<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  224
  Карлсон Дж.
  225
 
 
  Смысл тезиса о культуре-идеологии потребления состоит в том, что глобальный капитализм продает все находящее спрос. Это может быть "американизацией", кон-фу, культурой Хинди, острыми вегетарианскими фасолевыми бургерами, которые продаются в кондиционируемом Уимпи баре в Нью Дели. Однако при этом ничего не говорится о большинстве людей, всех, за исключением немногих богатых стран, которые не в состоянии покупать продукты продвигаемые рекламой. Можно ли сопротивляться рекламе и, в конечном счете, потребительству? Если это и произойдет, то отнюдь не транснациональный капиталистический класс станет организатором такого сопротивления.
  Карлсон Дж.
  Телевизионное развлечение и политическая социализация*
  Индивиды приобщаются к своим ценностям и установкам в процессе, который принято называть социализацией. В фокусе внимания специалистов по политической социализации обычно находится содержание политических ориентации, источники, посредством которых происходит научение этим ориентациям, а также сами специфические процессы научения. Предметом нашего рассмотрения будет то, как сообщения массовой коммуникации укрепляют политические установки и ценности. Будет объяснено, почему вплоть до нынешнего времени так удивительно мало внимания уделялось изучению роли телевиде-' ния и печатных средств в политическом научении. Одна из причин этого состоит в слишком узкой интерпретации "политического". Это, в свою очередь, уводило из поля зрения один из наиболее важных источников политических сообщений - телевизионные развлечения. В качестве примера будет рассмотрен показ преступлений по телевидению. В отличии от распространенных представлений я утверждаю, что развлекательные программы в большей степени укрепляет ориентации, способствующие поддержанию социально-политической системы, нежели способствуют формированию ориентации на девиантное или агрессивное поведение.
  Цель политической социализации
  Принято считать, что политические ценности и установки соотносятся с теми или иными политическими объектами. Такими объектами
  * Carlson J. Television Entertainment and Political Socialization. In: Vermeer Jan. P. In "Media" Res: Readings in Mass Media and American Politics. N.Y.: McGraw-Hill, Inc. 1995. P. 47-55.
  могут быть политические лидеры {...); конкретная политика, например, увеличение расходов на оборону; совокупность политических идей, например, либерализм или капитализм. Ориентации могут быть разделены на две группы. Системные ориентации относятся к леги-тимности политической системы и связаны с поддержанием системы как таковой. Распределительные ориентации связаны с вопросами типа "кто и что должен иметь в обществе". Очевидно, что системные ориентации особенно значимы с точки зрения стабильности и выживания политической системы.
  Наиболее важные системные ориентации имеют дело с рассредоточенной поддержкой составляющих политической системы. Политолог Дэвид Истон относил к ним политические власти, политический режим и политическое сообщество79. Политические власти включаю! в себя разнообразные правительственные должности, такие, например как президент, член конгресса или сотрудник полиции. Политический режим относится к "правилам игры" в политической системе Применительно к американскому контексту ориентации в отношении режима определяются через уровень поддержки демократические принципов и оценки политической эффективности. Поддержка ре жима может включать в себя позитивные ориентации в отношении правовой системы, а также поддержку таких базовых американски: ценностей, как материализм и индивидуализм. Политическое сообще ство определяется через чувство национальной принадлежности ши принадлежность к группе совместно управляемых людей. Ориентаци] на политическое сообщество обычно определяются в терминах патрио тических символов, таких, например, как национальный флаг. Однакс подобный подход является упрощенным. Суть приобщенности к со обществу проявляется в индивидуальном доверии к гражданству, ил: в доверии людям в целом.
  Распределительные ценности или представления определяются обычно в терминах предпочтительной идентификации. Понятно, что либерально-консервативный континуум также дифференцирует люде в терминах распределительных ценностей. Это справедливо как в огне шении таких материальных ценностей, как здоровье, так и в отноше нии нематериальных ценностей, как, например, свобода или равенств" Распределительные ориентации могут быть также описаны в термина конкретных политик, которые могут привести к снижению налоге или ограничению прав граждан, обвиненных в преступлениях.
  Агенты политической социализации
  79
  Изучение политической социализации базируется на двух OCHOI ных принципах. Первым из них является "принцип первичности
  Easton D. A Framework for Political Analysis. N. J.: Prentice-Hall, 1965.
  226
  Карлсон Дж.
  221
 
 
  в соответствии с которым лучше всего научаются тому, чему научаются первому. Вторым является "структурирующий принцип". Суть его состоит в том, что первичное научение структурирует научение последующее. Исходя из этого вовсе не удивительным является то, что основное внимание исследователей сосредотачивается на семье и школе, выступающих в качестве агентов политической системы или на учителях, научающих политическим ориентациям. Не удивительно и то, что фокус внимания концентрируется на том, чему научаются в детстве. Однако в последние годы усиливается внимание и к таким агентам социализации, как группы сверстников, религиозные организации и средства массовой коммуникации.
  Средства массовой коммуникации зачастую не рассматривались как значимые агенты социализации. Определяется это следующим обстоятельством. Отдельные ранние исследования показали, что сообщения массовой коммуникации, особенно телевидения не оказывают большего влияния, чем некоторое укрепление сформированных ранее ориентации. Предполагалось, что это так, поскольку индивиды уделяют внимание только тем сообщениям, которые поддерживают их точку зрения. Однако представление о незначительной роли массовой коммуникации в политическом научении кажется противоречащим здравому смыслу. Заинтересованный наблюдатель увидит, насколько влиятельным стало телевидение в современном американском обществе.
  Предположение о значительных возможностях телевидения в процессе социализации правомерно сделать уже в связи с той долей внимания, которое уделяется людьми телевизионным сообщениям. Средняя семья в составе трех или более человек отводит просмотру передач шестьдесят один час в неделю. Средний ребенок в возрасте шести лет смотрит телевидение шесть или более часов в день80. Со времени окончания университета индивид затрачивает на просмотр телевидения 15000 часов. Сравним это с данными о том, что в период обучения в школе на телевидение уходит 11000 часов свободного времени81. Можно предположить, что до окончания школы индивид отводит контактам с телевидением больше времени, чем контактам с родителями или учителями.
  Некоторые могут сказать, что, несмотря на большое время, уделяемое телевидению, политическое влияние последнего оказывается проблематично, поскольку сами телевизионные сообщения содержат не так много собственно политических материалов. Многие исследователи, изучающие телевидение и политическую социализацию, сделали
  80 Parenti M. Make Believe Media: The Politics of Entertainment. N.Y.: St. Martins Press, 1992.
  81 Graber D. Mass Media and American Politics. Washington. D.C.: CQ Press, 1989. P. 184.
  акцент на программах новостей. При этом было обнаружено лишь несколько эффектов, выходящих за рамки того, что телевидение влияет на рост знаний о политике и текущих событиях. Подобный ракурс рассмотрения является неадекватным в силу ряда обстоятельств. Во-первых, более половины американской публики просто не смотрит пе редачи новостей. Это касается и детской аудитории - лишь немногие дети обращаются к программам новостей или общественно-политическим передачам. Во-вторых, очевидно следующее противоречие. Если по мнению исследователей, только новости имеют политическое со держание, то непонятно, почему лишь очень немногие исследовании фиксируют "вклад" телевизионных новостей в процессы политической социализации. Те, кто активно включен в просмотр новостей, имеют относительно высокий уровень образования и четкие, сформировав шиеся политические взгляды.
  Хорошо известно, что как дети, так и взрослые смотрят больше количество развлекательных телепередач. Однако, есть ли что-либо "политическое" в сообщениях развлекательного плана?
  Известный специалист в области коммуникаций Джорж Гербнер и его коллеги утверждают следующее. "История показывает, чп с установлением господствующим классом своего правления, первичной функцией культурных средств становится легитимация и под держание властей. Сказки и другие драматические научающие истории всегда способствуют укреплению установленного порядка. Их со держание утверждает идею, что нарушение сложившихся в обществ правил повлечет за собой неотвратимое наказание. Указание на важность существующего порядка всегда имплицитно присутствует в таких повествованиях"82.
  Сегодня средством, которое передает содержание "сказок и друга традиционных драматических научающих историй", является телеви дение. Если посмотреть поверх сообщений, непосредственно касаю щихся институтов американского правительства и гражданских ролей то обнаруживается следующее. Телевизионное развлечение играет рол обучающих историй, направленных на поддержание политической си стемы. Исследователи, разделяющие точку зрения о незначительно роли телевидения в политической системе, исходят из слишком у; кой трактовки политического. При этом забывают о структурирующем принципе научения. Общие политические ориентации структурируй: развитие других ориентации, которые могут более непосредственно относится к современным институтам и процессам.
  Практически все телевизионные развлекательные программы ее держат в себе что-то, что может научить ценностям. Комедии семей
  Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. The Mainstreaming of America: Violem Profile No. 11. In: Journal of Communication. Vol 30. 1980. P. 12.
  Карлсон Дж.
  229
  228
 
 
  ных ситуаций учат в отношении половых ролей и индивидуальных достижений. Игровые шоу учат материализму и соревновательности. Спортивные трансляции делают акцент на состязательности и важности соблюдения правил игры. Мыльные оперы содержат модели приемлемого и неприемлемого поведения. Вероятно, что содержание, в наибольшей степени ориентированное на поддержание существующей системы, оказывается свойственным детективным историям. Таким образом, мы имеем достаточное число примеров того, как телевизионное развлечение может социализировать.
  Как телевизионное развлечение влияет на политические ценности
  Перед тем как перейти к дискуссии о политическом содержании показов преступности, необходимо обсудить проблему эффектов массовой коммуникации. В рамках ранних исследований этого вопроса проводилась идея о всесилии средств массовой коммуникации и утверждалась способность последних серьезно влиять на ценности, мнения и поведение. Однако, когда подобные предположения подверглись эмпирической проверке, то выяснилось обратное. Минимальные эффекты массовой коммуникации определялись тем, что люди, по всей видимости, не обращали внимание на сообщения, которые не совпадали с их базовыми убеждениями и мнениями.
  Затем последовал период, в ходе которого утверждалось о минимальном влиянии массовой коммуникации на представления людей. В то же время распространенной была точка зрения о том, что телевидение имеет большие возможности влияния и изменения того, как люди смотрят на мир. В последние годы исследователи нашли, что телевизионные эффекты имеют более скрытый, латентный характер, нежели это предполагалось ранее.
  Наилучшее объяснение эффектов массовой коммуникации предложено в рамках программы исследований, получившей название "культивационный анализ". В самом общем плане идея культиваци-онной теории состоит в следующем. Маловероятно, чтобы единичное сообщение смогло повлиять на мнения и ценности. В случае, если определенный тип сообщений будет постоянно направляться на подкрепление какой-либо точки зрения, то это может возыметь значительный эффект по прошествии определенного времени83. Наиболее вероятно, что эффекты сообщений массовой коммуникации проявляются в области восприятия социальной реальности. Исследования показали, что если телевизионный мир серьезно отличается от реальности, то активно потребляющие телевидение индивиды высказывают оценки,
  83 Morgan M., Signorielli N. Cultivation Analysis: New Directions in Media Effects Research. Sage, 1990.
  в большей мере совпадающие с показанным. Принятие телевизионной версии реальности идет параллельно с поддержкой ценностей и мнений, присущих именно этой телевизионной реальности84.
  В рамках предложенного подхода сначала определяют различия в содержании программ, показанных по телевидению, и тем, что реально существует в жизни. Затем фокус внимания сосредотачивается на аудитории. Определяется, в частности, являются ли оценки реальности теми, кто включен в активный просмотр, смещенными в сторону "картин мира", транслируемых телевидением. На заключительном этапе определяется, в какой мере телевидение культивирует мнения и установки, которые совпадают с дефинициями телевизионной реальности.
  Данный подход будет приложен к программам о преступности. Я постараюсь описать телевизионный мир с акцентом на тех представлениях, которые могут способствовать поддержке политических властей, режима и сообщества. Будут приведены примеры, подтверждающие, что программы о преступности укрепляют системно-ориентированные точки зрения.
  Политические сообщения в материалах о преступности
  В телевизионных программах о преступности можно встретить много материалов, касающихся особенностей сообщества, характеризующих различные составляющие политического режима. Это относится, в частности, к необходимости формирования согласия о различных нормах права, поддержке таких правовых органов, как полиция или суд. Телевизионная реальность в связи с показом преступности и правосудия существенно отличается от реальности "реальной".
  Серьезное беспокойство в последние годы было проявлено в связи с "чрезмерным" показом насилия в программах о преступности. Доля насилия в телевизионном мире является существенно отличающейся от того, что наблюдается в современном мире. По данным одного из исследований 1978 года на один час пикового вечернего времени приходится показ 5,9 эпизодов со сценами насилия85. Пятьдесят четыре процента из всех главных действующих героев так или иначе участвовали в актах насилия. По замечанию медиа критика М. Паренти, в восемнадцати эпизодах "Полиции Майами" Крокетт и Таббс убили сорок три человека, т. е. в пять раз больше общего числа убитых полицейскими в Майами за весь год86.
  Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Political Correlates of Television Viewing. In: Public Opinion Quaterly. Vol. 48. 1984. PP. 283-300.
  Gerbner G., Gross L., Jackon-Beeck M., Jeffiies-Fox S., Signorielli N. Cultural Indicators: Violence Profile No. 9. In: Journal of Communication. Vol. 28. 1978. P. 178. *6Parenti. P. 121.
  Хрестоматия
  Карлсон Дж.
  231
  230
 
 
  Большое количество исследований было направлено на выявление связи показа насилия по телевидению и проявлений агрессивного поведения в реальности. Результаты оказались весьма разнородными. В лучшем случае они дают основание утверждать, что при определенных обстоятельствах активный просмотр программ, содержащих сцены насилия, может сочетаться с проявлением агрессии. По моему мнению, исключительное внимание на девиантном поведении является в данном случае ошибочным. Содержание трансляций со сценами насилия несут два важных момента. Во-первых, то, что окружающий мир является чрезвычайно опасным, где каждый может стать жертвой агрессии в любое время. Относительно второго момента лучше всего сказано Джорджем Гербнером. "Показ насилия играет ключевую роль при отражении телевидением социального порядка. Это наиболее простой и дешевый способ демонстрации того, по каким правилам "играется игра" жизни и кто одерживает в ней победу. Нам показывают, кто является агрессором и кто жертвой. Здесь же показано, кто обладает властью, а кто должен этой власти подчиняться. (...) Вместе с тем, подобные трансляции отражают ролевые отношения агрессора и жертвы. Причем зрители могут научаться обоим ролям. Показ телевизионного насилия может достигать наибольшего эффекта за счет формирования у многих ощущения опасности, исходящей от власти немногих"87.
  Таким образом, трансляции телевизионного насилия могут способствовать укреплению конформизма в отношении социальных норм, а не формированию девиантного поведения.
  Телевизионные программы оказываются также не реалистичными в отношении полиции и эффективности ее деятельности. Полицейские, как представители определенной профессиональной группы, оказываются чрезмерно представленными на телевидении. По большей части их представляют как героев, ведущих честную борьбу со злобными преступниками, атакующих свою жертву. Отдельные полицейские могут не применять общепринятые подходы в борьбе со свершившими злодеяния. В то же время, посредством этого реализуется важная функция. Обычно в телевизионных материалах полиция ведет борьбу в двух направлениях. Во-первых, борьба ведется с преступниками. Во-вторых, борьба ведется против бюрократии и "правовых деталей, формальностей", препятствующих обеспечению безопасности законопослушных граждан. Применение полицией нетрадиционных подходов указывает зрителям, что в рамках общепринятых действий, соответствующих нормам и законам, выполнение полицейскими своих обязанностей зачастую невозможно. При этом имплицитно предполагается, что нарушение законов приемлемо в случае, если зло в конце концов будет наказано. Итогом телевизионной версии обычно является то, что
  Gerbner. Et al. 1980. P. 180.
  преступник предстает перед судом, а действия полиции оказываются чрезвычайно успешными.
  Показ преступности по телевидению обычно несет смешанное по содержанию сообщение в отношении закона. С одной стороны предлагаемые истории усиливают согласие с законами и поддержю правовой системы. Насильственный конец преступной деятельносп подразумевает, что нарушение законов не принесет ничего хорошего С другой стороны, эти трансляции могут способствовать поддержке ме] борьбы с преступностью, антигражданского, либертарианского плана По телевидению можно видеть и то, как полиция в ходе преследование преступников нарушает права обвиняемых. В момент ареста в адрес преступников произносятся предупреждения унизительного характера Смысл телевизионного послания состоит в том, что конституционны! гарантии являются основным препятствием для реализации законов а также в том, что нарушение прав в принципе стоит того, если эт позволит избавить улицы городов от преступников.
  Итак, какова связь между показом преступности и составляющими политической системы? Представляется, что эти материалы поддержи вают ключевые политические власти, полицию. Ранние исследовани политической социализации показали, что первыми властными фигу рами, с которыми знакомятся дети, являются президент и полицш Посредством своих повседневных контактов с людьми полиция вы глядит на телеэкране, как ключевой элемент политических властей Сообщения, касающиеся согласия с законом и поддержки правово системы, укрепляют политический режим. Анти-гражданские, либер тарианские сообщения, в сути своей, поддерживают точку зрени о том, что ценности стабильности режима превосходят ценности пра граждан. Слишком большое число программ телевизионного насили может отрицательно сказаться на концепции политического сообще ства. То, что нам показывают, представляют собой очень подлый ми] рядовым гражданам которого доверять не следует. (...)
  Материалы о преступности также могут иметь определенное огне шение к распределительным ценностям в обществе. Часто показываю что действия преступников мотивируются жадностью. Хотя престуг ники и имеют неявно выраженные черты индивида среднего класс: почти в каждом случае преступные проявления связывают с индии дуальными отклонениями. Очень редко можно увидеть, когда акце! при показе преступного поведения делается на классовой структу! распределения благосостояния. Проблемы преступности всегда npej латается решать с помощью мероприятий консервативного характер Т. е. больше полиции; лишь отдельные права обвиняемым; не слишко много программ переподготовки людей и реабилитационных програм в связи с употреблением наркотиков.
  Карлсон Дж.
  Хрестоматия
  232
 
 
  Культивирование политически адекватных иенностей при показе преступности
  Существуют определенные свидетельства того, что сообщения, касающиеся властей, режима и политического сообщества имеют некоторое влияние на тех, кто активно включен в просмотр как телематериалов о преступности, так и телевидения в целом. Большинство исследований показали, что после принятия во внимание ряда важных факторов, которые могут воздействовать на политические ценности, включенность в телепросмотр имеет небольшой, но устойчивый эффект на восприятие реальности и политических ценностей.
  Наиболее сильное влияние телевидение оказывает на характер восприятия мира преступности и сферы законов. Для активных телезрителей, как среди детей, так и среди взрослых свойственно преувеличение доли насилия в обществе, число людей, нарушающих законов и вероятности оказаться жертвой преступников88. Также преувеличивается эффективность действий полиции89. Активные телезрители рассматривают полицейских, как исключительно компетентных и честных.
  Особенности восприятия реальности в связи с деятельностью судебной системы сказываются также на знаниях, мнениях и ценностях, относящихся к политической системе в целом. У активных зрителей программ драматического жанра о преступности обычно складывается позитивное мнение о полиции, как важной составляющей в системе власти. Также достаточно очевидным является тот факт, что активные телезрители в большей степени поддерживают нормы, ассоциирующиеся с поддержкой политического режима. Телевизионные программы о преступности способствуют, по всей видимости, общей поддержке правовой системы и представлениям о важности согласия с законом. Подобные программы также укрепляют точку зрения о том, что ради поддержания "законности и порядка" можно пожертвовать гражданскими свободами обвиняемых в преступлениях. Кажется удивительным, что показ преступности лишь немного способствует расширению знаний о правовой системе. Однако это может быть не случайным, поскольку обычно та или иная история завершается сценой ареста90.
  В самой большой степени передачи о преступности влияют на восприятие природы сообщества. Как уже отмечалось выше, активные зрители таких передач в целом более склонны видеть мир как опасное место, где высока вероятность стать жертвой преступления. Следствием этого является то, что у многих зрителей сформировался
  образ "подлого мира", в котором людям доверять не следует91. Г литическое сообщество построено на идее взаимного доверия. Ее граждане опасаются контактировать друг с другом и не могут развив; чувства взаимного доверия, то реализация демократической полита становится затруднительной.
  Наконец, существуют некоторые свидетельства того, что проеме телевидения в самом широком плане оказывается сопряженным с по держкой политической системы и распределительных ценностей, кто оказывается активно включенным в просмотр программ о пре ступности и проявляет высокую степень поддержки правовой систе и согласие с законами, одновременно склонны к поддержке полиг ческой системы в целом92. Активные телезрители в большей степе поддерживают наиболее распространенные мнения в области поли: ки. Гербнер и его коллеги показали, что просмотр телевидения ока; вается сопряженным с формированием и развитием широкого спек: политических ценностей. Практически в каждом случае культивируь ся взгляды, находящихся в русле общепринятых, умеренно консер тивные по характеру, и ориентированные на поддержку системы93.
  Выводы
  Роль телевидения состоит в развитии ориентации, адекватн в отношении политической системы. Влияние телевидения оказыва ся более скрытым, нежели это может казаться многим. Тем не мен это средство остается важным агентом политической социализац] Телевидение оказывает проникающее влияние как на детей, так и взрослых и, поэтому, заслуживает большего внимания исследовател' чем это было в последние годы. Наиболее влиятельными среди р личных телевизионных жанров являются развлекательные программ Аудитория их является наибольшей. Исследователи зачастую ocraej ют без внимания вопросы политического влияния этих проград чем серьезно обедняют свои результаты. В противоположность npi ставлениям многих критиков и рядовых граждан телевидение ско] способствует усилению социальных и политических норм систед-нежели способствует девиантным проявлениям. Не удивительно, 1 те, кто контролируют электронные средства массовой коммуникаи имеет большую роль и влияние в сложившемся статус кво.
  Greenstein F. J. The Benevolent Leader Children's Image of Political Authorities. In: American Political Science Review. Vol. 54. 1960. PP. 934-943.
  CO
  90
  Carlson J. M. Prime Time Law Enforcement: Crime Show Viewing and Attitudes towards the Criminal Justice System. N.Y.: Praeger Publ, 1985.
  Ibid.
  91 Gerbner. Et al. 1980. P. 185.
  92 Carlson. P. 203.
  Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. Charting the Mainstream: Televisi Contribution to Political Orientations. In: Journal of Communication. Vol. 32. li PP. 100-127
  23:
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 106
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу