<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>
2. Программа работы с одаренными детьми. Реализация проекта ФЭП.3. Программа "Личностно-ориентированные технологии в обучении и воспитании".
4. Программа "Здоровье", включающая в себя аспекты становления психологической службы, обозначения ее роли в обеспечении полноценного проживания каждого возрастного периода.
5. Программа "Культуротворческая среда профессионального роста учителя".
6. Программа государственно-общественного управления образовательным учреждением.
7. Воспитательная программа, ориентированная на новые общественные потребности: обеспечение достижения учащимися гимназии жизненно значимых результатов.
Механизм реализации концепции развития гимназии
Внедрение этапа подготовки к обучению в гимназии, валидных и экологичных процедур диагностики общей одаренности и вхождения в образовательные программы.
Разработка учебных планов на основе базисного учебного плана, уточнение инвариантной, вариативной, факультативной частей учебного плана и самого учебного плана в целом в соответствии с сочетанием гуманитаризации и компьютеризации образования.
Возможные изменения в содержании образования основываются на принципе демократизации отношений в гимназии: предоставление права выбора учителю учебных программ, форм обучения, дидактической системы преподавания, а учащимся - выбора спецкурса, предметов углубленного изучения, индивидуальных планов обучения.
Осуществление перехода от педагогического воздействия учителя на ученика к взаимодействию в совместной деятельности.
Организация жизнедеятельности гимназического сообщества, которая позволяет ученику удовлетворить потребности участия в любой деятельности, самореализации, общественном признании своих действий, в заботе о других и внимании к себе.
Обеспечение включенности каждого гимназиста в самоуправленческие структуры гимназии, в организацию досуговой деятельности.
Защита интересов ребенка в вопросах, находящихся в компетенции других ведомств.
Создание психолого-социальной, медико-педагогической службы.
Совершенствование управлением гимназией: на основе принципов государственно-общественного управления образовательным учреждением.
Управление развитием гимназии путем соорганизации ученых, педагогов-исследователей, учителей-практиков и управленцев гимназии, социальных партнеров и творческой интеллигенции.
Приоритетные группы задач развития гимназии
1. Формирование физически здоровой личности:
- недопущение перегрузки учащихся;
- оптимальная организация рабочего дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей.
- привлечение максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях.
2. Развитие творческих способностей гимназиста:
- переориентация работы гимназии на раскрытие творческого потенциала каждого ученика;
- ориентация на реализацию личностных смыслов, ценностных отношений в деятельности и общении;
- совершенствование творческой атмосферы в гимназии путем введения курсов по выбору;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне стен гимназии (интеллектуальный марафон, турниры, олимпиады, конференции).
3. Формирование творческого коллектива учителей с высоким инновационным потенциалом:
- совершенствование системы отбора учителей;
- обеспечение оптимальной нагрузки учителей;
- совершенствование работы научно-методического совета гимназии, предметных кафедр;
- внедрение передового педагогического опыта в практику;
- проведение на базе гимназии научно-методических семинаров по обмену опытом, научно-практических конференций, "круглых столов" и др.;
- привлечение к работе в гимназии представителей науки и культуры.
4. Оптимальная организация учебного процесса в гимназии:
- обеспечение оптимального сочетания базового и специализированного обучения;
- совершенствование учебного плана и учебных программ;
- развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей;
- обучение учащихся современным технологиям получения знаний, расширение спектра развивающих программ;
- оказать помощь в освоении современной информационно-технической культуры.
5. Воспитательная работа:
- создание детской общественной организации "Гимназическая Республика";
- совершенствование органов ученического самоуправления;
- закрепление традиций гимназии;
- совершенствование системы работы классных руководителей.
6. Совершенствование системы управления гимназии:
- перевод гимназии в режим развития;
- усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми звеньями управления;
- решение вопросов финансирования, поиск дополнительных источников;
- создание банка информации, проведение анализа и коррекции образовательной ситуации в гимназии.
7. Разработка индикаторов мониторинга процесса развития гимназии. Проблематизация. Анализ инновационной практики.
НОВЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Пуртова Т.В.
Пуртова Тамара Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики детства КГПУ. Автор более 30 научно-методических публикаций. Специалист в области педагогики произвольного общения, игры, дошкольной педагогики. Научный руководитель базовой для кафедры начальной школы - детского сада № 165. Внештатный сотрудник Научно-внедренческой лаборатории психопедагогики при администрации Московской области.
Организация методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении должна, на наш взгляд, отличаться от того, что делалось в предшествующие годы. Занимаясь несколько лет исследованием произвольности в общении у детей и взрослых на кафедре педагогики детства КГПУ в содружестве с Научно-внедренческой лабораторией психопедагогики при администрации Московской области, мы научились видеть организацию методической работы "изнутри".
Существует психологическое понятие - интериоризация, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана создания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Другими словами, применительно к организации методической работы в ДОУ, воспитателю как одной из главных фигур педагогического процесса необходимо создать такие условия, чтобы он сначала видел, как совершается процесс развития ребенка у другого педагога, где можно весь процесс прокомментировать, разобрать, обсудить, найти "замену" неудачным педагогическим ходам, моделируя педагогические ситуации, и только потом "присвоить" себе все сложности организации процесса воспитания, обучения и развития дошкольника.
Произвольность в общении тесным образом связана с процессом интериоризации и выводит нас на мысль, что методическая работа "сильна" не функцией контроля, а функцией созидания (наш термин).
Под созиданием мы понимаем организацию поисковой, экспериментальной деятельности, в которой, прежде всего, главным участником является не воспитатель, а методист. Экспериментальная деятельность методиста влияет на появление у воспитателя мотива к собственной профессиональной деятельности, способствует более осознанному и творческому подходу к конструкции занятий, детских игр, ситуации морального выбора детьми.
Методист призван учить воспитателей правильно организовывать педагогический процесс. Но и сам методист нуждается в совершенствовании своего мастерства. Существующие в системе педагогического образования формы повышения квалификации традиционно представлены активностью лектора и пассивностью слушателей курсов. На наш взгляд, даже написание образовательных проектов в качестве аттестационной работы не способствует освоению педагогами специфики поиска, эксперимента в организации образования в ДОУ.
На базе экспериментального учреждения "Начальная школа - детский сад № 165" Свердловского р-на создана районная творческая педагогическая мастерская. Педагоги дошкольных образовательных учреждений имеют возможность совместно с руководителем ТПМ участвовать в поисковой, экспериментальной деятельности по проблеме. Обучение взрослых носит характер проблемного обучения, что означает активность обеих сторон. Участие в работе мастерской способствует появлению у педагогов возможности самостоятельно проектировать педагогический процесс в ДОУ.
В данной информации не предполагается представление содержания экспериментальной деятельности в рамках произвольности в общении у взрослых, однако мы предлагаем тематический план работы ТПМ 1999-2000 гг., который даст некоторое представление о деятельности мастерской.
№№
п/п Содержание Сроки 1. Тенденции и перспективы изменения преемственной связи учреждений начальной ступени образования 14-15.10.99 2. Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста 11.11.99 3. Развитие личности и проблемы непрерывного образования 16.12.99 4. Психологические основы программы начального образования "Золотой ключик" 20.01.2000 5. Управление целостным учебно-воспитательным процессом 17.02.2000 6. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние 16.03.2000 7. Проектирование образовательного процесса 20.04.2000 8. Педагогические инновации и научный эксперимент 18.05.2000
Кафедрой педагогики детства КГПУ на основе научного исследования произвольности в общении у взрослых создана новая форма повышения квалификации дошкольных работников - творческая педагогическая мастерская. Новая - в том смысле, что в ней пытаются обучать педагогов проблеме.
Новый подход в организации методической работы в ДОУ, на наш взгляд, - проблемный подход.
??
??
??
??
1
30
Наука и школа
43
Управление образованием
<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>