<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. Что мне хочется делать?
  Мне хочется выспаться, а потом уехать в отпуск. Ну - хотя бы выспаться... Для этого мне дня два нужно валяться в постели.1
  4. Как соединить это с тем, что я решила сделать? Уйти с работы на два дня, валяться в постели и на диктофон записывать свои мысли об инструкции!
  Результатом упражнения должно быть ощущение возможности и полезности соединения противоречивых стремлений вместо борьбы с одним из них.
  Наша подкорка не любит приказов. Подкорка не желает подчиняться коре.2 Можно проиллюстрировать это рассказом о методе парадоксальных намерений Виктора Франкла (Франкл В., 1990). Суть этого метода, как известно, состоит в том, что мы идем навстречу нежелательному импульсу, даем себе приказ сознательно и произвольно совершать то, что нами непроизвольно или помимо нашей воли и так совершается. Например, мы
  ______________________
  ' Тут группа реагирует: "У-у-у! Ничего себе! Мы такого себе уже много лет не позволяли!"
  2 О строении головного мозга см. Приложение 3.
  приказываем себе трястись как можно сильнее перед интервью, на котором будет решаться вопрос о нашем приеме на работу, или не засыпать до 5 часов утра, и т. п.
  В результате того, что мы приказываем себе делать нечто, что наша подкорка заставляет нас делать, действие прекращается. Мы перестаем трястись, перестаем мучаться бессонницей, и т. п.
 
  4.4.6. "Французское плетение".
 
  Цель - тренировка в использовании энергии различных побуждений и желаний для реализации поставленной цели.
  Ж. Пэйо писал: "Если для того, чтобы идея могла слиться с поступком, ей нужна теплота эмоции, то... мы можем вызывать эту теплоту не с помощью самоприказа, но разумным применением законов ассоциации. Узнали ли мы об успехе товарища, получили ли мы радостное известие из родного дома - живей за работу!" (Пэйо Ж., 1 903. с. 46).
  Будем действовать по алгоритму (тренер выдает участникам лист с соответствующим алгоритмом из Приложения 3).
  Сначала нужно сформулировать свою цель. Вспомните о какой-либо актуальной для вас цели и отчетливо сформулируйте ее. Запишите эту цель в своих тетрадях.
  Теперь представьте себе, что кто-то из ваших друзей добился успехов в реализации аналогичной цели или вообще добился в чем-то успеха. Определите, как ваше знание об успехах ваших товарищей помогает вам в реализации собственной цели.
  Определите, как этой цели помогает вам ваша семья... Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина/любимая женщина...
  Вспомните о каком-либо событии, которое сегодня (или вчера) с вами произошло. Это может быть и радостное событие, и неприятное, и амбивалентное (многозначное). Например, это может быть срыв договора о поставках, уход в другую организацию ценного сотрудника, сбой в сети электропитания, поломка вашего персонального компьютера, введение закона о регистрации расходов, рождение котят у вашей кошки, приезд родственников из другого города и т. д. и т. п. Определите, как это событие может помочь вам в достижении вашей цели. Неприятные события создают дискомфорт, а великая мотивирующая сила дискомфорта нам уже известна. "Фрустрация является фактором, усиливающим мотивацию, когда причины ее рассматриваются как устранимые. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды" (Куницына В.Н., 1998, с. 190). Приятные события воодушевляют, дают прилив энергии. Правда, эта энергия не имеет определенного направления, и наша задача состоит как раз в том, чтобы направить ее на реализацию поставленной цели. Неожиданности заставляют искать новых ходов, а значит, стимулируют творчество.
  Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели вам дает любое событие вашей жизни.
  Используйте эту энергию, напоминая себе, как это событие помогает вам.
 
  4.4.7. Алгоритм картины будущего.
 
  Цель - создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца.
  Инструкция
  Давайте попробуем регулировать собственную мотивацию путем построения картины будущего.
  Тренер раздает участникам Алгоритм картины будущего (см. Приложение 3).
  Сейчас каждый должен определить свою цель на 5 лет вперед. Запишите эту цель у себя в тетрадях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Вопросы алгоритма могут помочь вам нарисовать картину будущего выпукло и отчетливо. Кем вы будете через 5 лет? Какое вы получите к этому времени дополнительное образование? Каков будет ваш ежемесячный доход? Как вы будете себя чувствовать ? Какими будут ваши перспективы на будущее?
  Если эти вопросы не вполне совпадают с вашими представлениями о собственном будущем, задайте себе другие. Это могут быть вопросы о ваших достижениях в бизнесе, о перспективах семейной жизни, о научных свершениях и т. п. Главное, чтобы вы смогли нарисовать действительно желанную для вас картину будущего через 5 лет. Запишите это в тетради.
  На эту работу может потребоваться от 5 до 10 минут. Заранее оговаривать время не стоит. Эта работа требует достаточно глубокого погружения в себя, самоанализа. Она должна протекать органично и занимать столько времени, сколько необходимо.
  Теперь определите, что вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этой цели. Напишите, что должно быть сделано в 2000 году? В 2001 ? В 2002? В 2003? В 2004? (На эту работу может потребоваться 6-7 минут.)
  Теперь решите, что должно быть сделано в течение ближайших 3-х месяцев для того, чтобы вы могли продвинуться к цели.
  Я раздам вам эти чудесные карточки для того, чтобы вы написали на них свой девиз. (На формулирование девизов группе может потребоваться около 4-5 минут.)
  Теперь те, кто может показать свой девиз всем остальным, вставят его в свой бейдж. Если девиз очень личный, его, конечно, можно никому не показывать. Давайте встанем, походим по комнате, вчитаемся в девизы других...
  Надеюсь, эти девизы помогут нам мотивировать себя в течение ближайших 3 месяцев. Карточку лучше всего носить с собой в кармане. Доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.
  Через 3 месяца нужно будет сформулировать новый девиз, и затем повторять это через каждые 3 месяца.
  В конце года сопоставьте полученный результат с вашей целью на год. Если цель будет достигнута, поощрите себя. Подарите себе что-то, что вы цените, в чем давно отказываете себе, то, что вы любите. Затем уточните цель на следующий год и действуйте и далее по пп. 4- 10а.
  Если цель не достигнута, все равно поощрите себя. Дайте самому себе небольшой отпуск, купите себе нужную для работы или для осуществления вашей цели вещь, пройдите какой-нибудь интересный и важный тренинг. Вы боролись, но пока у вас не получилось.
  После этого уточните свою цель на следующий год и примите на себя определенные обязательства, предусматривающие некоторые лишения в том случае, если цель не будет достигнута и в следующем году.
  Первое, что вы можете сделать, - это сообщить как можно большему количеству людей о своем намерении добиться поставленной цели. На карту будет поставлено ваше имя. Если самолюбие не является одной из ваших главных черт, вы можете выбрать другой путь.
  Составьте контракт, который предусматривал бы определенные материальные лишения в случае, если поставленная цель не будет вами достигнута. В бихевиоральной терапии такие контракты практикуются достаточно часто. Хочешь похудеть на 10кг, а силы воли не хватает ? Ты можешь заключить договор о том, что на период в 6 месяцев или в 1 год ты передаешь терапевту в клинику определенные ценности, которые будут тебе возвращены, если ты похудеешь на 10 кг, и останутся в клинике навсегда, если ты этого не сделаешь. Таким образом, мотив похудеть получает серьезное подкрепление в форме опасения потерять материальные ценности.
  В моей практике работы с участниками тренингов было заключено множество контрактов на разные суммы и по разным поводам.' Например, речь могла идти о смене места работы, о подготовке и защите проекта, сдаче кандидатского экзамена, овладении разговорным английским языком и даже соблюдении Великого поста.
  Максимальная сумма контракта из тех, которые были заключены со мной, составляла 300 долларов.
  Как правило, контракты выполняются. Один слушатель заключил контракт о том, что за 5 месяцев он похудеет на 6 кг. Когда его спросили, действительно ли контракт помогает похудеть, он ответил мрачно, что помогает, но что он никому такого не посоветует. Однако контракт был им выполнен. Лишь примерно 7% заключенных со мною контрактов не были выполнены.
  Если через год окажется, что вы достигли своей цели, вы сообщаете об этом доверенному лицу и возвращаете себе свой залог. Если вы не достигли цели, залог остается у него навсегда. На следующий год вы заключаете с этим же или другим доверенным лицом новый контракт, но сумма его должна быть увеличена по крайней мере вдвое.
  Идея такого контракта обычно нравится большинству участников. Однако воплотят ли они эту идею - неизвестно.
  Главная цель этого индивидуального упражнения - формирование убежденности в том, что мы во многом властны над тем, что произойдет с нами, если мы систематически планируем свою деятельность и сами регулируем уровень своей активации.
  4.4.8. Завершающее упражнение "Вызов".
 
  Цель - заострение жизнеутверждающей идеи о великой мотивирующей силе дискомфорта.
 
  Инструкция.
 
  Постарайтесь преодолеть зону комфорта, в которой вы стремитесь находиться. Сделайте что-либо, что вам будет неудобно, неприятно или страшно сделать.
  Как барон Мюнхгаузен, вы должны сами себя поднять за волосы и выбраться из болота.
  Сделайте это сейчас.
  Делайте это все время.
 
  _______________
  ' Особенно широко заключение контрактов практикуется мною при проведении Бихевиоральных студий в Институте тренинга, в Санкт-Петербурге.
  Это упражнение не обязательно выполнять. Можно прочитать инструкцию к нему как призыв, так, чтобы оно звучало как завершающий аккорд всего тренинга.
  Дискомфорт мотивирует. Поэтому будем радоваться дискомфорту.
 
  4.5. Сумасшедшие сессии.
 
  Сессии подразумеваются экзаменационные, сумасшедшие же они потому, что проводятся в манере "crazy" - остроумного безумия (или безумного остроумия, если получится).
  Цель - повторить и систематизировать пройденное, энергетизировать группу.
  В главе 1 были описаны отличительные черты сумасшедших сессий в мотивационном тренинге. Опрос ведется в опоре на образы, якобы "зарисованные" в тетради у пытливого, но не очень сметливого участника тренинга. Образы должны помочь вспомнить, а потом еще раз, и уже более прочно, запомнить ту или иную идею, способ действия и т. п.
  Инструкция.
 
  Друзья! Доброе утро! Оказывается, вчера у нас за кругом сидел еще один участник тренинга, которого мы не заметили. Он все записывал, многое зарисовывал, но не все понял. Сейчас он будет задавать нам вопросы. Возможно, они будут казаться иногда чуть-чуть безумными... Но это - сумасшедшая сессия...
  Вы знаете, что в группах (и в коллективах) часто бывают люди, которые все понимают как-то по-своему. Нам нужно просто и точно ответить на все вопросы. Давайте встанем. Я буду передавать мяч кому-то из вас, этот человек и будет отвечать на вопросы пытливого гостя.
  Привожу примеры вопросов.
  1. Как можно в офисе мотивировать с помощью террора?
  2. Почему у меня нарисована решетка и написано: "Тюрьма мотивирует"?
  3. Чем харизма-таксис отличается от босс-таксиса? Если у босса нет харизмы, то какой уж тут таксис?
  4. Правильно ли я понял, что глупого надо слабо активировать?
  5. Почему у меня на рисунке мотивация - маленький кружок, а активация - большой?
  6. У меня нарисованы чашка кофе и пистолет, и написано, что и то и другое активирует. Это в каком смысле?
  7. Я не понял насчет боязни неудачи. Может для одного это - грандиозный успех, а для другого - полный провал. Например, как на моем рисунке. Значит, тот, кто боится неудачи, может оказаться на более высоком уровне? И при этом все еще не будет доволен...
 
  Объективно высокий результат
 
 
 
 
  Для него этот уровень - неудача
 
 
 
  0
 
 
  А для меня этот уровень - успех
 
 
  Объективно низкий уровень
  8. Почему это я должен помнить то, что у меня не получилось?
  9. А почему это я должен забыть то, что у меня не получилось, если мне дали более трудную задачу?
  10. Почему все-таки отделу производства дали больше денег, чем отделу персонала и отделу маркетинга?
  11. Если 3/4 населения развитых стран занимаются маркетингом, то кому же они все это продают?
  12. У меня написано, что я как менеджер должен быть зоологом и ботаником, чтобы действовать на людей через какого-то гиппопотама...' Как это?
  13. У меня еще записано, что этот гипоталам мешает выполнению договора. А это как?
  14.Теперь я понял, что есть телитики и паралитики. Это-то правильно?
  15. Что это такое - патерналистская мода в бизнесе? А еще какие есть моды?
  16.Я знаю пирамиду Хеопса. А что такое пирамида Маслоу?
  17. Что такое анонимизация мотива?
  18. Почему Никколо Макиавелли у меня нарисован между задачей и "Я"?
  19. Почему это я должен предоставлять человеку свободу выбора? Разве задача не должна быть четкой?
  20. Почему Ван-Гог вместо еды покупал краски? и т. п.
  ___________________
  ' Гипоталамус, который мы условились считать центром, управляющим таксисами и территоризмом.
 
  Ну что, мы смогли повторить материал? Спасибо, давайте сядем. Начинаем работу!
  Как правило, если сессия прошла удачно, она дает участникам чувство удовлетворения. Кроме того, возможность сесть их тоже радует. Как часто выясняется в неформальных разговорах, сумасшедшие сессии создают достаточно высокое напряжение у многих участников, несмотря на шутливую форму этой работы. Важно, чтобы напряжение во время сумасшедших сессий было конструктивным.
  Если тренеру кажется, что группа недостаточно вовлечена, он может задать вопрос одному участнику, а потом, если тот задерживается с ответом, спросить у остальных: "Кто знает ответ на этот вопрос? Молча поднимите руку, пожалуйста". Этот прием помогает также проконтролировать степень "узнавания" материала и его образного воплощения.
 
  4.6. Иные методы.
 
  В мотивационном тренинге применяются также дискуссии и методы рисования, продуцирования. Они могут сопровождать любой из вышеперечисленных методов. Например, деловая игра завершается свободной дискуссией. Командная работа с инсценировками "Таксисы" также может завершаться дискуссией.
  Командная работа "Свита паразитов" сопровождается созданием схем, картин, любых иных изображений. Участники могут использовать рисование или лепку для формирования заданий другим командам в командной работе по автономизации мотива.
  Общий принцип таков: количество дискуссий, по возможности, ограничивается. Исключение делается только для таких дискуссий, в процессе которых участники узнают об опыте своих коллег в преодолении трудных ситуаций мотивирующего действия.
  Рисование и иное творчество поощряются. Например, участники могут проявить любые творческие подходы в обозначении своих территорий и играх "Два племени", "Два отдела" и других.
 
  ГЛАВА 5.
  ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА.
 
  Мотивационный тренинг предъявляет особые требования к личности тренера. Он должен обладать такими личностными качествами, как энергия, информированность, опыт, властность, остроумие и харизматичность. Рассмотрим эти качества последовательно.
  5.1. Энергия.
 
  Энергия - это, прежде всего, потенциальная сила. Энергия тренеру необходима, чтобы энергетизировать других. Вялый и апатичный тренер лишь теоретически может поведать участникам, что такое природная стихия мотивации и как ею можно управлять.
  И напротив, тренер с собственным мощным энергетическим зарядом не только провозглашает и вещает, но и являет собою пример человека, который умеет поворачивать в нужном направлении паруса корабля или крылья мельницы.
  Энергия должна рассматриваться нами так же, как способность динамичных превращений. Тренер должен быть образцом превращения энергии: его способность электризовать участников своим внутренним зарядом, заражать и заряжать их, может свободно перетекать в силу магнетизма, внушения. Он экспрессивен и подвижен чисто механически. Однако самая главная энергия, с учетом общей концепции данного тренинга, - энергия биологическая. Как может тренер продемонстрировать свою биологическую энергетику? Важнейшие функции живой системы - это рост, добывание пищи, обмен веществ, обновление материала системы, размножение, расселение. Что может служить реальными проявлениями животворящей и плодоносящей, - биологической - силы?
  Энергетики собственных таксисов и территоризма здесь недостаточно. Нужны еще и иные доказательства.
  Рост, цветение, зрелость проявляются и во внешности тренера, в способе его самопрезентации, в его подходе к проблемам и задачам, в том числе (и даже, прежде всего) совершенно незапланированным. Все должно свидетельствовать о том, что он уже вырос и продолжает расти, что он - цветущий и жизнеспособный организм, у которого нет проблем в "добывании пищи", "расселении", "размножении" (в смысле поиска спутника жизни и рождения потомства). Тренер должен производить впечатление человека, которому ничто не мешает дальше расти, цвести и плодоносить.
  Пусть уж он лучше будет казаться оранжерейным растением, чем забитой жизнью крысой или вороной.
  Призывать использовать силу природной стихии, не умея властвовать над нею, - означает посылать противоречивый, а значит, лишенный настоящей энергии сигнал. Подсознательно участники тренинга могут ответить на это: "Если ты такой стихийный, то почему такой забитый?".
  Ощущение биологического благополучия важно как фон, как необходимое, хотя и неосознаваемое, основание мотивационного тренинга. В первом эскизе тренинга мною планировалось упражнение "Стая", где тренер играет роль вожака стаи птиц или рыб, а все должны инстинктивно следовать за ним, забыв о собственной воле и способности к критическому мышлению. Тренер должен был сначала лететь (или плыть) свободно, во всю полноту своей жизненной силы, и члены стаи должны были почувствовать мощь его витальности. Затем тренер должен был продемонстрировать различные нарушения жизненной силы (утрата мышечной силы, зрения, координации и др.), а участки стаи - испытать на себе действие изъянов в биологической энергетике вожака. Позже я исключила это упражнение, так как оно требует иной системы объяснительных принципов, чем те, которые я считаю главными в данном тренинге'. Тренер просто должен быть вожаком - исполненным жизненной силы и привлекательным благодаря ей.
  Как известно, сила вожака племени - вопрос его потенции, в том числе и половой. Этот аспект жизненной силы лучше оставить за кадром. Не думаю, что эротическая игра может быть адекватным обучающим инструментом тренинга. Однако я не обольщаюсь. Для многих людей весь мир эротизирован и тренинг - такая же часть этого мира, как и все остальные. История любого тренинга - это и история взаимных притяжений и отталкиваний, соединений и отторжений.
  Однако, что бы ни чувствовали участники группы, большинство из них предпочитают молчать об этом. Я считаю, что нужно обсудить проблему, если она возникает, но именно как проблему научную и отвлеченную. Экспериментировать с эрото-таксисом в той же манере, в какой я экспериментирую с автономизацией мотива или эффектом Зейгарник, я бы не рискнула.
  Неоспоримым свидетельством животворящей силы тренера является способность к созданию нового, живое творчество. Важно, чтобы тренер мог не только сам "зачать", развить, породить идею, но и уловить семена чужих идей и дать им прорасти, созреть. Уважение к живой силе ростка, почки, еще слабого крыла, еще покрытых пленкой и пока не зрячих глаз - это, пожалуй, более важные доказательства жизнеутверждающей силы тренера, чем его собственная жизнеспособность.
  Энергия тренера - это и биологическая энергия живого организма, и энергия биолога, поддерживающая другие организмы.
  5.2. Информированность.
  Тренер должен быть человеком сведущим, причем не только в психологии, но и в биологии, менеджменте и вопросах практической жизни.
  _________________
  ' Например, принципы стадности, естественного отбора, взаимного притяжения и отталкивания, общественной стратификации, лидерства и т. п.
  Информированность тренера создает ощущение безопасности любого эксперимента.
  Обширные познания и умение увлекательно рассказать о
  том, что ты знаешь, - верное средство преодоления любых эмоциональных затруднений в группе. Любое событие, даже самое неприятное для участников, может быть проанализировано, сопоставлено с уже имеющимся знанием, изучено в свете последних научных данных. Таким образом, любое событие может быть переведено в когнитивный пласт рассмотрения, преобразовано в интеллектуальную проблему и посредством этого преодолено как эмоциональное затруднение. Благодаря информированности тренера это событие будет закреплено в опыте как достижение, а не как психическая травма.
  5.3. Опыт
  Лучше, если тренер имеет разнообразны и опыт работы в тренинге и в других областях жизни и у него на лице написано, что он сам многократно испытал действие всех мыслимых таксисов, территоризмов, договоров, эффектов и парадоксов.
  Он должен уметь вовремя вставить данные о действии этих механизмов в других группах, в реальном менеджменте, в собственной практике руководства другими людьми. Собственный опыт руководства и оказания мотивирующего воздействия, пожалуй, наиболее важен.
 
  5.4. Властность.
 
  Тренер должен быть человеком, уверенным в ценности того, что он говорит и делает. Для него должно быть привычным, что любому его слову верят на 100% и что любое его слово весомо.
  Он должен уметь так дать инструкцию, чтобы все слушались его беспрекословно. Для этого уверенность должна сочетаться с чувством юмора. Подтекстом любого его безапелляционного предложения должно быть приглашение: "Сыграем в игру: я командую, а вы подчиняетесь!". И все подчиняются, причем - с удовольствием.
  В иные моменты властность необходима. Она передает группе послание о мотивирующей силе четкой и ясной цели, простой, четкой и уверенно произнесенной инструкции.
  Властность же передает послание о том, какое облегчение можно испытать, когда снимаешь с себя ответственность за решение и просто слушаешься другого. Уверенная, полновесная команда мотивирует людей тем, что освобождает их от бремени ответственности и задает цель, к которой стоит стремиться, потому что она дана знающим, опытным человеком.
  Я убеждена, что мотивирует не только делегирование ответственности, но и освобождением нее. Возможно, это наша национальная особенность: для того чтобы стать мотивированными, нам нужно подчиняться власти. Когда власть проявлена, она мотивирует нас двояко: мы либо покоряемся ей, либо восстаем против нее (см.: Бердяев Н. А., 1996).
  А для того чтобы в группе тренинга не произошло восстание, необходимо чувство юмора.
 
  5.5. Остроумие.
 
  Тренер должен быть человеком с достаточно подвижными мыслительными процессами. Это необходимо. Желательно, чтобы он мог еще и остроумно пошутить. Мотивационный тренинг должен быть жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым. Однако остроумие должно касаться только внешних предметов, а не самих участников группы.
  5.6. Харизматичность.
 
  В идеале тренер должен быть таким человеком, чтобы участникам хотелось смотреть на него, внимать ему, идти за ним.
  Полагаю, что харизма необходима любому тренеру, в любом тренинге.
  Харизма тем сильнее, чем она более безотчетна и менее произвольна. "Включение" обаяния, как электрической лампы, тоже, конечно, дает лучи, но лучше природное мерцание, чем яркий, но произвольно вызванный блеск. Люди верят не тому, что специально поворачивают к ним сверкающей стороной, а тому, что вдруг нечаянно озарит их своим природным лучом или тихо, непроизвольно сияет, согревая душу.
  Чем больше тренер сознательно хочет произвести впечатление, всем понравиться и т. п., тем больше он теряет в возможностях использования своей природной харизмы. У вымученных американских красоток нам нравятся не глаза, а тушь с подвивающим эффектом, не волосы, а краска для волос, и т. п. У тренера тоже более значимыми вдруг могут оказаться внешние приемы, а не таинственная, притягивающая глубина собственного обаяния.
  Единственный путь - быть самим собой, развивать тот харизматический дар, который есть в тебе, вместо того чтобы заимствовать внешние проявления харизмы у кого-нибудь другого.
  Не стоит стараться блеснуть или блистать. Мой опыт показывает, что когда тренер много думает, это создает вокруг него определенный ореол. Нужно думать. Думать в процессе тренинга, заставлять душу работать. И говорить правду, если участники группы тебя о чем-то спрашивают. Чем более затруднительно сказать правду в ответ на какой-нибудь слишком личный или "провокационный" вопрос, тем более важно ее все-таки сказать, Когда тебя что-то задело и ты отвечаешь взволнованно, то в этом волнении ты - настоящий. А в том, чтобы быть настоящим, и состоит неповторимое обаяние каждого человека. В этом я вижу главный путь для развития собственной харизмы.
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
 
  То, что мой мотивационный тренинг оказался "биологическим", - вопрос выбора из многих иных возможностей. Например, это мог быть космологический тренинг или гравитационный тренинг. Б. Ф. Ломов писал:"Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел" (Ломов Б. Ф., 1981, с. 12).
  Можно было бы остановить свой выбор на молекулярной версии тренинга, версии химических реакций, геологических превращений и др.
  Однако в биологическом тренинге - больше жизни. Движение небесных светил исполнено величия, но в нем почти нет юмора. Трудно посмеяться над кометой, рентгеновским лучом или выпадением в творожистый осадок солей серебра.
  Зато как удивительно сочетаются во взаимоотношениях живых организмов трагедия и фарс! Какой поразительный отклик в душе вызывают они! Какое богатство ассоциаций!
  Тренинг для меня - это прежде всего игра. Она позволяет преодолеть то, что нам кажется очень трудным, и посмеяться над тем, чего мы боимся. Играть, конечно, можно и с молекулой, и с небесным телом, но веселее как-то с живым существом, пусть это будет даже гусеница или какой-нибудь Аспидосифон. Будем оставаться живыми!
  Желаю коллегам веселого и успешного тренинга!
  Елена Сидоренко
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение 1
  ГЛОССАРИЙ
  Термин
  Вид
  термина'
  Определение
  Активация
  психол.
  1) Вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы; 2) Объем возбуждения, энергии, мобилизации
  Апатия
  психол.
  Отсутствие чувств и эмоций в ситуациях, которые обычно их вызывают. Безразличие к окружающему
  Автономизация мотива
  психол.
  Превращение действия, первоначально служившего лишь механизмом достижения цели, в самостоятельный мотив; переключение мотива с цели на средства
 
  ' Термин, который создан специально для данного тренинга, будем называть условным (усл.), термины, используемые в науке помимо данного тренинга, - по названию науки (психол. - психологический, биол. - биологический и т. п.)
  Продолжение табл.
  Термин
  Вид
  термина'
  Определение
  Внутренняя мотивация
  психол.
  Стремление совершать деятельность ради нее самой
  Гипоталамус
  анат.
  Структура ствола мозга, контролирующая значительную часть мотивированного поведения
  Квазипотребность
  психол.
  Динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения
  Комменсализм
  биол.
  Использование одним партнером для питания только отбросов, избытков, остатков пищи другого партнера
  Конкуренция (межвидовая борьба)
  биол.
  Отрицательное воздействие организмов друг на друга в борьбе за пишу, место обитания и другие необходимые для жизни элементы
  Манипуляция
  психол.
  Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не "наведенными" извне, и признавал себя ответственным за них
  Мониторинг
  психол.
  Сплошное, разностороннее и непрерывное наблюдение
  Мотив
  психол.
  Побуждение поведения, деятельности
  Мотивация
  психол.
  1) Весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека; 2) Система мотивов определенного человека; 3) Система действий по активизации мотивов другого человека (мотивационный менеджмент)
 
  Продолжение табл.
  Термин
  Вид
  термина'
  Определение
  Мотивировать
  психол.

<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу