<< Пред.           стр. 14 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

  - производственные рабочие и специалисты, непосредственно занятые изготовлением продукции;
  - рабочие, служащие и специалисты, не занятые непосредственно изготовлением продукции, а также административно-управленческий персонал (АУП);
  - весь персонал предприятия.
 
 Таблица 10.14
  Расходы на оплату труда
 Категория персонала Количество чел. Заработная плата (основная и дополнительная) Среднемесячная одного человека Среднегодовая одного человека Всего в год Итого
  Примечание. Если расходы на оплату труда планируется изменять в течение расчетного периода, то данные по зарплате (в табл. 10.14) необходимо указывать по шагам расчета.
 
 
 10.7. Накладные (косвенные) расходы
  При расчете накладных расходов группировка затрат может быть любой удобной для проектанта (например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспортных средств, цеховые расходы, общезаводские расходы, или общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы), но при этом нужно соблюдать следующие условия:
  - выделять амортизационные отчисления в отдельную статью;
  - производить группировку затрат таким образом, чтобы их можно было разделить на условно-постоянные и условно-переменные. Группировка и статьи затрат общепроизводственных и общехозяйственных расходов приведены в табл. П6.6 и П6.7 приложения 6.
  Определение накладных расходов можно производить различными методами, в зависимости от стадии и уровня проработки инвестиционного проекта:
  1) метод прямого счета по каждой статье затрат;
  2) метод определения расходов в процентном отношении к основной заработной плате производственных рабочих;
  3) смешанный метод, когда одна часть статей затрат определяется прямым счетом (амортизационные отчисления; зарплата вспомогательного и административно-управленческого персонала, налоги и сборы, относимые на себестоимость), другая - как процент к основной заработной плате производственных рабочих.
  В случае 2-го и 3-го методов необходимо иметь статистические данные о накладных расходах или собственного предприятия, или предприятий того же профиля и размера.
  Ниже приводится табл. 10.15 расчета амортизационных отчислений, остаточной стоимости и замещения основных фондов, данные которой используются при дальнейших расчетах:
  - амортизационные отчисления используются при расчете издержек производства и реализации продукции;
  - остаточная стоимость основных фондов используется при расчетах среднегодовой стоимости основных фондов для определения налога на имущество и при определении ликвидационной стоимости имущества предприятия;
  - затраты на замещение основных средств и нематериальных активов (основных фондов) учитываются в общих инвестиционных затратах проекта.
  Группировку основных средств удобнее всего производить по амортизационным группам (с одинаковой нормой амортизации).
 
 Таблица 10.15
 Амортизационные отчисления, остаточная стоимость и замещение основных фондов предприятия
 
 
 Номер шага 0 1 ... Продолжительность шага в годах или долях года Наименование основных фондов Первона-чальная стоимость Нормы аморти-зации, % Срок ввода в эксплуа-тацию 1. Основные средства всего, в том числе:
 1.1. Земельный участок
 1.2. Здания и сооружения (по амортизационным группам)
 1.3........................ 2. Нематериальные активы всего, в том числе:
 2.1. Организационные расходы
 2.2. Промышленный образец
 2.3. ............................ 3. Итого
  Указанную форму таблицы можно применять только при линейном способе амортизации. Если применяются другие способы амортизации (способ уменьшаемого остатка, способ суммы номеров чисел лет полезного использования), то необходимо составлять промежуточные таблицы.
  Замещение основных фондов - это списание старых (в основном с нулевой остаточной стоимостью) и приобретение новых.
  При достижении остаточной стоимости основных средств нулевого значения руководство предприятия может принять следующие решения:
  - списать основное средство и приобрести вместо него новое (замещение);
  - продолжать эксплуатацию, предусмотрев увеличение средств на ремонт и содержание.
 
 Итог раздела - накладные расходы по шагам расчета.
 
  10.8. Планирование сроков осуществления проекта
 10.8.1. Горизонт расчета (расчетный период) и его разбиение
 на шаги [22]
  Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) должна охватывать весь жизненный цикл разработки и реализации проекта вплоть до его прекращения и принимается с учетом:
  - степени исчерпанности сырьевых запасов и других ресурсов;
  - прекращения производства в связи с изменением требований (норм, стандартов) к производимой продукции, технологии производства или условиям труда на этом производстве;
  - отсутствия потребности рынка в продукции в связи с ее моральным устареванием или потерей конкурентоспособности;
  - износа основной (определяющей) части основных средств;
  - выполнения организацией своего функционального назначения (ликвидация строительной организации после окончания строительства объекта);
  - окончания срока аренды земельного участка, зданий, сооружений;
  - достижения целевой величины совокупной прибыли и др.
  При необходимости в конце расчетного периода предусматривается ликвидация сооружаемых объектов.
  Горизонт расчета разбивается на шаги. Шагом расчета при определении показателей эффективности могут быть: месяц, квартал, полугодие или год.
  При разбиении расчетного периода на шаги следует учитывать:
  - цель расчета (оценка эффективности проекта в целом, оценка финансовой реализуемости, мониторинг проекта с целью осуществления финансового управления и т.д.);
  - продолжительность различных фаз жизненного цикла проекта. В частности, целесообразно, чтобы моменты завершения строительства объектов или основных этапов такого строительства, моменты завершения освоения вводимых производственных мощностей, моменты начала производства основных видов продукции, моменты замены (замещения) основных средств и т.п. совпадали с концами соответствующих шагов, что позволит проверить финансовую реализуемость проекта на отдельных этапах его реализации;
  - неравномерность денежных поступлений и затрат (в том числе сезонность производства или реализации продукции);
  - периодичность финансирования проекта. Шаг расчета рекомендуется выбирать таким, чтобы получение и возврат кредитов, а также процентные платежи приходились на его начало или конец);
  - оценку степени неопределенности и риска, их влияние;
  - условия финансирования (соотношение собственных и заемных средств, величину и периодичность выплаты процентов за кредиты и лизинг). В частности, моменты получения разных траншей кредита, выплат основного долга и процентов по нему желательно совмещать с концами шагов;
  - "обозримость" выходных таблиц, удобство оценки выходной информации;
  - изменение цен в течение шага вследствие инфляции и других причин. Желательно, чтобы в течение шага расчета цены изменялись не более чем на 10 %. Отрезки времени, где прогнозируются высокие темпы инфляции, рекомендуется разбивать на более мелкие шаги.
 
 10.8.2. Этапы и работы по реализации проекта
  Количество этапов и работы, выполняемые на каждом этапе в процессе реализации проекта, зависят от особенностей конкретного проекта. Но практически все инвестиционные проекты выполняются в три этапа:
  1) предпроизводственный период;
  2) освоение производства или рынка;
  3) работа на полную (проектную) мощность.
  Ориентировочный состав работ первого (предпроизводственного) этапа может быть следующим (пример):
  - государственная регистрация предприятия;
  - получение лицензии на право деятельности;
  - проектные работы;
  - приобретение (аренда) земельного участка и подготовка строительной площадки;
  - строительно-монтажные работы;
  - закупка оборудования и др. основных средств;
  - монтажные и пусконаладочные работы;
  - обучение персонала;
  - сдача объектов в эксплуатацию.
 
 10.8.3. График реализации проекта
  На рис. 10.16 представлен итог раздела - ленточный график реализации проекта (график Гантта).
  График реализации проекта составляется на весь расчетный период с разбивкой по шагам.
  На рис. 10.16 показан график с расчетным периодом - 8 лет. За шаг расчета принят 1 месяц для первого года реализации проекта и 1 год - для остального периода.
 
 Резюме
  Рекомендуется следующая примерная последовательность выполнения бизнес-плана инвестиционных проектов на всех стадиях:
  - общие исходные данные и условия, идея проекта;
  - оценка рынков и мощность предприятия;
  - капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия и другие (некапитализируемые) работы и затраты.
  - месторасположение предприятия, стоимость земельного участка;
  - прямые материальные затраты на производство продукции;
  - организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда;
  - накладные (косвенные) расходы;
  - планирование сроков осуществления проекта;
  - финансово-экономическая оценка проекта.
  В разделе "Общие исходные данные и условия. Идея проекта" отражаются собственно идея проекта, основной замысел, географические аспекты, отраслевая направленность и т.д., в том числе:
  - цель проекта;
  - характеристика товара;
  - предполагаемые рынки сбыта;
 
 20 год 300 300 ( капиталовложения в основные фонды (тыс. руб.) ( выпуск изделий (шт.) Рис. 10.16. График реализации инвестиционного проекта (пример) ... год 300 300 14 год 300 300 13 год 300 300 12 мес. 25 25 11 мес. 20 20 10 мес. 15 15 9 мес. 10 10 8 мес. 80 80 7 мес. 70 70 6 мес. 200 600 60 860 5 мес. 150 500 650 4 мес. 150 150 3 мес. 100 100 2 мес. 10 10 1 мес. 5 5 0,00 Q 0 0 Номер шага Длительность шага
 (годы или доли года) Этапы работы и показатели 1. Предпроизводственный период 1.1. Госрегистрация предприятия 1.2. Лицензия на право деятельности 1.3. Строительные работы 1.4. Закупка оборудования 1.5. Монтажные и пусконаладочные работы 2. Освоение производства 3. Работа на полную мощность 4. Итого первоначальные капиталовложения в основные фонды. 5. Итого выпуск изделий (шт.) Условные обозначения:
 - краткие сведения о конкурентах и участниках проекта;
  - за счет каких средств предполагается осуществить проект.
  Для инвестиционных проектов, осуществляемых действующим предприятием, приводятся краткие сведения о нем.
  Раздел "Оценка рынков и мощность предприятия" обычно выполняется в приведенной ниже последовательности.
  1. Сбор и анализ маркетинговой информации о внешней среде предприятия (микро и макро) при необходимости проводятся маркетинговые исследования.
  2. Определение целевого рынка:
  - емкость рынка;
  - сегментация рынка;
  - позиционирование товара на рынке.
  3. Комплекс маркетинга:
  - решения по товару;
  - установление цены;
  - методы распространения товара;
  - методы продвижения товара на рынке.
  4. Планирование производства и продаж в стратегическом и тактическом аспектах.
  Результатом выполнения раздела являются показатели и решения, необходимые для дальнейших расчетов инвестиционного проекта:
  - экономическое окружение проекта (показатели инфляции, налогообложение);
  - предполагаемый жизненный цикл товара и производства;
  - основные решения по товару исходя из решения по позиционированию;
  - отпускные цены предприятия на товар;
  - каналы распространения товара и затраты на распространение;
  - методы продвижения товара на рынке и бюджет на продвижение;
  - предполагаемый спрос на товар;
  - предполагаемый план производства товара в стратегическом и тактическом аспектах с учетом сезонности.
  В разделе "Капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия и другие (некапитализируемые) работы и затрат" определяются затраты на приобретение капитального имущества и на проведение примерно следующих работ:
  Разработка товара:
  - НИОКР;
  - конструкторская подготовка производства;
  - рыночные испытания (при необходимости).
 
  Технологическая и организационная подготовка производства:
  - технологическая и проектная документация;
  - изготовление средств технического оснащения;
  - приобретение капитального имущества для основного, вспомогательного и обслуживающего производств и общефирменных функциональных служб (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь и прочее капитальное имущество).
  По перечисленным выше работам производится отбор наилучших технологических решений. Производится сравнительная оценка потенциальных поставщиков необходимого капитального имущества. Разрабатывается план размещения объектов строительства и реконструкции и определяются необходимые производственные и общие площади.
  Если предприятие само не производит НИОКР, а покупает лицензионную документацию для производства продукции, то для учета этих затрат в денежных потоках необходимо знать стоимость лицензии и график платежей.
  Раздел "Местоположение предприятия" особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта. Когда содержанием экономической оценки служит проект, осуществляемый действующим предприятием, оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения и т.д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Основная цель выбора месторасположения - максимизация разницы между выгодой и затратами.
  Основные факторы выбора месторасположения:
  - заготовительно-ориентированные факторы;
  - факторы, ориентированные на производство;
  - факторы, ориентированные на сбыт;
  - факторы, установленные государством.
  Основной итог раздела - расчет стоимости земельного участка или арендной платы по вариантам размещения предприятия.
  В разделе "Прямые материальные затраты на производство продукции" производится расчет этих затрат по следующим статьям:
  - основное сырье и материалы;
  - вспомогательное сырье и материалы;
  - покупные полуфабрикаты;
  - покупные комплектующие изделия;
  - тара и тарные материалы;
  - энергия и топливо для технологических целей;
  - транспортно-заготовительные расходы;
  - работы и услуги сторонних организаций производственного характера.
  Итог раздела - прямые материальные затраты на производство единицы продукции.
  Раздел "Организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда" рекомендуется выполнять в следующем порядке:
  - на основе разработанной ранее производственной структуры предприятия (состав цехов, подразделений и служб предприятия) формируется организационная структура его управления с учетом выбранного типа (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, множественная);
  - распределение должностных обязанностей руководства предприятия;
  - группировка персонала предприятия по категориям:
  * непромышленный персонал;
  * промышленно производственный персонал (административно-
  управленческий персонал, специалисты, служащие, основные
  производственные рабочие, вспомогательные рабочие);
  - расчет численности персонала по категориям;
  - определение систем и форм оплаты труда для каждой категории персонала;
  - расчет затрат на оплату труда по категориям и отчислений на социальные нужды.
  Расходы на оплату труда рассчитываются для следующих групп персонала предприятия:
  - производственные рабочие и специалисты, непосредственно занятые изготовлением продукции;
  - рабочие, служащие и специалисты, не занятые непосредственно изготовлением продукции, а также административно-управленческий персонал;
  - весь персонал предприятия.
  В следующем разделе производится расчет накладных (косвенных) расходов. При этом группировка затрат может быть любой удобной для проектанта, но при этом нужно соблюдать следующие условия:
  - выделять амортизационные отчисления в отдельную статью;
  - производить группировку затрат таким образом, чтобы их можно было разделить на условно-постоянные и условно-переменные.
  Определение накладных расходов можно производить различными методами в зависимости от стадии и уровня проработки инвестиционного проекта:
  - метод прямого счета по каждой статье затрат;
  - определение расходов в процентном отношении к основной заработной плате основных производственных рабочих или другому показателю;
  - смешанный метод, когда одна часть статей затрат определяется прямым счетом (амортизационные отчисления; зарплата вспомогательного и административно-управленческого персонала; налоги и сборы, относимые на себестоимость), другая - как процент к основной заработной плате производственных рабочих.
  Рекомендуемая последовательность выполнения раздела "Планирование сроков осуществления проекта" следующая:
  - определение горизонта расчета (расчетного периода) и разбиение его на шаги;
  - определение этапов и работ на каждом этапе реализации проекта;
  - составление календарного графика реализации проекта на весь период с разбивкой по шагам (ленточный график или сетевой граф).
 
 Вопросы и задания для обсуждения
  1. Приведите примерную последовательность выполнения бизнес-планов инвестиционных проектов.
  2. Краткое содержание раздела "Идея проекта".
  3. Опишите примерный план выполнения раздела "Оценка рынков и мощность предприятия".
  4. Перечислите факторы внешней микросреды предприятия.
  5. Факторы внешней макросреды предприятия.
  6. Какую информацию об инфляции необходимо иметь для её учета при экономической оценке инвестиций?
  7. Виды налогов, учитываемых в расчетах эффективности инвестиционных проектов.
  8. Объясните сущность понятия "позиционирование товара на рынке".
  9. Три уровня товара.
  10. Методика установления цен на товары.
  11. Установления цен на товар-новинку (стратегия "снятие сливок", стратегия глубокого проникновения на рынок).
  12. Уровень канала распространения товаров. Определение отпускных цен предприятия для разных уровней.
  13. Комплекс продвижения товаров на рынке. Определения бюджета на продвижение.
  14. Что входит в затраты на приобретение капитального имущества и прочие (некапитализируемые) затраты?
  15. Основные исходные данные и решения, необходимые для проведения технологической и организационной подготовки производства.
  16. Какие технические документы являются исходными для определения состава, количества и стоимости основных средств?
  17. Перечислите основные факторы выбора месторасположения предприятия.
  18. По каким статьям производятся расчеты прямых материальных затрат на производство продукции?
  19. Состав работ и последовательность их выполнения для определения затрат на оплату труда персонала предприятия.
  20. По каким группам персонала предприятия производится расчет затрат на оплату труда?
  21. Методы определения накладных расходов.
  22. Принципы группировки накладных расходов.
  23. Исходя из каких условий определяется горизонт расчета инвестиционного проекта?
  24. Какие основные условия учитываются при разбиении расчетного периода на шаги?
  25. Перечислите этапы реализации практически всех инвестиционных проектов.
 
 Литература
 
  Котлер Ф. Основы маркетига. - М.: Ростинтер, 1996.
  Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. - М.: БЕК, 1996.
  Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). - М.: Экономика, 2000.
  Медведев А. Экономическое обоснование предпринимательского проекта // МЭМО. 1992. № 6, 7.
  Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием.
  - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997.
  Непомнящий Е.Г. Методические указания по выполнению курсового проекта на тему: "Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта". - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
  Новиков М.В., Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта.
  - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1996.
 
 
 11. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
  Этот раздел инвестиционного проекта является завершающим и выполняется в следующем порядке:
  - оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта в целом:
 * издержки производства и реализации продукции,
 * определение потребности в оборотных средствах и прирост оборотных средств,
 * общие капиталовложения (инвестиции),
 * отчет о прибылях и убытках,
 * денежные потоки и показатели эффективности,
 * оценка устойчивости инвестиционного проекта в целом,
 * финансовый профиль проекта.
  - оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров:
 * оценка финансовой реализуемости проекта и расчет показателей эффективности участия предприятия в проекте,
 * оценка эффективности проекта для акционеров.
 
 11.1. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта в целом
  Как было отмечено выше (см. разд. 5.1.1), коммерческая эффективность проекта в целом оценивается с целью определения его потенциальной привлекательности для возможных участников и поисков источников финансирования.
  Показатели коммерческой эффективности проекта в этом случае учитывают финансовые последствия его осуществления для единственного участника (устроителя), реализующего инвестиционный проект в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
  Показатели коммерческой эффективности проекта определяются на основе денежных потоков, расчет которых производится с учетом данных, определяемых по шагам расчетного периода:
  - издержки производства и реализации продукции;
  - потребность в оборотных средствах и прирост оборотных средств;
  - общие капиталовложения;
  - отчет о доходах и расходах и показатели рентабельности.
 
 11.1.1. Издержки производства и реализации продукции (услуг)
  При расчете издержек производства и реализации продукции (услуг) группировка затрат не имеет принципиального значения. Однако при выполнении этих расчетов необходимо соблюдать следующие правила:
  - выделять амортизационные отчисления в отдельную статью;
  - группировку затрат производить таким образом, чтобы их можно было разделить на условно-постоянные и условно-переменные.
  Ниже приведена примерная форма таблицы для расчета издержек производства и реализации продукции (услуг) (табл.11.1).
 
 Таблица 11.1
 Издержки производства и реализации продукции (тыс. руб.)
 Номер шага 0 1 ... Продолжительность (в годах или долях года) Статьи: 1. Объем производства (шт.) 2. Прямые материальные затраты (итог табл.10.12) 3. Расходы на оплату труда производственных рабочих и специалистов, непосредственно занятых изготовлением продукции (итог табл. 10.14) 4. Отчисления на социальные нужды (% от стр.3) 5. Амортизационные отчисления
 (итог табл. 10.15) 6. Налоги, относимые на себестоимость 7. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость 8. Издержки производства (сумма строк 2(7) 9. Издержки производства без амортизации (стр.8 ? стр.5) 10.Издержки по сбыту продукции 11.Издержки производства и сбыта продукции (стр.8+стр.10) 12.Издержки производства и сбыта продукции без амортизации (стр.9 + стр.10) 13.Производственная себестоимость единицы продукции (стр.8/стр.1) 14.Полная себестоимость единицы продукции (стр.11/стр.1) 15.Условно-постоянные издержки 16.Условно-переменные издержки на единицу продукции
 
  Издержки по сбыту продукции состоят из следующих статей затрат:
  - расходы на тару и упаковку изделий (на складах отдела сбыта);
  - расходы на транспортировку продукции;
  - расходы на заработную плату работников, занятых сбытом продукции (погрузочно-разгрузочные работы и пр.), и отчисления на социальные нужды;
  - комиссионные отчисления сбытовым организациям;
  - гарантийный ремонт и обслуживание;
  - расходы на рекламу;
  - расходы на участие в выставках;
  - подготовка продавцов и торговцев данной продукцией;
  - прочие расходы по сбыту.
 
 11.1.2. Определение потребности в оборотных средствах
  (оборотном капитале)
 11.1.2.1. Общие положения
  Необходимость достаточно подробного учета оборотного капитала определяется несколькими факторами.
  Это в первую очередь [22]:
  - объем оборотного капитала, зависящий от типа инвестиционного проекта;
  - уровень прогнозируемой инфляции;
  - степень неопределенности сроков поступления необходимых материалов и оплаты готовой продукции.
  В связи со спецификой процесса производства и обращения существуют определенные особенности в составе и структуре оборотных средств предприятий различных сфер деятельности.
  У предприятий добывающих отраслей практически отсутствуют сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, значительная доля вспомогательных материалов, расходов будущих периодов (затраты на горно-подготовительные работы). Например, большинство инвестиционных проектов в газовой промышленности (кроме некоторых, связанных с газоперерабатывающими заводами, подземными хранилищами газа и др.) не связаны с заметным объемом оборотного капитала и потому не требуют подробной оценки потребности в нем. При разработке таких проектов достаточно использовать упрощенные оценки.
  На предприятиях обрабатывающих отраслей значительными являются производственные запасы. В силу длительности производственного цикла высок удельный вес незавершенного производства.
  В состав оборотных производственных фондов сельскохозяйственных предприятий входят: молодняк животных, животные на выращивании и откорме, корма, семена, запасные части, горюче-смазочные материалы, удобрения, вспомогательные материалы, посевы озимых культур, зябь. Наибольший удельный вес имеют производственные запасы.
  Основным элементом оборотных активов у строительных организаций являются производственные запасы и незавершенное строительное производство. В состав производственных запасов входят запасы строительных конструкций, деталей, блоков, строительных материалов.
  Продукция предприятий транспорта не имеет вещественного выражения, и поэтому отсутствует такой элемент оборотных активов, как незавершенное производство. Оборотные производственные фонды включают в себя вспомогательные материалы, запасные части, топливо, смазочные материалы.
  Оборотные производственные фонды предприятий торговли представлены запасами товаров, вспомогательными материалами. Фонды обращения включают средства в расчетах, денежные средства в кассе и на счетах в банке.
  Особенностью деятельности организаций сферы науки является длительный характер выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Высока доля заработной платы в составе издержек, при относительно небольшом удельном весе материальных затрат. В связи с этим в составе оборотных производственных фондов значительный удельный вес имеет незавершенное производство.
  Расчеты потребности в оборотном капитале при разработке инвестиционных проектов и оценке их эффективности несколько отличаются от аналогичных бухгалтерских расчетов, что обусловлено различиями в учете затрат и результатов, а также необходимостью более точного учета фактора времени [22].
  Расчеты потребности в оборотных средствах представляют определенную сложность и требуют большого объема исходной информации на начальных стадиях разработки проекта. Поэтому для предварительных расчетов или в случае, когда оборотный капитал мал и существенного влияния не оказывает, потребность в нем может определяться укрупненно, например, как определенный процент от среднемесячных (на данном шаге) чистых операционных издержек или себестоимости. Значение такого процента может определяться по данным аналогичных действующих предприятий. При расчетах оборотного капитала отдельные его составляющие могут не учитываться, если специалист, осуществляющий расчет, сочтет, что учитывать их не следует, и приведет обоснование своего мнения.[22]
  На рис. 11.1 приведены методы расчета оборотного капитала для действующих и вновь создаваемых предприятий.
 
 
 
 Рис.11.1. Методы расчета оборотного капитала
 
 11.1.2.2. Аналитический метод определения потребности в оборотных средствах
  Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах на основе их среднефактических остатков с учетом изменения объема производства.
  Условие применения аналитического и коэффициентных методов - наличие сформированной производственной программы, статистических данных за прошлые периоды об изменении остатков нормируемых оборотных активов.
  Потребность в оборотных средствах определяется по формуле
 

<< Пред.           стр. 14 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу