<< Пред.           стр. 21 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  - заключение проверяющих по доводам налогоплательщика;
 
  - постановление о производстве изъятия документов и протокол изъятия;
 
  - справки и другие данные, подтверждающие выводы документальной проверки, банковские и платежные документы о доначислении средств.
 
  Выявленные нарушения налогового законодательства, изложенные в акте, должны быть:
 
  - отражены по каждому виду налогов отдельно со ссылками на конкретный нормативный акт;
 
  - указаны данные о налогоплательщике;
 
  - сведения о разъяснении налогоплательщику его права предоставить письменные возражения по акту и о результатах рассмотрения возражений.
 
  В решении по акту выездной проверки отражаются:
 
  - суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения по каждому виду налогов;
 
  - суммы доначисленных налогов и штрафных санкций, примененных к налогоплательщику, с указанием оснований их применения;
 
  - сведения о разъяснении налогоплательщику его права обжаловать решение, принятое по акту документальной проверки в установленном порядке.
 
  В случае необходимости по письменному запросу органа налоговой полиции налоговый орган, направивший материал, в 5-дневный срок проводит разбивку доначисленных налогов по периодам платежей и сообщает ее органу налоговой полиции. Кроме того, по мотивированному запросу налоговой полиции налоговый орган представляет имеющиеся дополнительные документы и материалы, необходимые для принятия решения в соответствии с законодательством.
 
  В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности работы по рассмотрению материалов о нарушении налогового законодательства налоговые органы организуют предварительное ознакомление сотрудников органов налоговой полиции с такими материалами (до официальной передачи их налоговыми органами) для изучения и закрепления доказательной базы совершенного деяния, правовой оценки. При необходимости органы налоговой полиции выделяют оперативных работников и дознавателей налоговым органам. В случае выявления фактов уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах до составления окончательного акта проверки в органы налоговой полиции следует направить соответствующую письменную информацию для своевременной организации необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
 
  При наличии в действиях налогоплательщиков признаков преступления, предусмотренного ст.198 УК РФ (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды), налоговые инспекции направляют в соответствующий орган налоговой полиции:
 
  - письмо руководителя налогового органа или его заместителя с изложением основания для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности;
 
  - акт проверки налогоплательщика налоговым органом (если проводилась) по вопросам соблюдения налогового законодательства, возражение по акту (при их наличии) и принятое решение;
 
  - объяснение физического лица, уклоняющегося от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды;
 
  - протокол и постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение налогового законодательства (или указанное лицо привлекалось к административной ответственности);
 
  - справки и иные документы, содержащие сведения о порядке и сроках, в которые налогоплательщик должен был представить налоговому органу декларацию о доходах;
 
  - документы и расчеты, на основании которых сделан вывод о включении налогоплательщиком в декларацию о доходах заведомо ложных сведений.
 
  После правовой оценки по поступившим материалам орган налоговой полиции в течение трех, а в исключительных случаях десяти суток в соответствии со ст.109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР принимает одно из следующих решений:
 
  - о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству;
 
  - об отказе в возбуждении уголовного дела;
 
  - о направлении материалов по подследственности.
 
  О принятом решении письменно уведомляется налоговая инспекция, направившая материалы. При вынесении решения об отказе в возбуждении уголовного дела орган налоговой полиции, при наличии соответствующего запроса налогового органа, направляет ему копию постановления. При несогласии последней с таким решением она может его обжаловать в вышестоящий орган налоговой полиции или прокурору в установленном законом порядке.
 
  В случае прекращения уголовного дела, а также при изменении квалификации или передаче уголовного дела по подследственности в другие правоохранительные органы, орган налоговой полиции в 5-дневный срок уведомляет соответствующий налоговый орган.
 
  По требованию прокурора, следователя или органа дознания должностные лица налоговых органов и органов налоговой полиции в соответствии с законом обязаны принять все меры по предоставлению дополнительных документов и материалов, выделять специалистов для решения возникших вопросов и направлять их при необходимости для участия в дополнительной проверке.
 
  В ходе производства расследования налоговых преступлений работники налоговой службы должны оказывать помощь лицу, производящему дознание или следствие, во всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.
 
  Они могут давать квалифицированные консультации по вопросам:
 
  - причастности тех или иных лиц к составлению конкретных бухгалтерских документов;
 
  - механизма сокрытия и степени относимости того или иного материала к расследованию налогового преступления;
 
  - величины сокрытой части налогооблагаемой прибыли и суммы налога, который не был уплачен.
 
  Участвуя в качестве специалистов в производстве такого следственного действия, как осмотр документов, работники налоговой инспекции обращают внимание лица, производящего дознание и следователя, на такие обстоятельства:
 
  - расхождение записей в первичных, учетных и отчетных документах;
 
  - несоответствие реальной хозяйственной операции ее документальному отражению;
 
  - наличие материальных подлогов в документах;
 
  - нарушение правил документирования, ведения учета и отчетности;
 
  - нарушение правил списания товарно-материальных ценностей;
 
  - наличие в конкретном документе сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению, и др.
 
  При производстве обыска и выемки представитель налоговой инспекции как специалист может помочь органу дознания обнаружить необходимые документы, правильно их описать в соответствующем протоколе.
 
  В ходе расследования работники налоговой службы могут привлекаться в качестве экспертов при производстве соответствующих, в частности, судебно-бухгалтерских экспертиз, а также свидетелей по делу.
 
  В ходе взаимодействия органы налоговой полиции и налоговые инспекции обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес, в том числе по формам и методам уклонения налогоплательщиков от налогообложения, фактам коррупции и другим правонарушениям, а также аналитической информацией по результатам проверок и методическими рекомендациями по общим проблемам деятельности. Налоговая полиция сообщает о вскрытых оперативно-розыскным путем фактах уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов и других обязательных платежей. Эти материалы должны содержать конкретные данные о физических лицах, реквизиты юридических лиц, сведения о способах нарушения ими налогового законодательства, предположительном объеме укрываемых доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, круге причастных лиц. Кроме того, они информируют соответствующие налоговые инспекции о предоставленных отсрочках и рассрочках уплаты штрафов конкретным нарушителем налогового законодательства.
 
  Большие возможности заложены во взаимодействии информационных компьютерных систем налоговой полиции и налоговых органов. Вышеназванные ведомства принимают участие в разработке поисковых программ выявления признаков уклонения от уплаты налогов. Стороны оказывают содействие друг другу в создании собственных информационных систем в реализации проекта объединений компьютерной системы органов налоговой полиции и налоговых органов. К настоящему времени проведен ряд экспериментов и теоретических проработок, позволяющих, в частности, подтвердить возможность автоматизированного выявления признаков уклонения от уплаты налогов (имеются в виду условия России - на Западе подобные системы используются давно). С другой стороны, накопление информации в компьютерных системах налоговых служб расширяет возможности ее конспиративного получения и специфической обработки, к примеру, службами собственной безопасности. Вместе с тем, компьютеризация налоговых инспекций ставит перед подразделениями налоговой полиции ряд новых проблем, связанных с необходимостью обеспечения безопасности этих компьютерных систем. Как известно, внедрение компьютерных технологий сопровождается появлением дополнительных каналов утечки информации, а также ряда способов умышленного или неумышленного ее искажения.
 
  Наибольший практический эффект от взаимодействия информационных систем до настоящего времени достигается, как правило, за счет централизованной обработки по специальным алгоритмам в компьютерных системах налоговой полиции информации налоговых органов. Так, Управлением федеральной службы налоговой полиции РФ по Нижегородской области во взаимодействии с налоговыми органами была собрана информация по юридическим лицам, имеющим расчетные и иные счета в банках Нижегородской области. Компьютерная обработка показала, что из 10 тысяч юридических лиц более 800 имеют по несколько счетов в различных банках. Некоторые из них не зарегистрированы в налоговых органах и зачастую служат для уклонения от уплаты налогов. Первые шаги по пути разработки единого стандарта представление информации сделаны информационно-аналитическим Управлением ФСНП РФ. Комплексный анализ налоговых правонарушений в масштабах России позволил создать единый классификатор способов, форм и методов их совершения, который вооружает сотрудников налоговых органов единым методологическим подходом в выявлении фактов налоговых преступлений.
 
  Стороны совместно информируют соответствующие органы власти и управления:
 
  - о выявленных фактах уклонения от уплаты налогов или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды в крупных и особо крупных размерах;
 
  - о влиянии преступлений в сфере налогообложения на криминогенную обстановку в городе и области;
 
  - о фактах с признаками должностных преступлений;
 
  - о других актуальных вопросах, входящих в их компетенцию.
 
  Одним из направлений взаимодействия органов налоговой полиции и налоговых органов является совместное внесение предложений в инстанции. Взаимодействуя между собой, стороны получают различную по характеру и содержанию информацию. После ее изучения, анализа и оценки, с учетом важности и значимости, относимости и достоверности принимается решение о направлении в инстанции. Совместное внесение предложений в инстанции позволяет оперативно доводить в порядке подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации объективную информацию для реагирования и принятия конкретных мер.
 
  Так, направление информации в инстанции налоговой полиции и налоговой инспекции по практике применения налогового законодательства позволяет своевременно подготавливать законодательным органам предложения по корректировке действующих нормативных документов, направленных на совершенствование налоговых отношений, порядка исчисления и взимания налогов. В результате этого оперативно отслеживается динамика социально-экономической ситуации, текущих и стратегических задач переходного периода к рыночным отношениям.
 
  Необходимо также отметить, что, в отличие от других форм, совместное внесение предложений в инстанции регламентировано нормативными актами и носит обязательный, предписывающий характер.
 
  Так, п.8 ст.10 Закона о налоговой полиции предписывает "осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения".
 
  В свою очередь, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обязано ежеквартально информировать Президента РФ и Правительство РФ. Налоговые органы на местах информируют соответствующие органы государственной власти и управление республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах о соблюдении налогового законодательства на их территории и о налогах и платежах, поступающих в соответствующие бюджеты.
 
  Налоговая полиция оказывает содействие налоговым органам во взыскании в бюджет сумм налогов и штрафных санкций, доначисленных в результате проведения проверок. Она выявляет незаконные перечисления проверяемыми юридическими и физическими лицами денежных средств на другие счета, ведет розыск незарегистрированных счетов.
 
  По письменным просьбам налоговых органов налоговая полиция проводит поисковые мероприятия в отношении физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, осуществляет меры по защите информационных систем и компьютерной безопасности, обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную, коммерческую и служебную тайны. В этой связи налоговые органы систематически информируют соответствующие подразделения налоговой полиции о приобретении и внедрении новых технических устройств (систем связи, ПЭВМ, пультов директорской связи) для обеспечения контроля и предупреждения от технического проникновения в их деятельность.
 
  В соответствии с законом налоговая полиция обеспечивает охрану объектов налоговых служб, личную безопасность сотрудников и членов семей при наличии информации об угрозе их жизни и здоровью, защиту при исполнении служебных обязанностей. В ходе этой работы осуществляется обмен информацией о страховых случаях, происшедших с работниками налоговых органов (их имуществом, родственниками), о случаях угроз их жизни и здоровью; оказывается помощь в обеспечении надлежащего пропускного режима.
 
  При необходимости прибегнуть к помощи службы физической защиты руководитель налоговой инспекции обращается с письмом (заявкой) к руководителю органа налоговой полиции. В нем указываются цель и содержание предстоящей работы, ее возможный объем, количество задействованных лиц, причины и основания обращения за помощью, а также другие сведения. Рабочие вопросы организации и тактики осуществления физической защиты могут обсуждаться на совместных совещаниях исполнителей. Как правило, обязательным сопровождением сотрудники службы физической защиты обеспечивают плановые проверки предприятий и организаций, а также мест массовой торговли.
 
  Налоговая полиция содействует налоговым инспекциям в изучении кандидатов на работу и пресечении попыток проникновения в их ряды коррумпированных и преступных элементов. В необходимых случаях они проводят совместные служебные проверки (расследования) чрезвычайных происшествий, конфликтных и экстремальных ситуаций в сфере налогообложения.
 
  Налоговые органы в порядке взаимодействия:
 
  - представляют органу налоговой полиции по письму его руководителя копии имеющихся у них учредительных и иных документов налогоплательщиков;
 
  - обеспечивают сотрудникам подразделений безопасности и физической защиты налоговой полиции служебные кабинеты, право пользования информационными системами, банками данных, архивно-учетными и иными документальными материалами, создают другие необходимые условия для выполнения ими служебных обязанностей;
 
  - оказывают на плановой основе содействие в подготовке и переподготовке специалистов, обеспечении подразделений налоговой полиции нормативными актами и инструктивными материалами по налогообложению, а также необходимой учебно-методической литературой;
 
  - исполняют в пределах своей компетенции мотивированные запросы органов налоговой полиции при отсутствии в местах расположения налоговых инспекций подразделений налоговой полиции России;
 
  - предъявляют по предложению органов налоговой полиции иски в арбитражный суд о признании недействительными сделок, направленных на уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.
 
 
 § 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
  Взаимодействие налоговой полиции с другими правоохранительными органами осуществляется в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным 18 апреля 1996 года, путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению, предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
 
  Координирует указанную деятельность Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
 
  Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за точным и неуклонным исполнением действующих на ее территории законов с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В их задачу входит выявление, пресечение, устранение и предупреждение нарушений законов от кого бы они не исходили. На этой основе строятся взаимные отношения органов прокуратуры с налоговой службой. Сущность и порядок такового взаимодействия определяется общими положениями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Уголовно-процессуальным кодексом России, приказом Генерального прокурора России от 9 августа 1996 года N 48 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и другими нормативными актами.
 
  В соответствии с данными нормативными актами оно осуществляется в рамках следующих направлений деятельности прокуратуры:
 
  1. Надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых Федеральной службой налоговой полиции. С этой целью Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры России периодически требует и проверяет такие акты. Если в ходе проверки выяснится, что нормативный акт противоречит Конституции или другим законам Российской Федерации, ущемляет права и законные интересы граждан, директору ФСНП, либо подчиненным ему руководителям, издавшим нормативный акт, приносится протест. В нем формулируется и обосновывается требование отменить противоречащий закону правовой акт. Протест подлежит рассмотрению в течение 10-дневного срока с обязательным извещением прокурора о результатах такого рассмотрения.
 
  2. Надзор за исполнением законов при осуществлении сотрудниками налоговой полиции своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения. Особое внимание органы прокуратуры при этом уделяют надзору за соблюдением порядка и правил применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, административно-правовых мер.
 
  В рамках данного направления надзорной деятельности прокурор вправе:
 
  - по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов налоговой полиции, иметь доступ к их документам и материалам;
 
  - требовать от должностных лиц ФСНП представления необходимых документов, статистических и иных сведений;
 
  - вызывать должностных лиц для дачи объяснений по поводу нарушения закона.
 
  3. Надзор за дознанием и предварительным следствием, которое проводится органами налоговой полиции.
 
  В ходе его осуществления прокурор в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством вправе:
 
  - требовать уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных налоговых преступлениях;
 
  - отменять незаконные и необоснованные постановления следователя или лица, производившего дознание, давать им письменные указания;
 
  - давать санкцию на применение меры пресечения в виде заключения под стражу, а также обыска;
 
  - продлевать в установленном порядке сроки дознания и предварительного следствия;
 
  - утверждать обвинительное заключение, либо возвращать уголовное дело со своими письменными указаниями о продолжении предварительного расследования;
 
  4. Надзор за исполнением закона при осуществлении органами налоговой полиции оперативно-розыскной деятельности. Прокурор в соответствии с законом имеет право:
 
  - требовать представления ему оперативно-служебных документов, на основании которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;
 
  - давать указания о производстве необходимых оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в его производстве, либо в производстве у следователя;
 
  - требовать прекращения оперативно-розыскных мероприятий, если они осуществляются с нарушением закона.
 
  5. Осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Органы прокуратуры и, прежде всего, их следственные подразделения принимают, рассматривают и разрешают заявления или сообщения о совершенных или подготавливаемых работниками налоговой полиции при осуществлении своих полномочий преступлений, а также расследуют такие преступления. При этом используется весь комплекс следственных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом (допросы, обыски, выемки, осмотры и т.д.).
 
  Взаимодействие налоговой полиции с органами внутренних дел осуществляется в соответствии с совместным приказом МВД РФ и ФСНП РФ от 5 августа 1994 года N 379 - 182 "Об организации взаимодействия между органами внутренних дел и органами налоговой полиции"; с Федеральной службой безопасности - на основе специального соглашения, заключенного между ними. В этих документах предусмотрены следующие основные направления взаимодействия:
 
  1. Создание координационных рабочих групп из представителей заинтересованных подразделений МВД РФ и ФСНП РФ.
 
  В их задачу входят: определение наиболее перспективных направлений совместной работы; планирование отдельных крупных мероприятий, в том числе рейдов, проверок; организация обучения личного состава подразделений БЭП и налоговой полиции приемам и методам выявления и документирования преступлений в сфере налогового законодательства; проведение совместных совещаний и семинаров; обобщение опыта работы взаимодействующих подразделений и разработка рекомендаций по ее совершенствованию; подготовка и рассылка в соответствующие подразделения аналитических обзоров, справок.
 
  При обсуждении на рабочей группе конкретных оперативно-розыскных и поисковых мероприятий по конкретному объекту или направлению составляется план, в котором определяются задачи, силы и средства, роль и место каждого участника, отражаются другие вопросы, имеющие существенное значение для реализации плана.
 
  2. Проведение регулярных рабочих встреч оперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономических преступлений в отраслях и на объектах народного хозяйства, для координации усилий по предупреждению, пресечению противоправной деятельности и раскрытию преступлений. При проведении таких встреч разрабатываются согласованные меры по выявлению незарегистрированных предприятий, организаций, объединений и других юридических лиц, владельцев палаток, ларьков и уличных торговцев, уклоняющихся от уплаты налогов. Здесь же целесообразно определить перечень криминогенных объектов, где необходимо создавать оперативные позиции для выявления фактов укрытия доходов (прибыли) от налогообложения в крупных и особо крупных размерах.
 
  В ходе таких встреч устанавливаются личные контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств, осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенцию каждого из них; анализируется криминогенная обстановка на обслуживаемой территории, конкретном объекте; уточняются права, обязанности и оперативные возможности сторон, обсуждаются и другие вопросы в пределах компетенции.
 
  3. Обмен информацией, представляющей интерес для взаимодействующих сторон, организуется на плановой основе либо по мере необходимости. В зависимости от характера и содержания информации он осуществляется в письменной или устной форме, по запросу компетентного органа или по инициативе одной из сторон, на уровне руководства органа или непосредственно между сотрудниками.
 
  Взаимная информация может содержать сведения: об открытии субъектами налогообложения расчетных или иных счетов с нарушением установленного порядка; о создании и функционировании конкретных хозяйственных и других субъектов без государственной регистрации; о финансовых злоупотреблениях на конкретных объектах; о ненадлежащем состоянии учетно-отчетной документации и нарушениях в движении товарно-материальных ценностей на предприятиях, в организациях; об отсутствии кассовых аппаратов на предприятиях торговли; нарушениях правил ценообразования; о лицах, представляющих оперативный интерес для взаимодействующих сторон, и т.д.
 
  Взаимодействие информационных систем ФСНП РФ, с одной стороны, МВД и ФСБ - с другой, имеет целью обмен оперативной информацией о фактах уклонения от налогов юридических и физических лиц, в том числе путем бартерных и иных сделок по приобретению и сбыту сырья, материалов и готовой продукции. Между органами налоговой полиции и органами МВД и ФСБ должен быть налажен обмен результатами научно-исследовательских работ, аналитических исследований, специальной литературой и иными материалами по проблемам борьбы с экономической преступностью. Важен также обмен информацией о новых способах совершения преступлений, нетрадиционных формах и методах работы отечественных и зарубежных правоохранительных органов, сведениями о лицах, представляющих оперативный интерес.
 
  Федеральная служба налоговой полиции и ее подразделения информируют органы внутренних дел и ФСБ о состоянии криминогенной обстановки по линии своей деятельности. Управления Федеральной службы налоговой полиции представляют по запросам руководителей ОВД и ФСБ информацию о финансовом положении и источниках доходов объектов их оперативной проверки, за исключением данных, составляющих коммерческую тайну; передают, соответственно, органам МВД и ФСБ необходимые материалы по фактам совершения преступлений, расследование которых законом отнесено к их ведению; извещают о ставших известными налоговой полиции противоправных и иных компрометирующих их действиях сотрудников милиции и контрразведки.
 
  Органы внутренних дел и безопасности тоже информируют налоговую полицию о ставших известными им фактах нарушений налогового законодательства конкретными юридическими и физическими лицами, о преступных намерениях отдельных лиц в отношении объектов и сотрудников налоговых органов и налоговой полиции и т.п.
 
  4. Проведение налоговой полицией и аппаратами БЭП органов внутренних дел совместных оперативных проверок и рейдов имеет целью выявление незаконных операций, осуществляемых в кредитно-финансовых и иных учреждениях, предприятиях и организациях. Поводом для их проведения могут быть сведения о неоприходовании денежных средств и товарно-материальных ценностей, наличии у налогоплательщика нескольких расчетных счетов, вывозе товаров за рубеж без соответствующей лицензии, о фактах незаконного перемещения денежных средств и коррупции со стороны отдельных должностных лиц и т.д.
 
  Как показывает практика, совместные проверки и рейды органов внутренних дел и налоговой полиции дают ощутимые результаты, если они заранее тщательно подготовлены: четко определены цели и задачи; разработаны соответствующие методические рекомендации; распределены роли взаимодействующих сторон; проинструктированы участники проверки, рейда; соблюдены меры, обеспечивающие сохранение тайны относительно самой операции, времени и места ее проведения.
 
  5. Необходимость взаимной помощи в осуществлении оперативно-розыскных мер и следственных действий, органов налоговой полиции, внутренних дел и ФСБ возникает в ходе изучения лиц, представляющих оперативный интерес, поисковой работы по выявлению экономических преступлений, документирования преступных действий разрабатываемых, реализации дел оперативного учета, перепроверки оперативной информации, оперативного сопровождения возбужденного уголовного дела, осуществления конкретной оперативной комбинации и в некоторых других случаях.
 
  Органы налоговой полиции оказывают содействие в проведении финансово-бухгалтерских исследований по материалам, полученным органами внутренних дел в процессе оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, в порядке выполнения в соответствии с ч.4 ст.127 УПК РСФСР поручения следователя о производстве розыскных и следственных действий.
 
  Органы внутренних дел и безопасности проводят криминалистические исследования и экспертизы по материалам и уголовным делам об экономических преступлениях.
 
  6. Осуществление совместных мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению налоговых преступлений. Установление таких обстоятельств возможно в ходе расследования конкретных уголовных дел; проведения совместных или раздельных рейдов и проверок; из обобщения и анализа практики борьбы с преступлениями и правонарушениями в области налогового законодательства; из информации взаимодействующих органов.
 
  В качестве мер, направленных на устранение таких обстоятельств, могут использоваться совместная информация органов налоговой полиции и внутренних дел в адрес того должностного лица, которое должно принять необходимые меры, а также разработка и направление в соответствующие инстанции предложений по совершенствованию законодательных и других нормативных актов, системы контроля за своевременной и полной уплатой установленных платежей в бюджет.
 
  7. Содействие органов внутренних дел и ФСБ, налоговой полиции может выражаться в подборе и изучении кандидатов для службы в подразделениях налоговой полиции на основе имеющихся у них оперативных учетов; осуществлении на базе своих учебных заведений подготовки и переподготовки кадров для налоговой полиции на основе специальных соглашений. ФСБ оказывает методическую и консультационную помощь в разработке мероприятий по защите объектов Федеральной службы налоговой полиции, изготовлению и установке средств специальной техники, вводу их в эксплуатацию и ремонту. В необходимых случаях аппараты ФСБ предоставляют во временное пользование специальные технические средства. Реальную помощь они могут оказать при создании и использовании криминалистических учетов, решении вопросов социально-бытового и материально-технического обеспечения и обслуживания органов налоговой полиции и т.д.
 
  В ряде республик, входящих в РФ, областях, краях при руководителях исполнительной власти созданы координационные советы правоохранительных органов, своего рода штабы по организации взаимодействия на соответствующей территории, где обсуждаются основные направления взаимодействия правоохранительных органов, анализируется эффективность их деятельности, утверждаются региональные комплексные программы борьбы с преступностью, в том числе в сфере налогообложения.
 
  Взаимодействие между федеральными органами налоговой полиции Российской Федерации и таможенными органами Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом ГТК РФ N 465 и ДНП РФ N 402 от 13 сентября 1994 года.
 
  Организация взаимодействия осуществляется по следующим основным направлениям:
 
  1. Проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий или оказание содействия в их проведении в отношении юридических и физических лиц, если имеется информация о причастности указанных лиц к нарушениям налогового и таможенного законодательства.
 
  2. Обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес. В этих целях они организовывают взаимодействие информационных систем и безвозмездно представляют друг другу по соответствующим запросам информацию, содержащуюся в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения таможенного и налогового законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению таможенных и налоговых преступлений и правонарушений. Кроме того, таможенные органы информируют органы налоговой полиции об участниках внешнеэкономических связей (юридические и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы); представляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу (грузовые таможенные декларации, транспортные документы, сведения о декларантах). В свою очередь, федеральные органы налоговой полиции России сообщают таможенным органам Российской Федерации информацию об юридических лицах, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (юридические и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы, сведения об учредителях), а также оказывают содействие в получении необходимой информации от территориальных налоговых органов.
 
  3. Проведение совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы.
 
  4. Осуществление при наличии предусмотренных законом оснований проверки по учетам юридических и физических лиц.
 
  5. Оказание помощи при проведении дознания по уголовным делам, отнесенным законодательством к совместной компетенции.
 
  6. Обмен специалистами по основным направлениям оперативно-служебной деятельности для оказания консультаций и методической помощи, в том числе в области финансово-хозяйственной деятельности.
 
  7. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров на базе учебных заведений взаимодействующих сторон; обмен результатами научно-исследовательских работ, учебными и методическими пособиями.
 
  8. Подготовка совместных предложений по совершенствованию налогового и таможенного законодательства; разработка совместных нормативных актов, регламентирующих оперативно-служебную деятельность сторон.
 
  9. Обеспечение безопасности сторон в процессе осуществления повседневной оперативно-служебной деятельности; осуществление координации деятельности подразделений собственной безопасности; проведение служебных расследований по фактам утечки оперативной информации, имеющей отношение к совместной деятельности.
 
  При осуществлении взаимодействия и обмена информации необходимо исключить расшифровку материалов совместных мероприятий, объектов заинтересованности и другой информации, касающейся выявления, предупреждения, пресечения преступлений и правонарушений в сфере налогового и таможенного законодательства, и передавать ее третьей стороне только с письменного согласия органа, предоставившего данную информацию.
 
  Анализ деятельности по взаимодействию таможенных органов и органов налоговой полиции показал, что налоговая полиция от таможенных органов получает следующую информацию:
 
  - о фактах занижения или сокрытия юридическими и физическими лицами таможенной стоимости товаров, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами;
 
  - о юридических и физических лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с нарушением таможенных правил и правил регистрации в Министерстве РФ по налогам и сборам;
 
  - о подозрительных фактах направления материальных и других ценностей в адрес конкретных юридических и физических лиц, а также о случаях нарушения законодательства при переадресовании материальных и других ценностей;
 
  - о ввозе (вывозе) ценных бумаг, крупных наличных сумм (в том числе и в валюте), а также о сокрытии финансовых документов, характеризующих деятельность юридических и физических лиц;
 
  - о неоднократном ввозе физическими лицами автомобилей и других предметов повышенного спроса.
 
  С использованием документооборота таможенных органов имеются возможности выявлять налогоплательщиков, в целях укрытия от уплаты НДС оформивших свою продукцию как экспортные товары за пределы государств - членов экономического сообщества, а фактически реализовавших их внутри страны.
 
  В своей деятельности органы налоговой полиции взаимодействуют также со Службой внешней разведки РФ.
 
  В соответствии с действующим соглашением Служба внешней разведки России в рамках своей компетенции:
 
  - оказывает подразделениям налоговой полиции консультативную, методическую, оперативную, информационную и другую помощь в деле выявления и пресечения нарушений налогового законодательства юридическими и физическими лицами, действующими за пределами Российской Федерации, а также их иностранными партнерами по внешнеэкономическим связям и совместному предпринимательству;
 
  - осуществляет по запросам ФСНП своими средствами оперативную проверку иностранных юридических и физических лиц, являющихся действующими или потенциальными партнерами российских хозяйственников, предпринимателей, в отношении которых имеются данные о нарушении ими налогового законодательства;
 
  - оказывает содействие ФСНП в подготовке экспертных оценок и заключений по вопросам экономической безопасности страны, в том числе на основе поступающих из зарубежных источников данных о нарушениях налогового законодательства на территории России; осуществляет информационную поддержку путем передачи имеющихся сведений об организации, функционировании и проблемах налоговых органов зарубежных стран;
 
  - принимает меры (через возможности своих загранаппаратов) по обеспечению безопасности сотрудников подразделений налоговой полиции, выезжающих в служебные командировки за границу, и оказанию им содействия в решении стоящих перед ними задач.
 
 
 § 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
  В соответствии с законом органы налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти, контролирующими органами, общественными объединениями, которые обязаны оказывать содействие органам налоговой полиции в решении задач по обеспечению экономической безопасности. Так, по мотивированному запросу органов Федеральной службы налоговой полиции они выделяют специалистов своих ведомств для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведения других оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий, связанных с правильностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами. Такие решения о выделении специалистов принимаются в течение пяти дней с момента поступления запроса.
 
  Органы налоговой полиции взаимодействуют и координируют свою деятельность с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР)*, Фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС)**, Государственным фондом занятости населения Российской Федерации (ГФЗ)***, Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС)****. Взаимодействие между указанными органами осуществляется в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательств.
 _______________
  * Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - N 5. - Ст.180.
 
  ** Указ Президента Российской Федерации N 722 от 26 июля 1992 года; постановление Правительства РФ N 101 от 12 февраля 1994 года; САПП РФ. - 1994.- N 8. - Ст.599.
 
  *** Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - N 25. - Ст.911.
 
  **** Там же. - 1991. - N 27. - Ст.290.
 
 
  Так, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст.198 УК РФ) и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст.199 УК РФ). В этой связи органы налоговой полиции в рамках реализации правоохранительных полномочий:
 
  - обеспечивают уголовно-правовую охрану отношений, связанных с уплатой страхового взноса в государственные внебюджетные фонды;
 
  - содействуют фондам в наиболее полном и достоверном получении информации о налогоплательщиках;
 
  - безвозмездно передают информацию по проблемам, представляющим взаимный интерес;
 
  - обеспечивают соблюдение необходимой конфиденциальности, сохранности и соблюдения установленного порядка использования полученной информации и материалов.
 
  Внебюджетные государственные фонды, со своей стороны, представляют органам налоговой полиции:
 
  - информацию в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих платежи в фонды;
 
  - участвуют в проведении отдельных мероприятий, входящих в компетенцию фондов и ФСНП;
 
  - предоставляют по согласованной форме статистические сведения о результатах совместной деятельности;

<< Пред.           стр. 21 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу