<< Пред.           стр. 19 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  Исполнение требования по гарантии валютного контроля осуществляется путем взыскания средств с корреспондентского счета банка импортера в РКЦ Банка России по курсу рубля к иностранным валютам на дату списания.
 
  В процессе валютного контроля важное значение имеет постоянное сопоставление стоимостного объема ввезенных товаров и количества переведенных инвалютных средств. Для этого, по мере подписания паспорта импортной сделки, но не реже одного раза в десять календарных дней банк импортера направляет в ГТК России электронные копии паспорта импортной сделки. Кроме того, банк не позднее десятого календарного дня с даты платежа за импортируемые товары или даты зачисления на валютный счет импортера сумм возврата предоплаты составляет карточку платежа и также направляет ее в ГТК.
 
  В свою очередь, ГТК после таможенного оформления товаров на основании данных грузовой таможенной декларации составляет учетные карточки импортируемых товаров (УКИ). Реестры учетных карточек направляются в банк импортера для идентификации платежей, с последующим возвратом вместе с относящимися к ним карточками платежа в ГТК.
 
  Учетные карточки используются также банком для последующего контроля за выполнением импортером требования по предоставлению в банк ксерокопий грузовых таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товара на таможенную территорию России.
 
  В целях облегчения идентификации сумм, израсходованных на оплату указанной в учетной карточке партии импортируемых товаров, банк осуществляет оплату только при наличии в поручении импортера ссылки на номер и дату паспорта сделки, а также номера и даты учетной карточки и грузовой таможенной декларации, если последние известны импортеру.
 
  Банк импортера, проверив правильность отнесения произведенных платежей к конкретным отгрузкам, сверив дату платежа, заполняет соответствующие данной учетной карточке карточки платежа и не позднее контрольного срока направляет их в ГТК России.
 
  На основе полученной информации в ГТК России происходит сопоставление стоимостного объема импорта с фактически произведенными платежами в иностранной валюте.
 
  В процессе осуществления валютного контроля конкретного хозяйствующего субъекта следует установить, какие экспортно-импортные операции производила данная фирма в отчетном периоде. Эти сведения можно получить из разных источников.
 
  В первую очередь используются заключенные контракты, где указывается, какие товары (работы, услуги) будут поставлены за рубеж или получены из-за рубежа, в каком количестве, по какой цене, в какой валюте и т.д. Анализ конкретных данных дает очень много полезной информации. Однако может получиться так, что сами контракты будут надежно укрыты от посторонних глаз. Кроме того, контракт лишь предполагает поставку (получение) товара. Но сам факт такой операции отражается другими документами.
 
  В связи с этим следует использовать имеющиеся в делах фирмы грузовые таможенные декларации на экспорт (импорт) товаров. Чтобы убедиться в их достоверности, необходимо проверить наличие соответствующей отметки таможенных органов. Целесообразно экземпляры грузовой таможенной декларации фирмы сопоставить с копиями грузовой таможенной декларации таможни.
 
  В грузовой таможенной декларации имеется обширная информация по экспорту (импорту) товаров. Там указывается отправитель и получатель груза, декларант, его регистрационный номер, реквизиты транспорта (марка и государственный номер автомобиля), описание груза, валюта и фактурная стоимость товара, курс валюты, реквизиты контракта, лицензии и накладной, по которой отправляется товар, другие данные.
 
  На факт осуществления экспортно-импортных операций может навести информация, отраженная в журнале-ордере 2 или других регистрах бухгалтерского учета фирмы. Дело в том, что при оформлении грузовой таможенной декларации уплачивается таможенная пошлина в процентах к стоимости товара в рублях и в инвалюте. На эти две суммы оформляются два платежных поручения, поэтому записи в регистрах бухгалтерского учета по расчетному счету, сами экземпляры платежных поручений подтвердят факт экспортно-импортных операций.
 
  Используя эти же документы, можно уточнить объемы экспорта (импорта) в инвалюте и в рублях. Зная суммы таможенных пошлин, указанных в платежных поручениях, и ставки пошлин, можно определить стоимость экспорта (импорта) в рублях и в инвалюте.
 
  Фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, как правило, имеют несколько контрактов с разными партнерами, поставляют различные товары. Поэтому с целью систематизации данных по результатам экспортных операций целесообразно составить таблицу следующей формы:
 
 N п/п Котракт N , дата Импортер Экспорт
 
 
  ГТД Сумма в инвалюте Курс рубля Сумма в рублях 1 2 3 4 5 6 7
 
  Задача состоит в том, чтобы максимально полно определить, на какую сумму за тот или иной период было экспортировано товаров в рублях и инвалюте.
 
  Данные об экспорте каких-либо товаров имеются в грузовой таможенной декларации, где в 31 графе указываются вид товара и его объем (масса, количество), валюта и общая фактурная стоимость показывается в графе 22, курс валюты - в графе 23, фактурная стоимость товара - в графе 42 и вес нетто - в графе 38.
 
  Вид экспортируемого товара, его стоимость, объем и другие данные, указанные в грузовой таможенной декларации, целесообразно сопоставить с другими документами, чтобы убедиться в их достоверности. Для этого можно использовать учетные данные склада экспортера, с которого отгружается товар на экспорт (карточки ф. N М-17, материальные отчеты кладовщиков и т.д.), товарно-транспортные накладные, по которым экспортный груз отправляется на таможню, железнодорожные накладные и другие транспортные документы.
 
  Для уточнения, перепроверки экспортных сумм следует использовать и письма (могущие оказаться в делах фирмы), которыми руководители отечественных фирм сообщают своим зарубежным партнерам, что в счет выполнения такого-то контракта отгружены такие-то товары на определенную сумму.
 
  При выяснении размеров экспорта не следует пренебрегать и такой возможностью. Дело в том, что фактическую отгрузку товаров на экспорт может производить не интересующая фирма, а ее деловые партнеры. Например, отечественная фирма А поставляет товар в Германию фирме Х в счет своих расчетов с отечественной фирмой В, у которой с фирмой Х имеются также деловые отношения. В этих случаях необходимо внимательно изучить сами контракты, договоры о совместной деятельности наших (российских) фирм, расчеты между ними (записи и аналитические данные по счетам 76, 60 и т.д.). Только тогда можно будет выяснить реальное положение дел с валютной выручкой.
 
  В результате вышеприведенных приемов исследования можно будет установить объем экспорта товаров по каждому контракту, период времени его реализации, а также отдельных поставщиков.
 
  Далее необходимо определить фактическое поступление инвалюты в результате экспортных операций. Для этого целесообразно добавить в вышеуказанную таблицу графу 8 "фактическое поступление валюты" с выделением двух подграф - "По данным фирмы" и "По данным банка".
 
  Данные фирмы о поступившей валютной выручке можно записать на основании записей бухгалтерского учета по счету 52 "Валютный счет", выписок банка из транзитного валютного счета, журнала-ордера N 2 или соответствующей машинограммы, которая ведется по 52 счету. При этом следует обратить внимание на подтверждение учетных записей соответствующими банковскими документами.
 
  Для более полного и всестороннего выяснения размеров поступления валютной выручки в данную фирму, следует обратиться в уполномоченный банк.
 
  В банке по каждому паспорту сделки формируется свое досье. По истечении последнего платежа по данной сделке, но не ранее даты заполнения всех учетных карточек, находящихся в досье, оно закрывается, т.е. сдается в архив банка для последующего хранения в течение не менее 5 лет.
 
  По письменному запросу налоговых органов банк обязан предоставить как досье в целом, так и отдельные находящиеся в нем документы. Поэтому на основании документов досье можно уточнить сами объемы экспорта товаров и поступившую в их оплату инвалюту. При этом следует учитывать, что для облегчения идентификации поступающих от иностранных плательщиков сумм, они в межбанковском документе ("ключеванном" телексе, SWIFT - послании, авизо и т.п.), направляемом в российский банк, указывают реквизиты контракта или паспорта сделки.
 
  Для проверки этих сведений необходимо использовать также экземпляры поручений экспортера банку о переводе поступившей валюты с транзитного валютного счета на свой текущий валютный счет и продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке.
 
  В этих документах экспортер отдельной строкой указывает номер и дату паспорта сделки и учетной карточки таможенно-банковского контроля, по которым поступила валютная выручка.
 
  В досье имеются учетные карточки таможенно-банковского контроля, которые оформляются по каждой отгрузке. При этом суммы, поступившие по каждой учетной карточке, регистрируются со ссылками на реквизиты контрольных банковских документов (выписки со счета, аккредитивов, инкассовых поручений и т.д.). Следовательно, суммы по каждой отгрузке экспортных товаров (соответствующей грузовой таможенной декларации) можно сопоставить с суммами, указанными в банковских документах.
 
  Аналогичным образом используются вышеуказанные тактические приемы при осуществлении валютного контроля за импортными операциями. По данным фирм-импортеров, документам валютного контроля выясняется объем фактически импортируемых товаров и обоснованность платежей в иностранной валюте.
 
  Как уже отмечалось существенной проблемой валютного контроля является необоснованный вывоз капитала за границу. Поэтому при анализе документов и, прежде всего, договоров (контрактов), на основании которых совершаются валютные операции, необходимо обратить внимание на следующие признаки.
 
  В договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей или поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств. Или в договоре предусмотрен экспорт резидентом товаров либо платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах.
 
  В кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20 процентов от суммы кредита (займа), а также, когда получателем денежных средств либо товаров являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору, предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров.
 
  Эти и другие аналогичные случаи говорят о возможности неправомерного перевода валютных средств за границу.
 
 
 § 3. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ОБМЕННЫХ ПУНКТОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
  С развитием внешнеэкономической деятельности, "челночного" бизнеса, иностранного туризма, при осуществлении сбережений россиян преимущественно в инвалюте значительный вес в операциях с инвалютой занимает ее купля-продажа в наличной форме. Данные и другие валютно-обменные операции совершаются только обменными пунктами уполномоченных банков. Поэтому в процессе выполнения служебных обязанностей агента валютного контроля налоговый полицейский обязан руководствоваться нормативными и инструктивными документами, регламентирующими работу обменных пунктов иностранной валюты.
 
  В соответствии с Законом налоговый полицейский обязан выявлять:
 
  - нарушения в производстве покупки и продажи наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте;
 
  - несоблюдение требований Банка России при совершении операций с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте;
 
  - нарушения установленного порядка по ежедневному учету проданной и купленной наличной иностранной валюты;
 
  - несоблюдение сроков сдачи купленной иностранной валюты и чеков, а также остатков аванса в рублях;
 
  - нарушение требований по хранению авансов в рублях и иностранной валюте, а также бланков строгой отчетности;
 
  - отсутствие необходимых инструктивных и справочных материалов;
 
  - нарушения требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений обменных пунктов.
 
  Основным нормативным документом, регламентирующим эту деятельность налогового полицейского является Инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" с учетом последующих дополнений и изменений.
 
  Обменные пункты имеют право совершать следующие валютно-обменные операции:
 
  - покупку и продажу наличной иностранной валюты за наличные рубли;
 
  - покупку и продажу платежных документов в иностранной валюте* за наличные рубли, а также продажу и оплату платежных документов в инвалюте за наличную иностранную валюту;
 _______________
  * Платежные документы в иностранной валюте представляют собой дорожные чеки, именные чеки и денежные аккредитивы, выраженные в иностранной валюте.
 
 
  - прием для направления на инкассо наличной инвалюты и платежных документов в инвалюте;
 
  - прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в инвалюте, подлинность которых вызывает сомнение;
 
  - выдачу наличной инвалюты и (или) наличных рублей по кредитным и дебетным картам, а также прием наличной инвалюты для зачисления на счета физических лиц в банках, служащих для расчетов по кредитным и дебетным картам;
 
  - обмен (конверсию) наличной инвалюты одного иностранного государства на наличную инвалюту другого государства;
 
  - размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства;
 
  - замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежный денежный знак того же государства;
 
  - покупку неплатежных денежных знаков иностранных государств за наличные рубли.
 
  В обменном пункте могут совершаться все или только некоторые вышеуказанные валютно-обменные операции. При этом операция по приему на экспертизу денежных знаков иностранных государств, подлинность которых вызывает сомнение, является обязательной. Другие не валютно-обменные операции совершать в обменном пункте запрещается. Запрещается также покупка или продажа инвалюты или платежных документов в инвалюте, совершение других валютно-обменных операций от имени либо по поручению предприятий, учреждений и организаций как резидентов, так и нерезидентов.
 
  Следует иметь в виду, что валютно-обменные операции могут совершаться только с наличной инвалютой, курс которой к рублю устанавливается Банком России. При этом запрещается проводить операции только по покупке или только по продаже наличной инвалюты, т.е. обменные пункты обязаны как продавать, так и покупать инвалюту.
 
  Уполномоченный банк открывает обменные пункты только по своему месту нахождения на всей территории, подведомственной соотвествующему Главному территориальному управлению Банка России. Филиал уполномоченного банка может открывать обменные пункты только в случае, если право на совершение валютно-обменных операций закреплено в положении о филиале.
 
  Обменный пункт открывается на основании приказа по банку, в котором указывается адрес обменного пункта, устанавливается штатная численность кассиров, определяются должностные лица банка, ответственные за деятельность обменного пункта, указывается перечень валютно-обменных операций.
 
  Банк открывает обменные пункты как в помещении кассового узла, так и вне помещения кассового узла или здания банка. Однако во всех случаях обменные пункты должны отвечать требованиям, предъявляемым к кассовым помещениям. Это означает, что не разрешается совершать валютно-обменные операции в так называемых передвижных обменных пунктах.
 
  Обменный пункт должен быть оборудован стендом, находящимся в доступном для обозрения клиентов месте и содержащим следующую информацию и документы:
 
  - о курсе покупки и курсе продажи наличной инвалюты и платежных документов в инвалюте;
 
  - о режиме работы обменного пункта;
 
  - о видах валютно-обменных операций, выполняемых данным пунктом;
 
  - о правилах определения признаков подлинности и платежности денежных знаков в инвалюте;
 
  - о комиссионном вознаграждении, взимаемом банком по валютно-обменным операциям. Выписка из тарифа комиссионного вознаграждения должна быть заверена подписью руководителя и главного бухгалтера банка и скреплена круглой печатью;
 
  - нотариально заверенная копия Свидетельства о регистрации обменного пункта в Главном территориальном управлении Банка России.
 
  Кроме того, в обменном пункте должна находиться выписка из приказа по банку о назначении кассира. Она также должна быть заверена подписями и печатью.
 
  К кассирам обменных пунктов, помимо общих требований, предъявляемых правилами ведения кассовых операций, устанавливаются дополнительные. Так, банкам рекомендуется назначать на должность кассира обменного пункта лиц, обладающих знаниями иностранного языка в объеме, необходимом для общения с клиентами. Кассир должен пройти специальную подготовку по способам выявления неподлинных денежных знаков и иметь соответствующий документ. Он также должен иметь на рабочем месте документ, удостоверяющий его личность. В этой связи, следует знать, что запрещается поручать выполнение служебных обязанностей кассира обменного пункта другим лицам.
 
  Обменный пункт должен быть обеспечен справочными материалами по определению подлинности и платежности денежных знаков иностранных государств, а также специальными средствами по определению их подлинности.
 
  Важным моментом при контроле валютно-обменных операций является проверка соблюдения установленного курса. В настоящее время курс покупки (продажи) наличной инвалюты и платежных документов, а также кросс-курс обмена (конверсии) устанавливаются банками самостоятельно. Однако в соответствии с законодательством Банк России в целях регулирования внутреннего валютного рынка и ограничения размеров валютного и курсового рисков может устанавливать предел отклонения курса покупки инвалюты от курса продажи, а также предел отклонения вышеназванных курсов от курса инвалют к рублю, устанавливаемого Банком России.
 
  В этих условиях следует обращать внимание на соблюдение обменным пунктом курсов, установленных приказом по банку либо распоряжением руководителя соответствующего подразделения банка, а также на выполнение установленных Банком России пределов отклонений курсов. В приказе по банку или в распоряжении руководителя указываются адрес каждого обменного пункта, его регистрационный номер и установленные курсы покупки и продажи или кросс-курсы.
 
  Передача данной информации в обменные пункты регистрируется в банке в отдельном журнале с указанием даты и времени передачи информации, получения ее кассиром обменного пункта, а также даты и времени установления банком указанных курсов. Поэтому в случае подозрения на необоснованность применяемых курсов данным обменным пунктом следует обратиться к регистрационному журналу банка.
 
  Банкам (обменным пунктам) запрещается при совершении валютно-обменных операций устанавливать ограничения по номиналу (достоинству) денежных знаков, годам эмиссии, по сумме покупаемой или продаваемой валюты, если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.
 
  Валютно-обменные операции совершаются с обязательным оформлением и выдачей физическим лицам (резидентам и нерезидентам) справок (ф. N 0406007), кроме операций по выдаче наличных рублей по кредитным и дебетным картам. Причем на одном бланке строгой отчетности (ф. N 0406007) может быть оформлена только одна валютно-обменная операция.
 
  Бухгалтерский учет валютно-обменных операций осуществляется в разрезе синтетического, аналитического и внебалансового учетов.
 
  Синтетический учет ведется в рублях. При этом инвалюта пересчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на текущую дату. Регистрами синтетического учета являются ежедневные балансы (сводки оборотов и остатков), кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные и оборотные ведомости.
 
  Аналитический учет валютно-обменных операций ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах), открываемых по каждому виду наличной инвалюты, платежных документов в инвалюте, а также в разрезе обменных пунктов.
 
  В случае выявления органами налоговой полиции нарушений обменными пунктами требований инструкции по организации их работы Главные территориальные управления Банка России обязаны применять следующие меры:
 
  - отказывать банкам в регистрации заявленных ими обменных пунктов;
 
  - направлять банкам предписания об устранении в определенный срок выявленных нарушений;
 
  - аннулировать свидетельство о регистрации обменного пункта банка, если указанные в предписании нарушения не были устранены в установленный срок;
 
  - поставить перед Банком России вопрос о приостановлении действия лицензии уполномоченного банка на проведение операций в части права на совершение валютно-обменных операций либо о лишении лицензии.
 
  Юридический статус налоговой полиции как агента валютного контроля позволяет ей требовать в пределах своей компетенции предоставления документов и информации по валютно-обменным операциям. В случае же непредставления такой информации Главные территориальные управления Банка России обязаны в соответствии с п.2 ст.14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" налагать штраф в размере суммы, по которой документы и информация не были представлены, но не более 1500-кратного размера минимальной месячной оплаты труда. Подробно об этом смотри в следующем параграфе.
 
 
 § 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ,
 СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
 
  Созданная в России система валютного контроля оказывает непосредственное влияние на складывающиеся отношения во внешнеэкономической деятельности. В процессе исполнения основных функций органы и агенты валютного контроля содействуют реализации стратегической перспективы функционирования российской валютной системы, вскрывают и устраняют причины и условия, способствующие причинению ущерба финансовой сфере, оказывают практическую помощь по его возмещению. Существующая система валютного контроля, располагая возможностями для выявления и устранения случаев нарушения законности, вносит значительный вклад в дело предупреждения экономических преступлений и правонарушений.
 
  Определяя правовое положение резидентов и нерезидентов, законодатель установил уголовную и административную ответственность должностных лиц, юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физических лиц, виновных в нарушении валютного законодательства.
 
  Так, уголовный закон предусматривает ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. При этом деяние, определяемое ст.193 УК РФ, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
 
  Общественная опасность этого деяния заключается в том, что в результате его совершения финансово-хозяйственным интересам государства причиняется ущерб, дестабилизируется валютный рынок, и в этой связи, оно не может в полной мере увеличить свой валютный фонд и мобилизовать его для решения экономических задач. Невозвращение средств в иностранной валюте из-за границы нередко связано и с другими преступлениями в сфере экономической деятельности (например, уклонение предприятий от налогообложения).
 
  Целью ст.193 УК РФ является уголовно-правовая охрана финансово-хозяйственных интересов государства, установленного порядка проведения валютных операций и стабильности валютного рынка.
 
  Таким образом, объектом рассматриваемого преступления признаются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в части совершения валютных операций.
 
  Предметом рассматриваемого преступления является иностранная валюта, в том числе:
 
  а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
 
  б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
 
  К средствам в иностранной валюте относятся ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, облигации) и другие долговые обязательства.
 
  Объективная сторона невозвращения средств в иностранной валюте выражается в бездействии, т.е. в невозвращении в крупном размере средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с российским законодательством обязательному перечислению на счета в Центральный Банк Российской Федерации.
 
  Как правило, нарушение валютного законодательства в основном связано с оставлением за границей валютной выручки или осуществлением незаконного перевода за границу иностранной валюты.
 
  Практике известны разнообразные способы нарушения валютного законодательства, в частности, В.Д.Ларичев к их числу относит следующие:
 
  а) экспортная выручка за поставленную продукцию зачисляется на специальные счета (номерные, закрытые) банков в странах с жесткой системой сохранения банковской тайны;
 
  б) часть валютной выручки зачисляется на закрытые счета в зарубежных банках, а остальная часть валюты, без возвращения ее в Россию, используется для закупки товаров и ввоза их в страну;
 
  в) намеренно занижаются цены на экспортируемую продукцию или сырье с последующей доплатой покупателям при получении товара и перевода разницы на счет отправителя в зарубежном банке;
 
  г) валюта переводится за рубеж в качестве предоплаты за якобы ожидаемую поставку по заключенному контракту. При этом известно, что никаких поставок не планируется, и переведенные средства будут разделены между участниками сделки; используется сеть дочерних и оффшорных компаний, принадлежащих одной компании в России, где закупается товар или сырье, которое затем продается за валюту своей же оффшорной компании по минимальной цене. После этого товар перепродается третьей компании по среднемировой цене, и полученная разница остается за рубежом и др.*
 _______________
  * См.: Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействия им. - М., 1996. - С.136-140.
 
 
  Необходимо иметь в виду, что факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте тщательно скрывается. Поэтому объективная сторона невозвращения средств в иностранной валюте из-за границы, как правило, выражается в сокрытии в крупных размерах валютных средств, подлежащих обязательному зачислению на валютные счета предприятий (организаций, учреждений) - резидентов в уполномоченных банках. В частности, сокрытие может выражаться в любых преднамеренных действиях (бездействии), например, в неотражении в документах операций с валютой; занижении валютных средств, подлежащих зачислению; утаивании валютной выручки от инкассации, в том числе в сейфах и иных местах; несдаче в кассу валютных средств; незаконном переводе валютных средств или выплате их по фиктивным договорам; их рассредоточении на счетах структурных подразделений путем искажения отчетности; незаконном размещении валютных средств за границей и т.п.*
 _______________
  * См.:Панченко П.Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ: В 2 т. - Н.Новгород, 1996. - Т. 1. - С.548.
 
 
  Практике известны и другие способы сокрытия иностранных валютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.
 
  Так, к наиболее распространенным способам сокрытия валютной выручки от экспорта товаров относится фальсификация документов, необходимых для проведения экспортной операции (внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку таможенно-банковского контроля и др.). В данном случае, базовым документом валютно-экспортного контроля является паспорт сделки, который оформляется экспортером в уполномоченном банке и содержит все необходимые сведения о внешнеэкономической сделке.
 
  Свидетельством этого могут служить материалы уголовного дела в отношении директора государственного унитарного авиапредприятия "Пермские авиалинии" Грачева. Последний заключил ряд договоров об оказании экспортных услуг с иностранными заказчиками на выполнение чартерных рейсов в Германию, Испанию, Грецию, Турцию, Арабские Эмираты, Болгарию и другие страны. Однако вопреки заключенным договорам, экспортная выручка поступала не на валютный счет в уполномоченном российском банке, а на счета других иностранных предприятий. В результате таких сделок, как установило следствие, за границей осталось 1,6 млн долларов. Действия Грачева были квалифицированы по ст.193 УК РФ и ч.1 ст.285 УК РФ*.
 _______________
  * См.: Лобанов М. Пермские авиалинии связались со спецслужбами. И не рады этому // Российская газета. - 1998. - 27 июня.
 
 
  В целях единообразного понимания вопросов, возникающих в сфере валютного регулирования, ЦБ РФ дано разъяснение, согласно которому под сокрытой выручкой в инвалюте следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено ЦБ РФ.
 
  Сокрытой выручкой в инвалюте считаются также суммы, выплаченные в наличной инвалюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т.п.) из выручки, полученной предприятием от реализации гражданам в установленном ЦБ РФ порядке товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за инвалюту, до сдачи ее в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия.
 
  В случаях, когда валютная выручка, в том числе выручка от реализации за инвалюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), не была отражена в бухгалтерском учете предприятий и организаций, такая выручка в соответствии с налоговым законодательством одновременно является сокрытым доходом, что влечет за собой применение соответствующих санкций, предусмотренных законодательством.
 
  При предварительной оплате (авансовых платежах) предприятием и организацией-резидентом в пользу нерезидентов в уполномоченный банк плательщиком представляются копии контрактов, в которых должно содержаться обязательство нерезидента по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в срок не позднее 180 дней от даты предварительного платежа. В случае осуществления предварительного платежа резидент в течение 180 дней от даты перевода обязан представить в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации и других документов, подтверждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг резиденту), либо сообщить о причинах невыполнения обязательств нерезидентом. Невыполнение указанных требований резидентом также может расцениваться как сокрытие средств в иностранной валюте.
 
  Под выручкой, находящейся за границей Российской Федерации, подразумевается валютная выручка, поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей и подлежащая обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.
 
  Под выручкой, незаконно ввезенной в Российскую Федерацию, понимается валютная выручка, поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей и подлежащая обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках, которая:
 
  1) не была зачислена на счета резидента в уполномоченных банках и ввезена на территорию РФ в наличной форме;
 
  2) переведена резидентом с сокрытием или искажением информации (в отношении всей выручки или ее части) об операции, по которой поступили валютные средства*.
 _______________
  * См.: Положение "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками" / Утв. ЦБ России от 19 апреля 1993 года и ГТК РФ от 14 апреля 1993 года N 01-20/3371 // Финансовая газета. - 1993. - N 30.
 
 
  "Факт непоступления товара по произведенным авансовым платежам сам по себе не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст.193 УК. Такого рода факты могут влечь ответственность по данной статье лишь при наличии других необходимых признаков невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте. Если договор фиктивный и имеет целью незаконное перемещение капиталов за границу, то возможна квалификация содеянного по совокупности с соответствующими другими преступлениями (например, с преступлениями, предусмотренными ст.159 (мошенничество) или ст.165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) УК РФ, - при наличии других необходимых признаков этих преступлений"*.
 _______________
  * Панченко П.Н. Указ. соч. - С.549-552.
 
 
  Если же в результате неправомерных действий иностранного партнера (например, в случаях коммерческого мошенничества) лицо утратило эти средства в Российской Федерации, либо лишено доступа к ним, то оно не может отвечать за невозвращение этих средств. Разумеется, и другие уважительные причины такого незачисления могут свидетельствовать об отсутствии состава рассматриваемого преступления.
 
  Необходимо также иметь в виду, что невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России с учетом различий в объектах посягательств, сопряжено с уклонением от уплаты налога с организаций и поэтому подлежит квалификации по совокупности ст.193 и 199 УК. Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также должно быть квалифицировано по совокупности преступлений*.
 _______________
  *См.: Волженкин Б.В. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М., 1996. - С.326.
 
 
  Для наступления ответственности по ст.193 УК необходимо установить факт совершения целенаправленных действий по сокрытию иностранной валюты от перечисления на счет в уполномоченный банк. Неперечисление иностранной валюты на счет в уполномоченный банк может являться достаточным основанием для привлечения виновного к ответственности, но наличие сведений о целенаправленных действиях по сокрытию средств в иностранной валюте расширяет доказательную базу по делу, подтверждает противоправность деяния.
 
  Под "целенаправленными действиями" в этом случае следует понимать любые действия, имеющие целью сокрытие средств в иностранной валюте.
 
  Рассмотрение представляемых импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, либо самих товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, осуществляет Министерство внешних экономических связей Российской Федерации.
 
  Преступление имеет формальный состав. Оно признается оконченным с момента незачисления валютных средств в крупном размере на счет предприятия, организации, учреждения в уполномоченном банке Российской Федерации.
 
  Невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте влечет уголовную ответственность при условии крупного размера данного деяния, т.е. если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда (примечание к ст.193 УК).
 
  Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не возвращает из-за границы в крупном размере средства в иностранной валюте, подлежащие перечислению на счета уполномоченного банка Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, и желает этого.
 
  При совершении преступления с прямым умыслом необходимо обязательно устанавливать мотивы и цели, так как без них нет и прямого умысла. В данном случае законодатель не указывает видовую и содержательную привязку цели и мотивы, так как они могут быть различными. Не оказывая влияния на квалификацию содеянного, мотивы и цели, вместе с тем, имеют важное доказательственное значение. Их наличие является необходимым условием прямого умысла и свидетельствует о повышенной общественной опасности. В этой связи они не могут не учитываться при назначении наказания. Например, корыстные или иные низменные мотивы и (или) цели могут, при прочих равных условиях, свидетельствовать о повышенной общественной опасности, следовательно, должно назначаться более строгое наказание.
 
  Субъектом данного преступления является руководитель учреждения, предприятия, организации независимо от организационно-правовой формы собственности, чья предпринимательская (хозяйственная) деятельность связана с совершением валютных операций, не возвращающий средства в иностранной валюте, подлежащие в соответствии с действующим законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченном банке Российской Федерации. Если виновным является должностное лицо государственного учреждения, организации, то возможна квалификация содеянного дополнительно по ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
 
  Органы валютного контроля, издавая нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами, в пределах своей компетенции:
 
  - осуществляют контроль за использованием выделяемых из федерального бюджета валютных средств, дополнительно предоставляемых квот, лицензий и льгот во внешнеэкономической деятельности, имеющих целевое назначение в качестве государственной поддержки программ социально-экономического развития регионов, а также за выполнением субъектами Российской Федерации встречных обязательств перед государством;
 
  - оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в реализации программ экономического и социального развития регионов за счет задействования и собственного экспортного потенциала путем обеспечения контроля за использованием валютных средств и материальных ценностей, получаемых при осуществлении хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, внешнеэкономической деятельности;
 
  - проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
 
  Законодатель предоставил право органам валютного контроля определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
 
  В случае нарушения валютного законодательства в соответствии со ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" наступает административная ответственность.
 
  В частности, резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2-8 вышеназванного Закона несут ответственность в виде:
 
  а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;
 
  б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
 
  Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с п.2 ст.13 Закона несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в этих случаях, устанавливается Центральным Банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
 
  При повторном нарушении, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
 
  а) взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным Банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации;
 

<< Пред.           стр. 19 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу