<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 Если все условия контрактов были тщательно продуманы и сформулированы в игре "Контракт" накануне, неустоек никому выплачивать не придется
 
 
 
 7. Эффект Зейгарник
 
 
 
 30 мин
 Упражнение описано в разделе 4.4.3. В этом упражнении важна четкость подведения итогов. Математические задачи хороши тем, что они воспринимаются как вызов (особенно мужчинами). Естественные эмоциональные реакции заставляют забыть о том, для чего все это делается, и демонстрация становится более яркой
  Ни в коем случае не следует торопиться давать правильный ответ, так как напряжение нерешенной задачи нам потребуется для демонстрации эффекта Лисснер (см.п.9)
 
 
 
 8. Ролевая игра "Автономизация мотива"
 
 
 60 мин
 Описание дано в разделе 4.1.26. Важно подобрать команды таким образом, чтобы они были примерно равными по своим творческим и энергетическим возможностям. Тренер может присоединиться к одной из команд. Важно определить условия эффективности механизма автономизации мотива
 
 Стоит напомнить группе о парателической направленности как о феномене, необходимом для автономизации мотива
 
 
 
 
 9. Эффект Лисснер
 
 
 
 10 мин
 
 Это не самостоятельное упражнение, а обобщение опыта двух упражнений- "Эффект Зейгарник" и "Автономизация мотива". Описание процедуры дано в разделе 4.4.4
 Можно импровизировать и далее по ходу трении га на тему этого эффекта: "Продолговатый мозг не помнит ни прежних удовольствий, ни прежних напряжений: новое напряжение, особенно если оно приятно, вытесняет предыдущие"
 
 
 
 
 
 
 Продолжение таблицы.
 
 
 Тренинговое действие
 
 Время
 
 Как это сделать
 
 Примечание
 
 
 
 
 10. Командная работа над кейсом "Саботаж"
 
 
 
 70 мин
 Описание работы дано в разделе 4.2.3. Кейс основан на реальных событиях, происходивших во вполне реальной фирме. Следует твердо придерживаться текста кейса и не вносить никакой дополнительной информации, иначе команды запутаются
 
 Если команды будут требовать дополнительную информацию, можно сослаться на то, что кейс - это американский метод, предполагающий самодостаточность предъявленного описания ситуации
 
 
 11. Мониторинг собственной актуальной мотивации
 
 
 
 25 мин
  Описание дано в разделе 4.4.5. Важно точно выбрать того участника, чья ситуация будет анализироваться в мониторинге. Лучше, если это будет творческий и подвижный человек, а его ситуация окажется актуальной и интересной для большинства участников
 
 Эта процедура не должна "вытягиваться в разговор", философские рассуждения и т. п. Она должна быть технологичной
 
 
 12. Алгоритм картины будущего
 
 
 
 30 мин
 Описание дано в разделе 4.4.7. В Приложении 3 дан соответствующий Алгоритм. Это психотерапевтическое упражнение, и стиль его проведения должен быть соответствующим
 
 Важно, чтобы те участники, кто хочет сохранить тайну своих целей или своего девиза, могли сделать это без всякого ощущения вины перед группой или перед тренером
 
 
 13. Завершающее упражнение "Вызов"
 
 10 мин
 
 Это тоже психотерапевтическая процедура - внушение уверенности в своих силах, в способности контролировать свою жизнь и преодолевать любые трудности (раздел 4.4.8)
 
 От тренера потребуется огромная энергетика внушения. Он должен сделать это. И тогда работа будет завершена
 
 14. Завершающая сессия
 
 
  20 мин
 
 Тренер предлагает каждому участнику рассказать группе, что означали для него эти три дня тренинга
 
 Каждый тренер сам выбирает свое последнее СЛОВО
 
  Итого:
 
  390 мин
 
 
 
 
 
  Программа третьего дня рассчитана на 390 минут, то есть на 6 ч 30 мин чистого рабочего времени.
  В конце тренинга необходимо вернуться к его целям и задачам и подвести итоги работы.
  Можно сообщить участникам о целях каждого дня и воспроизвести структуру тренинга, чтобы у них было ощущение систематичности полученных знаний и опыта.
 
  2.3. Структура раздаточного материала
 
  Если вы проводите тренинг в достойной организации (чего я вам искренне желаю), то это обязывает вас подготовить раздаточные материалы для каждого из участников тренинга.
  В раздаточный материал к тренингу входят:
  1) брошюра для участников, которая выдается в начале тренинга;
  2) материалы для участников, которые выдаются в процессе тренинга: алгоритмы мотивирующих воздействий, задачи и списки таксисов.
  Я считаю, что алгоритмы стоит выдавать лишь в тот момент, когда они будут непосредственно использованы в работе. Если выдать их заранее, они могут превратиться из точной и веской инструкции в малозначащие слова. По той же причине и списки таксисов нужно выдавать только после того, как участники сами
  попробуют установить свои собственные перечни таксисов. Что касается задач, то выдать их заранее было бы просто ошибкой.
  Алгоритмы приведены в Приложении 3. Для того чтобы участники не растеряли их во время тренинга, можно раздать им папки с подшитыми в нее прозрачными конвертами. Участники должны будут вкладывать вновь полученные алгоритмы в конверты. К концу тренинга у каждого участника в папке окажется полный комплект алгоритмов и списки таксисов, а возможно, и иные материалы, по усмотрению тренера. Задачи хранить не обязательно.
  Брошюра для участников, которую использую я, занимает 46 страниц. Она представляет собой "сливки", собранные со всего этого руководства.
  При этом текст содержится только на правой странице, а левая остается чистой. Участники могут использовать брошюру и как рабочую тетрадь, записывая слева то, что им покажется важным.
  Предлагаю включить в брошюру следующие разделы:
 
  1) Цели и задачи тренинга
 
  2) Феномен мотивации
 * Определения мотива, мотивации, активации, стимуляции и др., а также мотивационной лаборатории, мотивационной конторы и мотивационной арены.
 * Схемы, иллюстрирующие содержание этих понятий и их соотношения.
 * Наиболее веские и яркие цитаты из раздела 3.1.
 * Инструкция и таблица к упражнению "Выявление мотивационных групп".
 
  3) Мотивационная лаборатория
 * Определения территоризма, таксисов, паразитизма.
 * Схемы и рисунки, иллюстрирующие эти понятия.
 * Наиболее веские и яркие цитаты из разделов 3.2-3.4.
 * Инструкция и таблица к упражнению "Выявление таксисов у человека".
 * Инструкция к кейсу "Апатия" и его текст.
 * Инструкция и свободное пространство для упражнения "Исследование своей организации как паразитарной системы".
 
  4) Мотивационная контора
 * Весь раздел "Проблема договора в мотивации работников".
 * Инструкция и бланки договора к ролевой игре "Контракт".
 * Инструкция к кейсу "Саботаж" и его текст.
 
  5) Мотивационная арена
 * Определение эффекта Зейгарник и таблицы для подведения итогов соответствующего упражнения.
 * Определение эффекта Лисснер с примерами.
 * Описание феноменов само исполняющихся предсказаний, борьбы мотивов.
 * Инструкции к заданиям "Алгоритм картины будущего", "Французское плетение".
 * Завершающее упражнение "Вызов".
 
  6) Домашние задания
 * Инструкция, пример, таблицы и заготовка графика для упражнения "Самый немотивированный сотрудник в моей жизни".
 * Инструкция к заданию "Само исполняющиеся предсказания".
  7) Глоссарий
  Я не рекомендую включать в брошюру:
 * инструкции к играм с гипотетическим сценарием.
  Я считаю невозможным включать в брошюру:
 * тренерские секреты;
 * мои описания прошлых тренингов и опыта использования тех или иных упражнений.
 
  К каждому новому тренингу я обновляю брошюру.
 
 ГЛАВА 3
  ЗНАНИЯ
 
  Очень важно, чтобы тренер мог со знанием дела рассказать о механизмах, парадоксах и тайных силах мотивации. Эмоциональность и вдохновенность рассказа помогут ему заразить участников тренинга жаждой эксперимента. С другой стороны, научная точность и бесстрастность могут оказаться более эффективной стратегией. Новое знание само по себе завораживает.
  Любой тренер знает, что в тренинге могут пригодиться самые разные знания, часто и те, которые он получил "случайно" невольно, попутно и т. п.
 
 
 
 
 
 
  Часто тренер не может вспомнить, откуда он получил свое звание и что ответить на вопрос участника: "Где об этом можно подробнее почитать?".
  Эта глава с моими конспектами и приложение 4 с выдержками из книг и статей могут понадобиться тренеру, когда он проводит тренинг вдали от дома, больших библиотек и от Internet. Они нужны для того, чтобы под рукой были хотя бы некоторые основные сведения.
  Тренеру придется четко определить свою позицию по поводу того, что он имеет в виду под мотивацией, мотивом, стимулом. Если он решится работать с биологической концепцией тренинга, ему необходимо будет также освежить некоторые свои знания в биологии. Было бы опрометчиво и несправедливо рассчитывать на биологическую неподготовленность аудитории. В любой момент тренер должен быть готовым повторить определения биологических терминов или ответить на вопросы:
  Как соотносятся таксисы и потребности?
  Где находится гипоталамус?
  Не является ли использование территоризма манипуляцией? и др.
  Конспекты теоретических выступлений во время тренинга, а также выдержки и переводы из статей и книг в Приложении 4 помогут тренеру настроиться на "биологический" лад.
  "Тренерские секреты" помогут увидеть те подводные камни в мотивационном тренинге, которые я уже почувствовала.
  3.1. Структура мотивации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается неуклюжим термином "мотивирование", а нами будет обозначаться как мотивационный менеджмент.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  И те, и другие явления зачастую не осознаются, остаются в "подводных глубинах" психики.
  Идея айсберга
 
  Известно, что лишь 10% общего объема айсберга находится над водой, а остальные 90% скрыты.
  Аналогичным образом и в мотивации:
  а) наши истинные мотивы могут быть в значительной степени неосознаваемыми;
  б) наши действия по мотивированию других также не осознаваемы, а зачастую и несознательны, т. е. плохо понимаемы нами самими и безответственны.
 
 
 
 
 
 
  Мотивационная стихия
  Мы не используем около 90% естественной, стихийной энергии мотивации. Вряд ли это разумно. Методы Мотивационной лаборатории помогут нам понять законы мотивационной стихии и использовать энергию естественных человеческих побуждений.
  Мотивационная контора
  10% энергии мотивации определяются факторами общественного договора: расчета, обмена и обязательств. Вряд ли разумно отказываться и от них.
  Мотивационная арена
  Если мы будем действовать прямолинейно, то не сможем использовать ни 90% стихийной, ни 10% упорядоченной энергии.
  У мотивации много фокусов и сюрпризов, зигзагов и виражей. Многие мотивационные механизмы парадоксальны. Не преодолевать капризы мотивации, а поддаться им и наслаждаться ими, как игрой, нам поможет Мотивационная арена.
  Итак, мы можем дополнить нашу схему:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Наша задача - расширить зону осознанных действий по активизации мотивов определенного человека, превратить полу осознанное "мотивирование" в мотивированный менеджмент.
 
  Два основных вопроса мотивационного менеджмента:
  1. К чему побуждать? 2. Как побуждать?
  Вопрос направленности Вопрос энергии
 
  Вопрос энергии мы рассмотрим ниже, в разделе 3.5. Пока же сконцентрируем наше внимание на вопросе о направленности. Будем рассматривать только те виды направленности, которые имеют прямое отношение к работе, к деятельности человека на рабочем месте.
 
 
 
 
 
 
  В психологии выделяют три вида направленности: на себя, на других людей и на задачу (рис. 3.1).
  Направленность на себя - это прежде всего направленность на удовлетворение собственных потребностей. Однако всегда ли человеке преобладанием такой направленности должен рассматриваться как эгоист?
  Одна из наиболее известных моделей мотивации принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow A., 1943). Маслоу предложил рассматривать основную мотивацию человека как иерархию из пяти уровней (рис. 3.2). Если мы обратимся к этой иерархии, то увидим, что направленность на себя отражают не только два низших уровня пирамиды, но и ее высший уровень, ее вершину, - стремление к самоактуализации.
  А. Маслоу выделяет также особые группы когнитивных и эстетических потребностей. Однако когнитивные потребности (прежде всего, в познании и понимании), в его представлении, служат удовлетворению базовых потребностей, а четкая дифференциация эстетических потребностей, по Маслоу, пока невозможна (Маслоу А., 1999, с. 91-96).
  Физиологические Потребность в кислороде, воде, пище, потребности физическом здоровье и комфорте
  Безопасность Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы
  Любовь и дружба Потребность в добрых и любовных отношениях с другими людьми
  Уважение, признание Потребность ощущать себя ценимым другими и самим собою
  Самоактуализации Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью
  В соответствии с концепцией А. Маслоу, у человека должны быть удовлетворены сначала потребности более низкого уровня, чтобы он мог начать удовлетворять потребности более высоких уровней. Но человек тем более человек, чем более высокими потребностями он движим.
 
 
 
 
 
 
 Добродушный гедонист
 
 Направленность на себя Направленность на других
  (эгоист) (альтруист)
 
 
  Макиавеллист Современный менеджер
 
 Направленность а задачу
 (фанатик, трудоголик, эксперт)

<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу