<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все большее внимание уделяют проблемам развивающего обучения. Вопросы нравственного, интеллектуального и физического развития школьников становятся все актуальнее. Вместе с тем актуальна и проблема ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения.
  В школах при большой учебной нагрузке двигательная активность учащихся незначительна, нарушаются нормы питания, школьный режим. Эти факторы снижают работоспособность, вызывают утомление, способствуют ухудшению зрения, нарушениям осанки, работы сердечно-сосудистой и нервной систем детей.
  С приходом ребенка в школу большое значение уделяется развитости мышления, так как оно влияет на обучаемость. Уже в первом классе мышление должно быть представлено во всех трех формах; наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической [1]. Словесно логическое мышление ребенка предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Высшая нервная деятельность человека вообще и ребенка в частности обеспечивает восприятие и переработку сигналов, получаемых мозгом. Действительность как бы "отражается" мозгом на двух уровнях. Ближайшие к коре больших полушарий подкорковые ядра, большие полушария головного мозга (но без участия лобных отделов) отражают действительность в форме непосредственных ощущений, чувственных образов и составляют первую сигнальную систему отражения действительности. Вторая же сигнальная система - отражение действительности в обобщенной, опосредованной через слово форме - функционирует с участием лобных долей коры больших полушарий [2;3].
  В своей работе мы изучали развитие утомления у детей в процессе развивающего обучения, а также влияние утомления на работу сигнальных систем отражения действительности.
  В ходе экспериментов и наблюдений использовались гигиенические, физиологические и психологические методики выявления уровня развития сигнальных систем, а также методики изучения умственной работоспособности: выполнение заданий по карточкам, использование специальных корректурных проб и т.д.
  Результаты трех психологических и одного физиологического тестов показали, что в 3 "А" классе (с развивающей системой обучения с первого класса ) у 80 % детей преобладала вторая сигнальная система. В контрольном 3 "Г" классе (с традиционной системой обучения с первого класса) только у 56% учеников превалировала вторая сигнальная система.
 
 1 - класс с развивающим обучением
 2 - класс с традиционным обучением
  Далее мы выяснили, как же влияет развивающее обучение на работоспособность детей в течение учебного дня, урока, недели. Оценка умственной работоспособности проводилась по таблицам Анфимова в динамике урока, учебного дня и рабочей недели и показала, что к концу рабочего дня в понедельник, среду и пятницу идет постепенное повышение умственной работоспособности у учащихся 3 "А" класса. Аналогичный эксперимент в 3 "Г" классе показал, что в условиях традиционного обучения к концу рабочего дня в понедельник и среду умственная работоспособность постепенно повышается, а в пятницу она снижается за счет преобладания процессов возбуждения. Следовательно, в этом классе к концу рабочего дня в пятницу возникает первая фаза утомления.
  Предположив, что одной из причин повышения работоспособности детей является активизация работы зрительного анализатора, мы далее показали, что к концу недели в классе с развивающим обучением у детей происходит уменьшение объема и скорости переработки зрительной информации при повышении общей работоспособности. В чем же причина такой динамики? Для ответа на этот вопрос мы проследили изменение работоспособности в течение урока при выполнении заданий по русскому языку и математике. Оказалось, что к концу урока в обоих классах при увеличении процента выполненных заданий увеличивается процент правильно выполненных заданий и уменьшается время на выполнение одного задания.
  Очевидно, что у учащихся 3 "А" класса лучше развито абстрактное мышление и произвольное внимание, а следовательно, выше и уровень развития второй сигнальной системы. Можно думать, что увеличение работоспособности в классе с развивающим обучением к концу недели связано, несмотря на уменьшение объема и скорости переработки сенсорной информации, с преимуществами второсигнальной системы отражения действительности. Вместе с тем важно отметить, что в 3 "А" классе у детей происходит перенапряжение зрительного анализатора, ярко проявляющееся к пятнице. Это и выражается статистически достоверным снижением объема и скорости переработки информации к концу рабочей недели. В 3 "Г" классе с развитием утомления к пятнице скорость и объем переработки зрительной информации увеличиваются. Развитие утомления в классе с традиционным обучением мы связываем с отставанием в развитии второй сигнальной системы отражения действительности детей, а в обоих классах этому способствуют также нарушение режима дня и гигиенических условий обучения.
  Нами достоверно показано, что развивающее обучение как альтернативное традиционному способствует более раннему формированию второй сигнальной системы и за счет этого поддержанию более высокой продуктивности учебной работы в течение недели. Однако на фоне высокой работоспособности у детей этой группы наблюдается более раннее утомление сенсорных систем, в частности зрительного анализатора, и снижение скорости переработки сенсорной информации. Очевидно, что нетрадиционная система обучения, имея огромный положительный педагогический эффект, может нести, при отсутствии физиологического контроля и коррекции, здоровьеразрушающие тенденции.
 
 Библиографический список
 1. Общая психология. - М.: Владос, 1995. - 448 с.
 2. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников (при обучении по новым программам) / Под ред. Антроповой М.В. - М.: Педагогика, 1974. - 136 с.
 3. Шичко Г.А. Вторая сигнальная система человека и ее физиологические механизмы. - Л.: Медицина, 1969. - 223 с.
 
 
 ИНДИВИДУАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ ШКОЛА
 КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
 БОЛЬНЫХ СКОЛИОЗОМ ДЕТЕЙ
 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЛЕЧЕБНОМ КОМПЛЕКСЕ
 Дуда И.В.
 
 
 
 
 
  После окончания в 1992 году факультета начальных классов КГПУ работала ассистентом и старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии начального образования. В настоящее время - аспирант кафедры ПиПНО, выполняет исследование по теме "Педагогические условия организации образовательного процесса в школе-интернате для детей, больных сколиозом".
 
 
 
 
  В настоящее время в Российской Федерации в ряде городов, в том числе в Красноярске, как особый тип школы функционируют специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты VI вида, где обучаются больные сколиозом дети с сохранным интеллектом согласно Типовому Положению Министерства образования России о специализированных школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (Приказ № 48 от 4.09.97 г.).
  В основу создания этих учреждений положен принцип сочетания систематического консервативного лечения детей, больных сколиозом, с их полноценным обучением и воспитанием.
  Первые специальные школы-интернаты для детей, больных сколиозом, начали создаваться в нашей стране с 1964 года. Они имели единый учебный план, соответствующий массовой школе, одинаковую структуру организации и функционирования учебно-воспитательного процесса, что было оправдано условиями единообразной педагогической практики. В условиях современной педагогической практики, когда наблюдается увеличение разнообразных образовательных учреждений, их целей, программ и педагогических технологий, форм организации и управления, связей в социуме и культуре, такая однотипная, унифицированная организация специальных школ-интернатов не отвечает требованиям социального заказа общества, поскольку дети поступают в интернаты из разных типов образовательных учреждений. Кроме того, современная педагогическая теория и практика не раскрывают теоретических положений и не дают практических рекомендаций по образованию детей, больных сколиотической болезнью.
  Все это требует пересмотра содержания и организации деятельности специальных школ-интернатов. В настоящее время многие из оздоровительных образовательных учреждений этого типа имеют статус "школы здоровья", являются экспериментальными площадками по внедрению новых технологий образования и медицины, исследовательскими лабораториями по разработке научно-методической базы, работают по индивидуальным учебным планам, авторским программам, направленным на укрепление здоровья детей, овладение учащимися комплексом знаний и умений для осознанного выбора будущей профессии.
  Экономические, экологические, социальные процессы современного общества оказывают негативное влияние на функциональные возможности организма человека и приводят к тому, что медико-психологические характеристики детей России обнаруживают у них рост хронических заболеваний, в том числе увеличивается количество детей, больных сколиозом. По данным Медицинской академии, количество школьников, больных сколиозом, в 1998 году составляло 7,8%.
  Г. Красноярск относится к числу наиболее неблагоприятных в экологическом плане крупных промышленных центров России, в связи с этим количество больных сколиотической болезнью школьников увеличивается год от года и в настоящее время составляет 8,2%. Для решения проблемы консервативного лечения сколиоза у детей с их одновременным образованием в 1989 году была создана специальная школа-интернат, ортопедический стационар по консервативному лечению детей в возрасте от 4 до 17 лет, больных сколиозом - образовательно-лечебный комплекс (ОЛК).
  Воспитанники интерната, кроме сколиоза, имеют серьезную соматическую отягощенность, неблагоприятный психо-неврологический фон, пагубно влияющий на нормальный ход физического и психического развития. Общее количество нервно-психических осложнений, по данным медицинской службы ОЛК, составляет около 75%. У больных сколиозом детей преобладают функциональные, обратимые изменения познавательных способностей - мышления, памяти, внимания, снижается умственная работоспособность, нарушается формирование учебной мотивации.
  Исходя из вышеназванных особенностей больных детей, а также учитывая и тот факт, что дети приходят в ОЛК из 70-ти школ города Красноярска (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов и др., где они обучались по различным программам) и находятся в интернате в зависимости от медицинских предписаний в среднем 2-3 года, а затем возвращаются в прежнюю школу, мы пришли к мнению о том, что воспитанники интерната могут обучаться на уровне стандарта только при дифференциации и индивидуализации обучения и активной педагогической, психологической и медицинской поддержке.
  Проанализировав многочисленные источники по проблеме дифференциации образования в общеобразовательной школе, которой занимаются ученые Ю.З. Гильбух, К. Индре, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И. Унт, Е.А. Ямбург и другие, мы пришли к выводу о том, что индивидуальные характеристики учащихся рассматриваются учеными как основания для дифференциации образования и под индивидуальными характеристиками понимаются особенности учащихся.
  Так, И. Унт к особенностям учащихся, которые по ее мнению, необходимо учитывать при дифференциации образования, относит: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
  Кроме того, при дифференциации образования автор предлагает учитывать и состояние здоровья школьников.
  Е.С.Рабунский выделяет следующие особенности школьников в качестве критериев для дифференциации образования: уровень успешности, уровень познавательной самостоятельности, степень действенности интереса к учению.
  Проанализировав состояние проблемы дифференциации образования в педагогической теории и практике, мы выделили в качестве основания дифференциации образования в специальной школе-интернате следующие индивидуальные характеристики учащихся: уровень обученности, состояние здоровья ребенка (степень сколиоза, его прогрессирование, наличие сопутствующих заболеваний), образовательные потребности школьника.
  Индивидуальные характеристики учащихся в достаточной мере отражают особенности школьников ОЛК и позволяют выделить 4 группы учащихся, имеющих сходные характеристики, которые могут служить основанием дифференциации образования в школе-интернате.
  За основу дифференциации образования нами была взята концепция, разработанная НИИ СИМО, опирающаяся на традиции и опыт отечественной и зарубежной педагогики, на труды М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева, Д.А. Эпштейна и других ученых, разработавших теоретические основы дифференциации обучения как условия развития личности.
  Апробировав модель дифференцированного обучения, мы поняли, что необходимо учитывать возможность больного сколиозом ребенка работать в определенном интеллектуальном режиме. В то же время активность познавательных процессов у каждого ребенка различна, поэтому дифференцированного обучения недостаточно, необходима его индивидуализация. Так, появилась идея создать "школу в школе" - индивидуально-адаптивную школу (ИАШ).
  Основной задачей ИАШ на начальном этапе ее деятельности было оказание педагогической поддержки детям, испытывающим трудности в усвоении учебного материала по различным предметам. Для этого были организованы индивидуальные занятия со слабоуспевающими школьниками с целью восполнения у них пробелов в знаниях, которые появлялись по причине пропуска учебных занятий вследствие обострения основного (сколиоз) или сопутствующего ему заболеваний. Деятельность индивидуально-адаптивной школы преследовала решения следующих задач: выявление учеников с проблемами в обучении, определение характера его учебных проблем, разработка индивидуальных программ обучения для каждого школьника, подбор кадров для индивидуальной работы с учениками, анализ эффективности индивидуального обучения.
  В ИАШ занятия с учениками начальных классов использовались компьютерные программы по обучению чтению, математике, развивающие игры по предметам.
  Были выявлены ученики 5-7 классов, не справляющиеся с программным материалом из-за отсутствия навыка чтения, пересказа текста, приемов устного счета, письменных вычислений, орфографической зоркости. Индивидуальные занятия с ними проводили преподаватели русского языка и литературы, математики, английского языка.
  В связи с уплотненным режимом деятельности образовательно-лечебного комплекса мы столкнулись с рядом проблем: из-за ограниченного количества оборудованных учебных помещений трудно было определить место для индивидуальных занятий, составить расписание индивидуальных занятий с учетом основного учебного расписания и лечебных процедур. Поэтому занятия сначала проводились или после основных уроков, или во второй половине дня, во время самоподготовки, что не вызывало особого энтузиазма ни у детей, ни у преподавателей. Появилась опасность появления интеллектуальной и физической перегрузок детей при параллельном их обучении в основной и индивидуально-адаптивной школах. Возникла необходимость более тесных контактов ИАШ не только с учителями-предметниками и воспитателями, но и врачами, психологами, родителями школьников. Особенно это касалось вновь прибывших в ОЛК детей и детей, пропустивших большое количество занятий после тяжелой операции. Таким образом, на первом этапе индивидуально-адаптивная школа решала в основном дидактические вопросы.
  Задачи индивидуально-адаптивной школы постепенно переосмысливались, деятельность структурировалась, менялось отношение к ИАШ со стороны учителей, воспитателей, родителей, самих школьников. В настоящее время индивидуально-адаптивная школа является структурным подразделением образовательно-лечебного комплекса.
  Сохранение соматического, психического, нравственного здоровья больного сколиозом ребенка является фундаментом ИАШ. Индивидуальной школа называется потому, что призвана помочь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей, склонностей. Философским обоснованием такой школы для нас является гуманистическая психология, которая позволяет школе максимально адаптироваться к больному ребенку, его самости, его неординарности.
  Под "адаптацией" (от познелатинского adaptatio - приспособление) понимают вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Мы согласны с точкой зрения Капустина Н.П., что именно адаптивная образовательная система способна каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.
  Индивидуально-адаптивная школа на базе основного плана ОЛК формирует учебный план, решая следующие задачи: дать возможность получить образование детям, страдающим сколиотической болезнью, в щадящем учебно-охранительном режиме, удовлетворить потребности воспитанников в самообразовании, оказать помощь в изучении отдельных предметов, реализовать довузовскую подготовку воспитанников как в ОЛК, так и на факультете довузовской подготовки торгово-экономического института, не прекращая комплексного лечения сколиотической болезни.
  В индивидуально-адаптивную школу направляются учащиеся, прибывающие в ОЛК в течение года, дети, которые ранее занимались по другим учебным планам и программам (из лицеев, гимназий и т. п.), дети, нуждающиеся в особом щадящем режиме (сколиоз III, IV степеней). Контингент для занятий в ИАШ формирует психолого-медико-педагогический консилиум, состоящий из представителей психологической, логопедической служб, воспитателей, учителей, медиков различных специальностей. По данным комплексного исследования, разрабатывается психологическое, медицинское сопровождение образовательного процесса, выстраивается индивидуальная программа обучения для каждого ребенка.
  Нами разработан и апробирован лист сопровождения учащегося из основной в индивидуально-адаптивную школу. В нем содержится письменное обоснование, в котором учитель основной школы четко указывает объем учебного материала, темы для проработки с учеником, данные психологического обследования, рекомендации психологов и медиков.
  Схема "ввода" учащихся в ИАШ и "вывода" из нее выглядит следующим образом: отбор в школу по данным ПМПК - комплектование групп - составление индивидуальных программ - проведение контрольных срезов - возвращение в класс к основному учителю, адаптация ребенка в классе.
  Уроки в ИАШ проводятся параллельно урокам основной школы. Такое расписание "урок в урок" позволяет решать проблему адаптации вновь прибывших детей, пропустивших занятия по болезни, избежать физической и интеллектуальной перегрузок. Обязательным требованием к организации учебно-лечебной деятельности в ИАШ является соблюдение индивидуального ортопедического режима каждого воспитанника, предписанного лечащим врачом-ортопедом. Урок в индивидуально-адаптивной школе длится 40 минут с обязательной через 20 минут ортопедической паузой с элементами корригирующей гимнастики. Дети занимаются в режиме оптимальной разгрузки позвоночника со сменой динамических поз. Таким образом, обучение в ИАШ ведется при постоянном взаимодействии педагогов и медиков.
  Количество воспитанников в группе не превышает 4 человек. ИАШ имеет несколько собственных комнат для занятий по русскому языку, математике, английскому языку и другим предметам, где соблюдаются все необходимые санитарно-гигиенические и ортопедические требования.
  Психологическое обеспечение в ИАШ осуществляется посредством организации тренинговых групп развития памяти, внимания, коррекции мыслительных процессов, проводится социоигровой тренинг развития навыков эффективного общения, тренинг уверенности в себе. Занятия организуются и проводятся психологами в специально созданном психологическом кабинете. Результатом явилось уменьшение тревожности детей, стабилизации эмоционального фона, а в целом это способствовало успешной учебной деятельности.
  Кроме того, через ИАШ решаются логопедические проблемы ребенка. Так, с целью коррекции нарушений речи на базе логопедических данных в ИАШ направлялись школьники 1-5 классов с целью коррекции автоматизации звуков, увеличения скорости чтения (у детей, которые имели или имеют дефекты речи). Педагог совместно с логопедом добиваются положительных результатов, используя компьютерные программы "Творческая работа со словом", "Радуга", "Быстрое чтение", "Юниор", "Вундеркинд", "Роботландия".
  Для коррекции нарушений письменной речи у детей был разработан интегрированный курс обучения русскому языку и коррекции дисграфии. В 1999-2000 учебном году в экспериментальную группу из учащихся 5-9 классов были направлены 18 человек. Педагог и логопед разработали для каждого ребенка индивидуальную программу, включающую логопедические упражнения, тренинговые задания. Учитель-логопед проводит работы на материале, изучаемом в классе. На конец учебного года значительное улучшение грамотности и отсутствие дисграфических ошибок продемонстрировали 15 учащихся.
  В школе-интернате создан уникальный опыт по довузовской подготовке больных сколиозом детей и их дальнейшее обучение в Красноярском торгово-экономическом институте, где созданы все условия для соблюдения режима разгрузки позвоночника.
  Индивидуально-адаптивная школа образовательно-лечебного комплекса создает условия для включения каждого больного ребенка в деятельность, соответствующую его "зоне ближайшего развития", формирует адекватную самооценку ребенка при индивидуальных темпах освоения материала, используемые технологии полного усвоения материала, при которых учащиеся самостоятельно выбирают посильные для себя задания, позволяют создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Главный оздоровительный эффект индивидуализации обучения заключается в восстановлении патологически измененного болезнью психо-эмоционального состояния ребенка.
  Таким образом, сущность организации обучения детей в индивидуально-адаптивной школе образовательно-лечебного комплекса составляют его гуманизация, личностная ориентация и развивающий характер, что позволяет ребенку, больному сколиотической болезнью, получить качественное образование с последующей ориентацией в профессиональном выборе.
 
 Библиографический список
 1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.
 2. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982.
 3. Пашова Р.А. Адаптация слушателей подготовительного отделения, больных сколиозом, к обучению в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 1999.
 4. Рабунский В.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. - М., 1975.
 5. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.
 6. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
 7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск, 1995.
 8. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., 1996.
 
 
 
 ПОЛИТЕХНИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
 КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
 Ачекулова Л.И.
 
 
 
 
 
  Ачекулова Лариса Ивановна - в 1987 году с отличием окончила биолого-географический факультет КГПИ. В настоящее время директор Сибирякской средней общеобразовательной школы Емельяновского района Красноярского края. Аспирант кафедры методики биологии и основ сельского хозяйства (научный руководитель - профессор Пакулова Вера Михайловна).
 
 
 
 
 
 
  О проблемах сельской школы сказано и написано немало. Однако их количество не уменьшается, они приобретают характер глобальных, решительно выходя за рамки образовательных тем.
  Распад совхозов, падение производства, увеличение числа безработных, низкая заработная плата, резкое сокращение социально-культурной, образовательной, медицинской сфер, вот реалии сегодняшней сельской жизни. В еще худшем положении оказываются сельские дети, проводящие свою жизнь вдали от научно-технического прогресса, который предъявляет свои требования к современному человеку.
  Каким же должно быть сегодня место сельской школы, чему и как учить детей в это трудное время? Как помочь выпускникам сельских школ наиболее безболезненно вживаться в этот мир, находить свое место, быть конкурентоспособными, вписываться в производственную, бытовую и культурную жизнь начала XXI века?
  Одним из возможных путей выполнения сельской школой этой миссии можно считать возвращение политехнизации образования. Хотя реализовать эту идею в полной мере не удалось, тем не менее, нужно четко понять, что потребности российского общества диктуют развитие массовой сельской школы именно по пути политехнизации. Путь России на мировой рынок возможен, если техническое творчество станет национальной традицией. В таком случае и представления о политехническом образовании следует пересмотреть.
  Сегодня большинство людей считают, что главный смысл политехнического образования заключается в том, чтобы уже на школьной скамье сформировать профессиональные навыки. Но школа по самой своей природе ориентирована на получение общего образования, а не на профессиональную подготовку. Подлинная политехнизация заключается в другом.
  В современных условиях политехническое образование нужно рассматривать как процесс и результат усвоения систематизированных знаний по общим научным основам современного производства, формирование умений и навыков, необходимых для обращения с орудиями труда, наиболее распространенными в различных отраслях производственной деятельности. А также качеств личности, позволяющих ориентироваться во всей системе общественного производства, формирование навыков анализа проблем и путей их решения, воспитание любви к изобретательству.
  Политехническое образование - фундамент профессиональной подготовки. Сельского школьника нужно учить быть жителем села, прививать любовь к земле, давать практические навыки ухода за домашними животными, культурными растениями, т.е. учить тому, без чего прожить на селе невозможно. Кроме того, формировать мировоззрение, научные знания, помогающие заботиться не только о сохранении села, но и о его развитии.
  Действующая программа по биологии дает возможность учителю формировать у сельских школьников разнообразные умения: распознавать изучаемые объекты и их части, анализировать признаки, сравнивать объекты и процессы, находить у них черты сходства и различия, находить причинно-следственные связи. Выработка перечисленных умений у учащихся позволяет им гибко оперировать понятиями и фактами, совершать такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление взаимосвязей, умозаключение и формулирование выводов мировоззренческого характера. Все эти умения относятся к интеллектуальным.
  Умения ставить опыты с живыми объектами, проводить наблюдения, связанные с биологическими явлениями и делать из них практические и теоретические выводы; работать с лупой, микроскопом; определять растения и животных местных видов, принадлежащих к различным систематическим группам, с помощью определителей и определительных карточек; использовать полученные на уроках знания для ухода за растениями и животными, сохранения и укрепления здоровья своего организма - все это практические умения, которые необходимы каждому школьнику.
  Кроме этого, программа по биологии позволяет формировать общеучебные умения, работать с учебником и дополнительной литературой как источником знаний. Конспектирование, тезирование, аннотирование, цитирование, составление матрицы идей влияют на глубину и прочность усвоения знаний, позволяют ученикам более рационально использовать время при выполнении классных и домашних заданий, делают их конкурентоспособными на рынке абитуриентов.
  Большинство из перечисленных умений являются политехническими, они нужны во всех видах деятельности и легко могут быть перенесены с одного школьного предмета на другой, с одной профессии на другую. Вот почему в осуществлении политехнического принципа, в преподавании основ наук необходимо обеспечить более тесную связь предметов между собой, теории с практикой, добиться понимания учащимися того, что вся совокупность законов физики, химии, биологии используется для создания и совершенствования технологических производственных процессов, технических средств его осуществления, а также деятельности человека на производстве, в сельском хозяйстве.
  В реализации этого принципа найдется место всем предметам школьного цикла.
  Взаимоотношения между живой природой и созданной человеком техникой - одна из ключевых тем того, что мы называем экологическим образованием. Сегодня часто говорят о том, что главная задача экологического образования заключается в воспитании экологического сознания. Но, на наш взгляд, сегодня этого недостаточно. Человек XXI века должен быть готов к тому, чтобы не только рассуждать на экологические темы, но и искать выход из очень не простых ситуаций. А для этого нужны определенные интеллектуальные навыки, которые может и должна формировать политехническая школа, в том числе и сельская.
  Все задачи, которые ставит перед нами экологический кризис, носят комплексный характер. При их решении необходимо учитывать и биологическую, и географическую, и техническую, и экономическую, и социальную информацию. Поэтому экологически образованный выпускник средней школы должен находить общий язык взаимодействия с окружающим миром. Стержнем экологического образования может стать понимание комплексности стоящих перед ним проблем. Оно определяется не разнообразием предметов и большим объемом предлагаемого материала, а тесным взаимодействием между предметами.
  В политехнической школе биологии необходимо отвести принципиально новое, существенно более высокое, чем ныне место. Прежде всего, по тому, что между биологическими и техническими системами очень много общего, например, общие понятия (такие, как информация, сигнал, управление). Немало общего можно усмотреть в эволюции жизни и в развитии техники. Такие понятия, как ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, можно использовать не только в биологии, но и в истории техники. А технические аналогии позволяют лучше понять многие вещи в биологии.
  Учащихся нужно знакомить с бионикой (от греческого слова bion - элементы жизни, живущий), объединяющей интересы биологии и техники, решающей инженерные и технические задачи на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов.
  Сегодня уже немало технических решений заимствовано у природы. По типу строения кожи дельфинов создана мягкая обшивка для подводных судов, позволяющая увеличить их скорость под водой на 15-20 % без увеличения мощности двигателя. По типу строения жужжал создан специальный навигационный прибор для самолетов "жиротрон", который позволяет обеспечивать высокую стабилизацию полетов самолета на больших скоростях.
  В шагающих роботах используется принцип сочленения ног насекомых. Ученые исследуют и моделируют анализаторы животных, чтобы создать новые датчики и системы обнаружения в технике, изучают нейронные сети в организме для совершенствования вычислительной техники и различных автоматических и телемеханических устройств.
  Запас бионических идей у природы практически неисчерпаем. Чаще всего оказывается, что человек не в состоянии пока подобрать нужные материалы для прямого моделирования или иного технического решения, осуществленного в живой природе.
  Несомненно, бионика - наука будущего, у нее замечательные перспективы практически во всех отраслях современной техники. И именно поэтому с ней нужно знакомить молодое поколение, которое в скором времени определит горизонты развития науки и техники, оно должно учиться наблюдательности и поиску принципиально новых технических идей, подсказанных природой.
  Особое место в сельской школе следует отвести пришкольному учебно-опытному участку, зеленой лаборатории, которая должна стать примером высокоэффективного грамотного землепользования. В этой лаборатории школьники могут приобретать умения и навыки, необходимые для работы на приусадебных, садовых участках и в каждодневном труде на селе.
  Многолетний опыт работы в сельской школе привел к мысли о том, что учебно-опытный участок должен быть не только средством отработки трудовых приемов и правил, но и может стать местом получения начального экономического образования.
  Получив с участка экологически чистую продукцию, можно часть ее реализовать, создать агробанк, в котором деньги, заработанные детьми, будут в обороте. Учить кредитовать, распространять ценные бумаги, разрабатывать технологические карты, делать расчет себестоимости продукции, определять уровень рентабельности хозяйства, знакомить с элементами маркетинга, изучать банковские операции, с которыми может встретиться арендатор, фермер или работник сельскохозяйственного акционерного общества.
  Нельзя забывать опытническую работу. В сельской школе она является одним из путей соединения обучения с жизнью, производительным трудом и профориентацией учащихся. Она побуждает и развивает познавательные интересы, показывает применение достижений науки в практике с/х производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обогащению знаний, средством совершенствования политехнических умений и навыков. Это и есть политехнизация образования в сельской школе. А критерием оптимальности возвращения в практику этого принципа может стать способность школы социально защитить ученика - помочь определиться, адаптироваться в сложном динамичном мире, сориентировать на сельскохозяйственные профессии.
 
 
 
 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
 
 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
 УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ
 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
 Шанцев И. П.
 
 
 
  Шанцев Игорь Павлович - кандидат физико-математических наук, профессор, проректор по учебной работе университета. Автор более 50 работ, в том числе 11 выпусков профессиональных образовательных программ основных специальностей, по которым ведется подготовка учителей в университете. Научное направление последних лет "Управление образовательным процессом в вузе в современных условиях", по которому в 2000 г. была опубликована монография, готовится к печати учебное пособие для факультетов повышения квалификации деканов, заведующих кафедрами и их заместителей.
 
 
 
  Последнее десятилетие для Российской Федерации характеризуется реформированием всех сторон деятельности государства. Не осталось в стороне от этого процесса и образование, как общее, так и профессиональное. Важно отметить, что реформа образования опирается на новую законодательную базу в области образования, в частности, на Федеральные Законы РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В соответствии с названными законами введены понятия образовательной программы, образовательного уровня (образовательного ценза), образовательного учреждения, периодические аттестация и аккредитация образовательных учреждений, лицензирование их деятельности и т. д. Серьезно изменилась образовательная парадигма: был заявлен переход от авторитарной (социоцентрической) педагогики к гуманистической (личностно-ориентированной) педагогике. Все названные и многие другие новации последних лет существенно усложнили процессы управления в образовательных учреждениях.
  Попытка проанализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения управления образовательным процессом в высшем учебном заведении была предпринята автором в монографии [1]. В ней предложено выделить четыре уровня управления образовательным процессом в вузе в современных условиях: вузовский, факультетский, кафедральный, преподавательский.
  В соответствии с этой структурой управления ректорат университета принял решение с 2000-2001 учебного года начать внутривузовское повышение квалификации руководителей факультетов, кафедр, преподавателей в области управления образовательным процессом. Необходимость такого повышения квалификации диктовалась внедрением в образовательную систему Российской Федерации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения, разработкой на их базе новых учебных планов, профессиональных образовательных программ, учебных программ дисциплин, нового методического сопровождения образовательного процесса.
  Всего было разработано и предложено слушателям шесть программ семинаров.
  Курс "Управление учебным процессом на факультете в современных условиях" (объем - 112 часов: 24 часа - лекции, 36 часов - семинары, дискуссии, практические занятия, 52 - самостоятельная работа; рук. - к.ф.-м.н., профессор, проректор по учебной работе Шанцев И.П.; к.б.н., доцент, начальник УМУ Андренко О. В.) предназначался для деканов факультетов и их заместителей по учебной работе на дневном отделении. Цель данного курса - с учетом опыта работы по реализации ГОС ВПО первого поколения выработать единые подходы при организации учебного процесса на факультетах в условиях перехода на новые стандарты, разработать макеты новых учебных планов на весь период обучения и профессиональных образовательных программ (ПрОП) специальностей.
 
 Тематический план курса
 №
 п/п Наименование разделов и тем Всего Лек ции Дискусс. Практич. Сам. работа 1. Раздел 1. Система управления учебным процессом в вузе в современных условиях 24 6 6
  12
  1.1. Современная законодательная база образования в России 8 2 2
  4
  1.2. Современная стратегия педагогического образования 8
 
 
 
  1.3. Система управления учебным процессом в КГПУ 4 2 2
  4
  1.4. Основные задачи факультета по управлению учебным процессом 4 1
 
 
 1 1
 
 
 1
  2
 
 
 2 2. Раздел 2. Разработка профессиональной образовательной программы (ПрОП) по специальности на факультете 64 10 2 20 32
  2.1. Обоснование открытия и лицензирование новой специальности 8 2 2
  4
  2.2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) первого поколения 8 16 2
  2 4
  2.3. ГОС ВПО второго поколения 16
 
 
 
  2.4. Учебный план специальности, соответствующий ГОС ВПО второго поколения 16 2
  6 8
  2.5. Профессиональная образовательная программа (ПрОП) специальности
  2
 2
  6 6 8 8 3.
 
  Раздел 3. Основные виды управленческой деятельности на факультете в современных условиях 18 6 6 6
  3.1. Организация и управление учебным процессом на факультете 6 2 2
  2
  3.2. Управление научно-методическим обеспечением учебного процесса 6
  3.3. Организация контроля учебного процесса и качества подготовки специалистов 6 2
 
 2 2
 
 2
  2
 
 2 4. Раздел 4. Роль факультета в аттестации и аккредитации вуза 6 2 2
  2
  Всего по курсу 112 24 16 20 52
  В течение первого семестра 2000-2001 уч.года курс прослушали около 20 деканов или их заместителей всех факультетов университета, в результате чего ими разработаны проекты новых учебных планов по всем специальностям, а также изданы три (факультеты: иностранных языков и исторический) и подготовлены к изданию четыре профессиональные образовательные программы (факультеты: филологический, педагогики и психологии детства, физической культуры и спорта, физический).
  Для заведующих кафедрами был разработан курс "Управление учебным процессом на кафедре в современных условиях" (объем - 108 часов: лекции - 28 часов; дискуссии - 18 часов; практические занятия - 12 часов; самостоятельная работа - 50 часов; рук. - проректор по УР Шанцев И. П.; начальник УМУ - Андренко О. В.). Цель данного курса - выработать единые подходы в вузе при организации учебного процесса на кафедрах в условиях перехода на новые стандарты, разработать макеты новых учебных программ дисциплин; проекты кафедральных учебных (методических) кабинетов нового типа.
  Преподавателям университета было предложено три семинара:
 • "Управление учебным процессом по дисциплине" (объем - 100 часов:
 лекции - 24 часа; практические занятия - 24 часа; самостоятельная работа - 52 часа; рук. - д.п.н., профессор, зав. кафедрой математического анализа Шкерина Л.В.).
 • "Использование тестирования в управлении учебным процессом в вузе" (объем - 100 часов: лекции 24 часа; практические занятия - 24 часа; самостоятельная работа - 52 часа; рук. - д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики преподавания физики Тесленко В.И.; к.ф.-м.н., профессор Сосновский В. И.). В качестве итоговой работы каждый слушатель должен разработать тест по учебной дисциплине.
 • "Компьютерные технологии в педагогической деятельности" (объем - 124 часа: лекции - 16 часов; лабораторно-практические занятия - 46 часов; самостоятельная работа - 62 часа; рук. - к.ф.-м.н., доцент, зав. кафедрой СТСО Безруков А.А.).
  Для учебно-вспомогательного персонала был разработан "Курс начинающего пользователя IBM PC" (объем - 100 часов; лекции - 22 часа; лабораторно-практические занятия - 38 часов; самостоятельная работа - 40 часов; рук. - к.ф.-м.н., доцент, зав. кафедрой СТСО Безруков А.А.).
  Организация на новой основе в 2000-2001 уч. году внутривузовского повышения квалификации позволила существенно повысить уровень управленческого мышления директоров Институтов, деканов факультетов и их заместителей, заведующих кафедрами и их заместителей. В настоящее время изданы или подготовлены к изданию профессиональные образовательные программы (ПрОП), соответствующие стандартам первого поколения, практически по всем специальностям, по которым ведется подготовка специалистов в университете по дневной форме обучения. В будущем учебном году запланировано издание ПрОП нового поколения как по дневной, так и по заочной формам обучения. По большинству дисциплин общекультурного, психолого-педагогического и предметного блоков учебных планов изданы учебные программы дисциплин нового поколения, что соответствует новым подходам в управлении образовательным процессом в современных условиях.
  Опыт организации внутривузовского повышения квалификации управленческого и профессорско-преподавательского составов вузов позволяет поставить вопрос об открытии в Красноярском регионе, где насчитывается только около 15 государственных и еще более коммерческих вузов, кафедры управления образовательным процессом в вузе. В нашем вузе такая работа начата: подготовлен проект курса повышения квалификации для проректоров по учебной работе, начальников учебно-методических управлений (отделов), деканов и заведующих кафедрами; сформирован коллектив авторов по подготовке учебного пособия для слушателей ФПК по управлению учебным процессом в вузе. Надеемся, что такая инициатива будет с интересом воспринята Советом ректоров вузов Красноярского края и отделом науки и высшего образования Администрации Красноярского края.
 
 Библиографический список
 1. Шанцев И.П. Управление образовательным процессом в высшем учебном заведении в современных условиях. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 300 с.
 
 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 С СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ
 Фадеев В.Г.
 
 
 
 
 
 
  Фадеев Владимир Глебович - кандидат педагогических наук, доцент, отличник народного просвещения. В 1973 г. закончил биолого-географический факультет КГПИ по специальности "Учитель биологии и химии". Декан факультета естествознания.
 
 
 
 
 
 
  Сельская школа сегодня является важнейшим фактором социального развития современной деревни, которая, пожалуй, пострадала за последнее десятилетие больше, чем город и рабочие поселки. На селе сегодня масса проблем и нерешенных задач, без разрешения которых невозможны полноценное развитие сельских детей и подготовка их к взрослой жизни.
  Проблема первая - очень тяжелое положение сельской семьи (безработица, невыплаты заработной платы, дороговизна жизни на селе и т.д.).
  Проблема вторая - оскудение народной культуры и самого народа, приведшее почти к полной утрате духовности жизни, превращение многих жителей сел, по сути, в маргиналов - людей без корней, без прошлого, без своей культуры, без традиций и т.д. - без всего того, что составляет основу национальной культуры народа.
  Проблема третья - утрата чувства хозяина своей земли, отчуждение крестьянина от земли и результатов своего труда, а потому и утрата веры в то, что труд на земле может обеспечить достойную жизнь семьи, достойную будущность. А отсутствие ориентации на будущее, как известно, гарантия застоя и неизбежной деградации.
  В настоящее время в сельских поселениях края действуют 1124 школы (71% от общего числа школ края), в них обучаются 129000 учащихся (30% от общего количества школьников края), в сельских школах работают 12700 учителей (41% от общего количества занятых учителей в крае). Ежегодно в сельских школах завершают образование (основное и полное среднее) и пополняют ряды экономически активного населения края 29000 выпускников.
  В крае всеми уровнями властных структур принимаются меры по поддержанию сельского образования. Разработана "Программа стабилизации и развития образования Красноярского края", составной частью которой является целевая программа "Поддержка и развитие образования на селе" на 2001-2002 годы. Действует федерально-региональная программа "Развитие системы образования на селе", рассчитанная на 2000-2001 годы.
  Педагогический университет, выполняя задачи данных программ, определил основные направления взаимодействия вуза с сельской школой.
  Большинство факультетов, перейдя в 2000-2001 учебном году на новые учебные планы, ведут подготовку специалистов по двум специальностям (основной и дополнительной). Остальные факультеты проводят специализацию таким образом, чтобы будущий сельский учитель получил нужную ему информацию для работы в сельской школе.
  Опрос учителей сельских школ ряда районов края, бывших выпускников нашего вуза, показывает, что в процессе обучения мало внимания уделяется педагогике и психологии общения, педагогическому мастерству и ораторскому искусству, психологии сельского ребенка, новым технологиям обучения и передовому опыту лучших учителей края. "Западает" подготовка учителей как будущих классных руководителей и умение их работать с родителями. Часто наши выпускники не умеют вести воспитательную работу и внеклассную деятельность по предмету, слабо знают историю, традиции, культуру края.
  Ответы сельских учителей подсказывают, какими должны быть на кафедрах дисциплины и курсы по выбору студента, факультативы и национально-региональный (вузовский) компонент, которые предусмотрены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения. В школах края активно внедряются программы "Элементы домашней экономики и основы предпринимательства", "Дом и семья", "Культура дома", "Хозяин и хозяйка сельского дома", "Прикладная химия и экология", "Народные художественные промыслы" и др., которые ведут наши выпускники, но готовить их к осуществлению этих программ надо на выпускающих кафедрах вуза.
  По-прежнему весьма острой остается проблема работы выпускников университета в системе образования. Хотя следует отметить, что здесь в последние годы отмечается положительная динамика. Так, если в 1995 году приступили к работе в образовательных учреждениях 32,8% выпускников, то в 1999 г. этот показатель увеличился до 48,2%. Однако в сельские школы пошли работать только 8,1% окончивших вуз. Если учесть, что в сельской местности работает 41% учителей от общего количества работающих в крае, то на снижение кадрового дефицита, а он составляет, по данным Главного управления образования Администрации края, 1320 чел., этот показатель практически не влияет. Кстати, студенты 5 курса только четырех факультетов - физической культуры, математики, физики, естествознания высказали наиболее терпимое отношение к работе в сельской школе. А выпускники института специальной педагогики, иностранных языков, педагогики и психологии детства наиболее негативно относятся к перспективе работать на селе.
  Решение данной проблемы является одной из самых сложных. В последние годы заметно снижается уровень теоретической подготовки сельских абитуриентов. Так, если в 1990 году данный контингент в среднем в университете составлял около 60%, то в настоящее время - в пределах 40%. По ряду специальностей этот показатель еще ниже и колеблется в пределах 15-30%. В основном отчисление сельских студентов из вуза происходит на 1-2 курсах из-за неуспеваемости. Можно организовать для селян дополнительные образовательные услуги для подтягивания их до уровня городских за счет финансов, выделяемых на целевой набор.
  Кстати, если в 1995-96 учебном году на факультете довузовской подготовки обучалось 542 слушателя из 16 территорий и 31% из них поступили в университет, то в 1998-99 учебном году слушателей было 1007 человек из 39 территорий и поступили всего 19%, т.е. показатель ухудшился почти в 4 раза.
  Тем не менее, у университета и органов образования имеются определенные резервы для улучшения обеспечения сельской школы учительскими кадрами. В этом плане требует совершенствования целевая, контрактно-целевая формы подготовки студентов, увеличение слушателей подготовительного отделения и учащихся факультета довузовской подготовки.
  Огромные резервы в сотрудничестве нашего вуза и сельских органов образования имеются и в переподготовке учительских кадров.
  Сегодня факультет переподготовки имеет лицензию на переподготовку учителей, руководителей школ, работников отделов образования по программам, рассчитанным от 72 до 520 часов, т.е. 1-3 месяца обучения. Формы могут быть различные: очная, ступенчатая, экстернат.
  В краевой программе "Поддержка и развитие образования на селе" предусматривается выявление, выделение, сопровождение инициатив, направляемых на становление самостоятельных, самодеятельных и жизнеспособных сельских школ. В мероприятиях по выполнению этой программы создаются поисковые зоны для разработки и апробации практики "школоцентризма в селе" в Балахтинском, Минусинском, Назаровском, Нижнеингашском районах (школа как центр социального и культурного развития села), а также проведение конкурса проектов развития сельских школ, по итогам которого 50-ти школам выделяются гранты для поддержки этих проектов. Было бы правильным включение наших ученых в группы по проведению экспертизы проектов, а затем и осуществления научного сопровождения по этим проектам.
  Вуз в последнее время заключил договоры о сотрудничестве с рядом сельских районов. "Передвижной" университет побывал уже в Ирбейском (трижды), Тюхтетском, Назаровском районах, Переясловской сельской школе. Встречи преподавателей высшего учебного заведения в сельских школах помогают учителям разобраться в разнообразии школьных учебников и программ, выявить их особенности, определить положительные и негативные моменты в преподавании различных предметов по этим пособиям. Такие встречи помогают формировать идеологию в преподавании предмета, использовать последние достижения из опыта преподавания этих дисциплин лучшими учителями края. Преподаватели районов получают возможность приобрести различную методическую литературу, получают консультации по изучению отдельных тем и разделов программ у ведущих специалистов факультетов. Оказание методической помощи в такой форме полезно еще и потому, что половина учителей, участвующих во встречах, ни разу не проходили переподготовку после окончания вуза.
  В январе 2001 года было подписано соглашение между Главным управлением образования Администрации края и Красноярским государственным педагогическим университетом. Соглашение предполагает совместную деятельность по созданию "Регионального педагогического университетского комплекса", разработке программы "Кадры", определению содержания регионального компонента, мониторингу качества общего среднего образования. Это сотрудничество поможет сделать систему взаимодействия педагогического университета с сельской школой более целостной и эффективной.
 
 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
 КРАСНОЯРСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ №3
 (из опыта работы базовой школы КГПУ)
 Пронина А.И.
 
 
 
 
 
  Пронина Александра Ивановна - директор школы № 35 (школы-гимназии № 3) с 1983 года. Школа была открыта как базовая кафедры английского языка КГПИ. Александра Ивановна - Почетный работник общего и среднего образования России (1999). Сфера научных интересов - углубление и обновление содержания языковых предметов в школьном образовании. По теме есть 3 публикации.
 
 
 
 
 
  Красноярская муниципальная гимназия № 3 имеет свою историю, традиции, перспективу развития.
  Исторический подход к анализу происходящих изменений в культурно-образовательной среде школы позволяет назвать значимые этапы становления гимназии:
  - функционирование специализированной школы с углубленным изучением английского языка (до 1992);
  - обретение статуса гимназии, которая имеет соответствующую программу, цели и задачи (1993-1998);
  - инновационное образовательное учреждение - федеральная экспериментальная площадка, целенаправленно выполняющая научно-экспериментальную работу по приоритетным направлениям повышения качества образования учащихся (1999 - по н/в).
  Гимназия № 3 - учебное заведение общего образования, имеющее расширенный учебный план в области гуманитарных наук, обеспечивающее учебные и развивающие программы, отвечающие образовательным потребностям детей с опережающим уровнем развития общих способностей и склонностью к изучению иностранных языков.
  Педагогический коллектив гимназии сосредоточивает свои усилия на следующих узловых вопросах практики образования: успешность детей в обучении; состояние их здоровья; характер взаимодействия детей с социальной средой. Интегрированная характеристика осуществляемой деятельности, ее направленность могут быть сведены к определению основного назначения учебного заведения - миссии гимназии: "Подготовка на основе современных технологий и педагогики сотрудничества образованных, нравственно воспитанных, физически развитых, культурных молодых людей, способных к адаптации, межкультурному взаимодействию, совершенствованию, саморазвитию в быстро меняющихся социально-экономических условиях и информационном пространстве общественной жизни".
  Гимназия может заявить о себе как об элитарном образовательном учреждении, в котором развиваются научное мышление и творческий потенциал личности учащихся. По замыслам и философско-методологическим подходам к развертыванию системы педагогической деятельности гимназия призвана готовить учащихся к получению высшего образования, главным образом, в университетах, к профессиональному выбору труда высокой квалификации в наукоемких производствах, проявлению одаренности в различных сферах деятельности.
 
 
  Основные направления инновационной работы в гимназии
  1. Реализация нового подхода к освоению цикла предметов обеспечивающих свободную ориентацию в знаниях, образовательную основу для перемены деятельности и постановки проблемных задач: целостное видение проблем технического прогресса на основе цикла физико-математических наук; освоение межпредметных связей в естествознании, формирование ценностного отношения к человеку, высокой внутренней культуры в гуманитарной составляющей образования.
  2. Культивирование широкой гуманитарной эрудированности, включающей знания словесности, психологии, этики, литературы и культурных традиций других стран, владение иностранными языками.
  3. Развитие условий для применения осваиваемых знаний и умений, реализации стратегии обогащающего образования, имеющего исследовательский, поисковый, открытый характер: создание в образовательном пространстве лабораторий, студий, кружков, клубов и пр. как в школе, так и в пространстве взаимодействия с культурно-образовательными площадками города, со своими социальными партнерами.
  4. Организация жизнедеятельности гимназистов по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни с целью улучшения общей социальной атмосферы и решения жизненно важных задач: заботы о сохранении здоровья и физическом развитии.
  5. Создание научно-методической базы по результатам научно-исследовательской, методической и поисково-экспериментальной педагогической и психолого-педагогической работы.
  Принципы модернизации педагогической системы гимназии
  1. Выбор в качестве общего стратегического принципа эволюционного подхода, который включает два момента: адаптацию (встраивание новых элементов в существующую в гимназии педагогическую систему) и аккомодацию (приспособление существующих элементов к новым условиям функционирования).
  2. Обогащение внутренней образовательной среды. Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса.
  3. Создание элементов образовательной среды во внешнем пространстве гимназии.
  4. Включение педагогов гимназии в экспериментальную педагогическую деятельность. Создание общественной системы управления этой деятельностью. Привлечение необходимых специалистов из вузов и других учреждений.
  5. Гуманизация деловых отношений в педагогическом коллективе, демократизация организации педагогического труда.
  Цель воспитания в гимназии № 3 предполагает формирование личности, владеющей:
  - общей культурой, нравственными принципами и ориентациями на социально значимые ценности;
  - научными методами исследовательской работы, поиска нестандартных решений практических задач;
  - гуманистическим мировоззрением.
  Содержание образования должно обеспечить не только усвоение знаний, но и активизацию познавательной активности ученика, его самостоятельности и ответственности в различных видах деятельности.
  Начальное, основное и среднее (полное) общее образование являются относительно самостоятельными ступенями со своими задачами в обучении и воспитании.
 
 Ступени Целевые установки Диагностика Содержание 1-4 кл. Общее развитие личности на основе дифференцированного подхода Выявление общих способностей и степени развития ребенка Базовое образование на основе развивающего обучения с введением курсов: английский язык, уроки психологии, уроки здоровья 5-9 кл. Дифференциация, направленная на развитие выявленных склонностей и интересов Выявление склонностей и способностей в разных видах деятельности Базовое образование по всем предметам. Усиление языковой подготовки. Введение двух иностранных языков по выбору (французский, немецкий); риторика, история искусств, интеграция предметов на основе "музейной педагогики" 10-11 кл. Профилирование и специализация на подготовку к научно-исследователь-ской работе, сложным видам интеллектуального труда (универсальность образования). Социальная уверенность, коммуникативная активность Выявление: а) стойких интересов и склонностей к творческому труду, научно-исследовательской деятельности; б) возможностей самореализации, саморазвития Базовое образование по всем предметам. Углубленное изучение отдельных предметов. Введение спецкурсов по выбору. Введение индивидуальных курсов (планов) обучения для отдельных гимназистов совместно с преподавателями вузов
  Опыт современных гимназий по разработке концептуальных основ развития образовательного учреждения убеждает в необходимости представления о целостном образе выпускника, разработки прогностической модели учащегося. Несомненно, педагогический коллектив должен достаточно прозорливо представлять, кого и как он готовит. Образец и эталон подготовки - будущая интеллигенция.
  Построение прогностической модели выпускника каждой ступени школы - необходимый этап научного обоснования всех компонентов педагогической системы гимназии.
  Эффективность работы педагогического коллектива может определяться как степенью приближения к этому образцу при определенных условиях, так и соответствующим текущим и результирующим мониторингом осуществляемых технологий обучения.
  Программа реализации концепции предусматривает наличие программ, совокупность которых позволяет с большей точностью приближаться к модели выпускника современной гимназии. На сегодняшний день таких программ семь:
  1. Программа развивающего обучения по Эльконину - Давыдову, нацеленная на формирование теоретического мышления учащихся.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу