<< Пред.           стр. 31 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 продемонстрировать недостаточность
 эмпиристского объяснения человеческих
 поступков. Он вовсе не утверждает, будто
 некоторые эмпирические события не имеют
 естественной причины или объяснения.
 ____________________
 15 Кант И. Основы метафизики
  нравственности. С. 294.
 
 
  217
 
 "Эмпирический характер" человеческих дей-
 ствий полностью раскрывается в рамках
 причинного объяснения. Однако
 натуралистические объяснения говорят лишь о
 том, что такие-то явления связаны друг с
 другом, не отвечая на вопрос, почему
 складываются именно эти, а не иные
 причинные связи; они сообщают нам об
 "эмпирических", а не об "умопостигаемых"
 чертах человеческого поведения.
 Самодетерминация, или автономия, в
 кантовском понимании - это действительно
 детерминация, т.е. обусловленность,
 определение поступка, но только со стороны
 не внешних, естественных причин, а
 принципов, воплощением которых данный
 поступок является.
  Можно сказать, что Кант не дает
 доказательства реальности человеческой
 свободы, однако цена отрицания свободы
 (включая позитивную свободу, или автономию)
 оказывается в результате его аргументации
 столь высокой, что эмпиристы всех мастей
 начинают чувствовать себя неуютно. Смысл
 его рассуждений в том, что если мы видим
 пределы эмпиризма и доверяем теоретическим
 притязаниям человеческого разума, то мы
 должны рассматривать разумного субъекта как
 существо свободное, способное быть
 автономным и подчиняющееся требованиям
 практического разума, или нравственности. В
 то время как эмпиристы ведут поиски единой
 концепции поведения, одинаково пригодной
 для решения как теоретических задач по
 объяснению, так и для нормативных задач по
 выбору, Кант отрицает саму возможность по-
 добного совмещения. Эти два подхода к
 человеческому поведению в равной мере
 
 
 218
 
 необходимы друг для друга и несводимы друг
 к другу.
 
 
  6. Заключение
 
  Я полагаю, что кантовская трактовка
 автономии образует базу, на которую можно
 опереться при анализе современных дискуссий
 на ту же тему. Может показаться, что,
 доказывая невозможность разработки
 основательной концепции автономии в рамках
 эмпиризма, я пытаюсь подорвать саму основу
 нынешних дискуссий. Такой цели у меня нет,
 многие из дискутируемых суждений
 представляются мне весьма важными и
 серьезными. Если, однако, мы согласимся с
 тем, что адекватная концепция автономии
 должна соединять в себе идеи зависимости и
 независимости, а эмпиризм неявно это
 отрицает, истолковывая предпочтения и
 убеждения как "зависимые" феномены, то, мне
 кажется, у нас нет иного выбора, кроме как
 выйти за пределы эмпиризма. Один из
 возможных путей ведет в направлении, ука-
 занном Кантом.
  Обращение к кантовской концепции
 автономии при обсуждении проблемы
 зависимости и независимости могло бы иметь
 по меньшей мере четыре следствия. Во-
 первых, ценность автономии определялась бы
 не каким-то субъективным критерием
 "привлекательности", а тем, в какой мере
 она воплощает взаимосвязь морали, свободы и
 рациональности. Во-вторых, различные виды
 личной и социальной независимости считались
 бы морально желательными не сами по себе, а
 в соответствии с их вкладом в достижение
 
 
  219
 
 автономии или иных ценностей. В-третьих,
 различные виды личной и социальной
 зависимости не отвергались бы автоматически
 как нечто неприемлемое, а тоже оценивались
 бы в соответствии с их значением для
 автономии. В-четвертых, этот же критерий
 был бы применен для определения моральной
 ценности и некоторых других феноменов,
 имеющих отношение к автономии, например,
 самостоятельности, индивидуальности,
 аутентичности и пр.
  В последних трех пунктах затрагивается
 проблема, над которой много размышляют
 коммунитаристы, феминисты и некоторые из
 тех, кто разрабатывает теорию добродетели.
 Речь идет об опасности чрезмерного
 преклонения, пиетета перед независимостью,
 самостоятельностью, самоутверждением и т.п.
 Для Канта вовсе не является аксиомой
 представление о том, будто определенная
 зависимость от внешних факторов непременно
 хуже в моральном отношении, чем
 независимость. Полная внешняя независимость
 недостижима, и самое большее, что мы могли
 бы сделать, - это избежать тех видов
 внешней зависимости и независимости,
 которые ограничивают возможности
 автономного действия, и укрепить те
 институты и отношения, которые благопри-
 ятствуют таким действиям.
 
 
 
 
 
 
 
 220
 
 
 
  А. Монтефиоре
 
 
 
  Личная тождественность, культурная
  тождественность и моральное рассуждение
 
  Если мы попытаемся перевести термин
 "мораль" с достаточно высокой степенью
 точности на язык иной культурной традиции
 или другого исторического времени, то мы
 столкнемся с существенными трудностями.
 Даже общее понятие того, что "мы" обычно
 называем моралью, не всегда можно
 реконструировать или объяснить на другом
 языке или в терминах другой традиции, т.е.
 отличной от того, что можно было бы назвать
 в самом широком и, конечно, нестрогом
 смысле современным "западным" миром и того,
 что порождено им. Конечно, даже в рамках
 этой трациции (или семейства традиций)
 понятие морали неоднородно и восходит к
 различным источникам. Тем не менее в целом
 понятие морали является достаточно тесно
 связанным с мировоззрением, опирающемся на
 универсальные человеческие ценности. С
 этим, несмотря на соотнесенность термина
 "нравы" с обычаями конкретных (particular)
 народов, связаны трудности, которые
 испытывают многие моральные мыслители и
 философы в этой "западной" традиции с
 такими понятиями, как "замкнутая племенная
 мораль"; и которые другие мыслители, более
 радикальные в своем недоверии к любым
 понятиям, извлекаемым из человеческого
 субъекта как такового или зависящим от
 
 
  221
 
 него, обнаруживают в самом понятии так
 понятой морали. С этим же, без сомнения,
 связана длительная история особых за-
 труднений, которые по поводу понятия морали
 испытывает марксизм1. С аналогичными
 трудностями сталкивается вся традиция
 "западного" морального мышления, пытающаяся
 ассимилировать те ценности и ориентации,
 которые укоренены в семье или других более
 менее ограниченных группах, и освободить их
 от изначальной и неестественной
 ограниченности, приписав им какую-то особую
 моральную силу.
  Каковы эти ценности и ориентации,
 входящие в понятие морали и порождающие,
 вопреки тяге к универсальному, эту
 ____________________
 1 Если кто-то убежден, что общество
  разделено на классы, конфликт между
  которыми носит принципиальный характер и
  которые придерживаются ценностей,
  основанных на диаметрально и непримиримо
  противоположных интересах, то любое
  обращение к универсальным моральным
  ценностям, понимаемым как трансцендентные
  по отношению к любым, основанным "просто"
  на частных интересах, ценностям, может
  быть воспринято как всего лишь попытка
  затемнить вопрос и таким образом
  притупить остроту конфликта. Осуждение
  "морально" неприемлемой эксплуатации
  рабочего класса может быть все еще
  уместным - но лишь с тем, чтобы подорвать
  буржуазию изнутри, т.е. во имя ценностей,
  которые, в качестве универсальных, в
  равной степени относились бы к рабочему и
  к буржуа и которые буржуазия вынуждена
  принять как свои собственные.
 
 
 222
 
 устойчивость частных приоритетов?
 Предварительно можно сказать, что к ним
 относятся такие, как цельность личности и
 ее приверженность своим собственным частным
 замыслам, гордость и групповая
 солидарность, товарищеская привязанность и
 причастность, частные обязательства и
 частные права на помощь и поддержку. А с
 другой стороны - сопереживание с группой,
 свою принадлежность к которой человек
 признает, "морального" стыда,
 недоброжелательности, вины, униженности или
 возмущения, а иногда и принятие на себя от
 имени группы ответственности. Патриотизм,
 например, может найти выражение в таких
 ценностях, как национальная и племенная
 честь, семейная вендетта, унаследованные
 обязательства, разделенная ответственность
 и т.д. и т.п. Факт существования этих
 ценностей и ориентаций не составляет
 никакой тайны. Более того, именно из них
 составляется та почва, на которой взастают
 человеческие общества и их индивидуальные
 члены; социология, психология и
 антропология уже реально внесли свой важный
 вклад в понимание того, как происходят эти
 процессы. Но этот вопрос скорее касается
 другого, а именно, рациональных оснований
 (или, может быть, их отсутствия) моральной
 аргуменации и размышления, а также спосо-
 бов, которыми такие частные по своей
 сущности ценности могут (или не могут)
 привноситься или, может быть, оправдывать
 различные очевидно доминирующие
 универсальные соображения, оказывающие
 prima facie2 столь сильное влияние на
 ____________________
 2 изначально (лат.).
 
 
  223
 
 порядок и логику парадигмально морального
 рассуждения.
  Что касается главных составляющих
 "морального", то мы уже отметили (а) то,
 что обусловливает его универсальное значе-
 ние. К этому следует добавить, возможно
 неcколько противореча предыдущему (б) то,
 что обусловливает его иерархический прио-
 ритет; иными словами моральные ценности и
 требования, предстают безусловно
 доминирующими [overidding] над всеми дру-
 гими. Наконец, (в) то, что обусловливает
 его объективность, которая и может казаться
 относительной. Под этим я имею в виду, что
 моральные ценности по меньшей мере
 представляются противостоящими тем людям,
 которые мыслят моральные термины вообще как
 независимые от собственных предпочтений и
 выбора, и не видят в них отражение или
 эманацию самих себя. Можно, конечно, (как
 это делал, например, покойный Дж.Мэйки3)
 рассматривать эти представления как
 иллюзорные и оправдывать их как таковые. Но
 что бы ни давал такой подход (и я вернусь к
 этому моменту чуть позже), можно быть
 достаточно уверенным в том, что никто не
 станет утверждать, принимая моральное рас-
 суждение вообще всерьез, что индивид может
 просто пересмотреть или как-то обновить
 свои моральные ценности, ответственно
 взятые на себя обязательства и обязанности,
 только исходя из своей собственной воли или
 желания, которое вдруг может прийти ему в
 голову.
 ____________________
 3 См., например: Mackie J.L. A Refutation
  of Morals // Australian J. of Philosophy,
  1946, N 24 [Ред.].
 

<< Пред.           стр. 31 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу