<< Пред.           стр. 10 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Таким образом, если физическое или психическое принуждение приобретает характер непреодолимой силы, то оно исключает преступность формально запрещенного уголовным законом деяния. Если же такое принуждение не лишает лицо возможности избрать правомерный вариант поведения, то оно (принуждение) может играть лишь роль смягчающего ответственность обстоятельства (п."е" ч.1 ст.61 УК РФ).
 
 
 ОБОСНОВАННЫЙ РИСК
 (СТ.41 УК РФ)
 
  Статья 41 УК РФ (Обоснованный риск) устанавливает: не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели (ч.1).
 
  Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам (ч.2).
 
  Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия (ч.3).
 
  Обоснованный риск есть сопряженные с опасностью причинения вреда правоохраняемым интересам действия (бездействие) и реально повлекшие такой вред, но совершенные для достижения общественно полезной цели, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло необходимые для предотвращения вреда меры.
 
  Общественно полезная цель в смысле ст.41 УК РФ - это цель обеспечения тех или иных технических усовершенствований, стремление сделать важное открытие, найти способ лечения какой-либо опасной болезни (например, заболевания ВИЧ-инфекцией), получения иных положительных результатов.
 
  Обоснованным при известных обстоятельствах может быть признан и коммерческий (предпринимательский) риск. Личная польза в данном случае является составной частью пользы общественной, так как предприниматель, стремящийся к максимально высокой прибыли, вольно или невольно открывает новые механизмы рыночной экономики, создает дополнительные рабочие места, поставляет на рынок новые товары, производит новые виды продукции, необходимые потребителю, предоставляет людям новые виды услуг и т.п.
 
  Рискуя, лицо не должно нарушать прямых предписаний закона, иных нормативных актов. Вместе с тем, нарушения отдельных норм при риске все же могут иметь место, в особенности если речь идет об устаревших или недостаточно обоснованных нормативных требованиях.
 
  Риск может рассматриваться как обоснованный только в том случае, если налицо определенная проблемная ситуация, требующая такого риска. При этом проблемная ситуация должна быть достаточно острой, актуальной, требующей безотлагательного решения. Допущенный в такой ситуации риск должен быть продиктован стремлением получить существенно полезный результат. Он должен основываться не на авантюрных амбициях экспериментатора, а на трезвом расчете, на знаниях и опыте, на объективно высокой степени вероятности получения положительного результата. Помимо прочего, риск будет обоснованным, как гласит закон, лишь в том случае, если сопровождается принятием необходимых для предотвращения возможного вреда мер.
 
  Риск абсолютно недопустим, если заведомо сопряжен с угрозой для жизни людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.
 
  Буквально закон исключает преступность действий, совершенных в условиях риска, в частности, в случае угрозы "для жизни многих людей", но как понимать термин "многих" - неясно. При таком условии риск следует считать недопустимым и в случае, если создается угроза для жизни хотя бы одного человека.
 
  Экологическая катастрофа - событие, наносящее природе такой вред, устранение которого требует больших денежных, ресурсных и (или) иных затрат. Здесь речь может и не идти о каких-либо необратимых губительных последствиях в природе, но если таковые все же наступают, то наличие экологической катастрофы является бесспорным.
 
  Общественное бедствие - событие, сопряженное с существенным нарушением условий жизни многих людей. Ситуация общественного бедствия создается, например, в результате вывода из строя в зимнее время системы теплоснабжения в жилом массиве.
 
  Обоснованный риск отличается от крайней необходимости тем, что при нем нет какой-либо опасности, не создается какой-либо экстремальной ситуации, чреватой губительными последствиями, но появляется возможность определенного продвижения вперед по пути научного, технического или иного прогресса.
 
 
 ИСПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ
 (СТ.42 УК РФ)
 
  Статья 42 УК РФ (Исполнение приказа или распоряжения) устанавливает: не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение (ч.1).
 
  Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность (ч.2).
 
  Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния, есть правомерное следование подчиненного лица законным указаниям руководителя, даже если такое поведение сопряжено с определенными негативными последствиями.
 
  Исполнение приказа или распоряжения - основа нормальной управленческой деятельности, стержень всей системы управления в государстве. И если приказ законный, если имелись все необходимые основания для его отдачи и, наконец, если он отдан в установленном законом порядке и адресован именно тому лицу, которому и должен адресоваться, то его необходимо исполнять.
 
  Законный приказ (распоряжение) должен быть и законным образом исполнен. Это значит, что исполнение приказа (распоряжения) должно быть добросовестным, т.е. с максимальным положительным эффектом и с минимальными негативными последствиями, соответствующим не только букве, но и существу (духу) приказа (распоряжения) (формально "правильное", а по сути крайне недопустимое исполнение приказа (распоряжения) способно парализовать всю систему управления), надлежащим в смысле установленного соответствующими нормативными актами порядка исполнения.
 
  Приказ и распоряжение - тождественные по своему правовому статусу акты. Они обязательны для подчиненных и подконтрольных лиц. Обязательность их обусловлена наличием соответствующих законов, подзаконных нормативно-правовых актов, инструкций, положений, уставов, правил, договоров. Но здесь требуется соблюдение ряда условий, относящихся как к приказу (распоряжению), так и к его исполнению. Еще в русском (дореволюционном) уголовном праве предусматривалось, что при всякой ссылке на приказ суд должен удостовериться, был ли он отдан компетентным лицом, относился ли он к служебным правам руководителя и служебным обязанностям исполнителя, были ли соблюдены предписанные законом формы приказа*.
 _______________
  * Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. - М., 1994. - Т. 1. - С.190.
 
 
  Исполнению подлежит лишь такой приказ (распоряжение), который отдан руководителем в пределах своей компетенции, без превышения полномочий. Пределы компетенции руководителя ограничиваются объемом его прав и обязанностей, закрепленных в соответствующих должностных инструкциях и иных нормативно-правовых актах, принятых в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.
 
  Весьма важным является то, чтобы приказ (распоряжение) был издан в надлежащий форме. Например, приказ о применении оружия или специальных средств должен быть издан, как правило, в письменной форме. Устная форма здесь допускается лишь в исключительных обстоятельствах - например, в условиях непосредственной опасности для жизни или здоровья сотрудников или иных лиц.
 
  Приказ не должен быть незаконным. Очевидно незаконный, а тем более преступный приказ исполнению не подлежит. Исполнение незаконного приказа или незаконного распоряжения (если незаконный характер приказа или распоряжения очевиден) влечет ответственность как исполнившего, так отдавшего такой приказ или такое распоряжение лица.
 
  Что касается исполнения приказа (распоряжения), то хотя оно и связано с таким причинением вреда правоохраняемым интересам, которое формально образует состав того или иного преступления, но по существу преступлением не является, так как признается добросовестным исполнением.
 
  Исполнение приказа признается добросовестным, если исполнитель действует в строгом соответствии с приказом, не выходит за рамки предоставленных ему полномочий и ограничивается минимально возможным при данных обстоятельствах вредом.
 
  Таким образом, если приказ (распоряжение) законный, обоснованный, персонифицированный, если исполнен он добросовестно, неформально, с соблюдением установленного законом или иными нормативно-правовыми актами порядка, то нет и повода для "раскручивания" маховика уголовно-правового реагирования, даже если в процессе исполнения приказа охраняемым интересам причинен тот или иной вред, формально подпадающий под признаки какого-либо преступления.
 
  Итак, рассмотрены все предусмотренные законом обстоятельства, исключающие преступность формально запрещенного уголовным законом деяния. В случае наличия таких обстоятельств лицо не освобождается от уголовной ответственности (так как нет оснований для привлечения его к ответственности), а не подлежит ответственности. Между тем, если условия правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска либо исполнения приказа или распоряжения не соблюдены в полной мере, то совершенное при этом запрещенное уголовным законом деяние может быть оценено как преступление, но сам по себе факт наличия таких условий рассматривается в соответствии с п."ж" ч.1 ст.61 Уголовного кодекса РФ в качестве смягчающего наказание обстоятельства.
 
  Завершая настоящую главу, еще раз подчеркнем, что хорошее знание сотрудником налоговой полиции всех обстоятельств, исключающих преступность деяния, есть одна из важных гарантий его успешной профессиональной работы.
 
 
 ГЛАВА V
 
 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 (НАЛОГОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ)
 § 1. ИСТОРИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
  История уголовно-процессуального статуса органов налоговой полиции ведется с 18 марта 1992 года: в этот день Указом Президента РФ N 262 было образовано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ. Следует заметить, что создание специальных подразделений расследований правонарушений в сфере налогообложения, в частности, сокрытия доходов (прибыли) от налогообложения на несколько месяцев опередило законодательную криминализацию этих деяний: в УК РСФСР статьи о налоговых преступлениях появились лишь 2 июля 1992 года.
 
  С первых дней своего существования служба налоговых расследований была наделена широким арсеналом полномочий. Предусмотрев уголовную ответственность за наиболее значимые налоговые правонарушения, законодатель одновременно уполномочил подразделения Главного управления налоговых расследований производить дознание и оперативно-розыскную деятельность по данной категории уголовных дел.
 
  Создание Главного управления налоговых расследований было весьма своевременным. За сравнительно недолгий срок деятельности принципиально новая структура совместно с Госналогслужбой сумела пресечь несколько десятков тысяч нарушений налогового законодательства, выявить более тысячи предприятий, не зарегистрированных в налоговых инспекциях, и, следовательно, полностью уклонявшихся от уплаты налогов. По фактам сокрытия доходов от налогообложения в крупных и особо крупных размерах было возбуждено более 600 уголовных дел.
 
  Однако необходимость усиления борьбы с преступностью потребовала учреждения в налоговой сфере самостоятельного правоохранительного органа. Таким органом в соответствии с Законом о налоговой полиции стал Департамент налоговой полиции РФ с системой региональных и местных аппаратов, переименованный впоследствии в Федеральную службу налоговой полиции РФ. Этим же законом на органы налоговой полиции возложена обязанность "осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях" (п.2 ст.10 Закона).
 
  Указанное производство сегодня может осуществляться в различных формах. Пункт 1 ст.10 Закона о налоговой полиции обязывает органы налоговой полиции проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению причиненного государству ущерба.
 
  Термин "налоговые преступления" впервые был применен законодателем в Законе о налоговой полиции. Однако в обиход российской правовой науки он вошел несколько раньше. Почти за год до появления Закона, глава шестая УК РСФСР (Хозяйственные преступления) была дополнена статьями, предусматривающими уголовную ответственность за наиболее опасные нарушения налогового законодательства. Эти преступления ученые и практики сразу же нарекли - "налоговыми преступлениями".
 
  Немногочисленные уголовно-правовые запреты, подпадающие под названную категорию, требовали применения различных форм досудебной подготовки: сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах (ч.1 ст.162 УК РСФСР) и противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов (ст.162 УК РСФСР) расследовались в форме дознания, заменяющего предварительное следствие (дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно - ст.120 УПК); при сокрытии доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах (ч.2, ст.162 УК РСФСР) производилось предварительное следствие, которому в ряде случаев могло предшествовать производство неотложных следственных действий (дознание, по делам, по которым предварительное следствие не обязательно - ст.119 УПК); досудебная подготовка материалов о фактах уклонения от подачи декларации о доходах после наложения административного взыскания (ст.162 УК РСФСР) могла осуществляться в протокольной форме (ст.414 УПК).
 
  Федеральным законом от 17 декабря 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон "О федеральных органах налоговой полиции" и УПК РСФСР" перечень налоговых преступлений был пополнен такими преступлениями, как: незаконное предпринимательство (ст.162 УК РСФСР); незаконное предпринимательство в сфере торговли (ст.162 УК РСФСР); незаконные сделки с валютными ценностями (ст.162 УК РСФСР); сокрытие средств в иностранной валюте (ст.162 УК РСФСР).
 
  Этим же законом была скорректирована уголовно-процессуальная компетенция органов налоговой полиции. Статья 126 УПК (в ред. Закона от 17 декабря 1995 года) устанавливала, что по делам о преступлениях, предусмотренных ст.162-162 УК РСФСР, предварительное следствие проводится следователями федеральных органов налоговой полиции. Таким образом, законодательно была закреплена единая форма расследования налоговых преступлений - предварительное следствие. Дознание по данной категории дел ограничивалось только производством неотложных следственных действий.
 
  Уклон, предпринятый законодателем, в сторону унификации досудебной подготовки по делам о налоговых преступлениях вряд ли можно было назвать бесспорно оправданным. Очевидность многих налоговых преступлений, наличие в ряде случаев административной преюдиции, как правило, известность лица, их совершившего, давали повод усомниться в целесообразности осуществления досудебного производства лишь в процедурах, присущих предварительному следствию.
 
  Устранение из арсенала способов реагирования на налоговые преступления наиболее экономичных форм досудебного производства, скорее всего, явилось следствием не столько объективных потребностей, сколько тем, что изменения готовились в атмосфере ажиотажа, образовавшегося вокруг идеи создания в органах налоговой полиции самостоятельного следственного аппарата.
 
  Влияние "особого предназначения" органов налоговой полиции сказалось и на других уголовно-процессуальных институтах. Так, появление в перечне источников доказательств (ч.2 ст.69 УПК) - "актов ревизий и документальных проверок", являющихся по сути не чем иным, как разновидностью "документов" (ст.88 УПК), есть, вероятно, следствие того, что Закон от 17 декабря 1995 года (одновременно обновлявший и Закон о налоговой полиции, и УПК) формировался в контексте упрочения уголовно-процессуального статуса налоговой полиции. А эта разновидность документов играет значительную роль в уголовно-процессуальном доказывании налоговых преступлений.
 
  Значительные уточнения уголовно-процессуального статуса органов налоговой полиции были обусловлены принятием Уголовного кодекса РФ. Закон, изменивший и дополнивший (в связи с этим событием) УПК, скорректировал как перечень налоговых преступлений, так и форму их предварительного расследования*.
 _______________
  * Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 года "О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР и ИТК РСФСР в связи с принятием УК РФ".
 
 
  Последние уточнения круга полномочий состоялись в апреле 2000 года. В законодательном порядке для налоговых преступлений вновь была установлена единая форма предварительного расследования - предварительное следствие*.
 _______________
  *Федеральный закон РФ от 10 апреля 2000 года "О внесении изменений в статью 126 УПК РСФСР" // СЗ РФ. - 2000. - N 16. - Ст.1641.
 
 
 
 § 2. СОВРЕМЕННЫЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  Анализ полномочий налоговой полиции, сформулированных в отраслевом и уголовно-процессуальном законодательстве, позволяет сделать вывод, что эти органы на сегодняшний день могут выступать в двух уголовно-процессуальных качествах - как орган дознания (п.6. ст.117 УПК) и как орган предварительного следствия (п.7 ст.34; ст.126 УПК).
 
  Уголовно-процессуальная компетенция органов налоговой полиции, по общему правилу, распространяется на налоговые преступления (ст.198, 199 УК РФ). По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.198 и 199 УК РФ, форма досудебной подготовки - предварительное следствие. Оно производится следователями органов налоговой полиции.
 
  В целях процессуальной экономии и во избежание споров о подследственности закон допускает производство предварительного следствия органами налоговой полиции и по другим преступлениям, перечень которых дан в части шестой статьи 126 УПК РСФСР. К ним относятся: незаконная банковская деятельность (ст.172 УК РФ); лжепредпринимательство (ст.173 УК РФ); различные должностные преступления и преступления против интересов службы в коммерческих организациях, а также ряд других преступных деяний, предусмотренных статьями: 171 частью второй, 171, 172-174, 176, 185, 193, 201, 202, 204, 210, 222 частями второй и третьей, 290-293 и 304, 327 УК РФ.
 
  Производство предварительного следствия по указанным преступлениям допускается при условии, если эти преступления выявлены органами налоговой полиции.
 
  Компетенция органов налоговой полиции, как следует из закона, не так велика. В основном, это преступления, посягающие тем или иным образом на сферу налогообложения, т.е. ту отрасль государственной деятельности, которую налоговая полиция призвана охранять.
 
  Уголовно-процессуальная деятельность названных органов представляет собой замкнутый в одной правоохранительной структуре цикл, заключающийся в реализации сотрудниками органа налоговой полиции прав и обязанностей по выявлению признаков преступлений, подпадающих под их компетенцию, и досудебному производству по ним, вплоть до направления дела в суд. Эту деятельность можно объединить термином налоговые расследования, подразумевающим деятельность органов налоговой полиции, начинающуюся с момента получения ею из источников, установленных законом, криминальной информации, обязывающей проявить уголовно-процессуальную активность (ориентировать весь комплекс полномочий на достижение цели уголовного процесса), и заканчивающуюся принятием законного решения по материалам или делу (отказ в возбуждении уголовного дела, направление дела прокурору с обвинительным заключением либо прекращение его при наличии к тому оснований).
 
 
 § 3. НАЛОГОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
 3.1. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
 
  Возникновение и осуществление уголовно-процессуальной деятельности закон допускает лишь при наличии определенных условий. Налоговая полиция (равно как и любой другой орган, уполномоченный вести уголовное судопроизводство) может приступить к реализации своих процессуальных полномочий только при поступлении к ней первичных сведений о признаках совершенного или подготавливаемого преступления, в определенной законом форме повода к возбуждению уголовного дела.
 
  Понятие повода включает в себя два аспекта. Во-первых, это - информационный источник, из которого компетентные органы получают сведения о наличии данных о признаках преступления. Во-вторых, сигнал об обязательности провести проверку наличия таких признаков. Повод не только составляет фактическую и юридическую основу деятельности в начальной стадии уголовного процесса, но и во многом предопределяет ее дальнейший характер и рамки.
 
  Информация о криминальных сторонах деятельности налогоплательщиков может поступать в органы налоговой полиции различными путями. Помимо получения юридически значимой информации посредством наблюдений и исследований, осуществляемых органами налоговой полиции непосредственно, сведения криминального характера могут попадать в орган налоговой полиции и по другим каналам.
 
  В качестве таковых можно выделить:
 
  а) канал, основанный на применении оперативно-розыскных средств и методов;
 
  б) сообщения должностных лиц и граждан, действующих официально или в силу прямых нормативных предписаний;
 
  в) от граждан, предоставляющих информацию налоговой полиции добровольно, без побуждения к тому правовыми нормами или должностными инструкциями.
 
  Однако уголовно-процессуальную реакцию органа налоговой полиции могут вызвать лишь сведения, содержащиеся в таких информационных источниках (поводах), как: 1) заявления и письма граждан; 2) сообщения общественных организаций; 3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц; 4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; 5) явка с повинной; 6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
 
  Потенциально информация о налоговых преступлениях может быть получена из любого названного выше источника. Однако, как показывает практика, в качестве основных поводов к возбуждению уголовных дел названной категории выступают сообщения налоговых органов (акты проверок) и непосредственное обнаружение признаков преступления органами налоговой полиции.
 
  Сообщения налоговых органов. Закон о налоговой полиции обязывает налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах в десятидневный срок направлять материалы в территориальные органы налоговой полиции для принятия по ним решения в соответствии с законодательством (ст.9 Закона).
 
  Налоговый кодекс РФ расширяет случаи информирования и предписывает налоговым органам сообщать о любых криминально подозрительных нарушениях налогового законодательства. Пункт 3 ст.32 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 9 июля 1999 года) устанавливает: "Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".
 
  Порядок передачи материалов о нарушениях налогового законодательства в федеральные органы налоговой полиции устанавливается ведомственными нормативными актами*. Материалы направляются за подписью начальника налогового органа или его заместителя.
 _______________
  * См. приказ ГНС и ФСНП России N АП-316/152/249 от 15 июля 1997 года
 
 
  При наличии в действиях налогоплательщика признаков преступления, предусмотренного ст.198 УК РФ, в налоговую полицию направляются: акт проверки налогоплательщика налоговым органом (если проводилась) по вопросам соблюдения налогового законодательства, возражения по акту (при их наличии) и принятое решение; документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был представить налоговому органу декларацию о доходах; документы и расчеты, на основании которых сделан вывод о включении налогоплательщиком в декларацию о доходах заведомо ложных сведений.
 
  При наличии в действиях налогоплательщика признаков преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, направляются: акт документальной проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения им налогового законодательства, возражения по акту (при их наличии) и принятое решение; подлинники или заверенные копии бухгалтерских документов, отчетов, деклараций, подтверждающих факт неуплаты налогов; объяснения должностных лиц налогоплательщика по фактам выявленных нарушений налогового законодательства (при отсутствии письменных возражений по акту проверки)*; копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемый период, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались).
 _______________
  * В случае отсутствия указанных лиц или их отказа от дачи объяснений, работниками налогового органа составляется акт (протокол), который прилагается к материалам.
 
 
  В акте документальной проверки отражаются: выявленные нарушения налогового законодательства по каждому виду налогов со ссылками на законы или нормативные правовые акты РФ; сведения о разъяснении налогоплательщику его права предоставить письменные возражения по акту и о результатах рассмотрения возражений.
 
  В решении по акту документальной проверки отражаются: суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или иных объектов налогообложения по каждому виду налогов; суммы доначисленных налогов и штрафных санкций, примененных к налогоплательщику, с указанием оснований их применения; сведения о разъяснении налогоплательщику его права обжаловать решение, принятое по акту документальной проверки, в установленном порядке.
 
  В случае необходимости, по письменному запросу органа налоговой полиции налоговый орган, направивший материал, в 5-дневный срок проводит разбивку доначисленных налогов по периодам платежей и сообщает ее органу налоговой полиции.
 
  Налоговые органы обеспечивают оформление материалов о нарушениях налогового законодательства, подлежащих передаче органам налоговой полиции, в строгом соответствии с установленным порядком. Органы налоговой полиции не допускают возвращения налоговым органам поступивших от них материалов по формальным основаниям. По мотивированному запросу органа налоговой полиции налоговый орган представляет имеющиеся дополнительные документы и материалы, необходимые для принятия уголовно-процессуального решения.
 
  В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности работы по рассмотрению материалов о нарушениях налогового законодательства налоговые органы могут организовывать предварительное ознакомление сотрудников органов налоговой полиции с такими материалами (до официальной передачи их налоговыми органами) для изучения и закрепления доказательной базы совершенного деяния, правовой оценки. Органы налоговой полиции закрепляют, при необходимости, оперативных работников и дознавателей за налоговыми органами.
 
  После правовой оценки поступивших из налогового органа материалов о нарушениях налогового законодательства орган налоговой полиции принимает по ним процессуальное решение в соответствии со ст.109 УПК.
 
  О принятом процессуальном решении орган налоговой полиции в 5-дневный срок уведомляет налоговый орган, направивший материал. При вынесении решения об отказе в возбуждении уголовного дела орган налоговой полиции, при наличии соответствующего запроса налогового органа, направляет ему копию постановления. Решение органа налоговой полиции об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору в установленном законом порядке.
 
  Непосредственное обнаружение признаков преступления (как повод к возбуждению уголовного дела) представляет собой факт выявления органом дознания в процессе осуществления служебных функций сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или приготовление уголовно наказуемого деяния.
 
  Непосредственное обнаружение признаков налогового преступления явится поводом к возбуждению уголовного дела в случаях:
 
  - когда сотрудник налоговой полиции в ходе исполнения своих должностных обязанностей станет очевидцем преступления либо обнаружит следы или последствия преступления непосредственно после его совершения;
 
  - когда сотрудник налоговой полиции получит сведения о преступлении при осуществлении своих функций, в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий или при производстве расследования (дознания или предварительного следствия) по делу о другом преступлении.
 
  Причем, названные сведения могут быть получены органами налоговой полиции не только как субъектом, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность. Непосредственное обнаружение может иметь место и в процессе выполнения органом налоговой полиции иных своих функций.
 
  Согласно ст.36 Налогового кодекса (в ред. Закона от 2 января 2000 года), органы налоговой полиции вправе "при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством РФ. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений:
 
  - в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела*;
 _______________
  * Следует заметить, что согласно ст.108 УПК основанием для возбуждения уголовного дела являются "достаточные данные, указывающие на признаки преступления", а не на признаки "состава преступления".
 
 
  - в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган;
 
  - при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела".
 
  Непосредственное обнаружение признаков преступления при помощи оперативно-розыскных средств. Оперативно-розыскной канал по праву можно отнести к самому информативному. Учитывая высокую латентность налоговых преступлений, в ряде случаев иными способами получить информацию о них не представляется возможным.
 
  Специальные формы реализации оперативно-розыскных полномочий называются в ст.11 Закона о налоговой полиции. Так, пункт 14 указанной статьи уполномочивает налоговую полицию при наличии достаточных оснований внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Пункт 19 предусматривает право привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства.
 
  Таким образом, налоговая полиция (ее оперативные подразделения), наделены широким кругом специальных полномочий, позволяющих ей для получения необходимой информации использовать, в отличие от суда, прокуратуры и других административных органов, как официальные (доступные для других), так и специальные каналы.
 
  Согласно межведомственной Инструкции*, результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
 _______________
  * Приказ ФСНП РФ N 175, ФСБ РФ N 226, МВД РФ N 336, ФСО РФ N 201, ФПС РФ N 286, ГТК РФ N 410, СВР РФ N 56 от 13.05.98 "Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - N 23.
 
 
  Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.
 
  Информация, полученная негласным путем, является весьма эффективной в выявлении тщательно маскируемых фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах. Однако этот канал имеет и такие существенные недостатки, как ограниченность количества источников-носителей информации и невозможность ее применения в качестве доказательств по уголовному делу без соответствующего преобразования и официального подтверждения через другие каналы.
 
  Опыт работы оперативных служб органов внутренних дел свидетельствует о том, что информацию, полученную негласно с использованием специальных средств и методов, чаще всего перепроверяют и преобразуют с помощью сведений, получаемых от должностных лиц и граждан, действующих официально или в силу прямого указания закона, либо от граждан, предоставляющих информацию добровольно, без принуждения к тому правовыми или должностными велениями. Однако участие населения в информировании налоговой полиции о преступлениях, подпадающих под ее компетенцию, носит эпизодический характер.
 
  Граждане, прикосновенные к налоговым преступлениям, по понятным соображениям, предпочитают не ставить органы расследования в известность о них.
 
  Таким образом, процедура легализации негласной информации, как правило, сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности субъекта, обоснованно заподозренного в сокрытии доходов (прибыли).
 
  При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы налоговой полиции обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п.3 ст.36 Налогового кодекса РФ в ред. ФЗ от 9 июля 1999 года)*.
 _______________
  * Порядок передачи материалов из налоговых органов в органы налоговой полиции также устанавливается ведомственными предписаниями, в частности Письмом Министерства налогов и сборов РФ от 5 октября 1999 года АС-6-16/ 784 и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 10 сентября 1999 года АА-3107 "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля" // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1999. - N 12.
 
 
  На основании указанных материалов налоговыми органами организуются выездные налоговые проверки, в том числе совместные проверки с участием сотрудников органов налоговой полиции, по результатам которых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение (решения указаны в ст.101 Налогового кодекса РФ).
 
  Не позднее десяти дней с даты поступления указанных материалов налоговый орган должен проинформировать орган налоговой полиции, направивший эти материалы, о принятом по ним решении о назначении проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) либо об отказе в ее проведении (с указанием оснований данного отказа).
 
  В трехдневный срок с момента вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения по результатам выездной налоговой проверки, назначенной на основании направленных федеральным органом налоговой полиции материалов, заверенная надлежащим образом копия указанного решения направляется соответствующему органу налоговой полиции.
 
  Органы налоговой полиции полномочны по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. Мотивированный запрос налогового органа об участии федерального органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке может быть направлен органу налоговой полиции как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.
 
  Практика показывает, что для реализации оперативно-розыскных данных наиболее предпочтительны совместные проверки, проводимые налоговой полицией и налоговыми органами. Статья 9 Закона обязывает налоговые инспекции и иные государственные органы выделять специалистов для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов. Принятие решения о выделении специалистов осуществляется по мотивированному запросу органов налоговой полиции в течение пяти дней с момента поступления запроса. Мотивировка может базироваться на оперативных сведениях, однако без указания источников их получения.
 
  От качества названной контрольной процедуры во многом зависит судьба дальнейшего производства по делу. Совместная реализация оперативных данных позволяет в дальнейшем избежать дублирования ряда контрольных процедур при проверке оснований к возбуждению уголовных дел, содержащихся в материалах, поступающих из органов налоговой службы.
 
  Информация о налоговых преступлениях может сообщаться гражданами в добровольном порядке. Добровольность предоставления информации о налоговом преступлении означает информирование, побуждаемое иными (нежели законодательными и ведомственными предписаниями) мотивами. Активизация мотивации возможна по средствам правовой агитации. Сущность правовой агитации в сфере деятельности аппаратов налоговой полиции заключается в призыве населения к конкретным правоугодным поступкам: сообщению о замышляемых, подготавливаемых или ставших известными налоговых преступлениях, к контролю за деятельностью лиц, склонных к сокрытию налогов.
 
  Правовая агитация осуществляется, как правило, через средства массовой информации. Рассматриваемая функция связана, с одной стороны, с разъяснением населению, что уплата налогов это не наказание, а благо для страны и граждан; с другой - с побуждением граждан к выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.
 
  Закон представляет налоговым органам право использовать экономические рычаги стимулирования активности населения, в частности, выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере 10 процентов от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступающих в соответствующий бюджет (п.20 ст.11 Закона).
 
  Если лицо, "поделившееся" информацией о сокрытии налогов, не сочтет нужным скрывать себя, то сведения процессуально оформляются как заявление о преступлении, с соблюдением всех правил этой процедуры. Устные сообщения заносятся в протокол устного заявления, который подписывают и заявитель, и лицо, принявшее заявление. Письменное заявление должно быть подписано тем, от кого оно исходит.
 
  Если же гражданин предпочитает остаться неизвестным, информация должна быть реализована в порядке, предусмотренном для данных, полученных оперативно-розыскным путем.
 
  Регистрация информации. Порядок приема информации о налоговых преступлениях регламентируется уголовно-процессуальным законодательством и детализируется ведомственными нормативными актами, в частности Инструкцией о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в федеральных органах налоговой полиции заявлений и сообщений о преступлениях*.
 _______________
  * Утверждена приказом Департамента налоговой полиции РФ от 16 мая 1994 года N 206.
 
 
  Под заявлением, сообщением о преступлениях, согласно этой инструкции, следует понимать устное или письменное обращение гражданина, сообщение учреждения, предприятия организации, должностного лица, общественного объединения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом или совершенном преступлении.
 
  Информация, поступившая по телефону, телеграфу, радио, телевидению, в виде анонимного письма о преступлении (в дальнейшем именуется "иная информация") может служить поводом к производству проверки, однако к числу заявлений и сообщений о преступлении в соответствии с законом отнесена быть не может.
 
  Все сотрудники федеральных органов налоговой полиции, находящиеся непосредственно в расположении органа налоговой полиции и за его пределами, обязаны принимать заявления и сообщения о налоговых преступлениях.
 
  В целях обеспечения полноты учета заявлений и сообщений о преступлениях, принятых непосредственно от заявителей в установленном законом порядке, вводится талон-уведомление. Указанные талоны-уведомления являются документами строгой отчетности и выдаются секретариатом дежурному по органу налоговой полиции, а также другим должностным лицам, имеющим право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях.
 
  Талон-уведомление состоит из двух частей, имеющих единый регистрационный номер. Отрывная часть талона-уведомления с указанием даты получения заявления и сведений о принявшем его должностном лице немедленно вручается заявителю. Корешок талона-уведомления, содержащий сведения о характере заявления, данных о заявителе, остается у должностного лица.
 
  Принятие решения о возбуждении уголовного дела. Требования уголовно-процессуального закона, регламентирующие производство, предшествующее предварительному расследованию, не сводятся лишь к установлению повода, а объективно предполагают порядок, при котором уголовное дело может быть возбуждено "только в случае, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления" (ч.2, ст.108 УПК).
 
  Из части второй ст.108 УПК можно делать вывод, что сведений, содержащихся в поводе, может оказаться недостаточно для принятия решения о возбуждении уголовного дела и, следовательно, возникает необходимость в их дополнении. С другой стороны, природа и характер этих сведений могут неминуемо потребовать их проверки, что, в свою очередь, предполагает определенную деятельность налоговой полиции.
 
  Поступившая в орган налоговой полиции информация о налоговых преступлениях должна быть проверена процессуальными средствами. Все органы дознания уравнены в процессуальных правах, предоставленных им для решения вопроса о необходимости возбуждения уголовного дела либо отказе в этом. В УПК не найти специальных полномочий, персонально адресованных конкретному (указанному в ст.117 УПК) органу дознания. Не предусмотрено процессуальных "привилегий" и для органов налоговой полиции.
 
  Таким образом, для проверки поводов и оснований к возбуждению уголовного дела органы налоговой полиции могут истребовать необходимые материалы и отбирать объяснения от лиц, предположительно располагающих нужными сведениями (ст.109 УПК). Между тем, названные формы проверочной деятельности законодателем процедурно не расшифрованы.
 
  В связи с этим органы налоговой полиции вынуждены разрешать указанную проблему на основе предписаний и норм, регулирующих иные (кроме уголовно-процессуальных) направления их деятельности, в частности Закона о налоговой полиции и Налогового кодекса РФ.
 
  Анализируя положения указанных законов, связанные с регламентацией деятельности по проверке сведений о налоговых преступлениях, можно отметить, что в соответствии со ст.36 Налогового кодекса (в ред. Закона от 2 января 2000 года) и ст.11 Закона о налоговой полиции органам налоговой полиции, в частности, предоставлено право:
 
  - осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок;
 
  - приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
 
  - беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли) и обследовать их;
 
  - проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
 
  - вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции органов налоговой полиции;
 
  - получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей.
 
  При этом, из закона вытекает, что эти права органам налоговой полиции предоставлены не при производстве расследования, а при выполнении возложенных на нее задач, среди которых называются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Однако системное толкование обновленного налогового законодательства позволяет сделать вывод, что проверочные функции органы налоговой полиции вправе реализовать, лишь в случае, если они направлены на проверку признаков налогового преступления.
 
  Следовательно, указанные выше положения ст.11 Закона должны быть отнесены к регламентации предварительной проверки, осуществляемой сотрудниками налоговой полиции по поступившему поводу, с целью установления наличия или отсутствия условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения дела.
 
  По делам о налоговых преступлениях необходимость проверочных действий возникает, как правило, при поступлении материалов из налоговых инспекций. При этом необходимо установить: все ли необходимые материалы представлены налоговой инспекцией (если нет - сделать соответствующий запрос); правильно ли эти материалы оформлены; содержатся ли в этих материалах данные, достаточные для возбуждения уголовного дела. Кроме того, в процессе проверочных действий необходимо установить степень доказанности факта искажения данных о доходах или расходах, которые были бы достаточны для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, а также обоснованность суммы сокрытых объектов налогообложения.
 
  Существует ряд случаев, когда законом предусмотрен особый порядок получения информации, содержащей различные тайны, в частности банковскую и коммерческую.
 
  Должностные лица налоговой полиции обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций и использовать полученную информацию исключительно в служебных целях.
 
  Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.
 
  Помимо установления обстоятельств, указывающих на признаки преступления, в ходе предварительной проверки следует установить, имеются ли обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела.
 
  Срок, отведенный для производства проверочных действий, не бесконечен и, по общему правилу, не может превышать трех, а в исключительных случаях - десяти суток. Законом не определено, кем устанавливается эта исключительность. Неоднозначность ситуации определяется, как правило, начальником органа налоговой полиции исходя из первичной информации, содержащейся в поводе. Десятидневный срок является максимальным и продлению не подлежит.
 
  До истечения указанных сроков необходимо принять одно из трех, предусмотренных УПК, решений:
 

<< Пред.           стр. 10 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу