<< Пред.           стр. 12 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  Следует подчеркнуть, что ОРД используется лишь в случаях угрозы либо реализации преступных посягательств. Высокая общественная опасность преступных действий является основным критерием, по которому определяется объем и характер проводимых ОРМ. Исходя из того, что осуществление некоторых ОРМ ограничивает в определенной степени конституционные права и свободы граждан - объектов ОРД, их проведение разрешено лишь при наличии судебного решения.
 
  9) Решение с помощью ОРД иных предусмотренных законодательством задач, относящихся к компетенции оперативных подразделений ФСНП, в первую очередь, означает использование некоторых ОРМ для проверки кандидатов на службу в ФСНП. Поскольку это не связано непосредственно с борьбой с преступностью, и нет оснований полагать, что кандидаты на службу являются субъектами преступной деятельности, проведение в отношении их ОРМ, затрагивающих конституционные права и свободы граждан, недопустимо.
 
  ОРД как вид государственной деятельности осуществляется на основе руководящих положений, именуемых принципами. Согласно ст.3 Закона об оперативно-розыскной деятельности и ст.4 Закона о налоговой полиции, к ним относятся:
 
  - соблюдение законности;
 
  - уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
 
  - соблюдение конспирации;
 
  - сочетание гласных и негласных методов и средств;
 
  - подконтрольность и подчиненность высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
 
  Сущность принципа соблюдения законности заключается в безусловном исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД ФСНП всеми должностными лицами оперативных подразделений ФСНП. Действие этого принципа просматривается в различных статьях и положениях нормативных актов, в частности, определение условий осуществления ОРМ, система контроля за осуществлением ОРД, необходимость для сотрудников руководствоваться положениями Закона, если указание руководителя противоречит ему и т.д.
 
  Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип законности, является конституционным. Его значимость для деятельности оперативных подразделений в первую очередь определяется необходимостью четкого соблюдения установленной процедуры осуществления в отношении объектов ОРД оперативно-розыскных мероприятий. С другой стороны, данный принцип является определяющим при организации содействия граждан оперативным подразделениям в решении задач борьбы с преступностью. Закон четко предусматривает социальные и иные гарантии таких лиц. Свидетельством этого является контракт, заключаемый между оперативным подразделением и гражданином, согласившимся оказывать содействие в борьбе с преступностью. Дальнейшее развитие данного принципа выражается в возможности граждан, полагающих, что в отношении их проводились ОРМ, затрагивающие конституционные права и свободы, но виновность этих лиц в установленном законом порядке не доказана, обратиться с жалобой в суд, который обязан принять заявление и рассмотреть его.
 
  Гарантией соблюдения данного принципа является узаконенное положение о проведении в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, служебного расследования и их наказания при подтверждении виновности.
 
  Принцип соблюдения конспирации относится к специальным принципам. Его сущность заключается в строгом соблюдении служебной тайны, организационно-тактических приемов осуществления оперативно-розыскных и иных мероприятий.
 
  Это необходимо, чтобы объекты ОРД не распознали планы оперативных работников, не смогли активно противодействовать деятельности сотрудников ФСНП. Помимо этого, соблюдение конспирации позволяет не допустить преждевременной компрометации лиц, в отношении которых проводятся ОРМ, а также не раскрывать перед преступниками граждан, сотрудничающих с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе.
 
  К специальным относится и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. С учетом подчиненной роли ОРД по отношению к уголовному процессу рассматриваемый принцип определяет формы и методы введения данных, полученных в процессе ОРД, в уголовное судопроизводство. Поскольку результаты ОРД могут выступать в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, они должны быть подкреплены гласными материалами, которые могут использоваться в качестве доказательств. Иными словами, проведение гласных мероприятий для фиксации информации, полученной оперативным путем, дает возможность дальнейшего ее использования в уголовном процессе и зашифровывает оперативные источники ее получения.
 
  Принцип подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации подразумевает соблюдение иерархии в отношениях между руководящими и подчиненными структурами. С учетом того, что сотрудники ФСНП являются государственными служащими, их деятельность относится к особой категории (наличие форменной одежды, специальные звания, сроки выслуги, право ношения огнестрельного оружия и др.). Она подлежит особому контролю, с вытекающими из этого обязанностями предоставления в руководящие государственные структуры сведений о различных сторонах своей деятельности, в том числе и оперативно-розыскной. Формы и порядок контроля и отчетности регламентируются нормативными актами Российской Федерации.
 § 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
 И ТАКТИКИ ОРД ФСНП
 
  Согласно ст.4 Закона об оперативно-розыскной деятельности, организация и тактика проведения ОРМ регламентируется ведомственными нормативными актами, издаваемыми субъектами ОРД с учетом специфики своей деятельности и решаемых задач.Исходя из того, что организация и тактика проведения ОРМ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, которые публикуются лишь в специальных изданиях, имеющих ограничительный гриф использования, в открытой печати могут освещаться лишь организационно-тактические положения, нашедшие отражение в Законе об оперативно-розыскной деятельности.
 
  Содержание ОРД по борьбе с налоговыми преступлениями включает необходимость осуществления ряда организационных мер, к которым относятся:
 
  - планирование ОРД;
 
  - изучение состояния оперативной обстановки;
 
  - организация взаимодействия оперативных подразделений с различными субъектами.
 
  Сущность планирования заключается в мыслительной деятельности оперативного работника по прогнозированию действий противоборствующей стороны и моделирования своей деятельности с целью недопущения преступного результата либо изобличения лица, совершившего налоговое преступление. Документально планирование находит закрепление в различных видах планов, которые делятся на перспективные и текущие.
 
  Применительно к ОРД используются все виды планов, но наиболее часто составляются текущие планы по находящимся в производстве оперативных работников делам оперативного учета. По конкретному делу оперативного учета составляются: план первоначальных мероприятий; план дополнительных мероприятий; план проведения отдельного мероприятия. Структурно каждый план включает: преамбулу (в которой кратко обосновывается необходимость составления плана), наименование проводимого мероприятия (указывается его цель и тактика проведения), исполнитель мероприятия, сроки исполнения. План подписывается инициатором, согласовывается с непосредственным руководителем и утверждается прямым начальником. Категории руководителей, утверждающих различные планы, определяются ведомственными нормативными актами.
 
  Для успешной борьбы с преступностью сотрудники оперативных подразделений ФСНП должны досконально знать объекты, на которых возможны налоговые преступления, т.е. иметь информацию о работающих на объекте лицах, технологическом процессе, финансовой деятельности, положении с уплатой налогов, производственных связях, иными словами, располагать полными сведениями, которые можно объединить термином "хозяйственная деятельность". Помимо этого, оперативные работники должны знать: способы совершения и маскировки налоговых преступлений; категории лиц, наиболее часто совершающих данные преступления; признаки, указывающие на возможное совершение преступлений, какие следы оставляют преступления в документах и сознании очевидцев.
 
  Наконец, оперативные работники должны знать, на чью помощь они могут рассчитывать при выявлении, предупреждении и раскрытии налоговых преступлений. В теории эти категории получили название "силы и средства ОРД". К силам ОРД относятся сами оперативные работники, сотрудники иных подразделений ФСНП и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации; другие правоохранительные органы, государственные контролирующие организации, граждане, оказывающие содействие оперативным подразделениям в борьбе с налоговыми преступлениями. К средствам ОРД относятся различные информационно-справочные системы и технические средства, в том числе и специальные, находящиеся на вооружении в ФСНП и других субъектов ОРД.
 
  Объединенные эти три группы и представляют собой "оперативную обстановку", сущность которой заключается в совокупности факторов, определяющих состояние борьбы с налоговыми преступлениями, отбираемых оперативным работником для решения оперативно-служебных задач.
 
  В процессе решения оперативно-служебных задач сотрудники оперативных подразделений зачастую взаимодействуют с различными субъектами, которых можно условно разделить на несколько групп:
 
  - оперативные подразделения ФСНП;
 
  - другие субъекты ОРД;
 
  - правоохранительные органы;
 
  - государственные контролирующие структуры;
 
  - администрация объектов и др.
 
  По своей сущности взаимодействие представляет скоординированную совместную деятельность двух и более субъектов, согласованную в пространстве и времени, нацеленную на достижение общих целей. В зависимости от субъектов взаимодействие осуществляется в различных формах. Наибольшее их разнообразие используется при взаимодействии с оперативными подразделениями ФСНП и другими субъектами ОРД. К основным формам взаимодействия относятся:
 
  - обмен информацией;
 
  - совместное планирование;
 
  - совместное осуществление мероприятий;
 
  - использование информационных систем различных субъектов ОРД и др.
 
  Основные положения взаимодействия регламентируются межведомственными нормативными актами*.
 _______________
  * Например, см.: Письмо Пенсионного Фонда России и ФСНП РФ от 10 февраля 1997 года N ВБ-01-28/917, СА-430.
 
 
  В организационно-тактическом плане ОРД осуществляется в форме оперативной проверки, которая подразделяется на предварительную и последующую. Оперативная проверка документально оформляется различными делами оперативного учета, порядок ведения которых регламентируется нормативными актами федеральной службой налоговой полиции РФ. Дела оперативного учета могут заводиться на хозяйствующие объекты; конкретных лиц (группы), обоснованно подозреваемых в совершении налоговых преступлений; по фактам нераскрытых преступлений, если лица, их совершившие, не установлены. Дела оперативного учета могут заводиться до и после возбуждения уголовного дела. В первом случае ОРМ осуществляются в непроцессуальной сфере, а во втором - ОРМ проводятся параллельно со следственными действиями.
 
  В делах оперативного учета сосредоточиваются планы проведения ОРМ и документы, отражающие результаты осуществляемых мероприятий (рапорта, справки, акты, объяснения, иные оперативно-служебные документы).
 
  Дела оперативного учета на хозяйствующие объекты заводятся с целью слежения за состоянием оперативной обстановки с тем, чтобы своевременно реагировать на негативные изменения.
 
  Предварительная оперативная проверка проводится по первичной информации, указывающей на признаки, свидетельствующие о возможном совершении налоговых преступлений, с целью перепроверки первоначальных сведений, их документального закрепления, дополнительного сбора материалов, достаточных для принятия одного из следующих решений:
 
  - возбуждение уголовного дела (при наличии поводов и оснований);
 
  - отказ в возбуждении уголовного дела (при наличии оснований, предусмотренных УПК);
 
  - проведение последующей оперативной проверки (в случаях, если имеются признаки конкретного тяжкого налогового преступления, но раскрыть его следственным путем без проведения комплекса сложных ОРМ невозможно либо крайне за-труднительно);
 
  - передача материалов по подследственности, подсудности, территориальности;
 
  - направление материалов в административные комиссии либо администрации хозяйствующих объектов для привлечения виновного лица к административной, дисциплинарной или иной ответственности (исключая уголовную);
 
  - снятие материалов с контроля (при неподтверждении первичной информации).
 
  Последующая оперативная проверка проводится в случаях, когда лицо (группа лиц) обоснованно подозревается в совершении налогового преступления, уголовная ответственность за которое предусматривает наказание в виде не менее одного года лишения свободы. Это относится и к розыску лиц, совершивших такие преступления и скрывающихся от органов дознания и следствия. Дела оперативного учета, ведущиеся в рамках последующей оперативной проверки, характеризуются возможностью проведения наиболее сложных ОРМ. Основания их заведения тщательно регламентированы и предполагают строгую дисциплинарную ответственность оперативных работников в случаях необоснованного их заведения. Целью ведения дел оперативного учета на стадии последующей оперативной проверки является сбор сведений, которые в последующем могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.
 
  Как правило, заведение дел оперативного учета в рамках последующей оперативной проверки предшествует возбуждению уголовного дела, хотя они могут заводиться параллельно либо после возбуждения уголовных дел.
 
  Основным критерием необходимости заведения дела оперативного учета является невозможность раскрытия на данном этапе преступления следственным путем. Зачастую возникают ситуации, когда в делах оперативного учета сосредоточиваются материалы, могущие быть использованы в качестве оснований для возбуждения уголовного дела либо являющиеся доказательствами преступной деятельности. В этих случаях, если источники получения таких материалов являются гласными, они могут по постановлению следователя приобщаться к уголовным делам. В исключительных случаях отдельные материалы, отражающие результаты ОРД, имеющие важное доказательственное значение, но полученные оперативным путем, т.е. их использование в уголовном процессе может привести к расшифровке организации и тактики ОРМ, могут на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, быть рассекречены и приобщены к уголовному делу. Подробно методика такой операции излагается в межведомственном нормативном акте субъектов ОРД. Однако следует подчеркнуть, что такое решение не является правилом, а принимается в исключительных случаях.
 
  Сроки ведения дел оперативного учета регламентируются ведомственными нормативными актами и дифференцируются в зависимости от вида дела.
 
  Прекращаются дела оперативного учета при достижении целей их заведения, т.е. пресечения, раскрытия налогового преступления и привлечения виновных к уголовной ответственности, розыска скрывшихся преступников и т.д.
 
  В процессе ведения дел оперативного учета сотрудники оперативных подразделений ФСНП используют различные силы и средства ОРД. Как уже отмечалось, к силам ОРД относятся граждане, оказывающие содействие оперативным подразделениям в борьбе с налоговыми преступлениями. Содействие граждан может осуществляться как на гласной, так и конфиденциальной основе. Гласное содействие заключается в том, что установочные данные гражданина, участвующего в ОРМ, не зашифровываются от окружающих. Такое лицо может выступать в качестве свидетеля, специалиста и т.д.
 
  Конфиденциальное содействие подразделяется на разовое, краткосрочное и долговременное. При конфиденциальном содействии установочные данные лица не разглашаются. О нем осведомлен узкий круг должностных лиц оперативных подразделений ФСНП.
 
  Постоянное (долговременное) содействие называется сотрудничеством и осуществляется, как правило, на контрактной основе. Контракт является своего рода соглашением между гражданином и органом ФСНП, уполномоченным на осуществление ОРД. В нем определяются права и обязанности сторон, устанавливается сумма постоянного денежного содержания, если сотрудничество осуществляется на возмездной основе.
 
  Лица, конфиденциально сотрудничающие по контракту используются для участия в сложных ОРМ, например, для оперативного внедрения в преступную среду. Пределы использования иных категорий граждан, содействующих на конфиденциальной основе оперативным подразделениям ФСНП в борьбе с преступностью, установлены ведомственными нормативными актами.
 
  При осуществлении ОРД оперативные подразделения ФСНП используют возможности специальных оперативных подразделений как в системе ФСНП, так и входящих в структуры других субъектов ОРД. В первую очередь это относится к оперативно-техническим подразделениям, обеспечивающим проведение наиболее сложных ОРМ, в том числе ограничивающих некоторые конституционные права и свободы граждан, осуществление которых требует судебного решения. Компетенция оперативно-технических подразделений по проведению данных ОРМ, порядок запросов, предоставления и использования результатов проведенных ОРМ регламентируются Законом об оперативно-розыскной деятельности и межведомственными нормативными актами субъектов ОРД.
 
  В качестве одного из основных средств ОРД следует упомянуть и информационные системы, созданные оперативными подразделениями ФСНП и других субъектов ОРД. Объектами этих систем являются лица, представляющие оперативный интерес, дела оперативного учета, а также различные объекты материального мира. Информационные системы подразделяются на централизованные (массив охватывает всю территорию России) и местные (локальные), создаваемые в рамках дислокации органа ФСНП. Информационные системы (их иногда называют учеты) подразделяются на оперативно-розыскные, криминалистические, профилактические и справочные. Доступ к массивам оперативно-розыскных учетов ограничен. Ими могут пользоваться лишь сотрудники оперативных подразделений ФСНП. Порядок использования информационных систем, созданных другими субъектами ОРД, определяется межведомственными нормативными актами.
 
  Характеристика ОРМ, осуществляемых в процессе ОРД, довольно детально (для открытой печати) изложена в изданных в последние годы научно-практических комментариях к Закону об оперативно-розыскной деятельности*. В этой связи представляется целесообразным остановиться на некоторых особенностях проведения различных ОРМ. Изложенные в ст.6 Закона об оперативно-розыскной деятельности ОРМ условно можно разделить на три группы:
 _______________
  * Например, см.: Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практический комментарий. - М., 1998. - С.33-56.
 
 
  - первая группа - несанкционируемые ОРМ, т.е. те, которые проводятся непосредственно по решению оперативного работника, без вынесения постановления на их осуществление. К указанным ОРМ относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение; отождествление личности;
 
  - вторая группа включает ОРМ, проведение которых, согласно ст.8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, требует разрешения руководителя органа, уполномоченного на осуществление ОРД. Для этого инициатор выносит соответствующее постановление, которое утверждается указанным руководителем органа. К этим ОРМ относятся: контролируемая поставка и проверочная закупка предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен*; оперативное внедрение (независимо от того внедряется ли штатный гласный или негласный оперативный сотрудник либо лицо, сотрудничающее на конфиденциальной основе); оперативный эксперимент (используется лишь для борьбы с тяжкими преступлениями). Наличие постановления, утвержденного руководителем органа, свидетельствует о более жестком контроле за действиями оперативного работника, повышает его ответственность за проведение данного ОРМ. Постановление относится к разряду оперативно-служебных документов и помещается в дело оперативного учета;
 _______________
  * Из этого вытекает, что в ситуациях, когда проводится проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, находящихся в свободном обороте, разрешение начальника органа не требуется, и эти ОРМ могут быть отнесены к первой группе.
 
 
  - в третью группу включены ОРМ, затрагивающие некоторые конституционные права и свободы граждан, для проведения которых требуется судебное решение. К ним относятся: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств*; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений**; прослушивание телефонных переговоров***; снятие информации с технических каналов связи. ОРМ данной группы проводятся по заданиям оперативных аппаратов ФСНП сотрудниками оперативно-технических подразделений. Предварительно инициатор должен получить разрешение специально выделенного судьи. Судья принимает решение на основании постановления, подписанного руководителем органа, осуществляющего ОРД. При недостаточности оснований, судья вправе затребовать у инициатора дополнительные материалы, включая документы оперативно-розыскного характера. ОРМ указанной группы проводятся лишь по делам оперативной проверки для раскрытия тяжких преступлений, по которым обязательно предварительное следствие.
 _______________
  *Судебное решение на проведение данного ОРМ требуется, если проведение мероприятия связано с проникновением в жилище, охраняемое (закрытое) здание, сооружение, транспортное средство, огражденную территорию и т.п., т.е. проведение мероприятия нарушает право собственности. В остальных случаях (например, осмотр брошенной угонщиками автомашины) судебного решения не требуется, и мероприятие может быть отнесено к первой группе.
 
  **Следует отметить, что не является нарушением изъятие оперативным работником из почтового отправления предметов, запрещенных к пересылке (например, взрывчатых веществ).
 
  ***Прослушивания телефонных переговоров по заявлению владельца абонентского номера осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. При этом соответствующему судье в течение 48 часов с начала мероприятия направляется уведомление.
 
 
  Следует отметить, что в составе ФСНП функционируют специальные оперативные подразделения, сотрудники которых наиболее квалифицированно осуществляют негласное наблюдение, а также осуществляют сбор информации о различных сторонах жизни лиц, представляющих оперативный интерес.
 
  Финансирование ОРД осуществляется по специальным статьям из федерального бюджета. Согласно ст.19 Закона об оперативно-розыскной деятельности, местные органы государственной власти и управления вправе за счет своих средств увеличивать расходы на осуществление ОРД.
 
  Контроль за расходованием денежных средств на осуществление ОРД возлагается на руководителей структурных подразделений ФСНП, а также на специально уполномоченных представителей Министерства финансов РФ.
 
  Контроль за ОРД делится на федеральный, судебный и ведомственный. Федеральный контроль возлагается на Президента РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ в пределах, определенных Конституцией РФ, а также федеральными законами.
 
  Судебный контроль (хотя прямо не обозначен в тексте Закона об оперативно-розыскной деятельности, вытекает из его содержания, поскольку суд дает разрешение на проведение ряда ОРМ) вправе затребовать различные оперативно-розыскные материалы для рассмотрения жалоб граждан и т.п.
 
  Ведомственный контроль за ОРД осуществляется руководителями ФСНП, указанными в нормативных актах Федеральной службы налоговой полиции РФ.
 
  Помимо контроля, за ОРД осуществляется прокурорский надзор. Механизм его осуществления изложен в приказе Генерального прокурора РФ "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" N 48 от 9 августа 1996 года.
 
 
 ГЛАВА VII
 
 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 § 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
 
  Современное расширение сферы применения термина "механизм" вызвано, на наш взгляд, достижениями познания в социальной форме движения материи. "Экономический механизм", "защитный механизм (механизм защиты)", "механизм следообразования" - эти термины прочно вошли в энциклопедии и словари. Например, механизм - "система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление"*.
 _______________
  * Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994. - С.346.
 
 
  В ярком памятнике русской теоретической мысли начала ХХ века "Тектологии" приводится такое определение: "Механизмами" называются... те организованные системы, которые планомерно устраиваются самими людьми, а затем все те системы, строение которых удалось познать и сделать понятным..." "Механизм" - понятая организация, и только"*.
 _______________
  * Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. - М., 1989. - Кн. 1. - С.99, 137.
 
 
  Криминалисты в настоящее время рассматривают категорию механизма преступления как исходный элемент предмета науки.
 
  В одном из первых развернутых криминалистических определений механизма преступления упор делается, главным образом, на "временной и динамический порядок связи отдельных этапов, обстоятельств, факторов подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, позволяющих воссоздать картину процесса его совершения"*.
 _______________
  *Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика преступления // Криминалистика. - М., 1995. - С.50. См. также: Белкин Р.С., Каминский М.К., Коломацкий В.Г. Криминалистическое учение о механизме преступления, способах его подготовки, совершения и сокрытия // Криминалистика. - Т. 1: Общая и частные теории. - М., 1995. - С.83.
 
 
  Так, по мнению М.К.Каминского, в преступной деятельности следует выделять четыре фазы (стадии):
 
  1. Сбор и оценка данных, на основе которых принимается решение о возможности и "рентабельности" совершения преступлений в создавшейся ситуации (обстановке).
 
  2. Возможное изменение наличной ситуации, формирование преступной группы, корректировку замысла, подготовку средств совершения преступления.
 
  3. Реализация преступного замысла: присвоение товарно-материальных ценностей или (и) финансовых ценностей, их распределение между соучастниками.
 
  4. Непосредственное расширение преступных связей, расширение масштаба преступных операций, совершенствование средств и процедур преступления.
 
  На каждой из этих фаз совершаются действия по сокрытию преступлений: уничтожение, фальсификация, инсценировка, маскировка и утаивание следов-носителей информации. Кроме того, могут предприниматься усилия по шантажу, подкупу, провокациям в отношении органов дознания и следствия*.
 _______________
  * Каминский М.К., Лубин А.Ф. Криминалистическое руководство для стажеров службы БХСС. - Горький, 1987.
 
 
  Заметим, что представления криминалистов о структуре преступной деятельности расходятся лишь по количеству выделяемых элементов или фаз. При этом мало кого интересует, совпадают ли эти структурные элементы, например, с видами частных поисково-розыскных версий. Однако главным вопросом является не столько набор элементов и их параметров, сколько наличие-отсутствие между ними закономерной взаимосвязи. Разработка структуры механизма налогового преступления одновременно означает и формирование системы типовых версий.
 
  Мнение о том, что сначала версии строятся (выдвигаются), а затем разрабатываются, является широко распространенным и устойчивым заблуждением. Отдельные авторы находят в этом процессе даже не две, а "три, четко выраженные последовательные стадии": выдвижение, разработку и практическую проверку*.
 _______________
  * Пантелеев И.Ф. Криминалистическая версия // Криминалистика. - М., 1995. - С.70.
 
 
  То, что для исходной версии можно назвать разработкой (выведением следствий), для последующей будет ни чем иным, как построением версии (выдвижением, конструированием). Смысл заключается в том, что первая частная версия (например, о субъекте налогового преступления) рассматривается как посылка, а вторая, частная же, версия (скажем, о способе совершения действий) выводится как следствие и так далее - дедуктивно - по всей цепи элементов-частных версий.
 
  Правомерен и обратный - индуктивный - ход мышления. Такая взаимная перепроверка "обратной связью" позволяет формулировать не просто условные суждения (если... то, вероятно...), но и суждения, близкие к выделяющим, т.е. таким, которые показывают, что данные следствия могут быть выведены только из данной посылки.
 
  Таким образом, именно "сцепление" элементов-версий и образует то, что можно именовать механизмом преступления в криминалистическим смысле*.
 _______________
  * Подробно об этом: Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности: методология криминалистического исследования. - Н. Новгород, 1997.
 
 
  В частности, речь должна идти именно о таком структурно-факторном окружении субъекта налогового преступления, которое позволяет выдвигать некую исходную розыскную версию-посылку, а затем строить закономерные версии-следствия. Наибольший интерес вызывает "связка": должностное положение - способ совершения налогового преступления - документальные источники.
 
  Закономерно, что данные преступления совершаются руководителями предприятий и фирм, относящихся к различным формам собственности - государственной, акционерной, частной. Иными словами, среди налогонеплательщиков может встретиться и глава завода, принадлежащего федеральному фонду имущества, и директор муниципального магазина, и президент акционерной компании, руководитель товарищества или кооператива и т.д.
 
  При этом не имеет большого значения, кто в действительности консультировал руководителя по финансово-экономическим и налоговым вопросам. Главное - кто подписывал документы о величине дохода (прибыли) и размере налога, подлежащего уплате. Указанное положение актуально потому, что зачастую роль бухгалтеров выполняют подставные лица: члены семей руководителей, родственники, рядовые сотрудники. Реально же бухгалтерские функции исполняет "человек со стороны" - специалист. Как бы там ни было, тандем "руководитель - бухгалтер" имеет частоту встречаемости близкую к 100%. Для этой пары закономерными особенностями являются:
 
  1) относительно высокий социальный статус;
 
  2) прочная установка на достижение поставленной цели;
 
  3) разветвленные социальные связи в различных сферах, в том числе и в преступном мире;
 
  4) жесткое распределение ролевых функций - "каждый отвечает за себя".
 
  Кассиры и продавцы имеют гораздо меньшую относимость к налоговым преступлениям (около 25% случаев). При этом они чаще всего выполняют вспомогательные функции. Как правило, эти лица могут лишь предполагать о истинном размере дохода (прибыли) и о способе его сокрытия.
 
  Способы сокрытия налогооблагаемой прибыли довольно многочисленны. Многие из них - изощренны. Так, в банковской сфере широко применяется так называемая кредитно-депозитная схема. Поскольку налоговая ставка и налоговые отчисления на заработную плату, а также депозитные проценты существенно различаются, то служащие банка вместо заработной платы получают процентную ставку за мнимый депозит, который ранее являлся мнимым кредитом этого же банка.
 
  Еще более тонким приемом является переименование налогооблагаемой продукции, например, нефти на "жидкость на устье скважины", что позволяет в настоящее время уменьшить долю сырьевых налогов с 128 рублей за тонну до 32 рублей, так как покупка у добывающих подразделений производится не за 800 рублей (рыночная цена), а за 250 рублей. Налог всецело зависит от цены покупки. Заметим, кстати, что эти налоги более нигде не "всплывают" - их собирают только с того, кто владеет лицензией на добычу.
 
  Пожалуй, грандиозной махинацией уклонения от налогооблагаемой прибыли выглядит то, что можно назвать "отделение хороших активов от плохих долгов". Финансисты отделяют банковские пассивы (деньги вкладчиков и бюджета) от промышленных активов (предприятий, купленных на эти деньги). Теперь банк в одном месте, а его покупки - в другом, как правило, в оффшорной зоне. В данном случае имеются признаки не только налогового преступления, но и легализации доходов, полученных неправомерным образом.
 
  Сокрытие объекта налогообложения происходит лишь тогда, когда данные о прибыли (доходе) искажаются в итоговом документе: расчете налога за год, декларации о годовом доходе*. Однако сокрытие может иметь свое "начало" в исходных документах. Занизить или завысить сумму налога в бухгалтерском учете можно только двумя способами, показав неправильную сумму:
 _______________
  * Кулеш В.А. Налоговая адвокатура (или как защищаться от финансовых санкций). - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1999. - С.55.
 
 
  а) входящего сальдо и (или) исходящего сальдо отчетного периода;
 
  б) оборота по дебиту и (или) кредиту счета с субсчетом данного налога.
 
  Иных способов занизить (завысить) сумму налога за отчетный период возможности бухгалтерского учета не предусматривают. Составы правонарушений в виде "сокрытия", "занижения" прибыли (дохода) не охватывают всех нарушений, допущенных в бухгалтерском учете. Эти нарушения предшествуют сокрытию (занижению) налогооблагаемой прибыли, но являются объектом самостоятельных составов налоговых нарушений. В отношении иных (не прибыли и не дохода) объектов налогообложения закон предусматривает соответствующий состав правонарушения, а именно - неучет (неполный учет) объекта налогообложения.
 
  Сокрытие прибыли от налогообложения чаще всего совершаются путем завышения данных о материальных затратах в первичных документах. Конкретно:
 
  1. Включение в затраты материалов заказчика.
 
  2. Составление подложных документов по списанию материалов на производство.
 
  3. Внесение в авансовые отчеты фиктивных командировочных расходов.
 
  4. Завышение в накладных документах цен на приобретенный товар.
 
  5. Включение подставных лиц в платежные ведомости на получение заработной платы.
 
  6. Частичное изменение (материальный подлог, дописки сумм в сторону увеличения) в ведомостях на получение заработной платы.
 
  7. Включение предполагаемых затрат в затраты отчетного периода.
 
  8. Занижение количества приобретенных товаров.
 
  9. Занижение цены реализации товаров.
 
  10. Оплата товаром ("черный бартер").
 
  11. Занижение выручки в первичных документах учета.
 
  12. Уменьшение величины доходов за сдачу в аренду основных средств производства.
 
  13. Работа "за наличку".
 
  14. Неоприходование товара, поступившего по бартеру.
 
  15. Невключение в балансовую прибыль доходов от внереализационных операций (процентов по депозитному вкладу).
 
  16. Невключение в учет денежных средств, которые перечислены по поручению фирмы ее котрагенту, на счета иной организации в порядке уступки права требования и перевода долга.
 
  Особое место занимает версия о сговоре руководителей предприятий, в числе которых имеется такое, которое пользуется льготами по налогообложению. Конкретно:
 
  1. Фиктивная сдача в аренду основных средств предприятиям, пользующимся налоговыми льготами.
 
  2. Перечисление прибыли на предприятие, имеющее налоговые льготы.
 
  При этом особое значение приобретают:
 
  а) договоры на мифические работы, услуги, штрафные санкции в пользу льготного предприятия;
 
  б) договоры о совместной деятельности, техническом сотрудничестве, взаимной помощи, где указываются разные лица;
 
  в) наличие офисов, где на должности только одно лицо, которое только подписывает документы;
 
  г) "замирание" льгот и организация новых предприятий с новым названием (с повторением финансового плана);
 
  д) "перегонка" прибыли от одного предприятия другому под видом взаиморасчетов (эти средства объявляются не выручкой, а расчетами с поставщиками).
 
  Зачастую, по договоренности с поставщиком товара, оплата за него оформляется договором на какие-либо услуги. После того как получатель товара (товар не приходуется по бухгалтерской документации) его реализует в розничной торговле, документы на получение такого товара уничтожаются. Но если ранее товар был оприходован, то поставщик может списывать товар на порчу или кражу. Потому некоторых акты на списание являются следами налогового правонарушения.
 
  Кроме того, факты порождения предприятий одними и теми же лицами также являются признаками способов сокрытия налогооблагаемой прибыли.
 
  Следует отметить несколько закономерных особенностей:

<< Пред.           стр. 12 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу