<< Пред.           стр. 6 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  "11" апреля 1999 года
  (дата высылки расчета)
 
 
 М.П. Руководитель ____________________ (подпись)
  Главный бухгалтер _______________ (подпись)
 
 Отметки и замечания инспектора
 
 
  В результате предварительной проверки внесены следующие исправления _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
 "__" __________________ 1999 __ года
  (дата предварительной проверки) Инспектор ________(подпись)
 
 
 СПРАВКА ИНСПЕКТОРА ПО УЧЕТУ
 
  По настоящему расчету в лицевом счете плательщика начислено: _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
 
  "__" ________1999 года
  (дата проводки) Инспектор по учету _______ (подпись)
 
 В инспекцию МНС РФ Утверждена приказом по Заводскому району Министерства финансов РФ г.Н-ска N 8 от 03.02.97 ООО "Олимп" Фамилия ответственного лица (исполнителя) ___Петров Н.И. Тел. 4-73-28 ИНН 5 3 0 2 4 0 7 6 1 9
 
 ОТЧЕТ
 О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
 
 
 
 
  КОДЫ за I квартал 1999 года Форма N 2 по ОКУД 0710002 Дата (год, м-ц, число)
 
 
 
  Организация ООО "Олимп" по ОКПО
 
  Отрасль (вид деятельности) по ОКОНХ
  Организационно-правовая форма ООО по КОПФ
 
  Орган управления государственным
 
 
  имуществом ____________________ по ОКПО
  Единица измерения: тыс.руб. ________ по СОЕИ
  Контрольная сумма
 
 
 
 
 
  (руб.) Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период прошлого года 1 2 3 4 Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 10440
  Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 020 8120
  Коммерческие расходы 030 316
  Управленческие расходы 040 236
  Прибыль (убыток) от реализации (строки (010 - 020 - 030 - 040)) 050 1768
  Проценты к получению 060 38
  Проценты к уплате 070
 
  Доходы от участия в других организациях 080 30
  Прочие операционные доходы 090
 
  Прочие операционные расходы 100
 
  Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки (050 + 060 + 070 + 080 + 090 + 100)) 110
 
  Прочие внереализационные доходы 120 78
  Прочие внереализационные расходы 130
 
  Прибыль (убыток) отчетного периода (строки 110 + 120 - 130) 140 1914
  Налог на прибыль 150 505,2
  Отвлеченные средства 160
 
  Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (строки 140 -150 - 160) 170 1408,8
 
  "___" _________________1999 года
 
 
  Руководитель________________ (подпись)
 
  Главный бухгалтер_______________ (подпись)
 
 
 Отметки и замечания инспектора-экономиста
 
 
  В результате предварительной проверки внесены следующие исправления _____________________________________________________________________ "__" _________________ 1999 __ года (дата предварительной проверки)
 
  Инспектор (экономист)____________________
 
  (подпись)
 
 Справка экономиста по учету
 
 
  По настоящему расчету в лицевом счете плательщика начислено: ________________________________________________________________________
 
 "_" ________ 1999 года Экономист по учету _______ (подпись) (дата проводки)
 
 ГЛАВА III
 
 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ
 ОРГАНАМ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 § 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
 ОРГАНАМ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
  Органы налоговой полиции, выполняя задачи по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, наряду с реализацией полномочий оперативно-розыскного и уголовно-процессуального характера, осуществляют административно-юрисдикционную деятельность. Эта деятельность заключается в разрешении индивидуально-конкретных дел и применении соответствующих санкций в административном порядке*. Вместе с тем, для научной и практической организации административно-юрисдикционной деятельности имеет большое значение определение перечня тех дел, которые могут быть рассмотрены и разрешены компетентными органами. В административно-правовой литературе такое соотношение субъекта власти и соответствующего перечня составов носит название "подведомственность"**. Для органов налоговой полиции подведомственность является элементом их компетенции и напрямую связана с правами и обязанностями.
  _______________
  * См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 1997. - С.24.
 
  **См., например: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. - Свердловск, 1989. - С.139-141.
 
 
  По состоянию на 1 марта 2000 года к законодательным актам, регламентирующим установление административной ответственности за правонарушения, подведомственные органам налоговой полиции, относятся:
 
  - Закон о налоговой полиции (п.5-10 ст.11);
 
  - Федеральный закон от 8 июля 1999 года "Об административной ответственности юридических лиц (организации) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст.7, 8, 10, 12)*.
 _______________
  * См.: СЗ РФ. - 1999. - N 28. - Ст.3476.
 
 
  Анализ правовых норм, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, подведомственные органам налоговой полиции, позволяет выделить их особенности. Главная особенность состоит в том, что родовым объектом рассматриваемой группы правонарушений является не налоговая система России, а иные объекты. В первом случае таковым выступает установленный порядок управления, во втором - общественные отношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
 
  Статья 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях* формулирует понятие административного правонарушения, под которым понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Содержание статьи позволит выделить четыре признака административного проступка: антиобщественный характер (общественную опасность), противоправность, виновность и наказуемость.
 _______________
  * Далее - КоАП РСФСР.
 
 
  Принимая во внимание существование различных подходов к выделению признака общественной опасности в административных правонарушениях, следует тем не менее признать, что рассматриваемая сфера отношений представляет собой особую значимость для общества в целом. Противоправные деяния данного порядка способны в значительной степени дезорганизовать работу органов налоговой полиции, налоговых органов, а в ряде случаев могут нанести вред жизни и здоровью людей. Поэтому на вопрос, являются ли административные правонарушения, подведомственные органам налоговой полиции, общественно опасными, следует дать утвердительный ответ.
 
  Тесно примыкает к признаку общественной опасности деяния его противоправность. Она является юридическим выражением общественной опасности, первым условием, без которого немыслима административная ответственность*. В статье 8 КоАП РСФСР провозглашено: "Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством". Нормы, предусмотренные особенной частью Кодекса, устанавливают административную ответственность за правонарушения. Вместе с тем, эти нормы не исчерпывают весь перечень деяний, за которые виновные наказываются в административном порядке. Следовательно, противоправность характерна не только для статей КоАП РСФСР, но и для иных норм, устанавливающих административную ответственность.
 _______________
  * См.:Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М., 2000. - С.486-487.
 
 
  Неотъемлемым признаком административного правонарушения является виновность. Статьи 11 и 12 КоАП РСФСР дают понятие совершенного административного проступка умышленно и по неосторожности. Не являются исключением в этом смысле и рассматриваемые проступки. Особенность их заключается в том, что в правовых нормах, устанавливающих административную ответственность за административные правонарушения, подведомственные органам налоговой полиции, признак виновности прямо не сформулирован. Для самого факта наступления административной ответственности за данные правонарушения не имеет значение как было совершено правонарушение - умышленно (т.е. правонарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их, или сознательно допускал наступление этих последствий - ст.11 КоАП РСФСР), или по неосторожности (лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть - ст.12 КоАП РСФСР).
 
  Установление вины необходимо прежде всего для квалификационных характеристик правонарушения, установления меры ответственности за противоправное деяние. Для этой цели законодатель установил относительно определенные санкции, предполагающие минимальный и максимальный объемы наказания.
 
  Так, согласно п.20 ст.11 Закона о налоговой полиции, виновные лица подлежат ответственности в виде штрафа в размере от одной десятой до стократного установленного законом минимального размера оплаты труда. Налицо предоставление юрисдикционному органу права выбора санкции, где решающее значение приобретает наличие вины правонарушителя.
 
  Сущность признака наказуемости состоит в возможности применения административного взыскания к правонарушителю. Термин "возможность" применим здесь в силу некоторых особенностей производства по делам об административных правонарушениях. Так, начальник федерального органа налоговой полиции или его заместитель, с учетом характера правонарушения, личности нарушителя, может передать материалы дела на рассмотрение товарищеского суда или трудового коллектива, если сочтет целесообразным применить к правонарушителю меру общественного воздействия (ст.21 КоАП РСФСР). В случае совершения малозначительного деяния он вправе не привлекать виновного к административной ответственности, а ограничиться лишь устным замечанием (ст.22 КоАП РСФСР).
 
 
 § 2. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
 РАССМАТРИВАЕМЫХ ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 
  Состав административного проступка представляет собой совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением. Перечень этих признаков выступает в качестве необходимого основания для признания деяния административным проступком. Состав административного поступка рассматривается юридической наукой как совокупность четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.
 
  В качестве родового объекта административных правонарушений, установленных п.5-10 ст.11 Закона о налоговой полиции, выступает установленный порядок управления. Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления, нарушают нормальную управленческую деятельность органов налоговой полиции, ослабляют авторитет власти, что в конечном счете приводит к нарушению прав и законных интересов граждан.
 
  Объективную сторону правонарушений составляют противоправные действия или бездействия. Анализ действующего законодательства и складывающейся практики его применения показывает, что эти деяния так или иначе связаны с созданием препятствий деятельности органов налоговой полиции.
 
  Пункт 5 ст.11 Закона предоставляет сотруднику органов налоговой полиции право беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. Правонарушение может выражаться в различных формах. Например, в воспрепятствовании доступа сотруднику налоговой полиции на любые территории или в любые помещения, где могут находиться продукция, товары, другое имущество, а также документы, связанные с предпринимательской деятельностью. Состав этого правонарушения образует также деяние, направленное на воспрепятствование проведению обследования или уклонение от обследования путем отказа открыть соответствующие помещения или хранилища, предоставить необходимые документы, попытки скрыть документы, денежные средства, имущество, в том числе при наложении ареста на имущество организации в счет погашения обязательных налоговых платежей в бюджет. При отказе добровольно вскрыть помещения, различные хранилища, другие места, где могут находиться интересующие налоговую полицию имущество, документы и ценности, это может быть сделано принудительно с применением силы*.
 _______________
  * Применение табельного огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы органами налоговой полиции предусмотрено п.17 Ст.11 Закона о налоговой полиции и осуществляется в соответствии со Ст.12-16 Закона РФ "О милиции".
 
 
  Пункт 6 ст.11 Закона о налоговой полиции дает право органам налоговой полиции в соответствии со своей компетенцией выносить письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления бухгалтерского учета за счет средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований.
 
  Право выносить письменное предостережение предоставлено только начальникам органов налоговой полиции или их заместителям.
 
  Основанием для вынесения письменного предостережения являются конкретные факты нарушений, зафиксированные соответствующим образом, в том числе путем составления протокола об административном правонарушении.
 
  В соответствии с п.7 ст.11 Закона сотрудники налоговой полиции имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения. На этом основании объективная сторона административного правонарушения может быть выражена в отказе предъявить документы, попытке скрыть их, в том числе путем личного заявления о том, что документы утрачены, похищены или находятся в другом месте.
 
  Среди нарушений п.8 ст.11 Закона о налоговой полиции, дающего право вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции, можно выделить неявку без уважительной причины в органы налоговой полиции или уклонения от явки под различными предлогами, отказ от дачи объяснения*, непредоставление или несвоевременное предоставление в реально установленные сроки справок и сведений различного характера, в том числе копий необходимых документов, связанных с исчислением налогов.
 _______________
  * В соответствии со ст.51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, в связи с чем отказ от дачи объяснения по этим мотивам не будет являться административным правонарушением.
 
 
  В соответствии с п.9 ст.11 Закона органам налоговой полиции предоставлено право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на них обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Причем полученная информация может быть использована органами налоговой полиции исключительно в служебных целях и не подлежит разглашению.
 
  Административно наказуемыми признаются деяния, связанные с непредоставлением необходимой информации, несвоевременным ее предоставлением в реально установленные сроки, а также предоставление ложной, искаженной или неполной информации. В Законе РФ от 20 февраля 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации"* под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Наиболее распространена документированная информация, к которой относится зафиксированная на материальном носителе информация, позволяющая ее идентифицировать. Попытки руководителей коммерческих структур выдать вместо требуемой органами налоговой полиции информации на бумажных носителях, например, информацию на магнитных носителях (дискетах) следует расценивать как административное правонарушение. Информация может быть запрошена как у собственника информационных ресурсов, так и у их владельца, осуществляющего пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке наследования или дарения.
 _______________
  * См.: СЗ РФ. - 1995. - N 8. - Ст.609.
 
 
  Документ, полученный из автоматизированной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Копии представленных документов заверяются его собственником, владельцем или нотариальной конторой. Они должны иметь двухсторонний вид, выполнены электрографическим способом и заверены подлинной печатью и разборчивой подписью ответственного лица.
 
  Иногда информация может быть получена только в специальном порядке. Такой порядок, например, определен законами РФ "О государственной тайне"*, "О банках и банковской деятельности в РСФСР"**, Налоговым кодексом РФ (ст.102), где речь идет о получении информации, составляющей, соответственно, государственную, банковскую и налоговую тайны. Информация, содержащая служебную, банковскую и налоговую тайны, должна использоваться органами налоговой полиции в служебных целях и не подлежит разглашению***.
 _______________
  * См.: Российская газета. - 1993. - 21 сентября.
 
  **См.: СЗ РФ. - 1996. - N 6. - Ст.792.
 
  ***Статья 183 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайны.
 
 
  Сведения, которые не относятся к служебной или коммерческой тайне, определены постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"*. Кроме этого, в статье 102 Налогового кодекса РФ дан перечень сведений о налогоплательщике, которые не могут составлять налоговую тайну.
 _______________
  *См.: Собрание постановлений Правительства РФ (далее - СПП РФ). - 1992. - N 1-2. - Ст.7.
 
 
  Нарушения п.10 ст.11 Закона о налоговой полиции, дающего возможность органам налоговой полиции использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций) для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, может выражаться в отказе предоставления этих средств.
 
  Кроме этого, в пункте 2.3.3 "Правил дорожного движения Российской Федерации", утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090* предусмотрена обязанность водителей предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности и налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных действующим законодательством. Не терпящим отлагательств случаем может являться, например, перевозка изъятых товаров, продукции, на которые отсутствуют документы. В противном случае собственник (владелец) этих товаров (продукции) может скрыть их, заменить, либо осуществить другие незаконные действия, направленные на уничтожение или фальсификацию доказательств выявленной противоправной деятельности.
 _______________
  * См.: САПП РФ. - 1993. - N 47. - Ст.4531.
 
 
  В примечании к этому пункту говорится, что требование о предоставлении транспортного средства сотрудникам федеральных органов государственной безопасности и налоговой полиции не распространяется на транспортные средства, принадлежащие гражданам.
 
  Субъектами административной ответственности за нарушение установленного законом порядка управления являются физические лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. К общим признакам, характеризующим правонарушителя, относятся его возраст и вменяемость. Согласно ст.13 КоАП РСФСР, административной ответственности подлежат лица, которым на момент совершения правонарушения исполнилось 16 лет. Вменяемость лица выражается в способности его отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Общее положение, закрепленное в нормах об административной ответственности, в силу которого административной ответственности не подлежит лицо, находившееся во время совершения им общественно опасного деяния в состоянии невменяемости, распространяется на все без исключения рассматриваемые проступки. Здесь нет каких-либо особенностей, которые следовало бы специально раскрывать.
 
  Должностными признаются лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (руководители предприятий, бухгалтера). Выполнение соответствующих требований органов налоговой полиции входит в круг их служебных обязанностей. Однако при этом необходимо учитывать степень взаимозависимости должностных лиц при определении размера налагаемого штрафа.
 
  Субъективную сторону административных правонарушений, регламентированных ст.11 Закона о налоговой полиции, образуют элементы, характеризующие психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и его последствиям. В качестве таких элементов выступают следующие: вина в форме умысла или неосторожность (обязательный признак), мотивы и цели противоправного поведения субъекта (факультативные признаки). Следует отметить, что эти правонарушения совершаются только умышленно - с прямым или косвенным умыслом. Это означает, что лицо, совершившее административный проступок, сознавало противоправный характер своего действия или бездействие, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало поступление этих последствий.
 
  Мотив административного проступка определяется в литературе как осознанное побуждение лица, которое вызывает у него решимость совершить правонарушение и руководит им при его осуществлении, как "источник действия, его порождающий"*.
 _______________
  * Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т.2. - С.42.
 
 
  Однако в целом в юриспруденции отсутствует концептуальный подход к определению мотива как основному фактору вины. Вина не зависит от мотива, поскольку как в случае правомерного, так и в случае противоправного поведения субъект руководствуется единым побуждением - получением удовлетворения от своего поведения. Цель административного правонарушения - это мысленный образ результата, к которому стремится виновный субъект проступка, нарушая ту или иную норму права.
 
  Следует отметить, что цель совершения рассматриваемых административных правонарушений может быть различна, однако напрямую всегда связана с воспрепятствованием законным требованиям органов налоговой полиции.
 
  В соответствии с Федеральным законом "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"* подведомственными органам налоговой полиции являются следующие деяния:
 _______________
  * Далее по тексту главы: Закон.
 
 
  1) розничная продажа юридическим лицом (организацией) и индивидуальным предпринимателем этилового спирта, лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт (за исключением розничной продажи этих средств при осуществлении деятельности юридических лиц (организаций) по производству и обороту лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельности аптечных учреждений, связанной с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти) (ст.7 Закона);
 
  2) оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без аккредитации или без установленных документов (ст.8 Закона);
 
  3) выпуск юридическим лицом (организацией) - производителем алкогольной продукции без маркировки или купля-продажа алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение или перевозка такой продукции (ст.10 Закона);
 
  4) нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.12 Закона).
 
  Родовым объектом административных правонарушений рассматриваемой группы являются общественные отношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (производство, выпуск, закупка, перевозка, хранение, купля-продажа продукции).
 
  Объективную сторону правонарушений составляют противоправные действия (розничная продажа этилового спирта, хранение и перевозка алкогольной и спиртосодержащей продукции без установленных транспортных документов, сертификата соответствия, выпуск алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна и т.п.). Характерно, что данным правонарушениям присущ формальный характер. Это означает, что ни форма деяния, ни его последствие не имеют значения для определения размера налагаемого штрафа.
 
  Из названия закона явствует, что субъектами административной ответственности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Если порядок привлечения физических лиц к административной ответственности с точки зрения закона достаточно ясен и не содержит каких-либо противоречий, то с юридическими лицами дело обстоит несколько иначе.
 
  В настоящее время законодательное регулирование вопросов, связанных с порядком привлечения к административной ответственности юридических лиц, находится на стадии становления. Возникает вопрос: в какой мере должны соотноситься нормы, устанавливающие административную ответственность юридических лиц (статьи Закона) с нормами КоАП РСФСР?
 
  Существует мнение о том, что КоАП РСФСР на действия коллективных субъектов не распространяется*. Однако, на наш взгляд, это высказывание верно лишь отчасти. Рассматриваемый нами нормативный акт, в частности, дополнен отсылками к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях (ст.13, 14, 22, 23, 24 Закона).
 _______________
  * См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. - С.566.
 
 
  Аналогичная ситуация складывается в определении субъективной стороны проступка, совершенного юридическим лицом. Закон не содержит каких-либо норм, указывающих на вину субъекта. Вместе с тем, нельзя согласиться с утверждением о том, что наличие вины не является обязательным условием для привлечения юридического лица к ответственности*. Доказательством обратному служит наличие в нормах Закона относительно-определенных санкций, что предполагает выбор юрисдикционным органом величины наказания в зависимости от степени вины юридического лица. Не подлежит сомнению тот факт, что вина предприятия, организации, учреждения неразрывно связана с виной их должностных лиц. Иными словами, виновность юридического лица и его руководителей (должностных лиц) не может рассматриваться изолированно друг от друга**. При этом, привлечение юридического лица к ответственности не освобождает должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной ответственности.
 _______________
  * См. там же.
 
  ** Аналогично решен вопрос вины юридических лиц (организаций) в Налоговом кодексе РФ. В частности, в п.4 ст.110 Налогового кодекса РФ сказано, что "вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действие (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения".
 
 
 § 3. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
 ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
 
  Органы налоговой полиции имеют право применять только один из восьми видов административных взысканий, предусмотренных ст.24 КоАП РСФСР, - штраф. В законе штраф определяется как денежное взыскание, налагается за административные правонарушения и выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, установленному законодательством на момент совершения правонарушения.
 
  За совершение правонарушений, предусмотренных Законом о налоговой полиции, органы налоговой полиции могут применять штрафы в размере до стократного установленного законом минимального размера оплаты труда. Штрафы, установленные Федеральным законом "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", имеют гораздо больший размер - до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Порядок наложения административного взыскания в виде штрафа регламентируется главой 4 КоАП РСФСР. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Длящимся правонарушением является такое, которое началось действием или бездействием и осуществляется затем непрерывно путем неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенной на нарушителя обязанности (например, розничная продажа этилового спирта, лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт).
 
  В случаях, если после выявления административного правонарушения требуется дополнительное расследование (проведение экспертиз, сложных процессуальных действий), оно должно быть закончено в срок не более одного месяца после возбуждения дела. В исключительных случаях этот срок может быть по письменному ходатайству продлен вышестоящим должностным лицом еще на один месяц. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования.
 
  Поводами к возбуждению административного производства могут являться:
 
  - непосредственное обнаружение сотрудником налоговой полиции факта совершения правонарушения;
 
  - материалы, поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
 
  - сообщения и заявления, поступившие от физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.
 
  Основанием к возбуждению дел об административных правонарушениях являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения.
 
  О совершении административных правонарушений, подведомственных органам налоговой полиции, в соответствии с п.11 ст.11 Закона о налоговой полиции составляется протокол. Согласно ст.234 КоАП РСФСР, протокол должен содержать следующие реквизиты:
 
  - дату и место его составления, фамилию, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности правонарушителя (о юридическом лице);
 
  - место, время совершения и сущность административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение с указанием конкретной статьи;
 
  - объяснение правонарушителя (законного представителя юридического лица);
 
  - иные сведения, необходимые для разрешения дела.
 
  При составлении протокола правонарушителю (законному представителю должностного лица), а также иным участникам производства по данному делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст.247 КоАП РСФСР, о чем делается отметка в протоколе.
 
  Протокол подписывается лицом, его составившим, и правонарушителем (уполномоченным представителем юридического лица). В случае отказа от подписания протокола правонарушителем в нем делается соответствующая запись.
 
  При наличии свидетелей правонарушения протокол может быть подписан этими лицами.
 
  Протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. В случае, если санкция применяемой статьи предполагает в качестве дополнительного административного взыскания конфискацию, руководитель органа налоговой полиции (его заместитель) обязан в течение суток с момента составления протокола передать дело в районный суд (мировому судье).
 
  При выявлении и пресечении административных правонарушений органы налоговой полиции вправе применять меры процессуального обеспечения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п.11 ст.11 Закона о налоговой полиции). К таким мерам относятся следующие: задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Наиболее часто в их деятельности используется изъятие вещей и документов.
 
  В случае изъятия вещей и документов, согласно ч.3 ст.244 КоАП РСФСР, об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.
 
  Меры обеспечения могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу), прокурору или в суд.
 
  По общему правилу, дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица (представителя юридического лица), привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в тех случаях, когда имеются данные о своевременном извещении этого лица о месте и времени рассмотрения дела, если от него не поступило ходатайства об отложении производства по делу.
 
  Дела об административных правонарушениях, подведомственных органам налоговой полиции, рассматриваются по месту их совершения в 15-дневный срок со дня получения руководителем органа налоговой полиции (его заместителем) материалов дела. В итоге выносится одно из следующих постановлений:

<< Пред.           стр. 6 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу