<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>
МЕНЕДЖМЕНТМалышев Николай Иванович
Каф. Менеджмента, доцент.
Каф. - комната 402.
План работы:
4 лекции, аудиторная работа.
Цель:
Посетить лекции, написать аудиторку, сдать экзамен.
Литература:
1. Менеджмент. ВЗФЭИ, Москва, 2002 Максимцев, Игнатьев
2. Мескон, Альберт, Хедуори "Основы менеджмента" 1998
Сущность современного менеджмента, его содержание и основные задачи.
Управление и менеджмент это основополагающие понятия.
Экономическое положение любой фирмы, ее финансовые результатные показатели, определяются тремя основными факторами:
1. Уровень используемой техники и технологии
2. Уровень профессиональной подготовленности персонала
3. Организацией управления производством (менеджментом)
Управление - это специфический вид деятельности, заключающийся в рациональном использовании всех видов необходимых производственных ресурсов для достижения поставленной цели. Содержание конкретной цели зависит от специфики конкретного хозяйствующего объекта. Ресурсы тоже у всех разные. Но есть типовой набор производственных ресурсов:
1. Финансовые
2. Трудовые (производственный и управленческий персонал)
3. Материальные (здания, сооружения, основные средства)
4. Технические средства (средства труда)
5. Топливно-энергетические ресурсы
6. Информационные
7. Временные
Состав любой системы управления включает:
1. Цель управления
2. Перечень задач управления.
3. Функции управления или менеджмента. (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, учет, контроль, анализ, оценка и координация)
4. Подсистемы управления
5. Методы и средства управления, которые в целом представляют собой технологию управления
6. Структура управления. Уровни управления и связи между ними.
7. Профессионально подготовленный персонал (менеджер)
Задачи управления фирмой классифицируются:
1. По функциям управления или менеджмента
2. По объектам управления или менеджмента
Объектом управления может быть только деятельность или процессы деятельности, но не могут быть конкретные вещи.
Система - это организованная совокупность конкретных элементов, находящихся между собой в определенных связях или отношениях и образующих целостность системы.
Организация (или фирма)-
Производственно-технологическая система. Система управления.
Превращает ресурсы в продукты или услуги.
Технология это установленная определенными методическими материалами, стандартами или правилами последовательность выполнения конкретных технологических операций (процедур), обеспечивающих получение конкретного материала, продукта или услуги, имеющих потребительскую стоимость. Под материалом понимается физический элемент, химический и пр. Любая технология, как система, включает:
1. Описание технологического процесса
2. Состав необходимого технологического оборудования
3. ППП (профессионально подготовленный персонал)
4. Инструкционные (технологические) карты
Технология это необходимое средство любого технологического процесса. Технологие бывают:
1. Производственные
a. Учебные
b. Медицинские
c. Биотехнологии
d. др.
2. Информационные
3. Социальные
В застойные времена существовали теория и практика управления в условиях административно-командной системы.
В связи с переходом на новые экономические условия, на новые рыночные отношения, возникли новые экономические и производственные условия:
1. Разорвались все производственные и информационные связи в результате разгосударствления
2. Разрушилась вся инфраструктура народного хозяйства.
Возникла объективная необходимость в качественно новом рыночном управлении - менеджменте как научной дисциплине. Главное принципиальное отличие менеджмента от традиционного понятия управления - он отвечает на вопрос, как управлять или как организовать управление, чтобы получить минимальную, но гарантированную прибыль или доход. Раньше такого показателя, как прибыль, не было.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности. Он обеспечивает управление организацией в условиях рынка или перехода к рынку. Это означает:
1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка. Рынок это форма экономических взаимоотношений между покупателем и продавцом.
2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, т.е. получение оптимальных результатов.
3. Хозяйственная самостоятельность организации, обеспечивающая свободу принятия управленческих решений тем, кто несет ответственность за результаты.
4. Постоянная корректировка целей деятельности и соответствующих производственных программ в зависимости от конъюнктуры рынка.
5. Необходимость использования современной и компьютерной базы для разработки прогрессивной технологии подготовки и принятия решения (ППР).
Термин менеджмент по своей сути является аналогом термина управления, однако не в полной мере. Термин управление применяется гораздо шире, поскольку используется в разных видах человеческой деятельности, например управление автомобилем, управление технологическим процессом. Кроме того он применяется к разным системам, например, управление биологическими системами, управление государством. В отличие от него термин менеджмент как правило используется применительно к управлению социально-экономическими процессами, на уровне конкретной фирмы и организации. Менеджмент применяется на уровне микроэкономики, а управление применяется на уровне макроэкономики.
Менеджмент это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он предполагает, что менеджер в общем случае независим от собственника фирмы или организации, работая по найму в должности менеджера. Таким образом, специализация менеджера нацелена на сопряжение или комбинирование современного высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации ППП. Этим обеспечивается единство производственного технологического процесса. Менеджер объединяет работников различных специализаций.
Менеджмент - это научно обоснованная деятельность профессионально подготовленных специалистов по созданию условий, обеспечивающих организации эффективность производства, качество продукции или услуг, его гарантированную прибыльность в условиях рынка и конкурентоспособность.
Конкурентоспособность - это способность к выпуску продукции или услуг, пользующихся спросом в своем модельном ряду. Она определяется двумя факторами:
1. Качество продукта или услуги
a. Технология
b. ППП
c. Система управления качеством
2. Цена
a. Технология
b. Конъюнктура рынка
Составными элементами системы менеджмента являются
1. Наличие сформулированных и обоснованных целей и задач
2. Наличие специально подготовленного и обученного персонала (менеджеров)
3. Наличие прогрессивной технологии (отечественной или зарубежной) решения задач менеджмента
4. Наличие стандартов и правил использования технологии менеджмента
Развитие теории и практика менеджмента.
Практика управления и менеджмента пережила достаточно длительную эволюцию. Первая книга по управлению появилась в 1832г. Экономика машин и производства, Чарлз Бебидж.
Основоположником современного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. Американский инженер. В 1911 году написал свой научный трактат "Принципы научного управления". Развил учение об интенсификации трудовых производственных операций в целях повышения производительности труда. Ленин потом творчески развил его учение.
Необходимо увеличивать производительность труда вместе с интересами работника. Впервые поставил вопрос о мотивации наемного труда.
Управление это искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.
Тейлором впервые была предложена функциональная система управления, в отличие от линейной. Лучший менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах.
Принципы управления разработал Анри Файоль. "Общее и промышленное управлении" 1916. Создал теорию административного менеджмента, в управлении не только промышленными, но и государственными учреждениями. Впервые сформулировал и обосновал 14 принципов управления и назвал их функциями
Поставил задачу построения структуры управления на основании принципа единоначалия.
Дальше появились работы более поздних ученых.
Лауреаты нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнер Фриш. Разработали экономическую теорию ускорения экономического развития стран с рыночной экономикой.
Тинберген изучал теорию циклов и пришел к выводу, что развитию любой страны свойственны циклы. Он это обосновал формулами.
"Основные принципы стабилизации международных отношений стран с различным типом экономики", 1975 год.
Фриш обосновал развитие эконометрики. Экономико-математический анализ и методы прогнозирования. Просчитал научные прогнозы развития стран.
Образ современного менеджера и предъявляемые к нему требования.
Менеджер это профессионально подготовленный управленец, представитель особой новой профессии, имеющий современные рыночные знания в области законодательства, экономики предпринимательства, технологий современного производства и управления и в области современных коммуникаций.
Основные направления деятельности менеджера:
1. Управление активами и пассивами
2. Управление чрезвычайными ситуациями и рисками
3. Управление информацией и коммуникациями. Рыночная информация должна быть:
a. Своевременной
b. Достоверной
c. Точность
d. Защищенность
e. Конфиденциальность
f. Полнота
g. Доступность
4. Управление маркетингом
5. Управление инновационной деятельностью.
Менеджер это наемный управляющий, как правило, не имеющий собственного капитала. Предприниматель - человек владеющий капиталом, как правило, не являющийся менеджером.
Основы системного подхода в менеджменте.
В 60 годы возник новый подход - системный анализ. Американские ученые доказали, что в любом деле нужна система, и появилась теория систем. Менеджмент как наука базируется на системном мышлении. Система это множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостность.
Системная концепция позволяет более глубоко изучить характеристики изучаемого объекта и процессы его функционирования. Признаками любой системы являются:
1. Наличие цели функционирования
2. Многоуровневость
3. Наличие строго определенных характеристик (вход системы, выход системы, процесс функционирования)
4. Упорядоченность системы, которая определяется технологией функционирования любой системы.
Любая организация как объект управления менеджмента является системой и состоит как правило из двух подсистем:
1. Основное производство. Это объект управления.
2. Система управления организацией. Субъект управления.
Они в свою очередь являются тоже системами.
На входе любой производственной системы имеются ресурсы. На выходе - продукт или услуга. При поступлении на рынок они становятся товаром. Внутри находится производственно-технологический процесс.
Система управления получает информацию с выхода производства и формирует управляющее воздействие на входе объекта управления. Внутри- технология подготовки и принятия управленческих решений. Ресурсами являются:
1. Методики и стандарты
2. Информация
3. Программное обеспечение
4. Техника
5. Организационное обеспечение
6. Кадровое обеспечение
Цели и функции менеджмента.
Все начинается с миссии любой организации - функционально-целевое назначение организации.
При формировке миссии необходимо ориентироваться на перспективу, на стратегию. Миссия не должна зависеть от текущего состояния фирмы. Нельзя указывать в качестве миссии получение прибыли. Это отталкивает потребителя.
Далее формируются цель организации. Существует специальный классификатор целей.
№пп Кретерии классификации целей Группы целей 1. Период установления Стратегические(от 1 до 5 лет), тактические (до 1 года) и оперативные (на данный момент). Эти цели должны корреспондироваться между собой. 2. Содержание Политические, экономические, социальные, организационные, научные и др. 3. Структурные Маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые 4. Среда Внутренние (стабилизация и устойчивость) и внешние (качество продукции) 5. Приоритетность Особо приоритетные (федеральные президентские целевые программы), приоритетные , прочие 6. Измеримость Количественные и качественные 7. Повторяемость Постоянные, повторяющиеся, разовые 8. Иерархия Цели организации в целом и ее конкретных подразделений
Дерево целей представляет собой граф. Идет декомпозиция цели на конкретные подцели. Основную цель дифференцируют на основные подсистемы организации.
Для выбора подцели необходимо правильно определить ключевые функциональные блоки.
Первым блоком любой производственной системы является блок маркетинговых исследований. Цель маркетинга - изучить потребность рынка в целевой функции организации.
Подцели:
1. Изучить цены
2. Изучить динамику цен
3. Рассчитать параметры продукции
4. Изучить рекламную политику
5. и т.д.
Второй блок - научные исследования и разработки. Цель - обеспечить эффективность всех проводимых исследований.
Третий блок - технологическая подготовка производства. Своевременное обеспечение основного производства необходимой оснасткой, инструментами и кадрами.
Четвертый блок - основное производство. Цель - обеспечить эффективность производства.
Пятый блок - качество продукции или услуги. Цель - обеспечить необходимое качество. Качество это степень соответствия параметров продукта или услуги требованиям рынка.
Шестой блок - сбыт готовой продукции. Цель - обеспечить минимальный доход, гарантирующий прибыль. Является частью маркетинга.
Иногда еще есть организация послегарантийного (послепродажного) сервиса.
Правила дерева целей:
Общая цель, находящаяся на вершине графа должна содержать описание запланированного конечного результата.
При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения.
Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга, т.е. не должны быть рекуррентными.
Фундамент дерева цели должны составлять задачи, представляющие собой формулировку конкретных работ, которые выполняются с использованием конкретных технологий.
Например, чтобы обеспечить качество продукции учебного заведения необходимо на нижнем уровне обеспечить прием студентов с заданным уровнем знаний с помощью системы аттестации (входной контроль).
Количество уровней декомпозиции зависит от сложности организации и стоящих перед ней целей.
Функции менеджмента, их виды и классификация.
Функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение конкретной частной цели.
В общем случае все функции организации делятся на производственные и управленческие. К производственным относятся функции основного, вспомагательного и обслуживающего производства. К управленческим относятся функции, выполняемые управленческим персоналом операции. Каждая функция характеризуется тремя основными параметрами:
1. Трудоемкость
2. Сложность (имеет три относительных уровня - низкий, средний и высокий)
3. Стоимость (рассчитывается на основании калькуляции всех видов операций, составляющих функцию)
Нет в России общего классификатора функций. Этим объясняется большое количество министерств и ведомств.
Существуют общие функции:
1. Прогнозирование
2. Планирование
3. Организация
4. Мотивация
5. Учет
6. Контроль
7. Анализ и оценка
8. Координация
Взаимосвязь основных функций управления:
(1) Функция координации. Обеспечивает согласование всех остальных функций во времени и пространстве.
(3). Планирование. Определяет цели деятельности и необходимые для достижения средства. План является основным рыночным механизмов. В плане находятся все виды деятельности, касающиеся всех сторон деятельности организации. Планирование является процессом непрерывным. Планирование - это функция определения стоящих перед организацией задач и путей их решения. Чтобы разработать план, необходимо его предварительное обоснование. Этим занимается функция (2) - прогнозирование. Оно определяет и просчитывает направления будущего развития организации в зависимости от требований внешней среды. Прогнозы на ближайшее и отдаленное будущее составляют текущую основу планов.
(4). Организационная деятельность. Формирование структуры организации. Обеспечение организации всеми необходимыми ресурсами. Процесс подготовки и использования организационных ресурсов для достижения целей организации. Формирование организаионной культуры организации. Организационная культура характеризуется чувствительностью организации ко всем изменениям внутренней и внешней среды.
(5). Мотивация. Это функция, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их работать более эффективно для достижения стоящих перед организацией целей. Для этого существуют разные методы экономического и морального стимулирования. Должны создаваться условия для проявления творческого потенциала персонала. К методам работы в этом направлении относятся:
1. Повышение квалификации персонала.
2. Всевозможное получение удовлетворения от полученных результатов
3. Возможность творческого проявления персонала
(6) (7). Учет и контроль. Постоянная количественная и качественная оценка результатов труда. Учитывается время выполнения плана, программы, задания, расход ресурсов (финансовых, людских, материальных). Необходим учет для стимулирования труда производственного и технологического персонала. Контролируется время, затраты, качество.
Для учета и контроля существуют различные инструменты. Наблюдение, фиксация и т.д.
(8). Функция анализа и оценки.
Анализ в общем случае - разложение целого (напр. Финансовых результатов) на конкретные элементы (напр. Насколько вырос ВВП от транспорта, образования и т.д.) и последующего установления взаимосвязей между ними с целью повышения качества принимаемых решений при прогнозировании и планировании.
Методы анализа:
1. Метод сравнения (плановых и результатных показателей)
2. Факторный анализ
3. Индексный метод
4. Графический метод
5. Функционально-стоимостной анализ, позволяет выбрать набор конкретных функций организации в зависимости от затрат.
6. Экономико-математические методы
(1) Условно центральная функция процесса управления, которая обеспечивает его бесперебойность и непрерывность во времени и в пространстве. Главная задача этой функции обеспечение согласованности в работе всех звеньев организации. Средства решения задач:
1. Отчеты
2. Собрания
3. Средства компьютерной связи
4. Телеконференции и т.д.
Менеджмент как процесс принятия решений
Задача менеджера - сформулировать, поставить задачу и принять решение и проследить за тем, чтобы решение было реализовано.
В процессе своей управленческой деятельности любому менеджеру приходится принимать большое количество решений. Решения должны отвечать требованиям:
1. Обоснованность
2. Четкость формулировок
3. Реальная осуществимость
4. Своевременность
5. Экономичность
6. Эффективность
Любое решение должно быть экономически эффективным и технологически целесообразным.
Решение принимается там, где возникает проблема.
Управленческое решение (УР) - это выбор конкретной альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (руководителем) в рамках его должностных полномочий в соответствии с компетенцией руководителя и направленный на достижение конкретной объективно существенной цели.
Существует классификация управленческих решений:
№пп Классификационный признак Возможные группы УР 1 Степень повторяемости проблемы Традиционные и нетипичные 2 Значимость цели Стратегические (более отдаленный период времени) и тактические 3 Сфера воздействия Глобальные (касаются всей организации в целом) и локальные(касаются конкретного подразделения) 4 Длительность реализации Краткосрочные и долгосрочные 5 Прогнозируемые последствия решения Корректируемые и некорректируемые 6 Характер используемой информации Детерминированные и вероятностные 7 Методы разработки решения Формализованные (принимаются по отработанным правилам) и неформализованные (зависят от интеллектуальных способностей, опыта и знаний менеджера) 8 Количество критериев выбора Однокритериальные и многокритериальные 9 Форма принятия решения Одним человеком и коллегия 10 Способ фиксации решения Фиксированные (документированные) и недокументированные
Технология принятия решений.
Под технологией подготовки и принятия УР обычно понимают состав и последовательность конкретных процедур, приводящих к конкретному альтернативному варианту.
УР всегда связаны с необходимостью конкретного воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое запланированное состояние. Процесс подготовки решения и доведения воздействия до объекта требует затрат временного ресурса, поэтому говорят о процессе принятия решения. Основным источником каждого процесса принятия решения является возникшая проблема. Любая проблема характеризуется несоответствием фактического состояния управляемого объекта и заранее запланированным. Проблема характеризуется проблемной ситуацией. Описание проблемной ситуации содержит 2 части:
1. Характеристика самой проблемы: место возникновения, время возникновения, сущность и содержание проблемы, границы распространения ее воздействия на работу конкретной организации или ее частей.
2. Ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы. Эти факторы могут быть как внутренние, так и внешние.
Существует принципиальная схема процесса принятия решения.
При выборе варианта решения нужно прежде всего выявить все факторы возникновения проблемы, внутренние и внешние.
Факторы внутренние:
1. Цели и стратегии развития организации
2. Состояние портфеля заказов
3. Структура производства и управления
4. Финансовые и трудовые ресурсы
5. Объем и качество работ
6. др.
В любом случае управляющая система организации в состоянии разработать план необходимых структурных изменений.
Факторы внешние: они в меньшей степени поддаются воздействию со стороны менеджеров
1. Поставщики ресурсов
2. Потребители продукции или услуг
3. Конкуренты
4. Партнеры
5. Органы законодательного регулирования
6. Кредиторы
7. Другие институты общества, которые непосредственно связаны с областью деятельности организации
Вторая группа факторов практически неуправляема, но оказывает на деятельность организации косвенное влияние:
1. Состояние экономики страны или конкретного региона, где находится организация
2. Уровень научно-технологического состояния страны, связан с наличием используемых конкретных технологий
3. Уровень социального развития
4. Политическая обстановка (например предвыборная компания)
Анализ факторов, вызвавших проблемную ситуацию, дает возможность оценить ресурсы, с затратами которых связано решение проблемы.
Подготовка вариантов решения.
Этот этап связан со сбором необходимой информации для разработки вариантов решений и с определением критериев оценки решения.
<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>