<< Пред. стр. 9 (из 20) След. >>
№Качество
Превосходство наиболее мотивированного сотрудника
Превосходство наименее мотивированного сотрудника
Комментарии
1
Симпатичный
1
0
Объяснимо
2
Добрый
0
2
Дает пищу для раздумий
3
Обязательный
9
0
Объяснимо
4
Умный
5
0
9
5
Увлеченный
8
0
Объяснимо
6
Собранный
6
0
Объяснимо
7
Упрямый
1
2
7
Продолжение таблицы 4. 4.
№
Качество
Превосходство наиболее мотивированного сотрудника
Превосходство наименее мотивированного сотрудника
Комментарии
8
Нежный
2
1
Объяснимо
9
Озабоченный
6
0
Объяснимо, но дает пищу для раздумий
10
Успешный
9
0
Объяснимо,
но всегда ли?
Упражнение завершается обсуждением феноменов эффекта ореола и самоисполняющихся предсказаний.
Эффект ореола - включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству - отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.
Самоисполняющееся предсказание - предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в не осознаваемых нами
поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашим предубеждением.
Одно из наиболее часто встречающихся самоисполняющихся предсказаний - теория X, разработанная Д. Мак-Грегором (McGregor D., 1960). Пояснения даны в разделе 3.7.2.
Это упражнение может быть задано на дом, однако оно не является реализационным. Если оно будет задано в первый день, то во второй день можно задать реализационное упражнение "Самоисполняющиеся предсказания".
4.4.2. Самоисполняющиеся предсказания.
Цель - получение реального опыта преобразования самоисполняющихся предсказаний.
Инструкция
Предлагаю потренироваться в использовании самоисполняющихся предсказаний в реальной жизни. Как мы видели из упражнения "Самый немотивированный сотрудник в моей жизни", человек, мало мотивированный к работе, кажется нам менее симпатичным, менее добрым, менее умным (здесь тренер ссылается на реально полученные в группе данные). В каком-то смысле мы ставим на нем крест.
Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах (вербально, паралингвистически и невербально). Человек воспринимает эти сигналы, и, может быть, даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы этого от него ожидаем. Это - психологический закон, который был подтвержден экспериментально. Предлагаю использовать этот закон сознательно.
Попробуем поработать с нашим предубеждением.
Будем действовать по следующему алгоритму (тренер выдает Алгоритм самоисполняющихся предсказаний, см. Приложение 4).
Вспомните человека, чья мотивация к работе кажется вам недостаточной или неправильной. Оставьте за порогом сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивации этого человека по прежней истории взаимодействия с ним.
Составьте для себя желаемое представление о другом человеке. Каким бы вы хотели его видеть? Какие у него должны быть цели? Какие мотивы?
Представьте себе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек в желаемой для вас картине будущего. Пусть ваше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образ этого человека в своем воображении.
Запишите, каким вы видите новый образ этого человека.
К чему он стремится? Что его мотивирует?
А теперь - действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.
Если вы не можете встретиться с ним сегодня вечером, позвоните ему по телефону, отправьте ему послание по электронной почте и т. п.
Если вы не можете каким-либо образом связаться с ним, представьте себе, что вы сделаете, когда встретитесь с ним, и как он на это отреагирует.
На следующий день необходимо подвести итоги выполнения домашнего задания. При этом на обсуждение можно вынести такой вопрос: "Какой эффект имели позитивные самоисполняющиеся предсказания?".
Необходимо помнить, что это упражнение - поисковое, эвристичное. В процессе обсуждения тренер может узнать больше, чем он сам смог бы сказать.
4.4.3. Эффект Зейгарник.
Цель - добиться реального переживания эффекта Зейгарник, то есть напряжения, обусловленного незавершенностью задачи, работа над которой была прервана, и лучшего запоминания материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами.
Инструкция (дается энергично и даже с нажимом, как команда).
Выберите себе место в комнате и расположитесь там. Поставьте там свой стул. Возьмите с собой свои записи. Не объединяйтесь ни с кем. На этот раз - никакой командной работы. Каждый - за себя. Это сугубо индивидуальная работа.
Решите следующую задачу (тренер открывает лист флипчарта с текстом задачи):
Задача 1
Имеется 736 г 16%-ного раствора йода в спирте'. Требуется получить 10%-ный раствор йода в спирте. Сколько для этого нужно долить спирта?
На решение этой задачи дается 3 минуты. (Тренер переворачивает лист флипчарта - на следующей странице дана новая задача).
Переходите, пожалуйста, к следующей задаче. На ее решение также дается 3 минуты.
Задача 2
Из полной бочки взяли 14,4 кг квашеной капусты и затем еще 5/12 этого количества. После этого в бочке осталось 5/8 находившейся там ранее квашеной капусты.
Сколько килограммов квашеной капусты было в полной бочке?
Повторяю, для решения этой задачи вам также дается 3 минуты.
(Тренер вновь переворачивает лист флипчарта - на следующей странице дана третья задача).
Переходите, пожалуйста, к третьей, последней задаче. На ее решение также дается 3 минуты.
Задача 3
Для покупки супер современного компьютера и монитора Алексею понадобится 2600 долларов. Он решил накопить их.
В первый месяц он накопил 8,5% требуемой суммы, во второй месяц на 30 долларов больше. Какую сумму ему осталось накопить?
В вашем распоряжении - 3 минуты.
Через три минуты: Время истекло. Подведем итоги. Проверьте, пожалуйста, правильность решения задач.
_________________
' Можно "йод в спирте" заменить на "спирт в вишневой настойке" и т. п.
Задача 1: Правильный ответ: 441,6 грамма. Кто правильно решил первую задачу?
Задача 2: Правильный ответ: 54,4 килограмма. Кто правильно решил вторую задачу?
Задача 3: Правильный ответ: 2128 долларов. Кто правильно решил третью задачу?
Теперь откройте чистый лист бумаги (или соответствующую страницу в вашей брошюре), так чтобы вы не видели своих прежних записей. Запишите по памяти условие задачи 1, потом задачи 2 и 3.(На воспроизведение условий дается 5 минут.)
Проверьте, насколько точно вы смогли воспроизвести условия задач. (Тренер повторяет условия.)
Задание можно упростить: например, давать только одну задачу из трех или вместо математических задач предложить участникам решать анаграммы. В последнем случае анаграммы должны быть составлены таким образом, чтобы они представлялись бессмысленным набором букв. Скажем, анаграмму ТЯРПИЛЬЕ не стоит давать именно в таком виде, так как это бессмысленное слово легко запомнить. Лучше дать просто набор букв, например: ЯТИЬЕРПЛ. (В этой анаграмме зашифровано слово "приятель".)
Сначала для разминки можно дать анаграмму КРУА, чтобы участники поняли, как нужно решать анаграммы. КРУА - это зашифрованное слово "рука". Затем можно предложить участникам для решения следующие анаграммы:
ИААЛНТКСП
АЕСРТС
ЯАЕИТТГРС
Правильные ответы: пластинка, сестра, стратегия. Можно придумать и другие анаграммы. Чем больше в слове согласных букв, тем труднее решить анаграмму.
Результаты опроса тренер записывает на доске в следующей форме:
Задача 1
Имя
Правильно решил
Правильно запомнил условия
Примечание
1. Ольга
+
-
Есть эффект!
2. Иван
-
-
Нет эффекта...
З.Ира
+
-
Есть эффект!
4. Дмитрий
+
-
Есть эффект!
5....
Задача 2
Имя
Правильно решил
Правильно запомнил условия
Примечание
1. Ольга
+
-
Есть эффект!
2. Иван
-
+
Есть эффект!
З.Ира
-
+
Есть эффект!
4. Дмитрий
+
+
Нет эффекта...
5....
Задача 3
Имя
Правильно решил
Правильно запомнил условия
Примечание
1. Ольга
-
-
Нет эффекта...
2. Иван
-
+
Есть эффект!
З.Ира
-
+
Есть эффект!
4. Дмитрий
+
+
Нет эффекта...
5....
В приведенных выше таблицах дан почти "идеальный" вариант демонстрации эффекта Зейгарник: те, кто правильно решил задачу, тут же забывают ее условия. Те же, кто не решил задачу, лучше помнят ее условия.
Таблица 4.6
Суммарная таблица по эффекту Зейгарник
Задачи
Условия запомнились
(+)
Условия не запомнились
(-) Всего Завершенные (+) А 2 В 4 6 Незавершенные (-) С 4 Д 2 6
Можно вместе с группой подсчитать, каково соотношение воспроизведения завершенных и незавершенных заданий. В опытах Блюмы Зейгарник оно составляло, как известно, 1:1,9. В данном случае оно идеально - 2:4 (сопоставляем числа в ячейках А и С: два раза были правильно воспроизведены завершенные задания и 4 раза - незавершенные).
Эффект Зейгарник подтверждается и тем фактом, что завершенные задачи забываются чаще, и тоже в 2 раза (см. соотношение чисел в ячейках А и В).
Если группу слишком утомляют расчеты, можно просто развести в разные части комнаты участников с разными соотношениями. Но в таком случае используются результаты только одной задачи.
Инструкция при подведении итогов в группах, боящихся математических расчетов: Те, кто правильно решил задачу, пусть встанут справа от меня; те, кто не решил ее, - слева. Теперь те, кто правильно вспомнил ее условия, - отойдите, пожалуйста, к окну. Те, кто не смог правильно вспомнить ее условия, останутся
возле меня.