<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  МАРКЕТИНГ СБЫТА
 В.Н. Наумов
 
 Сбыт представляет собой систему отношений в сфере товаро-денежного обмена между экономически и юридически свободными субъектами рынка сбыта, реализующие свои коммерческие потребности. Субъектами рынка сбыта выступают продавцы и покупатели, а объектом сбыта является непосредственно товар в маркетингом понимании этого слова.
 Оглавление
 * ГЛАВА I. Сбыт в системе маркетинга
 * ГЛАВА II. Маркетинговые факторы воздействия на сбыт
 * ГЛАВА III. Организационные основы системы распределения
 * Преимущества и недостатки прямого и непрямого методов сбыта
 * Решение о каналах распределения
 * Характеристика организационных структур управления сбытом на предприятии
 * Правовая и экономическая характеристики каналов сбыта
 * Характеристика посредников при селективном сбыте
 * Организация эксклюзивного сбыта
 * ГЛАВА IV. Маркетинг оптовой торговли
 * Классификация оптовой торговли
 * Формы оптовой торговли
 * Маркетинговые решения в оптовой торговле
 * Решение оптовой компании в области коммуникаций
 * ГЛАВА V. Маркетинг розничной торговли
 * Решения по организации розничного предприятия
 * Модель Рейсли
 * Модель Хаффа
 * Классификация предприятий розничной торговли
 * Характеристика магазинов по уровню обслуживания
 * Характеристика магазинов в зависимости от товарного ассортимента
 * Характеристика предприятий торговли по принадлежности
 * Характеристика предприятий торговли по концентрации и месту расположения
 Литература
 1. Багиев Г.Л. Маркетинг. Словарь и библиография. Справочное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
 2. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
 3. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. - Л.: ЛОП ВНТОЭ, 1990.
 4. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. - М.: Экономика, 1991.
 5. Голубева С. Менеджмент сбыта (опыт Германии), РЭФ, 1994. - ?9.
 6. Даненбург В. и др. Основы оптовой торговли. - СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1993.
 7. Дейян А., Троадек Л. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж. - М.: Прогресс-Универс, 1994.
 8. Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять. - М.: ИНФРА-М, 1996.
 9. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 1996.
 10. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992.
 11. Крестов И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: ФИНСТАТИНФОРМ, 1994.
 12. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 1996.
 13. Мавричева Н.Е. Сейлз промоушен как кратчайший путь к покупателю // Маркетинг и маркетинговые исследования - 1996. - 1. - С. 45-49.
 14. Моррис Р. Маркетинг: ситуация и примеры. - М.: ЮНИТИ, 1996.
 15. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1996.
 16. Попов Е., Попова Л. Маркетинговый аудит. // Маркетинг - 1997. - ?2. - С.43-52.
 17. Прочный фундамент потребительской пирамиды: Многоуровневая торговля // Коммерсант? . - 1996. - ? 18. - С.56-57.
 18. Справочник предпринимателя. - М.: Наука, 1994.
 19. Фатрелл Ч. Основы торговли. - Тольятти: Довгань, 1995.
 20. Шмален Г. Основы планирования сбыта // Основы и проблемы экономики предприятия. 1996. - С.235-268.
 21. Эдвардс Ч., Браун Р. Реклама в розничной торговле США. - М., 1993.
 
 
 Маркетинг сбыта: ГЛАВА I. Сбыт в системе маркетинга
 Сбыт представляет собой систему отношений в сфере товаро-денежного обмена между экономически и юридически свободными субъектами рынка сбыта, реализующие свои коммерческие потребности. Субъектами рынка сбыта выступают продавцы и покупатели, а объектом сбыта является непосредственно товар в маркетингом понимании этого слова.
 Кроме основных участников рынка сбыта, продавцов и покупателей, на нем присутствуют такие различные помощники по сбыту - предприятия и фирмы, способствующие функционированию сбытового процесса (банки, транспортные предприятия, рекламные агентства, страховые компании и т.д.).
 Задача деятелей рынка сбыта состоит в том, чтобы осуществить взаимовыгодные товаро-денежный обмен между продавцом и покупателем. Маркетинговая деятельность всех участников на рынке сбыта активно способствует этому обмену, выявляя потребности, и направляя потоки в системе "товар-деньги" навстречу друг другу (Рис. 1):
 - первый поток направлен к потребителю и несет в себе идеи, товары и услуги выгодные и нужные потребителю;
 - второй поток направлен от потребителя и несет полезность для продавца в виде денег или их эквивалентов.
 
 Рис. 1. Взаимодействие субъектов маркетинговой системы на рынке сбыта
 Маркетинг регулирует эти потоки таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения обоих партнеров. При этом, инициатива остается за предприятием, предлагающим свой товар. Оно должно предлагать товары, соответствующие ожиданиям потребителей и делать это лучше конкурентов. Одновременно производитель должен либо создать собственную систему сбыта, либо учитывать требования посредников, которые и доставляют товар до потребителя в нужное место, в нужное время и в необходимом количестве.
 Задача маркетинга состоит в поиске постоянных преимуществ над конкурентами путем удовлетворения желаний потребителя.
 Преимущество над конкурентом может выражаться как в предоставлении потребителю больших выгод для удовлетворения его желаний, так и в более быстрой реакции на изменение спроса и предложения рынка.
 Успех приходит к тому предприятию, которое следует правилам маркетинга, выработанным лучшими фирмами за много лет своей деятельности:
 * потребители будут благодарны тому, кто позаботится об их проблемах;
 * потребители хотят спокойствия и безопасности;
 * потребители хотят от производителя общения;
 * потребители хотят качества;
 * потребители хотят иметь возможность вернуть то, что их не совсем устраивает;
 * потребители хотят, чтобы они могли иметь доступ к товару без посредников;
 * потребители хотят, чтобы им доставили удовольствие и чтобы им было легко общаться с Вами;
 * потребители хотят жить в атмосфере предсказуемости в отношении вашей фирмы.
 Маркетинговая деятельность должна быть направлена на постоянное увеличение числа своих потребителей, заботиться о том, чтобы наладить с ним прочные отношения.
 Важно сохранить старого потребителя. Привлечь нового потребителя в 5 раз дороже, чем сохранить имеющегося.
 При оценке рынка сбыта необходимо определить границу рынка, на котором намеревается работать продавец. Границы рынка сбыта устанавливаются путем анализа и совмещения продуктовых границ товарного рынка и географических границ, определяемых возможностями предприятия - продавца.
 На Рис. 2 схематично показано формирование рынка сбыта, исходя из совмещения продуктовых и географических границ.
 Как видно из предоставленного рисунка, продуктовые границы рынка сбыта определяются на основе маркетинговых исследований путем, например, выяснения мнений экспертов, покупателей и потребителей как данного товара, так и товаров - субститутов.
 Исследования проводятся с целью установления отношения респондентов к товарному предложению, возможностей его хранения и использования.
 Для потребительских товаров учитываются местные традиции потребления, тип субкультуры потребителей, влияние климатических условий на потребление товара и т.д.
 
 Рис. 2. Определение границ товарного рынка сбыта
 Для товаров технического назначения исследуется возможность их применения в производственном процессе, на стадии сборки, эксплуатации и ремонта.
 Географические границы рвения определяются, прежде всего, экономическими соображениями. В частности, издержки на транспортировку и промежуточное хранение не должны приводить к неконкурентоспособным ценам в месте потребления товара.
 Более подробно определение границ товарного рынка сбыта приведено в Методических рекомендациях ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
 При анализе перспективности рынка сбыта необходимо рассмотреть макросферу рынка, которую можно характеризовать следующими комплексными показателями [1]:
 А. Экологическая окружающая среда:
 * наличие источников энергии ;
 * наличие сырьевой базы;
 * требования к соблюдению экологических норм:
 * требования по утилизации и рециркуляции отходов.
 Б. Технологическая окружающая среда:
 * наличие и степень концентрации местного производства;
 * технологический уровень производства;
 * технологии - заменители;
 * технологические стандарты и нормы;
 * уровень специализации.
 В. Экономическая окружающая среда:
 * уровень концентрации капитала;
 * размер процента кредитных ставок;
 * тенденции инфляции;
 * баланс внешней торговли;
 * платежеспособность предприятий;
 * инвестиционный климат.
 Г. Социально-демографическая окружающая среда:
 * динамика роста населения;
 * структура населения;
 * ресурсные возможности рабочей силы.
 Д. Политическая и правовая окружающая среда:
 * тенденция глобальных политических изменений;
 * национальное и местное законодательство;
 * налоговая система;
 * влияние профсоюзов;
 * уровень безопасности.
 Важным инструментом оценки перспективности рынка сбыта является исследование его конъюнктуры.
 В данном случае, в качестве предмета исследования служит следующая система конъюнктурообразующих факторов:
 А. Факторы, характеризующие товарное предложение:
 * объем и товарная структура рынка;
 * стабильность ассортимента;
 * колеблемость цен;
 * эластичность предложения.
 Б. Факторы, характеризующие спрос:
 * степень удовлетворения потребителей;
 * сегменты, их размер и потребительская активность;
 * эластичность спроса;
 * емкость рынка спроса;
 * цикличность и сезонность спроса.
 В. Пропорциональность рынка сбыта:
 * соотношение спроса и предложения;
 * соотношение между объемами товаров, поступающих от местных, российских региональных и иностранных производителей;
 * доли рынка сбыта между оптовыми и розничными предприятиями торговли;
 * тенденция развития рынка сбыта, характеризуемая такими показателями, как тренды объемов продаж,
 цен, прибыли).
 Г. Деловая активность рынка сбыта:
 * частота и размер заказов;
 * степень загрузки мощностей предприятий;
 * виды и состояние взаиморасчетов между покупателями и продавцами;
 * наличие строящихся или реконструируемых предприятий.
 Д. Уровень конкуренции и монополизации:
 * число фирм-конкурентов;
 * деление рынка между фирмами - конкурентами;
 * деление рынка между марками товаров - конкурентов.
 Е. Характеристика системы распределения (дистрибьюции):
 * число и типы предприятий, занимающихся прямым сбытом;
 * число и типы предприятий, организовывающих непрямой сбыт;
 * анализ каналов сбыта по уровням, широте, территориям, типам товаров и потребителям;
 * анализ системы логистики сбыта;
 * анализ системы сервисного обслуживания.
 Ж. Уровень коммерческого риска:
 * инвестиционный риск - риск неполучения или недополучения планируемой нормы окупаемости инвестиций, в т.ч. развитие сбыта;
 * риск неполучения или недополучения денежных средств за поставку (при товарном кредите);
 * риск утери, порчи, кражи поставляемой партии товаров;
 * риск ухода важных покупателей к конкурентам.
 Таким образом, методика маркетингового анализа рынка сбыта состоит из следующих основных этапов:
 * определение границ рынка;
 * анализ маркетинговой внешней среды рынка сбыта;
 * оценка конъюнктуры рынка сбыта.
 При планировании выхода на новый рынок сбыта полезно принимать во внимание следующие рекомендации, разработанные специалистами - маркетологами на основании опыта лучших компаний:
 1. Крупные рынки сбыта требуют наличия у предприятия, выходящего на него, больших ресурсов (финансовых, человеческих). При этом, затраты на освоение рынка могут быть в 2 раза выше, а полученный доход в 2 раза меньше ожидаемого.
 2. Чтобы выйти на рынок, где работает сильный конкурент, необходимо изучить его слабые места и использовать это в своей сбытовой деятельности.
 3. Необходимо правильно прогнозировать потребности рынка и не производить товар, если точно не определили, кому он будет нужен. В США, только один из пяти продуктов оказывался успешным.
 4. Прежде чем выходить на новый рынок сбыта, нужно иметь ответы на следующие вопросы:
 * сколько капитала, чтобы захватить требуемую долю рынка?
 * когда окупятся затраты?
 * когда возможно получение первой прибыли?
 * кто даст капитал и когда нужно будет его вернуть заемщику?
 Маркетинг сбыта: ГЛАВА II. Маркетинговые факторы воздействия на сбыт
 Маркетинговые факторы - это показатели внешней среды, рынка сбыта и самого предприятия-продавца, которые влияют на покупательское поведение покупателя-предприятия или покупателя-индивидуума.
 По степени управляемости со стороны продавца маркетинговые факторы делятся на управляемые и неуправляемые, а по уровню воздействия на покупателя - релевантные (относящиеся к данной проблеме) и нерелевантные.
 К управляемым факторам относятся следующие маркетинговые инструментарии (Рис. 3): цена, свойства товара, его дизайн, упаковка, торговая марка, методы сбыта и коммуникации, сервис, позиционирование, выбор целевого сегмента.
 К неуправляемым факторам (Рис. 4) относятся характеристики маркетинговой внешней среды и рынка сбыта, рассмотренные в предыдущей главе.
 Релевантные факторы - группа управляемых и неуправляемых характеристик, которые влияют на поведение покупателя как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане применительно к конкретному товару и рынку сбыта.
 
 Рис. 3 Управляемые факторы маркетинга
 
 Рис. 4 Неуправляемые факторы маркетинга
 Наконец, нерелевантными факторами являются те, которые не оказывают заметного влияния на поведение покупателя в данной ситуации.
 Задача анализа маркетинговых факторов в каждом конкретном случае состоит в группировке всех характеристик по рассмотренным признакам. В результате, должны быть выделены детерминанты спроса на конкретный товар со стороны конкретного покупателя или целого сегмента. При более детальном подходе детерминанты спроса необходимо ранжировать по степени важности для покупателя. Например, их можно разбить на две группы:
 - базовые детерминанты спроса;
 - дополнительные детерминанты спроса.
 Правильный выбор системы детерминант позволит предприятию-продавцу достичь требуемого сбытового результата при оптимальных расходах ресурсов сбыта.
 Однако управление сбытом посредством маркетинговых управляемых факторов в современных условиях встречает все большие трудности. В мировой практике отмечается существенный рост сбытовых издержек. Например, выход предприятия на рынок Германии в 1997 году обходился в 2 раза дороже, чем в 1992 году. В США стоимость выхода на местный рынок может составлять равной стоимости расходов на закупку требуемого технологического оборудования.
 Причинами роста сбытовых издержек являются неблагоприятные изменения тех факторов, которыми предприятия-продавцы не в состоянии управлять.
 Назовем основные из них.
 Глобализация рынков сбыта
 Производители многих видов товаров и услуг развивают свою деятельность на мировых рынках, достигая экономического эффекта за счет масштаба производственно-сбытоыой деятельности. Представления о раздельных национальных или региональных рынках становится неактуальными.
 Задача службы маркетинга предприятия-продавца состоит в трансформации методов работы на местном рынке для выхода на международный рынок.
 Применительно к российским предприятиям-экспортерам это означает получение от зарубежных покупателей стабильной выручки в твердой валюте и, как правило, получение большей прибыли за счет более высоких цен, по которым возможна реализация товара на западных рынках. С другой стороны, глобализация рынков сбыта привела к тому, что в Россию пришли крупные западные компании, затруднившие сбыт местных российских производителей.
 Растущие компетентность и требовательность потребителей
 По мере насыщения рынков, усиления конкуренции, потребитель имеет возможность выбора из большего числа предложений. По этой причине, постоянно растут требования к качеству, надежности, безопасности продукции. Потребитель становится чрезвычайно информированным в том числе за счет активизации работы информационных каналов (интернет, электронная почта, телереклама, почтовая реклама и т.д.)
 Для защиты своих интересов, потребители объединяются в различные Союзы, а посредники (реселлеры) организовывают мощные закупочные системы, забирая контроль рынка сбыта у производителей. С другой стороны, там где это возможно, производитель старается напрямую выйти на потребителя, используя возможности прямого сбыта: телепродажа, продажа со складов, продажа по каталогам и т.д.
 Следующий проблемой, обусловленной поведением потребителей, является противоречие между дифференциацией товарного предложения (чтобы учесть предпочтение разных потребителей) и реальным исполнением принципа дифференциации, когда многообразие выбора, наоборот, вызывает у потребителя раздражение.
 Усиление конкуренции
 К настоящему времени товарное насыщение рынков приводит к падению спроса и, как следствие, к снижению прибыли предприятий-продавцов. В этих условиях акцент делается на удержание старых покупателей и на активный поиск новых. На Рис. 5 показаны разные типы покупателей, если их сравнивать по критерию регулярности совершения покупок.
 
 Рис. 5. Классификация покупателей по времени совершения покупок
 Формирование активных клиентов из числа пассивных и потенциальных клиентов чаще всего возможно за счет создания таких маркетинговых стимулов, когда покупателям становиться уже не выгодно обращаться к конкурентам.
 Усиление конкуренции и борьба за рынки сбыта таким образом становятся некоторым благом для покупателя. Чем выше уровень конкуренции, тем больше выигрывает потребитель. Следование концепции соперничества требует от предприятия-продавца умения применять маркетинговые инструменты.
 На практике не всегда конкурентам выгодно открыто бороться за рынок сбыта. В некоторых случаях более эффективна противоположная концепция - концепция сотрудничества, позволяющая получить большие преимущества, чем соперничество. Потребитель может оказаться под сильным давлением объединенной группы продавцов или введен ими в заблуждение, например, в отношении места производства товара.
 На Рис. 6 представлены наиболее заметные признаки рассмотренных конкурентных концепций.
 Борьба за большую долю рынка, как показывают исследования [21], приводит к увеличению нормы прибыли на вложенный капитал (Табл.1).
 
 Рис. 6. Характеристики конкурентных концепций в системе сбыта
 Таблица 1 Динамика доли рынка и нормы прибыли
 Предприятие Норма прибыли %, при доле рынка % 10 20-30 40 > 40 Производящие потребительские товары 11 12 20 25 Производящие товары производственного назначения 5 16 27 30 Постановка цели увеличения доли рынка в размере более 20 % может привести к возможным негативным последствиям по следующим причинам:
 * не хватит оборотных средств;
 * может оказаться недостаточным производительность оборудования или возможности поставщиков сырья и комплектующих товаров;
 * рынок уже в достаточной степени насыщен;
 * ухудшается экономическая ситуация рынка;
 * появился мощный конкурент;
 * не хватит ресурсов для рекламы и маркетинга;
 * возрастут сбытовые издержки, которые могут перекрыть дополнительную выручку.
 Если рассматриваемый рынок сбыта расширяющийся, то темп роста объемов сбыта предприятия должен учитывать темп роста рынка. На Рис. 7 представлен график [11], с помощью которого можно проиллюстрировать возможные варианты изменения доли рынка предприятия в зависимости от темпа роста рынка.
 Если фирма стремиться удержать рыночную долю, то она должна увеличивать объемы сбыта со скоростью, не меньше скорости роста самого рынка (нижняя часть графика).
 
 Рис. 7. Матрица соответствия темпов роста сбыта фирмы и глобального спроса на рынке сбыта
 С методической точки зрения подбор маркетинговых инструментариев для реализации целей сбыта начинается с определения маркетинговых стратегий предприятия на данном рынке сбыта.
 Дальнейшая задача состоит не только в выявлении релевантных управляемых факторов, но и точного знания того, в каком направлении нужно воздействовать управляемыми факторами, чтобы получить требуемый результат. Например, можно получить увеличение объема сбыта в денежном выражении как за счет уменьшения цены на товар, так и за счет ее увеличения.
 Можно наоборот, меняя цену, не получить никакого нового результата по сбыту и на самом деле, нужно было применить другой инструмент маркетинга.
 Для выработки точных решений в сфере сбыта нужно хорошо знать рынок, поведение потребителя и его реакцию на маркетинговое воздействие.
 
 
 Маркетинг сбыта: ГЛАВА III. Организационные основы системы распределения
 Система распределения (дистрибьюции) предприятия-продавца состоит из сбытовой структуры (органы и каналы сбыта), а также из логистической инфраструктуры сбыта (склады, транспорт).
 С функциональной точки зрения система распределения - это деятельность всех подразделений предприятия с целью поиска покупателя и доставки ему товара нужного качества, в требуемом количестве и в оговоренные сроки.
 Принимаемые в области сбыта решения имеют долгосрочный стратегический характер и не могут быть быстро изменены.
 СТРАТЕГИЯ СБЫТА - долгосрочное планирование, методология организации и управления сбытом, позволяющая успешно реализовать философию ведения сбыта конкретным предприятием-продавцом.
 Стратегия сбыта должна определять:
 * типы посредников и их роль в цепочке сбыта;
 * уровень селективности сбыта;
 * возможности опта и розницы;
 * потребности в обслуживании после продажи;
 * оптимальную структуру методов и каналов сбыта;
 * структуру цены для конечного покупателя (потребителя);
 * направление в области сбытовой коммуникации.
 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА - система решений, принимаемых продавцом с целью реализации выбранных стратегий и получения наибольшего эффекта сбыта товаров.
 С учетом единства систем сбыта и логистики в системе распределения можно выделить их общие функции:
 функции преодоления
 а) пространства (транспортная функция)
 б) времени (хранение на складах)
 товарные функции
 а) перегруппировка по количеству (фасовка)
 б) перегруппировка по качеству (сортировка, очистка, смещение)
 в) формирование ассортимента (комплектование)
 г) предоставление сервисных услуг
 торговые функции
 а) освоение рынка (новые сферы сбыта или новые целевые группы)
 б) удержание завоеванных позиций на рынке
 в) увеличение доли рынка за счет
 * вытеснения конкурентов
 * вхождения в новые сегменты рынка
 * стимулирование спроса потребителей
 г) организация продаж
 * консультирование покупателей
 * заключение торговых сделок
 финансовые функции
 а) предоставление товарного кредита
 б) выравнивание рыночных цен
 в) получение прибыли
 Как известно из теории маркетинга, сбыт может быть прямым (продажа товара непосредственно потребителю), непрямым (продажа через посредников) и комбинированным. В зависимости от числа посредников канал сбыта может быть коротким (один - два посредника) и длинным (более 2-х посредников, последовательно перекупающие товар друг у друга).
 Преимущества и недостатки прямого и непрямого методов сбыта
 Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией собственности сбытовой структуры (табл. 2).
 При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.
 При непрямом сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.
 Маркетинговая политика в области сбыта существенно отличается, когда продавцом является производитель и когда посредник (табл.3).
 Таблица 2 Характеристика некоторых издержек на организацию прямого сбыта
 Орган распределения Основные статьи издержек на организацию распределения Отдел сбыта: сбыт через рекламу с последующим приемом заявок по телефону. Возможна доставка товара Издержки на рекламу (реклама должна выходить непрерывно)
 Приобретение транспорта на доставку (или аренда транспорта) Отдел сбыта: сбыт посредством обзвона потребителей. Возможна доставка товара Издержки на представительно-информационные материалы (прайсы, информационные письма, рекламные листки)
 Оплата телефонных переговоров
 Приобретение или аренда транспорта Отдел сбыта: сбыт через торговых агентов и коммивояжеров. Возможна доставка товара Издержки на представительно-информационные материалы
 Издержки на комиссионные для агентов
 Возможна оплата автотранспорта (частичная амортизация) агента или коммивояжера Продажа через собственную розничную сеть (магазин, ларек, лоток, автомашина) Издержки, связанные с покупкой или арендой магазина, находящегося не на территории предприятия
 Охрана розничной точки
 Приобретение автотранспорта Сбыт через филиалы и представительства Издержки на организацию филиала или представительства ( поиск партнера, аренда помещения, охрана и т.д.)
 Поддержание его деятельности в течении первых 6-12 месяцев Сбыт через дочерние предприятия Издержки на организацию дочернего предприятия (есть риск, что оно в дальнейшем может заниматься другой деятельностью) Оптово-розничная торговля со склада ("КЭШ ЭНД КЭРИ") Издержки на организацию склада (ремонт, оснащение оборудованием) и его функционирование (штат, охрана и т.д.) Продажа на ярмарках, аукционах, выставках, биржах Издержки на аренду торговой площади
 Оплата услуг брокеров и аукционистов Таблица 3 Различие политики сбыта производителя и посредника
 Политика сбыта производителя посредника Ценовая политика Единая отпускная цена, стремление к единой розничной цене.
 Умеренная торговая наценка Дифференциация цен с ориентацией на спрос, регион, потребителя
 Высокие торговые наценки розницы Продуктовая политика Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная торговая политика, т.к. товарная инновация требует инвестиций Выбор такого товара, который пользуется спросом.
 Посредник требует от производителя модификаций или нового товара Распределительная политика Крупные заказы, крупные постоянные посредники или потребители.
 Навязывание всего ассортимента Малые количества заказа.
 Востребование ассортимента, пользующегося спросом Рекламно-имиджевая политика Продвижение своей торговой марки.
 Формирование имиджа производителя Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа производителя Решение о каналах распределения
 Механизм принятия решений о каналах распределения, как уже упоминалось, основывается на экономической и технологической целесообразности движения товара по такому пути, чтобы принести выгоду производителю, посредникам и конечному потребителю. Если любой элемент цепочки не получит рассчитываемую выгоду, канал распределения будет неэффективен.
 Технико-экономическому анализу подвергается следующие показатели:
 - определение числа возможных посредников, исходя из отпускной цены (с учетом и без учета скидки), из сложившейся рыночной цены и вероятных торговых наценок, которые сделает каждый участник каналы;
 - выборы типа посредников по юридическому и экономическому признакам и по тому объему товара, который они способны закупать;
 - по какой схеме управления организовать работу собственного канала (функционально-линейной, дивизионной или матричной);
 - определение принципов взаиморасчетов производителя и посредников;
 - оценка вариативности логистики распределения:
 а) склад: на территории предприятия или ближе к потребителю;
 б) транспорт: свой или арендуемый
 Критерии. По которым можно принять решение о структуре сбыта предприятия-продавца, представлены в табл. 4. [11].
 Таблица 4 Критерии выбора сбытового канала
 Учитываемые Прямой Непрямой канал Комментарии характеристики канал короткий длинный Характеристики покупателей - Многочисленные ** *** принцип сокращения числа контактов играет важную роль - Высокая концентрация ** *** низкие издержки на один контакт - Крупные покупки *** издержки на установление контакта быстро амортизируются -Нерегулярные покупки ** *** повышенные издержки при частых и малых заказах - Оперативная поставка ** *** наличие запасов вблизи точки продажи Характеристики товаров - Расходуемые продукты *** необходимость быстрой доставки - Большие объемы *** ** минимизация транспортных операций - Технически несложные ** *** низкие требования по обслуживанию - Нестандартизованные *** товар должен быть адаптирован к специфичным потребностям - Новые товары *** ** необходимо тщательное "слежение" за новым товаром - Высокая ценность *** издержки на установление контракта быстро амортизируются Характеристики фирмы - Ограниченные финансовые ресурсы ** *** сбытовые издержки пропорциональны объему продаж - Полный ассортимент *** ** фирма может предложить полное обслуживание - Желателен хороший контроль *** минимизация числа экранов между фирмой и ее рынком - Широкая известность ** *** хороший прием со стороны системы сбыта - Широкий охват ** *** сбыт должен быть интенсивным Характеристика организационных структур управления сбытом на предприятии
 На большинстве крупных и средних предприятий-производителей подразделение сбыта называется отделом сбыта. Функции отдела сбыта достаточно различны и часто определяются исторически сложившимися на предприятии производственными отношениями.
 На Рис. 8 показана функциональная модель производственного предприятия среднего размера. В данном случае дистрибутивную политику предприятия проводят вице-президент по сбыту (или директор депортпмента сбыта). Все службы, связанные со сбытом подчиняются одному руководителю (кроме транспорта), что является удобным для оперативного решения вопросов.
 Транспортная служба может иметь двойное (матричное) подчинение: административно подчиняться начальнику производства и функционально - директору по сбыту. Как видно из схемы, в структуру сбыта входит служба маркетинга, которая выполняет главным образом оперативные исследования.
 Рис. 8. Функциональная структура предприятия
 На более крупных предприятиях, стратегически нацеленных на новые рынки с новым продуктом, служба маркетинга трансформируется в самостоятельное структурное подразделение. Вместо вице-призедента по сбыту целесообразно ввести должность вице-призедента по маркетингу, тем самым подчеркнув инновационную политику предприятия. В этом случае маркетинговые решения носят стратегический характер, а сбытовая политика должна следовать маркетинговой стратегии.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу