<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Активизировать мотивы субъекта
  Мотив-ботаника
  усл.
  Импульсы движения и роста растений
  Мотив-зоология
  усл.
  Мотивы, которые роднят людей с животными, но людьми часто подавляются или игнорируются
  Нейтрализм
  биол.
  Отсутствие взаимодействия между организмами
  Паразитизм
  биол.
  Использование одним организмом другого в качестве источника пищи и места обитания с возложением на него обязанностей регуляции взаимоотношений с внешней средой
  Парателическое состояние
  психол.
  Ориентация на процесс текущей деятельности и связанные с этим ощущения (или потребность в такой ориентации)
  Патернализм
  психол.
  Практика управления или контролирования людей путем обеспечения их потребностей, но без предоставления им ответственности за что-либо
  Принуждение
  психол.
  Угроза применения инициатором воздействия своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств"
 
  Продолжение табл.
  Термин
  Вид
  термина'
  Определение
  П родол говаты и мозг
  физиол.
  Самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно перед спинным мозгом. В нем находятся рефлекторные центры, регулирующие ряд важнейших физиологических процессов: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту.
  Саботаж'
  психол.
  Сдерживание, торможение, затруднение действий оппонента
  Самоактуализация
  психол.
  Потребность человека развить и реализовать свой потенциал
  Самоисполняющиеся предсказания
  психол.
  Предубеждение по отношению к человеку, выражаемое в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих его вести себя в соответствии с нашим предубеждением
  Симбиоз
  биол.
  Взаимно полезное сожительство организмов
  Синойкия
  биол.
  Квартирантство одного из организмов на или в теле другого, при том, что пользу от этого могут извлекать оба организма или только один из них
  Стимул
  психол.
  Первоначально - палочка для того, чтобы подгонять домашнее животное. То, что побуждает.
  Стимулировать
  психол.
  Пробуждать, усиливать или ускорять мысли, чувства и действия
 
  ' От франц. сабо - деревянные башмаки, которыми работники били и разрушали оборудование во время забастовок.
  Продолжение табл.
  Термин
  Вид термина'
  Определение
  Таксис
  биол.
  Вызванные внешними раздражениями упорядоченные свободные перемещения у бактерий, сине-зеленых водорослей, слизистых грибов и других растений. У человека (условно, в концепции мотивационного тренинга) - автоматическое движение к чему-либо или от чего-либо вследствие притягательности или отвра-тительности внешнего стимула; этот автоматизм непреодолим или весьма трудно преодолим, даже если он осознается
  Таламус
  анат.
  Структура ствола мозга, действующая как ретранслятор электрических импульсов, входящих в кору головного мозга и выходящих из нее
  Телическое состояние
  психол.
  Ориентация на важную, существенную цельдеятельности (или потребность быть ориентированным на такую цель)
  Территоризм
  биол.
  У животных - борьба за занятое жизненное пространство определенной площади и конфигурации. У человека может обретать форму борьбы не только за пространство, но и за то, что символически сохраняет или увеличивает пространство, "обогащает" его: деньги, вещи, количество подчиненных, объем властных полномочий и т. п.
  Харизма
  психол.
  Способность притягивать к себе людей, увлекая их своей личностью и своими целями
  Харизматическая личность
  психол.
  Человек, чьи цели хочется признать своими
 
  Окончание табл.
  Термин
  Вид
  термина'
  Определение
  Эффект Зейгарник
  психол.
  Возникновение напряжения при невозможности завершить задачу и лучшее запоминание материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами
  Эффект Л исснер
  психол.
  Падение интереса к незавершенной задаче после работы над более трудной и интересной новой задачей
  Эффект ореола
  психол.
  Включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который нами оценивается низко по важному для нас качеству - отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством
 
  Приложение 3
  МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ, КОТОРЫЕ ВЫДАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА
  1. Алгоритмы'
  1.1. Алгоритм пространственного территориями
  1. Определите, что человек считает своей территорией.
  2. Показывайте ему в действии, что Вы уважительно относитесь к тому, что он считает своей территорией.
  3. Поощряйте территоризм различными способами:
  Способствуйте расширению его территории, если вы располагаете соответствующими полномочиями
 
 
  Способствуйте тому, чтобы он действовал на своей территории,-это придает ему сил
 
 
  Способствуйте обогащению его территори и новыми объектами и символами
  1.2. Алгоритм психологического территоризма
  1. Определите, что человек считает своей психологической территорией - зоной своей ответственности, компетенции, влияния.
  2. Показывайте ему в действии, что Вы уважительно относитесь к тому, что он считает зоной своей ответственности, компетенции, влияния.
  ' Алгоритмы сформулированы как письма к уважаемому адресату, с обращением на "Вы" с большой буквы. Если бы они обращались к адресату на "ты", то страдали бы чрезмерной инструктивностью и прямотой, то есть могли бы автоматически вызывать протест (лимит -таксис). Формулировать их в повелительном наклонении (сделать... определить... и т. п.) было бы еще менее целесообразно, по той же причине.
  3. Поощряйте психологический территоризм различными способами:
  Одаривайте его новыми психологическими территориями, если вы располагаете соответствующими полномочиями
 
 
  Предлагайте ему самостоятельно осваивать новые психологические территории (участие в новых проектах, конкурсах, испытаниях)
 
 
  Способствуйте закреплению за ним его психологической территории в его собственных глазах и в глазах других с помощью объектов и символов
  1.3. Алгоритм пространственного антитерриторизма'
  1. Определяется, что данный субъект считает своей территорией.
  2. Допускается нарушение его территории, варьирующее по силе, - мягкое, чувствительное, жесткое, нестерпимое, например:
  Мягкое нарушение
  Чувствительное нарушение
  Жесткое нарушение
  Нестерпимое нарушение
  Нарушитель придвигается к субъекту ближе, чем это удобно для субъекта
  Нарушитель берет какой-либо предмет, принадлежащий субъекту, и начинает рас
  Нарушитель занимает место субъекта за столом и начинает работать
  Нарушитель садится на стол субъекта, забирает и уносит его вещи и т. п.
 
  сматривать его, разбирать и собирать, использовать
  за его компьютером, писать в его блокноте
 
 
  его ил и "играть" с ним (например,
  и т. п.
 
 
  писать его ручкой
 
 
 
  или вертеть ее в руках)
 
 
 
  ' Алгоритмы антитерриторизма - это стратегии манипуляции или открытой войны. У нас - биологизированный тренинг, а не манипулятивный и не военизированный. Поэтому алгоритмы антитерритористического поведения даются в безличной форме, скорее как описания возможных действий противоположной стороны, нежели собственных действий. Решение о допустимости применения антитерритористической стратегии каждый принимает сам (памятуя о том, что это - манипуляция, война, нападение) и несет всю полноту ответственности за это решение.
  1.4. Алгоритм психологического антитерриторизма
  1. Определяется, что данный субъект считает своей психологической территорией - зоной своей ответственности, компетенции, влияния.
  2. Производится нарушение его психологической территории, варьирующее по силе, - мягкое, чувствительное, жесткое, нестерпимое, например:
  Мягкое нарушение
  Чувствител Чуствительноеьное нарушение
  Жесткое нарушение
  Нестерпимое нарушение
  Нарушитель по собственной инициативе дает субъекту советы и рекомендации по вопросам, относящимся к сфере компетенции субъекта
  Нарушитель по собственной инициативе анализирует ошибки и просчеты субъекта в его работе
  Нарушитель предлагает свою помощь и советы подчиненным субъекта
  Нарушитель выходит со своими предложениями по решению проблем субъекта к вышестоящему начальнику или налагает "арест" на часть его психологической территории, временно лишая его части полномочий и т. п.
 
  7.5. Алгоритм таксиса
  1. Определите цель мотивирующего действия (например, мотивировать сотрудников к достижению высокого результата).
  2. Определите человека, по отношению к которому Вам нужно
  совершить мотивирующее действие.
  3. Определите вид таксиса, который будет эффективным по отношению к этому человеку.
  4. Подберите стимул, подходящий для выбранного таксиса и
  для данного человека.
  5. Предъявите стимул.
  6. Регулируйте действие стимула для достижения оптимальной
  мотивации.
  7. Оцените эффективность действия стимула.
  8. Выберите другой стимул или другой таксис, если Ваш выбор оказался неэффективным.
  1.6. Алгоритм преодоления саботажа
  1. Проанализируйте поведение саботажника с точки зрения его мотивов.
  2. Определите мотивы саботажника. (Чего он добивается? Чего он хочет ?)
  3. Определите возможности соединения мотивов саботажника с целями организации. (Можно ли удовлетворить его мотив таким образом, чтобы это было полезно для организации ?)
  4. Сформулируйте цели организации таким образом, чтобы саботажник сам увидел их связь с собственными мотивами.
  /. 7. Алгоритм мониторинга
  В случае если у Вас есть цель, которой Вы хотите достичь, но другое желание противоречит этой цели, проанализируйте свое мотивационное состояние, отвечая самому себе на следующие вопросы:
  1. Хочу ли я достичь своей цели?
  2. Хочется т мне сейчас этим заниматься?
  3. Что мне хочется делать?
  4. Как соединить это с тем, что я решил сделать?
  1.8. Алгоритм картины будущего
  1. Определите свою цель на 5 лет вперед.
  2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего:
  - Кем Вы будете через 5 лет?
  - Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование?
  - Каков будет Ваш ежемесячный доход?
  - Как Вы будете себя чувствовать?
  - Какими будут Ваши перспективы на будущее?
  3. Определите, что Вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этой цели.
 
  4. Сформулируйте свой девиз на ближайшие 3 месяца и сделайте карточку, на которой был бы напечатан этот девиз.
  5. Носите карточку с собой и доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.
  6. Через 3 месяца сформулируйте новый девиз.
  7. Повторяйте действия по пунктам 5 и 6 еще 2 раза в течение
  года.
  8. В конце года сопоставьте полученный результат с Вашей
  целью на год.
  9а. Поощрите себя наиболее подходящим для себя образом, если цель достигнута.
  96. Поощрите себя и в том случае, если цель достигнута лишь частично.
 
  10а. Уточните цель на следующий год
  106. Уточните свою цель
  на следующий год и примите
  на себя обязательства
 
  Сообщив как можно большему количеству людей о своей цели
  Заключив договор со значимым для вас лицом о том, что в случае невыполнения вашей цели вы лишаетесь материального залога, который вы передаете этому лицу
 
  На. Действуйте и далее по пп. 4-10а
  116. Действуйте далее по пп. 4-8
 
  126. Если цель достигнута, сообщите об этом доверенному лицу и верните себе свой залог. Если цель не достигнута, оставьте свой залог доверенному лицу навсегда.
  136. Далее действуйте
  по пп. 106-126, но величину
  залога нужно увеличить вдвое.
  1.9. Алгоритм самоисполняющихся предсказании
  1. Вспомните того человека, который кажется вам недостаточно или неправильно мотивированным для его работы.
  2. Оставьте за порогом сознания все, что Вы знаете об этом человеке, его мотивах.
  3. Сосредоточьтесь на том, каким Вы хотите его видеть. Составьте себе желаемое для Вас представление об этом человеке. Какие он должен ставить перед собой цели? К чему он
  должен стремиться7
  4. Добейтесь того, чтобы перед Вами возник его отчетливый идеальный образ.
  5. Представьте себе, что он уже стал таким, каким Вам хотелось бы его видеть.
  6. Теперь, обращаясь к этому человеку по какому-либо делу, обращайтесь к Вашему идеальному представлению о нем.
  7. Ваше предсказание самоисполнится - он станет ближе к Вашему идеальному представлению о нем.
  1.10. Алгоритм "французского плетения"
  1. Сформулируйте цель, которой Вы хотите добиться.
  2. Определите, как этой цели помогает Ваше знание об успехах ваших товарищей.
  3. Определите, как этой цели помогает Вам Ваша семья.
  4. Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина/любимая женщина.
  5. Определите, как достижению цели помогает Вам сегодняшнее событие (срыв договора о поставках, уход в другую организацию ценного сотрудника, сбой в сети электропитания, поломка вашего персонального компьютера, введение закона о регистрации расходов, рождение котят у вашей кошки, приезд родственников из другого города и т. д.,
  и т. п.)
  6. Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели вам дает любое событие вашей жизни.
  2. Задачи
  Задача 1
  Имеется 736 г 16%-ного раствора йода в спирте. Требуется получить 10%-ный раствор йода в спирте. Сколько для этого нужно долить спирта?
  Решение:
  \) Каково абсолютное количество йода в растворе? Оно составляет 16% от 736 г, то есть:
  736х0,16= 117,76 г
  2) Если это количество будет составлять 10%, то какое количество будет составлять 100%?
  100% в 10 раз больше 10%, поэтому нужно умножить имеющееся количество йода на 10:
  117,76 х 10= 1177,6 г
  3) Сколько нужно долить спирта к 736 г раствора, чтобы получилось 1177,6 г?
  1177,6-736 =441,6 г.
  Ответ: Нужно долить 441,6 г спирта.
  Задача 2
  Из полной бочки взяли 14,4 кг квашеной капусты и затем еще 5/12 этого количества. После этого в бочке осталось 5/8 находившейся там ранее квашеной капусты.
  Сколько килограммов квашеной капусты было в полной бочке?
  Решение:
  Сколько килограммов составит 5/12 от 14,4 кг?
  14,4х5/12 =6 кг
  Сколько всего килограммов капусты взяли из бочки?
  14,4 + 6 = 20,4 кг
  Когда из бочки взяли 20,4 кг капусты. В ней осталось 5/8 находившейся там ранее квашеной капусты. Это означает, что 20,4 кг составляют 3/8 количества капусты в полной бочке. Для того чтобы определить, сколько капусты было в полной бочке, нужно 20,4 кг разделить на 3/8:
  20,4 : 3/8 = 54,4 кг
  Ответ: в полной бочке было 54,4 кг квашеной капусты.
  Задача 3
  Для покупки суперсовременного компьютера и монитора Алексею понадобится 2600 долларов. Он решил накопить их. В первый месяц он накопил 8,5% требуемой суммы, во второй месяц на 30 долларов больше. Какую сумму осталось накопить Алексею?
  Решение:
  Сколько долларов было накоплено в первый месяц?
  2600х0,085=221 доллар
  Сколько долларов было накоплено во второй месяц?
  221 +30=251 доллар
  Сколько долларов осталось накопить Алексею?
  2600 - (221 + 251) = 2128 долларов
  О т Ответ т/Алексею осталось накопить 2128 долларов.
  3. Списки таксисов 3.1. Список таксисов, составленный по психологической литературе
  Стимул
  Название таксиса
  Характер вызываемых действий
  Пример
  1. Новизна
  Неотаксис (рефлекс новизны)
  Положительный - движение в сторону нового стимула
  Стремление подойти к новому предмету, рассмотреть его, опробовать его возможности
  2. Харизма (в простейшем случае - красота)
  Харизма-таксис
  Положительный - движение в сторону харизматической личности и за ней
  Стремление приблизиться к привлекательному человеку и не отставать от него
  3. Затягивание времени
  4. Ограничение пространства и времени
  Хроно-таксис
  Лимит-таксис (рефлекс свободы)
  Отрицательный - движение прочь из ситуации, в которой все совершается слишком медленно
  Отрицательный - движение в сторону от узких границ и из них-стесненного пространства, сковывающих временных рамок, символических ограничений, налагаемых правилами, и т. п.
  Стремление избежать затягивания работы,длиннот в чужих объяснениях, замедленности чьих-либо реакций,действий и т. п.
  Отказ работать всегда на одном и том же месте, борьба против назначенного жесткого регламента, попытки обойти или нарушить правила и ограничения
 
  3.2. Список таксисов, составленный другими группами
  Стимул
  Название таксиса
  Характер вызываемых действий
  Пример
  1. Движение
  Мото-таксис
  Положительный - движение в сторону того, что двигается
  Стремление приблизиться к двигающемуся объекту, например, к конвейеру
  2. Звук
  Аудио-таксис

<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу