<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рассмотренная структура предприятия с точки зрения теории управления называется департаментной.
 Если продукция предприятия диверсифицирована или сбыт организован на нескольких рынках (например, региональный сбыт) , то подразделения сбыта могут быть организованны по дивизионному принципу. Последнее предполагает самостоятельную организацию сбыта по каждому каналу. Это позволяет более профессионально концентрироваться на каждом товаре, потребителе или географическом регионе. С другой стороны, возрастают издержки сбыта (увеличивается число сотрудников, расходы на аренду, охрану и т.д.).
 При малой рентабельности товара, что может быть вызвано как рыночной коньюктурой, так и большими издержками предприятий, сбыт может быть организован по матричной структуре управления. Отличительной особенностью является то, что главными линейными руководителями становятся не начальники подразделений, а менеджеры, отвечающие за конкретные линии сбыта. Задача других подразделений обеспечивать линии бизнеса необходимыми ресурсами. Распределение и контроль за использованием ресурсов возлагается на ресурс-менеджеров.
 Разработка и организация опытной продажи новых товаров может быть организована по проектной схеме. Разрабатывается план проекта (цель, объемы ресурсов, сроки), нанимается персонал из числа временно привлеченных или нанятых по совместительству специалистов, называется руководитель проекта и контроллер (супервизор).
 На Рис. 9 представлена схема функционирования отдела сбыта на предприятии, осуществляющем поставки своей продукции в розничную сеть.
 Рис. 9. Схема функционирования отдела сбыта (пример)
 На схеме показано взаимодействие отдела сбыта с другими подразделениями предприятия: бухгалтерией, складом, транспортным отделом.
 Установление контактов с покупателями, например, с розничной торговлей (магазинами) происходит различными способами:
 - с помощью торговых агентов;
 - методом телефонного обзвона торговых точек;
 - путем размещения рекламы и приема звонков от покупателей.
 Поставка товара производится после заключения договора поставки, который заключается либо на поставку одной партии товара, либо на поставку в течении определенного срока (например, года) товаров в количестве и ассортименте в соответствии с общей спецификацией, прилагаемой к договору. В последнем случае, каждая поставка производится по заявке магазина на основании общего договора.
 Задача торговых агентов состоит в поиске покупателей, выявлении их потребностей, организации заключения договоров на поставку, контроль за взаиморасчетами, своевременностью поставки товара в магазины и наличием их в торговом зале.
 Система управления сбытом должна предусматривать концентрацию всей информации о наличии товарных запасов на складе, фактических поставках покупателям, состоянии платежей за поставленный товар.
 Задача бухгалтерии состоит в учете и контроле за поставками, приеме платежей в соответствии с заключенными договорами. Бухгалтерия ведет учет фактических сбытовых издержек и определяет финансовые показатели сбыта (оборот, прибыль). Бухгалтерия регулярно производит сверку своих данных с данными отдела сбыта.
 Склад представляет отделу сбыта информацию о товарных запасах, планируемых новых поступлениях, складской цене, оборачиваемости каждого наименования товара, фактически произведенной отгрузке, возврате товара с указанием причины.
 В отчете транспортного отдела указывается количество доставленного товара, время доставки, время ожидания разгрузки, условия разгрузки, особенности приемки товара магазином и возможные претензии к предприятию-поставщику. В случае невыполнения доставки товара в указанные сроки, указывается причина и принятые транспортным отделом меры.
 Правовая и экономическая характеристики каналов сбыта
 При разработке каналов сбыта предприятие определяет правовые и экономические формы взаимоотношений с собственными и сторонними органами сбыта.
 Характеристика собственных органов сбыта.
 Все органы сбыта, принадлежащие предприятию, должны рассматриваться как экономически несамостоятельные, но в правовом отношении они могут быть юридически самостоятельными (тип А) или несамостоятельными (тип Б).
 Формирование органов сбыта предприятия осуществляется в зависимости от размера предприятия, типа товара, стратегии маркетинга, финансовых возможностей предприятия.
 При принятии решений анализируется экономическая эффективность различных вариантов схемы сбыта, виды и уровни рисков, а также сильные и слабые стороны каждого варианта метода сбыта.
 Системы сбыта типа А
 Такая система сбыта характерна для крупного предприятия, стремящегося к расширению своей деятельности на местном, региональных и международных рынках.
 К основным формам юридически самостоятельных органов сбыта относятся:
 сеть розничной торговли (магазины) предприятий;
 сбытовые дочерние оптовые предприятия;
 оптово-розничные склады-магазины (кеш энд керри) предприятий;
 торговые дома предприятий.
 Признаками правовой самостоятельности этих предприятий являются:
 наличие устава предприятия с соответствующими записями о правовой форме деятельности;
 наличие собственного банковского расчетного счета;
 регистрация предприятия в государственных и муниципальных органах (в налоговой инспекции, Госкомстате и т.д.);
 ведение собственного бухгалтерского баланса.
 Достоинства рассматриваемой формы сбыта:
 1) Увеличивается ответственность всех дочерних фирм за результаты своего труда;
 2) Улучшается контроль за издержками;
 3) Производитель становится ближе к потребителю на региональных рынках;
 4) Улучшается управление процессами за счет гибкости и оперативности принятия решений в каждом конкретном случае.
 Недостатки:
 1) Дочерние фирмы могут выйти из состава материнской компании
 Пример. В начале 1997 года дочерняя фирма госхолдинга "Связьинвест" - "Телекоминвест" объявил, что 51 % его акций приобрела люксембургская офшорная компания First Holding S.A., ускользнув тем самым из-под контроля госхолдинга.
 Источник: ДП ? 38, 16.05.97 г.
 2) Усложняется финансовый контроль за деятельностью дочерних фирм;
 3) Определенный риск при найме на работу топ-менеджеров, в первую очередь, руководителя дочерней фирмы. Риск возрастает, если дочерняя фирма организуется на региональном рынке.
 Система сбыта типа Б
 В этом случае предприятие организует сбыт непосредственно с помощью отдела сбыта или других органов:
 торговых филиалов;
 торговых представительств.
 Отдел сбыта может иметь сеть торговых агентов или коммивояжеров.
 В некоторых случаях в переговорах с покупателями о продаже продукции принимает участие руководство предприятия.
 Все органы сбыта являются либо структурными подразделениями (филиалы, представительства), либо штатными сотрудниками предприятия (агенты, коммивояжеры).
 Достоинствами рассматриваемой формы сбыта являются:
 Централизация принимаемых решений, позволяющих снизить риск финансовых потерь;
 Возможность концентрации усилий в одном важном направлении;
 Возможность проведения единых маркетинговых стратегий.
 Недостатки:
 В случае роста предприятия плохо контролируются издержки;
 Ответственность за неудовлетворительные направления действия предприятия ложиться на его высшее руководство, не затрагивая среднее и низшее звено;
 В случае деятельности предприятия на региональном рынке возникают организационные проблемы (отсутствие печати, полномочий сотрудников и т.д.).
 Характеристика системы сбыта, независимой от предприятия в правовом и экономическом отношении
 Рассматриваемая система сбыта состоит из одного или нескольких посредников, последовательно перепродающих товар друг другу.
 Посредник принимает право собственности на товар.
 В этом случае покупатель полностью самостоятельно и за свой риск осуществляет сбыт приобретенного товара. На некоторых рынках Европы такой покупатель-посредник часто оказывается сильнее предприятия-производителя, диктуя последнему свои условия.
 К предприятиям-посредникам, принимающим право собственности на товар, относятся:
 * предприятия оптовой торговли;
 * предприятия розничной торговли;
 * индивидуальные предприниматели.
 Предприятия оптовой и розничной торговли в системе сбыта могут играть разные роли:
 а). Быть полностью независимыми от производителя, совершая у последнего нерегулярные или одноразовые покупки;
 б). Состоять в договорных отношениях с производителем (дистрибьюторы, дилеры).
 Посредник не принимает право собственности на товар.
 Агентские фирмы продают товар производителя на оговоренных условиях, получая комиссионные за реализованный товар или часть прибыли.
 На практике комиссионные вознаграждения выражаются в процентах от объема реализованной продукции. Расчет по доле прибыли затруднен из-за сложности механизма наглядного доказательства величины прибыли. Агент всегда будет требовать документального подтверждения расчета прибыли, а это трудно быстро сделать.
 В первом случае агенту следует уточнить, входит ли в сумму реализации НДС и спец.налог. Если база расчета комиссионных идет от оборота-нетто, то агент должен требовать указания величины налогов отдельной строкой в расчетных документах (товарных накладных на поставку).
 Если же база взаиморасчетов - прибыль, то периодически назначаются сверки взаимной деятельности компетентными представителями обеих сторон и расчеты производятся на основании акта, утвержденного руководителями предприятия (материнского и дочернего). По итогам годовой хозяйственной деятельности составляется консолидированный бухгалтерский баланс.
 Характеристика посредников при селективном сбыте
 Дистрибьютор - независимый оптовый посредник, действующий на основе договора, который он заключает с производителем. В договоре оговариваются минимальные объемы продаж, размер и условия товарного кредита, размер предельной торговой наценки дистрибьютора.
 В цепочке распределительной системы дистрибьютор наиболее близко расположен к производителю.
 Распределение обязанностей
 Производитель обеспечивает дистрибьютора рекламной поддержкой (реклама марки, буклеты, образцы и пр.), проводит обучение и консультации, если нужно - поставляет вспомогательное техническое (стенды, линии, приборы и т.д.) или торговое (холодильники, прилавки, витрины и т.д.) оборудование, организует сервисное и гарантийное обслуживание.
 Дистрибьютор обязан, кроме того, что указано в договоре, удовлетворять другим требованиям производителя, в частности:
 * иметь современные склады для хранения товара;
 * иметь собственную распределительную сеть;
 * иметь хорошие связи с потребителями;
 * иметь представительный офис, соответствующий имиджу производителя;
 * иметь квалифицированный персонал.
 Некоторые производители, например IBM, с крупными дистрибьюторами заключают стратегическое или проектное сотрудничество (техническое переоснащения завода, разработка программного обеспечения и т.д.). В этом случае дистрибьютор формирует добавочную стоимость товара.
 Дилер-посредник, осуществляющий продажу от своего имени и за свой счет. В вертикальной цепочке сбыта дилер находится ниже дистрибьютора, т.е. ближе к потребителю (например, структура распределения IBM). В коротком сбытовом канале дилер может непосредственно покупать товары у производителя.
 С продавцом (производителем или дистрибьютором) заключается дилерский договор. Условия договора в основном те же, что и для дистрибьюторов.
 К дилерам предъявляются, как правило, следующие требования:
 иметь реальные выходы на рынки конечного покупателя (потребителя);
 иметь квалифицированный персонал;
 иметь материальную базу (склады, транспорт, офис, демонстрационный зал, производственные помещения для предпродажной подготовки, обслуживания и ремонта);
 иметь достаточно высокий имидж в глазах покупателей.
 Договорные отношения производителя с дистрибьютором или дилером могут иметь исключительный характер, предусматривающий жесткие обязательства:
 производитель обязан делать поставки только данному посреднику в пределах оговоренных границ рынка;
 посредник обязуется работать только с одним поставщиком по данной товарной группе (или оговариваются конкретные производители, с которыми он не должен работать). Если такие ограничения отсутствуют, то посредник может иметь договорные отношения с несколькими производителями.
 Организация эксклюзивного сбыта
 Крупные предприятия-производители, которые высоко ценят свою торговую марку и имеют мировую известность (Coca-Cola, Baskin and Robins, MCDonals и др.), при работе с посредниками следуют единой маркетинговой концепции, в первую очередь, в соблюдении посредниками единого фирменного стиля торговли: оформления помещения для продажи и демонстрации товара, подбор и обучение персонала, проведение рекламной кампании. Посредник гарантирует соблюдение фирменного стиля производителя. Гарантия подтверждается перечислением производителю залоговой суммы (около $ 10000) или покупает у него лицензию на право использования торговой марки при продаже товара производителя.
 В свою очередь производитель принимает на себя расходы на рекламную поддержку и обучение персонала, предоставляет эксклюзивному партнеру товарный кредит и технологию.
 Описанная система взаимоотношений между производителем и посредником называется франчайзингом.
 Примеры работы по лицензиям (условия франчайзинга)
 * Пивоваренный завод "Балтика" производит безалкогольные напитки по лицензии Coca-Cola.
 * Завод "Вена" производит джин-тоник по лицензии Sinebryhoff и Пепси-колу.
 * Работа предприятий быстрого питания:
 * Мак Дональс
 * Кэррэлс
 * Гриль-мастер
 * Кафе-мороженные Баскин и Робинс
 * Семейное предприятие "Девернуа" - сеть магазинов модной одежды типа "multimarn" имеет 400 франчайзинговых магазинов, отделов в универмагах и модных магазинах. Везде розничные цены одинаковы.
 
 
 Маркетинг сбыта: ГЛАВА IV. Маркетинг оптовой торговли
 С позиции предприятия-производителя оптовая торговля является важным звеном дистрибьюции, которая может и решает его маркетинговые задачи.
 С позиций маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставляя им нужные товары в определенных объемах и в установленные сроки. Располагаясь обычно в крупных населенных пунктах (городах), оптовые компании также хорошо знают потребности конечных покупателей. Поэтому они самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле.
 Как показывает современный опыт, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу. Сегодня оптовые компании предоставляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг: реклама в месте продажи, организация мероприятий по стимулированию продаж, доставка товара, предпродажная подготовка, в том числе фасовка и упаковка товара под торговой маркой розничного предприятия или розничной сети. На рынке технически сложных товаров оптовые компании организуют, при поддержке производителей, сервисные центры.
 А поскольку деятельность любого посредника увеличивает стоимость товара, то задача оптового звена системы сбыта состоит в формировании минимальной оптовой наценки (за счет рационализации торгово-логистических операций) или в предании товару дополнительных ценностей для покупателя, который воспримет установленную цену как справедливую.
 Решение проблемы удовлетворения интересов производителей, с одной стороны, розничной торговли и конечных покупателей, с другой стороны, привело к многообразию методов и формы оптовой торговли.
 Классификация оптовой торговли
 по широте ассортимента
 * ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
 * ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
 * ассортимент узкий (< 200 наименований);
 * ассортимент специализированный;
 по способу доставки
 * доставка своим транспортом;
 * продажа со склада (самовывоз);
 * по степени кооперации
 * горизонтальная кооперация для совместных закупок и организации оптовых рынков;
 * вертикальная кооперация для целей сбыта и конкуренции с розничной торговлей за рынок конечных потребителей;
 по отношению к системе сбыта
 * эксклюзивная система сбыта: производитель предоставляет лицензию на торговлю по условиям франчайзинга;
 * селективная система сбыта: дистрибьютерские и дилерские соглашения между производителем и выбранными им оптовыми компаниями;
 * интенсивная система сбыта: работа одновременно со всеми посредниками;
 по размеру оборота
 * крупные оптовики;
 * средние оптовики;
 * мелкие оптовики;
 с точки зрения организации оптовой торговли существует три общей категории:
 * оптовая торговля производителей;
 * оптовая торговля предприятий-посредников;
 * оптовая торговля, осуществляемая агентами и брокерами.
 Оптовая торговля осуществляется производителями с помощью собственных органов сбыта, для чего создается дочерняя оптовая компания. Однако деятельность такой компании будет оправдана в случае достаточности объемов и ассортимента производимой продукции. В противном случае функции оптовой торговли целесообразно передать независимым компаниям.
 Независимые оптовые компании организовываются в соответствии с приведенной выше классификацией в зависимости от требований розничной торговли и собственных возможностей.
 Детальную классификацию типов оптовых посредников дает Ф. Котлер [ 9] .
 Формы оптовой торговли
 Выбор формы оптовой торговли зависит от конкретного товара, его положения на рынке (пользуется спросом; спрос не велик, степень насыщенности рынка), от конкретной сделки оптовой компании с продавцом товара.
 Существуют две основные формы оптовой торговли:
 транзитная;
 складская.
 При транзитной форме товары доставляются от производителя в розничную сеть или другой оптовой компании (более мелкой или находящейся в другом городе), минуя склад оптовика-посредника. Это форма имеет то преимущество, что ускоряется оборот, снижаются логистические издержки, повышается сохранность товара.
 Транзитная поставка применяется, если не требуется промежуточная подготовка товара по качеству, расфасовке, переборке и т.д. В этом случае оптовик-посредник не имеет возможность формировать ассортимент, кроме того, что отгрузил производитель.
 Применяются два вида расчетов транзитной поставки с производителям:
 с оплатой транзитной партии товара;
 б) без вложения собственных средств путем получения посреднического процента (комиссионных).
 Во втором случае оптовая компания выполняет организаторские функции и собственником товара не является.
 При складской форме партия товара от производителя поступает на склад оптовой компании, а затем распределяется по разным сбытовым каналам до розничной торговли. Не смотря на возросшие логистические издержки, в этом случае лучше удовлетворяются потребности торговли в предпродажной подготовке.
 Улучшается также ритмичность снабжения магазинов, в том числе малыми партиями, что является удобным для них. Открывается возможность формирования требуемого для каждого магазина товарного ассортимента.
 Наиболее распространенными видами оптовой торговли со склада является:
 а). личный отбор товара на складе;
 б). по письменной заявке (например, высылка факса) или устной заявке по телефону со стороны магазина;
 в). через выездных торговых представителей (агентов, менеджеров по сбыту);
 г). с помощью активных звонков из диспетчерской;
 д). торговля на оптовых выставках и ярмарках.
 Выбор вида торговли для оптовика определяется с учетом желания и размера (мощности) розничного предприятия.
 Оптовая торговля с личным отбором целесообразна, когда розничное предприятие хочет быстро сделать закупку (заканчиваются складские запасы), рассчитывает на месте сформировать ассортимент, выбрать товары-новинки, получить скидки за самовывоз.
 Личный отбор часто используется при закупке тканей, швейных и трикотажных изделий, марочных вин, меховых товаров и т.д.
 Для демонстрации некоторых товаров, товаров-новинок, оптовое предприятие оборудует демонстрационный или выставочный зал.
 При личном отборе маркетологи оптовой компании могут провести опрос посетителей, протестировать товары, учесть замечания как со стороны розничного предприятия, так и покупателей.
 Для многих стандартных товаров личный отбор организуют с использованием самообслуживания. Для перемещения отобранного товара используются средства малой механизации: грузовые тележки, транспортеры рольганги, штабеллеры и т.д.
 Оптовая торговля по письменной заявке или по телефону производится на основании предварительно подписанного договора между покупателем и продавцом. Там же оговариваются условия оплаты каждого заказа. Доставка товара в магазин может быть осуществлена транспортом оптовика или магазина. В первом случае, экономится время работника магазина, которому не нужно ехать за товаром к оптовику, но может возрасти время доставки заказанного товара в магазин.
 Оптовая торговля с помощью разъездных сбытовых агентов и менеджеров получила широкое распространение, как наиболее активная форма сбыта.
 Для этого, оптовая компания организует агентскую сеть для поиска покупателей - юридических лиц (более мелких оптовиков и магазинов). Разъездные агенты поддерживают контакты со своими клиентами, следят за наличием товаров в торговом зале магазина, контролирует своевременность расчетов за товары и т.д.
 Для лучшей координации сбытовых агентов, последние могут быть закреплены за определенной территории, за группой клиентов или продавать только определенные товары.
 Оптовая торговля с помощью активных (выходящих) звонков из офиса или отдела сбыта. Для этого организовывается диспетчерская, где работают специально обученные продавцы. Полученную информацию о потенциальных покупателях диспетчеры-продавцы передают менеджерам по сбыту. Диспетчерская служба также может принимать заказы от старых покупателей, выполнять маркетинговые телефонные опросы, вести статистику сбыта.
 Оптовая торговля на выставках и ярмарках позволяет заключать договоры на поставку во время посещения выставки представителями покупателя или провести предварительные переговоры. Выставки и ярмарки притягивают к себе большое число профессиональных деятелей рынка (производителей, посредников, потребителей), поэтому здесь можно провести большой объем маркетинговых исследований, получить последнюю информацию о товарах-новинках. На выставке должны обязательно присутствовать полномочные представители службы сбыта, отвечающие за эффективность работы на ней.
 Во время работы выставки или ярмарки рекомендуется проводить промоушен-компании, ориентированные на потребителя. Для этого следует своевременно заручиться поддержкой предприятия-производителя данного товара.
 Маркетинговые решения в оптовой торговле
 Положение оптовой компании или предприятия-производителя, занимающегося оптовой торговлей, существенно существенно зависит от выбранной маркетинговой стратегии, маркетинговой политики и характера маркетинговых решений.
 Задачи (функции) маркетинга оптовой торговли представлены в таблице 5.
 Таблица 5 Задачи маркетинга в системе оптовой торговли
 Задачи маркетинга Содержание Разработка маркетинговых стратегий удержание и увеличение рыночной доли;
 проектирование сбытовых каналов;
 разработка конкурентного поведения. Проведение маркетинговых исследований исследование профессионального рынка сбыта: конкурентов, мелкооптовую и розничную сети;
 исследование потребителей;
 исследование рынка поставщиков. Сегментирование рынка сбыта сегментирование профессиональных покупателей-посредников;
 сегментирование потребителей;
 выбор целевых сегментов. Маркетинг закупок определение связи между характером товарного спроса и требованиям к закупкам;
 маркетинговая оценка поставщиков;
 разработка политики в сфере закупки. Маркетинг-логистика определение требований покупателей к логистической структуре системы сбыта оптовика;
 поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта. Маркетинговые решения сбыта ценовая политика оптовой компании;
 товарная и ассортиментная политика;
 сбытовая политика;
 сервисная политика;
 коммуникативная политика. Организация мерчендайзинга организация мерчендайзинга по инициативе производителя;
 организация мерчендайзинга по инициативе оптовой компании. Маркетинг-аудит системы сбыта организация работы с рекламациями розничной торговли;
 организация работы с претензиями покупателей;
 разработка программы маркетинга-аудита сбыта. Маркетинговые стратегии в сфере сбытовой деятельности предприятия разрабатываются в случае расширения сбыта на старом рынке, выхода на новые рынки, при проектирование новых сбытовых каналов, например, тогда, когда старая система сбыта перестала быть эффективной.
 В сбытовой деятельности предприятие неизбежно сталкивается с фирмами-конкурентами, а иногда специально предусматривает конкуренцию между собственными каналами сбыта (по горизонтальному или вертикальному типам).
 По отношению к внешним конкурентам разрабатывается стратегия конкурентной борьбы или стратегия сотрудничества. В случае выбора стратегии соперничества предприятие определяет вид конкуренции (ценовая, неценовая) и прогнозирует поведение конкурентов.
 Масштаб конкурентного соперничества может распространяться на мировой рынок, рынок конкретной страны, в пределах одного города, в одном или нескольких сегментах. Наконец, может быть борьба за владение какой-либо нишей.
 Реализация маркетинговых стратегий в сбытовой деятельности требует длительного времени, значительных финансовых затрат, поскольку, как правило, требуются инвестиционные вложения в сбыт. В таб. 6 приведен план сбытовой стратегии предприятия при его выходе на российский рынок.
 Таблица 6 Пример плана сбытовой стратегии предприятия при выходе на российский рынок
  1-й год 2-й год 3-й год IIIкв IVкв I кв II кв IIIкв IVкв I кв II кв IIIкв IV кв Санкт-Петербург Москва Города-миллионники Прочие СНГ Охват в млн.человек 0.5 1 3 6 12 20 30 40 50 60 Количество охваченных розничных точек 50 100 350 800 1500 3000 5000 8000 10000 12000 Потенциальный оборот при данном охвате в розничных ценах, млн. $ 1 2 7 14 30 60 90 130 170 210 Среднее потребление на человека в год, кг/ год 0.05 0.07 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.5 0.7 0.9 Доля на рынке в % 3 5 10 15 25 35 45 55 60 58 Количество сбытового персонала, чел 3 7 10 27 60 110 190 300 310 315 Кол-во оптовых баз 1 1 1 2 5 10 20 45 50 52 Маркетинговые исследования, проводимые оптовым предприятием, охватывают три наиболее важные сферы:
 исследование профессиональных субъектов рынка сбыта: конкуренты, розничная сеть, прочие покупатели товаров, например, система ресторанного питания, кафе, мелкие оптовики, работающие на оптово-розничных рынках и т.д.;
 исследование потребителей - населения с целью получения от них информации о товарах, пользующихся спросом, и об уровне неудовлетворенности разными торговыми марками;
 исследование рынка поставщиков для решения собственных проблем, связанных с закупками.
 Могут проводится другие исследования исходя из стратегических целей компаний.
 Организация маркетинговых исследований зависит от квалификации и наличия маркетологов. В случае их отсутствия могут быть привлечены сторонние исследователи или куплен уже готовый отчет , составленный маркетинговой фирмой на основании ранее проведенных исследований.
 По инициативе поставщика-производителя возможно проведение различных экспериментальных исследований по оценке потребительских качеств товара.
 Сегментирование рынка сбыта является обязательной функцией маркетинга оптового предприятия. Например, чтобы выбрать целевые сегменты покупателей-профессионалов и знать покупательские предпочтения разных слоев населения и их реакцию на поставляемый товар.
 Профессиональный рынок сбыта сегментируют по таким критериям, как: объемы закупок, широта ассортимента, деловая репутация, платежеспособность, проводимая ценовая политика и т.д.
 Если потребителем является население, то применяют различные системы показателей, выбирая из них те, которые в наибольшей степени характеризуют потребительский сегмент (социальные, демографические, экономические, поведенческие и другие показатели).
 Маркетинг закупок служит для получения конкурентных преимуществ уже на стадии работы с поставщиками за счет приобретения товаров, способных удовлетворить потребности конечных покупателей.
 В этом случае решаются следующие задачи:
 закупать товар, пользующийся спросом у потребителя;
 процесс закупки должен давать экономическую выгоду для оптовика (за счет получения скидок, отсрочки платежа);
 в случае некондиционного товара оптовик должен иметь возможность его замены.
 Предприятие-производитель делает закупки сырья, деталей комплектующих узлов также с учетом требуемого качества производимых товаров. Процесс закупки состоит из ряда последовательных шагов:
 а). определение потребностей в конкретном товаре, конкретной торговой марке с установлением его количества;
 б). определение потребностей в ассортименте, который желательно покупать у одного поставщика;
 в). определение критериев , которые составляют исходную базу при оценке поставщиков и ведении переговоров с ними (экономические, маркетинговые, технические, логистические требования);
 г). поиск и анализ поставщиков методами маркетингового исследования рынка;
 д). отбор поставщиков и организация переговоров с ними;
 е). размещение пробных заказов;
 ж). оценка результатов;
 з). заключение долговременных договорных соглашений.
 Можно сформулировать основные требования к поставщикам:
 * популярность (известность торговой марки;
 * надежность;
 * доступность;
 * заинтересованность в совместной работе;
 * понимание роли маркетинга в продвижении своей продукции;
 * минимальные сроки поставки;
 * брать на себя долю риска, например, связанного с транспортировкой.
 При отборе поставщиков оптовая компания решает вопрос остановиться на одном поставщике (принцип концентрации заказов) или выбрать несколько поставщиков (принцип распыления заказов).
 Преимущество концентрации заказов у одного поставщика позволяет получить большие скидки за счет большего размера заказа. Этому же способствует тесное сотрудничество, включая и осуществление совместных проектов по производству новых товаров. Оптовая компания может предоставлять информацию о новых тенденциях спроса, новых товарах, поступающих на рынок от других производителей.
 Однако работа с одним поставщиком увеличивает риск оптовика и ограничивает его возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети.
 Для снижения такого рода риска оптовая компания работает одновременно с несколькими поставщиками. Если поставщики заинтересованы сотрудничать с оптовиком, то это можно использовать для получения дополнительных выгод, добиваясь уступок от них.
 Маркетинг-логистика оптовой компании заключается в разработке такой транспортно-складской схемы, которая учитывала бы требования маркетинга закупок и маркетинга сбыта. Как и другие структуры предприятия, ориентированные на маркетинговый подход в своей работе, службы логистики должны учитывать специфику поведения и требования розничных торговых предприятий, которые они предъявляют к своим поставщикам -оптовикам. Это, прежде всего, - размер партии товаров и скорость поставки.
 Часто такие требования приводят к тому, что оптовая компания вынуждена размещать торговые склады, наиболее близко расположенные к магазинам. С другой стороны, собственные закупки оптовика больших партий товара у производителей заставляет его решать следующую задачу: иметь центральный распределительный склад или, минуя его, развозить товар по районным складам.
 Маркетинговые решения в системе сбыта имеют цель оказать поддержку в реализации планируемого объема товаров на местном и региональных рынках.
 Маркетинговая информация, подпитывающая сбыт, способствует снижению риска сбытовой деятельности.
 Маркетинговые решения сбыта охватывают весь комплекс маркетинга-микса.
 Решение о товарном ассортименте
 При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов.
 С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли.
 Расширение ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:
 для некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплементы);
 деятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);
 решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д.
 Решение о ценах.
 В подавляющем большинстве случаев при заключении сделки магазинами с оптовой компанией основным фактором служит цена, качество товара и условия оплаты. В таб. 7 приведены данные опросов , проведенные среди петербургских оптовиков, а также для сравнения приведены результаты опроса розничных предприятий Франции.
 Таблица 7
  В Санкт-Петербурге Во Франции Показатели место % место Цена 1 49 % 2 Качество 2 30 % 1 Ассортимент 3 21 % 3 Поэтому оптовая цена должна быть выгодной для магазина, учитывать характер спроса на данный товар и ценовые предложения конкурентов.
 Решение о каналах сбыта.
 Варианты решений о методах и каналах сбыта принимаются также, как и производителем.
 Большим преимуществом сбытовой структуры оптовой компании является возможность доставки в розничную сеть товаров небольшими партиями в короткий срок. Кроме этого, сбыт должен быть нацелен на поиск новых покупателей и освоение новых рынков.
 Опыт: В Санкт-Петербурге во многие магазины города доставляют товары мелкие фирмы - перевозчики или частные лица на своих автомашинах.
 Решение о размещении места хранения товарных запасов
 Оптовая компания решает вопрос об организации системы складов или одного централизованного склада, а возможно их комбинации.
 Исходными моментами служат соотношение между издержками на обеспечение производственной деятельности складов и улучшение обслуживания клиентов оптовика. На Рис. 10 показан пример размещения складов российской оптовой компании.
 
 Рис. 10 Организация складов оптовой компании ПАРТИЯ-ЦЕНТР
 Решение оптовой компании в области коммуникаций
 Коммуникативная политика большинства оптовиков направлена, прежде всего, на профессиональный рынок сбыта.
 Наиболее часто применяются следующие методы коммуникации:
 деловая реклама
 личные продажи
 стимулирование сбыта
 Крупные оптовые компании (Союзконтракт, Юнилэнд) проводят также PR- кампании.
 Деловая реклама - размещение в выбранных каналах делового предложения о возможности поставки товаров по конкретным ценам. Иногда публикуются также скидки и условия транспортировки. Рекламные каналы выбираются такие, которыми пользуются профессионалы: сборные каталоги,(оптовик, Петербургский магазин, Апраксин Двор и т.д.), специализированные журналы, некоторые популярные газеты и журналы.
 Личные продажи осуществляются на всех иерархических уровнях сотрудников отдела сбыта: директор, менеджеры и агенты по сбыту. Иногда личные коммуникации выполняют и руководители оптовой компании. Для успешной работы сотрудники отдела сбыта должны иметь представительскую рекламу в виде визиток, сувениров, фирменных папок, ручек и т.д.
 Профессиональное поведение продавца способствует успешным переговорам, а его авторитет влияет на формирование имиджа всей оптовой компании.
 Стимулирование сбыта в оптовой торговле осуществляется по трем направлениям:
 а). стимулирование потребителей;
 б). стимулирование посредников;
 в). стимулирование собственного сбытового персонала.
 А. Стимулирование потребителей производится с целью привлечения покупателей к совершению покупки именно данного товара. На покупателя оказывается эмоциональное давление через интенсивную рекламу.
 Конкретные приемы и средства стимулирования зависят от типа покупателей и вида товара.
 Наиболее распространенными средствами стимулирования являются:
 распространение образцов на показ или на пробу. Это можно делать в виде разноски, рассылки по почте, раздачи в магазине, прилагать к какому-либо товару. Для некоторых продуктов питания эффективна дегустация.
 Купоны - дают право на покупку товара с определенной скидкой. Купоны можно рассылать по почте, прилагать к первой покупке, включать в рекламное объявление. Купоны могут вкладываться в упаковку. Они эффективны для стимулирования товара, находящегося в фазе роста или зрелости.
 Скидка за количество, когда по сниженной цене продают несколько упаковок фасованного товара или набор разных товаров (комплект).
 Премия - это товар, продаваемый со скидкой или бесплатно прилагаемый к другому товару в качестве поощрения (10 шт + 1 банка бесплатно).
 Зачетные талоны - это вид премии, которые получают при покупке товара для получения скидки при следующей покупке.
 Бесплатное сервисное обслуживание (доставка мебели на дом).
 Скидка или бесплатная выдача товара при предъявлении обусловленного числа упаковок (крышек и т.п.) как свидетельства произведенных ранее покупок.
 Премии при покупке товаров на определенную сумму. При этом в качестве премии обычно используют один из привлекательных товаров, имеющихся в магазине.
 Использование упаковки, которую можно применить для иных целей после того, как товар будет потреблен, - например, банка растворимого кофе в виде кофейника, вполне пригодного для приготовления этого напитка.
 Гарантия возврата денег, если товар по каким-то причинам не подойдет или не понравится. Обычное условие при этом - возврат товара в сохранности. Никакого объяснения причин отказа от товара при этом не требуют, а сама процедура получения денег предельно упрощена.
 Прием устаревшего товара в качестве первого взноса за новый при продаже в рассрочку.
 Лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару. В качестве приза (призов) фигурируют нередко весьма дорогие вещи - автомобили, меховые шубы, особо высококачественная бытовая электроника и т.п.
 Смысл мероприятий по стимулированию сбыта заключается не только в увеличении продаж и соответственное повышении массы прибыли. Увеличение продажи означает сокращение складских расходов, и это обстоятельство нужно учитывать при определении суммы скидки, возникающей в результате того или иного мероприятия. В практике иностранных фирм обычный размер такой скидки - около 2,5 %.
 Б. Средства стимулирования посредников
 Основными средствами стимулирования торговли являются:
 * предоставление скидок с цены за объемы (кумулятивные, некумулятивные скидки);
 * предоставление скидок за включение нового товара в закупаемый ассортимент;

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу