершенству, но высшего совершенства тебе
 не достичь никогда".
  Принцип совершенства подвергается цензуре
 и корректируется с позиций и в контексте
 других ценностных систем морали. Так, с
 позиций принципа наслаждения, ограничению
 подвергается аскетическая сторона в
 практике самосовершенствования; в рамках
 этического перфекционизма принцип
 ____________________
 16 См.: Tatarkiewicz W. Op. cit. P. 79.
 
 
  183
 
 наслаждения повелевает человеку гармонично
 развивать все свои способности и в полном
 объеме соблюдать обязанности по отношению к
 самому себе. Эта коррекция позволяет
 содержательно уточнить принцип совершенства
 следующим образом: "Совершенствуя свои силы
 и способности, стремись к преодолению
 внутренней разорванности и обретению
 внутренней цельности Я". С позиций принципа
 пользы, ограничению подвергается
 мистическая сторона в практике
 самосовершенствования. Принцип пользы
 повелевает оставаться реалистичным даже в
 устремленности к идеалу совершенства, что
 находит выражение в формуле: "Гармонизируй
 свои отношения с другими людьми и с
 природой". Практическое содержание этого
 требования обусловлено нравственным идеалом
 и в этически последовательном виде
 раскрывается как заповедь любви к ближнему
 в рамках этики милосердия.
  Идеал милосердной любви признан в
 качестве высшего совершенства в
 христианско-европейской культуре.
 Существенным в любви как милосердии, как
 любви-agape является то, что она
 доброжелательна и сострадательна. В этом
 любовь-agape отличается от любви-eros.
 Конечно, любовь любого вида предполагает
 эмоциональность отношения к любимому, будь
 то близкий или ближний. Любовь любого вида
 - и это относится к agape, равно, как к
 eros или phylia - представляет собой
 чувство единения с другим человеком. Но
 если в последних двух в большей или меньшей
 мере может прослеживаться эгоизм, то agape,
 милосердная любовь, при том, что она
 эмоциональна и сердечна, принципиально
 
 
 184
 
 антиэгоистична. Последнее задается тем, что
 в любви к другому как ближнему человек
 вдохновляется высшим идеалом и в конкретном
 отношении к другому утверждает абсолютные
 моральные ценности.
  Поэтому апелляция к Богу в заповеди любви
 (см. Лк. 10:27) по своему нормативному
 содержанию этически вполне достоверна.
 Заповедь любви утверждает приоритет другого
 человека и выдвигает таким образом
 антиэгоистичность на первый план: возлюби
 другого, как самого себя. Однако для
 обоснования морали недостаточно
 довольствоваться лишь этим акцентом запо-
 веди - доброжелательность и
 благотворительность должны быть направлены
 на другого человека, но лишь осененные
 высшим принципом, они будут иметь
 нравственный смысл. Этим объясняется
 двойной характер, или сдвоенность заповеди
 любви: как высший нравственный принцип
 любовь к человеку должна быть не только
 практически ориентированной, но и
 одухотворенной, т.е. покоится на
 определенных трансцендентных основаниях, не
 важно, как эти основания осознаются. В этом
 смысле заповедь любви, сформулированная
 христианством, не является по своему
 этическому содержанию собственно
 христианской. И дело здесь не в том, что
 аналогичные или близкие заповеди любви
 этические идеи занимают важное место в
 религиозно-нравственных кодексах многих
 народов. С этической точки зрения, эта
 заповедь не является и сугубо религиозной:
 она в чистом виде представляет логику
 высшего, т.е. всегда предполагающего идеал
 
 
 
  185
 
 и ориентирующегося на идеал, этического
 мышления вообще.
  Но если заповедь любви приоритетна, то
 как соотносятся с ней другие нравственные
 принципы, нередко рассматриваемые как
 осовополагающие, к примеру, такие, как
 справедливость и долг?
  Уже в новозаветных текстах заповедь
 любви, предлагавшаяся в качестве
 фундаментальной и универсальной, неявно
 ставилась в оппозицию закону Моисея -
 закону, в основе которого лежал именно
 принцип справедливости, предписывающий по
 схеме золотого правила каждому признавать
 за другим те же права, которые он хочет для
 самого себя. Человек обращается к
 требованиям справедливости, когда
 сталкиваются противоположные желания и
 интересы людей. Более высокий нравственный
 уровень задается заповедью любви: она
 внушает человеку не сопоставлять
 сталкивающиеся желания и интересы, а
 жертвовать собой ради блага других, ради
 общего блага.
  Четкие и строгие дистинкции в этом
 вопросе установил Гегель, обратив внимание
 на то что "более высокий дух прими-
 ренности", провозглашенный в Нагорной
 проповеди, не просто противопоставляется
 Христом Моисеевым заповедям или про-
 тиводействует им, но делает их совершенно
 излишними. В Декалоге дан именно закон,
 всеобщий закон, который оказывается
 наобходимым в силу "разделения, обиды",
 обособленности между людьми. Нагорная
 проповедь задает иной порядок жизни,
 который бесконечно разнообразнее Моисеевых
 законов и потому уже не может быть выражен
 
 
 186
 
 в специфической для законов форме
 всеобщности17.
  Идея различности справедливости и
 милосердия весьма знаменательна, и ее
 развитие в европейской мысли позволяет
 сделать вывод о том, что милосердная любовь
 представляет собой высшее моральное
 требование, которое непосредственным обра-
 зом задает человеку идеал и в этом смысле
 она универсальна. Но именно поэтому она не
 может рассматриваться в качестве требо-
 вания, исполнение которого всегда ожидается
 от человека. В действительных отношениях
 между людьми как членами сообщества
 милосердная любовь является лишь
 рекомендуемым требованием, между тем как
 справедливость - непреложным. Уточняя этот
 вывод, можно сказать, что заповедь любви
 вменяется человеку, однако он сам вправе
 требовать от других лишь справедливости и
 не более того. Так что принцип
 справедливости утверждается обычным, если
 не сказать рутинным, порядком цивилизо-
 ванного общества, - заповедь же любви
 базируется на совершенно особом типе
 межчеловеческих отношений, в которых
 ценности взаимопонимания, милосердия,
 человечности претворяются в живые узы
 людей.
  В истории моральной философии
 достаточность любви как этического принципа
 вызывала сомнение - как чувство, то есть
 субъективный и не поддающийся рациональной
 регуляциии феномен. Наиболее остро эту
 ____________________
 17 Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его
  судьба // Гегель Г.В.Ф. Философия
  религии. Т. I. М., 1975. С. 110, 112-113.
 
 
  187
 
 проблему, как известно, поставил Кант. Но
 его в этом вопросе заботила возможность
 психологизации нравственности; и по сути
 дела он уделил внимание той стороне
 соотношения долг - любовь, с которой любовь
 выступает только как склонность. Между тем
 заповедью требуется не просто сердечная
 теплота, доброжелательность, сострадание, а
 именно деятельная, активная, т.е.
 воплощаемая в практических отношениях к
 людям, любовь. В этом смысле заповедь любви
 предполагает определенное нравственное
 совершенство: в той мере, в какой
 "механика" и "психика" человеческих
 отношений провоцируют реакции и поступки,
 которые не соответствуют тому образу
 отношений, который предполагается заповедью
 любви, необходимо волевое усилие, чтобы
 вопреки социальной и психической "механике"
 человеческих отношений реализовать
 выбранные цели сообразно добродетели. Само
 осознание этого в заповеди любви указывает
 на существенный для нее долженствовательный
 элемент. Когда действие требует моральной и
 психологической подготовки, гарантирующей
 его успешность, сознание необходимости
 такой подготовки и ее проведение выводят
 долженствование на первый план.
 "Технически" заповедь любви может
 реализовываться и на основе долга, и по
 обязанности, и по склонности, и из
 непосредственного сострадания. Но в любом
 случае, пусть по-разному, но
 реализовываться будет именно заповедь
 любви; как она реализуется, относится к
 вопросу о форме, а не содержании действия.
  Императивный характер заповеди любви
 обнаруживается и в том, что действительное
 
 
 188
 
 содержание милосердия раскрывается и
 конкретизируется в различных более частных

<< Пред.           стр. 26 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу