<< Пред.           стр. 11 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  1) При наличии повода и основания и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу - возбудить уголовное дело (ст.112 УПК). О возбуждении уголовного дела следователь или орган дознания выносит постановление. В постановлении должно быть указано время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела немедленно направляется прокурору.
 
  Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, к закреплению следов преступления (ст.112 УПК), а также обеспечению возможной конфискации имущества и возмещению материального ущерба.
 
  Орган дознания обязан отказать в возбуждении уголовного дела "в случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу" (ст.113 УПК). Таким образом, если какое-либо из указанных в законе обстоятельств, препятствующих производству по делу (ст.5 УПК), станет известно при проверке поводов, то возбуждение уголовного дела не допускается.
 
  УПК не предусматривает уведомления заявителей в случае принятия решения о возбуждении уголовного дела. Согласно закону, заявитель извещается только об отказе в этом (ст.113 УПК). Обратная ситуация наблюдается в отношении прокурора, который ставится в известность о возбуждении уголовного дела и находится в неведении (порой достаточно длительное время) в случае, если в возбуждении отказывается.
 
  Кроме того, извещение отдельных государственных органов предусматривается отраслевым законодательством. В частности, ст.9 Закона о налоговой полиции обязывает налоговую полицию извещать "налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений".
 
  Более того, органы налоговой полиции обязаны информировать эти органы о судьбе возбужденного уголовного дела. При изменении квалификации налоговых преступлений, а также при передаче уголовных дел по подследственности в другие правоохранительные органы, орган налоговой полиции в 5-дневный срок уведомляет соответствующий налоговый орган.
 
  В случае прекращения уголовного дела органами налоговой полиции, при необходимости, в 5-дневный срок направляется в налоговый орган, направивший материал, копия постановления о прекращении дела.
 
  Первоначальная редакция ст.9 Закона о налоговой полиции предписывала при принятии органом налоговой полиции решения о возбуждении уголовного дела в пределах предоставленной ему ... компетенции, материалы направлять в органы прокуратуры для определения подследственности или принятия их к своему производству. Последняя редакция указанной статьи не содержит подобного предписания. Следовательно, судьба уголовного дела, возбужденного органами налоговой полиции, решается подразделениями предварительного расследования органов налоговой полиции с учетом принадлежащих им полномочий.
 
  Если решение вопроса о возбуждении уголовного дела входит в компетенцию другого органа, должностные лица налоговой полиции должны направить материалы по подследственности или подведомсвености. В этом случае необходимо принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления (ст.114 УПК).
 
  После возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении орган налоговой полиции приступает к производству предварительного расследования в форме, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством.
 
 3.2. ПРОИЗВОДСТВО НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ
 
  При проведении налоговых расследований орган дознания руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, а также Законом о налоговой полиции. Необходимо также учитывать положения Конституции РФ, устанавливающие те пределы, в которых при производстве по уголовному делу могут быть ущемлены права и свободы граждан.
 
 
 ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
 
  Досудебное производство по делам о налоговых преступлениях, может складываться из двух этапов: из производства неотложных следственных действий (в Законе этот этап именуется дознанием по делам, по которым предварительное следствие обязательно) и собственно предварительного следствия. Однако это обстоятельство вовсе не означает, что расследование указанных преступлений обязательно должно включать эти этапы. Позиция законодателя вполне очевидна: дознание как первоначальный этап расследования должно возникать только тогда, когда по обстоятельствам дела требуется производство неотложных следственных действий, т.е. таких действий, отсрочка осуществления которых, может повлечь за собой невосполнимую утрату фактических данных, необходимых для качественного расследования возбужденного уголовного дела.
 
  Критерии неотложности законодательно не определены, поэтому степень экстренности производства допустимых следственных действий устанавливается руководителем органа налоговой полиции, исходя из имеющихся фактических данных. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела, до передачи его в следственные органы при необходимости могут быть произведены следующие следственные действия, предусмотренные ст.119 УПК: осмотры (места происшествия, помещений, предметов, документов); выемки; обыски; освидетельствования; задержания; допросы (подозреваемых, потерпевших и свидетелей). Могут быть также выполнены и следственные действия, предусмотренные ст.29 Основ уголовного судопроизводства СССР и СР в редакции Закона СССР от 12 июня 1990 года: прослушивание телефонных и иных переговоров; наложение ареста на имущество; назначение экспертизы.
 
  Данный перечень является исчерпывающим; производство других следственных действий органом дознания по делам, им не подследственным, законом не допускается.
 
  Наиболее распространенным неотложным следственным действием при расследовании налоговых преступлений можно назвать выемку. Она проводится с целью своевременного изъятия документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность субъектов налогообложения.
 
  Действия недобросовестного налогоплательщика, несмотря на скрытый характер, обычно находят свое отражение в документах. Изыматься по возможности должны подлинные документы. Замена их копиями может допускаться в исключительных случаях, причем копии должны быть соответствующим образом заверены.
 
  Тем не менее, не все необходимые документы возможно изъять при выемке. Особенно это относится к документации неофициального учета, представляющей подчас большую ценность, нежели официальное делопроизводство. Для отыскания указанных документов целесообразно сразу же после возбуждения уголовного дела произвести обыск в жилых и подсобных помещениях, используемых лицами, подозреваемыми в сокрытии налогов.
 
  Производство неотложных следственных действий осуществляется по общим правилам, устанавливаемым уголовно-процессуальным законом.
 
  Срок производства неотложных следственных действий не может превышать 10 суток (ст.121 УПК). Течение срока начинается со следующего после принятия решения дня.
 
  По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятидневного срока, обязан передать дело следователю (ст.119 УПК).
 
  Кроме того, при производстве дознания, заменяющего предварительное следствие, проводится ряд процессуальных действий, не направленных, подобно следственным, на собирание доказательств. Это привлечение лица в качестве обвиняемого, признание гражданским истцом и гражданским ответчиком и т.д.
 
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
 
  Для качественного и более полного выполнения задач по предупреждению, раскрытию и расследованию налоговых преступлений в федеральных органах налоговой полиции создаются следственные подразделения.
 
  В систему следственного аппарата входят Главное следственное управление ФСНП РФ* и следственные подразделения территориальных и местных органов налоговой полиции**.
 _______________
  * См. Положение о Главном следственном управлении ФСНП: Приложение к приказу ФСНП РФ от 30 июня 1999 года N 227.
 
  **См.: Типовое положение о следственных подразделениях федеральных органов налоговой полиции (с изменениями, внесенными приказом N 376 от 17 декабря 1996 года): Приложение N 1 к приказу ФСНП РФ от 22 апреля 1996 года N 128.
 
 
  В территориальных и местных органах налоговой полиции в соответствии с утвержденными штатами организуются следственные подразделения: следственные службы, отделы, отделения, группы. В местных органах налоговой полиции с малым объемом уголовно-процессуальной деятельности предварительное следствие осуществляет единолично следователь.
 
  Начальник Главного следственного управления ФСНП России, начальники следственных подразделений территориальных органов налоговой полиции осуществляют управление следственными подразделениями как лично, так и через своих заместителей.
 
  Следственными подразделениями территориальных органов налоговой полиции осуществляется предварительное следствие по уголовным делам, процессуальный контроль за деятельностью подчиненных следственных подразделений и следователей местных органов налоговой полиции, а также ее организационно-методическое обеспечение.
 
  Следователи органов налоговой полиции расследуют на обслуживаемой территории уголовные дела, отнесенные законом к ведению следователей федеральных органов налоговой полиции.
 
  Процессуальное руководство и процессуальный контроль за деятельностью следователей следственного аппарата федеральных органов налоговой полиции осуществляется начальником следственного управления ФСНП России и его заместителями, начальниками отделов и их заместителями, начальниками следственных подразделений федеральных органов налоговой полиции и их заместителями.
 
  Иные руководящие работники органов налоговой полиции полномочиями по процессуальному руководству и процессуальному контролю за деятельностью следователей не наделены.
 
  Полномочия следователя федеральных органов налоговой полиции определяются УПК. При осуществлении своих полномочий следователь независим и подчиняется только закону.
 
  Все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или разрешение судьи, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
 
  Следователи федеральных органов налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей в полном объеме пользуются правами, предоставляемыми им уголовно-процессуальным законодательством и Законом о налоговой полиции.
 
  При расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях следователи используют весь арсенал следственных действий.
 
  Особое место в предварительном следствии занимает производство всевозможных экспертиз. Закон о налоговой полиции наделяет налоговую полицию правом самостоятельного производства судебно-экономических и связанных с исследованием документов криминалистических экспертиз.
 
  В качестве нового вида выступает налоговая экспертиза. Так, нередки ситуации, когда многие документы, необходимые для решения юридических вопросов, иногда попросту отсутствуют.
 
  Без налоговой экспертизы подчас весьма трудно определить, имело ли место налоговое преступление. Вместе с тем, следует признать, что проведение ее сопряжено с большими трудностями даже при производстве по делам, имеющим особое общественное звучание. В рядовых же случаях привлечение сведущих лиц для производства налоговой экспертизы попросту невозможно. Между тем, перед законом должны быть равны все налогоплательщики вне зависимости от их общественного положения. Для аргументации данного заявления уместно привести пример из практики службы налоговых расследований США, когда на скамье подсудимых оказалась бывший государственный казначей Каталина Валалпандо, чья подпись стоит на американских долларах выпуска декабря 1989 - апреля 1991 года.
 
  Следователь федеральных органов налоговой полиции при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и при расследовании уголовных дел вправе давать органам дознания поручения о производстве следственных действий и розыскных мероприятий и требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Поручения следователя, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, для органов дознания обязательны.
 
  При невыполнении поручений или их выполнении с нарушением установленных сроков следователь ставит вопрос перед руководителем органа дознания о принятии к виновным мер дисциплинарного воздействия, а в случае необходимости уведомляет об этом надзирающего прокурора*.
 _______________
  * Инструкция об организационно-методической деятельности следственного аппарата федеральных органов налоговой полиции (с изменениями, внесенными приказом ФСНП N 376 от 17 декабря 1996 года). Согласована с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (N 15/6-96 от 1 июля 1996 года): Приложение N 1 к приказу ФСНП России от 12 июля 1996 года N 233.
 
 
  При рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел следователь вправе знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности в части, касающейся проверяемых заявлений, сообщений и расследуемых уголовных дел, использовать помощь специалистов экспертных и других подразделений федеральных органов налоговой полиции, иных ведомств и учреждений.
 
  Этими же полномочиями наделены начальники следственных подразделений федеральных органов налоговой полиции и их заместители.
 
  Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает и гарантирует процессуальную самостоятельность и независимость следователей и руководителей следственных подразделений федеральных органов налоговой полиции. Руководителям и сотрудникам других служб федеральных органов налоговой полиции запрещается вмешиваться в процессуальную деятельность следователей и руководителей следственных подразделений, проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в их производстве, давать по ним указания или оценивать процессуальные действия следователей и руководителей следственных подразделений.
 
  Не допускается привлечение следователей и руководителей следственных подразделений к выполнению не свойственных им функций, не связанных с расследованием уголовных дел и его организацией.
 
  Следственный аппарат выполняет возложенные на него задачи во взаимодействии с территориальными органами налоговой полиции, подразделениями ФСНП России, иными правоохранительными, налоговыми органами, руководствуясь соответствующими инструкциями, другими нормативными правовыми актами.
 
  По возбужденным следователем и находящимся в его производстве уголовным делам органы и подразделения налоговой полиции производят следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя.
 
  Материалы оперативной проверки после их регистрации направляются в следственное подразделение. Руководитель следственного подразделения или следователь с его согласия при неполноте собранных данных о признаках преступления возвращает со своими рекомендациями такие материалы в оперативное подразделение для дополнительной проверки.
 
  При возбуждении и после возбуждения уголовного дела также используются следующие формы взаимодействия:
 
  - подчинение следователю (группе следователей) на время предварительного следствия или на время проведения отдельного следственного действия (отдельных следственных действий) для оказания помощи и содействия, а также для выполнения оперативно-розыскных и иных мероприятий сотрудников (сотрудника) оперативного подразделения, специалистов и других сотрудников налоговой полиции,
 
  - создание следственно-оперативных групп различного направления и состава;
 
  - согласованное планирование и проведение процессуальных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий при проверке и рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлениях и в ходе их раскрытия и расследования;
 
  - совместная организация поиска преступника "по горячим следам" с использованием данных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
 
  - взаимное информирование участников взаимодействия и совместное обсуждение ими собранных по делу данных, выдвижение версий, определение наиболее действенных способов их проверки процессуальным и оперативно-розыскным путем.
 
 
 § 4. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
 РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
 НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ
  Согласно ст.11 Закона об ОРД, результаты оперативно-розыскной деятельности на этапе досудебной подготовки материалов о налоговых преступлениях могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда.
 
  Результаты оперативно-розыскной деятельности могут также служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
 
  Правила использования результатов ОРД для достижения уголовно-процессуальных целей, помимо Закона об ОРД, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативными актами, в частности, упоминаемой выше межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
 
  Под результатами ОРД в правоприменительной практике принято понимать фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке и отраженные в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
 
  В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).
 
  Под результатами ОРД следует понимать как результат отдельного ОРМ, так и совокупность таких результатов после их проверки на соответствие требованиям "относимости" и "допустимости" .
 
  Относимость - это критерий оценки содержательной стороны оперативно-розыскной информации. В широком смысле требование относимости результатов ОРД означает, что в них должны содержаться фактические данные, способствующие разрешению задач ОРД. Такая информация предоставляется государственным органам и должностным лицам, принимающим решения в сфере борьбы с преступностью, а также в сфере военной, экономической и экологической безопасности.
 
  В тесном (узком) смысле относимость означает отношение оперативно-розыскной информации к конкретному делу оперативного учета или к уголовному делу (если ОРД осуществляется параллельно с расследованием).
 
  Результаты ОРД, не относящиеся к имеющимся в производстве делам оперативного учета, могут рассматриваться как основание для заведения таких дел.
 
  Допустимость результата ОРД характеризует его процедурно-удостоверительную сторону и означает, что фактические данные должны быть получены:
 
  - субъектами, уполномоченными на проведение соответствующих оперативно-розыскных действий;
 
  - при помощи оперативно-розыскных мероприятий, указанных в Законе об ОРД, и с соблюдением предусмотренного законом и ведомственными нормативными актами порядка;
 
  - данные ОРД должны быть надлежащим образом зафиксированы в соответствующих оперативно-служебных документах (с последующей систематизацией в деле оперативного учета).
 
  Данные, полученные оперативно-розыскным путем, имеют общую информационную природу с уголовно-процессуальными доказательствами. Однако, в отличие от последних, результаты ОРД с информационными источниками связаны не столь жестко: критерий нормативности (обязательное законодательное указание вида информационного источника) здесь не столь императивен. Источник оперативной информации должен оцениваться в первую очередь исходя из прагматических соображений, позволяющих судить о достоверности содержащейся в нем информации.
 
  К таким соображениям можно отнести, например, способ восприятия фактических данных источником: восприятие и передача информации должна происходить при помощи принимаемых обществом средств (зрение, слух, осязание, речь), т.е. тех средств, которые вписываются в материальное мировосприятие.
 
  Оперативно-розыскные данные могут быть получены из любого реально существующего источника, позволяющего сделать вывод о фактическом характере происхождения сведений (т. е., что данные сведения не являются домыслами, фантазиями, интуитивным озарением, бредом, экстрасенсорным восприятием и т.п.).
 
  Оценка источника с прагматических позиций возлагается на сотрудника налоговой полиции, непосредственно получающего информацию. При необходимости сохранения конфиденциальности, первоисточник в дальнейшем может не указываться. В данном случае в качестве производного источника будет выступать лицо, получившее информацию и несущее ответственность за достоверность предоставляемых сведений.
 
  При неизвестности источника происхождения данных или сомнительности способа их получения информация, в случае ее относимости к предмету оперативно-розыскного исследования, проверяется оперативно-розыскными силами и методами.
 
  Результаты ОРД могут представляться по инициативе оперативных подразделений органов налоговой полиции, либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
 
  Принцип публичности (официальности) в полной мере распространяется на оперативно-розыскные подразделения и обязывает их передавать результаты ОРД для достижения уголовно-процессуальных целей при малейшей к тому возможности. В случае необходимости сохранения конфиденциальности информатора, значимая для уголовного процесса информация должна сообщаться лицам, ведущим уголовный процесс, без указания первоисточника.
 
  Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов налоговой полиции, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для расследования налоговых преступлений, о местонахождении денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
 
  Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
 
  Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством и ведомственными нормативными актами порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.
 
  При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
 
  Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст.16 Закона РФ "О государственной тайне".
 
  Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
 
  Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
 
  Результаты ОРД не представляются:
 
  - если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
 
  - если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Законом об оперативно-розыскной деятельности).
 
  Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. О принятом решении уведомляется инициатор запроса.
 
 
 ГЛАВА VI
 
 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 
 § 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРД ФСНП
 
  По своему назначению ФСНП является правоохранительным органом и составной частью сил обеспечения экономической безопасности России. С учетом важности решаемых задач в структуре ФСНП созданы оперативные подразделения, деятельность которых осуществляется по следующим основным направлениям:
 
  - проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях выявления, пресечения и раскрытия налоговых преступлений;
 
  - розыск лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении и скрывающихся от органов дознания или предварительного следствия;
 
  - исполнение в пределах своей компетенции определений судов, постановлений судей, письменных поручений прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий;
 
  - проведение ОРМ по обеспечению возмещения имущественного ущерба, нанесенного государству преступлениями;
 
  - обеспечения безопасности деятельности сотрудников подразделений федерального Министерства по налогам и сборам, при исполнении ими служебных обязанностей;
 
  - обеспечение собственной безопасности сотрудников ФСНП;
 
  - проведение мероприятий по выявлению и пресечению фактов коррупции в подразделениях Министерства по налогам и сборам РФ, а также ФСНП.
 
  Для реализации своих функций оперативные подразделения ФСНП наделены правом осуществлять ОРД. Необходимость осуществления ОРД оперативными подразделениями ФСНП обусловлена теми обстоятельствами, что лица, совершающие налоговые преступления, тщательно маскируют свои преступные действия, активно ищут доступ к информации, которой располагают оперативные работники, используя для этого подкуп, шантаж и другие методы противодействия законной деятельности ФСНП. В этой связи, оперативным подразделениям весьма затруднительно, а зачастую и невозможно гласным (процессуальным) путем выявлять, предупреждать и раскрывать преступления, осуществлять розыск лиц, их подготавливающих или совершающих, а также решать иные задачи, возложенные на ФСНП. Этим в первую очередь и объясняется позиция государства, наделившего оперативные подразделения ФСНП полномочиями по осуществлению ОРД.
 
  Права и обязанности оперативных подразделений ФСНП при осуществлении ОРД прямо закреплены законами о налоговой полиции и оперативно-розыскной деятельности.
 
  Применительно к функциям оперативных подразделений ФСНП оперативно-розыскную деятельность можно сформулировать как (1) нормативно-урегулированную и (2) научно-обоснованную (3) систему мероприятий, (4) в основном, разведывательно-поискового характера, (5) осуществляемых преимущественно негласно, (6) специально на то уполномоченными должностными лицами органов ФСНП (7) для борьбы с налоговыми преступлениями и (8) решения иных предусмотренных законодательством задач*.
 _______________
  * Нумерация проставлена для удобства дальнейшего рассмотрения структурных элементов ОРД.
 
 
  1) Рассматривая содержание ОРД по отдельным составляющим элементам, следует отметить, что указанная деятельность является нормативно-урегулированной законами и подзаконными актами. Законодательную базу составляют:
 
  - Конституция Российской Федерации, а именно статьи Основного Закона, определяющие права граждан на защиту государством их жизни, здоровья, имущества и других ценностей от противоправных посягательств; обязанности граждан по отношению к государству, а также права и обязанности государственных органов по обеспечению конституционных прав и свобод граждан и защите российской государственности от внешних и внутренних угроз;
 
  - Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", регламентирующий основные положения ОРД, определяющий круг ее субъектов и объектов, их права и обязанности и т.д.;
 
  - Федеральный закон "О федеральных органах налоговой полиции", определяющий систему, структуру, компетенцию и другие организационные позиции деятельности ФСНП;
 
  - иные федеральные законы, регламентирующие налоговую политику государства, положения которых используются оперативными подразделениями ФСНП в ОРД;
 
  -международные соглашения России, затрагивающие функции ФСНП;
 
  - законодательные акты высших органов управления (указы Президента РФ, постановления Правительства России и др.);
 
  - нормативные акты местных органов власти и управления по вопросам налоговой политики, относящимся к их компетенции;
 
  - межведомственные нормативные акты министерств и ведомств, определяющие организацию и тактику взаимодействия органов ФСНП с другими государственными структурами;
 
  - ведомственные нормативные акты Федеральной службы налоговой полиции России (приказы, решения, указания и т.д.), определяющие организацию и тактику ОРД в целом, а также методику решения частных задач по борьбе с отдельными видами преступлений.
 
  2) Научная обоснованность ОРД базируется на двух составляющих:
 
  - теория ОРД как научная отрасль знаний;
 
  - положительный практический опыт оперативных подразделений.
 
  С учетом того, что ОРД ФСНП является сравнительно молодой отраслью знаний, ее основу составили научные разработки ученых системы МВД и ФСБ России. В результате определенного симбиоза указанных теоретических направлений постепенно выкристаллизовалась самостоятельная теоретическая дисциплина, учитывающая специфику деятельности ФСНП. К этому следует дополнить, что, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации*, к компетенции ФСНП, в настоящее время относится свыше двадцати составов преступлений. Практические наработки положительного опыта борьбы с этими преступлениями и научные исследования позволили начать формирование самостоятельной отрасли права - ОРД ФСНП. Исходя из этого и можно утверждать, что ОРД ФСНП носит научно обоснованный характер.
 _______________
  * Вступил в силу 1 января 1997 года
 
 
  3) Словосочетание система мероприятий отнюдь не означает простого перечня ОРМ, изложенных в Законе об оперативно-розыскной деятельности. В данном случае подразумевается оптимальная, логически обоснованная совокупность различных мероприятий организационно-тактического характера, используемая в конкретной оперативно-тактической ситуации* (ОТС) для достижения поставленных целей с минимальной затратой сил и средств. Естественно, что системы мероприятий варьируются в зависимости от решаемых задач и существенно различаются, исходя из конечных целей. Вместе с тем, наука и практика разработали определенные алгоритмы действий при решении типовых задач, использование которых позволяет оперативным работникам не только оптимально действовать в различных ОТС, но и повышать свой профессиональный уровень, т.е. самосовершенствоваться.
 _______________
  * Оперативно-тактическая ситуация - явление объективной реальности, возникающее вследствие функционирования определенной совокупности явлений объективного и субъективного характеров (в виде следов, отражающих преступную деятельность).
 
 
  4) Разведывательно-поисковый характер ОРД свидетельствует о том, что действия оперативных работников направлены на сбор сведений о фактах и явлениях, представляющих оперативный интерес*. На первый взгляд может показаться, что разведывательная деятельность уместна лишь в тылу внешнего противника, а не внутри государства. Однако специфика ОРД и заключается в том, что здесь всегда присутствует противодействие оперативным подразделениям со стороны лиц - субъектов преступной деятельности и их окружения. Зачастую оно носит скрытый, замаскированный характер и выражается в тщательной маскировке следов преступления, уничтожении компрометирующих документов и т.п. Однако на практике стало все чаще наблюдаться и открытое противодействие, выражающееся в подкупе и шантаже свидетелей и должностных лиц, физических угрозах их жизни и здоровью, а также их близким; внедрение в правоохранительные и государственные управленческие структуры пособников преступников и т.д. С целью превентивной нейтрализации подобных явлений оперативные подразделения вынуждены проводить глубокую стратегическую и тактическую разведку объектов ОРД** для сбора информации о фактах, явлениях и обстоятельствах, способствующих формированию и реализации планов и действий противоборствующей стороны, т.е. лиц, посягающих на экономическую безопасность страны.
 _______________
  * Оперативный интерес представляют сведения, удостоверяющие признаки преступления; действия лиц, потенциально могущих совершить или совершивших (совершающих) преступления; обстоятельства подготовки, совершения, маскировки преступлений; очевидцев преступлений; иные сведения, могущие быть использованы в борьбе с преступностью.
 
  **Объект ОРД - физическое лицо (группа лиц), образ жизни, поведение либо полученные оперативными подразделениями сведения о котором позволяют обоснованно подозревать его (их) в занятии преступной деятельностью и вследствие этого в отношении его (их) проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
 
 
  5) Определенный в понятии ОРД преимущественно негласный путь проведения ОРМ предполагает, что в процессе ОРД оперативные работники используют комплекс ОРМ с преобладанием негласных. Вместе с тем, это не означает, что негласные ОРМ должны обязательно превалировать. Анализируя ОРМ, обозначенные в ст.6 Закона об оперативно-розыскной деятельности, можно констатировать, что закон не определяет, какие ОРМ проводятся гласно, а какие негласно. Однако по смыслу мероприятий можно понять, что ОРМ, затрагивающие конституционные права и свободы граждан, а также те, для производства которых выносятся постановления (оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, а также проверочная закупка предметов, свободный оборот которых ограничен или запрещен) проводятся негласно. Остальные ОРМ (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение*, отождествление личности, обследование помещения, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств**) может проводиться как гласно, так и негласно. При этом следует учитывать, что гласное проведение указанных ОРМ может осуществляться как с зашифровкой целей мероприятия и тактики его проведения***, так и без зашифровки****.
 _______________
  * За исключением наблюдения, проводимого оперативно-поисковыми подразделениями.
 
  **За исключением обследования охраняемых объектов и территорий.
 
  ***Например, опрос гражданина о его времяпрепровождении за определенный период, в процессе которого лицо сообщает субъекту опроса наряду с другими и те сведения, которые интересуют последнего.
 
  ****Например, осмотр территории, являющейся местом происшествия.
 
 
  Ни в теории, ни в практике не существует установленного соотношения проводимых гласных и негласных мероприятий. Оперативный работник, исходя из конкретной ОТС, возможностей, которыми он располагает, целей, которые необходимо достигнуть, самостоятельно определяет, какие мероприятия будут носить гласный или негласный характер, с учетом различных групп ОРМ, изложенных ранее. При этом также учитывается объект ОРД, окружающая среда, в которой он функционирует, общественная опасность совершенного (совершаемого) преступного деяния и степень его маскировки, характер и стадия оперативной проверки и другие обстоятельства. Вместе с тем, с учетом специфики ОРД как разведывательно-поисковой деятельности в ней все же преобладают негласные мероприятия, что однозначно подтверждается результатами исследований деятельности оперативных подразделений.
 
  6) К специально уполномоченным на осуществление ОРД должностным лицам относятся отдельные категории руководителей структурных подразделений ФСНП, которым обязанность осуществления указанной деятельности и руководства ею предписана ведомственными нормативными актами по занимаемым ими должностям. ОРД также осуществляют сотрудники оперативных подразделений ФСНП, имеющие специальный допуск, который документально оформляется после сдачи ими соответствующих зачетов и хранится в личных делах этих сотрудников. Объемы и пределы осуществления сотрудниками оперативных подразделений оперативно-розыскных и иных мероприятий определяются их функциональными (должностными) обязанностями, разрабатываемыми на основе положений федеральных законов (в первую очередь Закона о налоговой полиции) и ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику ОРД ФСНП. Поскольку в указанном законе определены права и обязанности всех сотрудников ФСНП, то в функциональных обязанностях сотрудников оперативных подразделений они дополнены положениями, определяющими их компетенцию в сфере ОРД.
 
  К наиболее существенным из них относятся:
 
  - право привлечения к сотрудничеству граждан для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства. При этом подчеркивается, что сотрудничество осуществляется на добровольной основе. В указанном законе не раскрываются формы сотрудничества. Однако исходя из ст.17 Закона об оперативно-розыскной деятельности можно утверждать, что сотрудничество может осуществляться на гласной и конфиденциальной основе. Более детально виды, формы содействия, порядок привлечения граждан к сотрудничеству и другие организационные вопросы изложены в ведомственных нормативных актах, регламентирующих организацию и тактику ОРД ФСНП;
 
  - право осуществления при наличии достаточных оснований внедрения в структуры предприятий, организаций, учреждений независимо от формы собственности оперативных сотрудников ФСНП для получения через них информации о формах и методах сокрытия в этих структурах доходов от налогообложения. Требования, предъявляемые к внедряемым сотрудникам, тактика внедрения регламентируются ведомственными нормативными актами ФСНП;
 
  - право проведения всех без исключения ОРМ с целью выявления, предупреждения и раскрытия налоговых преступлений;
 
  - право ведения по фактам нераскрытых преступлений, а также на лиц, обоснованно подозреваемых в совершении (подготовке) указанных преступлений, дел оперативного учета. Категории дел оперативного учета и порядок их ведения определяются ведомственными нормативными актами;
 
  - право создания и использования централизованных и локальных учетно-информационных систем на объекты ОРД*.
 _______________
  * В полном объеме права и обязанности сотрудников оперативных подразделений изложены в ст.13-15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года (с изменениями, весенными Федеральным законом от 18 июля 1997 года) и ст.10, 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 года N 5238-I (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995 года, N 200-ФЗ).
 
 
  7) ОРД ФСНП осуществляется для борьбы с налоговыми преступлениями. Как указывалось ранее, к компетенции оперативных подразделений ФСНП относятся 23 состава преступлений, включающих ст.170, 171 ч.2, 171, 172-174, 176, 187, 191-193, 195-197, 201, 202, 204, 210, 222 ч.2 и 3, 290-293, 304 и 327 УК РФ. Исходя из диспозиций перечисленных статей лишь две из них - ст.198 "Уклонение гражданина от уплаты налога" и ст.199 "Уклонение от уплаты налогов с организаций" - относятся к исключительной компетенции оперативных подразделений ФСНП. Борьба с остальными перечисленными преступлениями осуществляется, помимо ФСНП, и другими правоохранительными структурами, в частности, МВД и ФСБ России. Это означает, что при выявлении указанных преступлений перечисленными субъектами ОРД они же осуществляют их раскрытие оперативным путем. При выявлении иных преступлений оперативные подразделения субъектов ОРД обязаны, согласно межведомственным соглашениям, направлять информацию по принадлежности (подследственности, территориальности).
 
  8) Сущность термина борьба с преступлениями означает выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний. Оперативные подразделения ФСНП обязаны вести борьбу только с теми преступлениями, для раскрытия которых обязательно предварительное следствие.
 
  Цели осуществления ОРД условно можно разделить на две части. Это защита от преступных посягательств:
 
  - жизни, здоровья, собственности, прав и свобод человека и гражданина;
 
  - общества и государства.
 

<< Пред.           стр. 11 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу