<< Пред.           стр. 5 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Отрицательный - движение в сторону от узких границ и из них (стесненного пространства, сковывающих временных рамок, символических ограничений, налагаемых правилами, и т. п.)
 
  Отказ работать всегда на одном и том же месте, борьба против назначенного жесткого регламента, попытки обойти или нарушить правила и ограничения
 
  1Харизма - способность притягивать к себе людей, увлекая их своей личностью и своими целями.
  Харизматическая личность - человек, чьи цели хочется признать своими (Oxford Advanced Learner's Dictionary, 1982).
  В процессе проведения командной работы "Таксисы" (День 2) участниками первой группы тренинга в Москве ("Арсенал", сентябрь 1999) были выделены и другие таксисы, которые потом, в течение последних полутора дней тренинга, "работали" - участники замечали их проявления, ссылались на них, описывая прежний опыт, старались их вызвать, мотивируя других участников. Этот список приведен в табл. 3.4.
 
  Таблица 3.4
  Виды таксисов, установленные в первой группе мотивационного тренинга в Москве
 
  Стимул
  Название таксиса
 
  Характер вызываемых действий
  Пример
  Движение
  Мото-таксис
  Положительный -движение в сторону того, что двигается
  Стремление приблизиться к двигающемуся объекту, например, к монитору с подвижной заставкой
 
 
 
 
  Продолжение таблицы 3. 4.
 
  Стимул
  Название таксиса
  Характер вызываемых действий Пример
  Звук
  Аудио-таксис
  Положительный или отрицательный-движение к звуку или прочь от него Музыка - приятная или неприятная, слишком громкая и т. п.
  Информация
  Инфо-таксис
  Чаще положительный, но может быть отрицательным - движение к источнику информации или прочь от него
  Знание - сила, информация увеличивает возможности влияния и развития, но в то же время "кто умножает познания, умножает скорбь"
 
  Материальные ценности
 
  Мат-таксис
  Положительный - движение в сторону денег, материальных ценностей
  Перемещение туда, где больше ценностей
 
  Цвет
 
  Цвето-таксис
  Положительный или отрицательный-движение в сторону цветового стимула или прочь от него
  Привлекательная или отталкивающая окраска помещений, вещей
 
  Ритм
 
  Ритмо-таксис Положительный или отрицательный - движение в сторону источника ритма или от него
  Ритмичная музыка, метроном, ритмичная работа организации
 
  Хорошая еда
 
  Гурман-таксис Положительный, хотя в редких случаях может быть и отрицательным - движение в сторону еды (если человек соблюдает диету - от нее)
  Стремление приблизиться к источнику пищи; стремление работать в организации, обеспечивающей хорошую еду
 
  Запах
 
  Гурман-таксис
  Положительный, хотя в редких случаях может быть и отрицательным -движение в сторону еды (если человек соблюдает диету - от нее)
  1) Привлечение клиентов в магазин "Рамстор" приятными запахами;
  2) Зажигание благовонных палочек в офисе;
  3) Запах кофе в приемной;
  4) Резкий запах химикалиев в фотопечатной лаборатории("чтобы не подсмотрели секретных документов") и т. п.
 
 
  Эротический объект
  Эрото-таксис
  Положительный или отрицательный - движение в сторону эротического объекта или от него
  "Хочется работать в организации, где есть лица противоположного пола" или: "Он слишком привлекателен, лучше держаться от него подальше"
 
 
 
 
 
  Окончание табл. 3.4
 
  Стимул
  Название таксиса
  Характер вызываемых действий Пример
  Неопределенность
  Таксис-инкогнито Отрицательный - движение от неопределенности (очень редко - положительный: у людей, которым "хочется повысить уровень адреналина в крови" - движение навстречу неопределенности)
  Неясность смысла чужих действий, ситуации, например: "Сегодня начинаются курсы. Ты не пойдешь на курсы? Тогда я тебя вношу в другой список".
  Начальник
  Босс-таксис Движение в сторону начальства или от него
  Присутствие босса определяет направление движения, например: "Там будет Иван Иваныч". - "Тогда я тоже приду".
  Сопоставляя табл. 3.3 и 3.4, мы видим, что некоторые таксисы в какой-то степени перекрываются, например, ритмо-таксис и лимит-таксис, босс-таксис и харизма-таксис, инфо-таксис и нео-таксис.
  Однако эти совпадения лишь частичны. Ритмо-таксис совпадает с лимит-таксисом, только если рассматривать ритм широко, например, как ритмичность работы организации. Босс-таксис и харизма-таксис совпадают отнюдь не всегда, так как не всякий босс харизматичен.
  Не всегда совпадают и инфо-таксис и нео-таксис. Новый стимул притягивает, однако не всегда ясно, какую новую информацию он несет, это лишь сигнал о предположительно новой информации, но не сама эта информация. С другой стороны, инфо-таксис может отражать стремление не столько к новой, сколько к точной информации, так как приблизительная уже имеется.
  Учитывая, что перечисленные таксисы не совпадают полностью, полезно сохранить весь этот список. Во время тренинга можно будет ссылаться на те таксисы, которые были открыты предшествующими группами. Несомненно, будет полезно пополнять список таксисов на каждом новом тренинге.
 
  3.4. Паразитизм
 
  Обычно рассматривают шесть типов взаимоотношений живых организмов:
  1. Паразитизм - использование одним организмом другого в качестве источника пищи и места обитания, с возложением на него обязанностей регуляции взаимоотношений с внешней средой.
  2. Симбиоз - взаимно полезное сожительство.
  3. Синойкия - квартирантство одного из организмов на или в теле другого, при том, что пользу из этого могут извлекать оба организма или только один из них.
  4. Комменсализм - использование одним партнером для питания только отбросов, избытков, остатков пищи другого партнера.
  5. Нейтрализм - отсутствие взаимодействия.
  6. Конкуренция, или межвидовая борьба, - отрицательное воздействие организмов в борьбе за пищу, местообитание и другие необходимые для жизни элементы (Тарасов В. В., Богоявленский Ю. Л., 1996).
  Для нас важнее всего паразитизм. Конкуренцию мы рассматриваем в связи с соревнованием и территоризмом. Нейтрализм оставляем пока в стороне. Остальные типы взаимоотношений вряд ли стоит включать в мотивационный тренинг, за исключением, быть может, симбиоза (поскольку паразитизм может рассматриваться как вариант симбиотических отношений). Однако тренеру лучше знать и о других формах взаимоотношений между организмами.
 
  3.4.1. Современное понимание паразитизма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Выдержки из отечественных работ по данной проблеме (из статьи С. Ю. Чайки, из книги А. С. Серебровского) даны в
  Приложении 4.
  Всякое растение имеет длинный ряд организмов, питающихся за его счет (рис. 3.4).
  Для усиления яркости изложения полезно будет использовать богатые идеи и примеры из классической книги В. А. Догеля "Общая паразитология" (1962).
  По Догелю, всякий организм, питающийся за счет другого живого организма, не убивая его, является паразитом.
 
 
  Рис. 3.4. Схема взаимоотношений растения и его свиты (по: Серебровский А. С., 1973, с. 105)
 
  "Границы паразитизма, - цитирует Догель Лейкарта, - нарушаются, однако, такими животными, которые, например, как пиявки, являются паразитами лишь в отношении некоторых животных, а именно: лишь тогда, когда добывают пищевые вещества от более крупных и сильных организмов, но в отношении равных себе и слабейших они ведут себя, как настоящие хищники. Паразит всегда меньше и слабее животного-хозяина; не будучи в состоянии одолеть последнего, он довольствуется тем, что питается его соками или твердыми составными частями, смотря по потребностям" (Догель В. А., 1962, с. 50).
  Догель указывает, что млекопитающие - свободно живущий вид (там же, с. 51). Среди них не встречается ни одного паразитического вида. Можно подчеркнуть это, если идея собственного паразитизма затронула кого-то слишком глубоко.
  Однако, на мой взгляд, люди составляют исключение из всех млекопитающих. Правда, в отношении людей мы должны говорить не о биологическом, а о психологическом паразитизме, который проявляется во взаимоотношениях людей в разных сообществах и организациях. В последнем случае речь идет о психологическом паразитизме в организациях, или организационном паразитизме.
  В нашем совместном с Марией Мирошниченко исследовании командной работы в фирмах малого бизнеса (Сидоренко Е. В., Мирошниченко М. А., 1999) нашла свое подтверждение гипотеза об актуальности модели свиты и для современных организаций.
  Кроме того, нами была сформулирована другая паразитарная модель, получившая название клубка, и такая модель взаимодействия, как ловушка.
  Привожу отрывок из нашей совместной с Марией Мирошниченко статьи.
 
  3.4.2. Организационный паразитизм
 
  Модель свиты
 
  "Модель свиты может рассматриваться как патерналистская. Патернализм - это практика управления или контролирования людей путем обеспечения их потребностей, но без предоставления им ответственности за что-либо" (Oxford Advanced Learners Dictionary, 1982).
  Патернализм как характеристика организационной культуры сочетает в себе три аспекта:
  1) в организации существует сильный руководитель, "отец", "патер", который принимает решения и несет ответственность за их последствия;
  2) и руководитель, и сотрудники убеждены, что сотрудники обязаны подчиняться руководителю, но при этом несут ответственность (да и то не всегда) только за свои конкретные действия, а не за работу организации в целом;
  3) подчиненные уверены, что они вправе требовать от руководителя обеспечения их нужд.
  Эта модель предполагает развитие жизнеспособности растения вопреки свите паразитов, поселившихся в нем или на нем. При этом руководитель воспринимается либо как само растение, либо как важнейшая, неотъемлемая его часть, без которой растение не могло бы возникнуть (семя), существовать (корень), получать необходимые вещества от корня (животворящий сок).
  Руководитель как основной "стебель" организации обладает достаточной способностью, чтобы "скинуть" с себя паразитов. Однако он почему-то их терпит.
  Причины этого терпения связаны, во-первых, с тем, что избавление от них потребует значительных энергетических затрат со стороны руководителя. Во-вторых, у участников свиты уже началась "параллельная эволюция". Конечно, в случае организаций речь не идет о тысячелетиях, и о параллельной эволюции мы можем говорить лишь метафорически, однако в рассматриваемых компаниях постоянство сообщества также не является случайным.
  Одной из модификаций модели свиты может быть модель свиты-клубня. Во избежание случайностей растение может развить способы дополнительного накопления питательных веществ в клубнях вегетативным путем, без необходимости опыления цветов и образования семян.
  Если от метафорического языка перейти к терминам реальной жизни организации, речь идет о том, что руководитель отказывается делегировать ответственность более молодым сотрудникам, не доверяя их способности самостоятельно сделать что-то ценное, принести "плоды". Это приводит к тому, что организация постепенно вырождается, как вырождается растение, если оно слишком долго размножается не семенами, а вегетативным путем.
 
  Модель клубка
 
  Моделью эффективной рабочей команды в условиях кризиса является "клубок" живых организмов - участников команды. Те из участников, кто сохранил и/или развил в себе способность к гибкой смене ролей, могут выйти из клубка, и в этом смысле они могут рассматриваться как самодостаточные социальные организмы, однако при выходе любого из участников нарушается, в большей или меньшей степени, способность клубка выполнять свои функции как целостного сообщества. В условиях кризиса количество таких индивидуально самодостаточных участников не должно превышать определенной границы меры, поскольку в противном случае эффективность команды снижается.
  Руководитель команды и существующие в ней паразиты выполняют функцию соединения клубка в единое целое (рис. 3.5).
 
 
 
  Рис. 3.5. Модель клубка в командной работе современной фирмы (рис. Мирошниченко М.)
 
  Паразиты могут рассматриваться как сквозные живые нити клубка, обеспечивающие его целостность. Фактически они "прирастают" к другим участникам в областях переданных им собственных функций. Паразит соединяет, потому что разные люди выполняют его функции. Таким образом, они оказываются объединенными системой его функций. Слишком четкое разделение функций приводит к тому, что клубок не образуется. В этом случае эффективной моделью командной работы становится ловушка (см. ниже).
  Для команды ключевая роль паразитов остается неосознанной. Эти цементирующие, объединяющие клубок участники команды воспринимаются как бесполезные или даже вредные его элементы. Такой взгляд может распространяться и на руководителя команды.
  Если паразитом является руководитель команды, то это воспринимается как слишком серьезная несправедливость. Распределение функций другого паразита, не являющегося общим руководителем, воспринимается скорее как судьба, пусть и несправедливая. Однако способность преодолеть эту несправедливость дает, помимо ощущения эксплуатируемости, также ощущение собственной силы, Подсознательно участники команды ощущают необходимость паразитов для собственного развития и развития организации. Паразитизм, как известно, это крайний случай симбиоза. Конечной же стадией симбиоза может быть образование более сложного организма (Горелов А. А., 1997, с.119).
 Таким образом, клубок можно рассматривать как способ соединения, формирования организации из отдельных элементов. Постепенно участники клубка могут стать мутуалами - "организмами, которые способствуют взаимному процветанию, как грибы и фотосинтезирующие бактерии, вместе образующие лишайники" (Горелов А. А., 1997, с. 119).При исключении паразитов из команды клубок перерождается в скопление разрозненных обрывков нитей. Жизнеспособность клубка - в его целостности.
 
  Модель "ловушки"
 
  Дополнительной возможностью может быть модель "ловушки", или пленения. "У некоторых "коварных" растений, например кирказона, трубка венчика цветка покрыта волосками, которые направлены вниз к пестику. Насекомые легко проникают через трубку венчика внутрь цветка, но выйти обратно не могут, мешают волоски. Если проникшие в цветок насекомые не принесли пыльцы, то они находятся в нем до тех пор, пока какая-либо мушка не принесет пыльцы и не произведет опыления" (Серебровский А. С., 1973). Участники команды находятся в ловушке, пока организация не будет оплодотворена каким-либо новым пришельцем.
 
 
 
  Рис. 3.6. Модель ловушки в командной работе современной фирмы
 
  Сотрудники лишь ждут чего-то извне для разрешения своих проблем, причем это ожидание воспринимается ими как плен, насилие, ограничение их свободы, принуждение, зачастую - как паразитизм начальника (Сидоренко Е. В., Мирошниченко М. А., 1999, с. 25-29).
 
  3.4.3. Симбиоз как более общий случай
 
  Многие авторы рассматривают паразитизм как разновидность (или форму) симбиоза в широком понимании этого термина, т. е. подразумевая под симбиозом все формы индивидуального сожительства организмов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Разновидности паразитизма и симбиоза можно представить в виде условной классификации, построенной мною на основании изученных материалов по этой проблеме, прежде всего в опоре на классическую книгу В. А. Догеля (табл. 3.5).
  Таблица 3.5
  Виды биоэкономических отношений организмов
 
 
  Взаимный равный обмен услугами
 
  Не вполне равный обмен услугами
 
  Не вполне взаимный обмен услугами
 
  Односторонний обмен услугами
 
  Ни один из партнеров не может самостоятельно свободно существовать, ибо каждый из них в отдельности менее жизнеспособен, чем в сочетании друг с другом
  Услуга одного из организмов не вполне понятна наблюдателю
  Организм оказывает услугу одной особи, а ответную услугу получает от другой
  Один из партнеров использует другого для своего приспособления к внешней среде, т. е. совместное существование жизненно необходимо только одному партнеру
 
  Взаимно облигатный симбиоз
  Необлигатный симбиоз
  Общественный парасимбиоз
  Паразитизм
 
 
 
 
 
 
  Пример общественного парасимбиоза:
  "Жук Paussus, снабжающий муравьев приятными для них выделениями особых желез, обслуживает любую особь из гнезда муравьев и получает услуги также от любой особи.
  Точно так же и тли пользуются защитой муравьиной колонии, взятой в целом, и дают свои сладкие выделения всякому проходящему муравью" (Догель В. А., 1962).
  "В некоторых случаях отношения между организмами разных видов являются взаимополезными настолько, что раздельное существование вообще невозможно. Такой симбиоз называют мутуализмом. Примером мутуалистических взаимоотношений является сожительство человека с микрофлорой его кишечника" ("Биология", 1997, с. 197).
  "Встречая в природе симбиоз, мы можем предполагать, что конечной стадией является образование более сложного организма. Травоядные животные могли развиться из симбиоза животных и микроскопических паразитов растений. Паразит уже обрел некогда способность производить ферменты для переваривания веществ, имевшихся в организме его хозяина. Животное же делится с паразитом веществами из растительной массы" (Горелов А. А.,1997,с.119).
 
  3.4.4. Синойкия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Пример эпиойкии: Червь Аспидосифон в молодом возрасте прячет конец тела в маленькую пустую раковину (Gastropada). На ту же раковину потом садится личинка актинии (Heteropsammia), которая разрастается и плотно охватывает тело растущего червя как муфтой. Червь высовывается из хода в теле актинии, которой он доставляет средство передвижения, тогда как актиния оказывает червю защиту своими стрекательными клетками (Догель В. А., 1962).
  3.5. Соотношение активации и эффективности
  Соотношение понятий
  Активация Вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы.
  Стимуляция Предъявление внешнего фактора с целью пробуждения, усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций.
  Манипуляция Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
  Мотивация, как Система действий по активизации мотивов другого человека.
  мотивационный
  менеджмент
 
  Стимул (первоначальное значение) - специальная палочка, которой подгоняли домашних животных.
 
 
  Рис. 3.7. Схема соотношения понятий активации, мотивации, стимуляции и манипуляции
  Как видно из рис. 3.7, твердо констатировать можно лишь одно: понятие активации шире всех остальных понятий и является родовым по отношению к ним. Действительно, активация нервной системы может происходить даже под влиянием погодных условий или гормональных перестроек организма, которые с трудом поддаются регистрации, а уж тем более регуляции (со стороны менеджера, например).
  Сомнения начинают возникать, когда мы пытаемся разграничить понятия стимуляции и мотивации, с одной стороны, и мотивации и манипуляции - с другой. Предъявление стимула, который вызывает определенный таксис, - это мотивация или стимуляция? Сознательное использование эффекта Зейгарник, при условии что люди, по отношению к которым мы его используем, о нем ничего не знают, - это мотивация или манипуляция? Существует ли "чистое поле" мотивации вообще? Или мы всякий раз должны говорить о более или менее изощренном использовании стимуляции и манипуляции?
  На мой взгляд, мотивация подразумевает создание условий, в которых у человека пробуждаются его собственные мотивы. Цель мотивационного тренинга - овладение методами активизации (актуализации) мотивов человека и использования энергии актуально действующих (или актуализированных нами) мотивов. Мотивация как система действий, или "мотивирование" (см. раздел 3.1), - это, в сущности, создание обогащенной стимулами и возможностями среды, в которой каждый человек актуализирует свои мотивы. Мотивированное поведение совершается под влиянием определенной потребности, а не под влиянием стимула или манипулятивного "удара" по слабым струнам. Мотивированное поведение - это всегда результат выбора, осознанного или неосознанного, а не механическое следствие подталкивания палочкой-стимулом.
  Аргументом в пользу такого подхода может служить концепция внутренней мотивации Эдварда Деси (см. раздел 3.6). Аналогичный взгляд сформулирован в одной из самых последних работ Е. П. Ильиным: "С моей точки зрения, мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены... Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние" (Ильин Е. П., 2000, с. 68).
  У животных - почти как у людей:
  "Степень мотивации можно оценивать по порогу реакции на подходящие стимулы, по уровню общей активности, по количеству работы, которое животное может совершить ради достижения цели, или по силе неприятного раздражения, которое животное готово ради этого перенести" (Вилли К., Детье В., 1974, с. 627)
  Для рассмотрения соотношений между активацией и эффективностью мы будем использовать выдержки из книги X. Хекхаузена (см. Приложение 4).
  Обычно я исключаю из рассмотрения задачи средней трудности (В - на графике Хекхаузена), поскольку этот материал и так достаточно сложен для понимания.
  Для легких и трудных задач график выглядит так, как это представлено на рис. 3.8.
 
  Рис. 3.8. Соотношение активации и эффективности выполнения простой и трудной задач
  Под активацией, как уже указывалось, будем понимать всю совокупность факторов, повышающих уровень возбуждения и тонус нервной системы. Такими факторами могут быть самые разнообразные аспекты внешней и внутренней среды:
  * надежда на денежное вознаграждение;
  * угроза наказания (штраф, ограничение в правах, увольнение, позор и т. п.);
  * страх не пройти испытание, не быть принятым на работу;
  * страх совершить роковую ошибку, приводящую к аварии, краху компании, личному банкротству и т. и.
  * прием допингов (в том числе - лишняя чашка кофе);
  * психическое состояние, обусловленное предшествующими событиями (усталость, напряженность, раздраженность, взвинченность, окрыленность);
  * активизирующие внешние факторы (мелькание на мониторе, суета, быстрые передвижения людей, вскрики, стоны, вспышки, музыка, звук сирены и т. п.);
  * соревнование;
  * ревность;
  * увлеченность задачей и т. п.
 Из рис. 3.8 мы видим, что для простой задачи требуется более мощная активация, а для более трудной - гораздо менее мощная.
  Иными словами, для выполнения трудной задачи оптимум активации ниже. Это обусловлено тем, что трудная задача требует более высокой концентрации и координации усилий, чем простая задача. Излишняя активация приводит к тому, что субъект начинает переключаться с собственно задачи на свои переживания, как отрицательные - страхи, опасения, нервозность, - так и положительные - предвкушение успеха, страстное желание получить денежную премию, надежду "обойти" конкурентов и т. п.
  Теперь от простой и трудной задач перейдем к исполнителям.
  Допустим, у нас есть два потенциальных исполнителя - А и В, и задача средней трудности. Однако для исполнителя А эта задача простая, а для исполнителя В - трудная, поскольку у него меньше опыта, ниже уровень знаний, и вообще по интеллекту он (пока) уступает исполнителю А.
  Теперь мы можем нарисовать график с двумя схожими кривыми, но кривая с оптимумом слева будет относиться к исполнителю В, а кривая с оптимумом справа будет относиться к исполнителю А (рис. 3.9).
  Рис. 3.9. Соотношение активации и эффективности выполнения одной и той же задачи более способным исполнителем (А) и менее способным исполнителем (В)
 При этом уровень максимальной эффективности исполнителя В (менее способного) будет ниже максимальной эффективности исполнителя А (более способного). Однако исполнитель В будет даже эффективнее исполнителя А, если уровень активации является для него оптимальным.
 
  Практические выводы:
  1. Не следует слишком активировать менее способных исполнителей.
  2. Не следует слишком активировать исполнителей, решающих трудную задачу.
  3. Для каждого исполнителя следует определить уровень оптимальной активации и избегать выхода за этот уровень.
 
  3.6. Внутренняя (intrinsic) и внешняя (extrinsic) мотивации
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу