<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  Идеология данного мотивационного тренинга постулирует значение внутренних, имманентно присущих человеку, движущих сил. Задача менеджера - понять эти силы и помочь пробудиться тем из них, которые могут привести к эффективному результату. При этом менеджер сам решает, что может считаться эффективным результатом и какие именно силы могут быть полезными. Однако если он решится мотивировать людей в русле данной парадигмы, ему необходимо помнить, что главные мотиваторы - в душе человека, а не вне ее. Использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги - в этом сущность предлагаемого подхода.
  Концепция внутренней мотивации, сформулированная Эдвардом Деси, на первый взгляд, сходна с концепцией парателической активности Аптера (см. раздел 3.1 и Приложение 4). Сколл и Барбуто обозначают ее как "мотивацию, проистекающую из процесса". Однако несмотря на то, что внутренняя мотивация - это "стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самом процессе деятельности", - ее источником является потребность автономности и самоопределения.
  Процессуальный элемент весьма важен в концепции внутренней мотивации, однако не он является ее ядром. Ядро же ее-в том, что для человека жизненно важно быть самоопределяющимся, независимым, действующим в соответствии со своей "изнутри идущей" мотивацией, а не контролируемым извне.
  "...Борьба за награды - и особенно за финансовый успех - это американский путь...
  Бихивеоральные догмы основаны на предположении, что не существует внутренне укорененной мотивации к обучению, но это не согласуется с тем фактом, что маленькие дети - и в детских дошкольных учреждениях, и дома - беспрестанно исследуют объекты, с которыми они встречаются, и манипулируют ими. Они сами себе бросают вызов - стать более компетентными и знающими, - по-видимому, просто ради удовольствия становиться такими. Дети отнюдь не ждут пассивно, пока их вовлекут в процесс обучения обещаниями наград, а сами активно вовлекаются в этот процесс. Несомненно, они изнутри мотивируются к обучению" (Deci Е., 1995, р. 19-20).
  "Когда люди говорят, что деньги мотивируют, они на самом деле имеют в виду, что деньги контролируют. И когда это происходит, люди становятся отчужденными - они лишаются части своей аутентичности - и они заставляют себя делать то, что считают себя обязанными делать... Отчуждение начинается с того, что люди теряют контакт со своей внутренней мотивацией, с жизненностью и радостным возбуждением, которыми обладают все дети, со способностью делать что-то ради того, чтобы делать, с состоянием, которое Роберт Хенри назвал моментом переживания чего-то большего, чем обыденное существование" (Deci Е., 1995, р. 21-29).
  "Эксперименты показали, что когда испытуемым начинают платить за работу над интересными головоломками, они теряют интерес...
  "Деньги говорят" - если оплата соответствует качеству и объему работы. Награды могут быть использованы как способ выразить признание, одобрение и уважение к усилиям, но чем больше они используются как мотиваторы - например, как схема бонусов, - тем более вероятно, что это будет иметь негативные последствия" (Deci Е., 1995, р. 55).
  "Вероятно, существует внутренняя, изнутри идущая потребность испытывать чувство личной автономности или самоопределения - чувство, которое де Чармс назвал личной обусловленностью/causation/" (Deci E., 1995, р.30-31).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 3. 10. Соотношение внешней и внутренней мотиваций
  А - внешняя и внутренняя мотивации уравновешены; Б - внешняя мотивация несколько преобладает над внутренней; В - внешняя мотивация угнетает внутреннюю
  Что еще контролирует людей, по Деси?
  Угрозы
  Жесткие сроки Люди воспринимают эти явления как противоречащие их автономности,
  Навязанные цели поэтому энтузиазм и интерес
  Надзор в контролируемых видах активности
  Оценки снижаются
 
  Если люди чувствуют, что они находятся под давлением или контролем соревнования, - тогда и соревнование воспринимается как ограничение их автономности.
  "Предоставление выбора, в широком смысле этого слова, является основополагающим в поддержке автономности личности. Поэтому важно, чтобы люди, занимающие управляющие позиции, начали размышлять над тем, как предоставить больше выбора" (Deci E., 1995, р. 34).
  В связи с концепцией внутренней мотивации полезно обсудить проблему общего мотивирующего потенциала работы (Hackman J., Oldham G.,1977; 1980).
  Концепция Хакмана и Олдхема определяет оптимальные направления "реорганизации труда", "обогащения труда", или "расширения труда".
  Ими была сформулирована модель рабочей мотивации, основанная на ключевых характеристиках работы:
 
  Определения ключевых характеристик работы.
 
  1. Разнообразие умений - та степень, в которой работа требует разнообразных видов активности, подразумевающих использование ряда различных умений и способностей личности. Хакман и Олдхем считают, что разнообразие умений, которое необходимо для решения игровых задач, является основной причиной привлекательности их для человека; если работа требует от человека разнообразных умений, она будет казаться ему гораздо более значимой, чем это есть на самом деле.
  2. Идентифицируемость задания - степень, в которой работа требует завершения целостной и определенной задачи или этапа работы от начала и до конца с видимым результатом.
  3. Значимость задания - степень, в которой задание имеет существенное влияние на жизнь или работу других людей как в данной организации, так и во внешнем окружении. Пример: подкручивание болтов у уже готового самолета - задание высокой значимости.
  4. Автономность - та степень, в которой работа предоставляет реальную свободу, независимость и возможность действовать по своему усмотрению в планировании работы и в определении способов ее выполнения.
  5. Обратная связь - та степень, в которой выполнение рабочих заданий сопровождается получением прямой и ясной информации относительности эффективности работы.
 
 
  Определения основных психологических состоянии.
 
  1. Переживаемая значимость работы - это та степень, в которой работа переживается человеком как значимая, полезная и стоящая.
  2. Переживание ответственности за результаты работы - та степень, в которой человек чувствует себя лично причастным к результатам работы и ответственным за них.
  3. Знание результатов - степень, в которой человек знает и понимает, насколько эффективно он выполняет работу на всем ее протяжении.
  В самом общем виде модель "работает" следующим образом: пять ключевых характеристик работы вызывают три психологических состояния, которые, в свою очередь, приводят к ряду благоприятных для личности и для работы результатов. Связи между характеристиками работы и психологическими состояниями на схеме опосредуются силой потребности индивидуального роста.
  Сила потребности индивидуального роста - это степень, в которой человек стремится к достижению результата, к обучению и к личностному развитию (Hackman and Oldham, 1980, р. 85).
  Модель постулирует, что человек переживает положительные эмоции в той степени, в какой он узнает (знание результатов), что он лично (переживание ответственности) хорошо выполнил задание (переживаемая значимость).
  Эта самогенерирующаяся мотивация будет наивысшей, если присутствуют все три психологические состояния (например, плохо, если задание вызывает чувство ответственности, но обратной связи нет).
  Общий мотивирующий потенциал работы определяется по формуле:
 
 
  Лица с высокой силой потребности индивидуального роста будут с большей вероятностью переживать психологические состояния при соответствующих характеристиках работы и более положительно реагировать на эти состояния, что выразится в более высоких результатах деятельности (Hackman J., Oldham G. 1977; 1980).
  В последних публикациях было показано, что ключевые характеристики работы не обязательно вызывают положительные эмоциональные состояния. Например, необходимость использовать разнообразные умения в процессе работы вызывает у работающих возбуждение и нервозность. Состояние нервозности неприятно, однако оно способствует развитию более систематичного и аналитичного подхода к работе и, таким образом, стимулирует процесс решения проблем.
  В то же время, работа, требующая исключительно широкого разнообразия умений, может оказывать разрушительное действие на работающих (Saavedra R., Kwun S. К., 2000, р. 143-144).
 
  3.7. Проблема договора в мотивации работников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Договор, контракт - основа рыночной экономики и протестантской трудовой этики.
  Однако договор требует высокой самодисциплины, ответственности и рациональности.
  В случае если этих качеств не хватает, гарантом выполнения договора служат дополнительные методы воздействия.
  Для россиянина договор выполнять скучно.
 
  В договоре все пространство человеческих побуждений сводится к рациональному и сознательному решению или намерению.
 
  Характеристика побуждений
  Иррациональные побуждения
  Рациональные побуждения
  Неосознаваемые
  Вытесненные импульсы предубеждения
  Привычки и автоматизмы
  Осознаваемые
  Желания, страсти
  Намерения, решения
 
  Пример неосознаваемых иррациональных побуждений - самоисполняющиеся предсказания, которые подталкивают нас к неосознаваемым и иррациональным действиям. На наши побуждения влияет прошлый опыт, отношения с другими людьми, осадок от которых мы переносим во взаимодействие с теми, кто сейчас рядом. Например, мы можем испытывать неосознаваемую и иррациональную неприязнь к другому человеку, которая влияет на нашу оценку его деловых качеств и мотивации (эффект ореола).
 
  Пример неосознаваемого рационального побуждения - привычка как приобретенная потребность или приобретенная склонность к действию, тенденция делать что-либо обычным, многократно повторявшимся способом, который доказал свою рациональность или воспринимался как рациональный в тот период, когда укоренялась привычка действовать именно таким способом (Ходжава 3. И., 1960). Вежливый человек испытывает автоматическое побуждение встать, когда в комнату входит женщина; исполнительный человек - автоматическое побуждение работать быстро и хорошо; общительная сотрудница - автоматическое побуждение передать коллегам новую информацию и т. п.
  Когда какие-либо психические явления становятся привычными, человек испытывает потребность к их проявлению, склонность к их совершению и использованию. В случаях положительного их проявления он переживает чувство удовлетворенности. Когда же условия препятствуют нормальному проявлению привычек, человек испытывает неудовлетворенность, беспокойство, растерянность, и тем более сильные, чем значительнее привычка, чем она глубже и основательнее вошла в его природу или чем неудачнее складываются условия для их проявления (Чубуков В. П., 1972).
  Как правило, навык формируется путем сознательных упражнений. Привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя человек обретает те или иные привычки (Степанов А. А., 1966).
 
  Наконец, наши желания и страсти зачастую иррациональны, но они становятся весьма важными побудителями нашего поведения. Под влиянием иррационального, хотя и вполне осознаваемого, желания человек может совершать нерациональные поступки - например, купить двухместный автомобиль для семьи из четырех человек "просто потому, что он очень понравился". Со страстями еще более трудно бороться, так как они превосходят желания по своей интенсивности.
  Договор может быть нарушен или даже не заключен под влиянием неосознаваемых и иррациональных побуждений, например, недоверия, лени, страха потерять то, что имеешь, алчности, зависти и др.
  Но договор может быть нарушен также и под влиянием осознаваемых рациональных побуждений, например, решения восстановить справедливость, которая (по мнению данного человека) нарушается этим договором; намерения перейти на более выгодную работу, решения изменить договор и т. п.
  Договор в России не воспринимается как нечто действительно важное, поскольку важным и обязательным не считается закон и поскольку у обеих сторон нет уверенности в том, что противоположная сторона не нарушит договор ("Все равно обманут!").
  Психологически суть договора передается видоизмененной формулой:
 
 
 
 
 
 
 
 
  Для того чтобы договор не нарушался, необходима экономизация и юридикализация менталитета.
  Развитие экономики в современных условиях в России в значительной степени затрудняется психологическими причинами. К таковым можно отнести, прежде всего, малую представленность "рыночной" ориентации в российском менталитете.
 Это проявляется в приоритете внеэкономических ценностей над экономическими, в традиционном отказе связывать собственное экономическое положение с количеством и качеством личного труда и принятой на себя личной ответственности. Необходимость мыслить в терминах экономической выгоды, продажи своей рабочей силы, подчинения законам экономической конкуренции воспринимается как насильственное внедрение чуждой русскому менталитету идеологии. "Нынешнее испытание нации... состоит в том, что нас пытается "схватить" чужая философия жизни, чужая идеология - идеология ростовщичества" (А. Малахов, 1998).
  В связи с экономическим кризисом августа 1998 года положение еще более обострилось. Механизмы и закономерности развития экономики в России для большинства людей стали еще более необъяснимым и непредсказуемым явлением. Непредсказуемость экономических изменений вызывает протест против рыночной переориентации общества, которая воспринимается как насильственное и неоправданное экспериментирование над обществом со стороны враждебных внутренних или внешних сил. Надежда на постепенное улучшение ситуации в стране подорвана не только в "неделовом", но и в "деловом" мире.
 
 
 
 
 
 
  3.8. Классификации мотивов.
 
  Приведем несколько классификаций мотивов: по Хенри Мюррею (1938), по Дугласу Мак-Грегору (I960) и по Джону Барбуто и Ричарду Сколлу (1998). В группах, состоящих из психологов, на эти классификации уместно будет сослаться. Тренер может также выбрать классификацию Барбуто и Сколла в качестве основной системы координат для всего тренинга. Однако использование этой схемы требует знаний, подготовки и любви к подробностям.
  Вместе с тем, достоинством классификации Барбуто и Сколла является то, что 5 источников мотивации можно исследовать с помощью предлагаемого ими опросника. Иногда участники тренинга буквально ждут опросника. Заполнение опросника позволяет им лучше усвоить изучаемые конструкты, сосредоточиться, успокоиться, перейти из состояния эмоциональной ошеломленности в когнитивный пласт исследования проблемы. Однако обсуждение результатов может превратиться в затяжную дискуссию. Например, участники могут начать горячо доказывать тренеру несостоятельность некоторых пунктов, оспаривать возможность применения этого опросника в принципе, поскольку все его утверждения сформулированы в положительном направлении, а многие из них отражают фактор социальной желательности, и т. п.
  Тренер может использовать опросник по своему усмотрению, учитывая его возможности, ограничения и "подводные камни".
 
  3.8.1. Классификация мотивов по Хенри Мюррею.
 
  В концепции Хенри Мюррея каждой психогенной потребности соответствует свой аттитюд как способ чувствования, мышления и поведения. В русском языке потребности из перечня потребностей X. Мюррея практически приравниваются к мотивам. Мы употребляем как синонимы термины "мотив достижения" и "потребность достижения" или "мотив аффилиации" и потребность аффилиации" и т. п.
  Однако вопрос о соотношении мотивов и потребностей должен быть прояснен в принципе.
  Потребность - "испытываемая человеком нужда в чем-нибудь" (Рубинштейн С. Л., 1946, с. 506); "отражение нужды в чем-либо во внутренней сфере человека" (Филиппов М. М., 1967).
  "Need - состояние, в котором чего-либо не хватает, что-то необходимо или требуется некое действие" (Oxford Advanced Learners Dictionary, 1982).
  Анализ превращения потребностей в мотивы был дан А. Н. Леонтьевым: "Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но... потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но как только субъект начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация... До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т. е. становится мотивом" (Леонтьев А. Н., 1972,с.31).
  Перевод из книги Хенри Мюррея дан в Приложении 4.
 
  3.8.2. Классификация мотивов по Дугласу Мак-Грегору.
 
  Дуглас Мак-Грегор достроил теорию Маслоу, добавив одну важную идею: предположения менеджеров о людях становятся самоисполняющимися предсказаниями. Менеджеры делятся
  на две неравные группы: сторонники теории Х и сторонники теории У.
  И жесткая, и мягкая версии теории Х становятся самоисполняющимися предсказаниями: если вы относитесь к людям как к ленивым и нуждающимся в управлении, они начинают соответствовать вашим ожиданиям.
 
  3.8.3. Классификация мотивов по Барбуто и Сколлу.
 
  В Приложении 4 приведен перевод статьи и опросника по определению источников индивидуальной мотивации. Из статьи исключены лишь технические подробности построения выборки и сопоставления данных, полученных с помощью метода факторного анализа и компонентного анализа и т. п.
 
  3.9. Мотив: "всё что угодно".
 
  3.9.1. Свойство личности или формальный термин?
 
  Как указывал А. Н. Леонтьев, в современной психологии остается невыясненным объем понятия "мотив": "...в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током" (Леонтьев А. Н., 1975, с. 189). В связи с этим некоторыми авторами предлагается выделять две категории явлений: собственно мотивы личности и всю ту совокупность "динамических сил" или "психологических моментов" (Леонтьев А. Н., 1975; Якобсон П. М., 1969), которые, наряду с мотивами, определяют целостное поведение человека.
  Во втором из этих случаев мотив понимается как формальный термин, не имеющий собственного значения и служащий для обозначения совершенно разнородных явлений, так или иначе побуждающих и направляющих деятельность человека. Эта тенденция прослеживается во многих отечественных работах. В учебнике "Психология" под редакцией К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова (1948) указывается, что потребности являются исходными мотивами человеческого поведения, но далеко не единственными. "Весьма важную роль в мотивации наших действий играют чувства, интересы и склонности и, что особенно важно, - наше мировоззрение, наши взгляды и убеждения, наши идеалы, которым мы подчиняем наше поведение" (Корнилов К. Н., 1948, с. 320).
  По мнению П. М. Якобсона, мотивами могут быть:
  1) политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;
  2) достаточно действенные интересы к получению впечатлений;
  3) стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;
  4) сильная потребность в чем-то;
  5) достаточно сильное чувство;
  6) действенные моральные убеждения;
  7) привычки;
  8) подражание (Якобсон П. М., 1969).
  В. Г. Асеев в качестве основных форм мотивации называет потребности, влечения, стремления, цели, интересы (Асеев В. Г., 1971,с-2).
  Аналогичный, по существу, взгляд формулируется в статье Б. Ф. Ломова "Проблемы деятельности в психологии" (1981). Мотив трактуется как отражение потребности, а желание, чувство долга, интерес, стимул и т. д. - как возможные формы отражения потребности (Ломов Б. Ф., 1981, с. 12, 13).
  Эта ситуация сохраняется и поныне. "Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом" (Ильин Е. П., 2000, с. 7).
  Расширительное толкование понятия "мотив" особенно характерно для зарубежной психологии.
 
  3.9.2. Автономизация мотива
 
  Г. В. Оллпорт, основываясь на выдвинутой в 1918 году Р. С. Вудвортсом идее о трансформации механизма поведения в его побуждение, сформулировал идею функциональной автономии мотивов. Выступая против сведения разнообразных мотивов зрелой личности к нескольким, иногда даже к одному или двум, первичным инстинктам, желаниям или потребностям, Оллпорт писал: "Ни четыре желания, ни восемнадцать склонностей, ни любая из их комбинаций или даже все они вместе взятые, со всеми возможными дополнениями и вариациями, не могут адекватно объяснить бесконечное множество целей, преследуемых бесконечным множеством смертных" (Allport G. W., 1937, р. 193). Основываясь на анализе жизненных наблюдений, а также на экспериментальных и клинических данных, полученных другими авторами, Г. В. Оллпорт пришел к выводу, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определенной цели и служившее лишь механизмом ее достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой.
  Основным условием такого превращения, или трансформации, мотивов является несовершенство действия, служившего средством достижения первоначальной цели. Талант, доведенный до совершенства, и навык, доведенный до автоматизма, уже не могут превратиться в мотив. Мотивами становятся "талант в стадии совершенствования и навык в стадии формирования" (Allport G. W.,1937,p.204).
  Мотивы, по Оллпорту, - это всегда своего рода стремление к завершению; это неразряженное напряжение, которое должно "замкнуться" на текущей активности (там же, р. 205). Не случайно в качестве экспериментального подтверждения своей теории Г. В. Оллпорт приводит, в частности, эффект Б. В. Зейгарник, установленный в 1927 году в цикле исследований Курта Левина.
 
  3.9.3. Квазипотребность.
 
  В исследования школы Курта Левина понятие мотива в систему основных понятий специально не включалось. Мотивационная сфера личности описывалась такими понятиями, как потребность, квазипотребность, намерение и напряжение. Как указывает Блюма Вульфовна Зейгарник, под квазипотребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения (Зейгарник Б. В., 1981). К. Левин отделял квазипотребности от устойчивых, по его выражению, "истинных" потребностей, хотя и подчеркивал, что по своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей: "...тенденция вызывать действие является фундаментальной для потребности. Это свойство потребности или квазипотребности может быть представлено в координатах "напряженной системы"... Соотнесение "разрядки напряжения" с "удовлетворением потребности" (или "достижением цели"), а "возникновения напряжения" с "намерением" или "потребностью в состоянии неудовлетворения" позволило сделать большое количество проверяемых выводов" (Lewin К., 1935, р. 14).
  Формально-динамический подход, апеллирующий в основном к энергетическим (напряженная система) или векторно-топологическим характеристикам мотивированного поведения, значительно сужает область распространения выводов, полученных в исследованиях школы К. Левина. По мнению В. Г. Асеева, эта область ограничивается диффузными побуждениями низшего структурно-генетического уровня (Асеев В. Г., 1976,с.23).
  Итак, в динамической психологии понятие мотива либо заменяется другими понятиями (К. Левин), либо используется как форма, которая может быть наполнена многообразным содержанием (Г. В. Оллпорт).
  Мы видим, что синонимом термина "мотив" являются разнообразные термины: "психогенная потребность" ( Murray Н, 1938); "квазипотребность" (Lewin К., 1935 ) или просто "потребность" (McClelland et al., 1953; Atkinson J. W.,1953; McClelland D., Winter D., 1969).
  3.9.4. Мотив как устойчивая или флуктуирующая тенденция
  Можно было бы согласиться с В. И. Ковалевым, что мотивы "более тяготеют к свойствам личности, являясь при этом более динамичными по сравнению с ними" (Ковалев В. И., 1981, с. 38), если бы в этом высказывании не содержалось внутреннее противоречие, преодолеваемое лишь при двояком рассмотрении мотива: как личностной предрасположенности и как актуального состояния. Это разделение стало уже традиционным к концу 70-х годов.
  Так, Дж. Аткинсоном мотив трактуется, с одной стороны, как достаточно устойчивая личностная характеристика, как некоторое "нормативное состояние", противопоставляемое состоянию актуально действующего мотива, или актуальной мотивации (Atkinson J. W., 1953).
  В работах X. Хекхаузена (Heckhausen Н., 1963, 1967) проводится четкое разграничение между понятиями потенциальной и реальной мотивации. Потенциальная мотивация рассматривается как своеобразная структура ценностных ориентации, которая, как система отсчета, определяет желательность или нежелательность для данного человека того или иного состояния. Реальная же мотивация представляет собой как бы "мотивационный момент", то есть ситуационное состояние мотивации, состояние "пробужденного" мотива.
  Аналогичное деление проводится в Грузинской школе психологии: понятие "мотив" рассматривается как преходящее состояние, побуждающее к действию и исчезающее после удовлетворения соответствующей потребности.
  Установка, напротив, трактуется как продолжительное, перманентное состояние единства побуждающих и направляющих моментов деятельности, как длительная готовность к активации определенно мотивированной деятельности (Прангишвили А. С., 1974). Отличие этой трактовки от трактовки Аткинсона (и Хек-хаузена, но в меньшей степени) состоит в том, что в теории установки мотивом обозначается переменная составляющая мотивации, а в трактовке Аткинсона - постоянная составляющая.
 
  3.9.5. Осознанность и неосознанность мотивов.
 
  В многих отечественных определениях мотива в качестве ключевого момента подчеркивается его осознанность. Мотив трактуется как осознанное (сознательное) побуждение для определенного действия, ставшее непосредственной причиной действий человека во внешнем мире (Рубинштейн С. Л., 1946, Селиванов В. И., 1974, Ковалев В. И., 1981). Между тем мотивы, так же как и потребности, могут характеризоваться разной степенью осознанности, что признают не только зарубежные, но и отечественные авторы (Murray Н., 1938, Madsen К., 1968, Корнилов К. Н., 1957, Соколова Е. Т., 1980).
  А. Н. Леонтьев осознание мотивов вообще считал чем-то вторичным, изначально не данным, требующим специальной внутренней работы: "...мотивы актуально не сознаются субъектом; когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Правда, нам нетрудно привести их мотивировку, но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив" (Леонтьев А. Н., 1975, с. 201).
  Существование неосознанных, или неосознаваемых, мотивов является экспериментально доказанным фактом. Они проявляются в исследованиях восприятия (Соколова Е. Т., 1974; 1980), установки (Прангишвили А. С., 1978), мышления, художественного творчества (Бассин Ф. Б., 1978; Симонов П. В., 1978), нормального и гипнотического сна (Вейн А., 1978) и т. д.
  В психоаналитической традиции неосознанность мотивов - это признак несовместимости вытесняемых мотивов и импульсов с образом социального, хорошо контролируемого "Я". Масштаб бессознательного неизвестен (Фрейд 3., 1991). Силы, движущие нами из этих глубин, могут быть всем чем угодно.
 
  3.10. Строение головного мозга.
 
  Головной мозг человека состоит из трех главных частей. Это - кора полушарий головного мозга (сверху на рис. 3.11);
  мозжечок (ниже справа) и ствол мозга (в центре). Большое значение в стволе имеет продолговатый мозг (яйцевидное утолщение в центре) и таламус (между продолговатым мозгом и корой).
 
  Рис. 3.11. Строение головного мозга
  Кора ответственна за познание и мышление. Мозжечок помогает поддерживать равновесие и позу. Таламус действует как ретранслятор электрических импульсов, входящих в кору головного мозга и выходящих из нее.
  Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов - например, глазодвигательных, рвотного и др. (рис. 3.12).
 
 
  Рис 3.12. Структура ствола мозга.
 
  В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг. Их пронизывает канал с цереброспинальной жидкостью. По всей длине ствола располагается также система нервных клеток, известная под названием ретикулярной формации. Она управляет состоянием бодрствования.
  Продолговатый мозг - это самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно кпереди от спинного мозга. В продолговатом мозгу находятся рефлекторные центры, регулирующие ряд важнейших физиологических процессов: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту.
  В Приложении 4 приведены выдержки из книг, которые позволят тренеру освежить свои знания в этой области и чувствовать себя уверенно, отвечая на вопрос, чем таламус отличается от гипоталамуса и почему гипоталамус считается центром мотивированного поведения.
 
  ГЛАВА 4.
  ТЕХНИКА.
 
  Начнем с самых "технических" вещей. Для проведения занятий необходимы:
  1) достаточно большая комната, площадью не менее 30 кв. м, желательно с хорошим освещением и возможностью проветривания;
  2) флипчарт (лучше два);
  3) доска и мел, если флипчарт только один;
  4) два блокнота (комплекта бумаги) для флипчарта;
  5) фломастеры для флипчарта и для более тонких графических работ;
  6) десять листов ватмана обычного формата;
  7) брошюры для каждого из участников;
  8) копии материалов Приложения 3 (выдаются тренером в процессе тренинга и вкладываются в прозрачные конверты, подшитые в специальную папку).
  Теперь - о методах. Это, прежде всего:
  1. Ролевые игры.
  2. Командная работа с кейсами и другими заданиями.
  3. Деловые игры.
  4. Индивидуальные упражнения.
  5. Сумасшедшие сессии.
  6. Иные методы: дискуссии, рисование и другое ручное творчество.
 
  4.1. Ролевые игры.
 
  В мотивационном тренинге используются три типа ролевых игр:
  * Игры-омнибусы по гипотетическому сценарию тренера;
  * Ролевые игры по гипотетическому сценарию участников;
  * Самостоятельно разработанные участниками инсценировки.
 
  4.1.1. Игры-омнибусы по гипотетическому сценарию тренера.
 
  Название "Омнибус" заимствовано мною из японского варианта психодрамы (Mashino H., 1988). Суть приема состоит в том, что в такой психодраме фактически отсутствует категория зрителей: все участники группы вовлечены в действие и исполняют роли людей, деревьев, предметов мебели, гор, солнца и др.
  В играх-омнибусах тренер сам назначает роли, но так, что никому из участников не приходит в голову отказываться от их исполнения. Этого можно добиться разными способами, а именно:
  а) предлагая комплект ролей группе из нескольких участников, с тем чтобы они сами распределили роли комплекта между собой;
  б) предлагая каждому из участников самому выбрать себе роль;
  в) внося в распределение ролей элемент рока, случайности, судьбы - например, предлагая участникам рассчитаться по 4, а затем назначая одну роль - всем первым, вторую - всем вторым и т. д.
  В тех редких случаях, когда кто-то из участников все же отказывается играть роль, ему предлагается функция наблюдателя с четкой задачей (например, с инструкцией регистрировать количество позитивных и негативных реакций одной из команд на предложения другой и т. п.).
  Всеобщее участие в ролевых играх необходимо для того, чтобы каждый участник испытал на себе действие мотивационных
  сил. Наблюдение чужой мотивации может так же помочь пониманию предмета, как наблюдение чужой любви или ревности. В лучшем случае мы теряем в интенсивности, в худшем - в качестве (модальности) переживаний.
  Игра-омнибус по гипотетическому сценарию тренера - это игра, в которой задается лишь общий сюжет, роли и условия, но не задается цели.
  Участники сами устанавливают или стихийно формируют цель и действуют в соответствии с нею. У тренера изначально должна быть сформулирована гипотеза по поводу того, какие психологические феномены проявятся в игре, какую цель выберут участники и к каким действиям они прибегнут, чтобы ее добиться. Фактически последовательность должна быть обратной: сначала тренер формирует гипотезу, затем создает игру для проверки этой гипотезы.
  Поскольку это - игра по гипотетическому сценарию, тренер может лишь предполагать, что в процессе игры произойдут важные с методической точки зрения события, однако они могут и не произойти, если он не будет тонко режиссировать, а иногда даже суфлировать отдельные стадии процесса.
 
  4.1. la. Всеобщая ролевая игра "Два племени".
 
  Цель игры - активизация стихийной природной силы территоризма как стремления сохранить, расширить и обогатить собственную территорию - пространственно, материально или символически.
  В этой ролевой игре-омнибусе участвуют все, за исключением тренера. Поскольку она направлена на активизацию стихийных сил, тренер должен быть постоянно на своем тренерском посту, как капитан на мостике в неустойчивую погоду
  Игра "Два племени" не может проходить по четкому плану, в ней возможны импровизации и отклонения, которые заранее трудно предусмотреть. Важно, чтобы в игре соблюдался баланс предопределенности с непредсказуемостью. В результате игры у участников должно быть ощущение, что никто их не подталкивал к территористическому поведению, что оно включилось автоматически.
  Разделение всей группы на два племени производится по принципу "судьбы": например, все первые номера формируют первое племя, а все вторые - второе. Однако важно, чтобы в одном племени количественно преобладали мужчины, а в другом - женщины.
 
  ИНСТРУКЦИЯ
  Представьте себе, что вы - два первобытных племени. Вы видите, в каждом племени есть мужчины. В первом племени - 5 мужчин, а во втором - 3. Мужчины будут ходить на охоту и добывать бизонов. В каждом племени есть и женщины.
  Справа, у зеленой стены, будет лес, где водятся бизоны. Столы вдоль зеленой стены и есть эти бизоны. На них вы будете охотиться.
  Выберите себе место для стойбища... (оба племени выбирают себе место).
  Выберите вождя... (оба племени выбирают своего вождя).
  Выберите себе имя (оба племени выбирают себе имя).
  Теперь оборудуйте стойбище из подручных материалов. Помните, что когда мужчины племени пойдут на охоту, с женщинами останутся только немощные старики и дети. Их некому будет защитить. Постарайтесь огородить свою территорию, как физически, так и символически, чтобы мужчины другого племени не могли и/или не смели туда проникнуть... (оба племени строят заграждения, рисуют наскальные устрашающие рисунки, вывешивают "скальпы" перед входом в пещеру, протягивают "веревку" из скотча и т. п.).
  Наступает время охоты. Для того чтобы дойти до леса, понадобится 2 часа. У нас это будут 2 минуты.
  Для того чтобы убить бизона, понадобится еще 2 часа, то есть еще 2 мину ты.
  Для того чтобы принести бизона из леса, понадобится 4 часа, то есть 4 минуты.
  Итак, за 8 минут вы можете добыть одного бизона, если не будете отвлекаться на другие виды деятельности.
  Но, конечно, кроме добычи бизонов, у вас есть и другие интересы. Например, в первом племени мало женщин. Их тоже можно попробовать добыть у другого племени...
  Подумайте о плане действий. На размышления вам отводится 2 минуты. Что вы будете делать, когда начнется охота? В вашем распоряжении будет 8 минут... (участники совещаются, причем тренер не участвует в этих обсуждениях и ничего не подсказывает ни одному из племен).
  Итак, близится время охоты. Здесь стойбище первого племени. Здесь стойбище второго племени. Здесь лес, здесь бизоны. Обращаю ваше внимание на то, что тот одинокий бизон в отдалении - не бизон, а лошадь белого человека, то есть моя. На нее охотиться нельзя.
  8 минут охоты начались!
  Далее в течение 8 минут тренер наблюдает за действиями участников, и если все идет по его гипотетическому сценарию, то более не дает никаких вербальных инструкций или комментариев.
  Гипотетический сценарий состоит в том, что, проникнувшись идеей своего племени, своей территории и своего имущества (женщины тоже автоматически воспринимаются как "имущество" племени'), участники окажутся под влиянием стихийной силы территоризма: им захочется укрепить и обогатить свою территорию, добыв как можно больше бизонов и женщин. Под влиянием стихийных сил территоризма они забудут о правилах игры и о том, что разумно и что - нет.
  Например, убив и притащив в стойбище первого бизона, они вдруг импульсивно поспешат добыть еще одного, потом третьего и т. п., пока все бизоны не окажутся в стойбищах. Безудержное стремление добыть как можно больше бизонов происходит вопреки правилам игры и разуму. Четырех бизонов просто некуда девать; нужно разрушать стойбище, чтобы куда-то их разместить, нужно разжигать слишком много костров, чтобы высушить их мясо для заготовки впрок, и т. п. Однако все это участники осознают позже, уже после того, как четыре стола-бизона нарушат уют и организацию стойбища.
  Мужчины первого племени, где мало женщин, могут попробовать проникнуть в стойбище второго племени, пока мужчины этого племени на охоте. Это явно антитерритористический акт, то есть действие, оскорбляющее естественное чувство террито-ризма: "Как они посмели проникнуть на нашу территорию?! Чьи дети теперь будут рождены в нашем племени?!" Мужчины оскорбленного племени могут испытать растерянность, замешательство, раздражение и даже злость. Дело может дойти до агрессивного столкновения. Тренеру необходимо следить, чтобы между мужчинами разных племен не произошло потасовки. В этот момент уместно напомнить участникам тренинга о правиле психологической и физической безопасности.
  ______________________
  ' Мужчинами воспринимаются как собственность женщины, а женщинами - мужчины. Если в данном "первобытном сообществе" (группе) больше женщин, то вполне вероятно, что женщины пойдут добывать мужчин, а не наоборот. Характерно, что когда "чужие" мужчины внедряются в стойбище, откуда "собственные" мужчины ушли на охоту, то женщинами JTO вторжение воспринимается как обогащение их собственной территории, а не нарушение ее. Все эти комментарии я привожу для того, чтобы показать, что эта игра не должна затрагивать проблем равноправия полов, прав женщин и т. п.
  Если игра не следует гипотетическому сценарию, тренеру необходимо усилить у участников ощущение того, что территории и имущество принадлежат разным племенам. Например, он может спросить: "Чей это лес?" Племя, чье стойбище оказалось ближе к лесу, скорее всего, ответит: "Наш! Он ближе к нашему стойбищу!" В сущности, для того, чтобы продемонстрировать автоматически возникающие реакции территоризма, этого достаточно.
  Возможно, однако, что тренеру понадобится применить более активные действия. Ничто не мешает ему вводить по ходу игры новые сюжетные линии. Например, он может заявить, что началась землетрясение, наводнение и т. п. или что женщин одного из племен переманило другое племя и т. п. Такое ужесточение игры оправданно только в том случае, если более мягкий ее вариант не приводит к проявлениям территоризма.
  Необходимо добиться, чтобы участники стремились защитить свою территорию, обогатить ее за счет новой добычи, сохранить свое имущество, унеся его с собой в случае бедствия, и т. п.
  Логическим завершением игры является введение понятия территоризма (см. раздел 3.2).
 
  4.1.16. Всеобщая ролевая игра "Контракт"
 
  Цель игры - определить, какие мотивы способствуют заключению, изменению или отклонению контракта.
  Инструкция
 
  Сейчас мы разделимся на две команды (тренер делит группу на две части по принципу судьбы, описанному выше). Теперь предлагаю каждой из команд подумать о том, какой контракт она могла бы заключить с другой командой. Контракт должен состоять из четырех частей:
  Часть 1:
  Предполагаемое обязательство нашей команды
  Наша команда сделает для вашей команды то-то и то-то (например, к 14:00 завтрашнего дня напишет каждому участнику команды записку с указанием трех наиболее сильных его личностных качеств).
  Часть 2:
  Предполагаемое обязательство вашей команды
  В обмен на это ваша команда сделает для нашей то-то и то-то (например, нарисует портреты каждого из участников нашей команды не позднее 14:00 завтрашнего дня).
  Часть 3:
  Неустойка нашей команды
  Если наша команда не выполнит обязательств, предусмотренных Частью 1, мы должны будем выплатить такую-то неустойку (например, принести вам большой торт не позднее 17:00 завтрашнего дня).
  Часть 4:
  Неустойка вашей команды
  Если ваша команда не выполнит обязательств, предусмотренных Частью 2, она должна будет выплатить такую-то неустойку (например, принести 2 бутылки шампанского не позднее 17:00 завтрашнего дня).
  Таким образом, на первом этапе игры командам предлагают заключить контракт со взаимными обязательствами (Части I и 2) и неустойками, которые должны быть выплачены в случае невыполнения обязательств (Части 3 и 4).
  На втором этапе команды получат время для обсуждения предложенных контрактов. Вы должны будете решить, согласны ли вы принять предложенный вам контракт со всеми его условиями. Если какое-то из условий предложенного контракта команду не устраивает, она готовит свои предложения по изменению условий контракта.
  На третьем этапе каждая команда объявляет свое решение, при этом у нее есть три формальные возможности:
  1) принять предлагаемый контракт со всеми его условиями;

<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу