<< Пред.           стр. 20 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
 
  в) других санкций, установленных законодательством РФ.
 
  Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.
 
  Указанный штраф налагается по представлению органов налоговой полиции и взыскивается в рублях в бесспорном порядке не позднее 5 рабочих дней с даты представления материалов проверки.
 
  Эффективность валютного контроля в предупреждении экономических преступлений во многом зависит от дифференциации процедуры финансовой проверки. Избирательность и комплексность при проведении проверки предприятий, учреждений, организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, позволяет органам валютного контроля своевременно предупреждать правонарушения в сфере валютного регулирования.
 
 
 ГЛАВА XI
 § 1. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
 НАЛОГОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
 
 СУЩНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
  Налоговые преступления, причиняющие значительный материальный ущерб государству, нередко связаны с совершением других посягательств на его экономические интересы. Выявление и документирование фактов уклонения юридических и физических лиц от уплаты налогов, сборов и иных платежей, других преступлений и правонарушений, совершаемых в сфере экономической деятельности, требуют не только активности и профессионализма работников налоговой полиции, но и содействия других государственных органов. Объединение усилий всех государственных органов в противодействии налоговым преступлениям и правонарушениям, позволяет сконцентрировать их силы, средства и технические возможности, охватить поисковой работой большее число объектов, лучше использовать возможности каждого из этих органов для выявления и разоблачения преступников. Одновременно с этим правильно организованное взаимодействие помогает органам налоговой полиции повысить качество и эффективность своей работы, способствует решению поставленных задач в короткие сроки и с минимальными затратами сил и средств. Оно может и должно осуществляться как по инициативе органов налоговой полиции, так и иных государственных органов. Все зависит от обстоятельств дела, конкретной ситуации и решаемой задачи. Взаимодействие дает на практике положительный результат, если будут соблюдены определенные условия совместной работы взаимодействующих субъектов (правоохранительных, контролирующих, судебных и иных государственных органов).
 
  Успешное решение задач, возложенных на федеральные органы налоговой полиции, невозможно без их делового сотрудничества с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Таможенным комитетом, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки, Генеральной прокуратурой РФ, их подразделениями на местах и другими государственными органами. Необходимость координации деятельности данных ведомств обусловлена наличием у них одной общей цели - защита экономических интересов государства. Действующее законодательство определило каждому из них свои задачи, компетенцию, формы и методы работы, а также основы их совместной деятельности. Каждый из них в пределах своей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор необходимой информации о криминогенной ситуации в экономике, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения и преступления.
 
  Для органов внутренних дел и налоговой полиции, Федеральной службы безопасности и таможенных органов характерным является использование уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений. Налоговые и финансовые органы, органы ценообразования и контроля для обнаружения финансово-хозяйственных нарушений проводят разнообразные проверки по широкому кругу вопросов, отнесенных к их ведению.
 
  Наличие специфических особенностей, обусловленных разноплановостью полномочий субъектов, их месту и роли в механизме государственной власти и управления, не препятствует осуществлению взаимодействия. Более того, схожесть видов и форм взаимодействия органов налоговой полиции с указанными государственными органами, дает возможность наиболее полно и эффективно использовать индивидуальные полномочия каждого субъекта.
 
  Деятельность каждого органа, принадлежащего к тому или иному министерству или ведомству, носит самостоятельный характер. Однако сложность и многогранность работы, наличие общей цели по защите экономических интересов государства в ряде случаев требуют их согласованных усилий, сочетания средств и методов, присущих этим органам. Совместными усилиями указанные органы создают целостную динамичную систему, состоящую из взаимосвязанных, постоянно взаимодействующих, согласованных элементов. Согласованность достигается взаимодействием, которое является необходимым и важнейшим условием сохранения целостности и устойчивости всего механизма обеспечения установленного порядка деятельности органов налоговой полиции.
 
  Под взаимодействием в нашем случае понимается основанная на законе совместная, согласованная в пространстве, во времени, месту и целям деятельность органов налоговой полиции и других государственных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, контроля за соблюдением налогового законодательства.
 
  Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах.
 
  В широком смысле - это деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении экономической безопасности в пределах конкретной территории. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных рейдов, проверок и т.д.
 
  Под взаимодействием в узком смысле понимается координация действий налоговой полиции с налоговыми инспекциями, таможенными органами, подразделениями органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратурой в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, в раскрытии налоговых преступлений и правонарушений.
 
 
 ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
  Основными задачами взаимодействия являются:
 
  - обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей;
 
  - выявление, раскрытие и расследование налоговых правонарушений и преступлений;
 
  - привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения и преступления, и обеспечение полного возмещения материального ущерба, причиненного ими государству;
 
  - розыск лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда;
 
  - профилактика налоговых правонарушений;
 
  - выявление, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в налоговых органах и подразделениях налоговой полиции, обеспечение безопасности деятельности сотрудников этих служб;
 
  - повышение деловой квалификации кадров.
 
 
 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
  Правовой основой взаимодействия служат законы Российской Федерации и издаваемые на их основе подзаконные акты. В нормативно-правовых актах определяются общие положения сторон в процессе взаимодействия, закрепляются принципы, основные направления, формы, методы и цели совместной деятельности.
 
  Нормативные акты можно подразделить на две группы. Первая группа - законы и подзаконные нормативные акты, определяющие наиболее общие положения, касающиеся организации взаимодействия на государственном уровне.
 
  Правовую основу взаимодействия органов налоговой полиции на федеральном уровне, составляют: Конституция Российской Федерации, Закон о налоговой полиции , Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс России, другие законы, указы Президента РФ, ведомственные (межведомственные) приказы и инструкции, а также межведомственные договоры и соглашения.
 
  Так, в ст.9 Закона о налоговой полиции прямо указано, что федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными государственными органами. Статья 10 (п.5, 6) обязывает их оказывать содействие налоговым органам, органам внутренних дел, прокуратуры, предварительного следствия, Федеральной службе безопасности и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства; исполнять в пределах своей компетенции определения, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом мероприятий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий.
 
  В соответствие со ст.32 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ N 567 от 18 апреля 1996 года "координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией, федеральными законами, а также настоящим Положением"*, причем такое взаимодействие с судами и органами юстиции по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и подчиненности только Конституции Российской Федерации, федеральным законам (ст.1, 15 Положения). Целью такого взаимодейтсия является повышение эффективности борьбы с преступностью. В первую группу входят также нормативные акты, которые определяют задачи, функции, полномочия, структуру конкретного министерства и ведомства. В данных актах закреплена необходимость взаимодействия сотрудников указанных подразделений с другими органами.
 _______________
  * См.: Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Российская газета. - 1996. - 5 мая.
 
 
  Вторую группу составляют ведомственные нормативно-правовые акты Федеральной службы налоговой полиции и других государственных и, прежде всего, правоохранительных органов. Это - соглашения, положения, приказы, инструкции, договоры, в которых, исходя из специфики деятельности, других особенностей, конкретизируются взаимные права и обязанности органов и должностных лиц, участвующих во взаимодействии, определяются основные направления и полномочия их совместной деятельности.
 
  Так, например, в совместном приказе N 465 / 402 от 13 сентября 1994 года Государственного таможенного комитета Департамента налоговой полиции РФ "Об организации взаимодействия между таможенными органами Российской Федера-ции и федеральными органами налоговой полиции Российской Федерации" устанавливается порядок взаимодействия, достаточно подробно определяется направление взаимодействия при решении возложенных задач, регламентируются основные требования по подготовке и направлению запросов для получения информации, представляющей взаимный интерес.
 
  Вместе с тем, взаимодействие в каждом конкретном случае не всегда регулируется нормативно-правовыми актами. На практике в процессе выполнения своих функций между сторонами устанавливаются отношения взаимопомощи и взаимной заинтересованности, которые не всегда требуют юридического закрепления. Такие отношения носят организационный характер и в практической деятельности переплетаются с правовыми отношениями, образуя прочную основу делового сотрудничества.
 
 
 § 2. ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ, УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 В ПРОЦЕССЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
 
 ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
  При организации взаимодействия и координации деятельности стороны должны руководствоваться общими, исходными положениями (принципами). Под принципами взаимодействия понимаются основные начала, определяющие сущность, цель, содержание и формы делового партнерства и обеспечивающие достижение задач, определенных законом и подзаконными актами. В силу их значимости они выступают своего рода ориентиром при организации и осуществлении делового сотрудничества.
 
  Принципы взаимодействия отражают объективные закономерности делового сотрудничества и закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах. Их соблюдение является обязательным условием для всех предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации полномочий взаимодействующих сторон.
 
  Исходя из нормативных положений и правоприменительной практики, которая сложилась в современных условиях в процессе реализации полномочий органов налоговой полиции, следует выделить следующие принципы взаимодействия:
 
  1) принцип законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
 
  2) принцип паритетности (равенства);
 
  3) принцип возмездности;
 
  4) принцип доверия;
 
  5) принцип плановости.
 
  1. Принцип законности, уважения прав и свобод человека и гражданина - универсальный общеправовой принцип. Он является исходным, руководящим для всех видов деятельности государственных органов и должностных лиц. Законность можно определить как строгое, неукоснительное, безусловное и точное исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Законность, уважение прав и свобод человека и гражданина являются основополагающими в деятельности всех органов государства.
 
  Применительно к взаимодействию данный принцип означает, что их совместная деятельность должна соответствовать требованиям закона и подзаконных актов, строиться на уважении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина, которые закреплены в международных документах, нашем внутреннем законодательстве и, прежде всего, Конституции РФ. Взаимодействующие стороны не могут планировать и осуществлять мероприятия, запрещенные соответствующими нормативными актами, выходить за пределы своей компетенции. Они могут в процессе взаимодействия использовать только те формы, средства и методы, которые предусмотрены действующим законодательством, либо непосредственно вытекают из него. Причем не только сами должны выполнять требования нормативно-правовых актов в процессе делового сотрудничества, но и требовать, в пределах своей компетентности, их соблюдения гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями. Решения, принятые в целях реализации общих задач, не должны нарушать или каким-либо образом ущемлять права и свободы граждан.
 
  2. Принцип паритетности (равенства) означает, что каждый из участников взаимодействия в ходе сотрудничества не теряет своей самостоятельности, не поступает в подчинение один другому, а имеет равные права при решении всех вопросов совместной деятельности.
 
  Субъекты взаимодействия в рамках полномочий самостоятельны в выборе наиболее эффективных приемов и методов решения конкретных проблем и несут ответственность за результаты своей деятельности.
 
  Стороны не могут перепоручать друг другу выполнение несвойственных им функций. Так, органы налоговой полиции не имеют права поручить налоговым органам, а последние выполнять уголовно-процессуальные, следственные действия (обыски, допросы, выемки и т.д.) или оперативно-розыскные мероприятия. Попытки отдельных субъектов заимствовать конкретные приемы и методы работы, либо решать возникшие вопросы силами и средствами, выходящими за пределы их компетентности, ведут к нарушению законности. Реализация принципа равноправия на практике не позволяет предъявлять повышенные требования или устанавливать какие-либо преимущества одной стороны над другой, исключает дублирование и помогает за счет рационального и комплексного использования различных по характеру мер добиваться решения поставленной задачи.
 
  3. Принцип возмездности является объективным отражением реальной действительности, сложившимся в условиях перехода к рыночным отношениям. Если при оказании помощи в выполнении некоторых видов работ в процессе взаимодействия одна сторона несет материальные затраты, то другая сторона должна их компенсировать, возместить. При отсутствии договоренности между сторонами о компенсации материальных затрат они производятся за счет собственных средств. Реализация данного принципа дает возможность взаимодействующим субъектам при решении поставленных задач экономить свои материальные средства (затраты), эффективней их использовать при оперативном решении тех или иных вопросов.
 
  4. Принцип доверия содержит в себе два условия:
 
  а) строгое соблюдение взаимодействующими сторонами государственной и служебной тайны;
 
  б) обеспечение полноты и достоверности информации, которой взаимодействующие субъекты делятся между собой.
 
  Любое сотрудничество сторон невозможно без выполнения указанных условий. При этом добросовестное поведение сторон в процессе взаимодействия приобретает особо важное значение. Стороны должны располагать определенными знаниями о возможностях друг друга, целях и задачах совместных мероприятий и роли каждого из них при их поведении. Одновременно с этим стороны также должны обеспечить необходимую конфиденциальность, не допуская разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых силах и средствах, сохранять и в установленном порядке реализовывать полученную информацию и материалы.
 
  Полнота и достоверность информации, которой стороны делятся между собой, в значительной степени зависят от их уверенности в том, что передаваемая им информация не будет разглашена.
 
  5. Принцип плановости подразумевает целесообразность согласования как перспективного, так и текущего планирования совместной деятельности по конкретным направлениям. Планирование дает возможность сторонам обеспечивать системность и целенаправленность совместных действий, провести концентрацию сил и средств на наиболее важных направлениях. Одновременно с этим реализация принципа плановости позволяет наладить контроль и учет проводимых мероприятий, обеспечить единство функционирования всех звеньев в целях достижения результата.
 
  Принцип плановости во взаимодействии должен сочетаться с развитием инициативы и самостоятельности, стимулировать оперативность в деятельности субъектов правоотношений.
 
 
 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
  В юридической литературе под формами взаимодействия понимают способ и порядок согласованной деятельности субъектов при выполнении своих служебных задач, обеспечивающие их координацию и правильное сочетание полномочий, методов и средств. Формы взаимодействия, а также конкретная совокупность их видов обусловливается различными факторами, в том числе и задачами, которые решает налоговая полиция, а также полномочиями, которыми обладают взаимодействующие субъекты.
 
  Органы налоговой полиции осуществляют взаимодействие с правоохранительными, судебными, контролирующими и другими государственными органами в следующих формах:
 
  - совместное планирование, разработка и осуществление мероприятий за соблюдением налогового законодательства;
 
  - взаимное информирование о состоянии налоговой преступности;
 
  - согласование и координация самостоятельных действий;
 
  - совместная работа по подготовке проектов правовых актов по противодействию преступности;
 
  - проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работы правоохранительных органов;
 
  - направление совместных информационных писем, справок, обзоров.
 
  Одной из самых распространенных форм является совместное планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению экономической безопасности государства налоговой полиции с правоохранительными и иными государственными органами. Как форма взаимодействия она относится к первоначальному, подготовительному, организационному этапу, на котором фиксируются, отражаются и закрепляются организационно-правовые и тактические вопросы совместного выполнения тех или иных мероприятий. Она обеспечивает системность в работе и позволяет выделить наиболее важные направления совместной деятельности.
 
  Планирование помогает взаимодействующим сторонам не только осуществлять комплекс организационно-практических мер, направленных на достижение конечных результатов, но и непосредственно выполнять от начала до конца заранее определенный и согласованный объем работы. В ходе планирования должны учитываться роль и место каждой взаимодействующей стороны в общей системе совместных мер, в том числе наличие оперативно-технических сил и средств, специфика методов работы, возможности при реализации мероприятий.
 
  Планирование должно отвечать следующим основным требованиям: носить конкретный характер, охватывать наиболее важные перспективные направления деятельности, быть реальным и предусматривать наиболее эффективные пути решения служебных задач.
 
  Разработка совместных мероприятий - это совокупность организационно-практических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи.
 
  Рассматриваемая форма взаимодействия позволяет субъектам на основе имеющегося опыта, сложившейся практики с позиций современных научных воззрений выработать наиболее правильные рациональные пути решения стоящих задач.
 
  Одновременно с этим стороны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, производят обмен информацией, уточняют цели и задачи, отрабатывают наиболее оптимальные приемы и методы их решения.
 
  Осуществление мероприятий - это конкретные действия по реализации предусмотренных организационными документами практических мер. При осуществлении мероприятий достигается поставленная цель. Стороны на данном этапе должны действовать оперативно, с наибольшей эффективностью, в рамках поставленных задач и в пределах компетенции.
 
  Взаимодействие сторон при реализации общих задач невозможно без хорошо налаженного, согласованного информационного обмена. С его помощью обеспечивается координация деятельности субъектов взаимодействия, повышается эффективность принимаемых решений в процессе осуществления деятельности.
 
  Под информационным взаимодействием понимается система регламентированных организационно-практических и оперативных мер, позволяющих в пределах компетенции своевременно собирать и оперативно передавать на реализацию от одного субъекта взаимодействия к другому объективную информацию по интересующим вопросам.
 
  В процессе взаимодействия стороны в соответствии с потребностями, исходя из решаемых задач, собирают, накапливают, анализируют интересующую информацию. В рамках данной формы, действуя независимо друг от друга в пределах предоставленных прав (компетенции), реализуя конкретные практические меры, руководствуясь единством целей, интересов и потребностей, взаимодействующие субъекты воспринимают и оценивают полученную информацию не только с точки зрения собственной важности и полезности, но и полезности для других.
 
  Поэтому участвующим во взаимодействии сторонам необходимо не только знать возможности друг друга и на этой основе определять объем информации, но и иметь представление о путях ее реализации. Все это повышает эффективность, результативность и уровень информационного взаимодействия. Одновременно с этим хорошо налаженное информационное взаимодействие позволяет глубже изучить оперативную обстановку, интенсифицировать деятельность субъектов взаимодействия, способствует качественному изменению ее содержания без дополнительных материальных средств.
 
  Любая информация, передаваемая в порядке обмена, должна отвечать следующим требованиям: относимость, допустимость, достоверность, объективность.
 
  Под относимостью информации следует понимать такие сведения, которые способны устанавливать те или иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения поставленных задач.
 
  Передаваемая информация в процессе взаимодействия должна обладать также допустимостью, т.е. таким качеством, как соответствие способа ее получения требованиям закона, другим правовым актам. Если передаваемая информация по тем или иным причинам не отвечает требованиям закона, получена с его нарушением, то она не может быть использована другой стороной. В таких случаях, как правило, она используется только в оперативных целях и служит вспомогательным материалом.
 
  Передаваемая информация должна отвечать требованиям достоверности, т.е. не вызывать сомнения у другой стороны. Надежность, достоверность информации, как правило, обеспечивается правильным ее сбором, обобщением, анализом, проверкой, а также наличием профессионально подготовленных кадров.
 
  Объективность характеризуется отсутствием предвзятости в оценке, суждениях, беспристрастности. Она отражает существующие конкретные взаимосвязи, явления, зафиксированные во внешней среде или воспринятые людьми. Это фактические данные, которые существуют независимо друг от друга и с помощью которых создается общее представление о том или ином факте, явлении, событии.
 
  Федеральная служба налоговой полиции России придает особое значение информационному обмену и рассматривает его как основную форму установления и развития связей. В частности, в нормативных документах, регламентирующих вопросы информационного обеспечения взаимодействия, указывается, что информационное воздействие обеспечивает аналитическую и практическую деятельность в целях своевременного выявления возможных противоправных посягательств, причин и условий, способствующих указанным преступлениям и правонарушениям, и инициирует выработку мер по их предупреждению и нейтрализации.
 
  Взаимодействуя между собой, стороны должны не просто проводить информационный обмен, но и осуществлять реагирование на полученную информацию. Реагирование в данном случае предполагает не только получение и использование информации и других интересующих сторону сведений, но и уведомление о принятии по ее материалам конкретных мер.
 
  Инструкцией о взаимодействии между МВД России, Минюстом РФ, ФСНП России, ГТК РФ и другими заинтересованными органами Российской Федерации при осуществлении федерального розыска и обмена информацией от 21 декабря 1999 года четко определены правовая база, принципы, формы, пути и способы информационного взаимодействия данных правоохранительных органов.
 
  Осуществление информационного обмена, как правило, происходит путем направления субъекту взаимодействия ориентировок, сводок, справок, писем. Кроме этого, используются технические средства передачи информации: телеграфная, телефонная, по факсу.
 
  В процессе взаимодействия стороны, как правило, оговаривают средства и способы передачи информации, выбирая из имеющегося арсенала наиболее надежные и доступные.
 
  Согласование и координация самостоятельных действий является одной из форм взаимодействия, позволяющих субъектам концентрировать свои силы и средства и оперативно, в сжатые сроки решать поставленные задачи.
 
  Предварительное согласование самостоятельных действий, например, органов налоговой полиции и органов внутренних дел непосредственно связано с рациональным использованием ими своих возможностей, эффективностью выполнения совместных мероприятий.
 
  Практика выработала конкретные формы согласования таких действий. Они, как правило, находят отражение в планах и других организационных документах. Широко распространены примеры и устного согласования, которое проводится непосредственно перед началом конкретных мероприятий, что позволяет в процессе взаимодействия избежать дублирования и параллелизма в работе.
 
 
 УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
  В процессе взаимодействия стороны, исходя из определенных условий, решают поставленные задачи по защите экономических интересов государства. Важнейшими из них являются:
 
  - общность стоящих перед правоохранительными, контролирующими и другими государственными органами задач по обеспечению экономической безопасности государства;
 
  - необходимость повышения уровня работы по противодействию налоговым преступлениям и правонарушениям;
 
  - зависимость деятельности правоохранительных, контролирующих и других органов от функциональной активности других органов.
 
 
 § 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
 
  В условиях перехода к рыночным отношениям роль взаимодействия налоговой полиции с налоговыми органами трудно переоценить.
 
  В соответствии с Законом о налоговой полиции и Налоговым кодексом Российской Федерации основой взаимодействия и основной целью их сотрудничества является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.
 
  Направления, формы и методы взаимодействия указанных органов регламентированы рядом совместных ведомственных нормативных актов, важнейшими из которых являются:
 
  а) приказ ГНС и ФСНП России от 22 мая 1997 года "Об усилении и совершенствовании взаимодействия Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации";
 
  б) приказ Госналогслужбы и ФСНП России от 15 июля 1997 года N АП - 3/16/152/249 "Об утверждении порядка передачи материалов о нарушениях налогового законодательства в Федеральные органы налоговой полиции";
 
  в) Положение о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденное 25 мая 1994 года руководителями ГНС, ДНП и Министерством финансов России;
 
  г) инструктивное письмо ГНС и ДНП от 30 декабря 1993 года, согласованное с Минфином России, "Порядок взаимодействия государственных налоговых инспекций и департаментов (управлений) налоговой полиции в части отражения в учете и отчетности результатов проверок соблюдения налогового законодательства юридическими и физическими лицами".
 
  В соответствии с указанными правовыми актами руководители органов Федеральной службы налоговой полиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам обязаны постоянно обеспечивать координацию деятельности соответствующих служб и подразделений по своевременному выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, а также решение других вопросов, представляющих взаимный интерес. В этих целях они могут:
 
  1) создавать совместные рабочие группы по определению стратегии и тактики взаимодействия, разработке мер повышения его качества и эффективности, решению конкретных вопросов, стоящих перед вверенными им подразделениями;
 
  2) проводить регулярные встречи для выработки согласованных действий, обсуждения результатов их проведения, обмена положительным опытом и т.д.;
 
  3) проводить совместные заседания коллегий с рассмотрением наиболее важных проблем выполнения возложенных на них задач;
 
  4) издавать при необходимости совместные приказы, регулирующие порядок взаимодействия налоговых органов и подразделений налоговой полиции, если они не предусмотрены действующими нормативными актами.
 
  В соответствии с приказом Госналогслужбы РФ и ФСНП РФ от 22 мая 1997 года "Об усилении и совершенствовании взаимодействия Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации" начальникам государственных налоговых инспекций предписывается:
 
  - оказывать всестороннее содействие федеральным органам налоговой полиции в решении задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, обеспечивать качественную подготовку и своевременную передачу федеральным органам налоговой полиции материалов по фактам уклонения от уплаты налогов для проведения расследования и принятия по ним процессуальных решений в соответствии с законодательством;
 
  - предоставлять служебные помещения сотрудникам подразделений собственной безопасности и физической защиты федеральных органов налоговой полиции, непосредственно обеспечивающим охрану и защиту сотрудников налоговых органов, создавать им условия, необходимые для выполнения возложенных на них функциональных обязанностей;
 
  - своевременно учитывать и взыскивать в установленном порядке доначисленные суммы налоговых и других обязательных платежей, а также финансовых санкций по результатам документальных проверок, проведенных федеральными органами налоговой полиции, предоставлять указанным органам по их запросам информацию о поступлении доначисленных сумм с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20 - П;
 
  - выделять по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции специалистов для осуществления совместных проверок налогоплательщиков при использовании материалов оперативно-розыскных мероприятий и проведении контрольных проверок налогоплательщиков;
 
  - оказывать необходимую методическую и практическую помощь федеральным органам налоговой полиции в подготовке и повышении квалификации специалистов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, в обеспечении их ведомственными правовыми актами и инструктивно-методическими материалами;
 
  - исполнять в пределах своей компетенции мотивированные запросы федеральных органов налоговой полиции при отсутствии подразделений налоговой полиции в местах расположения государственных налоговых инспекций.
 
  В свою очередь, начальники федеральных органов налоговой полиции обязаны:
 
  - обеспечивать на постоянной основе безопасность деятельности налоговых органов и охрану принадлежащих им служебных зданий и других объектов, а также личную безопасность работников налоговых органов при исполнении служебных обязанностей и членов их семей. Осуществлять обмен информацией о страховых случаях, происшедших с работниками налоговых органов (их имуществом, близкими родственниками), и о случаях угроз их жизни и здоровью;
 
  - по письменным запросам налоговых органов осуществлять розыск налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет и уплаты налогов, оказывать практическую помощь в установлении местонахождения должностных лиц и граждан, привлеченных к административной ответственности, принимать действенные меры по обеспечению взыскания недоимки по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
 
  - оказывать помощь налоговым органам в подготовке ведомственных нормативных актов по вопросам безопасности их деятельности, обеспечения режима работы с конфиденциальными и секретными материалами, пропускного режима, в организации проверки специалистов, поступающих на работу в налоговые органы;
 
  - на постоянной основе осуществлять мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в налоговых органах. В случаях, когда имеется информация о таких фактах, проводить самостоятельные контрольные проверки отдельных налогоплательщиков по соблюдению ими налогового законодательства после проверок, проведенных налоговыми органами;
 
  - проводить самостоятельные проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные), если расшифровка источника информации о нарушениях налогового законодательства является нежелательной по соображением обеспечения режима секретности и безопасности;
 
  - своевременно и в установленном порядке предоставлять налоговым органам информацию по результатам самостоятельно проведенных проверок для отражения доначисленных сумм налогов, других обязательных платежей и финансовых санкций в лицевых счетах налогоплательщиков и учета их фактического поступления. Извещать налоговые органы о результатах оперативных мероприятий по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений и правонарушений;
 
  - обеспечивать своевременное и качественное рассмотрение передаваемых налоговыми органами материалов проверок, которыми установлены факты сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах. В целях повышения эффективности этой работы проводить предварительное ознакомление с такими материалами (до официальной передачи) для установления в них признаков налоговых преступлений. Оперативно информировать налоговые органы о результатах рассмотрения полученных от них материалов проверок.
 
  Важнейшим направлением взаимодействия являются совместные проверки юридических и физических лиц на предмет соблюдения ими налогового законодательства. Такие проверки, как правило, осуществляются на основе согласованных планов. При этом органы налоговой полиции полномочны по запросу налоговых органов участвовать в выездных налоговых проверках.
 
  В масштабе России руководители ФСНП РФ и Министерства РФ по налогам и сборам утверждают полугодовые планы совместных проверок. В них содержатся указание на наименование региона, число проверок, которые будут там проведены, а также наименование проверяемых объектов с их разбивкой: а) на совместные предприятия; б) на компании, концерны, фонды, общества, фирмы, тресты и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие банковские операции, в том числе привлечение денежных средств населения; в) на иностранные юридические лица. По каждому виду объектов устанавливается конкретный срок представления подробного доклада в Министерство РФ по налогам и сборам и в ФСНП России о результатах проверки и принятых мерах.
 
  На местах совместные выездные проверки налогоплательщиков проводятся в соответствии с взаимосогласованными квартальными планами контрольной работы. Однако, исходя из того, что органы налоговой полиции являются правоохранительным органом, они могут в любое время обратиться в соответствующие налоговые инспекции с мотивированным письменным запросом о проведении совместной проверки. Под мотивировкой запроса понимается изложение конкретных данных о месте, форме, характере и содержании налогового правонарушения. Решение о выделении специалистов должно быть принято в течение пяти дней с момента поступления запроса.
 
  При обнаружении признаков налоговых преступлений, либо при наличии обстоятельств, угрожающих безопасности сотрудников налоговых органов органы налоговой полиции в те же сроки по мотивированному запросу налоговых инспекций выделяют своих сотрудников для проверки. Совместные выездные проверки (полные или тематические) могут проводиться и по указаниям вышестоящих инстанций.
 
  Эффективность совместных действий значительно повышается, если они обеспечиваются оперативным сопровождением, т.е. комплексом оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых гласно или негласно оперативными подразделениями налоговой полиции с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
 
  Как показывает практика, независимо от того, по чьей инициативе проводятся совместные выездные проверки, они служат эффективным средством выявления и пресечения налоговых правонарушений. Так, в 1999 году налоговые органы и налоговая полиция совместно провели массовую проверку соблюдения налогового законодательства банками и другими кредитными учреждениями России. В ходе проверки были вскрыты факты грубейшего нарушения 152 коммерческими банками налогового и банковского законодательства, несоблюдения правил открытия расчетных счетов, нарушения сроков исполнения платежных поручений налогоплательщиков, что привело к недопоступлению в бюджет крупных сумм.
 
  По результатам совместной выездной проверки юридических и физических лиц оформляется единый акт, который подписывается, с одной стороны, работниками налоговой полиции и налоговой инспекции, а с другой - руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, учреждения или организации либо гражданином, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
 
  Право принятия решения по итогам совместной выездной проверки принадлежит руководителю налоговой инспекции. Однако свое решение он обязан согласовать с руководством органа налоговой полиции.
 
  В случае возникновения судебного спора с налогоплательщиком по итогам совместной выездной проверки, органы налоговой полиции и налоговые органы обеспечивают участие своих представителей в судебном заседании.
 
  В соответствии со ст.37 Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим кодексом и иными федеральными законами. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст.103 Налогового кодекса РФ).
 
  Сводные данные о результатах совместных проверок, а также самостоятельных проверок, проводимых налоговой полицией, представляются 12-го числа по состоянию на первое число месяца в Министерство РФ по налогам и сборам и Федеральную службу налоговой полиции РФ по форме 2-Н (срочное), которые подписываются соответствующими руководителями налоговой инспекции и налоговой полиции.
 
  В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между отдельными подразделениями полиции и налоговыми инспекциями по результатам контрольных проверок, должны разрешаться их вышестоящими органами. В случае разногласий между данными ведомствами спор рассматривается Министерством финансов РФ. При несогласии одной из сторон с принятым решением окончательное решение принимает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
 
  При выполнении своих непосредственных обязанностей налоговые инспекции могут выявлять признаки конкретных составов преступлений, расследование которых отнесено к компетенции налоговой полиции. В этих случаях они обязаны в установленные сроки направлять данным органам по месту нахождения налогоплательщика необходимые материалы для принятия решения по существу.
 
  Закон устанавливает, что при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в крупном и особо крупном размерах налоговые органы обязаны направлять материалы в территориальные подразделения налоговой полиции для производства дознания или предварительного следствия*.
 _______________
  * См.: Федеральный закон от 25 июня 1998 года N 92 ФЗ.
 
 
  Материалы должны включать:
 
  - сопроводительное письмо, подписанное руководителем налоговой инспекции или его заместителем, с изложением конкретных нарушений налогового законодательства и с указанием, какие меры воздействия применялись к налогоплательщику;
 
  - акт документальной проверки в оригинале с приложением подлинных первичных документов, доказательства, достоверно подтверждающие нарушения налогового законодательства;
 
  - постановление (решение) о применении налоговых санкций;
 
  - копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемый период, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
 

<< Пред.           стр. 20 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу