<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Людям, определяющим политику, нужны весомые аргументы для поддержки любых усилий в области здоровья или образования. Они должны суметь оправдать свои решения. Пропаганда и защита взглядов - это искусство оказывать влияние на других людей, чтобы они поддержали идею, принципы или программу.
 
 Защитник и пропагандист здорового образа жизни на основе навыков должен убедить тех людей, которые определяют политику и принимают решения в школе и сообществе, в том, что школьные усилия в его поддержку адекватные и выполнимые, и что эти усилия могут помочь в достижении целей в отношении молодежи, которые поддерживаются всеми. Цель заключается в том, чтобы убедить людей, принимающих решение, предпринять действия, которые вносят вклад и укрепляют школьные программы. Аргументы в пользу важности и эффективности санитарного просвещения на основе навыков можно использовать в качестве части этих пропагандистских усилий (см. главу 4 и данный раздел).
 
 Задача убеждения людей может стать легче, если предварительно ответить на два вопроса: что заставляет одного человека сказать "да" другому, и какие методы дают такой результат? Хотя мы не можем заставить людей думать и действовать определенным образом, наши идеи и знания могут формировать среду их мышления.
 
 Например, следующие шесть принципов убеждения могут заставить одного человека захотеть сказать "да" другому:
 
 * Обязательство и соответствие: даже небольшие действия могут привести к обязательству, а когда люди берут на себя обязательство, они ведут себя в соответствии с этими обязательствами.
 * Социальное доказательство: люди часто используют информацию в отношении того, как другие люди ведут себя, для принятия решения в отношении того, что делать.
 * Ограниченность: люди, скорее всего, будут действовать, если есть единственная возможность сделать это, а если при этом они не будут действовать, то это повлечет за собой потерю.
 * Реципрокность/взаимность: люди обычно стараются таким же образом отплатить за то, что дал другой человек.
 * Власть/авторитет: титулованные люди и те, кто обладает значительными знаниями, могут оказать большое влияние.
 * Приязнь: люди предпочитают говорить "да" на просьбы тех, кого они знают или любят (Циалдини, 1993).
 
 Применение этих принципов в пропаганде санитарного просвещения на основе навыков предполагает, что ведущий программы должен представить информацию вниманию аудитории. Эффективный ведущий должен быть человеком, заслуживающим доверия, уверенным, понятным и внимательным к потребностям аудитории. Важно узнать, понимает ли аудитория проблему, и на каком уровне, и могут ли они что-либо сделать в этом плане. Эффективная информация для аудитории обладает определенными общими качествами: информация должна быть простой, доступной для понимания, подчеркивающей три ключевых момента и действия, которые ведущий хотел бы четко изложить. Факты сбалансировано дополняются эмоциями и человеческими историями. При изложении материала следует избегать жаргона и сложных данных, но можно включать конкретные примеры, аналогии, метафоры, яркий язык и образы, которые аудиторией воспринимаются легко (Винс-Витман, 2001).
 
 Приложение 2 содержит ссылки на справочники, которые могут быть полезны при планировании пропагандистских мероприятий.
 
 При пропаганде санитарного просвещения на основе навыков и жизненных навыков не всегда очевидно, какие аргументы или подходы оказываются эффективнее всего и в отношении какой аудитории. То, что кажется очевидным или привлекает внимание специалистов, планирующих образование и здравоохранение, может быть неубедительным для другой аудитории. Например, шеф полиции студенческого городка одного из колледжей в Соединенных Штатах сообщил, что президент колледжа и члены попечительского совета не были убеждены в необходимости принятия действий, когда им представили статистические данные в отношении высокого уровня потребления алкоголя студентами, вандализма, изнасилований и автомобильных аварий, связанных с таким поведением. Совсем другая реакция была, когда из отчета шефа стало ясно, что из-за проблем, обусловленных потреблением алкоголя, имел место большой отсев, что создавало экономическую проблему для университета (Мангрулкар и другие, 2001).
 
 Практический опыт
 
 Проводимое санитарное просвещение на основе навыков и программы развития жизненных навыков в Латинской Америке и странах Карибского бассейна позволили извлечь следующие ключевые уроки в области защиты интересов, которые могут стать полезным руководством для новых инициатив:
 * Эффективная пропаганда требует ясных аргументов и ясного понимания подхода на основе жизненных навыков, адаптированного для конкретной аудитории и среды.
 * Данные относительно местных потребностей, а также данные о положении детей и подростков (например, из медико-демографического исследования), могут стать мощной основой для пропаганды и критическими для определения задач программы.
 * Участие и вовлеченность исполнителей местных программ с начального этапа оценки потребностей являются ключом к эффективности и устойчивости программы.
 * Сами исполнители программ (учителя/тренеры) имеют потребности в области здоровья, которые необходимо принимать во внимание в ходе проведения программы, и могут потенциально решаться через программы развития жизненных навыков.
 * Санитарное просвещение на основе навыков может служить объединяющей рамкой для многих конкурирующих и дублирующих друг друга программ охраны здоровья подростков в определенной среде.
 * Поддержка и техническая помощь в разработке учебного плана, которая может потребовать либо адаптации отдельных разделов существующего учебного плана, либо разработки оригинального учебного плана необходимы на региональном и страновом уровнях.
 * Планирование всех этапов, начиная с оценки потребностей и включая институционализацию программ, является ключом к устойчивости.
 
  6.5. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ ПРИВИТИЯ НАВЫКОВ
 
 Оценку необходимо продумывать с самого начала и проводить ее на протяжении всей программы. Когда вы проводите оценку нужд в самом начале (проведение ситуационного анализа), определяете цели, планируете действия (разработка плана действий), вы закладываете основу для оценки. В то же самое время вам необходим формальный план оценки для отслеживания прогресса, при этом вы должны быть уверенными, что ваш план оценки выполним.
 
 Всесторонняя оценка включает в себя оценку процесса и оценку результатов. Оценка процесса проводится в ходе выполнения программы и обеспечивает мониторинг ее выполнения и обратную связь с тем, чтобы вы могли внести изменения и скорректировать программу, где это необходимо. Оценка результатов включает в себя оценку последствий проведенных действий и определяет, насколько эти действия были эффективными в плане достижения желаемых результатов. Затем цикл начинается снова с вопроса о том, какие дальнейшие изменения или сохранение чего является желательным в качестве новой цели.
 
 6.5.1 ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ
 
 Оценка процесса дает ответы на вопрос, как была проведена программа, какие результаты были достигнуты, одновременно представляя собой своеобразный мониторинг осуществления программы в соответствии с планом. Оценка предполагает два важных аспекта: охват и качество программы. Охват оценивает степень реального достижения целевой аудитории. Качество относится к адекватности обучения и удовлетворенности всех участников процесса обучением и проведением программы, однако обеспечение качества должно быть шире. Оценка процесса может включать в себя формативную оценку преподавания, учебных материалов и уроков. Это может дать представление о том, как улучшить программу и ее результаты. Оценка процесса может также оценивать изменения в промежуточных факторах, например, в форме коммуникации, в отношениях, источниках информации, социальных нормах или нормах установившихся среди сверстников, изменения тех, кто осуществляет программы, а также изменения, касающиеся сообщества, семьи, родителей или школы.
 
 Процесс оценки важен для того, чтобы выполнение программы было одинаковым везде, где она проводится, и, что еще важнее, для получения подтверждения того, что наблюдаемые результаты действительно связаны с проводимыми действиями, а не с какими-то другими факторами влияния.
 Рисунок 11 содержит примеры индикаторов процесса на уровне программы.
 
 Рисунок 11. Примеры вопросов, которые могут подниматься во время оценки процесса
 
 Охват: Охвачена ли целевая аудитория? Кто не охвачен?
 а) проводится ли программа во всех запланированных местах? Например, в школах?
 - процент школ, включенных в программу, формальных и неформальных;
 б) достигает ли программа целевой аудитории учителей/тренеров?
 - процент всех обученных учителей/тренеров;
 в) достигает ли программа целевой аудитории детей и молодых людей?
 - процент девочек/мальчиков (сельские/городские; этнические группы, другое).
 
 Качество: Выполняют ли учителя/тренеры программу в соответствии со стандартами качества?
 
 Возможные стандарты качества программы
 * Охватывает ли программа важные вопросы здоровья и социальные проблемы?
 * Ставит ли данная программа своей целью повлиять на поведение?
 * Существует ли комплекс знаний, отношений и навыков?
 * Используются ли методы преподавания и обучения на основе широкого участия?
 * Ориентирована ли программа на участника и является ли она гендерно чувствительной?
 * Имеется ли стратегия поддержки программы (например, подготовка учителей, повышение квалификации и постоянная поддержка)?
 * Доступны ли соответствующие услуги поддержки аудитории/участникам?
 * Проводятся ли консультации для участников программы? Вовлечены ли они в нее?
 * Обучены ли учителя/тренеры выполнению этой задачи?
 * Оказывается ли поддержка учителям/тренерам на этапе выполнения программы?
 * Удовлетворены ли учителя/тренеры осуществлением программы?
 * Удовлетворены ли участники осуществлением программы?
 * Достаточен ли срок программы для достижения желаемых задач?
 * Используются ли существенные для данной программы учебные материалы (точные, гендерно чувствительные, соответствующие возрасту, доступные, приемлемые с точки зрения языка, долговременные и т.д.)?
 * Основана ли программа на существенной, текущей, точной информации и методах?
 * Проводится ли мониторинг и оценка результатов и процесса осуществления программы?
 * Какова стоимость программы?
 Рекомендуется сохранить оценку процесса и мониторинга определенного уровня на протяжении всей реализации программы, даже после того, как основное направление ее будет стабильным, с тем, чтобы можно было оценивать, работает она в том же направлении, или нет, и сохраняется ли ее качество со временем.
 
 6.5.2 ОЦЕНКА КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА/ИСХОДА34
 
 Оценка конечного результата призвана определить, достигнуты или нет задачи программы, привели ли действия программы к изменениям, особенно в отношении целевого поведения и условий, а также знаний, отношений и навыков, повлиять на которые планировалось в ходе выполнения данной программы. Заключительная оценка результатов проводится для определения любого воздействия или изменений, происшедших за период проведения мер вмешательства. Первые шаги в этом направлении начинаются до проведения этих мер, включая определение некоторого базового уровня или точки отсчета для сравнения, и продолжаются после осуществления программы.
 
 Такого рода оценка должна быть достаточно детальной, строгой и научной. Она должна оценить размах влияния или изменений с целью "доказать", что применяемые стратегии действительно являются эффективными. Программы, доказавшие свою эффективность в достижении желаемых навыков или поведения, не требуют детальной оценки результатов каждый раз после их достижения. Если таких ресурсов, как время, персонал и бюджет недостаточно, то более реально и целесообразно ограничиться оценкой хода реализации программы, нежели ее результатов. Очень часто программы торопятся провести изучение своего влияния на молодежь, не имея полного понимая, выполнены ли планируемые действия, и насколько хорошо они выполнены. Однако достичь эффективности важно до начала расширения программы, и информация, полученная в ходе реализации программы, может оказаться чрезвычайно полезной при определении возможных барьеров для тиражирования этих мер где-либо еще или повторения программы в более широком масштабе.
 
 Вопросы для проведения заключительной оценки включают следующие:
 * В какой степени достигнуты поставленные задачи?
 * В какой мере было оказано влияние на знания, отношения, навыки и поведение учащихся и персонала?
 
 Показатели результатов, отбираемые для проекта, зависят от заявленных целей программы. Следует ожидать, что хорошо проведенное санитарное просвещение на основе навыков изменит поведение, условия и соответствующие знания, убеждения и навыки учащихся.
 
 Влияние санитарного просвещения на основе навыков можно оценить на различных уровнях, и важно, чтобы ожидания от этой программы соответствовали применяемой стратегии. Если обучение в области здоровья на основе навыков проводится изолированно, то, скорее всего, результаты будут достигнуты на первом уровне (ближайшие); однако, если применять более скоординированную стратегию, то можно ожидать результатов на 2-м (среднесрочные) и 3-м уровне (долгосрочные). Эти три уровня выглядят следующим образом:
 1. Ближайшие результаты: развитие знаний, отношений и навыков. Этот уровень представляет наибольший интерес для тренеров или учителей, работающих в классе, хотя они также заинтересованы в среднесрочных результатах, касающихся ожидаемого воздействия на поведение и условия.
 2. Среднесрочные результаты: изменение или сохранение желаемого поведения или условий, которые должны оказать влияние на цели. Данный уровень представляет основной интерес для координаторов или менеджеров программ санитарного просвещения на основе навыков, хотя они также будут заинтересованы и ближайших результатах.
 3. Долгосрочные результаты: достижение целей программы, изменение в статусе здоровья или социальных результатов. Данный уровень представляет собой основной интерес для правительственных чиновников, разрабатывающих политику и принимающих решения, хотя они будут также заинтересованы в среднесрочных и ближайших результатах.
 
 Рисунок 12 содержит примеры вопросов для этих трех уровней.
 
 Рисунок 12. Примеры вопросов для трех уровней результатов в области профилактики ВИЧ/СПИД/ИППП
 
 УРОВЕНЬ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТЫ Уровень 1.
 Ближайшие результаты: знания, отношения и навыки (уровень урока или уровень класса)
 
 - Оцениваются тренером/учителем после завершения образовательных мероприятий или вскоре после этого.
 
 * Термин "отношения", используемый здесь, включает в себя широкий круг убеждений; чувств в отношении себя (например, уверенность) и другие (например, дискриминация); ценности; мысли; и социальные, религиозные и культурные принципы, нравы и этику.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 * Термин "навыки" используется здесь в отношении жизненных навыков, психосоциальных и межличностных навыков, которые можно применять к профилактике СПИДа и связанных с ним проблем. Эти навыки важны потому, что они могут способствовать и могут привести к изменению поведения, если их поддерживать всесторонне и регулярно. Результаты обучения - знания:
 Узнали ли учащиеся, что...
 * ВИЧ - это вирус, приобретенный некоторыми людьми?
 * ВИЧ трудно заразиться, он не передается в результате случайного контакта?
 * Люди могут оставаться ВИЧ-инфицированными многие годы, не проявляя симптомов этой инфекции?
 
 Узнали ли они...
 * Как ВИЧ передается и как не передается?
 * Об отличии ВИЧ от СПИДа?
 * Какое поведение людей обуславливает повышенный риск заражения ВИЧ?
 * Какие профилактические меры могут уменьшить риск ВИЧ, ИППП или нежелательной беременности?
 * Как пройти тестирование, консультирование для определения ВИЧ-статуса?
 
 Отношения:*
 Демонстрируют ли учащиеся...
 * Приятие, а не страх людей с ВИЧ и СПИДом?
 * Понимание гендерных ролей и сексуальных различий?
 * Сопереживание другим людям?
 * Понимание долга по отношению к самому себе и другим?
 * Обязательство установить этические, моральные и поведенческие нормы для себя?
 * Собственный позитивный имидж, определяя положительные личные качества и положительно воспринимая изменения тела, которое происходит во время полового созревания?
 * Желание нести ответственность за собственное поведение?
 * Понимание того, как семейные ценности поддерживают такое поведение или убеждения, которые могут предотвратить ВИЧ-инфекцию?
 * Обеспокоенность по поводу социальных вопросов и их значимости для социальных, культурных и личных идеалов?
 * Понимание противоречий в моральном кодексе их обществ?
 * Реалистическое восприятие риска?
 * Поощрение сверстников, сестер и братьев, а также членов семьи к тому, чтобы принять участие в мерах профилактики ВИЧ?
 
 Навыки*:
 Уверены ли учащиеся, что они смогут...
 * приобрести практические и положительные методы преодоления эмоциональных и стрессовых ситуаций?
 * активно искать информацию и услуги, связанные со злоупотреблением вредными веществами, а также репродуктивным и сексуальным здоровьем, важными для здоровья и благополучия.
 * использовать навыки критического мышления для анализа сложных ситуаций, которые требуют решения на основе разнообразия альтернатив?
 * использовать навыки решения проблем для определения целого ряда решений и их последствий для проблем здоровья, которые имеются у молодых людей?
 * обсуждать сексуальное поведение и другие личные проблемы с уверенностью и положительным самоуважением?
 * сообщить понятно и эффективно желание отсрочить начало сексуальных контактов (например, переговоры, уверенность в себе)?
 * оценивать риск и вести переговоры в целях выбора менее рискованных альтернатив?
 * правильно использовать продукцию, имеющую отношение к здоровью (например, презерватив)?
 (Примеры в данном разделе адаптированы из материалов ВОЗ, 1999, с. 19-21.)
  Уровень 2.
 Среднесрочные результаты:
 поведенческий уровень
 
 - Оценивается вскоре после проведения мероприятия
 
 - Предполагается, что достижение результатов Уровня 1 приведет к достижениям на данном уровне
 
  Поведенческие результаты
 * Использовался ли презерватив во время последнего полового контакта?
 * Уменьшилось ли число половых партнеров?
 * Увеличился ли возраст начала половых контактов? (Представляет ли партнер небольшой риск? Какова разница в возрасте половых партнеров?)
 * Снижается ли уровень потребления внутривенных наркотиков?
 * Увеличилось ли число потребителей внутривенных наркотиков, которые используют чистые иглы?
 * Уменьшилось ли число потребителей внутривенных наркотиков, которые используют общие шприцы?
 * Одинаково ли хорошо относятся к участникам (и другим) с ВИЧ/СПИДом, как и к прочим участникам?
 * Увеличилось ли число беременных молодых женщин в риске, которые проходят антенатальное тестирование и лечение? УРОВЕНЬ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТЫ Уровень 3.
 
 Долгосрочные результаты:
 Эпидемиологический уровень социального здоровья
 Долгосрочные результаты для здоровья и социальные результаты Результат для здоровья и социальные результаты
 * Снижается ли уровень ИППП? (Уменьшается ли средняя продолжительность ИППП? Увеличился ли доступ к медицинским услугам/стало ли обращение более ранним?)
 * Увеличился ли возраст наступления первой беременности?
 * Снижается ли уровень ВИЧ-инфицирования?
 * Улучшилось ли состояние людей с ВИЧ/СПИДом? Увеличилась ли их продолжительность жизни?
 * Улучшилось ли психическое здоровье (например, самоуважение, самоуверенность, мировоззрение, связь/чувство общности)?
 * Растет ли уровень наркозависимости?
 * Больше ли детей с ВИЧ/СПИДом сейчас остаются в школе?
 Приведенная ниже конкретная ситуация указывает на общую практику и недостатки моделей оценки.
 
 СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
  В двенадцати школьных оценочных исследованиях здоровья в Европе оценка результатов включала в себя оценку поведения, знания и отношений. В последние годы все больше исследований включают в себя оценку нормативных убеждений (социальное влияние), ожиданий в отношении самоэффективности и ожиданий в отношении будущих успехов (намерение). В большинстве оценок использовались данные, сообщаемые самими участниками (вопросники). Физическое обследование и биомедицинские меры использовались в качестве проверки достоверности сообщенных данных. Большинство из мер, в отношении которых проводилась оценка, было направлено на учащихся средней школы, и все они проводились в форме классных упражнений, иногда дополнялись участием родителей или мероприятиями на уровне общины. Рассматриваемые вопросы здоровья включали табакокурение, потребление наркотических средств, ожирение, дентальное здоровье, СПИД и общее здоровье. Большинство программ добились изменения в знаниях, а также имели некоторый поведенческий эффект, но долгосрочный эффект не рассматривался, или он не был заметен в большинстве исследований. Анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что оценку можно было бы улучшить путем разработки более строгой ее модели; путем увеличения числа субъектов в исследовании; включения механизмов оценки долгосрочных результатов, например, поведенческой оценки; разработки четких процедур оценки; включения оценки хода реализации, например, мониторинг факторов на уровне класса и оценки выполнения программы в соответствии с первоначальными намерениями.
 
 (Л. Питерс и Т. Паулуссен, 1994 Охрана здоровья в школе - анализ эффективности санитарного просвещения и укрепления здоровья. Утрехт: Голландский центр укрепления здоровья и санитарного просвещения. В цитате Дж. Хабли, 2000 Укрепление здоровья в школах в развивающихся странах: Обзор литературы. Лидс, Великобритания: Джон Хабли.)
 Дополнительную информацию по структуре оценки можно найти в приложении 2.
 
 6.5.3 ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИВИИ НАВЫКОВ И ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ, В КЛАССЕ
 
 Данный раздел показывает, что санитарное просвещение на основе навыков может быть нормальной частью того, что делают системы образования, и что жизненные навыки можно развивать и в классе.
 
 В предыдущем разделе акцент был сделан на измерении поведенческих результатов в качестве исхода или результата программы со временем. Широкомасштабные исследования могут быть полезными для оценки среднесрочных результатов в школе, регионе или стране, другие же уровни оценки могут быть более детальными. В школьной среде оценка является обычной частью системы слежения за успеваемостью учащегося в процессе его нахождения в системе образования, а многие из методик, применяемых на классном уровне, могут дополнить широкомасштабные исследования. Точно так же как, скажем, навыки прыжков в высоту на занятиях по физической культуре или навыки наложения повязки на уроке по оказанию первой помощи могут оценивать на основе каких-то критериев и жизненные навыки, например, навыки утверждения, ведения переговоров или сотрудничества также могут оцениваться. Кроме того, соотнося детальный отзыв об уровне знаний, отношений и навыков с данными о манере поведения, можно получить лучшее понимание того, какие аспекты программы работают хорошо, а какие могут быть улучшены.
 
 Классная комната является идеальным местом для проведения санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки. Она обеспечивает относительно безопасную среду, в которой можно апробировать, наблюдать и оценить практическое применение полученной информации, а также проводить развитие отношений и навыков, используя ролевые игры, дискуссии, имитацию и другие упражнения.
 
 ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ С БУМАГОЙ И КАРАНДАШОМ
 
 Уровень знаний, отношений и навыков можно подвергнуть самооценке (сверстниками или учащимися) или их могут оценить учителя, тренеры, родители и другие члены сообщества. Задания для работы с бумагой и карандашом содержат упражнения, тесты, контрольные вопросники и домашние задания. Они включают упражнения, где необходимо сделать выбор, например:
 * Множественный выбор
 * Подбор подходящей пары
 * Альтернативный выбор
 * Выбор ответа верно - неверно
 * Множественные ответы
 * Заполнение пропусков
 * Шкала.
 
 (Из ЮНИСЕФ/КАРИКОМ, 2001)
 
 Ранжированные вопросы или вынужденный выбор требует, чтобы учащийся ранжировал или выбирал положения в соответствии с привлекательностью или какой-то другой приоритетностью. Заданием может быть простое ранжирование от высокого к низкому (например, насколько важно, по-твоему, иметь свободную от наркотиков среду в школе?). В шкале учащийся должен выбрать точку на шкале, которая соответствует его ответу на вопрос. Учащемуся может быть предложено ответить "да" или "нет" на вопрос (двухбалльная шкала) или указать степень согласия (пятибалльная шкала). (Из Аннетт Вилтшир Для семинара по подготовке тренеров по Программе тренеров, Проект CARICOM HFLE, май, 2000).
 
 Формализованные задания для работы с бумагой и карандашом включают рейтинговую систему социальных навыков (SSRS) (Грешэм и Эллиот, 1990), которая является одной из множества различных рейтинговых шкал, использовавшихся для оценки социальных навыков учащихся, включая сотрудничество, утверждение, сопереживание и самоконтроль на основе самоотчета, а также при помощи учителей и родителей. Социальные и эмоциональные изменения можно измерить при помощи множества различных шкал, включая Исследование адаптационных задач в средней школе (Элиас и другие, 1992). В этом исследовании задается вопрос учителям, родителям и учащимся в отношении изменений/корректировки в средней школе (обычно это дети от 10 до 14 лет в Соединенных Штатах). Другой масштаб - это Профиль самовосприятия для детей, который оценивает восприятие детьми личной компетенции (Хартер, 1985). В области профилактики насилия на основе вопросников оцениваются знания подростков и их отношение к насилию. Например, вопросник Убеждения, поддерживающие агрессию (Слаби и Гуэрра, 1988), оценивает нормативные положения в отношении агрессии, а Отношение к конфликту (Лам, 1989) дает оценку тому, что молодые люди чувствуют по поводу различных методов разрешения конфликтов.
 
 Помимо оценки на основе выбора правильного ответа, письменная оценка может также включать эссе или короткие письменные ответы. Через эссе учащиеся излагают то, что они знают о содержании и демонстрируют свою способность думать и рассуждать, аргументируя, делая выводы или решая проблемы. Эссе также полезны для оценки достоинств и четкости письменных навыков коммуникации. Краткие письменные ответы подобны мини-эссе, в которых учащиеся отвечают на задания, например: "Одним или двумя предложениями опишите..." или: "Кратко ответьте на следующее...". Ответы используются для оценки понимания учащимися содержания и до определенной степени дают представление о навыках мышления и рассуждения (ЮНИСЕФ/КАРИКОМ, 2001).
 
 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
 
 Письменные методы не всегда полезны в оценке эмоциональной области, например, чувств, отношений, убеждений, ценностей или навыков, подобных уверенности в себе, навыков отказа, принятие решений и решение проблем. Творческие подходы к оценке навыков включают целый ряд методов сотрудничества, например, отзывы сверстников об успеваемости, групповая оценка демонстрации или ролевой игры на основе ряда заранее определенных критериев или проекты на уровне общины или интернатура.
 
 В некоторых случаях может быть уместна многоаспектная система оценки, состоящая из разнообразия методов оценки, в особенности для оценки навыков, которые, в соответствии с определением, лучше всего воспринимаются на основе демонстрации. Многоаспектная оценка может включать следующее:
 * Выставки
 * Лабораторные работы
 * Эссе
 * Журналы
 * Тесты с краткими ответами
 * Тесты с выбором правильного ответа
 * Проекты
 * Портфели
 * Интервью
 * Доклады
 * Разработка концепции
 * Систематическое наблюдение
 * Долгосрочное исследование
 * Навыки манипуляции.
 
 (Вермонтский институт естественных наук, математики и технологии, цитата в ЮНИСЕФ/КАРИКОМ, 2001.)
 
 Некоторые альтернативные методы оценки сложных образовательных результатов, раскрывающих знания, отношения и навыки, коротко описываются ниже.
 
 Наблюдение. Учителя непосредственно наблюдают своих учащихся каждый день в различных ситуациях и в различных условиях. Наблюдение дает возможность сразу, на месте, оценить поведение, например, сотрудничество. Ежедневные наблюдения (например, журнал учителя) на протяжении длительного периода времени дают больше непосредственной и более надежной информации в отношении типов поведения, нежели данные одноразового применения какого-либо письменного инструмента. Однако это требует много времени. Наблюдение обеспечивает наиболее последовательную оценку, если оно дополняется стандартными или основанными на критериях оценки вопросниками или формами отзыва.
 
 Интервью. Неформальное интервью представляет собой разновидность наблюдений учителя. Учитель задает учащемуся ряд проверочных вопросов для оценки знаний и понимания учащегося, определения, что учащийся чувствует и как он ведет себя в отношении важных вопросов здоровья. Для такого диалога "лицом к лицу" учитель должен иметь тщательно продуманные вопросы и задавать их в структурированном или неструктурированном формате.
 Опыт показывает, что в случае деликатного содержания беседы (например, сексуальное поведение, потребление наркотиков и т.п.), представляющего определенный риск для здоровья учащегося, не обычный учитель, а кто-то другой, предпочтительно человек не из школы, может провести такое интервью более эффективно. Интервьюер должен обеспечить конфиденциальность ответов.
 
 Наблюдения сверстников. Учащиеся могут научиться наблюдать и давать отзыв (обратная связь) своим товарищам, когда те делают презентации или участвуют в ролевых играх или дискуссиях. Наблюдающие сверстники должны знать, что ожидается от них, как от наблюдателей, и что ожидается от учащихся, за которыми они наблюдают.
 
 Самооценка учащихся. Такую оценку проводит непосредственно сам учащийся. В процессе самооценки учащиеся размышляют над своей работой и разрабатывают новые познавательные цели.
 

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу