<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Негативный диспаритет мы наблюдаем при A_N Score (t) > 0.7 (1991 - 1992, 2000 - 2001 гг, когда PE Ratio достигает и превышает 30, а инфляция зашкаливает за 5-6% годовых). Перестают быть интересны акции, начинают играть облигации; однако сама инфляция повышает системный риск фондового рынка, его ненадежность. Ждут оттока капиталов, спада, и спад настает (при этом устойчивая "медвежья" игра возвращает волатильность индекса на уровень значений "до подъема"). На рис. 7.6 видно, как по мере нарастания негативного диспаритета по тенденции растет и курсовая волатильность индекса акций [Luskin].
 
 
 
  Рис. 7.6. Рост курсовой волатильности индекса акций
 
  Проблема в том, что мы не можем перенести "в лоб" полученные границы паритетного, равновесного выбора, не учтя на перспективу ряд замечаний, которые существенно поправляют наши оценки.
 
  Во-первых, бум корпоративных скандалов в США показывает, что оценки прибыльности предприятий являются завышенными. Это влечет коррекцию равновесного диапазона PE Ratio с 24-28 (исторически) до 18-22 (на период с 2003 по 2008-2010 гг). Инвестор требует дополнительной премии за риск ввиду открывшихся новых обстоятельств манипулирования отчетностью. Во-вторых, долгосрочный инвестор берет в расчет потенциальный рост инфляции по тенденции с 2 до 3-4% годовых, с восстановлением инвестиционной картины начала 90-х годов. В пересчете на показатель инвестиционного диспаритета равновесие оказывается на уровне 0.65 - 0.75. Если в обозримый период инфляция не возрастет, то PE Ratio на уровне 18-22 - это уровень позитивного диспаритета, когда можно вернуться к покупке акций.
 
 
 7.3. Модель рациональной динамики фондовых инвестиций
 
  Итак, моделируя рациональный инвестиционный выбор, мы устанавливаем, что он управляется принципом инвестиционного равновесия. При нарушении равновесия, по внутренним условиям фондового рынка или в силу изменившихся макроэкономических условий, возникает диспаритет, и система стремится к возвращению утраченного равновесия через переток капиталов из одного вида активов в другой.
 
  Построим нашу модель инвестиционного равновесия как описание динамической системы (конечного автомата, где в качестве состояний выступают инвестиционные тенденции, о чем речь дальше), где моделируется стартовое размещение фондовых активов и последующие перетоки между активами на интервале дискретного прогнозного времени tнач, tнач+1, ..., t,..., tкон. По умолчанию, мы выбираем единичный интервал прогнозирования ?T = 0.25 года (квартал).
 
  Для начала классифицируем тенденции, возникающие в ходе инвестиционного выбора.
 
  С точки зрения движения капитала можно вычленить:
 * призывную тенденцию (когда капитал отвлекается из других форм и инвестируется в фондовые активы);
 * выжидательную тенденцию (когда прилив капитала останавливается, но отлива из фондовых активов еще нет);
 * отзывную тенденцию (когда капитал перетекает с фондового рынка в другие формы).
 
  С точки зрения портфельного выбора можно вычленить:
 * агрессивную тенденцию (когда капитал предпочитает акции облигациям и иным своим формам);
 * промежуточную тенденцию (когда капитал ищет инвестиционного равновесия между акциями и облигациями);
 * консервативную тенденцию (когда капитал предпочитает акции облигациям и иным своим формам).
 
  На декартовом произведении вышеизложенных классификаций образуются комбинированные тенденции: выжидательно-агрессивная, призывно-консервативная итд.
 
  Стартовое рациональное размещение активов моделируется нами таблицей 7.5. Параметры аi и bij, участвующие в таблице 7.5, - свои для каждой страны и для каждого периода прогнозирования. В пределах пятилетнего срока прогнозирования, если на уровне экспертной модели не констатируется обратное, мы полагаем эти параметры постоянными.
 
  Далее мы формируем инвестиционные переходы, которые должен осуществлять рациональный инвестор в прогнозируемой перспективе, ребалансируя свой фондовый портфель. Схема опирается на все вышеизложенные соображения (таблица 7.6).
 
  Из таблиц 7.5 и 7.6 видно, что по мере увеличения риска тех или иных инвестиций (с ростом инфляции или с падением рентабельности капитала) капитал в руках рационального инвестора ищет сменить форму, что немедленно фиксируется соответствующей сменой тенденции в сторону отзывности.
 
 Таблица 7.5. Стартовое распределение капитала
 Номер вход-ной ситу-ации пп Уровень инфляции Уровень
 P/E Рациональное долевое распределение инвестиций Тип тенденции xА(tнач) xB(tнач) xN(tнач) 1 Низкая инфляция, дефляция
 (0 - a1%) До b11 1 0 0 Призывно-агрессивная 2 b11 - b12 0 0 1 Отзывная 3 Свыше b12 0 0 1 Отзывная 4 Умеренная инфляция
 (a1 - a2 %) До b21 0.5 0.5 0 Призывно-промежуточная 5 b21 - b22 0 1 0 Призывно-консервативная 6 Свыше b22 0 0.5 0.5 Отзывно-консервативная 7 Высокая инфляция, гиперинфля-ция, стагфля-ция
 (свыше a2%) До b31 0 1 0 Призывно-консервативная 8 b31 - b32 0 0 1 Отзывная 9 Свыше b32 0 0 1 Отзывная
 
 
 
 Таблица 7.6. Схема инвестиционных переходов
 Номер входной ситуа-ции по табл. 7.5 Рациональные перетоки капитала: + приток, - отток, 0 - нет движения Тип тенденции A B N 1 + - 0 Выжидательно-агрессивная 2 0 0 0 Выжидательная 3 - 0 + Отзывная 4 + + - Призывная 5 0 + - Призывно-консервативная 6 - + 0 Выжидательно-консервативная 7 0 + - Призывно-консервативная 8 - 0 + Отзывно-консервативная 9 - - + Отзывная
 
 7.4. Фазы прогнозирования
 
 
  Все необходимые теоретические качественные предпосылки для построения прогнозной модели изложены. По итогам рассмотрения, общая схема моделирования, построенная на основе принципа инвестиционного равновесия и соответствующего рационального инвестиционного выбора, представляется нам следующей (при условии, что инвестиции в ценные бумаги производятся на территории третьей страны, например, России):
 
 * Фаза 1. Проводится стартовое модельное размещение капитала по табл. 7.5. Фиксируются все стартовые значения прогнозируемых фондовых индексов (эти значения известны или формируются исследователем на основе дополнительных соображений).
 * Фаза 2. Анализируются экзогенные макроэкономические тенденции на всем интервале прогнозирования: валовый внутренний продукт, инфляция, соотношение национальной валюты к российскому рублю.
 * Фаза 3. Количественно определяются рациональные тенденции движения капиталов по табл. 7.6 в текущий момент прогноза.
 * Фаза 4. Прогнозируется расчетный коридор доходности по кумулятивным индексам, на основе следующих специализированных моделей:
 - премии за риск для облигаций;
 - эластичности доходности по фактору рентабельности капитала для акций и паев взаимных фондов;
 - приводимости параметров - для акций второго эшелона (с низкой капитализацией).
 * Фаза 5. Оценивается доходность и риск индексных активов.
 * Фаза 6. Моделируется прогнозное долевое соотношение в обобщенном инвестиционном портфеле (A, B, N) на основе специализированных моделей ребалансинга.
 * Фаза 7. Прогнозируется значение индекса и уровня рентабельности инвестиционного капитала.
 * Фаза 8. Прогнозное дискретное время увеличивается на единицу, и процесс прогнозирования возобновляется, начиная с этапа количественного анализа тенденций по табл. 7.6 (фаза 3). Если прогноз завершен, переходим к следующей фазе.
 * Фаза 9. Проводится перевод индексов в национальной валюте к индексам в рублях (стандартный вид индекса).
 * Фаза 10. Оценивается расчетный коридор финальной доходности для индексов стандартного вида.
 * Фаза 11. Строится экспертная оценка финальной доходности и риска по индексам стандартного вида.
 
  Вышеизложенная процедура базируется на применениии специализированных моделей и методик, которые рассмотрены далее.
 
 
 7.5. Модели и методы для прогнозирования фондовых индексов
 
  На основании все изложенных выше предпосылок, построим нечеткую макроэкономическую модель, на базе которой опишем метод прогнозирования фондовых индексов. Подробное описание модели и метода изложено в Приложении 1 к настоящей монографии и в [Nedosekin].
 
 
 
 
 
 
 7.6. Пример прогноза (USA)
 
  Начальные условия для моделирования представлены в табл. 7.7:
 
 Таблица 7.7. Начальные условия прогнозного моделирования
 Наименование показателя прогноза Шифр Начало (01 января 2002) Стартовое значение индексов на базисе национальной валюты акции (S&P500) 1154 облигации (TYX кумулятивный) 1.0 РЕ Ratio 37 GDP rate (GDP) 1.1% Inflation rate (I) 2.1% Currency exchange (J) 30.1 Стартовые доходности и риски По акциям, % годовых r -16% sigma 24% По облигациям, % годовых r 5.5% sigma 0.2% Модифицированный показатель
 Шарпа Sh(tнач) -0.896 Инвестиционная тенденция на перераспределение капитала номер 3 Комментарий (тенденция) Отзывная
  Результат моделирования, в соответствии с математическими выкладками из Приложения 1, представлен на рис. 7.7 (соотношение прогнозной и фактической тенденций американского рынка акций).
 
 
  Рис. 7.7. Прогноз и факт по индексу американских акций
 
 
 
 Рис. 7.8. Траектория рационального управления фондовым портфелем
 
  Качественные предположения о переоцененности фондового рынка США, сделанные автором в [Nedosekin] (там же определено примерное дно индекса S&P500 по состоянию на 2 кв. 2002 года), получили свое количественное подтверждение. Бэк-тестинг модели на первых двух кварталах 2002 года показал, что у американских инвесторов, вследствие панической боязни убытков, существует привычка изо всех сил поддерживать рынок, заведомо обреченный на падение (что демонстрирует вогнутость кривой фактических значений индекса), вместо того чтобы спешно избавляться от падающих акций и облигаций. Таким образом, расхождение прогноза и факта обусловлено исключительно иррациональным поведением инвесторов, в их борьбе за заведомо проигранное дело.
 
  Оптимальное управление нашим инвестиционным портфелем представлено на рис. 7.8. Если бы мы действовали по схеме Эбби Коэн (балансирование в контрольной точке), мы бы потеряли до трети капитала (рис.7.9).
 
 
 
 Рис. 7.9 Сравнительная капитализация двух портфелей (нашего и Эбби Коэн)
 
  Но, в результате того, что мы, наоборот, отозвали треть капитала с рынка на полгода, при этом доведя долю акций в пределе до нуля, мы спасли от обесценения свои активы и теперь можем вернуться на рынок при достижении им инвестиционного равновесия (планово - 2003 - 2004 годы). Весь 2002 год на американском фондовом рынке, по большому счету, было нечего делать.
 
  Таким образом, мы показали, что научно обоснованное прогнозирование фондовых индексов, основанное на гипотезе рационального инвестиционного выбора, - это панацея от долгосрочных убытков и предпосылка для грамотной оптимизации модельного фондового портфеля.
 
 
 
 8. Стратегическое планирование
 
  Крупные многопрофильные компании (далее по тексту работы - Корпорации), проводящие согласованный бизнес по всему миру, очень часто применяют в стратегическом планировании матричную структуру. По строкам такой матрицы расположены страны, где ведется бизнес, а по столбцам - направления бизнеса, являющиеся для Корпорации профильными. На пересечении строки и столбца формируется бизнес-единица с двойным подчинением: региональному менеджменту, с одной стороны, и руководству бизнес-направления Корпорации, с другой стороны.
 
  Специфика стратегического планирования в таких сложных экономических системах, как Корпорации, состоит в оптимизации одновременно двух бизнес-портфелей: регионального портфеля и портфеля направлений. При этом:
 * в качестве критериев оптимимзации бизнес-портфелей выступают не только классические факторы экономической эффективности (продажи, прибыль, экономическая добавленная стоимость и т.д.), но и факторы ожидаемых перспектив бизнеса, рассматриваемые с точки зрения его жизненного цикла;
 * стратегическое планирование носит многоуровневый характер и протекает, с одной стороны, на уровнях региональных сообществ Корпорации, а, с другой стороны, - на уровнях бизнес-направлений Корпорации;
 * планирование развивается в условиях максимума неопределенности относительно рыночных факторов. При этом присутствует неопределенность двух видов: а) непределенность при качественном распознавании текущего количественного уровня факторов; б) неопределенность прогнозных значений параметров стратегического плана.
 
  В этом главе книги предлагается ряд вариантов учета неопределенности при стратегическом планировании, с применением формализмов теории нечетких множеств. Для примера рассмотрим простейший стратегический план регионального сообщества Корпорации за текущий финансовый год в предположении, что само региональное сообщество (далее по тексту статьи - Компания) представляет собой трехуровневую иерархическую систему: Компания содержит в своем составе несколько департаментов (бизнес-единицы в стратегическом плане Корпорации), а в сами департаменты входят несколько локальных однопрофильных бизнес-направлений. Стратегическое планирование в Компании проводится на всех трех уровнях: по локальным бизнес-направлениям, по департаментам и по Компании в целом. При этом целесообразно, чтобы для безболезненного агрегирования информации структура планов на всех выделенных уровнях иерархии была однотипной.
 
  В состав стратегического плана обычно включаются следующие основные блоки:
 * макроэкономический блок, описывающий внешнее окружение бизнеса;
 * маркетинговый блок, описывающий рынок бизнесов и конкуренцию на нем;
 * финансовый блок, в котором собраны все финансовые показатели планируемого объекта;
 * блок решений, в котором фиксируются мероприятия по совершенствованию бизнеса, сроки их проведения и ответственные лица.
 
  Далее по ходу изложения раздела мы рассмотрим характерные и вполне уместные варианты применения нечетких описаний для каждого выделенного блока (за исключением блока решений, где математика уже не участвует).
 
 
 8.1. Макроэкономический блок. PETS-анализ
 
  В ходе первичного анализа макроэкономического окружения бизнеса часто применяется четырехсоставная PETS-модель (P - Political & Legal, E - Economic, T - Technological, S - Social) по группам условий: политические и правовые, экономические, технологические и социальные соответственно.
 
  В модели рассматривается возможность (ожидаемость) возникновения событий соответствующей направленности, которые рассматриватриваются как возможность или риск для данного бизнеса. Часто руководителей бизнеса, ответственных за разработку стратегического плана, менеджеры высших звеньев склоняют к тому, чтобы определять вероятности наступления событий количественно. Конечно, для такой количественной оценки нет никаких оснований. Сам термин "вероятность" в таком употреблении не выдерживает критики, потому что единичные неоднородные по происхождению события не обладают статистикой, и говорить о частоте их возникновения невозможно.
 
  Сразу же напрашиваются два способа внедрения нечетких описаний в PETS-модель:
 * замена "вероятности" ожидаемостью, выраженной в качественных терминах "очень низкая ожидаемость", "низкая ожидаемость", "средняя ожидаемость", "высокая ожидаемость", "очень высокая ожидаемость". При этом самой ожидаемости не может быть сопоставлен количественный носитель;
 * замена бинарной шкалы "возможность/риск для бизнеса" шкалой на 5 состояний: "скорее, возможность", "предположительно, возможность", "неопределенность", "предположительно, риск", "скорее, риск".
 
  Формирование поля событий (и их оценка) может производиться на основе экспертного опроса.
 
 
 8.2. Маркетинговый блок. Анализ сильных и слабых сторон бизнеса
 
  Для оценки сильных и слабых сторон бизнеса (SWOT-анализ, S- Strength, W- Weakness, O - Opportunities, T - Threats) можно использовать как количественные, так и качественные шкалы.
 
  Введем двухуровневую шкалу, содержащую ряд базовых факторов, которые в свою очередь, характеризуются наборами своих составляющих факторов. В качестве базовых факторов, характеризующих силу/слабость бизнеса, можно выбрать следующие: Техника, Качество, Затраты, Продажи, Цены, Сервис, Логистика. Составляющими факторами, например, по фактору "Продажи", являются: доступ к сложившимся каналам продаж, региональное присутствие, доступ к ключевым потребителям, реклама, квалификация персонала и т.д.
 
  Тогда агрегирование составляющих факторов на уровень базовых факторов может осуществляться на основе матричной схемы агрегирования, которая уже рассматривалась нами в разделах 2.10 и 3.2 настоящей работы и применительно к комплексному финансовому анализу предприятий.
 
  Рассмотрим пример. Пусть базовый фактор определен двумя составляющими факторами с весами 0.6 и 0.4, причем уровень первого составляющего фактора определен экспертом как 0.8, а уровень второго составляющего фактора - как 0.5. Требуется качественно определить уровень базового фактора.
 
  Решение. Возьмем за основу набор функций принадлежности стандартной пятиуровневой классификации на 01-носителе. Функция принадлежности подмножества "Высокий уровень фактора", определенная на 01-носителе х, имеет следующий аналитический вид:
 
 . (1.1)
 
 В свою очередь, функция принадлежности подмножества "Средний уровень фактора" имеет следующий аналитический вид:
 
 . (1.2)
 
 Соответственно, распознавание уровня дает, что первый составляющий фактор со степенью уверенности 0.5 является высоким, и с той же уверенностью - очень высоким. Распознавание уровня второго составляющего фактора дает однозначное признание этого уровня средним.
 
  Чтобы оценить силу/слабость бизнеса по базовому фактору, составим таблицу для вычисления SW по матричной схеме (таблица 8.1).
 
 
 Таблица 8.1. Матрица для оценки SW
 Фак-торы Зна-чи-мос-ти Функции принадлежности для уровней составляющих факторов: Очень низкий (?1) Низкий
 (?2) Средний
 (?3) Высокий
 (?4) Очень высокий (?5) 1 0.6 0 0 0 0.5 0.5 2 0.4 0 0 1 0 0 Узловые точки 0.1 0.3 0.5 0.7 0.9
 Тогда расчет по матрице табл. 8.1 дает:
 
 SW = 0.6*(0.5*0.7+0.5*0.9) + 0.4*1*0.5 = 0.68, (8.3)
 
 что при распозновании по формуле (8.1) позиционирует уровень SW на 100% как высокий.
 
  Изложение примера закончено. Аналогичным образом можно осуществить матричную свертку при переходе от частных показателей силы/слабости бизнеса по базовым факторам к интегральному показателю силы/слабости бизнеса. Нужно только определить веса базовых факторов в интегральной оценке.
 
 
 8.3. Маркетинговый блок. Двумерный анализ "конкурентоспособность - перспективность"
 
  Пусть мы имеем два интегральных измерителя бизнеса: конкурентоспособность бизнеса и его перспективность. Тогда мы можем проводить анализ в рамках модели Shell/DPM 3х3, имеющей высокое практическое значение для стратегического планирования [Hoichens-Robinson]. Главный вывод, который можно сделать на основе модели - это позиционировать бизнес и тем самым определить его место и роль в совокупном портфеле бизнесов Компании.
 
  Конкурентоспособность (А) можно измерять на основе следующих базовых факторов:
 * соотношение доли бизнеса и доли основного конкурента (RCP - Relative Competitive Position) - a1;
 * распознаваемость имени Компании - a2;
 * сила бренда бизнеса/Компании - a3;
 * развитость дистрибьюторской сети - a4;
 * технологические позиции бизнеса - a5.
 
  Перспективность бизнеса (B) можно измерять на основе следующих базовых факторов:
 * доля бизнеса в структуре департамента Компании - b1;
 * темпы роста бизнеса - b2;
 * интенсивность конкуренции с бизнесом на открытом рынке - b3;
 * прибыльность бизнеса - b4;
 * чувствительность бизнеса к бизнес-циклам - b5.
 
  Всем перечисленным базовым факторам ai , bj можно сопоставить 01-носитель. Если исторически эти факторы измеряются на основе другой количественной шкалы (например, от 1 до 5), то можно совершить переход от существующей шкалы к 01-носителю на основе простого линейного преобразования.
 
  Количественную оценку интегральных факторов A и B можно проводить по формуле (1) (стандартная матричная схема оценки), но для распознавания уровня этих факторов следует применять не стандартную пятиуровневую 01-классификацию, а трехуровневую 01-классификацию (рис. 8.1), с подмножествами "Низкий уровень, Средний уровень, Высокий уровень" лингвистической переменной "Уровень фактора". Переход от пяти уровней к трем обусловлен тем, что модель Shell/DDM имеет размерность 3х3 (всего 9 позиций бизнеса).
 
 
  Рис. 8.1. Трехуровневая 01-классификация
 
 Веса базовых факторов в интегральной оценке выбираются на основе дополнительных соображений. Одним из таких соображений может выступить принцип Фишберна.
 
  Рассмотрим пример. Пусть интегральный фактор А бизнеса определен пятью базовыми факторами с системой весов и количественными уровнями, установленными таблицей 8.2, а интегральный фактор B этого же бизнеса определен пятью базовыми факторами с системой весов и количественными уровнями, установленными таблицей 8.3. Требуется качественно определить уровни интегральных факторов A и B на основании трехуровневой 01-классификации.
 
 Таблица 8.2. Матрица для оценки интегрального фактора А
 Фак-торы Зна-чи-мос-ти Функции принадлежности для уровней составляющих факторов: Очень низкий (?1) Низкий
 (?2) Средний
 (?3) Высокий
 (?4) Очень высокий (?5) а1 0.3 0 1 0 0 0 а2 0.15 0 0 0 0 1 а3 0.15 0 0 0 1 0 а4 0.2 0 0 0 1 0 а5 0.2 0 0 0 0 1 Узловые точки 0.1 0.3 0.5 0.7 0.9
 
 
 Таблица 8.3. Матрица для оценки интегрального фактора B
 Фак-торы Значи-мос-ти Функции принадлежности для уровней составляющих факторов: Очень низкий (?1) Низкий
 (?2) Средний
 (?3) Высокий
 (?4) Очень высокий (?5) b1 0.15 0 0 0 0 1 b2 0.3 0 1 0 0 0 b3 0.15 0 0 1 0 0 b4 0.25 0 0 0 1 0 b5 0.15 0 0 0 1 0 Узловые точки 0.1 0.3 0.5 0.7 0.9
 
  Решение. При распознавании мы взяли за основу набор функций принадлежности вида рис. 8.1. Функция принадлежности подмножества "Высокий уровень фактора", определенная на 01-носителе х, имеет следующий аналитический вид:
 
 . (8.4)
 
 В свою очередь, функция принадлежности подмножества "Средний уровень фактора" имеет следующий аналитический вид:
 
 . (8.5)
 
 Соответственно, выполняется:
 
 ?1(х) = 1 - ?2(х) - ?3(х) . (8.6)
 
 Расчет применительно к таблицам 2.11 и 2.12 дает:
 
 A =0.3*0.3 + 0.15*0.9 + 0.15*0.7 + 0.2*0.7 + 0.2*0.9 = 0.65, (8.6)
 
 B = 0.15*0.9 + 0.3*0.3 + 0.15*0.5 + 0.25*0.7 + 0.15*0.7 = 0.58, (8.7)
 
 что при распозновании по формулам (8.4), (8.5) позиционирует:
 * уровень А на 25% как высокий и на 75% как средний;
 * уровень B на 100% как средний.
 
 Изложение примера завершено. Теперь, распознав уровни А и B, можно позиционировать бизнес в соответствии с моделью Shell/DDM. В таблицу 8.4 сведены позиции модели [Hoichens-Robinson] и возможные стратегии ведения бизнеса.
 
 Таблица 8.4. Позиции бизнеса в соответствии с моделью Shell/DDM
 № Уровни факто-ров по пока-зателям Наименование позиции и краткая характеристика Возможные стратегии бизнеса А В 1 В В Лидер бизнеса
 Отрасль привлекательна и предприятие имеет в ней сильные позиции, являясь лидером; потенциальный рынок велик, темпы роста рынка - высокие; слабых сторон предприятия, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается. Продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей. 2 В Ср Стратегия роста
 Отрасль умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Такое предприятие является одним из лидеров, находящемся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильный с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента. Стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса.
  3 В Н Стратегия генератора денежной наличности
 Предприятие занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Оно, если не лидер, то один из лидеров здесь. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли - снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность предприятия высока, а издержки низки.
  Бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода предприятия. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.
  4 Ср В Стратегия усиления конкурентных преимуществ
 Предприятие занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация предприятия достаточно высоки (почти такие же как и у отраслевого лидера), то предприятие может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом. Перед тем, как нести какие-либо издержки в данном случае необходимо тщательно проанализировать зависимость экономического эффекта от капиталовложений в данной отрасли.
 
  Инвестировать, если бизнес-область стоит того, делая при этом необходимый детальный анализ инвестиций; чтобы переместиться в позицию лидера, потребуются большие инвестиции; бизнес-область рассматривается как весьма подходящая для инвестирования, если она может обеспечить усиление конкурентных преимуществ. Необходимые инвестиции будут больше, чем ожидаемый доход, и поэтому могут потребоваться дополнительные капиталовложения для дальнейшей борьбы за свою долю рынка.
  5 Ср Ср Продолжать бизнес с осторожностью
 Предприятие занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у предприятия не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли. Инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения.
  6 Ср Н Стратегия частичного свертывания
 Предприятие занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Никаких особо сильных сторон и фактически никаких возможностей к развитию у предприятия нет; рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли). Поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, предприятие будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса.
  7 Н В Удвоить объём производства или свернуть бизнес"
 Предприятие занимает слабые позиции в привлекательной отрасли. Инвестировать или покинуть данный бизнес. Поскольку попытка улучшить конкурентные позиции такого предприятия посредством атаки по широкому фронту потребовала бы очень больших и рискованных инвестиций, постольку она может быть предпринята только после детального анализа. Если устанавливается, что предприятие способно бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратегическая линия "удвоение". В противном случае, стратегическим решение должно быть решение оставить данный бизнес.
  8 Н Ср Продолжать бизнес с осторожностью или частично свёртывать производство"
 Предприятие занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли.
 
  Никаких инвестиций; всё управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес. 9 Н Н Стратегия свертывания бизнеса"
 Предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли. Поскольку компания, попадающая в эту клетку, в целом теряет деньги, необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше.
 
  Схематически позиции модели сведены на рис. 8.2. Мы видим, что по условиям расчетного примера оцениваемый бизнес позиционируется по строке 5 таблицы 4 "Продолжать бизнес с осторожностью". При этом некоторое смещение в область высокой конкурентноспособности (А+) говорит о том, что бизнес имеет нарастающие конкурентные преимущества, что, при наличии осторожных инвестиций, может позволить ему занять большую долю рынка продаж, т.е. увеличить массу прибыли.
 
 
 
 Рис. 8.2. Позиционная матрица 3х3.
 
 
 8.4. Финансовый блок. Бизнес-план
 
  Как мы показали в главе 4, все финансовые показатели за ряд лет в бизнес-плане уместно представлять в виде треугольно-нечетких последовательностей, характеризующих оптимистические, пессимистические и наиболее ожидаемые финансовые сценарии. Результирующие показатели бизнес-плана по итогам ряда лет (NPV, EVA нарастающим итогом, IRR и др.) приобретают в этой постановке задачи треугольно-нечеткий вид. Соответственно, это позволяет оценить риски - инвестиционной деятельности, срыва финансовых обязательств и т.д. - по методу оценки риска инвестиций, рассмотренного в разделе 4.3 настоящей монографии. Например, если результирующий треугольный показатель Z = {Zmin, Zav, Zmax} в момент времени t должен быть больше уставочного значения P(t), то риск обратного события (срыва плана) вычисляется по формуле:
 
 
  (8.8)
 где
 , (8.9)
 
 . (8.10)
 
 
  В простейшем случае, для треугольно-симметричных результирующих факторов, можно использовать формулу для оценки риска из раздела 4.4 книги. Пусть
 
 Zav,= (Zmax+ Zmin,)/2, D = Zav - Zmin = Zmax - Zav, Z = Zav?D, ? = Zav/?.
  (8.11)
 
  Тогда (8.8) - (8.10) приобретает компактный вид:
 
  . (8.12)
 
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу