<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 36 Интервью Крайсис Груп с министром, Ереван, май 2005 г.
 37 Интервью Крайсис Груп с официальным представителем Министерства иностранных дел Азербайджана, август 2005 г. В Азербайджане провели опрос 1.155 респондентов; 89,7% опрошенных считают, что Нагорный Карабах должен быть в составе Азербайджана; 56% выступают против предоставления ему автономии; 33,7% поддерживают идею какой-либо автономии. Пресс-клуб Баку, "Карабахский конфликт и перспективы его урегулирования, результаты социологического исследования и освещение в средствах массовой информации проблемы карабахского урегулирования (2001-2003), Баку, 2004 г., стр.9.
 38 В Ходжалы близ Степанакерта есть маленький аэропорт, но он используется в основном для вертолетов.
 39 Этнический состав населения СССР по данным переписи населения СССР 1989 года (Москва, 1989г.). Аналитики из Азербайджана и Армении считают, что данные переписи того времени несколько неточны, так как в то время они были политизированы Москвой. Например, в Азербайджане считают, что перепись 1989 года не учитывала всех азербайджанцев, живущих в Нагорном Карабахе, так как она проводилась после начала конфликта. По их мнению в Нагорном Карабахе проживали 46.347 азербайджанцев. Этнический состав населения Азербайджанской ССР (по данным переписи населения СССР 1989 года), (Баку, 1990 г.), стр.7.
 40 Цифра 145.000 включает тех, кто сейчас проживает в Лачинском (Кашатаг) и Кельбаджарском ("Шаумян в ссылке") районах. "Статистический ежегодник Нагорно-Карабахской Республики 2000-2003 гг", стр.12. Однако, официальные лица допускают, что цифра 135.000 ближе к реальности, принимая во внимание значительную миграцию между Нагорным Карабахом и Арменией. Интервью Крайсис Груп с руководителем Национальной статистической службы, Степанакерт, май 2005 г.
 41 Интервью Крайсис Груп с сотрудниками представительства Нагорного Карабаха в Ереване, февраль 2005 г. Кроме того, власти Степанакерта заявляют, что около миллиона людей с нагорно-карабахскими корнями проживают сейчас в третьих странах. Интервью Крайсис Груп с сотрудниками министерства иностранных дел, Степанакерт, май 2005 г.
 42 По оценкам азербайджанских властей в Нагорном Карабахе проживает 120.000 человек. "Перепись населения Республики Азербайджан 1999 г.", Баку, 2000 г., часть 4, стр.9 (на азербайджанском).
 43 Интервью Крайсис Груп с мэром, Степанакерт, май 2005 г.. Согласно "Статистическому ежегоднику Нагорного Карабаха", его население составляет 57.500 человек, см. стр.13.
 44 Интервью Крайсис Груп с жителем Степанакерта, февраль 2005 г..
 45 Население этих городов 4.600, 4.100, 2.100 и 2.900 соответственно, "Статистический ежегодник Нагорного Карабаха", стр.14-15.
 46 Сегодня власти НК называют этот город Шуши. Интервью Крайсис Груп с представителями НПО, Шуша, май 2005 г. См. также "Статистический ежегодник Нагорного Карабаха", стр.15.
 47 Гражданство Нагорного Карабаха можно получить, прожив там три года.
 48 Он аргументировал это тем, что Азербайджанская ССР была многонациональным государством, которое распалось на две части - Азербайджан и Нагорный Карабах. Поскольку армяне и азербайджанцы были частью одного государства, его ресурсы должны быть поделены между бывшими гражданами на равной основе. Интервью Крайсис Груп с де-факто министром иностранных дел НК, Степанакерт, май 2005 г.
 49 Интервью Крайсис Груп с де-факто министром иностранных дел НК, Степанакерт, май 2005г.
 50 Министр иностранных дел Азербайджана Элмар Мамадьяров сказал агентству новостей Туран 7 июня 2005г.:"Представители армянской общины Карабаха являются гражданами Азербайджана и должны пользоваться достижениями развития страны". Араз Азимов, заместитель министра иностранных дел, заявил: "Армянское население Карабаха - граждане Азербайджана, и Баку готов предоставить им право на самоуправление". Пресс-конференция 26 ноября, 2004 г., http://www.echo-az.info/archive/2004_11/966/politica05.shtml. Рустам Мамадов, представитель администрации президента Азербайджана, сказал: "После урегулирования карабахского конфликта армянское население Нагорного Карабаха, также как и все остальные граждане Азербайджана, на равноправной основе смогут пользоваться результатами экономического роста Азербайджана." 21 февраля 2004 г.. http://www.regnum.ru/news/221397.html.
 51 Идет работа над законопроектом о гражданстве. Интервью Крайсис Груп с де-факто президентом Гукасяном, Степанакерт, май 2005 г..
 52 Интервью Крайсис Груп с жителями НК, Степанакерт и Шуша, май 2005 г.
 53 Так как мировая общественность считает Нагорный Карабах частью Азербайджана, все эти люди скорее внутренне перемещенные лица (ВПЛ), а не беженцы.
 54 По данным переписи 1979 года в Шаумяне жило около 14.623 армян (73.2% населения) и 6.000 армян в Геташене. Центральное статистическое управление, Результаты переписи населения СССР 1979 года в Азербайджанской ССР, том 2, стр.156-184.
 55 Интервью Крайсис Груп с представителями Министерства иностранных дел НК, май - июнь 2005 г.
 56 Более детальное описание депортаций из Шаумяна и Геташена можно найти в Human Rights/Helsinki Watch - Азербайджан: семь лет конфликта в Нагорном Карабахе (Нью-Йорк, 1994 г.). См. также подробный отчет правозащитной организации из России "Мемориал" на http://www.memo.ru/hr/hotpoints/karabah/ Getashen/chapter1.htm. Азербайджан заявляет, что это были не депортации, а операции правоохранительных органов для борьбы с криминальными бандами, которые превратили Чайкенд в "криминальный центр, откуда они бомбили и обстреливали окружающие деревни и дороги, терроризируя местное азербайджанское население"; письмо от 11 ноября 2004 года от Постоянного представителя Азербайджана президенту Генеральной Ассамблеи ООН 59-го созыва, пункт 163 повестки дня, "ситуация на оккупированных территориях Азербайджана", А/59/568.
 57 Термин "центральный Азербайджан" не совсем удобен. Он используется в этом докладе для обозначения всей территории Азербайджана, находящейся на настоящий момент под контролем государства (т.е. не включает Нагорный Карабах и прилегающие оккупированные территории).
 58 Интервью Крайсис Груп с должностными лицами, Степанакерт, ноябрь 2004 г. и май 2005 г.
 59 Местные власти поощряют эту миграцию, и постоянный поток людей, в частности из Центральной Азии, оседает в Нагорном Карабахе. Интервью Крайсис Груп с этническими армянами из Туркменистана и Казахстана, Степанакерт, ноябрь 2004 г. и май 2005 г.
 60 Азербайджан ссылается на IV Женевскую конвенцию, о защите гражданских лиц в военное время (от 12 августа 1949), статья 49, "оккупационные власти не должны депортировать или переселять часть своего гражданского населения на оккупированную ими территорию". "Информация о переселении населения на оккупированные территории Азербайджана", содержащаяся в письме от 11 ноября 2004 года Постоянного представителя Азербайджана.
 61 Там же.
 62 Выступление Армена Мартиросяна, представителя Армении на 59-ой Генеральной Ассамблее ООН, 60-ая встреча, пресс-релиз GA/10304, 23/11/2004.
 63 В данном докладе числа с обозначением $ означают доллары США.
 64 Акобян, "Беженцы".
 65 Давид Петросян, Нагорный Карабах: еще один год без войны (Ереван 2005 г.), стр.74.
 66 ВПЛ регистрированы правительственными чиновниками во всех районах. У них нет властей "в изгнании" (за исключением Келабджара - Шаумяна), и они обращаются к властям района или муниципалитета по месту жительства для решения административных проблем. Интервью Крайсис Груп с Павлом Наджаряном, де-факто начальником Управления по миграции и делам беженцев НК, август 2005 г.
 67 В среднем ежегодно для ВПЛ строится 100 домов. По оценке местных властей 85-90% всех перемещенных лиц обеспечены жильем. Там же. И все же, в некоторых областях - в частности в Мардакерте - жилье все еще остается проблемой, необходимо восстановить дома, пострадавшие во время войны. Интервью Крайсис Груп с ВПЛ и главой администрации Мардакерта, Мардакерт, май 2005. В Степанакерте 80 семей живут в общежитиях. Интервью Крайсис Груп с начальником Управления по миграции и делам беженцев НК, Степанакерт, май 2005 г. Интервью Крайсис Груп с сотрудниками НПО, работающими с ВПЛ, Степанакерт, ноябрь 2004 г.
 68 "Закон о юридических и социально-экономических гарантиях для беженцев, насильственно перемещенных из Азербайджана в 1988-1992 и нашедших убежище в НКР", 20 октября 2004 г.
 69 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Шуше и Мардакерте, май и февраль 2005 г.
 70 Она включает единовременное денежное пособие в 45.000 драм ($100) для глав семьи и 25.000 драм ($55) на каждого дополнительного члена семьи "как компенсация за морально-психологическую травму и потерянное имущество" в Азербайджане.
 71 За исключением перемещенных лиц из Шаумяна, которые имеют свой район в изгнании.
 72 Интервью Крайсис Груп с перемещенными лицами и главой администрации Мардакерта, Мардакерт, май 2005г.
 73 Интервью Крайсис Груп с перемещенными лицами, Мардакерт, Агдам и Кельбаджар, май 2005г.
 74 По данным переписи 1989 года в Кельбаджаре азербайджанское население составляло 96%, в Лачине - 89.9%, в Джебраиле - 99.6%, в Кубалты - 99.4%, в Физули - 99.2% и в Агдаме 99.5%. Армяне были зарегистрированы в Зангелане (0.4%) и в Кубалты, Физули и Агдаме (всего 0.1%). "Об этническом составе населения Азербайджанской ССР", стр.7-8.
 75 "Население Азербайджанской республики, 1989 г.", собрание статистических данных, Баку, 1991г., стр.11-13.
 76 Наблюдения Крайсис Груп в Агдаме и Кельбаджаре, май 2005. См. также ОБСЕ, "Доклад Миссии ОБСЕ по расследованию на оккупированных территориях Азербайджана, окружающих Нагорный Карабах, 2005 г.".
 77 В IV Женевской конвенции, о защите гражданских лиц в военное время (от 12 августа 1949 года), статья 53, говорится: "Оккупационным силам запрещается разрушение любого рода недвижимого или личного имущества, принадлежащего индивидуально или коллективно частным лицам, государству или другим государственным властям властям, общественным или кооперативным организациям, за исключением тех случаев когда это разрушение вызвано абсолютной необходимостью проведения военных операций".
 78 Там же.
 79 Город Лачин переименован в Бердзор, а район стал называться Кашатаг.
 80 Это делает его шестым крупнейшим местом компактного проживания на территориях, контролируемых Степанакертом. "Статистический ежегодник Нагорного Карабаха", стр.15.
 81 ОБСЕ, "Доклад", стр.23-24.
 82 Например, 280 перемещенных лиц из Ленинавана (Марага) обосновались в одной из деревень в Агдамском районе, которую они переименовали в Новую Марагу (Нор Марага).
 83 Наблюдения и интервью Крайсис Груп, Кельбаджар, май 2005 г.
 84 Интервью Крайсис Груп с главой ЦИК, Степанакерт, май 2005 г.
 85 На вопрос Крайсис Груп, использовалось ли переселение людей из Шаумяна в Кельбаджар как рычаг в переговорах, де-факто министр иностранных дел НК ответил:"Нет, они заселяют этот район по собственной инициативе, и мы поддерживаем их выбор. Все они мечтают о возвращении в Шаумян", май 2005 г.
 86 Переписка по эл. почте Крайсис Груп с Давидом Петросяном, июль 2005 г. Правительство Азербайджана не отрицает этот факт. Согласно Указу президента Азербайджана от 22 августа 2001 года следовало восстановить 1.400 разрушенных домов в Ашаги Агджаканд (Шаумян) и Юкари Агджаканд (Вериншен) для предоставления жилья беженцам из Армении, которые там поселились; из письма от 11 ноября 2004 года Постоянного представителя Азербайджана. Кроме того, там поселились турки месхетинцы из Узбекистана и азербайджанцы ВПЛ из Нагорного Карабаха и семи оккупированных районов. Из беседы Крайсис Груп с Арифом Юнусовым, июль 2005 г.
 87 Интервью Крайсис Груп с главой местной администрации, южный Нагорный Карабах, январь 2005.
 88 Интервью Крайсис Груп председателем нагорно-карабахского собрания АРФ-Д, май 2005 г.
 89 Интервью Крайсис Груп с председателем парламента НК, Степанакерт, май 2005 г.
 90 Интервью Крайсис Груп с официальными представителями министерства иностранных дел Азербайджана, декабрь 2004 г.
 91 См. также Международное публичное право и Группа политики и Новый английский центр по международному праву и политике, "Нагорно-карабахский кризис: план урегулирования", июнь 2000 г., стр.23
 92 "Мы осознали, что, если мы не будем говорить на языке, понятном на Западе, у нас нет никаких шансов. Мы понимаем, что ломаем стереотипы и должны доказать, что мы можем быть похожи на Европу. В 1999 г. мы смогли преодолеть послевоенный синдром; с тех пор у нас проходят самые хорошие выборы на Южном Кавказе. Мы берем на себя международные обязательства, которые не обязаны брать". Интервью Крайсис Груп с де-факто президентом Гукасяном, Степанакерт, май 2005 г.
 93 После провозглашения независимости в 1991 году Нагорный Карабах взял за основу своей законодательной базы главным образом советские законы.
 94 Интервью Крайсис Груп с де-факто президентом Гукасяном, Степанакерт, май 2005 г.
 95 Роберт Кочарян (88,9%0, Борис Арушанян (8,09%) и Гранд Мелкумян (4%). На выборах проголосовали 78,07% избирателей (70.052 человека). Мушег Оханджанян, Шаги независимости: выборы и референдум в НКР (1991-1998) (Степанакерт, 1998 г.), стр.24.
 96 Гукасяну 48 лет, он из Степанакерта. Получил диплом учителя русского языка в Ереване и работал журналистом в Степанакерте. В конце 1980-х активно включился в карабахское движение. В 1992 был избран в парламент Нагорного Карабаха; в 1993 был назначен Министром иностранных дел; в 1997 избран президентом. В 2001 году на него было совершено покушение, приписываемое его политическому оппоненту Самвелу Бабаяну. На выборах Гукасян набрал 89,32%, Борис Арушанян 5,33%, Артур Товмасян 5,35%; Явка на избирательные участки составила 84,6% (76.257). Оганджанян, стр.37-39.
 97 Гукасян (88,95%), Товмасян, спикер парламента (7,67%); Альберт Газарян, лидер Христианско-демократической партии (2,1%); Григорий Атанасян, лидер блока Единство (1,26%). Явка на избирательные участки была 75,7% (64.736). Сергей Давтян, На пути к демократии: выборы в НКР 2000-2002 (Степанакерт, 2002 г.), стр.38-39.
 98 Местные выборы были проведены в сентябре 1998, сентябре 2001 и в августе 2004 г. "Годы строительства государства в Нагорно-Карабахской Республике", стр.13.
 99 Военный аналитик из США, Ричард Гирагосян, считает, что армия находится на высоком уровне боевой готовности, хорошо оснащена и отличается сплоченностью и высоким моральным духом. Переписка Крайсис Груп по эл. почте, июль 2005 г.
 100 Интервью Крайсис Груп с чиновником представительства Нагорного Карабаха в Ереване, февраль 2005 г. Цифра 20.000 фигурирует и у Джейн в "Армии мира, национальный доклад по Армении", последний раз дополненное 11 июля 2005 г.; Сванте Е. Корнелл, Роджер Н. МакДермот, Вильям Д. О'Малли, Владимир Сокор, С.Фредерик Стар (ред.), Региональная безопасность на Южном Кавказе: роль НАТО, Институт Центральной Азии - Кавказа (ИЦАК) (Вашингтон, округ Колумбия, 2004 г.), стр. 40-41. Сейферворлд, "Кавказ: вооружен и разделен - распространение стрелкового оружия и легкого вооружения и гуманитарные последствия на Кавказе", глава 3, апрель 2003 г., стр.67. По закону О военной службе от 27 декабря 2001 г. и закону о воинской повинности двухлетняя военная служба обязательна для мужчин. Минимальный возраст для призыва 18 лет; закон не распространяется на женщин.
 101 Переписка Крайсис Груп по эл. почте с военным аналитиком США Ричардом Гирагосяном, июль 2005г. .
 102 Меньшая цифра приводится Джейн в "Армии мира". Большая цифра - Сейфворлдом в "Кавказе".
 103 Переписка Крайсис Груп по эл. почте с военным аналитиком США Ричардом Гирагосяном, август 2005 г.
 104 В 1995 г. в Боснии и Герцоговине, в самый разгар войны, на каждые 1.000 человек приходилось 30,5 солдата; в Эритрее - 54 солдата на 1.000 чел. Для сравнения см. http://www.fas.org/asmp/profiles/wmeat/WMEAT99-00/08-Table1.pdf. В Азербайджане в армии служит 0,84% населения, в Армении -1,5%. Военный баланс", Международный институт стратегических исследований (МИСИ), 2004-2005 гг.
 105 "В армии НКР нет призывников из Армении", PanARMENIAN.Net, 9 сентября 2002 г. на http://www.panarmenian.net/search/eng/. Министр обороны НК сказал "Крисис Груп", что 20% - профессионалы. Интервью Крайсис Груп с де-факто министром обороны, Степанакерт, май 2005 г..
 106 Де-факто заместитель министра иностранных дел заявляет, что "в армии Нагорного Карабаха служат только добровольцы из Армении. На них не оказывается никакого давления, чтобы заставить служить в Нагорном Карабахе". Переписка Крайсис Груп по эл. почте, июль 2005 г.
 107 Интервью Крайсис Груп с де-факто министром обороны НК, Степанакерт, май 2005 г.
 108 Интервью Крайсис Груп с бывшими призывниками из Еревана, июнь 2004 г., февраль и апрель 2005 г.
 109 По мнению аналитика Ричарда Гирагосяна, ранее, 15.000 из 18.500 военнослужащих вооруженных сил НК были из Армении. С 2002 года их количество сократилось, и увеличилось число местных (карабахских). Он объясняет это низким моральным духом первых. Переписка Крайсис Груп по эл. почте с военным аналитиком из США, Ричардом Гирагосяном, август 2005 г.
 110 Джейн "Армии мира". См. также "Военные учения Карабаха, направленные на поддержание мира - министр обороны Армении", Арминфо, 10 августа 2004 г. на www.arminfo.am.
 111 Интервью Крайсис Груп с чиновником из Армении, Ереван, май 2005 г.
 112 Интервью Крайсис Груп с сотрудниками представительства Нагорного Карабаха в Ереване, февраль 2005 г. Интервью Крайсис Груп с де-факто министром обороны, Степанакерт, май 2005 г.
 113 22 марта двое вооруженных людей обстреляли кортеж президента, ранив Гукасяна, его водителя и телохранителя. Полиция задержала 200 подозреваемых, включая Бабаяна и нескольких его близких сторонников. В сентябре 2004 г. Бабаяна освободили на основе помилования президента, ввиду ухудшающегося здоровья. Сеть новостей Армении - Грунг, 6 октября 2004 г. на http://groong.usc.edu/ro/ro-20041006.html.
 114 Парламентские выборы были проведены в 1992, 1995, 2000 и 2005 гг., президентские выборы в 1996, 1997 и 2002 гг., а местные выборы в 1998, 2001 и 2004 гг.
 115 После принятия Закона о беженцах в 2004 г. все ВПЛ из Азербайджана могут голосовать, используя прописку или удостоверение переселенца. Последнее перечисляет всех членов семьи и выдается главе семьи. Прописку могут получить лица, проживающие в Лачине, Кельбаджаре (Шаумян) и частях Агдама, но не в других частях оккупированных территорий. Интервью Крайсис Груп с главой ЦИК, май 2005 г.
 116 Заявление министерства иностранных дел Республики Азербайджан, 15 июня 2005 г., и заявление министерства иностранных дел , 24 июня 2004 г., на http://www.mfa.gov.az/eng/mfa_statements/stat.shtml.
 117 Азербайджан (на азербайджанском), 18 июня 2004 г.
 118 Интервью с представителем министерства иностранных дел Армении, Правда, на http://english.pravda.ru/cis/2001/08/28/13594.html. Аргумент Армении основывается на статье декларации Дополнительной встречи совета ОБСЕ в Хельсинки в марте 1992 г., в которой говорится, что "избранные и другие представители" из Нагорного Карабаха должны быть приглашены на заключительную (Минск) мирную конференцию.
 119 Британская Хельсинкская группа по правам человека, "Нагорный Карабах 2002: президентские выборы", на http://www.bhhrg.org/CountryReport.asp?ReportID=75&CountryID=2.
 120 Интервью Крайсис Груп с главой администрации на юге Нагорного Карабаха, январь 2005 г.
 121 Должностные лица Нагорного Карабаха сказали, что явка избирателей во время парламентских выборов 19 июня составили 78%, и на выборы пришли 66.744 избирателя. Правящая Демократическая партия Арцах, под руководством Ашота Гуляна, объявила о своей победе по пропорциональной системе ( по партийным спискам), набрав 22.393 голоса. Азат Айреник (Свободная Родина) был второй с 15.381 голосом, и блок Армянской революционной федерации и Движения 88 был третьим, набрав 14.534 голоса. АРМЕНПРЕСС, 20 июня 2005 г.
 122 Говорят, что Свободная Родина представляет интересы бизнеса. Ее соучредителями являются Арпат Аванесян (бывший ректор Государственного университета Арцах), Артур Товмасян (профессор университета и бывший спикер парламента, кандидатура президента) и два бизнесмена, Араик Арутюнян и Рудик Уснунц.
 123 Интервью Крайсис Груп по телефону с членом оппозиции, август 2005г.
 124 Интервью Крайсис Груп с активистами НПО, Степанакерт, ноябрь 2004 г.
 125 Активисты и Власти Нагорного Карабаха жалуются на нехватку интереса со стороны доноров, отмечая, что ООН и ОБСЕ осуществляют проекты в подобным же образом не признанных Абхазии и Южной Осетии. Интервью Крайсис Груп с представителями правительства и активистами НПО, Нагорный Карабах, февраль 2005 г.
 126 Как объяснил Крайсис Груп лидер одной из НПО, "мы решили организовать семинары, но вынуждены были начать с серии на тему "Что такое НПО?", так как обнаружили, что многие, даже в Степанакерте, никогда не слышали об этом понятии и не понимали, что это такое". Интервью Крайсис Груп с тренером НПО, Степанакерт, февраль 2005г.
 127 Хало Траст, Международный Комитет Красного Креста (МККК), Врачи без границ (MSF), и группы диаспоры - основные международные группы, присутствующие в НК на постоянной основе.
 128 Лидер одной из НПО сказал в разговоре с Крайсис Груп, что их донор категорически запретил им работать на оккупированных территориях и в Шуше. Интервью Крайсис Груп, Степанакерт, ноябрь 2004 г.
 129 На телевидении аппаратура советских времен, современные цифровые камеры были подарены диаспорами Аргентины и Франции. Визит Крайсис Груп в студию Общественного телевидения.
 130 Из беседы Крайсис Груп с журналистом из Степанакерта, июль 2005 г.
 131 Можно найти online: www.artsakhert.com.
 132 Проект поддерживается донорами и предлагает тренинг для журналистов. Тираж газеты около 1.000 экземпляров, и ее в основном читают в Степанакерте.
 133 Пресс-клуб Степанакерта, "Нагорный Карабах", стр.185-187.
 134 Де Ваал, Черный сад, стр.241-243.
 135 Интервью Крайсис Груп с де-факто президентом НК Гукасяном, Степанакерт, май 2005 г.
 136 Американские источники свидетельствуют о том, что при советской власти здесь имела место дискриминация с точки зрения инвестиций и инфраструктуры. Однако, власти Азербайджана заявляют, что промышленное производство и капитальные инвестиции в 1970-1986 годах росли быстрее в Нагорном Карабахе, чем в других районах Азербайджана, а уровень жизни был выше среднего уровня и Азербайджана и Армении. Министерство иностранных дел Азербайджана, "Краткая историческая информация по Азербайджану и корни армяно-азербайджанского конфликта", информационный бюллетень, октябрь 1996 г. По словам де-факто премьер министра НК, 80% экономики было разрушено войной. Интервью Крайсис Груп, Степанакерт, май 2005 г.
 137 Интервью Крайсис Груп с бизнесменом, Степанакерт, январь 2005г.
 138 Беседа Крайсис Груп с директором Национальной статистической службы, июль 2005 г.
 139 Однако, в 2004 г. государственный заем Армении составил 56,9% бюджетных расходов, по сравнению с 67,3% в 2001 г. Данные за 2001 г. взяты из "Статистического ежегодника Нагорного Карабаха", стр.162-164; данные 2004 г.- из беседы с директором Национальной статистической службы НК, июль 2005 г.
 140 "Премьер Карабаха просит увеличения экономической помощи от Армении", Ежедневный дайджест Армении, Евразианет, 24 сентября 2002 г., на http://www.eurasianet.org/resource/armenia/hypermail/200209/0042.shtml.
 141 С 1999 года между Арменией и Нагорным Карабахом существует соглашение, по которому НК не облагает своей пошлиной импорт и таможню на границе с Арменией. Армения получает доход и возвращает его Степанакерту. Интервью Крайсис Груп по телефону с де-факто премьер министром НК, июль 2005 г.
 142 Утверждается, что это основано на соглашении между Арменией и Нагорным Карабахом, согласно которому общая сумма государственного займа составит 4,4% государственного бюджета Армении. Соотношение остается прежним, но теперь в добавок к займу Армения выплачивает Степанакерту доход, собранный на границе. Телефонный разговор Крайсис Груп с официальным лицом НК, июнь 2005 г.
 143 Интервью Крайсис Груп с премьер министром Армении, Ереван, май 2005 г.
 144 Интервью Крайсис Груп с советником де-факто президента НК, апрель 2005 г.
 145 Исследовательская служба Конгресса, "Ассигнования на 1999 фин.г.: зарубежные операции, экспортное финансирование и соответствующие программы", библиотека Конгресса, 2 ноября 1998 г.
 146 Интервью Крайсис Груп с представителем правительства США, май 2005 г.
 147 Доклад в Конгрессе о программах гуманитарной помощи Агентства по международному развитию США (USAID) в Нагорном Карабахе", №11, февраль 2005 г.
 148 Влиятельные армянские группы лоббистов в США, в частности Армянская ассамблея Америки и Армянский национальный комитет, подвергаются критике Азербайджана. Раздел 907 Акта о поддержке свободы (1992 г.), в котором говорится, что США не должны оказывать помощь какой либо организации или отдельному лицу, связанным с правительством Азербайджана, пока тот "не предпримет шаги по снятию блокады и не прекратит применение силы" в отношении Нагорного Карабаха. В 2002 году президент Буш временно отменил Раздел 907 и открыл двери для помощи Азербайджану. Дополнительную информацию об армянских лобби в США можно найти у Хитер Грег в "Разделенные, они побеждают: успех лоббистов - этнических армян в Соединенных Штатах", Рабочий документ №13, август 2002 г., на http://web. mit.edu/cis/www/migration/pubs/rrwp/ 13_divided.pdf.
 149 Фонд был создан в 1992 г. бывшим президентом Армении Левоном Тер-Петросяном с целью объединить усилия Армении и армянской диаспоры для восстановления страны и Нагорного Карабаха. С октября 2003 г. Наира Мелкумян, бывший министр иностранных дел НК, является его Исполнительным директором.
 150 Всеармянский фонд Хайастан, "Отчет аудиторов" 2002, 2003, 2004 гг, на http://www.himnadram.org/eng/. В 2002 г. семьям покойных и солдат инвалидов первой степени было выплачено дополнительно $144.710 в 2003 г. $175.816 в 2004 г. $266.851.
 151 Интервью Крайсис Груп с представителем Всеармянского фонда, Степанакерт, май 2005 г.
 152 Всеармянский фонд Хайастан на http://www.himnadram.org/eng/?go=Issues&id=462. Среди других активных групп диаспоры - Армянская ассамблея Армении (ААА) и Фонд армянской помощи.
 153 Офис Нагорно-Карабахской Республики в США, http://www.nkrusa.org/country_profile/overview.html/
 154 Включая обслуживание государственного бюджета и всех бюджетных организаций, осуществление всех денежных переводов в армянских драмах через свою систему сервера, перевод наличных денег в армянские банки в Нагорном Карабахе из их головных офисов в Армении, сбор финансовой информации о банках, действующих в Нагорном Карабахе от имени правительства НК. Интервью Крайсис Груп с исполнительным директором Арцахбанка, Степанакерт, май 2005 г.
 155 Остальные находятся в Армении.
 156 В Нагорном Карабахе также действую пять других банков, аккредитованных Центральным Банком Армении: Армэкономбанк, Армимпексбанк, Ардшининвестбанк, Юнибанк и Ардшининвестбанк (в Лачине).
 157 Арцахбанк является частью ARCA и систем МasterCard. Он собирается установить аппараты АТМ во всем Нагорном Карабахе. Интервью Крайсис Груп с исполнительным директором Арцахбанка, май 2005 г.
 158 "Статистический ежегодник Нагорного Карабаха", стр.24-25.
 159 Там же, стр.6.
 160 Там же, стр.125. Возможно, значительная часть зерновых выращивается на оккупированных территориях.
 161 В НК выращивается в три раза больше пшеницы, чем это необходимо для местного потребления. Интервью Крайсис Груп с де-факто министром сельского хозяйства НК, май 2005 г. и ноябрь 2004 г.
 162 Интервью Крайсис Груп с сотрудниками Хало Траст, Мардакерт, январь 2005 г. По оценке министра сельского хозяйства НК мины находятся на 37 млн. кв.м пахотных земель и на 35 млн. кв.м пастбищ. 80.000 кв.м виноградников, которые не пригодны к использованию. См. "Монитор фугас 2004 г." на www.icbl.org/lm/2004/nagorno-karabakh.
 163 Интервью Крайсис Груп с де-факто министром сельского хозяйства НК, май 2005 г.
 164 Интервью Крайсис Груп с главой администрации Мардакерта, май 2005 г., подтверждено в интервью Крайсис Груп с главой азербайджанской общины, июнь 2005 г.
 165 Интервью Крайсис Груп с главой администрации Мардакерта и де-факто министром сельского хозяйства НК. май 2005 г.
 166 6% рабочей силы заняты в промышленности. "Статистический ежегодник Нагорного Карабаха", стр.24-25.
 167 Визит Крайсис Груп в цех по производству ковров, Шуша, февраль 2005 г.. Инвестиции в производство ковров были сделаны двумя американскими компаниями - Минасян и Арцах Горг Лтд.
 168 Швейцарская компания Haik Watch and Jewelry Co инвестировала $1.2 млн.
 169 ATA-Vank-Les Co (США) инвестировала $1,5 млн. в производство кафеля, Сиркап Армения Ко (Швейцария) - $650.000 в производство строительных материалов, Сасун Ко (Иран) - $123.000 в производство полиэтиленовых труб. Офис Нагорно-Карабахской республики в США, на http://www.nkrusa.org/country_profile/overview.html.
 170 Интервью Крайсис Груп с директором Торговой палаты НК, Степанакерт, январь 2005 г.
 171 Визит Крайсис Груп на горный завод, май 2005 г.
 172 В конце 1980-х Азербайджан начал геологическую разведку в Дрмбоне, который в то время назывался Шахта Кызылбулаг. Интервью Крайсис Груп с геологом, Баку, ноябрь 2004 г.
 173 "Статистический ежегодник Нагорного Карабаха".
 174 См. http://www.karabakhtelecom.com.
 175 Интервью Крайсис Груп с директором Торговой палаты НК, Степанакерт, январь 2005 г.
 176 ОБСЕ "Доклад", стр.21.
 177 "Отчет о последствиях армянской агрессии против Азербайджана и последние события на оккупированных азербайджанских территориях", приложение к письму от 12 ноября 2003 г, Постоянного представителя Азербайджана в ООН, адресованное Генеральному Секретарю, 58-я сессия Генеральной Ассамблеи, А/58/594,S/2003/1090. стр. 4-5.
 178 ОБСЕ "Доклад", стр.29.
 179 Во времена советской власти небольшие участи земли вокруг домов передавались в частную собственность владельцам домов. Остальная земля была собственностью государства - либо колхозной, либо под непосредственным управлением государства. Власти НК сохранили государственную собственность на землю, не принадлежащую коллективным хозяйствам, и сдают ее в аренду частным фермерам.
 180 Не все армяне в НК были довольны процессом. По результатам опроса, 66% считают, что при распределении земли "отношение к простым людям было не таким, как к лицам "наделенным властью", Пресс-клуб Степанакерта, "Нагорный Карабах", стр.203.
 181 Интервью Крайсис Груп с де-факто министром сельского хозяйства НК, Степанакерт, май 2005 г. и ноябрь 2004 г..
 182 Интервью Крайсис Груп с де-факто министром сельского хозяйства НК, Степанакерт, май 2005. Интервью Крайсис Груп с сотрудниками представительства Нагорного Карабаха в Ереване, февраль 2005 г.
 183 В Кельбаджаре дела обстоят по иному. Интервью Крайсис Груп с де-факто министром сельского хозяйства НК, Степанакерт, май 2005 г.
 184 "Статистический ежегодник Нагорного Карабаха". Власти НК зарегистрировали 4.298 безработных, 3.994 из них женщины. Пособие по безработице - около 3.500 драм ($6),- получают 185 человек,. Петросян, Нагорный Карабах, стр.74.
 185 Интервью Крайсис Груп с де-факто Министром социального обеспечения НК, Степанакерт, май 2005.
 186 В 1999 он составлял 2 млрд. 207млн. драм, в 2005 - 4 млрд.498 млн. драм. Интервью Крайсис Груп с де-факто Министром соцобеспечения НК, Степанакерт, май 2005 г.
 187 От $700 за третьего ребенка до $3.000 за десятого.
 188 Интервью Крайсис Груп с семьей в Шуше, февраль 2005 г.
 189 На вопрос, живет ли ваша семья лучше, чем пять лет назад, 40,5% ответили "да" или "да, в некоторой степени", 57,6% ответили "так же" или "хуже". Пресс клуб Степанакерта, "Нагорный Карабах", стр.203.
 190 Интервью Крайсис Груп с журналистом, Степанакерт, январь 2005 г.
 191 Интервью Крайсис Груп с де-факто президентом НК Гукасяном, Степанакерт, февраль 2005 г..
 192 В азербайджанском законодательстве используется термин "насильственно перемещенное лицо" (НПЛ). Закон О статусе беженцев и лиц, насильственно перемещенных внутри страны, от 21 мая 1999 г., определяет, кто может быть признан НПЛ. В этом докладе употребляется более привычный термин ВПЛ.
 193 Из речи президента Идьхама Алиева, напечатанной в "Азербайджане" (на азербайджанском), 22 июня 2005 г..
 194 Международная защита ВПЛ, как правило, слабее защиты беженцев. Руководящие принципы ООН (GP) по внутреннему перемещению были составлены в 1998 г.. В них определяются права ВПЛ и обязательства обоих правительств и повстанческих групп по их защите, но эти 30 принципов формально еще не являются частью международного права. См. www/irinnews.org/webspecials/ idp/bkarticle21.asp.
 195 Ариф Юнусов, "Армяно-азербайджанский конфликт: вопросы миграции", в Миграционная ситуация в странах СНГ, З.Зайончковская (ред.), (Москва 1999 г.), стр.82.
 196 Интервью Крайсис Груп и посещения мест проживания, январь-июнь 2005 г.
 197 Табиб Хусейнов, "Перспектива карабахских азербайджанцев", проект документа, представленного на встрече Крайсис Груп и экспертов по ресурсам примирения, Тбилиси, июль 2005 г.
 198 Refugees International, "Политические пешки: продолжающиеся лишения ВПЛ Азербайджана", 5 ноября 2002 г.
 199 ВКБ ООН, "Оперативный план страны, итоги исполнительного комитета, страна: Азербайджан, планируемый год - 2005".
 200 Указ президента Республики Азербайджан, "Государственная программа повышения уровня жизни беженцев и ВПЛ и создание условий для трудоустройства" (английская версия), 7 июля 2004 г.
 201 Включая $14 млн. для переселения беженцев из Армении (Указ, 22 августа 2001 г.); $16 млн. для переселения ВПЛ из Агдама и Физули (Указ, 7 сентября 2001г.); $40 млн. для переселения ВПЛ из десяти палаточных лагерей в Биласуваре (Указ, 13 мая 2002 г.); $1 млн. для содействия началу сельскохозяйственной деятельности.
 202 Из речи Самира Шарифова, исполнительного директора Государственного нефтяного фонда. Азербайджан (на азербайджанском), 22 июня 2005 г.
 203 Указ президента, "Государственная программа", пункт 1.9.
 204 Интервью Крайсис Груп с представителем Кабинета министров, Отдел по вопросам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005г.
 205 Сюда входит помощь ВПЛ. Интервью Крайсис Груп с представителем Кабинета министров, Отдел по проблемам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005 г.
 206 Интервью Крайсис Груп с руководителем офиса, ВКБ ООН Азербайджан, март 2005 г. Документы по стратегии сокращения бедности можно найти на http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXT/AZERBAIJANEXTN/0,,menuPK::301927~pagePK:141132~piPK:141123~theSitePK:301914,00.html.
 207 "Государственная программа Азербайджана по сокращению бедности и экономическому развитию", Баку, 2003 г., на http://www.unaz.org/undp/poverty/prspen.pdf.
 208 Указ президента №215, декабрь 1999 г..
 209 Всемирный банк, "Проект поддержки экономического развития ВПЛ", информационный документ проекта, стадия оценки, доклад№АВ1243, ноябрь 2004 г.
 210 "Азербайджан: проект поддержки экономического развития внутренне перемещенных лиц (ВПЛ)", пресс-релиз Всемирного банка, 15 февраля 2005 г., получен 15 июня 2005 г..
 211 Заметки, "Отчет о совместной поездке в Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах, август 1995 г.", Москва, 1996 г., стр14.
 212 Коррумпированные чиновники злоупотребляли этим законом, что привело к ухудшению отношений между ВПЛ и другими жителями. Там же; Ариф Юнусов, "Миграция и новое общество Баку", в Мигранты в столицах, З.Зайончковская (ред.), (Москва, 2000 г.), стр.66-75; Ирада Гусейнова, Беженцы: их тяжелое положение и роль в современном азербайджанском обществе (Баку, 2001 г.), стр.330-332.
 213 В статье 2 говорится, что ВПЛ не могут быть выселены из домов, в которые они вселились в 1992-1998 гг., "независимо от права собственности".
 214 Юнусов, Армяно-азербайджанский конфликт, стр.82.
 215 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, январь 2005 г..
 216 Визит Крайсис Груп в лагери ВПЛ, Азербайджан, январь 2005 г.
 217 Там же.
 218 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Азербайджане, январь 2005 г.
 219 Ингунн Софи Аурснес и Конор Фоули, "Реституция имущества на практике: опыт Норвежского Совета по беженцам", Норвежский совет по беженцам, апрель 2005 г., стр.17. Некоторые ВПЛ оформляли имущество на чужие имена. ВПЛ рассказали Крайсис Груп, что, как это ни парадоксально, некоторые не ВПЛ иногда пользовались их именами для покупки недвижимого имущества, так как услуги нотариуса для ВПЛ бесплатные и они освобождены от некоторых налогов. Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, июнь 2005 г.
 220 Ики Сахил (на азербайджанском), 16 августа 2005 г.
 221 Интервью Крайсис Груп с сотрудником Кабинета министров, Отдел по проблемам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005 г.
 222 Визит Крайсис Груп в места новых поселений в Барде, январь 2005 г.
 223 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Барде, январь и июнь 2005 г. Несмотря на критику в прессе по поводу качества новых домов, правительство признает существование проблем только в двух строениях в Горанбое. АНС ТВ (Точка зрения), интервью с Курбаном Садиховым, начальником отдела ВПЛ - беженцы, Кабинет министров, Баку, 20 июня 2005 г.
 224 Например, дома для ВПЛ из оккупированных частей Физулинского района строятся в том же районе на территории , контролируемой Азербайджаном. То же делается для ВПЛ из Агдама. ВПЛ из Джебраила получают дома в Билесуваре, так как в советские времена это были зимние пастбища их скота.
 225 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, июнь 2005 г.
 226 Интервью Крайсис Груп с сотрудником Кабинета министров, Отдел по проблемам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005г.
 227 Указ президента "О замене коммунальных и транспортных привилегий компенсацией", процитированный в АРАН, "Замена освобождения от платы за коммунальные услуги прямой компенсацией для неоседлых беженцев и ВПЛ", анализ ситуации, Барда 2003 г.
 228 См. Глобальный проект ВПЛ, "Азербайджан: новая правительственная программа улучшает условия для ВПЛ, а возвращения все не видно", 25 февраля 2005 г., на http://www.db.idpproject.org/Sites/IdpProjectDb/idpSurvey .nsf/wSummaryPDFs/335DE21618E70624C1256FB300327671/$file/Azerbaijan_summary.pdf.
 229 Всемирная продовольственная программа ООН, "Наблюдения МПП указывают на возможность необеспеченности питанием сельских жителей и перемещенных азербайджанцев", сводка новостей, 11 марта 2005 г., на http://www.wfp.org/newsroom/sub sections/search.asp? section=13&countryid=031#.
 230 Там же.
 231 Мировая продовольственная программа ООН, "Перемещенных лиц Азербайджана ожидает замораживание раздачи продуктов питания", сводка новостей, 15 декабря 2004 г., на http://www.wfp.org/newsroom/subsection/search.asp? section=13&countryid=031#. См. также Мировая продовольственная программа ООН, "Болезненное забвение: перемещенные азербайджанца рассказывают свои истории", 30 июня 2005 г., на http://www.reliefweb.int.
 232 В Министерстве здравоохранения есть отдел, занимающийся непосредственно делами ВПЛ. Этот отдел рассматривает случаи, требующие неотложного лечения в других учреждениях, и даже в других странах. Интервью Крайсис Груп с сотрудником Кабинета министров, Отдел по проблемам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005 г.
 233 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Сабарабад, январь 2005 г..
 234 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в шести лагерях, Азербайджан, январь и июнь 2005 г..
 235 Интервью Крайсис Груп с сотрудником Кабинета министров, Отдел по проблемам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005 г.
 236 Там же.
 237 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Барде, январь 2005г.
 238 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Сабирабад, январь 2005г.
 239 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Саатлы, январь 2005г.
 240 Интервью Крайсис Груп с сотрудниками лагеря ВПЛ, Барда, январь 2005г.
 241 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, январь 2005 г.
 242 Интервью Крайсис Груп с экспертом международной НПО по ВПЛ, Баку, январь 2005 г.
 243 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, январь 2005 г.
 244 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, январь 2005 г.
 245 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, январь и июнь 2005 г.
 246 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ из Шуши, Баку, июль 2005 г. Табиб Хусейнов, проект документа.
 247 Это требование закон от 1996 года "О регистрации по месту проживания и постоянному местожительству".
 248 Глобальный проект ВПЛ, "Остатки системы прописки советских времен ограничивают ВПЛ одним законным местом проживания, (2004 г.)" на http://www.db.idpproject.org/Sites/IdpProjectDb/idpSurvey.nsf/wViewCountries/D209D0C3309106BEC12567E000358DBE.
 249 Интервью Крайсис Груп с сотрудником Кабинета министров, Отдел по проблемам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005 г.
 250 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, июнь 2005 г.
 251 Эти паспорта потеряют законную силу в 2006 г.
 252 По закону, принятому в мае 1999 г., лицо теряет статус ВПЛ в случае возвращения на прежнее место проживания, или обеспечивается квартирой по особому указу государства. Однако, этот закон не строго соблюдается государством. Формально, например, выходя замуж за не ВПЛ, женщина ВПЛ должна лишиться этого статуса, но часто власти не предпринимают этой меры, так как возможен развод. Из Беседы Крайсис Груп с Арифом Юнусовым, август 2005 г.
 253 Интервью Крайсис Груп с сотрудником Кабинета министров, Отдел по проблемам беженцев, ВПЛ, миграции и работы с международными организациями, март 2005 г.
 254 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда и Горанбой, июнь 2005 г. Согласно официальным инструкциям, беженцам не выдавали пропуск для въезда в столицу, и были ограничены и в других возможностях передвижения, главным образом в большие города. Сразу же после войны власти пытались избежать вспышки городского населения, но эта тенденция сохранилась и сегодня. Юнусов, Армяно-азербайджанский конфликт, стр.80; Мемориал, "Доклад", стр.13.
 255 Процедура одинакова для всех граждан, у которых нет близких родственников или имущества в Баку.
 256 Интервью Крайсис Груп с юристом и активистом НПО, Баку, январь 2005 г.
 257 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, январь 2005 г.
 258 Некоторые ВПЛ оправдывают эту систему, объясняя, что ВПЛ могут злоупотреблять системой, регистрируясь в нескольких местах и получая двойные и тройные пособия. Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда, июнь 2005 г..
 259 В действующем законодательстве Азербайджана нет прямого упоминания об избирательных правах ВПЛ.
 260 По всей видимости, не существует закона, который регулировал бы назначение или обязанности лидера общины карабахских азербайджанцев.
 261 Во время назначения Бахманова в 1992 г. большая часть территории вокруг НК еще не была оккупирована.
 262 Интервью Крайсис Груп с активистами ВПЛ из Шуши Керимом Керимли и Табибом Хусейновым, июль 2005 г. Армяне Нагорного Карабаха используют тот факт, что азербайджанцы НК не имеют избранного представителя, пытаясь доказать, что их представители, которые избираются и представляют их на переговорах, делают это на более законных основаниях.
 263 ВПЛ не могут голосовать за кандидатов в парламент, представляющих их нынешние места проживания.
 264 Хотя ВПЛ из Шуши составляют большую часть населения в округе №124, они представлены в парламенте бывшим жителем Ходжалы Элманом Мамадовым.
 265 Центральная избирательная комиссия Республики Азербайджан, "Общественный призыв", Баку, 12 августа 2005 г.
 266 "Комментарии Центральной избирательной комиссии Нагорного Карабаха на призыв Центральной избирательной комиссии Азербайджана", Степанакерт, 19 августа 2005 г., на http://www.nkr.am/eng/news/index.htm.
 267 "Исполкомы в изгнании" созданы для Шуши, Ходжалы, Ходжавента, (Мартуни и Хадрут), Агдама, Кельбаджара, Лачина, Физули, Зангелана, Джебраила и Кубатлы.
 268 Интервью Крайсис Груп с Низами Бахмановым, ноябрь 2004 г.
 269 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Барда и Горанбой, июнь 2005г.
 270 Интервью Крайсис Груп с активистом ВПЛ из Шуши Керимом Керимли, июль 2005г.
 271 ОБСЕ - БДИПЧ, "Президентские выборы Республики Азербайджан 15 октября 2003 г.". Доклад миссии ОБСЕ - БДИПЧ по наблюдению за выборами, Варшава, 12 ноября 2003 г., стр.11.
 272 Азербайджан перешел с кириллицы на латинский алфавит в 1992 г.
 273 Международная организация миграции (МОМ), "Избирательное перемещение на Кавказе, проект выборов с привлечением участия в Грузии и Азербайджане (ПВПУ), июнь - июль 2003 г., заключительный доклад", 19 сентября 2003 г.
 274 Интервью Крайсис Груп с активистом ВПЛ, Баку, июнь 2005 г.
 275 Интервью Крайсис Груп с активистом ВПЛ и кандидатом Керимом Керимли, Баку, август 2005 г.
 276 Вопреки Закону о партиях.
 277 Интервью Крайсис Груп, Барда и Горанбой, июнь 2005 г.
 278 Статья 101 Закона о выборах Республики Азербайджан.
 279 Интервью Крайсис Груп с Акифом Нарги, председателем ООК, Баку, ноябрь 2005 г.
 280 "21 осужденный судом Азербайджана за партизанский заговор вокруг Нагорного Карабаха", агентство Франс пресс, 22 декабря 2004 г.
 281 Интервью Крайсис Груп с Исполнительным директором Аран, Барда, июнь 2005 г.
 282 Интервью Крайсис Груп с Хафизом Сафиханлы, ВПЛ из района Физули, август 2005 г.
 283 Согласно первому Протоколу Европейской конвенции по правам человека, человек имеет право обладать своим имуществом или получить за него компенсацию. В судебном деле Луизиду против Турции Европейский суд по правам человека вынес приговор в пользу истицы о выплате ей компенсации. Суд решил, что она была незаконно перемещена из своего дома во время вооруженного конфликта. Это приговор, на который могут опираться истцы из Нагорного Карабаха.
 284 Эта кампания прекратилась после вмешательства нескольких дипломатических миссий и международных организаций. "Доклад Amnesty International 2004", Оксфорд, 2004 г, стр.205; ОБСЕ, "Права человека в регионе ОБСЕ: Европа, Центральная Азия Северная Америка, доклад 2004 г., Вена, 2004 г., стр.59-60.
 285 Заявление министерства иностранных дел Республики Азербайджан, 15 июня 2005 г.
 286 В настоящее время рассматривается идея встречи между де-факто президентом НК Гукасяном и лидером общины карабахских азербайджанцев Бахмановым. Власти Азербайджана заявляют, что желают наладить контакты "между общинами", но не исключают возможности того, что с началом вывода войск с оккупированных территорий может произойти контакт между де-факто властями НК и представителями правительства Азербайджана. Интервью Крайсис Груп с сотрудником министерства иностранных дел Азербайджана, Баку, август 2005 г.
 287 Одной из самых больших является Инициатива консорциума, финансируемая правительством Соединенного Королевства.
 288 Стивен Райан, Этнический конфликт и международные отношения, (Олдершот, 1995 г.) стр.151.
 289 Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), мнение 221 (2000 г.).
 290 Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), резолюция 1416 (2005 г.), в которой так же говорилось, что "значительная часть территории Азербайджана все еще оккупирована силами Армении", и которая призывала к "выводу военных сил с любой оккупированной территории".
 291 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Азербайджане, январь и июнь 2005 г. 57,6% опрошенных ВПЛ сказали, что они готовы в будущем восстановить контакты с армянами, по сравнению с всего 21,7% общего числа опрошенных. Азербайджанская социологическая ассоциация, "Потенциал азербайджанцев и армян в миротворчестве и пост конфликтном сотрудничестве".
 292 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Азербайджане, июнь и январь 2005 г.
 293 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Саалты, январь 2005.
 294 Интервью Крайсис Груп с бывшим чиновником из Физули, Баку, январь 2005 г.
 295 Интервью Крайсис Груп с карабахскими армянами и азербайджанцами, Азербайджан и Армения, 2004-05 гг.
 296 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Баку и Горанбой, июнь 2005 г.
 297 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Шуша, февраль 2005 г.
 298 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ армянами из Азербайджана, Мардакерт, май 2005 г.
 299 В письме Постоянного представителя Азербайджана Генеральному секретарю ООН от 2 февраля 2005 г. правительство Азербайджана заявляет, что в Азербайджане проживает 30 тыс. армян, из них 20 тыс. в Баку, 59-ая сессия, пункт повестки дня 163, "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана", А/59/690. По оценкам Госдепартамента США эта цифра составляет от 10 до30 тыс., "Доклад по Азербайджану о практике соблюдения прав человека 2001 г.", на http://www.fas.org/terrorism/at/docs/HRpercent20report/Azerbaijan.htm. По более строгим оценкам, от 3 до 5 тыс. Ариф Юнусов, Этно- демографические процессы на Южном Кавказе в пост советский период (Москва, 2005г.), стр.269-270.
 300 Интервью Крайсис Груп с этническими армянами, Баку, январь 2005 г.
 301 Интервью Крайсис Груп с жителем Баку, Баку, январь 2005г.
 302 Интервью Крайсис Груп в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе, май 2004 - февраль 2005 г. См. так же Самира Ахмедбейли и Элина Арзуманян, "Азербайджанцы и армяне самые хорошие друзья в Москве", Международный доклад о войне и мире (IWPR), Последние новости Кавказа, 4 августа 2005 г.
 303 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Мардакерт. май 2005г. См. также Де Ваал, Черный сад, стр. 269-270; Тогрул Джуварлы и Ильхам Шаханов, " Потенциальное влияние рынка Садахло на разрешение армяно-азербайджанского конфликта", в От экономики войны к экономике мира на Южном Кавказе. International Alert (Лондон, 2004 г.), стр.216-237.
 304 В опросе, проведенном в Азербайджане, только 8,6% опрошенных сказали, что у них есть друзья или знакомые армяне, а 64,3% азербайджанцев из областей, граничащих с Арменией, ответили, что поддерживают только торговые контакты. Азербайджанская социологическая ассоциация, "Потенциал армян и азербайджанцев в миротворчестве и пост конфликтном сотрудничестве".
 305 Интервью Крайсис Груп, Нагорный Карабах, май и январь 2005 г., ноябрь 2004 г.
 306 Артур Терьян, "Кочарян говорит , что армяне и азербайджанцы "этнически несовместимы", Армения свобода, 16 января 2003 г., на http://www.armenialiberty.org/armeniareport/report/en/2003/ 01/4B1EBB47-69C0-40AF-83DB-24E810DA88E4.asp. Это заявление подверг критике Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер, на http://www.rferl.org/ newsline/2003/02/2-TCA/tca-030203.asp.
 307 Интервью Крайсис Груп, Шуша, май 2005г.
 308 См. например, http://www.karabakh.gen.az/.
 309 В одном из опросов 43,6% азербайджанцев отметили, что примирение Азербайджана с Арменией невозможно из-за оккупации азербайджанской территории; 15% считали, что это невозможно по причине депортации азербайджанцев из Армении; 17,5% - ввиду памяти о военных преступлениях; 10,9%- из-за ненависти армян к азербайджанцам. Азербайджанская социологическая ассоциация, "Потенциал азербайджанцев и армян в миротворчестве и пост конфликтном сотрудничестве".
 310 Крайняя западная часть Азербайджана теперь полностью отрезана Арменией от остальной части страны.
 311 Отечество (Баку 2004г.), учебник пятого класса, утвержденный министерством образования.
 312 Исследовательский центр региона журналистов исследователей, "Армения и Азербайджан на перекрестке "ни войны, ни мира", Ереван 2005 г., стр8, 20.
 313 Например, 7 мая 2005г. Международный Комитет Красного Креста (МККК) содействовал передаче трех военнослужащих Азербайджана, которые содержались в Нагорном Карабахе. МККК, пресс релиз, 7 мая 2005 г., на http://www.reliefweb.int/rw/RWB.NSF/db900SID/RMOI-6C93KS?OpenDocument&rc=3&cc=aze.
 314 Переписка Крайсис Груп по эл. почте с сотрудником министерства иностранных дел НК, Степанакерт, июль 2005 г.
 315 Интервью Крайсис Груп с сотрудниками министерства иностранных дел НК, Степанакерт, январь 2005 г.
 316 Среди гарантий - определение статуса, вмешательство международных организаций и государств в случае возобновления войны, а также право иметь армию. Интервью Крайсис Груп с де-факто президентом НК Гукасяном, Степанакерт, май 2005 г. Как заметил один политический обозреватель, "на бывшей границе НКАО следует возвести стену, как это сделал Израиль, чтобы защитить себя от палестинцев", интервью Крайсис Груп, Степанакерт, февраль 2005 г.
 317 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Шуша, май 2005 г.
 318 Азербайджанского офицера Рамилчя Сафарова обвиняют в убийстве ножом армянского офицера Гургена Маркаряна в Будапеште в феврале 2004 г, во время участия в программе НАТО "Партнерство во имя мира. Его будут судить в Венгрии. См. http://www.geocities.com/master8885/Forces/NATO.html.
 319 Интервью Крайсис Груп с жителями Степанакерта, январь и май 2005 г.
 320 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ, Баку, январь 2005 г.
 321 "Президент упоминает военную силу для освобождения оккупированных земель в День Армии", сообщение ANS ТВ, 25 июня 2005 г. на http://www.ans.az/archivetest.php?y=2005&m=6&d=25&thenews=2766.
 322 Жан Кристоф Пью, "Кавказ: армянский генерал критикует Азербайджан за расходы на оборону", RFE/RL, 29 июня, 2005 г.
 323 Переписка Крайсис Груп по эл. почте с военным аналитиком США Ричардом Гирагосяном, июль 2005г.. См. также Адалат Балгарар, "Азербайджан поддерживает войска", IWPR Кавказская служба информирования, 7 июля 2005 г.
 324 Международный фонд систем выборов (МФСВ), июнь - июль, опрос 2004 г. Подобный опрос содержится в обзорах пресс-клубов Баку, Еревана и Степанакерта, Возможности разрешения карабахского конфликта: результаты социологических исследований и мониторинга средств информации, 2001 - 2003 гг. (Баку, 2004 г.), стр10-12, 63-65.
 325 Согласно опросу, опубликованному Региональным Центром исследовательской журналистики, "Армения и Азербайджан", стр.32-33, здоровье, семья и благосостояние считаются респондентами более важными, чем мир. Основной опасностью считается коррупция, внутренняя политическая нестабильность, экономические проблемы, а не карабахский конфликт.
 326 Опрос, проведенный в апреле 2005 г. Армянским центром национальных и международных исследований. 50% высказались за возвращение семи оккупированных территорий вокруг НК, 37,7% были категорически против. 84% сказали, что НК должен быть независимым или частью Армении, 2,6% за то, чтобы он входил в состав Азербайджана. http://www.armenialiberty.org/armeniareport/ report/en/2005/04/58A823F8-B4AF-4312-93A6-EF81329B81BB.ASP.
 327 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Азербайджане, январь 2005 г.
 328 Интервью Крайсис Груп с международным экспертом НПО, Баку, январь 2005 г.
 329 Интервью Крайсис Груп с ВПЛ в Сатлы, январь 2005 г.
 330 Пресс клуб Баку, "Карабахский конфликт и перспективы его урегулирования", стр.10.
 331 Интервью Крайсис Груп с де-факто премьер министром НК Анушаваном Данеляном, Степанакерт, декабрь 2004 г.
 332 Интервью Крайсис Груп с официальным лицом, Ереван, май 2005 г. Он объяснил, что часть этих денег видна в государственном бюджете ($135 млн.), а часть выделяется через специальные фонды, созданные из вкладов частных лиц, бизнесов и других источников. См. также заявление министра обороны: "В 2005 г. ресурсы армии Армении соответствуют этой сумме... , поэтому мы не боимся тех $300 миллионов", Рузанна Степанян, "Саркисян принижает значение роста расходов Азербайджана на оборону", Свобода Армении, 1 июля 2005 г., на http://www.armenialiberty.org/armeniareport/report/en/2005/07/0DF164BA-8509-4C54-A1FF-5E24C01B4929.asp.
 333 Интервью Крайсис Груп с юристом НПО, Баку, январь 2005 г.
 334 Там же.
 335 Интервью Крайсис Груп со студентом, Ереван, июнь 2004 г.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу