<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 По дебету счета 28 отражаются:
 ? себестоимость окончательного брака;
 ? затраты на исправление частичного брака.
 По кредиту:
 ? взыскания с виновников брака;
 ? стоимость возвратных отходов по цене возможного использования.
 Сумма потерь от брака списывается на счета учета затрат: Дебет 20 – Кредит 28.
 Исправимый брак – это продукция, которую технически возможно и экономически целесообразно исправить на предприятии. Если исправление брака производится виновником, то зарплата за эту работу не начисляется. Если исправление брака производят другие работники, зарплата им начисляется в общеустановленном порядке.
 Проводки по отражению исправимого брака
 
 № п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
 1 Израсходованы материалы на исправление брака 28 10
 2 Начислена заработная плата работнику, исправившему частичный брак 28 70
 3 Начислены ЕСН и взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 28 69
 4 Отражена сумма, причитающаяся к удержанию с виновника 73/2 28
 5 Учтены потери от исправимого брака в составе затрат основного производства 20 28
 Окончательный брак – это продукция с дефектами, устранить которые невозможно или экономически нецелесообразно.
 Для расчета себестоимости окончательного брака необходимо:
 1) составить детальную калькуляцию затрат на изготовление бракованной продукции, включая последнюю технологическую операцию, на которой был выявлен брак;
 2) рассчитать сумму взысканий с виновников брака и стоимость возвратных отходов по цене их возможного использования;
 3) определить и списать сумму потерь от окончательного брака.
 Типовые проводки по отражению окончательного брака
 
 №
 п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
 1 Отражена фактическая себестоимость окончательного брака 28 20
 2 Отражена сумма, причитающаяся к удержанию с виновника 73/2 28
 3 Учтены возвратные отходы 10 28
 4 Учтены потери от окончательного брака в затратах основного производства. 20 28
 
 Внешним браком считается продукция, которую покупатель возвратил поставщику из-за несоответствия техническим требованиям или из-за прочих неисправимых дефектов.
 Внешний брак оценивается по полной себестоимости.
 Остатки незавершенного производства на конец месяца определяются для того, чтобы рассчитать фактическую себестоимость выпускаемой продукции.
 Но так, как этого остатка в данных бухгалтерского учета нет, то незавершенное производство на конец месяца исчисляют следующими способами:
 ? Инвентарным способом.
 ? По данным оперативного учета, который ведут экономисты в цехах в специальных журналах движения материальных ценностей, но 2 раза в год проводят инвентаризацию.
 Оценка незавершенного производства проводится путем составления ведомости оценки.
 Незавершенное производство может оцениваться по нормативным или плановым затратам материалов, заработной платы и соответствующей доли общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
 Чтобы определить фактическую себестоимость продукции, необходимо остатки незавершенного производства на начало месяца сложить с затратами за месяц и вычесть незавершенное производство на конец месяца.
 Фактическая себестоимость продукции – очень важный показатель, от которого зависят финансовое состояние и другие показатели работы предприятия.
 Контрольные вопросы
 1. Какими документами оформляется отпуск материалов в производство?
 2. Как отражаются общие потери по браку?
 3. Где отражается нормативная стоимость выпущенной из производства продукции?
 4. Где собираются расходы будущих периодов?
 5. В каком регистре рассчитывается амортизация основных средств?
 6. Где распределяется себестоимость вспомогательного производства?
 7. Какой корреспонденцией отражается списание общепроизводственных расходов?
 8. В каком регистре производится распределение заработной платы?
 9. Для чего определяются остатки незавершенного производства?
 10. Как отражаются в учете общехозяйственные расходы?
 Условие задачи
 Задание
 Согласно ранее выполненным упражнениям и уже заполненным учетным регистрам:
 ? Заполнить журнал – ордер №10 (амортизационные отчисления, начисленная заработная плата, израсходованные материалы, прочие расходы согласно ЖО№6 и ЖО№7);
 ? В ЖО№10 рассчитать сумму фактической себестоимости сданной на склад готовой продукции по формуле:
 СнД20 + ОбД20 – СкД20 = ОбК20
 Остатки НЗП на 1.03.01 на 15170
 Учетные регистры
 
 ЖУРНАЛ – ОРДЕР №10
 К
 Д 02 10 70 69/1 69/2 69/3 Прочие 20 Итого
 20
 43
 Итого
 
 Тема 9. Реализация готовой продукции и учет финансовых результатов
 Краткая теория
 Готовая продукция – это комплектные изделия, прошедшие все стадии технологической обработки, отвечающие требованиям стандартов, техническим условиям, условиям договоров, принятые отделом технического контроля (ОТК), сданные на склад или представителям заказчика. Продукция, законченная обработкой, но не принятая, числится в составе незавершенного производства.
 Для правильной организации учета готовой продукции имеет значение разработка номенклатуры готовой продукции. За основу ее составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, фасон, артикул, класс точности, марка, сорт). Номенклатурный номер проставляют на всех документах, регистрирующих движение продукции. Номенклатурой пользуются: диспетчерская служба – для контроля за выполнением графика выпуска изделий; цехи – для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче готовых изделий на склад; отдел маркетинга – для контроля за возможностью выполнения договорных поставок; бухгалтерия – для аналитического учета и составления сводок и отчетов.
 Учет продукции ведут в натуральных, условно-натуральных (количество продукции, пересчитанной с помощью коэффициентов в условный вес, количество и т.п.) и стоимостных показателях.
 Текущий, ежедневный учет готовой продукции ведут по:
 1) фактической производственной себестоимости. Используется редко, в основном на предприятиях индивидуального производства, выпускающих крупное, уникальное оборудование;
 2) сокращенной фактической производственной себестоимости (без общехозяйственных расходов). Используется в предприятиях индивидуального производства;
 3) оптовым ценам реализации. Самый распространенный способ при устойчивых оптовых ценах;
 4) плановой (нормативной) производственной себестоимости. Если она меняется часто, то переоценка готовой продукции усложняется;
 5) сокращенной плановой производственной себестоимости;
 6) свободным рыночным ценам. Применяют для учета готовой продукции, реализуемой через розничную торговую сеть.
 Готовая продукция в балансе может быть отражена по производственной или сокращенной, производственной фактической или нормативной (плановой) себестоимости.
 Если синтетический учет готовой продукции ведут по полной или сокращенной производственной фактической себестоимости, а аналитический учет – по цене, отличной от фактической себестоимости, возникает необходимость отражать в учете отклонения фактической себестоимости от учетной цены. Такие отклонения учитываются по однородным группам продукции. Отклонения необходимо распределять между отгруженной (реализованной) продукцией и остатком ее на складе. Сумма отклонений определяется по проценту (коэффициенту), исчисленному по формуле
  ,
 где Коткл – процент (коэффициент) отклонений;
 ОГПоткл – сумма отклонений на остаток готовой продукции на начало месяца;
 ПГПоткл – сумма отклонений по продукции, поступившей на склад за месяц;
 ОГПуч – остаток готовой продукции на начало месяца по учетным ценам;
 ПГПуч – поступило готовой продукции за месяц по учетным ценам.
 Сдачу готовой продукции на склад оформляют приходными документами, которые выписывают в цехах в двух экземплярах. Один экземпляр передается вместе с продукцией кладовщику, а другой, с распиской в приемке, остается в цехе. Сдачу готовой продукции заказчикам на месте оформляют актом приемки.
 Для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (если она сдается и хранится на складе) предназначен счет 43 «Готовая продукция». Сальдо счета показывает остаток готовой продукции на складе на начало и конец периода; дебетовый оборот – фактическую или нормативную (плановую) себестоимость продукции, выпущенной из производства или возвращенной покупателями; кредитовый оборот – фактическую или нормативную (плановую) стоимость отгруженной (реализованной) в отчетном периоде продукции. Сальдо отражают во II разделе баланса.
 В течение месяца оприходованная на склад готовая продукция отражается по учетной цене записью: Д 43 К 20.
 Коммерческие (производственные) расходы – это затраты, связанные со сбытом продукции. Производственная себестоимость вместе с коммерческими расходами образует полную себестоимость продукции. В состав коммерческих расходов входят:
 1. Расходы на затаривание и упаковку готовой продукции за счет поставщика (стоимость тары входит в продажную цену): расходы на тару, приобретаемую на стороне; оплата услуг сторонних организаций по упаковке продукции; себестоимость тары, изготовленной тарным цехом, и упаковка силами своего предприятия (стоимость упаковочных материалов, заработная плата упаковщиков и т.п.).
 2. Транспортные расходы, если они не возмещаются покупателями сверх цены на продукцию: расходы на доставку продукции до пункта, обусловленного условиями франкировки, погрузка ее в транспортные средства, оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор и др.
 3. Расходы, связанные с функционированием маркетинговых служб.
 4. Затраты на рекламу, включая расходы на объявления в средствах массовой информации.
 5. Оплата услуг в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций.
 6. Комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям в соответствии с договорами.
 7. Прочие аналогичные расходы (связанные с анализом качества готовой продукции, сертификацией и т.п.).
 Затраты на тару не включаются в коммерческие расходы, если затаривание и упаковка готовой продукции происходят до сдачи ее на склад, на производстве. В этом случае расходы на упаковку и затаривание включаются в производственную себестоимость по соответствующим статьям (материалы, заработная плата с отчислениями и др.).
 Учет внепроизводственных расходов ведут на собирательно распределительном счете 44 «Коммерческие расходы». Счет активный. По дебету счета собирают все расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции:
 Д 44
 К 10 – на стоимость тары и упаковочных материалов, израсходованных на затаривание и упаковку продукции;
 К 70, 69 – заработал плата с отчислениями рабочих, занятых упаковкой продукции, ее погрузкой, экспедиторов, работников коммерческих служб;
 К 23 – расходы по транспортировке продукции транспортом своей организации;
 К 60,76 – транспортные услуги по доставке продукции, оказанные сторонней организацией;
 К 71 – командировочные расходы, связанные с реализацией продукции (заключение договоров, сопровождение грузов и т.п.).
 Если вся отгруженная в данном месяце продукция является реализованной (по условиям перехода права собственности), то все коммерческие расходы списываются на счет 90 «Продажи»: Д 90 К 44.
 Реализация продукции (работ, услуг) производится в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками). При выполнении договоров и отражении в бухгалтерском учете операций по реализации важно определить момент перехода права собственности на продукцию, так как от этого зависит отражение момента реализации. Момент реализации продукции – это момент, когда отгруженная и отпущенная покупателям продукция считается проданной. Переход права собственности лежит в основе отражения процесса реализации на счетах бухгалтерского учета. Учет реализации продукции ведется на активно-пассивном счете 90 «Продажи». По дебету счета 90 отражаются фактическая производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), коммерческие расходы, а также налог на добавленную стоимость и акцизы. По кредиту счета 90 отражается выручка от реализации продукции (работ, услуг) по продажным ценам.
 С 1 января 1997 г. все организации, уплачивающие НДС, обязаны при совершении операций по реализации составлять счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж, которая ведется в соответствии с установленным порядком. По действующему в настоящее время законодательству моментом реализации продукции (работ, услуг) считается отгрузка продукции покупателю и предъявление ему документов на оплату за продукцию (работы, услуги). В бухгалтерском учете на основании документов на отгрузку продукции (работ, услуг) составляются проводки, при этом используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На продажную стоимость продукции выполненных работ, оказанных услуг делается запись Д 62 К 90. Списание фактической себестоимости продукции, работ, услуг отражается проводкой Д 90 К 43, 20, 23.
 Оплата покупателями и заказчиками реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается записью Д 51 К 62. При начислении налога на добавленную стоимость, относящегося к реализованной продукции, работам, услугам, составляется запись Д 90 К 68. В таком же порядке учитывают и акцизы.
 После всех записей, произведенных в течение месяца по дебету и кредиту счета 90, определяют сальдо этого счета, которое списывается на счет 99. На сумму прибыли от реализации – Д 90 К 99, на сумму убытка от реализации – Д 99 К 90.
 Контрольные вопросы
 1. В каком регистре определяется фактическая себестоимость реализованной продукции?
 2. Как учитываются расходы на продажу?
 3. Методы определения выручки от продажи готовой продукции?
 4. Как показывается выручка от продаж?
 5. Как списывается себестоимость реализованной продукции?
 6. Как начисляется НДС на реализованную продукцию?
 7. Порядок списания результатов от реализации продукции?
 8. Каков порядок формирования финансовых результатов?
 9. Что является доходами и расходами организации?
 10. Что является внереализационными расходами организации?
 Условие задачи
 На начало месяца на складе готовой продукции находилась готовая продукция:
 ? Аппарат функциональной диагностики АФД-15 – 10 шт.
 ? Лабораторное оборудование в комплекте ЛОК-3 – 10 шт.
 ? В течение месяца поступило из производства на склад:
 ? Аппарат функциональной диагностики АФД-15 – 34 шт.
 ? Лабораторное оборудование в комплекте ЛОК-3 – 34 шт.
 За месяц отгружена покупателям в порядке реализации готовая продукция по счет-фактурам.
 Счет-фактура №9 от 2 февраля 2001 г.
 
 Поставщик ООО "Медтехника"
 Покупатель: Медсанчасть рыбаков
 Наименование
 товара Единица измерения Количество Цена, руб. Сумма, руб. Ставка НДС, % Сумма НДС, руб. Всего с НДС, руб.
 1 4 5 6 8 10 11 12
 Аппарат функциональной диагностики АФД-15 Штук 20 1310 26200 20 5240 31440
 
 
 Всего к оплате 26200 5240 31440
 Счет-фактура №10 от 4 февраля 2001 г.
 
 Поставщик ООО "Медтехника"
 Покупатель: Главный госпиталь ТОФ
 Наименование
 товара Единица измерения Количество Цена, руб. Сумма, руб. Ставка НДС, % Сумма НДС, руб. Всего с НДС, руб.
 1 4 5 6 8 10 11 12
 Аппарат функциональной диагностики АФД-15 Штук 10 1310 13100 20 2620 15720
 Лабораторное оборудование в комплекте ЛОК-3 Штук 8 600 4800 20 960 5760
 
 Всего к оплате 17900 3580 21480
 Счет-фактура №11 от 20 февраля 2001 г.
 
 Поставщик ООО "Медтехника"
 Покупатель: Краевая больница
 Наименование
 товара Единица измерения Количество Цена, руб. Сумма, руб. Ставка НДС, % Сумма НДС, руб. Всего с НДС, руб.
 1 4 5 6 8 10 11 12
 Аппарат функциональной диагностики АФД-15 Штук 10 1310 13100 20 2620 15720
 Лабораторное оборудование в комплекте ЛОК-3 Штук 12 600 7200 20 1440 8640
 
 Всего к оплате 20300 4060 24360
 
 Задание
 ? На основании выписанных счет-фактур составить ведомость №16 часть 2.
 ? На основании ведомости №16 часть 2 заполнить ведомость №16 часть 1.
 ? Заполнить журнал хозяйственных операций.
 ? На основании полученных данных заполнить журнал-ордер №11.
 ? На основании полученных данных заполнить журнал-ордер №15.
 Выдержка из журнала хозяйственных операций
 за февраль 2001 года
 
 №пп Содержаниеоперации Сумма Корреспонденции
  Д К
 1 Отгружена продукция в порядке реализации
 2 Зачислена выручка за реализованную продукцию
 3 НДС
 4 Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции
 5 Результат от реализации продукции
 Учетные регистры
 
 ЖУРНАЛ – ОРДЕР №11
 К
 Д 62 90 43 ИТОГО
 62
 90
 51
 ИТОГО
 
 
 ЖУРНАЛ – ОРДЕР №15
 К
 Д 90 99 ИТОГО
 99
 90
 ИТОГО
 
 Алгоритм заполнения ведомости №16 часть 1
 1 строка: заполняется согласно остатков на 31.01.01.
 2 строка: гр. 1 – рассчитывается по учетным ценам;
  гр. 2 – из ЖО №10.
 4 строка: 3 стр. гр. 2 / 3 стр. гр. 1?100%.
 5 строка: гр. 1 – количество из ведомости №16 ч. 2 перемножаем на учетную цену;
 гр. 2 – 5 стр. гр. 1?4 стр. / 100.
 6 строка: 3 строка – 5 строка.
 
 ВЕДОМОСТЬ №16 часть 2
 ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
 №пп Дата №счетфактуры Покупатель АФД – 15 ЛОК – 3 Запродукцию НДС Итогопосчету Оплата
  кол-во сумма кол-во сумма дата сумма
 
 
 
 ИТОГО
 
 
 ВЕДОМОСТЬ №16 часть 1
 ВЕДОМОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
 №
 строки Наименование показателя По учетным ценам По фактической себестоимости
  гр. 1 гр. 2 гр. 3
 1 Остаток на начало месяца
 2 Поступило из производства (34 шт. АФД-15 и 34 шт. ЛОК-3)
 3 Итого вместе с остатком
 4 Процентное отношение фактической себестоимости к учетной стоимости
 5 Отгружено и отпущено в порядке реализации
 6 Остаток на конец месяца
 
 Тема 10. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
 
 Краткая теория
 Расчеты – это денежные отношения, которые возникают между контрагентами по товарным и нетоварным операциям. Товарные операции – операции, связанные с куплей-продажей товарно-материальных ценностей (оборудования, материалов, продукции, товаров, услуг и т.п.). Нетоварные операции связаны только с движением денежных средств – расчеты с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, по претензиям, по ссудам и кредитам, по недостачам, по налогам и т.п.
 В зависимости от того, с кем производятся расчеты, их можно подразделить на расчеты с юридическими лицами, физическими лицами, внутрихозяйственные расчеты. Расчеты можно производить наличными деньгами, в безналичном порядке, за счет собственных средств и за счет кредитов банка.
 Расчеты в безналичном порядке производятся по расчетным документам, которые должны содержать следующие реквизиты: наименование, номер, дату выписки, наименование плательщика и получателя, их банковские реквизиты, сумму платежа прописью и цифрами, на первом экземпляре – подписи и печать организации, выписавшей документ. В расчетных документах помарки, подчистки, исправления не допускаются.
 Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах. Под формой расчета понимают способ совершения безналичных расчетов с применением установленного платежного документа. В настоящее время применяются следующие формы безналичных расчетов: с использованием платежных поручений и требований-поручений; аккредитивная; с помощью почтовых переводов; чеками.
 Платежное поручение – приказ банку о перечислении с расчетного счета плательщика суммы денежных средств контрагенту. Платежными поручениями оформляются: платежи в бюджет и в негосударственные фонды, оплата продукции (работ, услуг) как последующая, так и предоплата, платежи в оплату претензий, штрафов, пени, неустоек и т.п. Платежными поручениями могут производиться любые расчеты (по товарным и нетоварным операциям), в том числе расчеты плановыми платежами. Расчеты плановыми платежами применяют в том случае, когда между партнерами существуют равномерные и постоянные поставки и заключено соглашение о плановых платежах.
 Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров (работ, услуг). При платежном требовании в банк плательщика направляются расчетные и отгрузочные документы. Банк предоставляет требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке плательщика. Плательщик акцептует (соглашается его оплатить) платежное требование-поручение или производит отказ от акцепта полностью или частично в течение трех дней. Плательщик, дав согласие оплатить платежное требование-поручение, заполняет вторую его часть – платежное поручение, поручив банку снять с его расчетного счета указанную сумму, и сдает его в банк для оплаты. Банк плательщика после списания со счета средств пересылает документы в банк получателя для зачисления платежа на его расчетный счет.
 Аккредитив – это поручение банка покупателя (плательщика) банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказание услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Данная форма расчетов используется, как правило, когда расчеты между поставщиками и покупателями носят эпизодический характер и финансовое положение покупателя неустойчиво. Она гарантирует поставщику оплату его продукции (работ, услуг), так как создает возможность скорейшего получения платежа после выполнения поставщиком своих обязательств. Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок до 15 дней (в отдельных случаях может быть установлен иной срок). Для открытия аккредитива покупатель подает в банк заявление, в котором указывается наименование поставщика, дата и номер договора, срок аккредитива, и сумма. Оплата с аккредитива ограничивается суммой договора. По истечении срока аккредитив закрывается. Организация может сделать это досрочно. Все счета, оплаченные с аккредитива, посылаются покупателю через банк для проверки правильности списания.
 Почтовые переводы применяются для перечисления организацией физическим лицам алиментов, заработной платы и командировочных расходов, а также платежей за продукцию (работы, услуги) организациям, находящимся в местности, где нет кредитных учреждений. Переводы через органы связи оплачиваются наличным или перечислением по акцептованному банком платежному поручению. Для того чтобы банк акцептовал платежное поручение, плательщик предоставляет в банк платежное поручение со списком. Акцептованное банком поручение со списком сдается почтовому отделению, которое оформляет прием переводов.
 Чек – это денежный документ установленной формы, содержащий письменное поручение перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму. Чеки применяются как универсальное средство платежа как во внутреннем обороте, так и в международных расчетах. Во внутреннем обороте чек используется: для получения в банке наличных денег (денежный чек); для расчетов за товары и услуги в безналичном порядке (расчетный чек). В международных расчетах чеки применяются для совершения платежей неторгового характера.
 Чек должен содержать: наименование, дату и место составления чека, наименование и банковские реквизиты плательщика, поручение плательщику выплатить конкретную сумму, валюту платежа, подпись чекодателя. Для удобства чеки собирают в чековые книжки. Для получения чековой книжки организация подает в банк заявление установленного образца. Чек подлежит оплате, как правило, в течение 10 дней.
 Для отражения в учете расчетных операций применяют группу счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
 Организации могут иметь расчеты с внебюджетными фондами – дорожными фондами, фондами социального страхования.
 С целью социального обеспечения работников создаются социальные фонды: Фонд социального страхования; Пенсионный фонд; Фонд занятости населения; Фонд обязательного медицинского страхования. Для учета отчислений в перечисленные фонды используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
 Фонд социального страхования и обеспечения создается для материального обеспечения работников во время болезни, при потере трудоспособности и т.п. Ежемесячно организации в соответствии с тарифом, установленным в централизованном порядке, производят отчисления в процентах к начисленной отплате труда работников по всем основаниям (фонд оплаты труда, выплаты из фонда потребления и т.д.). Для учета расчетов с фондом используют субсчет 69/1 «Расчеты по социальному страхованию». Отчисления в фонд производят за счет тех же источников, из которых была начислена заработная плата:
 Д 20, 23, 25, 26, 44 – начисления на заработную плату работников по основной деятельности.
 К 69/1
 Отчисления в фонд социального страхования частично используются на самом предприятии для выплаты различных пособий – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также на другие мероприятия. Начисление пособий отражается проводкой: Д 69 К 70, выплата пособий – Д 70 К 50.
 Неиспользованные суммы перечисляются в фонд социального страхования – Д 69 К 51.
 Пенсионный фонд создается для обеспечения работников пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Для учета расчетов по взносам в Пенсионный фонд используют субсчет 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению». Отчисления в фонд производят за счет тех же источников, из которых начислялась заработная плата – Д 20, 23, 25, 26, 44 К 69/2.
 Перечисление в установленные сроки Пенсионному фонду сумм отражается записью Д 69/2 К 51.
 Для обеспечения равных возможностей всем гражданам страны в получении медицинской помощи и обеспечении лекарствами создан Фонд медицинского страхования. Для учета отчислений в этот фонд используют субсчет 69/3 «Расчеты по медицинскому страхованию». Порядок расчета отчислений и организация их учета аналогичны организации расчетов с Фондом социального страхования:
 Д 20, 23, 25, 26, 44 К 69/3 – начисления взносов;
 Д69/3 К 51 – перечисление их в фонды.
 Предприятия любой формы собственности обязаны уплачивать в бюджет различные налоги. Все налоги делятся на взимаемые на всей территории России и взимаемые по решению органов власти различных уровней.
 Для организации учета расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым предприятием, и налогам, удерживаемым с персонала этого предприятия, применяют счет 68 «Расчеты с бюджетом». По кредиту счета 68 отражают начисление налогов, по дебету – перечисление начисленных налогов в бюджеты различных уровней. Сальдо может быть как кредитовым – показывает сумму задолженности перед бюджетом по начисленным налогам; так и дебетовым – показывает переплату налогов в бюджет.
 Аналитический учет расчетов с бюджетом ведут по видам налогов.
 К основным налогам, которые уплачивает предприятие в бюджеты различных уровней, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на имущество предприятий, подоходный налог с физических лиц и др.
 Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Для учета НДС на предприятии кроме счета 68 используют счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». К нему могут быть открыты субсчета. НДС, уплачиваемый (подлежащий уплате) поставщикам, отражается по дебету счета 19 – Д 19 К 60,76,51. При выполнении обязательных условий: оплате счета поставщика, получении материальных ценностей или услуг НДС, уплаченный поставщикам, предъявляется бюджету – Д 68 К 19.
 Суммы НДС по материалам, используемым для производства продукции, освобожденной от НДС, включаются в себестоимость такой продукций и к возмещению не предъявляются – Д20 К 19.
 По окончании месяца определяют сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между суммами налога, начисленного и предъявленного к возмещению. Перечисление налога в бюджет отражается проводкой Д 68 К 51.
 Учет расчетов по налогу на прибыль. Самую существенную доходную часть бюджета составляют поступления в виде налога на прибыль организаций. Плательщиками налога являются организации (в том числе бюджетные) – юридические лица по законодательству России. Объект налогообложения – прибыль предприятия.
 Базой для расчета налогооблагаемой валовой прибыли служит прибыль отчетного периода, определяемая как кредитовое сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки», которая корректируется (уменьшается и увеличивается) на суммы расходов и доходов, предусмотренных законодательством. По налогу на прибыль предприятиям может быть предоставлен ряд льгот.
 Учет расчетов по налогу на имущество предприятия. Объект налогообложения – имущество предприятия, находящееся на его балансе. Не являются объектом налогообложения средства, предназначенные для выплаты пенсий и пособий, назначаемых органами социальной защиты населения.
 Сумма налога рассчитывается по проценту к среднегодовой стоимости имущества в установленном порядке. Рассчитанная сумма налога записывается: Д 99 К 68, при перечислении средств в бюджет составляют проводку Д 68 К 51.
 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц – это налог, который предприятие уплачивает от имени получателей дохода, т.е. это налог не предприятия, а лиц, получающих от предприятия различные виды дохода. Основной источник дохода работников предприятия – заработная плата. Для определения налогооблагаемой базы к заработной плате добавляют суммы, которые по действующему законодательству считаются доходом работника: суммы превышения норм командировочных расходов, стоимость продукции, выданной работникам безвозмездно, и т.п.
 Налогообложение осуществляется исходя из совокупного годового дохода по единой шкале ставок, при этом месячный доход рассматривается как промежуточный. Из совокупного дохода работника до налогообложения ежемесячно исключаются: установленный законом размер скидки на работающего, его детей и иждивенцев.
 Удержанные суммы подоходного налога отражаются проводкой: Д 70 К 68; перечисление в бюджет – Д 68 К 51.
 Контрольные вопросы
 1. Что такое дебиторская и кредиторская задолженность?
 2. Какие сроки расчетов и исковой давности?
 3. В каком регистре учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками?
 4. В каком регистре ведется аналитический учет с покупателями и заказчиками?
 5. Как учитываются расчеты с бюджетом по налогам и сборам?
 6. Как рассчитывается единый социальный налог?
 7. В каких регистрах учитываются расчеты с разными дебиторами и кредиторами?
 8. Как учитывается депонированная заработная плата?
 9. В каком регистре учитываются расчеты с подотчетными лицами?
 10. Какие существуют расчеты с персоналом по прочим операциям?
 11. Напишите корреспонденции по расчетам с материально-ответственным лицом за недостачу материалов.
 Условие задачи
 
 Задание
 На основании ранее произведенных операций заполнить журнал хозяйственных операций. На основании журнала хозяйственных операций заполнить журнал-ордер №8.
 Выдержка из журнала хозяйственных операций
 за февраль 2001 года
 
 №пп Содержаниеоперации Сумма Корреспонденции
  Д К
 1 Списывается в уменьшение задолженности перед бюджетом:
 ? остаток на начало месяца по 19 счету;
 ? сумма по Д19 счета (оплаченная) из ЖО №6;
 ? сумма по Д19 счета (оплаченная) из ЖО №7.
 2 Начислен подоходный налог
 3 Начислен НДС на реализованную продукцию
 Учетные регистры
 
 К
 Д 19 68/пн 68/ндс ИТОГО

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу