<< Пред.           стр. 9 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  №
  Качество
  Превосходство наиболее мотивированного сотрудника
  Превосходство наименее мотивированного сотрудника
  Комментарии
  1
  Симпатичный
  1
  0
  Объяснимо
  2
  Добрый
  0
  2
  Дает пищу для раздумий
  3
  Обязательный
  9
  0
  Объяснимо
  4
  Умный
  5
  0
  9
  5
  Увлеченный
  8
  0
  Объяснимо
  6
  Собранный
  6
  0
  Объяснимо
  7
  Упрямый
  1
  2
  7
  Продолжение таблицы 4. 4.
  №
  Качество
  Превосходство наиболее мотивированного сотрудника
  Превосходство наименее мотивированного сотрудника
  Комментарии
  8
  Нежный
  2
  1
  Объяснимо
  9
  Озабоченный
  6
  0
  Объяснимо, но дает пищу для раздумий
  10
  Успешный
  9
  0
  Объяснимо,
  но всегда ли?
 
  Упражнение завершается обсуждением феноменов эффекта ореола и самоисполняющихся предсказаний.
  Эффект ореола - включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству - отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.
  Самоисполняющееся предсказание - предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в не осознаваемых нами
  поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашим предубеждением.
  Одно из наиболее часто встречающихся самоисполняющихся предсказаний - теория X, разработанная Д. Мак-Грегором (McGregor D., 1960). Пояснения даны в разделе 3.7.2.
  Это упражнение может быть задано на дом, однако оно не является реализационным. Если оно будет задано в первый день, то во второй день можно задать реализационное упражнение "Самоисполняющиеся предсказания".
  4.4.2. Самоисполняющиеся предсказания.
 
  Цель - получение реального опыта преобразования самоисполняющихся предсказаний.
  Инструкция
  Предлагаю потренироваться в использовании самоисполняющихся предсказаний в реальной жизни. Как мы видели из упражнения "Самый немотивированный сотрудник в моей жизни", человек, мало мотивированный к работе, кажется нам менее симпатичным, менее добрым, менее умным (здесь тренер ссылается на реально полученные в группе данные). В каком-то смысле мы ставим на нем крест.
  Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах (вербально, паралингвистически и невербально). Человек воспринимает эти сигналы, и, может быть, даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы этого от него ожидаем. Это - психологический закон, который был подтвержден экспериментально. Предлагаю использовать этот закон сознательно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Попробуем поработать с нашим предубеждением.
  Будем действовать по следующему алгоритму (тренер выдает Алгоритм самоисполняющихся предсказаний, см. Приложение 4).
  Вспомните человека, чья мотивация к работе кажется вам недостаточной или неправильной. Оставьте за порогом сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивации этого человека по прежней истории взаимодействия с ним.
  Составьте для себя желаемое представление о другом человеке. Каким бы вы хотели его видеть? Какие у него должны быть цели? Какие мотивы?
  Представьте себе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек в желаемой для вас картине будущего. Пусть ваше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образ этого человека в своем воображении.
  Запишите, каким вы видите новый образ этого человека.
  К чему он стремится? Что его мотивирует?
  А теперь - действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.
  Если вы не можете встретиться с ним сегодня вечером, позвоните ему по телефону, отправьте ему послание по электронной почте и т. п.
  Если вы не можете каким-либо образом связаться с ним, представьте себе, что вы сделаете, когда встретитесь с ним, и как он на это отреагирует.
  На следующий день необходимо подвести итоги выполнения домашнего задания. При этом на обсуждение можно вынести такой вопрос: "Какой эффект имели позитивные самоисполняющиеся предсказания?".
  Необходимо помнить, что это упражнение - поисковое, эвристичное. В процессе обсуждения тренер может узнать больше, чем он сам смог бы сказать.
 
  4.4.3. Эффект Зейгарник.
 
  Цель - добиться реального переживания эффекта Зейгарник, то есть напряжения, обусловленного незавершенностью задачи, работа над которой была прервана, и лучшего запоминания материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами.
 
  Инструкция (дается энергично и даже с нажимом, как команда).
 
  Выберите себе место в комнате и расположитесь там. Поставьте там свой стул. Возьмите с собой свои записи. Не объединяйтесь ни с кем. На этот раз - никакой командной работы. Каждый - за себя. Это сугубо индивидуальная работа.
  Решите следующую задачу (тренер открывает лист флипчарта с текстом задачи):
 
  Задача 1
 
  Имеется 736 г 16%-ного раствора йода в спирте'. Требуется получить 10%-ный раствор йода в спирте. Сколько для этого нужно долить спирта?
  На решение этой задачи дается 3 минуты. (Тренер переворачивает лист флипчарта - на следующей странице дана новая задача).
  Переходите, пожалуйста, к следующей задаче. На ее решение также дается 3 минуты.
 
  Задача 2
 
  Из полной бочки взяли 14,4 кг квашеной капусты и затем еще 5/12 этого количества. После этого в бочке осталось 5/8 находившейся там ранее квашеной капусты.
  Сколько килограммов квашеной капусты было в полной бочке?
  Повторяю, для решения этой задачи вам также дается 3 минуты.
  (Тренер вновь переворачивает лист флипчарта - на следующей странице дана третья задача).
  Переходите, пожалуйста, к третьей, последней задаче. На ее решение также дается 3 минуты.
 
  Задача 3
 
  Для покупки супер современного компьютера и монитора Алексею понадобится 2600 долларов. Он решил накопить их.
  В первый месяц он накопил 8,5% требуемой суммы, во второй месяц на 30 долларов больше. Какую сумму ему осталось накопить?
  В вашем распоряжении - 3 минуты.
  Через три минуты: Время истекло. Подведем итоги. Проверьте, пожалуйста, правильность решения задач.
  _________________
  ' Можно "йод в спирте" заменить на "спирт в вишневой настойке" и т. п.
 
 
  Задача 1: Правильный ответ: 441,6 грамма. Кто правильно решил первую задачу?
  Задача 2: Правильный ответ: 54,4 килограмма. Кто правильно решил вторую задачу?
  Задача 3: Правильный ответ: 2128 долларов. Кто правильно решил третью задачу?
 
  Теперь откройте чистый лист бумаги (или соответствующую страницу в вашей брошюре), так чтобы вы не видели своих прежних записей. Запишите по памяти условие задачи 1, потом задачи 2 и 3.(На воспроизведение условий дается 5 минут.)
  Проверьте, насколько точно вы смогли воспроизвести условия задач. (Тренер повторяет условия.)
 
  Задание можно упростить: например, давать только одну задачу из трех или вместо математических задач предложить участникам решать анаграммы. В последнем случае анаграммы должны быть составлены таким образом, чтобы они представлялись бессмысленным набором букв. Скажем, анаграмму ТЯРПИЛЬЕ не стоит давать именно в таком виде, так как это бессмысленное слово легко запомнить. Лучше дать просто набор букв, например: ЯТИЬЕРПЛ. (В этой анаграмме зашифровано слово "приятель".)
  Сначала для разминки можно дать анаграмму КРУА, чтобы участники поняли, как нужно решать анаграммы. КРУА - это зашифрованное слово "рука". Затем можно предложить участникам для решения следующие анаграммы:
  ИААЛНТКСП
  АЕСРТС
  ЯАЕИТТГРС
  Правильные ответы: пластинка, сестра, стратегия. Можно придумать и другие анаграммы. Чем больше в слове согласных букв, тем труднее решить анаграмму.
 
  Результаты опроса тренер записывает на доске в следующей форме:
  Задача 1
  Имя
 
  Правильно решил
 
  Правильно запомнил условия
 
  Примечание
 
  1. Ольга
 
  +
  -
  Есть эффект!
  2. Иван
  -
  -
  Нет эффекта...
  З.Ира
  +
  -
  Есть эффект!
  4. Дмитрий
  +
  -
  Есть эффект!
  5....
 
 
 
 
  Задача 2
  Имя
  Правильно решил
  Правильно запомнил условия
  Примечание
  1. Ольга
  +
  -
  Есть эффект!
  2. Иван
  -
  +
  Есть эффект!
  З.Ира
  -
  +
  Есть эффект!
  4. Дмитрий
  +
  +
  Нет эффекта...
  5....
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Задача 3
  Имя
  Правильно решил
  Правильно запомнил условия
  Примечание
  1. Ольга
  -
  -
  Нет эффекта...
  2. Иван
  -
  +
  Есть эффект!
  З.Ира
  -
  +
  Есть эффект!
  4. Дмитрий
  +
  +
  Нет эффекта...
  5....
 
 
 
 
  В приведенных выше таблицах дан почти "идеальный" вариант демонстрации эффекта Зейгарник: те, кто правильно решил задачу, тут же забывают ее условия. Те же, кто не решил задачу, лучше помнят ее условия.
  Таблица 4.6
  Суммарная таблица по эффекту Зейгарник
  Задачи
  Условия запомнились
  (+)
  Условия не запомнились
  (-) Всего Завершенные (+) А 2 В 4 6 Незавершенные (-) С 4 Д 2 6
  Можно вместе с группой подсчитать, каково соотношение воспроизведения завершенных и незавершенных заданий. В опытах Блюмы Зейгарник оно составляло, как известно, 1:1,9. В данном случае оно идеально - 2:4 (сопоставляем числа в ячейках А и С: два раза были правильно воспроизведены завершенные задания и 4 раза - незавершенные).
  Эффект Зейгарник подтверждается и тем фактом, что завершенные задачи забываются чаще, и тоже в 2 раза (см. соотношение чисел в ячейках А и В).
  Если группу слишком утомляют расчеты, можно просто развести в разные части комнаты участников с разными соотношениями. Но в таком случае используются результаты только одной задачи.
  Инструкция при подведении итогов в группах, боящихся математических расчетов: Те, кто правильно решил задачу, пусть встанут справа от меня; те, кто не решил ее, - слева. Теперь те, кто правильно вспомнил ее условия, - отойдите, пожалуйста, к окну. Те, кто не смог правильно вспомнить ее условия, останутся
  возле меня.